Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 24/04/2024
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" https://www.blagovest-info.ru/ Новости за 24/04/2024 ============================================================ Древнейший монастырь отреставрируют в Прикамье 24.04.2024 18:00 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=107629 ------------------------------------------------------------ Фото: temples.ru Чердынь, Пермский край, 24 апреля. Древнейший в Пермском крае – Иоанно-Богословоский монастырь в Чердыни – будет отреставрирован. Как сообщила глава Чердынского района Анна Батагова, реставрационные работы в Иоанно-Богословоском монастыре и в Воскресенском соборе Чердыни начнутся при поддержке администрации губернатора. Иоанно-Богословоский монастырь – старейший монастырь в Прикамье. Он был основан в 1463 году епископом Ионой Великопермским на берегу Колвы. В начале XVIII века для монастыря был построен двухэтажный каменный храм. Он стал первым каменным зданием в Чердыни, сообщает пермское интернет-издание «Текст». По данным Батаговой, в Чердынском округе насчитывается 121 объект культурного значения и 95 археологических памятников. Сейчас в Чердыни идет реставрация нескольких зданий – исторических памятников, в том числе здания бывшего мужского приходского училища (ул. Юргановская 58), здания краеведческого музея (бывшая земская управа на ул. Юргановская, 69), «Особняка Головиных». ============================================================ В Казани отреставрируют бывшую Никольскую единоверческую церковь 24.04.2024 17:18 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=107628 ------------------------------------------------------------ Фото: социальная сеть VK Казань, 24 апреля. В Казани начнется восстановление фасадов бывшей Никольской единоверческой церкви. С результатами историко-культурной экспертизы можно ознакомиться на сайте Комитета Татарстана по охране культурного наследия, сообщает издание ProKazan. Согласно документу, рабочие проведут ремонт фасадов здания, укрепление стен, включая заполнение трещин специальным составом, а также восстановление кирпичной кладки. Кроме того, они займутся восстановлением ограды и одноэтажной постройки, прилегающих к памятнику. Эти работы планируется завершить ко времени проведения саммита БРИКС, т.е. к октябрю 2024 года. Церковь была построена в 1858-1862 годах при поддержке казанских купцов-старообрядцев. До 1850-х на этом месте располагалась «Коровинская» беглопоповская часовня, в 1852 закрытая и сломанная, сообщает сайт «Храмы России». Закрыта в 1929-м, венчания сломаны. Использовалась как общежитие, сейчас – аптека. ============================================================ В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора 24.04.2024 15:49 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=107627 ------------------------------------------------------------ Фото: aed-france.org Уагадугу, 24 апреля. В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора и с ним, по данным местных источников, погибли еще несколько единоверцев, сообщает «Седмица» со ссылкой на catholicnewsagency. Местная служба папского фонда «Помощь Церкви в нужде» 19 апреля осудила похищение и убийство катехизатора в Буркина-Фасо (Западная Африка). В кратком выпуске новостей служба ACN сообщила, что «террористы похитили вечером в четверг (18 апреля) катехизатора Эдуарда Югбаре, и его тело было найдено сегодня утром недалеко от Зигни». Погибший был мирянином прихода Саатенга в городке Фада-Гурме. Другие местные источники уверяют, что вместе с Югбаре террористы похитили и убили еще нескольких христиан. «В последние годы ситуация с безопасностью в Буркина-Фасо резко ухудшилась, при этом христиане подвергаются особой опасности, будучи первоочередной мишенью различных террористических группировок, одержимых исламским экстремизмом», – пояснили в ACN. Насилие над христианами в стране стало одним из следствий широкомасштабного конфликта, в который вовлечены сразу несколько стран африканского региона Сахель – Мали, Чад, Нигер и Нигерия. Благотворительные службы ACN оказывают помощь духовенству и мирянам в Буркина-Фасо. ============================================================ Армения: церковь и кладбище Воскепара отныне не доступны для посещений местными жителями 24.04.2024 14:55 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=107626 ------------------------------------------------------------ Воскепар, Тавушская обл., Армения, 24 апреля, Благовест-инфо. Церковь Святой Богородицы (VII век) села Воскепар Тавушской области Армении с 23 апреля не доступна для посещения верующих, сообщает корреспондент «Благовест-инфо» с места событий. Также недоступными для посещения будут местное кладбище и пантеон погибших в первую карабахскую войну армянских воинов. В результате проведения границы между Арменией и Азербайджаном 23 апреля, в пятидесяти метрах от храма поставили разделяющий границу столб. Фотографией столба в своей соцсети поделился премьер-министр Армении Никол Пашинян. Не согласные с решением премьера Армении жители Тавушской области вместе с главой Тавушской епархии епископом Багратом Галстаняном вот уже неделю выражают свой протест, блокируя сельские дорогие на участке трассы Ереван-Ноемберян-Тбилиси. Силовые структуры не разрешают жителям соседних сел Воскепар, Киранц, Баганис и Беркабер подходить близко к церкви. Именно от этих четырех сел, согласно сделанному ранее премьер-министром Армении объявлению, будут оторваны территории и отданы Азербайджану при демаркации и делимитации границы. Пока жители спорили с премьером во время его недавнего посещения региона, военные Армении разминировали территории, которые будут переданы Азербайджану, и поставили маркирующие условную границу указатели. Эта «граница» проведена примерно в 50 метрах от церкви святой Богородицы и кладбища. Далее к ним не будет возможности проходить гражданским лицам. «Власти Армении распространяют очередную ложь, утверждая, что физически храм остается на армянской стороне. Однако прямо рядом они же проводят границу и на эту приграничную зону с 23 апреля запретили нам посещение», – сказал в беседе с «Благовест-инфо» епископ Баграт, комментируя заявление пресс-службы Пашиняна о том, что церковь физически остается на территории Армении. Обращаясь же к протестующему народу, епископ посоветовал не унывать. «Все только начинается, это не конец, не унывайте. Призываю всех бизнесменов, всех действующих и бывших военнослужащих, всех сотрудников полиции и правоохранительных органов, деятелей культуры. Заявите свою позицию как физически, так и словом. Не берите на себя ответственность за катастрофу. Вы оставили людей в одиночестве, пора исправлять это», – сказал глава Тавушской епархии Армянской Апостольской Церкви. Вечером того же дня прибывшие в область подразделения спецназа применили силу в отношен ии некоторых участников протеста. К утру 24 апреля пресс-служба Следственного Комитета РА сообщила об аресте пятерых участников протеста Тавушской области. Никол Пашинян уже пообещал построить новые дома тавушцам, которые будут вынуждены покинуть свои дома после сдачи территорий. Однако местные жители отказываются от денег и требуют от Пашиняна в свою очередь отказаться от «продолжающейся политики капитуляции Армении». Часть границы, которую уже разминировали и отдали азербайджанской стороне, была одной из самых лучших фортификационно оборудованных оборонных линий Армении после карабахской войны начала 1990-х гг. Тавушцы не верят утверждениям Пашиняна о мире с Азербайджаном, поскольку считают, что премьер провалил все программы, которые могли действительно привести к миру. Поэтому уходить из своих домов тавушцы не собираются и объявили о бессрочных протестах. Воскепарская церковь Святой Богородицы – это центрально–купольный храм, считается одной из жемчужин армянского церковного зодчества, был построен в VI—VII вв. Кажущаяся снаружи небольшая церковь внутри довольно просторная благодаря архитектурному решению – купол опирается на углы приделов или абсид, а образовавшаяся от его тяжести сила распора гасится при помощи упорных ниш. Четкость и гармоничность этих сооружений выражается свободным нерасчлененным внутренним пространством, единством внутренней и внешней композиций здания и повышением его устойчивости (недаром среди этих раннесредневековых памятников многие сохранились в практически нетронутом виде, даже после сильных землетрясений). Таких памятников в Армении четыре – церкви в Мастаре, Ариче, Воскепаре и Артике. Декоративное убранство церкви в Воскепаре соответствует раннесредневековому стилю армянских сооружений: оно сдержанно обрамляет и подчеркивает архитектурные формы церкви. Снаружи прямо угольные выступающие абсиды покрыты двускатными кровлями. В последний раз церковь в Воскепаре отреставрировали в 1975-77 гг. Наринэ Киракосян Фото: Наринэ Киракосян, соцсети ============================================================ Апостольский нунций Петар Ражич завершил свою миссию в странах Балтии 24.04.2024 13:30 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=107625 ------------------------------------------------------------ Фото: president.lv Рига, 24 апреля, Благовест-инфо. Апостольский нунций в странах Балтии архиепископ Петар Антун Ражич совершил прощальную мессу в рижском кафедральном соборе святого Екаба. В дальнейшем он продолжит свою миссию в Италии и Сан-Марино, сообщают латвийские католические СМИ. По окончании мессы архиепископ Рижский Збигнев Станкевич поблагодарил нунция за его службу, отметив, что тот приехал в Латвию, по словам Папы Франциска, как «паломник мира». Как отмечает Информационный центр Римско-Католической Церкви Латвии, архиепископ Станкевич отметил спокойствие и умение папского посланника Ражича вникать в проблемы Церкви в Латвии. Папа Франциск назначил его апостольским нунцием в Литве с 15 июня 2019 года, в Латвии и Литве – с 6 августа того же года. Ранее архиепископ Петар Антун Ражич, канадец хорватского происхождения, служил апостольским нунцием в Анголе, в Сан-Томе и Принсипи. В дипломатическом корпуcе Ватикана работает с 1993 года. ============================================================ Протоиерей Павел Хондзинский: Кант "бросал вызов" русскому богословию 24.04.2024 13:07 | РИА Новости https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=107621 ------------------------------------------------------------ ============================================================ В Болгарской Церкви обнародовали имена кандидатов для участия в перевыборах нового митрополита Сливенского Из списка исключили иерархов, прежде набравших наибольшее число голосов 24.04.2024 12:50 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=107624 ------------------------------------------------------------ Фото: bg-patriarshia.bg София, 24 апреля. Священный синод Болгарской Православной Церкви утвердил список епископов для участия в перевыборах нового правящего архиерея овдовевшей Сливенской епархии. Очередное заседание Синода состоялось 22 апреля, сообщает «Православная жизнь» со ссылкой на официальный сайт Болгарского патриархата. Согласно Уставу БПЦ, правомочными кандидатами на митрополичьи выборы стали следующие иерархи: епископ Величский Сионий; епископ Знепольский Арсений; епископ Мелникский Герасим; епископ Браницкий Пахомий; епископ Главиницкий Макарий; епископ Вельбуждский Исаак. Решением Синода из числа кандидатов исключили епископов Агафопольского Иерофея и Константийского Михаила − архиереев, которые на предыдущих выборах, признанных недействительными, набрали наибольшее количество голосов. Из первоначального списка выбыли также епископ Белоградчикский Поликарп и епископ Смолянский Виссарион. О причинах исключения указанных иерархов не сообщается. ============================================================ Будни и праздники в церковной жизни русской эмиграции 24.04.2024 11:50 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=107623 ------------------------------------------------------------ Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru Москва, 24 апреля, Благовест-инфо. «Церковно-приходская жизнь русского зарубежья: будни и праздники» – такую тему выбрали сотрудники Дома русского зарубежья (ДРЗ) для семинара, который состоялся 22 апреля в рамках научно-просветительского проекта «Отражения». Они представили архивные находки из собрания фондов ДРЗ, позволяющие пролить новый свет на приходские реалии и церковную историю русской эмиграции, а также на биографические подробности, связанные с духовной жизнью выдающихся представителей культуры русского зарубежья. Наталия Ликвинцева, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник ДРЗ – известный специалист по истории религиозной жизни русского зарубежья, неоднократно рассказывала о разных ее аспектах. На этот раз сообщение Ликвинцевой «Приходская жизнь парижского собора св. Александра Невского в середине 1920-х годов» было построено на материале дневников Петра Евграфовича Ковалевского – главного иподиакона собора на улице Дарю, организатора и главы братства служителей собора, «летописца русского церковного Парижа», как называли его современники. Ковалевский ежедневно бывал в соборе на богослужениях, заботился о создании условий для церковной жизни, радел о сохранении всех канонических правил, участвовал в борьбе с «живоцерковниками», организовал при соборе «Общество ревнителей патриаршества». Его записи «пестрят многочисленными реалиями большой приходской общины, со своими разборками, отношениями, курьезами – например, на приходском собрании у графини украли соболье боа…». Он не раз упоминает о том, как тесно в соборе, как переполнен храм на Пасху, как приходят все новые и новые русские («с виду обнищалые, потрепанные»). Это со всей очевидностью говорит о том, насколько велика была у русской эмиграции потребность в церковной жизни. Брат П. Ковалевского был «вечно в разъездах» – он помогал организовать приходскую жизнь по всей Франции. В дневниках отражена «трудная тема» – угроза секвестирования собора после того, как Франция признала советскую власть и возник вопрос о собственности дореволюционной России. Останется ли храм у общины или будет национализирован? Этот вопрос тревожил всех верующих. В конце 1924 г. удалось отстоять храм. А уже в 1925-м произошло долгожданное открытие второго прихода в Париже – удалось купить здание для Сергиевского подворья. Ковалевский подробно рассказывает о том, как всем миром собирали деньги, особо отмечая «лепты эмигрантских вдов», иногда жертвовавших на храм последнее – серебряную ложку, вилку. Несмотря на скудость средств, «чудом» удалось собрать сумму, которой хватило на переоборудование кирхи в православный храм и на организацию Свято-Сергиевского института. Автор описывает процесс создания этого института, который он называет академией, а иногда – монастырем, из-за «полумонастырского» образа жизни, который там предполагался. Сам он сразу же начинает преподавать латынь, в дневниках рассказывает о преподавателях (о. Сергии Безобразове, будущем епископе Кассиане, А. Карташове, В. Ильине и др.) Интересны словесные портреты первых студентов, которые «жаждали учиться», боролись за это право и прямо-таки «неслись» на занятия, боясь что-то пропустить. Свято-Сергиевский институт стал своего рода «филиалом» собора на Дарю, а его первый ректор митрополит Евлогий вникал во все детали организации этого учебного заведения. Фото: domrz.ru Митрополит Евлогий – один из главных героев записей Ковалевского, с ним он общается каждый день, фиксирует «милые подробности» его портрета (например, прихожане заметили, как неудобно ему ходить в котелке, и подарили ему плюшевую шапку). Автор дневников отмечает «благоговейное отношение» митрополита к Патриарху Тихону, подробно описывает, как в приходе восприняли его кончину. «Волна общего горя прямо несется по дневникам Ковалевского в этот период», – отмечает Ликвинцева. Она упомянула еще ряд тем, которые раскрывают дневники Ковалевского: как отмечалась «память о событиях важных для эмигрантов», а на многолюдных панихидах совершалось поминовение царской семьи, новомучеников, Колчака, Пушкина, Достоевского и др.; как организовывалось женское служение милосердия во главе с бывшей фрейлиной Верой Неклюдовой, которая организовала при соборе деятельное сестричество; как, с особым вниманием к детям, устраивались приходские праздники на Рождество и Пасху; как скромно, но весело, отмечались венчания; как сестры Палей создали при соборе молодежный кружок самообразования, где обсуждались доклады на литературные, исторические и религиозные темы. Ликвинцева подчеркнула, что дневники П. Ковалевского, которые он вел с 1918 по 1938 г., – это «бесценный источник» по истории религиозной жизни русского зарубежья. Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru Татьяна Марченко, доктор филологических наук, завотделом ДРЗ, – специалист по творчеству Ивана Шмелева. Она посвятила свое сообщение церковной жизни семьи Шмелевых в эмиграции, назвав его «От Успения на Могильцах до Покрова в Бюсси-ан-От». Названия этих двух храмов – московского и французского, по мысли докладчицы, обозначают начальную и конечную точки постепенного вхождения Шмелевых в церковную жизнь. На основе семейной переписки, переписки И. Шмелева с И. Ильиным и О. Бредиус-Субботиной, а также рассказов писателя, филолог раскрывает путь от некоторой настороженности и даже пренебрежения церковной жизнью в России перед революцией до воцерковления супругов Шмелевых в эмиграции. Марченко рассказала о взаимоотношениях И. Шмелева с духовными деятелями зарубежья, о его щедрых пожертвованиях в афонский Пантелеимонов монастырь и другие обители, о «благотворительности в обратную сторону» (когда он тяжело заболел, ему помогал архимандрит Серафим и з Джорданвилля). Русский писатель скончался в православном Покровском монастыре в Бюсси-ан-От. В конце жизни Шмелев «чувствовал себя в лоне Церкви как в руце Божией», заключила Марченко. Ее рассказ сопровождался фотографией двух икон: семейной иконы Шмелевых с изображением их святых покровителей – прп. Сергия Радонежского, св. Иоанна Богослова и св. княгини Ольги, а также Корсунской иконы Божией Матери, которую А. Деникин в эмиграции подарил Шмелеву. Фото: domrz.ru Юлия Павельева, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ДРЗ, представила сообщение «Проблемы приходской и монашеской жизни в письмах и воспоминаниях русских эмигрантов (мон. Вероники (Котляревской) и Ирины Берхман)». Последняя была одним из руководителей православного прихода в Касабланке, основанного в 1935 г. и многие десятилетия не имевшего постоянного священника. Поиски пастыря были главной заботой прихода, Берхман писала в 1970 г.: «Очень тоскливо без церковных служб и нормальной приходской жизни». Она также оставила записки о православном монашестве во Франции, где посещала ряд обителей. В архивах ДРЗ сохранились письма монахини Вероники из Франции епископам Серафиму (Иванову) и Нафанаилу (Львову), где описывается ее путь к монашеству, которое она приняла в 1925-м, арест и пребывание в концлагере в 1932–1933 гг., годы скитаний за границей. По словам докладчицы, главное в этих письмах – не описание скитаний, а размышления об истинном пути и ответственности монашества за нравственное состояние народа. «Монашество – внутренняя пружина, движущая духом народа, это нравственная санатория, лечебница человеческой души, показатель жизненности народа», – привела Павельева слова монахини Вероники. Ознакомиться с видеозаписью семинара можно на youtube-канале ДРЗ. Юлия Зайцева ============================================================ Сборник песнопений с цитатами из писем новомучеников представили в Москве 24.04.2024 11:10 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=107622 ------------------------------------------------------------ Фото: Елена Дорофеева / blagovest-info.ru Москва, 24 апреля. Издан нотный сборник песнопений литургии в дни памяти новомучеников и исповедников Русской Церкви. Эта книга – дань уважения всем невинно пострадавшим в годы советского лихолетья. Ее составил регент хора храма Всемилостивого Спаса в Митино, преподаватель Российской академии им. Гнесиных Всеволод Тимофеев. Презентация сборника прошла 22 апреля в московском Культурном центре «Покровские ворота». Автор использовал как свои мелодии, так и собственные переложения известных распевов – киевских, Троице-Сергиевой лавры, демественного пения. Главное, по его словам, – цельность службы и выбор тональности, соответствующей теме. Тексты новомученикам, отметил Тимофеев, звучат на всенощной, а литургия в целом неизменна. Поэтому важно создать соответствующее настроение музыкой именно на литургии. Всеволод Тимофеев подлился впечатлением, о котором ему сказали прихожане после подобной службы: «Это был реквием». Композитор стремился создать музыку, «рождённую от знакомства с мучениками и исповедниками, почти нашими современниками». «Мысли и действия новомучеников помогают понять страдания Христа, его невинную жертву, – сказал Тимофеев. – Каждое воскресенье хор поёт «Распялся нас ради». А когда мы с нашими собратьями проникаем в страдания мучеников, знакомство с ними, мы можем глубже понять Жертву Христа». Он отметил, что при постижении жизни новомучеников по-новому открывается таинство крещения, когда мы, по словам апостола Павла, крестились во Христа – в смерть Его крестились. Все это очень важно понимать и передавать детям, убежден Тимофеев. Эпиграфом к своему сборнику он выбрал слова священника Павла Флоренского, прошедшего лагеря и расстрелянного в 1937 году: «Противостоять хаосу можно только лишь утверждением личности, вбирающей в себя опыт своего рода, внимающей ему, и в этом важнейшее звено – передача опыта от родителей к детям». Фото: Елена Дорофеева / blagovest-info.ru На вечере «Убыли в неизвестность…» прозвучали песнопения в исполнении церковного хора в Митино, написанные в Соловецком лагере стихи. Особенно сильное впечатление оставила композиция, в которой песнопения «Блаженны…» сочетаются с цитатами из писем заключенного священника Анатолия Жураковского своей жене. Без пафоса, строки о природе и спокойной душе завершаются словами о возможном перерыве в письмах. Затем звучит текст приговора и констатация расстрела в урочище Сандармох. Певчая Анна Якубчик прочла два стихотворения, написанные в лагере священником Владимиром Лозина-Лозинским. «Все отмечали его благодушный нрав. Попал он в заключение за то, что по доброте своей не мог отказать студентам отслужить панихиду по убиенному Николаю II», – рассказал Тимофеев. Эти стихи также включены в сборник. Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководитель проекта «Слово новомучеников» Кирилл Алексин назвал три пути почитания новомучеников: обращать внимание на собственные их тексты, из которых составлены богослужения, например, святителя Афанасия (Сахарова); читать письма, дневники, воспоминания о пострадавших за веру и чтить в глубине души этих «святых, прославившихся своей порядочностью». Профессор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, доктор культурологии Анна Шмаина-Великанова упомянула, как близки нам по времени новомученики, и даже вспоминала, как исповедовалась у отца Михаила – сына Георгия Осоргина, погибшего на Соловках. Настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус поддерживает инициативу регента акцентировать внимание на жизни новомучеников: «Главное, не останавливаться на украшении икон святых, а пытаться прорваться к реальности через золото киотов». Елена Дорофеева ============================================================ Архиепископ Павел Пецци: число семинаристов в последние годы сокращается 24.04.2024 10:26 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=107620 ------------------------------------------------------------ Фото: katolik.life Москва, 24 апреля. Католическая Церковь в России испытывает недостаток в священнослужителях, число семинаристов в последние годы сокращается, в ряде приходов отсутствует постоянный священник. Об этом заявил ТАСС председатель Конференции католических епископов России (ККЕР) архиепископ Павел Пецци. «Трудно сказать, с чем связан факт сокращения числа семинаристов. Мы, по крайней мере, не можем определить одну исчерпывающую причину. Наверное, это разные причины, но нехватка священнослужителей у нас чувствуется уже несколько лет. Есть приходы, где не получается назначить постоянного священника, есть приходы, куда какой-то священник ездит раз в месяц, иногда раз в два месяца или два-три раза в год», – сказал глава российских католиков. По данным ККЕР, в Католической высшей духовной семинарии в Санкт-Петербурге – единственном учебном заведении, готовящем католических священников в РФ, – на данный момент на всех курсах учится лишь десять семинаристов, включая тех, которые после выпуска будут служить в других странах. При этом в следующем году в семинарию не ожидается новых поступлений. Кроме того, уже второй год нет новых кандидатов в Предсеминарию в Новосибирске, обучение в которой является подготовительным этапом к самой семинарии. Как рассказал архиепископ Павел, у Католической Церкви есть также Институт святого Фомы в Москве, однако он представляет собой учреждение дополнительного образования, которое не связано с подготовкой кандидатов в священство. ============================================================ |
В избранное | ||