Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Бунтарь": философско-образовательный проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 4/2008-10-25

Дорогие друзья!

Мы продолжаем публикацию книги Александра Грайцера «Тебе принадлежит свобода». В сегодняшней главе Саша продолжает рассматривать вопрос о свободе и власти в церкви – вопрос, который, как я отмечала в прошлый раз, глобально относится не только к церкви, но и к любым сообществам людей.

Саша противопоставляет два типа власти – авторитарный и теократический. Под последним он подразумевает свободу духовного развития человека. Проблема в том, что большинство верующих под «теократией» (то есть «властью Бога») подразумевают ни что иное, как тот же авторитаризм, производящийся от имени Бога иерархией (неважно какой, ортодоксальной или протестантской). Не секрет, что многие верующие восстают против принципов свободы и демократии, противопоставляя им то, что они называют «теократией», то есть, по сути, тот же авторитаризм.

Саша же, как раз наоборот настаивает, что подлинная теократия (то есть «власть Бога») – это власть свободы, по сути своей близкая к демократии, как вы увидите из статьи. Вопрос этот косвенно рассматривала и я в прошлом (к примеру, в статье О причинах фундаментализма и тоталитаризма в вопросах веры), когда писала, что в сознании многих верующих господствует авторитарный образ Бога: бог – тоталитарный диктатор, в образ которого и «преображаются» верующие в такого «бога». Но о таком образе никак невозможно сказать иоанновы слова, которые, казалось бы, принимают все христиане: «Бог есть любовь». Любовь несовместима с тоталитаризмом и насилием. Любовь даёт свободу. Любовь несовместима с авторитарным правлением. Поэтому я абсолютно согласна с Сашиной идеей, что подлинная теократия – это свобода, уважение к индивидуальности каждой личности, которые на практике могут осуществляться лишь в демократических сообществах, и творческое познание Истины.

О последнем мне хочется сейчас сказать особо. Возможно, мои размышления не вполне соответствуют теме сегодняшней Сашиной главы, но они достаточно важны для понимания всей нашей позиции в целом и так же касаются следующих глав книги.

Творчество можно назвать своего рода «кредо» Саши, поскольку Саша применяет понятие творчества не только к так называемым «светским» или «мирским» сферам жизни, но и к сфере религии. Многим верующим такой подход совершенно непонятен и, более того, кажется еретичным. И это ещё одна причина, почему творческое постижение Истины заслуживает отдельного освящения.

Начнём с определения понятий. В психологии творческие способности человека называются креативностью (от слова creatio – творить). Известный гуманистический психолог А.Маслоу, исследуя самоактуализированных личностей (тех, кто достигает самовыражения, раскрытия своей индивидуальности), особо выделяет их творчество, креативность.

Чтобы быть креативным, человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна (хотя и это всё входит в понятие креативности). Так, говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся личностью, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

«…Кpеативность самоактуализиpованного человека сpодни кpеативности pебенка, еще не испоpченного влиянием культуpы, - пишет Маслоу, - Кpеативность - фундаментальнейшая хаpактеpистика человеческой пpиpоды, это потенциал, данный каждому человеку от pождения. По меpе социализации большинство из нас утpачивает способность к невинному и наивному воспpиятию жизни, очень немногие люди выносят ее из детства или, уже повзpослев, вновь обpетают ее. Сантаяна называл эту способность "втоpичной наивностью".  

… Чем бы ни занимался твоpческий человек, что бы он ни делал, во все он пpивносит пpисущее только ему отношение к пpоисходящему, каждый его акт становится актом твоpчества. В этом смысле звания твоpца может заслужить любой самоактуализиpованный сапожник, поpтной или кондитеp. Даже отдельный акт зpительного воспpиятия, акт видения может быть твоpческим».

Под «культурой» имеются в виду социальные стереотипы. Религиозные стереотипы так же относятся к их числу. Люди, которые достигают самореализации, свободны от стереотипов: в их действиях проявляется их личностная индивидуальность. Они креативны, они – творцы нового, собственного, личного восприятия реальности. Соответственно, если они верующие, их вера так же освобождается от стереотипов «толпы», «массы».

Противоположностью креативности или творчества, является свойство, называемое ригидностью. Ригидность [от лат. rigidus — жесткий, твердый] — неспособность и неготовность человека к перестройке запланированной схемы мышления и поведения в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. Можно без преувеличений утверждать, что религиозные фундаменталисты – это ригидные личности. Ведь если человек имеет творческое видение, он рано или поздно, так или иначе, выходит за рамки сложившихся стереотипов. Креативная, самоактуализирующая личность будет задыхаться в условиях жёстких стереотипов, словно рыба, вытащенная из воды, и в конечном итоге сумеет преодолеть их.

Всё тот же Маслоу пишет: «…как мы уже говоpили, эти люди в гоpаздо меньшей степени подвеpжены влиянию культуpы, ее запpеты не становятся для них абсолютными, не пеpеходят в pазpяд внутpенних запpетов и огpаничений, они гоpаздо менее "окультуpены" по сpавнению со сpеднестатистическим человеком. Понятно, что эта "некультуpность" позитивна, и я склонен называть ее спонтанностью. Самоактуализиpованный человек искpенен и естествен, и возможно, отчасти в этом пpичина того, что обычные люди часто склонны счесть его одаpенным, талантливым человеком. Hаблюдения за детьми дают нам основания пpедполагать, что каждый из нас когда-то обладал этой спонтанностью и, быть может, в глубине души по-пpежнему искpенен и естествен, но не может пpоявить этого, скованный тяжелыми цепями запpетов и огpаничений, налагаемых на нас культуpой.

Hо если все обстоит именно таким обpазом, то не впpаве ли мы пpедположить, что, сбpосив оковы культуpы, мы окажемся в цаpстве всеобщей кpеативности?»

Сравнение Маслоу креативного человека с ребёнком навевает воспоминание о словах Иисуса Христа в Евангелии: «Будьте как дети. Если не умалитесь и не будете как дети, то не войдёте в царство небесное». Умаление – это отказ от идеи своей значимости. Взрослый многое знает и ничему не удивляется, взрослый скован множеством стереотипов мышления и поступков. Стереотипы мышления он принимает за знание, такой человек уверен, что он всё знает и понимает «правильно». Стереотипы поведения – это принятые нормы «праведности». Такой человек в религиозном сообществе делается фарисеем, которые внешне всё соблюдает «правильно» и поэтому убеждены в своей «праведности». Фарисеи, консерваторы, фундаменталисты, традиционалисты – это ригидные люди, которым Иисус предлагает сбросить оковы стереотипов, стать ребёнком, как бы начать жизнь заново, увидеть мир в новом свете.

Чтобы открыть новое, нужно почувствовать, осознать, что старое неудовлетворительно. Однако фарисей, консерватор, фундаменталист и традиционалист всегда убеждён в незыблемости основ старого, поэтому защищает старое всеми силами, цепляясь за него ногами и руками. Такие религиозные люди возводят стереотип в ранг непогрешимой и непререкаемой догмы.

Но жизнь никогда не стоит на месте, она меняется, и в новых условиях необходимы новые подходы, новые решения и новые действия. Необходима свобода от прежних стереотипов. Религиозные традиции и заповеди, безусловно, учат человека, помогают его взрослению, так же как и духовные наставники. Но самоактуализированная личность, познав «азы», находит СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ. Она вбирает в себя лучшее из опыта старого, но не копирует его, а преобразует его видение в нечто новое.

Все люди разные, каждый неповторим, а потому нет и не может быть единого пути для всех, единого предписания, единого стереотипа. Творческая личность идёт индивидуальным путём, она творит новое, СВОЁ личное видение, и потому она свободна. Она воспаряет над «массой» толпы, словно горьковский буревестник, который гордо реет над волнующимися водами моря, не боясь бури. Таким был Иисус. Он воспарил над стереотипами, не боясь гнева фарисеев, за что и был распят.

Елена Преображенская

Теперь слово Саше Грайцеру.

Из села в  село  гонят  нас, а  мы  идем   и  идем.     Как  тяжело  на   душе,   и  земля  неприветлива,  и холодно, и уже смерка­ется, а мы все идем и идем.

На небе - ни одной звездочки. Хоть бы молния где-нибудь сверкнула. Но засияет скоро та звезда, которая была обещана нам!

        Старые дома уже позади. Уже и халупы прошли. Впереди видны только шалаши пастухов. Позади остался шум города, где мы никому не были нужны, откуда все нас выгоняли. А впереди - животные, невинные творения. И так нужно, чтобы среди тех, кто не умеет обманывать, - ибо животные не умеют этого делать, - среди них нужно явиться Правде.

       Тучи, расступайтесь быстрее! Появляйся та звезда, которая была нам обещана!

       Люди, родные существа на двух ногах! Не все вы хотите преклониться, а немудрая худоба уже на коленях стоит.

       Не ищите богатства среди богатства. Там, где есть бедность, там - ваше богатство! Наибольшее сокровище, дарованное миру, тут - в яслях!

       Со всех концов мира несут дары, чтобы увидеть Чудо из Чудес, посланное человечеству.

        Люди, люди, неужели Царю, Который имеет всё, нужны ваши богатства?! Он же Сам вам может дать то, что вам и не снилось! Он даст то, что вы сами не сможете попросить и взять.

        Люди, поймите, что у вас уже есть все то, что вам будет необходимо!

 

ИСТИНА  ВЛАСТИ И  ВЛАСТЬ  ИСТИНЫ

 

Истина имеет власть. Однако эта власть поpoй не такова, какой мы себе ее представляем. Власть Истины принципиально отличается от всех других видов власти: производственной, общественной, партийной, военной, го­сударственной и т.д. Истина - это власть Божья и это особая власть, потому что пути этой власти уникальны, неповторимы, они не поддаются подражанию, тиражированию, копированию. Суть власти Истины в том, чтобы освободить, выявить максимально потенциальную творческую силу, заложенную Творцом в свое тво­рение, - силу любви, гармонии, красоты, которая будет высвобождена лишь тогда, когда Истина будет признана и утверждена. Поскольку Истина осво­бождает, она, как правило, не действует насильственным образом, но образом утверждения, поддержки, утешения, выявления и обличения. Мудрость научает и созидает, исправляет и воспитывает. Суд Истины состоит в том, что люди. отвергшие ее, попадают во власть лжи и заблуждения, вследствие чего несут ущерб или погиба­ют. Однако власть Истины на Земле первоначально доверенная человеку, в резу­льтате его падения (отпадения от Истины) была извращена и обра­тилась в свою противоположность. Не удивительно, что теперь с поня­тием власти у нас ассоциируются  такие явления как принуждение, насилие, подавление, сила, действующая против личности, подчиняющая и порабощающая ее. Истиной власти сейчас является то, чтобы этой властью завладеть, подчинить себе все, что можно подчинить, и держать ее в своих руках  как можно дольше. Поэтому в важнейшем для судеб мира вопросе о власти непримиримо столкнулись власть Истины (или власть Божья) и противоположная ей власть - пад­шая, которую мы, следуя библейской традиции, называем властью Кесаря. От того, какая именно власть установлена над человеком, зависит его жизнь , его судьба, счастье и свобода.

Церковь - особый институт в мире, призванный и созданный Богом для того, чтобы свидетельствовать о Нем, утверждать Его Истину, показывать людям правиль­ный путь и устроение жизни. Церковь должна являть миру правду Божью и таким образом утверждать Истину. Однако, исторически сложилось так, что церковь, пер­воначально принявшая от Христа откровение об освобождающей власти Бога, не смогла удержать и утвердить его в своей жизни. Мирское, падшее понимание власти, как орудия навязывания человеку чужой воли извне, проникло в церковь и утвердилось в ней. Последовавшая за этим цепь разделений и расколов церкви лишь подтвердили то, что свобода  перестала быть живительной средой церкви, оказывающей на человека благотворное влияние и практически ушла из нее. Сказанное, конечно, не означает, что Бог совсем ушел из церкви и из сердец верных Ему. Вовсе нет. Однако же, церковь утеряла то особое, полное благословение Божье, и Бог стал проявляться в церкви лишь в той мере, в какой люди стали Ему позволять это делать. Искажение Божьего откровения о власти принесло церкви неис­числимые потери и приносит до сих пор. Человек, входящий в церковь сегодня, принимает на себя бремя кесаревой власти, маскирующейся в личину власти Бо­жьей.  Это явление пророчески предвидел и описал пророк Даниил, говоря о мерзости запустения на Святом месте, поставленной нечестивым царем. Человек подчиняет себя церкви, думая при этом, что оказывает послушание Богу. Но послушание Истине освобождает, тогда как послушание падшей власти, нао­борот, порабощает. Поэтому церковь несет на себе вину за искажение Божьих принципов власти и введение в заблуждение многих людей. "Кому много дано, с того много и спрошено будет".

Чтобы понять принципы Божьей власти в церкви, необходимо помнить о том, что церковь не является какой-либо организацией, или учреждением со свой­ственной им иерархией властных полномочий, передающихся сверху вниз. Церковь - это собрание верующих во Христа, еще лучше сказать, что это - обще­ние в Истине. И, конечно же, это свободное общение верующих, основанное на служении Христа верующим и христианском служении верующих друг другу. Сильные служат немощным, помогая им познавать Бога и ощу­щать на себе Его поддержку и помощь. Слабые становятся крепкими и сами в свою очередь начинают служить другим. Так церковь растет, распространяется и укре­пляется. Такой образ власти, основанный на любви, церковь должна являть миру, который в конце концов, должен заквасится Божьей закваской и преобразоваться в Божье Царство.

Проблема падшей власти заключается в том, что руководители не желают слу­жить своим ближним, а наоборот, желают, чтобы им служили. И пользуясь этой властью делают все возможное, чтобы приобрести привилегии и установить свой контроль. Когда руководители не несут бремя служения своим ближним, они сами становятся  для них бременем, порой непосильным для паствы. Даже свой собственный крест нести тяжело, несоизмеримо тяжелей нести на себе еще кресты своих руководителей, которые роскошествуют за счет своей паствы и господствуют над ними. Такие руководители становятся соблазном и преткнове­нием для верующих. Однако, ирония судьбы заключается в том, что паства, раздавленная непосильным бременем, взваленным на нее руководством, становится пассивной и безынициативной и уже сама является бременем для своих руководи­телей. И все вместе они идут к погибели.

Злоупотребления властью или господство падшей власти возможно там, где нет  полноценного общения в Истине, где распространению Истины поставлены преграды. Авторитаризм (единоличное управление церковью одним или несколькими людьми) является одной из самых широко распространенных преград. Церковью управляет Христос, Истина, а не пастор. Конечно, в от­дельных случаях (например, когда создается новая община), ею может на пер­вых порах управлять один человек. Однако, это должно быть вынужденной мерой, к которой следует прибегать лишь в крайних случаях. Как свидетель­ствует Писание, Святой Дух ведет руководителей к делегированию данной им власти другим членам общины, к разделению власти, к умножению даров у ве­рующих, к развитию инициативы в служениях. В идеале, к которому зовет нас Христос, ни один член общины не должен быть освобожден от ответственности за церковь. Ответственность же делегируется только вместе с правами, когда человеку дается реальная возможность влияния в церкви, внесения в нее свое­го вклада, дара Христова, данного лично каждому.

Таким образом, церковью, общиной  посредством Святого Духа должна управ­лять сама же церковь, вся община. Общее собрание верующих должно решать основные вопросы жизни общины. Собрание должно избирать или переиз­бирать пастора, а также делегировать властные полномочия Совету (группе людей, избранных общим собранием), если есть в том нужда, для решения теку­щих вопросов. Таким образом, и пастор и Совет будут  ответственны не только перед Богом, но и перед общим собранием, перед людьми, которым они служат. Это затруднит злоупотребления властью, будет способство­вать устранению этих злоупотреблений. Когда Святой Дух излился в день Пя­тидесятницы, Он раздал Свои дары  всем членам общины, а не одному.

К сожалению, существуют общины, в которых есть  и общие собрания, и Советы, но все это  не имеет реальной власти, а служит лишь ширмой для злоу­потреблений какого-нибудь руководителя. Реальность такова, что многие верующие практически не готовы к свободе и поэтому легко поддаются манипуляции, причем, не только в церкви, но и на работе, дома, в обществе, в политике. Выход из этого положения только один: постепенно людей нужно подготавливать к ответственности, к осознанию своих прав, возможностей и власти в Господе, способствовать формированию у них активной позиции верующего. Именно поэтому в церквях сейчас необходимо внедрять библейский образ власти, утверждать власть Истины, а не власть Кесаря, заинтересованного в том, чтобы люди были ему послушны, безынициативны и слепы.

Бывают случаи, когда в общине успешно действует Совет, есть общее собрание и даже выборная система служителей. Но пастор умело концентрирует в своих руках всю власть. И хотя он может "дать дорогу" различным служениям в общине, однако, при этом он жестко контролирует каждого служителя и фактически руководит всем. При таком пасторе служители не могут развить своего полного потенциала, а служение не может войти в свою силу. Это явле­ние подобно карликовым деревьям, которые не имея возможности расти вверх, вырождаются в сложные конфигурации ветвей, сплетающихся в узлы. Наличие жесткого пасторского контроля, неумение дать свободу в служении другим, есть ни что иное, как недостаток веры с его стороны, недоверие Господу и своим сотруд­никам. Хотя, как правило, оно прикрыто словами о лежащей на пасторе ответственности и желании сделать все как можно лучше. Если верующие доверяют Господу в ведении общины, то они также должны доверять Ему контроль над ситуацией в церкви. Если же контроль осуществляется человеком, то, как правило, это становится контролем доктринальным, плотским, основанном на эгоизме и ам­бициях и под действием нечистых контролирующих духов.

Пастор или любой другой служитель в церкви всегда должны помнить о том, что они служат Господу и это служение осуществляется посредством    «креста», то есть через «умерщвление» своей плоти, амбиций, эгоизма, ограниченности. Наших знаний и умений всегда нам недостает, потому нам нужна вера, постоянное упование на Господа и действие Его силой и мудростью, а не своей собственной. Часто руководители становятся "стражниками" своего понимания и представления, они судят со своей колокольни, не понимая того, что Бог возможно, хочет  от них акта веры, расширения понимания, хочет показать в данной ситуации новые пути и возможности. Однако, без восхождения на крест; без смирения перед Господом, без веры эти новые возможности и пути не исследуются. Если руководитель в своем служении не ищет Бога, он неизбежно  будет подавлять инициативу других, не замечать новых представившихся возможностей и губить (терять) людей.

Стало общим местом говорить о том, что каждый человек, приходящий к Гос­поду, дорог Ему, для каждого у Бога есть свое место в церкви, свой особый план и функция. Однако, все это остается невостребованной истиной, предполагающей бережное обращение с каждым приходящим, индивидуальный подход. В этой ситуации пастор, образно говоря, должен стать тонким ювелиром, огранщиком алмазов, способным помочь человеку раскрыть в себе то неповторимое уникальное дарование, которое дал ему Господь.

Увы, но, к сожалению, стало обычным явлением, когда приходящего в церковь человека, что называется, берут в оборот, подчиняют себе руководители, заставляют его выполнять чуждые ему функции, используют его как подручный материал. А тех, кто не желает "быть использованными", что называется "отбраковывают", избавляясь от них. Почти в каждой церкви есть такие  неудобные  для руководства люди, которые не вписываются в уже сформированную лидерами концепцию. Однако, именно такие люди, нуждающиеся в особом внимании, требующие от лидеров нелегкого труда не только над ними, но и над самими собой, как правило, являются для церкви большим бла­гословением. Они, "трудные", являются свидетельством Божьей Истины о том, что Бог желает всех нас видеть неповторимыми личностями, а не общей серой безынициативной массой, не имеющей ни собственного мнения, ни целеустремлен­ности. Община станет более сильной именно тогда, когда будет состоять из сильных личностей, а не из слабого "большинства", объединенного страхом подчинения руководству. Церковная община это место, где человек должен выковы­вать характер Христов, обретать образ и подобие Божье, а вовсе не навыки зависимости от начальства и рабскую психологию.

Единство, создаваемое в общине с помощью дисциплинарных мер, утверждае­мых руководством сверху, - это законническое единство, раздираемое изнутри склоками, сплетнями, интригами. Это даже не единство, а лишь его видимость. "Железная рука", конечно, может навести порядок, который бу­дет основан на страхе и унижении. Единство "выращиваемое" бережно в свобо­де, с помощью поисков порой нелегких путей взаимопонимания и сотрудниче­ства, - есть единство любви и дружбы. Только оно есть истинное единство, которое Господь хочет видеть в наших общинах. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев мы не умеем общаться в свободе, уважать друг друга, слушать, а главное, не умеем слышать один другого. Умение вступать в диалог и вести его - это искусство, которому нужно учиться, чего мы порой не понимаем, а значит, и не стремимся к этому. Когда мы будем способны уви­деть в нашем ближнем Христа, тогда мы поймем, что Божьи дары и проявле­ния бесконечно разнообразны. Тогда мы будем ценить друг друга, как Божье благословение всем нам. Мы все - разные. Давая друг другу возможность быть разными и непохожими друг на друга, мы даем себе возможность быть самими собой, такими, каких нас сотворил Бог. Такое общение возможно только в свободе, без всякого принуждения и давления сверху, без всякого контроля руководства. Таким общением руководит Сам Господь. И в таком общении принимает полноценное участие вся церковь, вся община.

В заключение предлагается графическая схема двух различных подходов к управлению общиной, один из которых мы условно назвали авторитарным, а второй - теократический. Писание говорит о том, что когда распинали Иисуса, то "поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Матф. 27.37). Говоря иными словами, Христа обвинили в том, что Он выступил против существующего образа власти и утверждал Свою власть. Поэтому Он был причислен к разбойникам и распят как бунтарь. Его убили за конкретную угрозу существующей власти. Ведь Он пришел освободить людей, находящихся в зависимости от мирской, падшей власти, хоть и прикрывающейся религиозной формой. Иисус пришел  вернуть нам власть Истины. Он не совершил политического переворота, как ожидали от Него ученики. Он совершил переворот духовный, ибо понимал, что дать свободу человеку, не готовому к свободе, означает вновь поработить его непосиль­ным бременем свободы. Человек должен быть "научен Царству Божьему", в его сердце должны вселиться любовь и мудрость, а ненависть и злоба, хитрость и коварство, рабство и страх, внедряемые в него властью падшей, властью мира сего, - исчезнуть навсегда. Поэтому Иисус сказал, что Его царство - не от мира сего. Однако, мирская власть хорошо чувствует угрозу, исходящую для нее от власти истинной, от власти Истины. Потому что по истине, вся власть над творением принадлежит Творцу, а не тем, кто ее себе присвоил, захва­тил, завладел. Иисус сказал: "Многие придут под Моим именем и будут гово­рить: Я Христос”, и многих прельстят" /Матф. 24,5/. Многие люди в церкви будут думать или говорить, что действуют от имени Христа по Его воле, но на самом деле будут подчинять людей себе, падшему образу власти, будут не освобождать, а порабощать. Потому что любой человек, получающий власть где бы то ни было, в церкви или в миру, становится ее заложником, если, конечно, он полностью не подчинен Христу в своих действиях.

Истина не порабощает, она освобождает. Даже если человек попадает в очень сложную ситуацию в своей жизни, то пребывая в Истине, он остается свободным. В церкви, как в месте, в котором должна быть утверждена Истина, всегда должна быть свобода, как говорится, "на вырост", для того, чтобы всякая инициатива, любая добрая идея, любой Божий дар могли себя проявить. Только такой образ власти соответствует букве и духу Писания. Даже Моисей, по свидетельству еврейских источников, по своему характеру будучи кротчайшим человеком, и то не смог избежать злоупотреблений властью и превысил полно­мочия, данные ему Богом. За что он не вошел в Землю Обетованную. Лишь Иисус явил нам власть Истины безукоризненным образом, потому что Он Сам является Истиной. 

Обновления на наших сайтах 

1.      1. На сайте «Путь в бесконечность»

Размещены две версии рок-оперы "Иисус Христос - Суперзвезда" - 1973 и 2000 г. См. Видеофильмы

Размещается продолжение документального сериала "Секреты инквизиции" (три первые части были размещены ранее).

Секреты инквизиции. Часть 4 - Ведьмы: Карающий огонь

Описание: На протяжении всей своей истории человечество трепетало при мысли о ведьмах. Бесчисленными жертвами "охоты на ведьм" стали сотни и сотни ни в чём не повинных женщин. Их не просто убивали, а очень долго пытали, стараясь добиться признания в колдовстве. Бесчеловечные истязания, массовые избиения и сожжения на кострах, как санкционированные священной инквизицией, так и спровоцированные обезумевшей от страха и ненависти толпой... Мы приглашаем Вас в путешествие по средневековой Европе, ставшей местом действия кровавых и шокирующих своими масштабами расправ, а также узнаем историю ведьм, как явление, уходящее своими корнями в глубокую древность.

Секреты инквизиции. Часть 5 - Ведьмы 2: Шабаш ведьм

Описание: Второй фильм из цикла «Ведьмы». 1634 год от Рождества Христова. Посланники Ватикана были серьезно шокированы изуверством, с которым велась в то время охота на ведьм в тех местах. Используя своё положение, местные церковные чины прибегают к самым низменным и подлым средствам, чтобы пополнить пустующую казну, объявляя «пособниками нечистого» всех подряд. Достигнув своего апогея, преследование ведьм и колдунов стало угрозой даже и для самых высокопоставленных особ.

Секреты инквизиции. Часть 6 - Ведьмы 3: Вальпургиева ночь

Третий фильм из цикла «Ведьмы». Всем нам знакомы ведьмы из сказок братьев Гримм, таких как «Гензель и Гретель», а также знаменитая Баба Яга из русских народных сказок. Они могут быть хорошими или плохими, но мы знаем: добрые ли, злые ли, они - нечистая сила. Но что положило начало легендам о сказочной старушке с горбатой спиной и крючковатым носом? В попытке изучить историю рождения легенды о ведьмах мы возвращаемся к истокам человечества - вплоть до времен античности, а затем обращаемся к современной истории (20 век), когда древние предания о ведьмах оживают в нацистской Германии. (Очень интересная серия: рекомендую!)

2. На сайтах «Путь в бесконечность» и «Тайны мироздания» создан давно обещанный раздел сайта: FAQ: Ответы на частые вопросы

Вопросы:

1. Каковы отношения между наукой и религией?

2. Может ли наука использовать философские доказательства бытия Бога?

3. Можно ли поставить развитие цивилизации в заслугу христианству?

4. Является ли религия необходимой для формирования нравственных основ?

5. Является ли мораль следствием эволюционного развития или же она дана Богом свыше?

6. Не разрушают ли идеи теории эволюции мораль?

7. Существуют ли научные альтернативы теории эволюции?

8. Можно ли принять "научный креационизм" в качестве научной альтернативы теории эволюции?

9. Является ли дарвинизм единственным вариантом теории эволюции?

10. Означает ли признание теории эволюции отказ от веры в Бога?

11. Можно ли, признавая в Библии ошибки, верить в её боговдохновенность?

12. Является ли признание развития материи признанием правоты атеизма?

13. Является ли атеизм научным, и совместима ли наука с верой в чудеса?

14. О моих убеждениях

 3. Создаётся новый проект «Микрокосм» http://microcosm.ucoz.ru/, который по замыслу должен со временем превратиться в духовную библиотеку, где будут размещаться книги, статьи, видео и музыка. На сайте уже размещены:

 - разные музыкальные видеоролики: христианские, буддийские, индуистские и общего направления. См. Музыкальные видеоролики

- некоторая духовная музыка: песни иеромонаха Романа, Полонез Огинского Песняров и мантры в исполнении Бориса Гребенщикова. См. Музыка MP3

- материалы в категорию История и вера христианских церквей

- материалы в категории: История и учения религий мира и Праздники религий мира

- два сериала ("Удивительные странствия Геракла" и "Зена - королева войнов") в категорию Видео: Мифологические сюжеты

- два фотоальбома:

Картины Рериха

Многообразие религиозного опыта

- две версии рок-оперы "Иисус Христос - Суперзвезда" - 1973 и 2000 г.

См. в категории Видео: Сюжеты Нового Завета

- некоторые материалы в раздел Наши статьи и книги

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Если у вас будет желание, вы можете присылать нам свои комментарии и мысли, собственные статьи и другие материалы по тематике рассылки. Мы можем опубликовать их в рассылке и/или на сайте. Наш адрес - по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер


В избранное