Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 28/2009-02-04

Дорогие друзья!

Сегодня в качестве обзора новостей я предлагаю вашему две статьи, которые показывают контрастное отношение к "реабилитации" католических традиционалистов. Речь идёт об отмене отлучения от католической церкви архиепископа Марселя Лефевра и его последователей. Сегодня на повестке дня оказался выраженный антисемитизм некоторых из них. Однако это на самом деле - всего-лишь последствие их ультраконсерватизма и религиозного фундаментализма, касающегося многих других вопросов.

Итак, статья первая.

Продолжается полемика вокруг возвращения в лоно Католической Церкви епископов-лефевристов

Вена – Берлин – Берн – Прага, 4 февраля, Apic/Благовест-инфо.
Полемика, вызванная возвращением в лоно Католической Церкви четырех последователей епископа-схизматика Марселя Лефевра, не утихает.

Так, архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн в своем выступлении на австрийском телевидении отметил, что сведения о восстановленном епископе Ричарде Уильямсоне были изучены «не слишком тщательно». В результате, по мнению кардинала, без должного внимания остался тот факт, что Уильямсон отрицает ужасы Холокоста. Таким образом, Шёнборн отмечает опасность антисемитизма, против которого была направлена декларация Второго Ватиканского собора «Nostra aetate». Но поскольку последователи Лефевра отрицают данную декларацию (наряду с другими постановлениями Собора), австрийский иерарх выразил опасение, что их возвращение в лоно Церкви не принесет плода. «Того, кто отрицает Шоа, не следовало реабилитировать в Церкви», - заявил кардинал.

Вместе с тем Шёнборн подчеркнул значение речи Бенедикта XVI, в которой понтифик заявил о своей солидарности с еврейским народом и недопустимости отрицания Холокоста.

Сходную точку зрения высказал и кардинал Карл Леман, бывший председатель Германской конференции епископов, в интервью немецкой газете «Welt am Sonntag». Как и Шёнборн, Леман подчеркнул, что комиссия «Ecclesia Dei», подготовлявшая воссоединение лефевристов с Римом, не изучила должным образом сведений о епископе Уильямсоне, прежде всего, о его отношении к Холокосту. «Комиссии следовало бы знать эти факты», - заявил кардинал Леман.

Кроме того, кардинал отметил, что Лефевр и его последователи отвергают многие положения II Ватиканского собора, в том числе носящие догматический характер. В частности, Леман указал, что лефевристы не приняли заявления Собора об отказе Церкви от каких-либо притязаний на мирскую власть и о недопустимости принуждения в вопросах веры.

Леман отметил и ряд других воззрений, характерных для основанного Лефевром Братства св. Пия X. Так, по мнению лефевристов, усиление принципов коллегиальности в епископате подрывает авторитет Папы (что противоречит постановлениям II Ватикана), а любая экуменическая деятельность является "предательством истины".

Немецкий кардинал считает, что истоки лефевристского движения следует искать в монархической организации «L'Action française» («Французское действие»), существовавшей в 1900-х годах. Уже в 1914 году Папа Пий X признал деятельность организации несовместимой с католической верой, так как «Французское действие» проповедовало «воинствующий католицизм» и антисемитизм. По словам кардинала Лемана, лефевристов отличает сходное мировоззрение, лишь скрываемое под видом горячей преданности латинской мессе.

Кроме того, кардинал отметил, что в Церкви, по его мнению, до сих пор остается «накипь антисемитизма и ксенофобии». По словам Лемана, опыт его работы во главе епископской конференции показывает, что именно проблемы отношений к иностранцам и евреям всегда вызывали самые бурные дискуссии, причем выступления были «по большей части оскорбительными».

Вместе с тем, по словам Лемана, все сказанное вовсе не означает, что Папа поддерживает «ультраправые» силы. Кардинал подчеркнул, что считает ложным такое впечатление, сложившееся из-за заявлений Уильямсона.

Бурную реакцию на восстановление лефевристов проявила и часть либерально настроенных мирян. Так, швейцарский философ и психотерапевт Карола Майер-Зееталер заявила о своем решении выйти из Католической Церкви. Как объяснила на страницах приходского журнала «Berner Pfarrblatt» 81-летняя ученая, такое решение было продиктовано «гуманистическими и этическими соображениями». В возвращении лефевристов в лоно Церкви Мейер-Сеталер усмотрела угрозу «человечности и человеческому достоинству».

Негативное отношение к восстановлению лефевристов высказывается и за пределами Католической Церкви. Так, свое неодобрение выразила Конференция старокатолических епископов Утрехтской унии. В коммюнике Конференции выражается опасение, что восстановление четырех епископов – это «начало отступления от фундаментальных реформ и достижений II Ватиканского собора, которые приветствовали старокатолики». Прежде всего, недовольство старокатолических епископов вызвали заявления епископа Уильямсона. Члены Конференции выразили опасение, что возвращение лефевристов в лоно Церкви помешает иудео-христианскому диалогу.

Констрастная позиция: Свояк свояка видит издалека: православные фундаменталисты одобряют католических - статья, которую я привожу ниже.

Есть такая пословица: "свояк свояка видит издалека" (или: "рыбак рыбака видит издалека", что то же самое).

Православный священник Александр Шаргунов о решении Папы Римского снять анафему с архиепископа Лефевра и его единомышленников.

"Снятие Ватиканом анафемы с Лефевра не может не впечатлять. С одной стороны, это кажется невероятным, потому что он обвиняет Католическую церковь в великой измене, с другой – это вполне логично: папа Бенедикт XVI оказался верным тем взглядам, которые он разделял во время упоминаемого Собора", – сказал в интервью "Русскому журналу" протоиерей Александр Шаргунов, комментируя решение римского понтифика принять в лоно Католической церкви четырех отлученных британских епископов, принадлежащих к консервативной группе Марселя Лефевра, который выступил с жесткой критикой решений Второго Ватиканского собора. Помимо этого была снята анафема и с самого Лефевра, умершего в 1991 году.

Как напомнил отец Александр, "архиепископ Лефевр оценил Второй Ватикан как "внешнюю и внутреннюю для Церкви революцию", "отступничество, проникшее в церковную иерархию вплоть до самой ее вершины"".

"Лефевр не просто критикует папу Иоанна XXIII, папу Павла VI, но и позволяет себе такие выражения, которые с точки зрения правоверного католика просто невозможно употреблять. Он утверждает, будто это предательство Господа Иисуса Христа и Его Церкви. В книге Лефевра "Они предали Его" подозрение становится уже уверенностью", – добавил православный священник. "Снятие анафемы Ватиканом с архиепископа Лефевра и его последователей заставляет задуматься о том, что от проблем, поднятых ими, невозможно просто отмахнуться", – отметил отец Александр.

По его словам, эти проблемы во многом волнуют и Православную Церковь: "В центре всего у Лефевра стоит критика либерализма. Он говорит о попытке реализовать в рамках либерализма три свободы. Во-первых, это свобода разума от всякой объективно установленной истины. Ведь истина, с точки зрения либералов, которых он отождествляет с деятелями Второго Ватиканского Собора, это то, что находится в бесконечном становлении и поиске: никто не может претендовать на исключительное обладание истиной. Во-вторых, свобода веры от догматов: невозможно принять раз и навсегда данную богооткровенную истину. В-третьих, свобода воли от закона, сдерживающие начала которого якобы несовместимы с достоинством человека и его совестью. Справедливость и актуальность этой критики Лефевра для нас очевидны".

Лефевр также ставит под сомнение установку Второго Ватиканского Собора на "открытость миру", напомнил священник. "Он говорит, что вовсе не в экуменизме заключается миссия Церкви. Церковь должна быть подлинно миссионерской – иными словами, она должна обращать людей к истинной вере. Экуменизм же – это попытка найти долю истины в заблуждениях и остаться на этом уровне. Фактически это означает отрицание истинной Церкви", – пояснил православный пастырь.

"Отрадно, что папа Бенедикт XVI, несмотря на беспрецедентную критику Лефевром обновленного католицизма и конкретно последних пап, пошел на такой шаг", – подчеркнул протоиерей Александр Шаргунов.

Рассуждая об актуальности размышлений Лефевра для Православия, отец Александр сказал: "Сегодня наша Церковь, как в свое время и католическая, стремится вырваться из самозамкнутости, она озабочена судьбой будущих поколений.

... После Собора многие католические епископы и священники повернулись к миру, чтобы попытаться помочь ему. Но здесь была некая крайность. Она заключалась в принятии ценностей мира. Фактически произошла новая Реформация...

"Открытость миру" выражалась, в первую очередь, в активном участии католической Церкви в строительстве земного града. И это означало, прежде всего, невидение ею реальной картины мира ... Попытка вырваться из замкнутого круга самоизоляции может быть весьма опасной".

"Во взаимоотношениях с миром надо соблюдать рассудительность и осторожность. В России, как и во всем мире, происходит страшное обесценивание традиционных духовных ценностей. ... И у нас призыв распахнуть все окна, "открыться" миру, в то время как воздух мира отравлен, едва ли может быть уместен. Существует опасность, что не Церковь может войти в мир, а мир со всем, что в нем есть, – в Церковь. Во все времена мир борется с Церковью, пытаясь стереть ее с лица земли, разрушить изнутри или смешать с грязью. Или совершить такие подмены, где Православие могло бы легко слиться с другими исповеданиями и раствориться в них", – подчеркнул священник.

Признавая "стремление к обновленчеству в некоторых наших церковных кругах", священник вместе с тем обратил внимание на особенности русского консервативного менталитета: "Только у нас в России был возможен раскол старообрядчества. Шок от "культурной революции" в Церкви, о которой некоторые сейчас говорят, был бы очень велик. Абсолютное большинство духовенства и мирян с возмущением отвергают ее".
По материалам "Русской линии"

Другие новые материалы на эту тему в нашем блоге "Записки еретика":

Понтифик продолжает "продвигать" фундаменталистов (сообщение о назначении другого ультраконсервативного священника в епископы)

Продолжение конфликта между представителями иудаизма и Ватиканом

Антисемит извинился, но не перед теми, кого оскорбил...

Критика Папы Бенедикта XVI не только вне церкви, но и внутри её

А так же другие новости нашего блога:

Правительство Исландии возглавит открытая лесбиянка

Гендерные стереотипы – источник гомофобии

Старая песня про прозелитизм

Патриарх Кирилл напомнил Президенту о симфонии властей

Умерла Сюзанн Венгер, посвятившая свою жизнь сохранению африканской языческой культуры

И, наконец, Возвращаемся к проблеме рублёвской "Троицы" - сообщение приводится ниже:

Предлагаю вашему вниманию ссылку на Окончательный текст открытого письма в защиту "Троицы" Андрея Рублева 

Собрано около 900 подписей, которые указаны после текста в этом сообщении и двух следующих.

Просьба ко всем небезразличным перепостить эту ссылку у себя для того, чтобы это письмо стало известно широкой общественности.

Если кто не в курсе проблемы, см.
И вновь про судьбу рублёвской "Троицы"

Письмо планируется отправить Президенту РФ в четверг.

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное