Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 19/10/2022


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 19/10/2022
============================================================
Иерусалимский Патриарх прибыл на Кипр с чрезвычайным визитом

19.10.2022 17:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101652
------------------------------------------------------------




Фото: cyprustimes.com



Никосия, 19 октября. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви совершает чрезвычайный визит на Кипр, чтобы посетить Архиепископа Кипрского Хризостома II, состояние здоровья которого в последние дни ухудшилось, сообщает «Православная жизнь» со ссылкой на cyprustimes.com.



Ожидается, что Иерусалимский Патриарх будет прибывать в архиепископию каждый час для встречи с архиепископом Хризостомом..



Как сообщалось ранее, Иосиф Касиос, личный врач предстоятеля Кипрской Церкви, заявил 18 октября в интервью местным СМИ о тяжелом состоянии здоровья архиепископа Хризостома.


============================================================


Иерархи Сербской Православной Церкви прибыли с визитом в Москву

19.10.2022 17:10
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101651
------------------------------------------------------------




Москва, 19 октября. Иерархи Сербской Православной Церкви, митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий и епископ Славонский Иоанн, 16 октября прибыли в Москву по приглашению Патриарха Кирилла для участия в Международном российско-сербском фестивале «Сербское утешение русскому сердцу», который проходит в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, сообщает пресс-служба ОВЦС.



17 октября сербские иерархи посетили Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, где состоялась их встреча с председателем ОВЦС митрополитом Волоколамским Антонием. В ходе беседы стороны обсудили перспективы развития отношений между Русской и Сербской Православными Церквами.



18 октября, в день памяти святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, в числе сослужащих были иерархи Сербской Православной Церкви.



После литургии Патриарх приветствовал сербских иерархов: «Как известно, Сербская Церковь ближе всех к нашей Церкви по культуре, по духовной традиции и по верности единству православного славянства. … Поэтому хотел бы пожелать всем нам хранить наше единство, особое единство Сербской и Русской Церкви, которое имеет своим основанием общность нашей духовной жизни, общность наших святых, а самое главное, общность нашей очень непростой, а подчас и тяжелой истории. Пусть Господь и далее укрепляет единство сербского и русского народа, братское единство наших Церквей», – сказал Патриарх Кирилл.


============================================================


Выставка церковного шитья открылась в Санкт-Петербурге

19.10.2022 16:22
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101648
------------------------------------------------------------




Фото: Марина Хохлова / feosobor.ru



Санкт-Петербург, 19 октября. Выставка «Столетий связующая нить. Работы православных мастерских «Покров» и «Артодокс» открылась 16 октября на хорах верхнего храма Феодоровского собора, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Представлены вышитые шелками и золотыми нитями иконы, плащаницы, пелены и хоругви, а также дизайнерские облачения церковнослужителей.



На Руси искусство богослужебного шитья появилось со времен ее крещения. Представительницы знатных и богатых семейств, насельницы обителей в свободное от домашних и молитвенных забот время занималась богоугодным рукоделием. Во времена богоборчества традиции церковного шитья и других ремесел были во многом утрачены. Затем, когда закончились гонения на Церковь, появилась потребность в текстильных произведениях для богослужений и украшения интерьеров.



Особенность современного периода развития богослужебного шитья в том, что не осталось живых носителей, которые бы передали новым поколениям секреты ремесла. Мастерская «Покров», образованная в 1990-е годы членом Союза художников России Верой Казариной, многие годы трудится над восстановлением утраченного искусства древнерусского шитья. Это и изучение памятников прошлого, и работа с реставраторами над старинными техниками вышивки, и сотрудничество с искусствоведами. Произведения мастерской «Покров» украшают многочисленные храмы Санкт-Петербургской епархии, а также других российских и зарубежных епархий. Это плащаницы, покровы, хоругви, облачения, пелены, литургические комплекты. Большое место занимают вышитые именные иконы святых.



Мастерская ныне окормляется Константино-Еленинским женским монастырем, управляемым игуменией Иларионой (Феоктистовой). На базе мастерской совместно с Русским музеем был создан виртуальный филиал, предоставляющий возможность пользоваться электронным вариантом коллекции и проводить просветительские занятия.



Последние годы мастерская сотрудничает с талантливым мастером церковного искусства Ярославом Стародубцевым и его мастерской «Артодокс». Смелые дизайнерские решения Ярослава оказались глубоко созвучными творческому поиску «Покрова». Результатом явились произведения крупной формы, которые представлены на выставке.



Выступая на открытии, Ярослав Стародубцев отметил, что выставка открывает сезон 2022/2023 года. За пять лет, что на хорах собора работает выставочное пространство, проведено множество выставок, мастер-классов, презентаций, конференций. «Была выставка, посвященная нашей мастерской. А нынешняя в первую очередь рассказывает о творчестве мастерской «Покров», с которой мы сотрудничаем много лет. Мастерицы изготавливают для нас хоругви, плащаницы, митры, фурнитуру».



«Мастерская существует уже 33-й год, – сказала Вера Казарина. –- Пожалуй, мы достигли творческой зрелости, и появилось ощущение, куда дальше двигаться. Мы благодарны матушке игумении, которая дала нам возможность свободно и радостно творить».



«Божие благословение да пребывает на тех, кто трудится, – сказал настоятель протоиерей Александр Сорокин. – Эти произведения органично смотрятся в интерьерах Феодоровского собора. Каждую субботу проводятся экскурсии по храму, и посетители с удовольствием ознакомятся с этой экспозицией».



Профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств Нина Кутейникова в своем выступлении отметила, что мастерская неоднократно организовывала выставки, в том числе с участием мастеров со всей России. «Здесь можно увидеть, как возрастает качество, как наши мастера и откликаются на новые веяния, и доносят до нас традиции прошлого. Можно отметить вышитую икону преподобномученицы великой княгини Елисаветы, третье в истории иконографии изображение преподобного Нила Столобенского».



Заведующая сектором эстетического воспитания Русского музея Ольга Туминская отметила, что представленные работы сильно воздействуют даже на светского зрителя, а заведующая отделом хранения драгметаллов и тканей Музея истории религии Татьяна Шубина подчеркнула, что в представленных работах явлено гармоничное сочетание утилитарных и художественных функций.


============================================================


Просветитель Кирилл Лешокский канонизирован в Македонской Церкви

19.10.2022 15:20
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101645
------------------------------------------------------------




Фото: pravlife.org



Тетово, 19 октября. Македонская Православная Церковь – Охридская Архиепископия прославила в лике святых просветителя, церковного писателя и игумена Лешокского монастыря Кирилла (Пейчиновича). Чин канонизации преподобного Кирилла Лешокского состоялся 16 октября 2022 года в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия г. Тетово (Северная Македония), сообщает «Православная жизнь» со ссылкой на «Нова Македония».



Торжества по случаю канонизации Кирилла (Пейчиновича) начались накануне, 15 октября, на всенощной в Лешокском монастыре, настоятелем которого будущий святой был в 1818–1830 годах. Чин прославления в кафедральном храме Тетово совершил архиепископ Охридский и Македонский и митрополит Скопский Стефан в сослужении архиереев МПЦ–ОА.



Епископ Ираклионский Климент зачитал постановление Архиерейского синода Македонской Православной Церкви от 10 мая 2022 года. В нем говорится, что решение о канонизации святого принято после «внимательного изучения его жизненного пути, пастырского подвига и чудес, происходящих по его молитвам, а также учитывая постоянное почитание православным народом Кирилла Лешокского как святого».



Архиепископ Стефан в слове к пастве подчеркнул значение прп. Кирилла не только как священника, но и как просветителя и учителя народа. По словам предстоятеля МПЦ-ОА, своими проповедями и сочинениями подвижник «выделялся в период возрождения, в то время, когда наш народ нуждался в наставлениях о том, как надо любить Бога и людей, и почему нужно сохранять свою письменность и свой язык по примеру святых братьев Кирилла и Мефодия и святого Климента Охридского».



Рака с мощами новопрославленного святого установлена в Тетовском кафедральном соборе, рядом помещен иконописный образ, созданный художником Кириллом Златановым. Память преподобного Кирилла Лешокского будет совершаться 25 марта / 7 апреля.



Преподобный Кирилл Лешокский (Пейчинович) родился около 1771 года в деревне Тирце недалеко от Тетово. Монашеский постриг принял в Хиландарском монастыре на Афоне вместе со своим отцом Пейчином (в монашестве Пимен) и дядей (в монашестве Далмат), впоследствии подвизался в монастыре Пресвятой Богородицы в Кичево.



В 1801–1818 годах был игуменом Маркова монастыря вмч. Димитрия Солунского близ Скопье. Восстановил обитель после разграбления и возродил в нем духовную жизнь.



Чтобы удовлетворить потребность священства в богослужебных книгах, написал и напечатал справочник-требник «Зеркало», который содержит богослужебные тексты, проповеди, поучения, нравственные наставления, толкования библейских чтений, молитвы и оригинальное «Поучение каждому христианину, как следует отмечать праздники Господние и в честь святых и как подобает причащаться Святым Причастием».



Лешокским монастырем во имя свт. Афанасия Александрийского управлял до 1830 года, и до конца жизни жил в нем как простой монах. Он поднял монастырь из руин, открыл при нем келейное училище и собрал вокруг себя людей, любящих образование и книги.



Во время путешествий спасал старинные рукописи и книги из заброшенных монастырей и создал прекрасную монастырскую библиотеку. В поездках по окрестным и более отдаленным селениям читал проповеди и просвещал народ.



Изданный святым справочник-требник «Зеркало» до сих пор востребован и есть почти у каждого священника в Македонии.


============================================================


Первый церковнославянско-белорусский словарь православной лексики вышел в свет

19.10.2022 14:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101644
------------------------------------------------------------




Фото: sb.by



Минск, 19 октября. В издательстве прихода Петропавловского собора города Минска впервые издан «Кароткі царкоЎнаславянска-беларускі слоЎнік праваслаЎнай лексікі» («Краткий церковнославянско-белорусский словарь православной лексики»), сообщает «Беларусь сегодня».



Словарь подготовлен Библейской комиссией Белорусской Православной Церкви, которая более тридцати лет, начиная с 1989 года, занималась переводом Священного Писания на белорусский язык.



Ответственным редактором перевода на протяжении всех этих лет был протоиерей Сергий Гордун († 21.06.2022). Отец Сергий также перевел ряд богослужебных текстов — Бажэственнай літургіі Іаана Залатавуста, Вялікай вячэрні, МалітваЎ ранішніх, МалітваЎ вячэрніх, Паследавання да Святога Прычашчэння, МалітваЎ падзякі пасля Святога Прычашчэння, МалітваЎ перад споведдзю, ТаінстваЎ Вянчання, Хрышчэння, Мірапамазання, ряда канонов и др.



Все эти переводы активно используются в современной повседневной богослужебной практике в тех приходах Белорусской Православной Церкви, где регулярно проходят богослужения на белорусском языке. Количество подобных приходов постепенно растет, и, по свидетельству прихожан, проведение служб на белорусском языке помогает им глубже понимать церковнославянские тексты.



Под редакцией протоиерея Сергия Гордуна был также подготовлен краткий церковнославянско-белорусский словарь православной лексики. Перевод Священного Писания и богослужебных текстов тесно связан с проблемой разработки литургической терминологии, требует высокого стиля, соответствующего богословскому и религиозному опыту православной жизни. В ходе работы над переводами Библейская комиссия выработала и сформулировала ряд принципов, согласно которым осуществлялось составление данного словаря. Эти принципы описаны в предисловии к изданию.



Словарь состоит из нескольких разделов. В разделе «Імёны святых паводле праваслаЎнага месяцаслова» в первом столбце приведена церковнославянская форма имени, а также его первоначальное значение и язык происхождения. В другом столбце помещена белорусская церковная форма имени, в третьем — другие производные формы имени. В разделе «Назвы праваслаЎных свят» во втором и третьем столбцах помещены соответственно белорусское церковное название праздника в краткой и полной формах, а также белорусские народные названия праздника. В особом разделе словаря приводится перевод названий почитаемых в Православной Церкви икон. Еще один раздел содержит перевод названий всех 77 книг Священного Писания, они расположены в соответствии с традиционным порядком, принятым в православной Библии. В последнем разделе словаря опубликованы правила титулования и обращений к духовенству.



В новом издании зафиксирован современный этап процесса формирования религиозной лексики православной традиции. Работа над переводами продолжается, вносятся некоторые изменения в то, что было сделано раньше. Таким образом, происходит естественный процесс выработки белорусской религиозной лексики внутри Церкви с учетом церковной и языковой традиции.


============================================================


Выставка "Александр Иванов. На пути к храму" открывается в Третьяковке

19.10.2022 14:00
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101643
------------------------------------------------------------




Фото: sammlung.ru



Москва, 19 октября. Выставка «Александр Иванов. На пути к храму» открывается в Третьяковской галерее. Экспозиция включает эскизы неосуществленного запрестольного образа «Воскресение Христово» в храме Христа Спасителя в Москве, исполненные в 1845 году, а также рисунки 1846–1848 годов на сюжеты из Ветхого Завета, получившие название «Протобиблейские эскизы», сообщает журнал «Коллекция».



Третьяковская галерея – эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Андреевича Иванова (1806–1858), включающего в себя более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. Экспозиция «На пути к храму» является четвертой монографической выставкой Иванова в Галерее и демонстрирует новое отношение художника к храмовой религиозной живописи и к монументальному искусству.



Экспозиция «На пути к храму» предлагает вниманию зрителя произведения не столь известные, как знаменитый графический цикл «Библейские эскизы», но занимающие особое место в искусстве художника, в его творческих поисках.



Выставка включает эскизы неосуществленного запрестольного образа «Воскресение Христово» в храме Христа Спасителя в Москве, исполненные в 1845 году, а также рисунки 1846–1848 годов на сюжеты из Ветхого Завета, получившие название «Протобиблейские эскизы». В творчестве мастера они стали своеобразным прологом к уникальному циклу «Библейские эскизы».



В декабре 1842 года Иванов узнал из письма отца, что архитектор К.А. Тон (1794–1881), руководивший строительством храма Христа Спасителя в Москве, собирается поручить ему написание двух больших образов – «Преображение» и «Вознесение». Художник, всецело поглощенный работой над большой картиной «Явление Христа народу (Явление Мессии)», старался уклониться от этого официального заказа. Однако под влиянием жизненных обстоятельств, заботясь «о доставлении себе способов на окончание картины», в конце 1844 года он начинает заниматься сочинением образа «Воскресение Христово», надеясь, что К.А. Тон передаст ему заказ, сделанный ранее К.П. Брюллову.



Иванов погрузился в изучение иконографии сюжета и в течение трех месяцев разрабатывал три иконографических варианта, трактующих сюжет Воскресения: «Вознесение праведных», «Изведение из гробов», «Праведники парят над пустыми гробами». К каждому из них было исполнено несколько эскизов-вариантов.



В 1845 году Тон сообщил художнику, что ему предназначается роспись парусов в храме Христа Спасителя. Она представляла собой изображения четырех евангелистов. Образ «Воскресение Христово» остался за Карлом Брюлловым (1799–1852).



Накопленный опыт работы в области храмовой живописи, погружение «в глубину нового предмета» оказались важны для дальнейших исканий Иванова. В начале 1846 года у художника рождается идея нового, «всемирного» храма Спасителя в Москве, который должен был быть заложен по повелению императора Николая I, объявленному в день 25-летия его коронации – в 1851 году.



Иванов предполагал, что этот храм «в духе Успенского собора и Василия Блаженного» будет украшен мозаиками, скульптурами и живописью так, чтобы «великолепием своим, огромностью и обширностью» превзошел «все доселе существующие». Художник представлял храм как «результат всех верований, отданных на разбор последней нации на планете земле», а себя видел в числе его живописцев.



Вероятно, в 1846 году Иванов создает рисунки на сюжеты из Ветхого Завета, главным образом из Книги Бытия, которые рассматривает как эскизы росписей предполагаемого храма. Они включают две группы: большие сцены, исполненные карандашом, и перовые рисунки на небольших альбомных листах.



Представлены сюжеты из жизни первых людей: «Бог благословляет Адама и Еву», «Изгнание из рая». Особенно эмоционально выразительна композиция с изображением разгневанного Бога, посылающего стрелы на землю. Он стоит на спине летящего ангела, в левой руке держит лук, правой достает стрелу из колчана. Фон – тучи и молнии. Рисунок основан на тексте из Второй книги Царств, на песне царя Давида, воспетой Богу, своему избавителю от врагов. Впечатление буквально соответствует словам: «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог» (псалом 17). В этом эскизе, предназначавшемся для «всемирного» храма Христа Спасителя, художник хотел изобразить Бога, каким его представлял человек «от самого создания мира до Христа» – «в виде всесильного Царя, способного казнить и истреблять».



В экспонирующихся на выставке перовых эскизах из цикла «Сотворение мира» Иванов представил сцены рождения мироздания. Бог и ангелы обращены спинами к зрителю. Они погружены в таинство создания вселенной. Главная тема рисунков – само действие, акт творения, который совершает на наших глазах Бог Творец, Бог Демиург. Лаконизм, простота и обобщенность форм сближают эти эскизы с монументальными работами. Расположенные в ряд, рисунки образуют красивый декоративный фриз, который легко представить на плоскости стены.



Выставленные графические работы непосредственно предшествовали созданию знаменитого цикла «Библейские эскизы». Они стали для Иванова подготовительным этапом к осуществлению цикла, во многом определили грандиозный замысел художника. В этих произведениях отражены новизна и оригинальность в подходе к изображению канонических сюжетов, свободу в их интерпретации. Они стали своеобразной творческой лабораторией мастера, где он решал специальные задачи, вытекающие из требований к стенной живописи. Работая в разных графических техниках, Иванов демонстрировал блестящее мастерство. В поисках своего храма он создал эскизы, представляющие самостоятельную эстетическую ценность.



Выставка будет открыта с 21 октября по 16 апреля 2023 года.


============================================================


Треть россиян сочли, что Церковь слишком активна в государственных делах - опрос

19.10.2022 13:06
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101642
------------------------------------------------------------




Москва, 19 октября. Треть россиян (31%) считают, что Русская Православная Церковь слишком активна в жизни общества и делах государства, тогда как ей следует больше внимания уделять нравственным вопросам. Результаты исследования социологов о влиянии РПЦ на общественную жизнь опубликованы на сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В 2012 году тех, кто считал, что она слишком активна в государственных делах, было 19%, передает РБК.



Слишком активным участие РПЦ в жизни общества считают мужчины (38%), молодежь 18–34 лет (от 59 до 45%), лица с высшим и неоконченным высшим образованием (38%), москвичи и петербуржцы (44%), а также активные пользователи интернета (52%).



В то же время более половины россиян допускают вмешательство Церкви в общественную и политическую жизнь (58%). Из них 45% полагают, что она должна влиять только на духовную жизнь всего общества, не вмешиваясь в политику и государственные дела, 13% выступают за активное участие РПЦ в обсуждении и решении проблем как общества, так и государства. Треть опрошенных — 33% — приверженцы крайней формы светскости: в их представлении Церкви следует заниматься исключительно проблемами веры и религии.



Доля тех, кто считает, что РПЦ недостаточно активна, напротив, снизилась. Если в 2012 году такой ответ давали 23% респондентов, то сейчас — 12%. Тех, кто считает, что РПЦ все делает так, как нужно (высказывается, где это необходимо, и не вмешивается в вопросы, которые ее не касаются), также стало меньше: 43% в 2012-м против 30% в этом году.


============================================================


Круглый стол "Опыт духовного сопротивления христиан в годы советских гонений". Москва
24 октября

19.10.2022 12:18
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=101641
------------------------------------------------------------
Кафедра религиоведения Свято-Филаретовского института и Свято-Николаевское православное братство проводят круглый стол «Опыт духовного сопротивления христиан в годы советских гонений».



24 октября в 19:00 час.



Вопросы для обсуждения:





Что помогало людям выдержать гонения и сохранить веру?

Как преодолевались церковные границы? Как помогали друг другу христиане разных конфессий?

Что из опыта новомучеников и исповедников ХХ века может быть актуально сегодня?





Ведущие круглого стола: М.В. Шилкина, канд. филос. наук, заведуюшая кафедрой религиоведения СФИ, свящ. Штефан Липке, канд. филол. наук, ректор института св. Фомы.



В разговоре участвуют: свящ. Павел Бибин (РПЦ), свящ Штефан Липке (РКЦ), старший пастор Павел Бак (Церковь ХВЕ), Попов Сергей Николаевич (пастор Церкви ЕХ) и др.



Место проведения: Институт св. Фомы, факультет религиоведения СФИ, ул. Ф. Энгельса, д. 46, с. 4 (метро Бауманская, авт. 3, 88 ост. Спартаковский переулок)



Возможно также участие онлайн (zoom).



Желающие должны до 23 октября зарегистрироваться по ссылке https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe2UYMM05q0-Sj70yo0_9KhLrVm5HP2Fa1XtTPEdZhK9LXLZA/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0.


============================================================


Пресс-конференция "Бездомность в России: что думают о проблеме россияне?". Москва
26 октября

19.10.2022 12:11
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=101640
------------------------------------------------------------
Международная медиагруппа «Россия сегодня»



26 октября 2022 13:00



Малый зал



Пресс-конференция на тему: «Бездомность в России: что думают о проблеме россияне?», в ходе которой будут представлены результаты нового исследования ВЦИОМ об отношении россиян к бездомным.



Участники:



– директор Центра полевых исследований РАНХиГС Дмитрий РОГОЗИН;



– заместитель руководителя практики региональных исследований и консультирования ВЦИОМ Анна ЖИРИКОВА;



– директор московского филиала благотворительной организации «Ночлежка» Дарья БАЙБАКОВА;



– помощник настоятеля по социальной деятельности храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке Дмитрий ЗАХАРОВ;



– научный сотрудник Центра молодёжных исследований НИУ ВШЭ Евгения КУЗИНЕР.



С наступлением холодов проблема бездомности в России приобретает особую актуальность. На улицах Москвы, Петербурга и других городов живёт множество людей, по разным обстоятельствам лишившихся жилья и средств к существованию. По данным «Ночлежки», в столице - не менее 100 тысяч бездомных, в Петербурге - от 50 до 60 тысяч.



Почему, по мнению россиян, некоторые люди оказываются на улице, каковы шансы бездомных вернуться в общество, и чем люди готовы помогать в решении этой проблемы – эти и другие вопросы обсудят эксперты в ходе мероприятия.



Аккредитация на мероприятия: accreditation@ria.ru



Вход только для представителей СМИ при предъявлении паспорта и действительного редакционного удостоверения, подтверждающего принадлежность журналиста к СМИ, от которого он аккредитован. ММПЦ «Россия сегодня» оставляет за собой право отказа в аккредитации без объяснения причин.



Адрес: Москва, Зубовский бульвар, дом 4.


============================================================


В Смоленске состоялась конференция, посвященная обновленческому расколу в Русской Православной Церкви

19.10.2022 11:53
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101639
------------------------------------------------------------




Фото: smoleparh.ru



Смоленск, 19 октября. 17-18 октября 2022 года в Смоленском государственном университете состоялась международная научно-практическая конференция «Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви: церковно-исторические, богословские и канонические проблемы», сообщает Патриархия.Ru.



Организаторами форума выступили Учебный комитет Русской Православной Церкви, Общецерковная аспирантура и докторантура имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, Центр изучения религии и Церкви Института российской истории РАН, Смоленская духовная семинария и Смоленский государственный университет.



Конференция была приурочена к 100-летию возникновения обновленческого раскола в Русской Православной Церкви.



Первый день работы форума был посвящен предпосылкам, возникновению и развитию обновленческого раскола, а также его региональным особенностям.



17 октября участников первого отделения приветствовали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры протоиерей Максим Козлов, ректор Смоленской духовной семинарии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор и ректор Смоленского государственного университета М.Н. Артеменков. На конференции также присутствовала О.Ю. Васильева, доктор исторических наук, профессор, президент Российской академии образования, руководитель Центра изучения религии и Церкви Института российской истории РАН.



Участниками форума стали преподаватели и студенты Смоленской духовной семинарии, других духовных школ Русской Православной Церкви, духовенство Смоленской епархии, а также студенты светских вузов различных регионов России.



В продолжение конференции с научными докладами выступили:





М.В. Шкаровский, доктор исторических наук, профессор кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, — «Начало и первый период существования обновленческого раскола»;

С.Л. Фирсов, доктор исторических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена, профессор кафедры церковной истории СПбДА, — «Портреты основных лидеров обновленческого раскола»;

священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, — «Формы противодействия Православной Российской Церкви обновленческому расколу в 1920-е гг.»;

Т.Г. Леонтьевна, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Тверского государственного университета, заведующая кафедрой отечественной истории ТвГУ, — «Обновленческий раскол в Тверской епархии (1922-1935 гг.)»;

И.И. Маслова, доктор исторических наук, профессор Пензенской духовной семинарии; К.Г. Аристова, кандидат исторических наук, доцент Пензенской духовной семинарии, — «»Путятинская смута» в Пензенской епархии (1917-1922): апробация советской властью обновленческого раскола»;

А.В. Шадрина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Южного научного центра РАН, — «Обновленческий раскол на Юге России»;

М.В. Каиль, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Смоленского государственного университета, — «Смоленское обновленчество 1920-х гг.: от возникновения к покаянию»;

Ю.В. Балакшина, доктор филологических наук, доцент, ученый секретарь СФИ, — «Движение ревнителей церковного обновления и обновленческий раскол: эволюция? Трансформация? Провокация?»;

протоиерей Димитрий Шиленок, кандидат богословия, член комиссии по канонизации святых Минской епархии, — «Обновленческий раскол в Могилевской епархии и его особенности».





Второй день работы форума был посвящен теме «Преодоление, последствия и осмысление обновленческого раскола».



С докладом «Служебная карьера архиепископа Сергия (Ларина) в годы хрущевских гонений 1958-1964 гг.» выступил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.



В продолжение работы форума научные доклады представили:





А.К. Светозарский, кандидат богословия, профессор, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии, — «Судьбы бывшего обновленческого духовенства Москвы»;

протоиерей Алексий Марченко, доктор церковной истории, доктор исторических наук, профессор, начальник отдела докторантуры ОЦАД, — «Обновленческие «архиереи» в переписке епископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) с Патриархом Сергием (Страгородским) (1943-1944 гг.)»;

диакон Сергий Кульпинов, кандидат богословия, доцент Томской духовной семинарии, докторант ОЦАД, — «Особенности канонической апологетики обновленчества»;

священник Илия Соловьев, кандидат богословия, кандидат исторических наук, председатель Общества любителей церковной истории, — «Обновленчество в годы Великой Отечественной войны».





В рамках конференции отец Илия провел выставку-презентацию изданий Общества любителей церковной истории, посвященных исследованию обновленческого раскола. Протоиерей Димитрий Шиленок представил свой научный труд — книгу «Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922-1939)».



Работа форума сопровождалась дискуссией ученых, каждый доклад комментировался, обсуждались актуальные вопросы. В завершение участники подвели итоги, отметили основные тезисы, которые обсуждались в ходе работы конференции.


============================================================


Монастырю в сирийской Маалюле передан комплекс электрооборудования на базе солнечных панелей

19.10.2022 11:37
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101638
------------------------------------------------------------




Фото: mospat.ru



Москва, 19 октября, Благовест-инфо. 17 октября в Патриаршем монастыре святой равноапостольной Феклы в Маалюле (Сирия) состоялась торжественная церемония передачи обители смонтированного комплекса оборудования на базе солнечных панелей для обеспечения электрической энергией зданий храмового комплекса, жилых и хозяйственных зданий, сообщает Служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на сайт Представительства Русской Православной Церкви в Дамаске.



От Русской Православной Церкви в мероприятии принял участие представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрит Филипп (Васильцев).



У врат обители российскую делегацию встречали: викарий предстоятеля Антиохийской Православной Церкви епископ Ларисский Моисей, архимандрит Матфей (Рузук), игумения монастыря Пелагея (Сейаф).



Открывая торжественную церемонию, заместитель управляющего делами Президента Российской Федерации В.А. Луньков упомянул о большой работе по оказанию помощи Сирийской Арабской Республике в решении гуманитарных проблем, остро стоящих перед сирийским народом по завершении горячей стадии военных действий и освобождении территории от террористов. В частности, сирийскому народу передаются большие объемы гуманитарных грузов, включая продовольствие, хозяйственно-гигиенические наборы, спальные принадлежности, школьно-письменные принадлежности, учебные пособия, игрушки для детей.



В.А. Луньков отметил, что было принято решение обеспечить электроснабжением с применением солнечных панелей Патриарший монастырь святой Феклы в Маалюле – один из древнейших в мире монастырей, место особого почитания и паломничества для миллионов христиан Сирии и всего мира. Во время войны город и обитель сильно пострадали от действий террористов; электроснабжение было нарушено.



«В августе Управление делами Президента Российской Федерации направило сюда группу специалистов для обследования объекта, проектирования системы электроснабжения монастыря, определения конфигурации, типа и мощности монтируемого оборудования», – рассказал он, выразив благодарность тем, принял участие в реализации этого грандиозного проекта.



Заместитель управляющего делами Президента РФ передал обители святой равноапостольной Феклы сертификат на комплекс электрического оборудования.



Епископ Ларисский Моисей в ответном слове отметил, что еще семь лет назад обитель в Маалюле находилась в руинах после нападения террористов. Епископ Моисей вручил памятные подарки специальному представителю Президента РФ по вопросам сирийского урегулирования А.Л. Лаврентьеву, заместителю управляющего делами Президента РФ В.А. Лунькову и послу России в Сирии А.В. Ефимову.



Затем делегация в сопровождении епископа Моисея, архимандрита Матфея, настоятельницы монастыря игумении Пелагеи с сестрами проследовала в центральный монастырский храм, где поклонилась мощам святой равноапостольной Феклы.


============================================================


Протоирей Николай Чернышев представил свою книгу "Образы и образ" и "Деревья" Евгении Колесниковой

19.10.2022 10:51 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=101637
------------------------------------------------------------




Москва, 19 октября, Благовест-инфо. Двойная презентация состоялась 17 октября в Культурном центре «Покровские ворота»: протоиерей Николай Чернышев представил второе издание своей книги «Образы и Образ» и «Книгу деревьев 1» своей покойной ученицы – художника Евгении Колесниковой, чья выставка сейчас проходит в «Покровских воротах».



Протоирей Николай Чернышев - известный иконописец и теоретик церковного искусства, педагог, клирик московского храма святителя Николая в Кленниках. Его становление как иконописца произошло в 90-е годы прошлого столетия. Как рассказала редактор Нина Лазарева, первую часть своей книги «Образы и Образ» о. Николай посвятил воспоминаниям о дорогих ему людях: наставниках в духовной жизни и в художественном мастерстве, современниках и единомышленниках, таких как митрополит Антоний Сурожский, протоиерей Александр Куликов, И.В. Ватагина, А.И. Солженицын. Вторая часть книги – это размышления о судьбах русской иконы в XX веке, вопросы богословия образа. Как отмечается в книжной аннотации, автор «осмысливает феномен иконы и канон, пытается найти пределы, отделяющие иконный образ от портрета и религиозной живописи, делится своим опытом иконописания, рассказывает о творческом методе выдающегося иконописца архимандрита Зинона (Теодора)». В книге впервые собраны
работы протоиерея Николая Чернышева – иконы и графика.



Сотрудник КЦ «Покровские ворота» Джованна Парравичини рассказала о том, что итальянский фонд «Христианская Россия» давно знаком с о. Николаем, который стал одним из преподавателей иконописной школы в Сериате. Она считает книгу о. Николая очень важной, поскольку через рассказ о судьбах и творчестве известных художников и мыслителей издание дает представление об истории возрождения иконописи в России и о значении «Маросейской общины» в этом процессе. Вторая часть книги особенно ценна тем, что в ней исследуются разные аспекты истории, литературы, богословия, иконописного канона и «духовной свободы, которая превращает канон и в полное послушание, и в настоящее творчество», считает Дж. Парравичини. «Это не просто книга по истории искусства, но живой опыт иконописца и церковного человека», – сказала она.



О. Николай рассказал, что во второе издание книги вошли некоторые добавления: более подробным стал рассказ о почитаемом автором учителе – прот. Александре Куликове, а также появились статьи о необходимости развития богословия образа. Автор отметил, что идея такого развития далеко не очевидна в среде иконописцев и богословов, которые считают, что святые отцы исчерпывающе осветили тему богословия образа. Однако он с этим не согласен: «Жизнь показала, что появились новые неслыханные вызовы и вопросы, на которые надо отвечать. Накапливаются новые размышления, отражающие разные направления богословия образа. Это все частные мнения, этот опыт надо со временем обобщить, сделав его своеобразной «конституцией»…, восходя к общецерковным установлениям».







Но большую часть времени на вечере о. Николай посвятил не своей книге, а творчеству Евгении Колесниковой (1987–2021) – разноплановой художницы, дизайнера, иконописца, педагога. Священник отметил, что не прошло и года со дня ее кончины, а уже удалось организовать три выставки ее работ и издать «Книгу деревьев 1». Как рассказала мама художницы, это бережное полиграфическое воспроизведение блокнота, с которым Евгения, уже будучи очень больной, выходила на скамейку перед домом и рисовала с натуры обычные деревья. Но, как отмечали многие выступавшие, эти простые на первый взгляд рисунки передают особое настроение, разные чувства, оказывают сильное воздействие на смотрящего. Так, известный мозаичист Александр Корноухов, который знал художницу, был одним из ее учителей, сказал: «Женя делает деревья не объектами, а явлениями… [Такое ] дерево нас превозмогает в своем молчании и стойкости». А мама художницы поделилась своим восприятием: &laqu
o;Деревья стали для Жени врачами, союзниками в борьбе с болезнью».



О. Николай рассказал, что давно знал Евгению Колесникову, которая училась и потом преподавала в иконописной школе при Никольском храме. «Мы прекрасно друг ко другу относились, но иногда спорили до слез, причем с обеих сторон. Ей очень важна была правда, важно было доказать слова через образ… Правда, постоянное восхождение к честности – это о Жене», – сказал священник, подчеркнув, что за «кажущейся недосказанностью» ее икон виделось «огромное мастерство и огромная свобода». Он считает, что Колесникова продолжает плеяду «прекрасных художников, которых Господь посылает в наш храм еще со времени отца Алексия Мечева». «Продолжается явление все новых и новых художников в нашем храме», – заключил он.



Юлия Зайцева



Фото автора


============================================================


Староверы призвали Госдуму прояснить вопрос об альтернативе мобилизации

19.10.2022 10:00
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101635
------------------------------------------------------------




Леонид Севастьянов. Фото: ruvera.ru



Москва, 18 октября. Председатель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов призвал Государственной думу проработать вопрос альтернативной службы по религиозным убеждениям в период частичной мобилизации в соответствии с Конституцией РФ.



«В связи с частичной мобилизацией к нам обращались староверы, которые считают невозможным для себя браться за оружие, это противоречит вере. Согласно статье 59 конституции РФ, у любого россиянина есть право на альтернативную службу, если военная служба не соответствует его религиозным убеждениям. Я бы хотел обратиться к Государственной думе РФ, чтобы она прояснила эту конституционную норму, которую никто не отменял», - рассказал РИА Новости Севастьянов.



Он отметил, что защищать родину долг каждого гражданина, но «ее можно защищать не только с автоматом в руках».



«Конституция утверждает право любого гражданина страны отказаться брать в руки оружие, вместо этого отдать долг Родине любой другой службой или трудом. Люди платят налоги, создают инфраструктуру, участвуют в экономическом процессе. Если человек является членом религиозной общины, то он общается со священником, архиерей его знает, они могут это подтвердить. Считаю, что об этом необходимо говорить, если человек не может воевать по своим убеждениям, он будет неэффективным воином, зачем он нужен на передовой?» - заключил председатель Всемирного союза староверов.



В статье 59 Конституции РФ говорится: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». В федеральном законе от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об альтернативной гражданской службе» также говорится, что «гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию».



Также на альтернативную службу имеют право представители коренных малочисленных народов РФ, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами.


============================================================

В избранное