Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-06-23
Истинные качества буддийского учителя
Кюнзиг Шамар Ринпоче
Поскольку поучения Будды чрезвычайно глубоки и обширны, быть действительно квалифицированным учителем очень трудно. Чтобы стать действительно знающим человеком, необходимо достичь уровня, на котором суть просветленного ума можно понять во всей ее полноте, и где не остаётся места какому-либо
ошибочному утверждению. Людей, достигших такого уровня, крайне мало. Несмотря на это, существует множество образованных учителей, которые демонстрируют впечатляющий уровень интеллектуального познания основных понятий буддийской традиции. Они искусно наставляют учеников в чисто академической манере.
Подход к подготовке ученых осуществляется достаточно строго, что отчасти связано с тем, какой объем материала предстоит изучить. В рамках традиции тибетского буддизма существует большое собрание комментариев
к сутрам, тантрам, а также пояснения других точек зрения, появившихся в связи с учением Будды. Столетия прошли с тех пор, как труды Нагарджуны, Асанги и других высокосовершенных людей и великих ученых были переведены с санскрита и перенесены в Тибет. Там они в свою очередь стали предметом дальнейших комментариев бесчисленного количества тибетских философов. С того времени традиция претерпела длительную эволюцию: для разъяснения всевозможных теорий обсуждались многие темы, постоянно пересматривались и рецензировались
различные работы. В высших учебных заведениях (тиб. шедра), представляющих основные традиции тибетского буддизма, соответствующие области исследования схожи. Видение Мадхьямики считается наивысшим в контексте традиции Махаяна-Сутры (сутр Махаяны). Осваивая его, человек приходит к точному пониманию конечного взгляда, известного как прамана (тиб. цема). Прамана - это исследование с помощью дебатов и анализа различных философских школ, рассматривающих природу познания умом относительных и абсолютных явлений. Праджняпарамита-сутра
(совершенство мудрости) раскрывает поэтапный путь к Просветлению согласно традиции Бодхисаттвы. Абхидхармакоша - это детальный анализ колесниц Шраваков и Пратьекабудд, которые составляют традицию Тхеравады. Ученые изучают также Винайю (дисциплину) и тантрическую философию. Чем глубже изучаются эти аспекты, тем сложнее и обширнее объяснения. Известно, что учеба может длиться 15-20 лет и более. Кроме того, изучаются такие дополнительные учебные предметы, как санскрит, астрология и лингвистика, включающая в себя
грамматику, поэзию и литературу.
Сегодня полный курс в Шедре составляет обычно от 12 до 14 лет. После успешного его завершения каждый получает звание, которое указывает на степень квалификации. В Шедре практикуется обстоятельное отношение к учебе, а окончание того или иного курса предполагает обширные знания по данному профилю. Однако это вовсе не говорит о том, что выпускники глубоко постигли поучения, так как истинное знание простирается далеко за пределы простого сбора информации. Кроме того, после
ещё нескольких лет учёбы сомнения в значении множества текстов и писаний могут отпасть, и тогда появится уверенность в различных философских воззрениях. Тщательное исследование удалит все противоречия, и вопросов без ответов больше не останется. Для такого человека книги, которая могла бы его чему-либо научить, больше не существует. Достигнув этого академического уровня, ученый в состоянии создать научный труд.
Составление философского трактата считалось в Тибете чрезвычайно важным обязательством.
Если известный ученый обладал обширными познаниями в литературе и имел опыт ведения дебатов, ему позволялось писать по любому из упомянутых предметов философского исследования. Однако в этом случае было необходимо также защитить свою точку зрения в публичных дебатах. Для этого требовалась большая эрудиция, потому что недостатки в аргументации, оставшиеся без должных разъяснений, служили основанием для опровержения самого труда и посрамления его автора. С другой стороны, вынесенная остальными учеными высокая
оценка работы приносила автору уважение и известность. В среде продвинутых ученых, которых в традициях Кагью, Сакья и Ньингмапа называли кхенпо, а в традиции Гелугпа - геше, высокого положения можно было достигнуть лишь создав трактат, выдержавший все нападки и прошедший проверку с самых разных точек зрения. Результатом подобного отношения к статусу ученого в Индии и Тибете стали высокие образовательные стандарты.
Хотя получить ученое звание действительно трудно, способность успешно наставлять учеников
при условии владения методами медитации выходит за рамки интеллектуальных достижений. Цель буддийского пути - Просветление, достижение Состояния Будд, и успешное осуществление этого очень сильно зависит от опыта в медитации. Человек может помнить наизусть тысячи книг, однако если он не достиг осознавания, на которое указывал Будда, это значит, что поучения Будды пока не привели его к Просветлению.
Чтобы вести ученика по пути медитации, учитель должен иметь совершенные знания о медитации, а также иметь
опыт практики всех её аспектов. Различные ощущения и проблемы, возникавшие в медитативной практике у самого учителя, позволяют ему проникнуть в суть определенных проблем ученика. Такие навыки нельзя получить посредством накопления теоретических знаний. Именно через опыт можно научиться видеть результаты в той или иной медитативной практике, а в случае их отсутствия - определять пути для их успешного достижения. Кроме всего прочего, у всех учеников есть как свои уникальные способности, так и свои слабости, поэтому
каждому из них необходимо индивидуальное руководство. Очевидно, что лишь мастера, достигшие высокого уровня постижения, способны давать наставления по медитации.
Ярким примером того, насколько ценным является подобное обучение, могут служить отношения Миларепы и его ученика Гампопы. Однажды, находясь на обучении у Великого Йогина, Гампопа, который медитировал в пещере, полностью ослеп. Обнаружив это, он на четвереньках приполз к пещере своего Учителя и поведал ему о своей проблеме. Гампопа был охвачен
страхом. Миларепа же ответил, что беспокоиться не стоит и что происшествие не является ни хорошим, ни плохим. Мастер немедленно установил причину слепоты своего ученика - тот слишком сильно затянул пояс для медитаций!
В другой раз медитация Гампопы в одиночном отшельничестве была прервана появлением тысячи Будд в пространстве над ним. Он поспешил к Миларепе и стал взволнованно рассказывать, что достиг величайших успехов в своей практике. Миларепа спокойно ответил: "Если ты надавишь на глаза пальцами,
то увидишь два солнца, которые, как и твоё видение, всего лишь иллюзия. Это происшествие не является ни положительным, ни отрицательным. Поэтому просто концентрируйся на медитации и не привязывайся к видениям". Поскольку Гампопа сумел оценить по достоинству значимость утверждения учителя, видение исчезло.
Именно выдающаяся способность проникать прямо в суть проблемы позволила Миларепе дать ученику правильный совет. Ученый же, просмотрев различные книги, в первом случае посоветовал бы Гампопе
посетить врача, а во втором заявил бы, что видение Гампопы было действительно великим достижением, и посоветовал бы ему стремиться к таким видениям.
В настоящее время в мире есть множество учителей медитации, но почти все они имеют знание лишь о начальных этапах медитации, поскольку сами являются новичками. Возможно, они способны обучить первым шагам медитативной практики, но у них отсутствует опыт ее более продвинутых стадий. Это в равной степени касается как учителей с высоким статусом, так и тех,
чье положение считается более скромным, если у них нет богатого прямого опыта медитативного осознавания на высоких уровнях. Учителя, не имеющие достаточного опыта в медитации, могут быть полезны в качестве лекторов, которые знакомят людей с буддийскими воззрениями. Даже высокоэрудированный ученый по сравнению с мастером медитации находится в более низком положении. Сочетание этих качеств - эрудированности и опыта в медитации - было бы идеальным условием, если бы не ограниченность во времени. Чтобы мастерски
овладеть теоретическими знаниями, требуются многие годы учебы, но то же самое можно сказать и о совершенствовании опыта на разных стадиях медитации спокойного ума и проникающего видения, вплоть до высшего уровня, известного в традиции Кагью как Махамудра.
Истинная цель буддийской практики - Просветление. Рассматривая наиболее целесообразный метод достижения абсолютного состояния Будды, Миларепа установил, что правильный учитель, правильные наставления, правильная практика и правильные условия дают
в сочетании правильный результат. Это относится к успешному продвижению через все стадии развития - от начальной ступени до Состояния Будд. Итак, правильный учитель - это естественное условие. Если человек стремиться стать ученым, его учителем, несомненно, должен быть ученый. Если же человек хочет достичь Просветления, его учителем должен быть квалифицированный мастер медитации.
По моему мнению, человеку, применяющему буддизм в наши дни, в первую очередь необходимо сформировать четкое понимание сути
буддийского пути, а затем продвигаться далее, как можно больше концентрируясь при этом собственно на практике медитации под опытным руководством.
Компетентность учителя в таком случае не измеряется ни знанием санскрита или английского, ни степенью кхенпо или геше, - она измеряется медитативным опытом и постижением.