Москва, 25 апреля. Пасхальный шоколадный храм, предлагаемый одним из столичных ресторанов, вызывает недоумение, такая продукция говорит об отсутствии чувства такта в вопросах веры у ее производителей, считает доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.
Ранее на сайте одного известного столичного ресторана появилось пасхальное предложение: шоколадный храм, напоминающий храм Христа Спасителя, сообщает РИА Новости.
«Такая продукция у меня вызывает недоумение. Я не думаю, что здесь есть какое-то злое намерение: скорее всего, люди из самых высоких побуждений захотели предложить и такую необычную форму. Но «промазали», так как есть граница между священным и профанным, бытовым. Не стоит переходить эти границы, тем более что «разрезать» на части храм – а именно так будет выглядеть всё! – совсем не стоит. Перед глазами стоят фотографии, как храм Христа Спасителя был взорван – зачем бередить эти раны? Такая продукция, к сожалению, - следствие недостаточного чувства такта в вопросах веры», – сказал РИА Новости священнослужитель.
Он отметил, что есть традиционные продукты питания – яйца, куличи, пасхи, которые принято есть в праздник Святой Пасхи, они никакого недоумения не вызывают.
«Все же символическое пространство жизни – это очень важное пространство. Мы знаем, что символы концентрируют очень важные смыслы, и не стоит относиться к ним пренебрежительно. Иначе мы так никогда и не выберемся из глубокой ямы девальвации ценностей, в которой по сей день находимся», – сказал священнослужитель.
Монография "Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году" вышла в издательстве ПСТГУ
25.04.2024 15:33 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=107641
------------------------------------------------------------
Москва, 25 апреля. Книга священника Сергея Иванова «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» представляет собой церковно-научный анализ позиции Патриарха Тихона по отношению к советской кампании изъятия церковных ценностей, проведенной под лозунгом помощи голодающим Поволжья в 1922 году, сообщает «Богослов.Ru» со ссылкой на сайт ПСТГУ.
«Акуальность такого анализа уже во многом проработанной историками темы настоятельно требовалась по причине до сих пор имеющих место некорректных интерпретаций патриаршей точки зрения и нехватки проверенных данных по направлениям использования изъятых ценностей в научной литературе», — отмечает автор.
Введение в оборот значительного количества дополнительных архивных источников позволило восстановить деформированную советскими агитаторами картину реального изъятия и реализации храмового имущества на протяжении 1922–1925 годов. В свете новых исторических данных каноническая правомерность патриаршего взгляда на необходимость защиты православных святынь в период антицерковной кампании, выраженного в послании от 28 февраля 1922 года и получившего поддержку большинства верующих, имеет сегодня фактическое подтверждение и является очевидной.
В книге подробно освещается предыстория акции изъятия, впервые публикуются все протоколы возглавляемых им комиссий по ценностям, а также более точные цифры по количеству и стоимости отнятого у Русской Церкви имущества.
Особое внимание автором уделил патриаршей политике по нейтрализации государственных репрессий, отчасти связанных с изъятием ценностей.
Книга будет интересна специалистам, преподавателям, научным сотрудникам и всем, кто интересуется историей России и Русской Православной Церкви ХХ века.
Казань, 25 апреля. Руины собора Казанской иконы Божией Матери с пещерным храмом получат статус объекта культурного наследия федерального значения. Об этом сообщил Иван Гущин, председатель республиканского комитета по охране ОКН на брифинге в Кабмине РТ. Планируется также дать такой статус всему ансамблю Богородицкого женского монастыря, сообщает ГТРК «Татарстан».
Это решение принято после проведения государственной историко-культурной экспертизы. В этом году еще оценят около 100 объектов в Татарстане. Кроме того, планируется исключить из федерального реестра объекты, которые были утеряны и не подлежат воссозданию.
В федеральный реестр включат 20 республиканских памятников археологии, в том числе Казанскую стоянку, а также стоянки «Козья» и «Дубки».
Всего в Татарстане насчитывается 5825 охраняемых объектов, включая памятники архитектуры и истории, объекты археологии и градоформирующие объекты в исторических поселениях.
Иерусалим, 25 апреля. Считается, что глиняный жетон, обнаруженный в ходе раскопок на Храмовой горе в Иерусалиме, служил паломникам, обменивавшимся подношениями во время праздника Пасхи 2000 лет назад, сообщает «Седмица» со ссылкой на издание Heritage Daily.
На жетоне имеется оттиск печати с изображением амфоры и древнегреческая надпись. Вокруг амфоры размещены греческие буквы: ΔΟΥ-ΛΟ[Υ] (DOULOU), родительный падеж личного имени Doulês.
Дулес было распространенным именем в некоторых частях Фракии, Македонии и регионах Черного моря, где в поздне-эллинистический и ранне-римский периоды существовали общины еврейского народа.
Основываясь на форме амфоры, археологи, работающие на раскопах Храмовой горы, предполагают, что жетон датируется второй половиной первого века нашей эры и, вероятно, был принесен паломником-иудеем на Храмовую гору (примерно за столетие до разрушения Второго Храма).
В отличие от типичных глиняных печатей, известных как буллы, жетон защемлен на обратной стороне, что указывает на то, что он предназначен для того, чтобы его держали в руках, а не прикрепляли к узлу, которым крепился документ или контейнер.
По мнению исследователей, этот жетон похож на другой образец, найденный возле Храмовой горы, на котором есть арамейская надпись: דכא/ליה, которая первоначально интерпретировалась археологами как «чистый перед Богом».
«Арамейский знак добавляет дополнительный контекст для знака с греческой надписью с Храмовой горы. Примечательно, что на нем изображен кувшин с вином, что соответствует тексту Мишны, в котором обсуждается несахим, термин, обозначающий возлияние вина, вылитого на храмовый алтарь, а также используемый в целом для обозначения всех компонентов подношения. Вполне вероятно, что этот жетон предназначался для грекоязычных паломников, возможно, включая евреев из диаспоры», — заявили археологи, работающие на Храмовой горе.
Киев, 25 апреля. Наместнику Успенской Святогорской лавры митрополиту Арсению (Яковенко) избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, сообщает СПЖ со ссыдкой на Информационно-просветительский отдел УПЦ.
«25 апреля Донецкая областная прокуратура сообщила, что решением суда владыке Арсению избрана мера пресечения в виде содержания под стражей без альтернативы внесения залога на срок в 60 суток», – сказано в сообщении на сайте УПЦ.
24 апреля на территории Святогорской лавры прошли обыски. Сотрудники Службы безопасности Украины объявили митрополиту Арсению (Яковенко) о подозрении по ч. 2 ст. 114-2 Уголовного кодекса Украины (распространение информации о перемещении, движении или расположении ВСУ, при возможности их идентификации на местности) и увезли архиерея из обители. Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на 8 лет.
Бендеры, 25 апреля. Уникальные рукописные книги представлены на выставке «С пером в руке», которая открыта в культурно-просветительном центре «Древнерусская книжница» при Покровской старообрядческой общине города Бендеры, сообщает «Русская вера».
Как рассказала, открывая выставку, руководитель центра Ксения Костромина, сохранение рукописной традиции во время развившегося книгопечатания является уникальной особенностью русской культуры.
«Казалось бы, при тиражном издании книг рукописи, которые очень трудоемки в исполнении, очень дороги и требуют высокого мастерства, отходят на задний план. Но вовсе нет. И в этом велика заслуга именно старообрядцев», – сказала Ксения Костромина.
После церковного раскола в середине XVII века старообрядцы были лишены возможности вести издательскую деятельность и им пришлось или пользоваться старопечатными книгами, изданными до раскола, или переписывать их от руки.
Переселившись на берега Днестра и Дуная, старообрядцы принесли с собой рукописные книги и саму традицию их создания. На выставке представлены богослужебные книги, синодики, полемика с миссионерами новообрядческой церкви.
Сохранились и старопечатные книги с рукописными вставками, заменяющими утраченные фрагменты текста.
«Когда держишь книгу с такими вставками, ощущение, что человек вложил в нее свою любовь, свое мастерство», – сказала Ксения Костромина.
Одна из них представлена на выставке – «Октоих», сборник церковных песнопений 1604 года издания, переданный в дар храму одной из прихожанок.
«Когда нам впервые ее принесли, мы очень удивились, – призналась Ксения Костромина. – «Это Иван Федоров!» Шрифты Острожской Библии, их невозможно ни с чем перепутать. Но «Октоих» Иван Федоров никогда не издавал».
Проведенное исследование показало, что книга была издана в типографии Ивана Федорова, которую после смерти первопечатника князь Константин Острожский передал в управление Дерманскому монастырю. В течение нескольких лет монастырь выпустил четыре издания: три светских и одно богослужебное – тот самый «Октоих». Тираж его был небольшим. Когда-то в регионе было два экземпляра этой книги. Сейчас один из них хранится в Бендерах, а второй – в библиотеке Московского государственного университета.
Москва, 25 апреля, Благовест-инфо. Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900–1940-е гг.» открылась 24 апреля в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына (ДРЗ). В экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, фотография, архивные документы известных художников, многие произведения которых экспонируются впервые.
Вот неполный перечень имен художников, которых представляет куратор и автор идеи проекта искусствовед Любовь Агафонова: Лев Бакст, Иван Билибин, Леонид Браиловский, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Александра Коновалова, Павел Корин, Клавдий Лебедев, Михаил Нестеров, Николай Рерих, Борис Смирнов-Русецкий, Андрей Рябушкин, Дмитрий Стеллецкий, Василий Чекрыгин, Алексей Щусев.
Выставка входит в многочастную серию в рамках проекта «Изменившие мир. Влияние русских деятелей культуры рубежа XIX–XX вв. на мировой художественный процесс». Как отмечается в экспликации, его концепция плотно связывает литературу, живопись, историю и географию России. Исторические личности и святые, реальные исторические события или те, что стали мифом, вдохновляли художников. Выдающиеся деятели культуры и искусства посвящали этим событиям свои творческие искания. Зритель может наблюдать за интерпретацией русской истории через призму восприятия живописцев, графиков и скульпторов. Несмотря на весьма строгую каноничность ряда сюжетов, художникам всегда удавалось найти собственный стиль в композициях произведений.
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
«Выставка посвящена исключительно русской теме. Мы объединяем здесь, в одном пространстве, художников, которые работали в одно время в России и в эмиграции. У них единый подход: это любовь к России, воспевание ее истории и русское православие как основа всего. Наш Дом призван соединять разъединенную русскую культуру в ХХ столетии, наша основная задача – сшивать те раны, которые были нанесены гражданской войной. И выставка тоже этому служит», – сказал в беседе с корреспондентом «Благовест-инфо» директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин. Он пояснил, что «россыпь великих имен» представлена работами из фондов ДРЗ, Музея музыки, галереи «Веллум», а также ряда крупных частных коллекций, большинство произведений зрители увидят впервые. «Наша экспозиция подчеркивает значимость уникального самобытного искусства России в мировой культуре – это яркое проявление русской цивилизации», – добавил он.
Куратор выставки Любовь Агафонова отметила, что рубеж XIX и XX веков – время перемен и надвигающихся катастроф, «напряженных философско-нравственных исканий» – было самым плодотворным в художественной культуре. Выставка дает представление о том, как эти искания отразились в искусстве: «поиски надмирного, того небесного, на которое человек не может повлиять, но всегда ждет оттуда помощи, идеализация исторических личностей прошлого, поиски идеального существования».
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Один из тематических разделов выставки представляет художников, для которых «ответ на духовные поиски виделся в возвращении к исконно народным, религиозно-нравственным истокам». Здесь можно увидеть редкие работы Виктора Васнецова, основоположника «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом, ставшего главным проводником от эпохи передвижничества к стилю модерн; его младшего брата Аполлинария Васнецова; редчайший подлинный этюд к великой картине Павла Корина «Александр Невский»; первые опыты Ивана Билибина в области монументальной храмовой росписи; работы Клавдия Лебедева, признанного мастера исторического жанра, неоднократно обращающегося к теме Смутного времени; картину и наброски Леонида Браиловского, наследие которого хранится в Ватикане.
Агафонова беседовала с журналистами у картины Михаила Нестерова «Отцы пустынники и жены непорочны», обратив внимание на то, как «звучит» это произведение сегодня, на шестой неделе Великого поста. В экспозиции есть и другие исторические работы Нестерова – мастера «опоэтизированного реализма» (так он сам называл свой стиль).
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Другой раздел выставки – произведения Василия Чекрыгина, Льва Жегина (Шехтеля), Раисы Флоренской, художников группы «Маковец», вдохновленных идеями русского космизма. Так, Агафонова обратила внимание на «райскую» серию Чекрыгина – художник изображает новую жизнь воскресших на других планетах. В этом же зале – деревянная скульптура Сергея Коненкова «Ангел пустыни», изображающая св. Иоанна Предтечу.
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
К 1920-м гг. относятся работы художников группы «Амаравелла»: Бориса Смирнова-Русецкого, Петра Фатеева, также отдавших дань философии космизма, увлекавшихся Ницше, эзотерическими учениями и духовными открытиями Николая Рериха, ряд малоизвестных картин которого можно увидеть в экспозиции. Так, его «Апокалипсис» расположен рядом с картиной Бориса Анисфельда «Четыре всадника Апокалипсиса», написанной в 1946 г. и показывающей ужасы недавней войны.
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
На выставке есть и архитектурный раздел: здесь можно увидеть эскизы Алексея Щусева, проектировавшего Казанский вокзал и храм на Куликовом поле, а также работы Дмитрия Стеллецкого, который создал эскизы росписей этой церкви. Из графических работ последнего обращает на себя внимание портрет старообрядческого епископа Иннокентия.
Как сообщает пресс-релиз, выставка входит в параллельную программу концертного исследовательского проекта «Musica Sacra Nova» Московской государственной академической филармонии и Фонда Николая Каретникова. Тема нынешнего сезона: «От модерна к первому авангарду». В центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность». Проект изучает творчество нескольких поколений отечественных композиторов, художников и литераторов XX века с позиции нового религиозного искусства.
Экспозицию «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900–1940-е гг.» можно посетить в ДРЗ с 25 апреля по 15 сентября 2024 г.
Токио, 25 апреля. Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви архиепископ Токийский, митрополит всей Японии Серафим и председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Антоний (Севрюк) 21 апреля совершили литургию в Воскресенском кафедральном соборе в Токио, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Накануне митрополит Антоний прибыл в Японию с кратким визитом.
Иерархам сослужило духовенство собора, богослужение совершалось на японском, церковнославянском и английском языках.
По окончании литургии состоялась беседа, в ходе которой иерархи обсудили широкий круг вопросов. В дни пребывания в Японии митрополит Волоколамский Антоний также совершил молебен у гробницы святого равноапостольного Николая Японского и встретился с настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиереем Николаем Кацюбаном.
Похороны жертв теракта в пасхальное воскресенье 2019 года. Фото: Roshan Pradeep & T Sunil / fides.org
Коломбо, 25 апреля, Благовест-инфо. Католики Шри-Ланки почтили 21 апреля память своих единоверцев, погибших пять лет назад в результате серии террористических актов в Пасхальное воскресенье.
21 апреля 2019 года террористы-смертники ИГИЛ* взорвали бомбы во время утренней пасхальной мессы в двух католических храмах острова, одной протестантской церкви и нескольких отелях. Всего атака унесла жизни 269 человек, более пятисот были ранены. Среди погибших – 171 католик.
Пять лет спустя после этой трагедии Католическая Церковь в Шри-Ланке объявила, что хочет инициировать процесс беатификации погибших как мучеников.
Архиепископ Коломбо кардинал Альберт Малколм Ранджит совершил траурную мессу в церкви св. Антония в Коломбо (одной из взорванных церквей). Поминовение и две минуты молчания о жертвах терактов прошли во всех католических храмах страны. Процессия верующих отправилась из Коломбо в Негомбо – в этом городе взрыв прогремел в церкви св. Себастиана. Кардинал Ранджит совершил поминовение погибших на кладбище, где они похоронены. В Негомбо прелату была вручена петиция о прославлении погибших с 50 тыс. подписей. Архидиоцез Коломбо передаст документ в ватиканскую Дикастерию по канонизации святых с запросом разрешить начать епархиальную стадию процесса беатификации, сообщает Fides.
Священник Грегори Ваджира Силва из церкви св. Себастиана в Негомбо потерял в «пасхальной бойне» 115 прихожан, 27 из них – дети, сообщает сайт фонда «Помощь Церкви в нужде».
Церковь св. Себастиана находится в районе Негомбо Катувапития – «маленьком Риме», как его называют из-за большого количества живущих там католиков. «Все произошло так быстро, неожиданно, так жестоко. Я не мог поверить своим глазам – повсюду были тела», вспоминает события пятилетней давности о. Силва. Он рассказал о том, что происходило в Негомбо после теракта: все церкви были закрыты из-за опасений новых терактов. Священники ходили по домам пострадавших семей, чтобы оказать им поддержку, там же совершали мессы. На территории церкви св. Себастьяна не было достаточно места, чтобы похоронить всех погибших, и владелец ближайшего кладбища передал в дар храму участок земли для погребения.