Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 29/2009-02-08

Дорогие друзья!

Мы продолжаем чтение книги Александра Грайцера "Гений игры".

ЧАСТЬ 2. ВЫБОР КИСТИ

(Или об источниках творчества)

БЕЗДОННЫЙ КОЛОДЕЦ

     Вы обращали внимание на то обстоятельство, что когда вы описываете свои чувства или высказываете свою мысль, они становятся словно бы меньше и неинтереснее. Пропадает нечто неуловимое, что вы не сумели передать, даже тщательно подбирая слова и музыку, выверяя линию рисунка и подыскивая цвета. Словно бы в процессе передачи или воплощения слова, цвета, звука и движения произошла утечка чего-то подлинного.

     Еще древние знали о том, что слово произнесенное – есть ложь! Не миновать этого эффекта и моему творению, что поделаешь.

Но сам этот факт говорит о том, что там, в глубине, где зарождается творчество, куда не проникает ум, и где не видит глаз, пребывает какая- то непонятная для нас тайна. Это то, что в религии зовется Богом, в философии – истиной, а на языке обывателей – чудом, непонятностью.

    И когда художнику удается  передать ощущение ее присутствия, он добился цели. Но все равно смысл этой тайны остается неразгаданным ни зрителями, ни критиками, ни даже самим автором. И если бы кто-либо открыл законы, по которым можно было бы вновь и вновь воссоздавать эту тайну на полотне, в музыке или в слове, он бы обрел секрет бессмертия, вечной жизни. Но вся проблема в том, что эту тайну нужно каждый раз разгадывать заново. Она словно бы не стоит на месте и влечет автора за собой в бесконечные дали, привлекая своей неразгаданностью и глубиной.

    Так который век бьются над разгадкой тайны улыбки Джоконды. А сколько поэтов и писателей, художников и композиторов пытаются понять и объяснить тайны любви и ненависти, которым посвящают множество произведений. Но тщетно! Исчерпать эту глубину невозможно!

    Это – бездна!  Но заглянуть в нее мечтает каждый истинный художник и каждый познающий. Тот, кому дорога истина, кто хочет приблизиться к ней и погрузится в нее. Удалось заглянуть краешком глаза в нее и мне.

                  ВСТРЕЧА С БОГОМ

     Как и большинство выпускников советских школ и ВУЗов, я был типичным атеистом со своей октябрятско-пионерско-комсомольской историей. Последнее звено этой цепочки, в виде вступления в коммунистическую партию, в моей биографии отсутствует. По весьма простой причине. Еще в комсомольском возрасте я окончательно разочаровался в коммунистической идеологии. В коммунизме я разочаровался, а ни к чему другому не пришел. А человеку, ох как не хорошо жить без веры, пусть хоть и коммунистической. Вы обратили внимание, как без веры человек становится циничным, злым, неустроенным… Вера одухотворяет, делает жизнь содержательной и целеустремленной.

     А свято место пусто не бывает. И вот, мою, оставленную верой душу, заполнили холодные ветры разрушения. Не имея надежного стержня, опоры, фундамента, ее, как осенний лист, сорвало с места и понесло в поисках тепла, любви и взаимопонимания. Так и тыкалась она, как слепой котенок в разные углы и щели, по городам и весям, где получала по носу, а то и просто в рыло.

     Так продолжалось до тех пор, пока мне в руки ни попалась книга русского религиозного философа Николая Бердяева «Философия свободы. Смысл творчества». Читая ее долго-долго, ум постепенно привыкал и осваивал религиозные понятия, такие как «Бог», «вера», «откровение»… Атеистические стереотипы рушились от энергии бердяевской мысли. Так я был, как поле перепахан и подготовлен под новый засев. А потом пришел Сеятель.

      Однажды ночью я проснулся от чрезвычайно сильной боли, какой мне еще не приходилось испытывать ранее. Мозг, самую мою сердцевину, словно прокалывала огромная невидимая игла. И я в порыве боли и отчаяния закричал свою первую в жизни молитву – «Господи! За что?!!»

      В тот же миг боль прекратилась, а в комнате я явственно ощущал Его невидимое присутствие. Я просто знал, непонятно отчего, что здесь, в моей комнате, в этот момент присутствует Бог. Так человек чувствует, что кто-то стоит за его спиной, хотя и не видит, кто именно? Или так он чувствует, что приближаются какие-то события, хотя никаких логических аргументов или симптомов он не наблюдает. У человека просто есть такая способность – чувствовать сердцем, понимать сердцем, душой. Слышать то, чего не слышит ухо, и видеть то, чего не видит глаз.

      Итак, я находился в Божьем присутствии, но ничего не мог сказать Ему. И даже не поблагодарил за исцеление. Я был просто растерян. Не  знал, что нужно говорить в таких случаях. Не знал, как себя вести. Но я точно знал, что это был Он. В тот момент я ничего не мог сказать о Нем Самом. Какой Он, что Он хочет, что Он любит? Какого цвета у Него глаза (если они вообще есть у Него)? Какого цвета у Него волосы? Какого Он роста? И вообще, красивый Он или безобразный? Я просто удостоверился в Его реальности, и этого было вполне достаточно, чтобы во мне родилась Вера!

      После этой встречи, Бог по-разному стал проявляться в моей жизни. Я словно заново родился. Мне вновь хотелось жить. И мое сердце было наполнено любовью к людям. Жизнь перестала казаться враждебной, жестокой и бессмысленной. Бог примирил меня с ней. Я вернулся домой, к моему Создателю. А в моем творчестве начался новый, совершенно удивительный период.

    Однажды, я написал стихотворение, главной особенностью которого было то, что я явственно ощутил, что  не могу в полной мере присвоить себе авторство над ним. Слова словно бы давались мне с неба, то есть приходили непонятно откуда. Я не мучился, как это было прежде, выискивая темы, сюжеты или образы. Они приходили сами и  гладко ложились под моей рукой на бумагу. Более того, я написал цикл стихотворений, глубокий смысл которых  мне стал открываться много позже, спустя несколько лет. Так я понял, что именно Бог является источником творчества, как и источником жизни.

     Я ощутил себя бездонным колодцем, из которого можно черпать и черпать бесконечно. Но главное, что меня поразило после этой знаменательной Встречи, - я перестал себя чувствовать одиноким. И в творчестве, и вообще в жизни. Я ощущал, что Бог пребывает со мной, и это было здорово!

Продолжение следует...

Новости блога "Записки еретика"

Предлагаем вашему вниманию обзор по материалам двух статей:

Подробности о лефовристе Ричарде Уильямсоне и В Германии падает авторитет католической церкви

В Германии возбуждено уголовное дело против британского епископа

Не утихает скандал вокруг отмены Папой Бенедиктом XVI решения об отлучении от церкви членов Братства Святого Пия Х.  Возмущение немецкой общественности (в том числе и католической) вызывает, прежде всего, возвращение в сан британского епископа Ричарда Уильямсона, публично отрицающего Холокост. Немецкие законы квалифицируют это как уголовное преступление. Прокуратура Регенсбурга завела по этому факту уголовное дело.

Католический иерарх о "туристах в Освенциме"

В ноябре минувшего, 2008 года Уильямсон был гостем проходившего в баварском городке Цайцкофен (под Регенсбургом) семинара католических священнослужителей, организованного Братством. Там было записано телевизионное интервью с ним, которое две недели назад показало шведское телевидение. В этом интервью британский епископ снова отрицал факт массового убийства шести миллионов европейских евреев во время Второй мировой войны.

Уильямсон среди прочего отрицает существование газовых камер. "Я думаю, что в нацистских концлагерях погибли где-то двести-триста тысяч евреев, - сказал он в интервью, - но никто из них не погиб в газовых камерах". Католический иерарх даже привел "доказательство": двери, которые, как он выразился, показывают "туристам в Освенциме".

Все это, как сообщают немецкие СМИ, и стало основанием для возбуждения прокуратурой Регенсбурга уголовного дела по статье о разжигании национальной и религиозной розни.

Кого контролирует дьявол?

Ричард Уильямсон не впервые выступает с подобными "безумными тезисами", как сформулировал один из немецких комментаторов. Еще в 1989 году священнослужитель заявил в одной из проповедей, что Холокоста не было и что его "выдумали евреи, чтобы им позволили создать собственное государство Израиль".

Но ультраконсервативный епископ нападает не только на евреев. Протестанты, по его словам, получают указания от самого сатаны. Женщинам, равноправие которых Уильямсон считает источником многих зол, надо было бы запретить носить короткие юбки и джинсы, а также учиться в высших учебных заведениях.

Уильямсон критикует права человека и реформы католической церкви 

Епископ Ульямсон, отрицающий Холокост и применение газовых камер в нацистских лагерях, в недавнем интервью еженедельному журналу Der Spiegel заявил, что не намерен отказываться от своих слов. "Мне необходимы исторические доказательства. В случае, если я их найду, я изменю свое мнение. Но для этого понадобится время", - подчеркнул епископ.

В том же интервью священник-антисемит подверг критике Второй Ватиканский собор 1962-65 годов, созванный по инициативе Папы Иоанна XXIII и призванный устранить противоречия между доктриной католицизма, традициями церкви и реальностями современного мира. По мнению Уильямсона, решения, принятые на этом соборе, привели к тому теологическому хаосу, в котором сегодня пребывает католическая церковь.

Британский епископ также скептически отнесся к всеобщим правам человека. "Везде, где права человека воспринимаются как объективная реальность, на защите которой должно стоять государство, мы имеем дело с антихристианской политикой", - заявил Уильямсон.

От понтифика ждут решительных мер

Решение Папы Римского о реабилитации епископов братства Святого Пия Х привело к разрыву официальных отношений раввината Израиля с Ватиканом и к приостановке отношений между Центральным советом евреев в Германии и Святым престолом.

По мнению генерального секретаря Центрального совета евреев в Германии Штефана Крамера (Stephan Kramer), высказанного им в интервью еженедельнику Rheinpfalz am Sonntag, Бенедикту XVI следует полностью дистанцироваться от одиозных представителей братства Святого Пия Х.

"Если понтифик намерен действовать последовательно, он должен отлучить всех членов братства Пия Святого Пия Х от Римско-католической церкви за критику Второго Ватиканского собора. Чем больше Папа будет медлить, тем к большим разногласиям это приведет", - сказал Крамер. (ма)

Немецкие католики покидают лоно церкви

6 февраля издание Passauer Neue Presse со ссылкой на главного редактора немецкого отдела радио Ватикана священника Эберхарда фон Геммингена (Eberhard von Gemmingen) сообщило, что в последние дни увеличилось число немецких католиков, заявляющих о своем выходе из рядов католической церкви. "Доверительные отношения между Папой Римским и немецкими католиками пошатнулись", - констатировал Гемминген.

По материалам Deutsche Welle

Далее: Католики - не покорные овцы: разочарование в Бенедикте XVI и массовый выход из церкви 

Католики верят в Христа, а не в Бенедикта XVI

Скандал вокруг Ватикана, начавшийся в связи с возвращением в лоно католической церкви отлученного британского епископа-антисемита Ричарда Уильямсона, продолжает оставаться «темой номер один» в Европе. После того, как многие представители высшего католического духовенства подвергли решение Папы Римского резкой критике, а Верховный раввинат Израиля заморозил отношения с Ватиканом, понтифик призвал Уильямсона немедленно отказаться от заявлений, противоречащих официальной позиции церкви.

Этот призыв был выражен весьма неоднозначно: Папа Бенедикт XVI не объявил о своем требовании вслух, на так называемой «генеральной аудиенции» в среду. Вместо этого его энциклика была оглашена часом позже подчиненными и доведена до сведения общественности в письменном виде. Это дало Уильямсону повод попросту проигнорировать приказ из Ватикана: мол, раз Папа не выразил его вслух, что называется, «ex cafedra», то значит, это был не приказ, а лишь рекомендация.

Одновременно стало известно, что последние события нанесли немалый урон имиджу Папы у него на родине, в Германии: многие епископаты сообщают о случаях массового выхода из католичества. Немецкие католики пользуются своим правом так называемого «временного отхода», заявляя, что не могут оставаться приверженцами этой конфессии, пока престол святого Петра занимает Йозеф Ратцингер. Причем в данном случае, как указывают комментаторы, скандал с епископом-антисемитом вовсе не является причиной такого решения. Он скорее послужил последней каплей, переполнившей чашу терпения прихожан.

Многие из них, как заявляют немецкие епископы, попросту боятся того, что Папа Бенедикт поднял в католической церкви волну реакции, наметив в качестве основной цели отход от положений Второго Ватиканского собора. Пытаясь вернуть в лоно церкви ультраортодоксальных последователей «братства Пия XII», он полностью проигнорировал другую, более многочисленную группу – так называемых «либеральных католиков», тяготеющих к мирскому образу жизни.

Одновременно забеспокоились протестанты. По их мнению, последние действия Папы поставили под угрозу успешно развивавшийся до сих пор экуменический процесс между католической церковью и евангелическими конфессиями. Некоторые теологи, бывшие в свое время богословскими оппонентами понтифика, не преминули заявить о том, что «кардинал Ратцингер был известным ортодоксом, а Папа Бенедикт стал законченным реакционером».

После того, как критика в адрес Папы прозвучала из уст сразу двух европейских политических лидеров: канцлера Германии Ангелы Меркель и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, Папа вынужден был ответить на критику. «Это хорошо, – заявили европейские комментаторы после генеральной аудиенции в среду, – что он отреагировал. Плохо – как он это сделал. Стоило Бенедикту XVI высказать вслух пару фраз в тот момент, когда его слушали миллионы верующих, и вся проблема лопнула бы, как мыльный пузырь. Вместо этого он предоставил секретариату Ватикана обнародовать свою реакцию, но ведь даже очень хороший папский секретарь, кардинал Тарсизио Бертоне – это не сам Папа».

Сейчас все шишки посыпались на администрацию Ватикана – мол, неразбериха стала прямым следствием ее плохой работы. Кроме того, в Германии распространился слух, что на самом деле Папа Бенедикт оказался весьма рассержен критикой со стороны Ангелы Меркель – мол, почему это дочь какого-то протестантского пастора позволяет себе учить понтифика?

Так это или нет, но социологические опросы показывают, что большинство немцев, в том числе и немецких католиков, склонны поддержать не «нашего Папу», а «нашу Энджи». Дело в том, что в данном случае Папа выступает не столько в роли духовного лидера католиков, сколько в роли главы государства – таким образом, спор между Ангелой Меркель и Бенедиктом XVI носит дипломатический характер. Ватикан как государство является постоянным наблюдателем при ООН, так что лидер любой страны имеет полное право подвергать открытой критике действия руководителя этого государства.

Горячо поддержал решение Папы о возвращении в лоно церкви отрицателя Холокоста лидер другого государства — президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. В ответ на его похвалу Папа, конечно же, промолчал, но, как говорится, «скажи мне, кто твой друг». Так что Папе просто нужно разобраться, с каких позиций он в данном случае выступает – как духовный лидер или как светский руководитель.

После недвусмысленно изложенной позиции Папы по отношению к Холокосту евреи посчитали вопрос исчерпанным, но внутрицерковный конфликт, похоже, только разгорается. Определенные круги католического духовенства выразили горячую поддержку решению Папы вернуть в лоно церкви «братство Пия». В первую очередь, речь идет об отличающихся подчеркнутым консерватизмом польских епископах.

Иные лидеры католической церкви, наоборот, наперебой критикуют это решение – главным образом, либерально настроенные немецкие и испанские епископы и кардиналы. Многие из них указывают на то, что Папе пришлось уже во второй раз обратиться к четверым епископам-отступникам с требованием признать положения Второго собора – иначе, мол, ни о каком возвращении речь идти не может. Но раз «братство Пия» по-прежнему не признает ни решения этого собора, ни авторитет Пап, начиная с Иоанна XXIII – каким же образом оно может вообще быть возвращено в лоно церкви?

Конечно, даже Папа Римский – всего лишь человек. И если его подчиненные что-то натворили, он лично за всеми уследить не может. Но как глава Ватикана он несет ответственность за дела этих подчиненных и ради того, чтобы разрешить недоразумения, может и должен вмешаться лично и навести порядок. Он этого не делает, а вместо того предпочитает сердиться на Ангелу Меркель за критические высказывания в свой адрес.

Именно слабость Папы как руководителя пугает католиков. Его готовность идти на безответные уступки, проявленная в отношении ультраконсервативных отступников, и одновременно упрямый отказ хотя бы выслушать представителей либерального крыла церкви уже сейчас, по крайней мере, в Германии, почти ничего не оставили от былого восторга немецких католиков Папой-соотечественником. Лозунг «Мы – Папа!», звучавший в Германии повсеместно еще не так недавно, сегодня забыт. Представители администрации Ватикана называют былые восторги немцев «дешевым популизмом», который, по их мнению, мало значит для понтифика, но, похоже, они просто лукавят по долгу службы. В конце концов, современные европейские католики – не средневековые овечки, а люди, родившиеся и выросшие в демократических государствах.

Борис Альтнер Россия, Санкт-Петербург
http://www.rosbalt.ru/2009/02/05/615795.html

Другие статьи блога "Записки еретика":

Радужная эволюция норм, или Страсти по КиноВыходу

В Москве на Поклонной горе планируется построить буддийский храм

В Азербайджане отметят Международный день противодействия гомофобии

Большинство шведских пасторов готовы венчать однополые пары

Международный день отказа от мяса

А так же Комментарии к кампании в защиту "Троицы" Рублёва (текст ниже):

Даю ссылку на блог Левона Нерсесяна, где он пишет соответствующий комментарий после завершения сбора подписей под обращением к Президенту http://users.livejournal.com/_corso_/145134.html.
(Под письмом подписалось 1095 человек).

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное