Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-06-16
Буддизм и калмыки
Буддизм российского Востока имеет очень богатую историю. Среди предков калмыков – ойратов – Учение распространялось в три волны. Впервые ойраты получили знание о буддизме от уйгур: вероятнее всего, это были поучения Махаяны. Во время второй волны, которая пришлась на начало XII века, распространялись различные направления тибетской школы Кагью. В середине XII века самым
известным лицом в Тибете был Второй Кармапа Карма Пакши – глава традиции Карма Кагью. Его даже пригласили к монгольскому двору – вначале Хубилай-хан, а затем Мёнке-хан.
Многим известна история о том, как внук Чингисхана Хубилай-хан, занимавший престол в Пекине, решил, что монголам, создавшим такую огромную империю, необходима государственная религия. К нему были приглашены представители всех религий, исповедовавшихся на территории Великой монгольской империи. Религиозный диспут,
за которым наблюдал сам Хубилай, должен был решить, какую религию примут монголы. От буддистов приехал пользующийся непререкаемым авторитетом среди тибетцев Второй Кармапа – Царь йогинов Тибета, – который слыл величайшим йогином и чудотворцем. Кармапа немного задержался, к его появлению религиозный диспут шел полным ходом. Когда он вошел в зал и остановился у двери, все чаши и блюда с яствами, находящиеся на столе у Хубилай-хана, взлетели вверх и зависли в воздухе. Хубилай встал и тут же объявил,
что диспут окончен и что победил господин, который только что вошел, а всем остальным следует отрубить головы. Однако Кармапа попросил хана этого не делать, сказав, что разные религии, как разные шапки, подходят для голов разных размеров и что рубить головы нет нужды: пусть каждый выбирает ту шапку, которая подходит ему. Жизнь посланцев была сохранена. Произошедшее описывают не только китайские и тибетские летописи, но и известный итальянский путешественник Марко Поло, живший тогда при дворе Хубилай-хана и бывший
очевидцем события.
Прослышав про Кармапу, брат и соперник Хубилая Мёнке-хан, правивший в Хара-Хото, тоже решил пригласить Кармапу к себе в гости. Кармапа, всегда остававшийся вне политики, естественно, принял приглашение. Так же как и в Пекине, в Хара-Хото он дал монголам буддийское Прибежище, совершив разные чудеса на глазах у большого количества людей и покорив сердца монгол-ойратов, находившихся на службе у Мёнке-хана. Ойраты и дали ему титул Бакши (Учитель). Тогда Хубилай, оскорбленный
тем обстоятельством, что Мёнке-хан провозгласил Кармапу личным учителем, призвал к себе лам школы Сакья – Сакья Пандиту и его племянника Пхагпа-ламу. Так восточные монголы стали последователями Сакьяпы, а западные монголы, т.е. ойраты – последователями Карма Кагью. И вплоть до XVII века традиция Карма Кагью была у ойратов самой популярной.
Третья волна распространения буддизма у ойратов связана со школой Гелуг. В XVII веке она стала главенствующей в Тибете, а духовные связи монголов
и ойратов с Тибетом были в то время довольно прочными. Однако другие традиции тибетского буддизма – Ньингма, Сакья и Кагью (их еще называют красношапочными) – сохранялись у калмыков вплоть до советской власти.
Впрочем, подавляющее большинство калмыков считают себя традиционными буддистами без привязки к той или иной школе. А многие считают себя буддистами по рождению, даже не принимая официально буддийское Прибежище. На их взгляд, достаточно иногда сходить в хурул к ламе, чтобы
он почитал молитву или сделал обряд, и тогда дела наверняка пойдут лучше. Как и везде, практиковать медитацию готовы далеко не все. Однако если страну посещает Далай-лама, все отправляются получить его благословение, так же как если приезжает Сакья Тризин – глава школы Сакья, или главы школы Ньингма. Если приедет Кармапа, к нему тоже все пойдут за благословением. Таким образом, у калмыков, если человек не делает нёндро и не медитирует на Ламу, а только получает благословение, он будет считаться «просто
буддистом». Так было в прошлом, так остается и по сей день. Простые ойрат-калмыки не задумывались, к какой школе относится тот или иной лама. И у калмыков, в отличие от тибетцев, не было теократии, т. е. у власти не стояли религиозные лидеры.
Новый этап развития буддизма в Калмыкии начался с перестройкой. После долгих лет запретов и гонений в Калмыкию наконец стали приезжать буддийские учителя, строиться храмы (хурулы) и центры, ступы (субурганы). В частности, в Элисте возведен самый большой
в Европе буддийский храм - «Золотая обитель Будды Шакьямуни», заложен фундамент буддийского центра Карма Кагью, строятся другие буддийские сооружения. Теперь Калмыкия вновь обрела особый восточный и буддийский колорит. Из соседних областей сюда приезжают на экскурсии взрослые и дети, чтобы полюбоваться восточной красотой и соприкоснуться с буддийской мудростью.
В 2009 году Калмыкия отмечает 400-летие
добровольного вхождения в состав России. Эта дата и приуроченные к ней мероприятия могут послужить хорошим толчком для нового этапа развития буддизма не только в Калмыкии, но и во всей России. Санал Батырев, Элиста Отрывки из статьи, "Буддизм.ру" № 14, 2009 г.