Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-07-24
Традиция Будды Медицины
Роберт Сакс
Каждый из нас обладает потенциальными качествами Будды, просветлённого существа. В отличие от обычных существ, просветлённое существо в полной мере проявило тот внутренний потенциал, который скрыт в каждом из нас. Наши просветлённые качества можно обозначить состоянием радужного тела, безграничностью ума и точным,
но совершенно спонтанным, наполненным радостью действием. Наше радужное тело связано с полным осознанием того, чему учит Сутра Сердца: форма есть пустота, а пустота есть форма. Когда мы понимаем и ощущаем несубстанциональную природу всего того, что мы считаем трёхмерным твёрдым или реальным, мы достигаем состояния бесстрашия и безграничности наших возможностей. Мы становимся надёжным, безусловным источником защиты всех живых существ. Состояние безграничности нашего ума достигается путём освобождения от жёстких
идей, что в свою очередь приводит к раскрытию способности узнавать и понимать вещи ясно - такими, какими они являются на самом деле, от самых земных до глубоких и тонких явлений. Это естественное состояние нашего ума, которое описывается во всех текстах и комментариях. Наконец, ощущая безграничность наших возможностей и будучи подготовленными к правильному восприятию любой жизненной ситуации, мы обретаем силу и уверенность жить и действовать для блага всех живых существ. Свободные от ограничений, наши взаимоотношения
с миром наполняются свежестью, смыслом и радостью.
Что же мешает нам воспринимать мир именно таким? Очень давно, две безграничные кальпы тому назад, этот вопрос послужил стимулом к достижению Просветления для существа, ставшего впоследствии известным как Будда Медицины.
Достигнув Просветления и полностью раскрыв в себе просветлённые качества, о которых упоминалось ранее, Будда Медицины (тиб. Сангье Менла) увидел три яда, мешающие нам проявить наш внутренний потенциал: неведение, привязанность
и агрессию. Говоря проще, мы не до конца понимаем, что происходит, или то, какими ресурсами мы располагаем. С таким ограниченным взглядом на вещи, мы создаём жёсткие идеи относительно всего происходящего, и когда кто-то бросает вызов нашему мировоззрению или всему тому, что мы делаем, исходя из наших жёстких идей, мы испытываем раздражение, негодование, видим в этом конкуренцию или даже угрозу. Будда Медицины смог также увидеть, что такой образ мышления и поведения оказывает влияние на всех уровнях бытия. Неведение,
злость и привязанность являются причинами, по которым мы запутываемся в религиях, философиях, мировоззрениях, отмеченных различными уровнями этернализма и нигилизма. На повседневном же уровне они проявляются в выборе друзей, еды, занятий и так далее. Они являются источником всех наших драм, будь то духовных, эмоциональных или физических.
Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо противоядие. Противоядие не означает устранение трёх ядов, но, в соответствии с традицией и поучениями Будды Медицины,
подразумевает их преобразование. Каждый из ядов является скрытым, невротичным выражением трёх благородных качеств Просветления. Следовательно, преобразуя неведение, мы воссоздаём связь с нашим внутренним потенциалом, нашим радужным телом. Когда мы отпускаем привязанность к жёстким идеям, наши умы открываются своей безграничной природе. Когда мы перестаём воспринимать мир личностно и чувствуем близкую связь со всем сущим, соперничество сменяется радостью и всё, что мы делаем, становится спонтанным выражением
нашей просветлённой природы.
Когда Будда учит, он даёт информацию и руководство как на абсолютном, так и на относительном уровне. На абсолютном уровне наибольшую пользу приносят поучения Дхармы - поучения о том, каким всё является на самом деле, направленные на искоренение источника всех проблем - трёх ядов. В конечном итоге, должно быть преобразовано наше видение. Духовные практики, которые давал Будда Медицины, конкретно направлены на устранение трёх ядов. Ведь если мы испытываем духовный, эмоциональный
или физический дискомфорт, то нам необходимо изменить наше мироощущение, основанное на этих трёх ядах.
В то же время Будда Медицины смог увидеть, что мы, человеческие существа, находимся во власти наших впечатлений. Он увидел, что из-за нашего беспокойства, эмоциональных или физических проблем, мы не можем выйти из затруднительного положения и осознать важность практики Дхармы. И так, чтобы мы могли избавиться от отягощающих нас симптомов и состояний, Будда Медицины дал поучения о врачевании. Эти
поучения от просветлённого источника были переданы через богов и других существ последующим поколениям.
Согласно исто-мифологии (область пересечения истории и мифологии) тибетских источников, Аюрведа, традиционная индийская медицина была передана йогинам Брахмой, который, в свою очередь, получил поучения от Будды Медицины. "Тантра сердца амброзии" или "«Гью Жи»" Тибета, написанная в XI веке великим врачом Юток Йонтеном Гёнпо, считается наиболее полной передачей поучений
Будды Медицины. Единственной целью этих поучений было помочь существам преодолеть свои эмоциональные и физические проблемы, так чтобы они могли применять то, что приносит абсолютную пользу, что связывает их со своим просветлённым потенциалом.
Когда мы обращаемся к медицине древнего периода, то даже если она берёт своё начало от такого просветлённого источника, как Будда Медицины, наше высокомерие часто заставляет нас полагать, что всё это устарело и неприменимо в современном мире. И многих удивляет,
что эти поучения, оказывается, включают в себя все аспекты медицины, известные на сегодняшний день: эмбриологию, педиатрию, геронтологию, пред- и послеродовую медицину, медицину для мужчин и женщин всех возрастов, психиатрию, хирургию и прочее. Рекомендации, которые даёт Будда Медицины, подразделяются на четыре общих категории или уровня: от наименьшего до наибольшего уровня вторжения в организм пациента. Мы начинаем с простых вещей и идём дальше, если состояние пациента требует более глубокого уровня внимания.
Первый уровень, о котором говорится в «Гью Жи», связан с необходимостью изменения образа жизни: соблюдением диеты, выполнением упражнений, релаксацией и отдыхом, соблюдением гигиены. Согласно тибетской Аюрведе, приблизительно 95 % всех симптомов болезней и недомоганий, которые мы испытываем, могли бы быть устранены, если бы мы внесли изменения в наш образ жизни соответственно нашей конституции (что по-тибетски называется «Ранг-Жин») и текущему состоянию организма. Какого рода изменения
необходимо внести, определяет тибетский или аюрведический врач, который проводит диагностику пульса и урины, пальпацию, ведёт наблюдение за пациентом, использует подробную медицинскую историю (включая медицинскую историю родителей и астрологическую информацию). Результатом подобного исследования является понимание того, как у пациента сочетаются три основные энергии, называемые по-тибетски "ньепа" ("доша" на санскрите). Этими тремя энергиями являются: БЕКАН ("капха" на санскрите)
- это физическая основа структур и тканей нашего тела; ЛУНГ ("вата" на санскрите) - это все наши движения: движение нашего ума от одной вещи к другой, движение крови в нашем теле, и даже то, как мы движемся из одного места в другое; ТРИПА ("питта" на санскрите) - это все преобразовательные процессы в нашем теле (такие как метаболизм). Особый способ сочетания этих трёх энергий определяет наше телосложение, то, каким образом мы обрабатываем информацию, какие эмоции у нас наиболее ярко выражены,
и даже наши духовные наклонности. Согласно поучениям Будды Медицины, существует 84 000 комбинаций этих энергий. У людей они могут быть сведены к семи основным типам конституции. Знание того, как именно сочетаются основные энергии в нашем теле, поможет нам улучшить свою жизнь, сделать её менее напряженной и в большей степени способствующей доступу к нашему глубокому потенциалу.
Основываясь на знании того, как часто мы выпускаем ситуацию из-под контроля и только потом признаём, что не всё идёт так,
как должно, Будда Медицины сделал вывод, что в этих случаях необходимо вмешательство на глубоких уровнях, - когда человек слишком слаб или болен, чтобы производить какие-либо изменения в своём образе жизни и вообще видеть от этого пользу. В подобных случаях становятся более уместными второй и третий уровни вмешательства - при условии, что в конце концов клиент начнёт вести правильный образ жизни и не окажется в аналогичной ситуации снова.
Второй уровень тибетской Аюрведы связан с процессами выведения
токсинов из организма и восстановлением сил. Иногда нам необходимо освободиться от избытка загрязняющих наш организм веществ и других проявлений дисбаланса, прежде чем менять образ жизни. То есть необходима детоксикация. Для этого можно использовать травы, пищевые добавки и прочие детоксифицирующие препараты, массаж, гидротерапию, а также методы, известные в тибетской и индийской Аюрведе, такие как Пять Карм («Панча Карма» на санскрите, «Лен Нга» по-тибетски). К таким методам относятся клизмы,
слабительные и рвотные препараты, носовые процедуры, пускание и очищение крови. И только после надлежащей детоксикации становится эффективным второй аспект этого уровня - восстановление сил. Для восстановления сил можно использовать травы, пищевые добавки, эссенции и выжимки (примером служат различные "чулены" и драгоценные пилюли в тибетской традиции и то, что в индийской традиции называется "расаяна"), массаж, гидротерапию с использованием тонизирующих трав и даже травяные клизмы. Однако
восстановление сил может осуществляться и перед детоксикацией в тех случаях, когда человек настолько истощён, что для того, чтобы была польза от предполагаемого изменения образа жизни и детоксикации, необходимо сначала укрепить общее состояние организма. Такой подход к восстановлению сил наиболее уместен в нашей культуре, где очень часто люди, одержимые модными видами экстремальной диеты, истощают свой организм настолько, что для восстановления нарушенного баланса им необходимо заново укреплять иммунитет.
Так как этот уровень подразумевает определённое вторжение в организм, то здесь необходимы специальные познания и понимание со стороны врача. Особенно если врач начинает взаимодействовать с пациентом на физическом уровне, делая ему массаж, назначая различные очистительные процедуры. Считается, что он тогда начинает влиять на карму пациента, и такое взаимодействие имеет последствия как для пациента, так и для врачующего. Таким образом, считается, что на этом уровне важно, чтобы клиент чувствовал себя комфортно
и доверял познаниям и этике врача.
Третий уровень тибетской Аюрведы подразумевает ещё большее вторжение в организм. Здесь речь идёт об экстренной медицине и устранении скрытых проблем, которые требуют радикального вмешательства. К этим методам относятся хирургия, акупунктура и прижигание ("тепловая" форма акупунктуры).
С точки зрения современных представлений о древнем мире может показаться чрезвычайно удивительным, что медицина в Индии, Тибете и других странах мира включала в
себя хирургические процедуры, которые хотя и не основывались на развитой технологии, но были весьма подробно разработаны. Однако во времена нашего средневековья тибетская практика хирургии была на определённом этапе запрещена из-за того, что от операции умерла мать короля.
Тибетцы утверждают, что именно они открыли акупунктуру и научили ей китайцев. С другой стороны, существовала целая система акупунктуры в индийском варианте Аюрведы. Таким образом, кто первым открыл практику акупунктуры, остаётся
неясным. Тем не менее, прижигание - форма акупунктуры, наиболее применимая для высокогорного сухого климата - сохранилась в качестве одной из возможностей лечения в тибетской Аюрведе.
Данные методы лечения применялись в последнюю очередь, - если, конечно, ситуация не была критической. Будда Медицины учил, что существуют тонкие энергетические системы, каналы и точки в теле. Если их перекрыть или неправильно стимулировать, это может привести в дальнейшем к проблемам и даже к фатальному исходу. Здесь
в равной степени необходимы как мастерство, так и выбор времени лечения. Например, тибетская Аюрведа учит, что хирургическое вмешательство, осуществлённое в новолуние, даст плохие результаты. С другой стороны, есть определённые даты, такие как восьмой день лунного календаря или день Будды Медицины, которые весьма благоприятны. Должны также приниматься во внимание личные астрологические карты. И даже при использовании прижигания считается, что определённое время дня и время года лучше для решения тех или иных
проблем. Конечно, в критической ситуации необходимо принимать меры тогда, когда это необходимо. Но всё же, если такая возможность есть, лучше подождать до более благоприятного для лечения периода.
И наконец, последний уровень, о котором говорится в «Гью Жи», - это духовная медицина. Этот уровень считается глубочайшим, подразумевающим наиболее сильное вмешательство.
Если верно утверждение о том, что наш способ восприятия мира определяет то, как мы в нём действуем по отношению к
себе и другим, то, разумеется, изменение парадигмы или появление нового убеждения окажет на нас влияние на всех уровнях. Помогает ли новая парадигма или новые убеждения преобразовать три яда или только усложняет положение? Вопрос чрезвычайно важный, которому особенно мы на Западе уделяем, как правило, недостаточно внимания.
Следствием неправильных религиозных воззрений может стать изменение рациона и даже полное пренебрежение потребностями организма. Могут быть разрушены крепкие семейные, дружеские
и любовные связи и даже пересмотрены взгляды на жизнь и на смерть. И также положительные изменения на этом уровне (когда мы начинаем принимать то, каким всё является на самом деле, в противоположность выдумкам и фантазиям) могут изменить нашу личную жизнь и взаимоотношения с людьми. Но в конечном счёте боль, чувство хаоса и неприятные ощущения, возможные в процессе изменений, должны способствовать ещё большей цельности нас как человека и отношениям любви между нами и другими людьми. Возможно, именно по этой
причине великий учитель Гампопа уделяет так много места в своём "Драгоценном украшении Освобождения" убеждению учеников тщательно проверять учителей и учения. Слишком часто на Западе слышишь об учениках, забывающих о здравом смысле и бездумно бросающихся в объятия различных гуру, которые могут быть как добросовестными, так и не очень. Подобное неверие в собственные возможности и отречение от здравого смысла приводит, в конце концов, к губительному результату.
Наряду с относительно осознанным
личным выбором и принимаемыми решениями в духовной сфере, Будда Медицины признавал, что иногда заложенные в нас предпосылки и даже врождённые ментальные склонности создают определённую почву для влияния на нас негативных сил. Здесь мы говорим об одержимости. Для нашего западного научного ума подобные представления могут показаться неуместными и устаревшими. Но я вспоминаю, как на одной из лекций по Дхарме говорилось о существовании 84 000 различных существ, большая часть которых невидима. Во вселенной существует
гораздо больше невидимого, чем того, что можно увидеть.
Таким образом, на уровне духовной медицины «Гью Жи» учит различным методам, в которых либо пациент сам занимается размышлением и медитацией, либо врач делает медитации, совершает пожелания или даже изгоняет духов от лица пациента.
Наиболее важным на этом уровне является то, что каждому из нас необходимо как можно глубже осознать свою проблему и выявить причину недомогания и последующей болезни, взяв на себя определённую ответственность
за то положение, в котором мы оказались. Здесь мы говорим о том, что необходимо обратить внимание непосредственно на наши склонности оказываться во власти трёх ядов. Такое личное осознание чрезвычайно важно, на какой бы уровень исцеления мы ни надеялись, и оно также важно в качестве отправной точки для изменения того, что мы можем изменить, чтобы нам больше никогда не пришлось столкнуться с тем, что мы испытываем сейчас. Какой бы уровень врачевания пациент ни получал, такое основание необходимо. На него опирается
также духовная практика, помогающая преобразовать три яда. Медитационная практика, напрямую связанная с преобразованием неведения, привязанности и злости, включает в себя представление образа Будды Медицины и использование его мантры. Однако в конкретном случае врачу могут показаться более важными другие медитации. Например, пациенту необходимо развить в себе сочувствие к окружающим, и тогда для создания большей открытости может быть сделан упор на практику Ченрезига (Любящих Глаз).
Так как четвёртый
уровень поучений Будды Медицины может искоренить и преобразовать причины болезней и горестей, он может также ускорить выздоровление и даже вызвать чудесное исцеление. Когда запутанность, сомнения и страх уходят из нашего ума или, по крайней мере, смягчаются в нём, мы обнаруживаем, что живём и действуем в большем соответствии с тем, что приносит нам пользу, и избегаем того, что угрожает нашей жизни. Мы делаем выбор в пользу жизни, отбросив неопределённость и запутанность, и наши тело и ум реагируют на это. Хотя
иногда ущерб, наносимый нашему телу раковыми заболеваниями и прочими хроническими или неизлечимыми болезнями, а также травмами, настолько серьёзен, что ухудшение нашего состояния и даже смерть - единственный возможный исход. В чём же ценность духовной медицины в этом случае?
Корень всех болезней, всех несчастий - в трёх ядах. Преобразовывая корень, мы удаляем причину будущих болезней. Иногда это имеет смысл непосредственно на данном жизненном этапе, а иногда будет являться хорошей подготовкой для
будущих жизней. Если вы прыгаете с отвесной скалы, понимаете, что совершили ошибку, и обещаете себе больше так не поступать, то вы можете засеять семена осознавания того, к чему ведёт подобный поступок, для следующей жизни. Но в данный момент сила тяжести вас не пощадит. Если вы сохраняете сознательность и не охвачены страхом, то эти негативные эмоции не станут частью вашего опыта смерти, и в этом случае сама смерть и то, что после неё последует, может быть только чем-то более позитивным.
В конечном
счёте, составляющие энергии нашего тела (БЕКАН, ЛУНГ и ТРИПА) есть ничто иное, как психо-физиологическое проявление трёх ядов - неведения, привязанности и агрессии соответственно. В свою очередь, эти три яда являются ничем иным, как "невротическим проявлением" нашего просветлённого потенциала: радужного тела, безграничности ума и спонтанной радости.
Будда Медицины учит нас, что, зная о том, как сочетаются в нас эти три яда, изучая способы смягчения их действия на нас посредством сбалансированного
образа жизни, сосредотачиваясь на том или ином уровне исцеления, через который нам нужно пройти, чтобы ощутить свою жизнеспособность и силу, занимаясь духовными практиками, которые преобразовывают эти три яда в нашей повседневной жизни, мы непременно обретём постижение и состояние, равное состоянию Будды Медицины. И если не сейчас, то в Девачене или в Сударшане, Чистой Стране Будды Медицины, мы предстанем в нашем истинном обличье. Завесы иллюзий и разделённости спадут, и мы будем сверкать подобно Будде Медицины.
Роберт Сакс в течение последних 20 лет учился у выдающихся тибетских учителей и докторов, включая Доктора Лобсанга Рабгея. Он обучался практике Будды Медицины у Кхенпо Картхара Ринпоче - многоопытного тибетского ламы, проживающего в штате Нью-Йорк, США.
Перевод с английского - Елена Будникова.
При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.