Новости за 30/04/2021
============================================================
В Великую Пятницу Патриарх Кирилл совершил богослужения в храме Христа Спасителя
Москва, 30 апреля. Вечером 30 апреля 2021 года, в канун Великой Субботы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чином погребения Господа Иисуса Христа в кафедральном соборном храме Христа Спасителя г. Москвы.
Предстоятелою сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Патриарха Кирилла; московское духовенство.
За богослужением пели Патриарший и Камерный хоры храма Христа Спасителя (регенты И.Б. Толкачев и С.Н. Соколовская), сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
После великого славословия с пением погребального «Святый Боже» был совершен крестный ход с Плащаницей.
Затем перед Плащаницей были прочитаны пророчество о воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), чтение из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8). Предстоятель Русской Церкви прочитал евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).
Ранее в этот же день Патриарх Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы в храме Христа Спасителя в Москве.
В конце вечерни, при пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое», из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
Проповедь произнес епископ Зеленоградский Савва.
Затем предстоятель Русской Православной Церкви совершил малое повечерие, на котором был прочитан канон «О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы».
Москва, 30 апреля, Благовест-инфо. Первая Биеннале христоцентричного искусства организована по благословению митрополита Волоколамского Илариона, куратор выставки - мультимедийный художник, академик Российской академии художеств Гор Чахал.
Каким может быть современное искусство, если в сердце художника – Бог? Собственно все творчество можно оценивать понятиями антропоцентричность либо христоцентричность, и неважно, изображены ли напрямую религиозные символы. Инициаторы выставки на Черниговском подворье в Москве предложили художникам представить свои размышления, не во всех работах есть буквальное прочтение.
Лет десять назад в Москве уже была попытка представить творчество современных художников на христианскую тему. Выставка прошла в притворе Татьянинского университетского храма. Взгляд молодых оказался таким нетривиальным, что из-за поднявшегося шума ее пришлось свернуть досрочно.
«Христианство – это живой организм, всегда открытый для диалога и культурного обмена. Наша цель – выставить современное литургическое и светское искусство в едином пространстве подобно двум нераздельным природам, существующим в образе Христа - человек и Бог в едином лице», - говорит куратор нынешней экспозиции Гор Чахал на сайте Биеннале.
На своей странице в Фейсбуке художник отмечает, что давно вынашивал идею подобной выставки. На конкурс прислали более 400 произведений, 140 из них отобраны для показа. Классические работы соседствуют с весьма необычными, что побудило Гора Чахала иронично заметить: «Поколению айфона, которому трудно выговорить название термина «Христоцентричное искусство», предлагается его сокращённый вариант: «X-центричное искусство». Многие богословы, начиная с апостола Павла, отмечали невероятную эксцентричность христианства, которое «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие». Нет в мире ничего более удивительного и необычного, чем наша вера».
«Не прямо, не в лоб, не сюжетно, а каким-то удивительным образом… Потому что искусство – это тайна. Искусство – это разговор человека с Богом», - рассуждает о выставке искусствовед Ирина Языкова.
Большинство произведений созданы в 2020 и 2021 годах, то есть в эпоху пандемии коронавируса, поколебавшей привычные устои во всем мире. Можно сказать, что эти произведения - скорее, чувствование Бога, своего рода исповедь.
Сами художники, порой, объясняют свои мотивы. Пётр Григорьев, картина «Трубящий ангел декабря», 2020 год. «Не знаю почему, но все время мой взгляд выделял трубящих ангелов избирательного потока бытия, будь это роспись древнего собора или древняя книжная миниатюра, и я как бессознательно начал этот год с трубящих ангелов, так уже сознательно завершаю его этой работой. Сегодня довлеющие над всем миром угрозы кажутся воплощением образов апокалипсиса. Воплотить оный из них на холсте, сконцентрироваться на фрагменте великого сценария, выразив данный предостерегающие момент - вот задача была для души и кисти в этой работе».
Оригинальное произведение в стиле нонконформизма и кубизма предваряется словами автора с цитатами святых отцов. Диана Воуба. «Золото», 7 частей, МДФ, акрил. 2020. «Бог устроил этот видимый мир, как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некой чудесной лестнице достигнуть оного мира», - Григорий Палама. «Мир сей, получив бытие Истинной Красоты, в устройстве всех своих частей отражает следы духовной красоты», - Дионисий Ареопагит. «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Псалом 138.14). «Чтобы убедиться в сотворении всего сущего Богом, достаточно разглядеть в сотворенном золотые пропорции, как универсальное проявление структурной гармонии», - Диана Воуба.
Художник Анна Кузнецова посвятила три работы трагедии в соборе Нотр-Дам-де-Пари, когда в Страстной понедельник 2019 года пожар нанес существенный ущерб зданию, а сотни французов на коленях молились на улице перед пламенем.
Сергей и Татьяна Костриковы. «Рельеф с птицами». Соль, электрическая начинка. 2021 год
Почти буквальный символизм в работах Сергея и Татьяны Костриковых. Три рельефа - «Серафим», «Рельеф с птицами», «Виноградная лоза» - созданы в 2021 году из соли с подсветкой, напоминают слова Христа апостолам: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна…» Мф. 5.13
Известные художники представили на Биеннале свои новые произведения.
Елена Черкасова. «Слава Тебе, показавшему нам Свет», «Михайлов день», «Иже херувимы».
Олег Зон, мастер резных икон, выставил последнюю работу «Спаситель «Истинная лоза».
Альберт Солтанов. Плачь Иеремии» . 100*119 см. Холст, масло, 2003
Альберт Солтанов. «Плачь Иеремии». 100*119 см. Холст, масло. «Плачь Иеремии - это не только художественное осмысление страдания пророка по поводу конкретного исторического события - разрушения Иерусалима и пленение иудейского народа. Это плач о душе, которая отходит от Господа. А ещё это предупреждение, что если мы забываем Бога, ничего не останется, кроме развалин. Но людям свойственно не слушать пророков», - поясняет автор.
Две новые работы Гора Чахала выполнены в совершенно разных техниках. Триптих, фотографически изображающий человека у чаши с причастием, каким его видит священник, в обрамлении старинных икон и цветов в стиле Матисса. Вторая работа - «Метасупрематизм». «Развитие авторской темы воцерковления русского Авангарда. Восьмерик на четверике - канонический образ православного храма с евангелистами», - надпись на стенде.
Ольга Шаламова. «Распятие Христово. Часть страстного полиптиха». 2017 - 2019.
Несколько работ - в технике шитья. Хоругвь с изображением преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны - автор Марина Турнова. Впечатляет масштабная работа Ольги Шаламовой «Положение во гроб. Плащаница». Масляные и текстильные краски, крученый шнур, набойка на ткани, трафаретная печать, вышивка, ручное ткачество. «Игра с разными пластами восприятия. Для фоновой ткани плащаницы сделан рисунок явления Ангела Жёнам Мироносицам. Который может прочитываться как темный фон, создающий общее скорбное настроение, а может прочитываться как предвозвестие Воскресения Христова», - гласит табличка.
Свое ощущение приближения человека к Богу показал Алексей Дьяков. Работа из серии «Божественный мрак». 2020. Лайтбокс, смешанная техника: холст, металл, акрил, графит, купершлак, свет. 2020. «Божественный мрак - это Свет, но Свет несозерцаемый и неприступный для человека», - поясняет автор. Интересно, что при приближении человека (зрителя) свет в контуре включается, словно ответ.
Во многих произведениях используется свет, как аллюзия к евангельскому: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
София Ивонина, « Воскресение». Мозаика. 2020
Одно из самых вдохновляющих произведений – мозаика Софии Ивониной «Воскресение. Сошествие во ад» - передает ощущение освобождения, выхода к свету.
Лучших по завершении Биеннале ждет «Гран-при», звание «Лучший молодой художник» и «Приз зрительских симпатий» по итогам голосования на сайте. Наибольшее количество голосов у классических работ. Одна из самых популярных – икона святой мученицы Людмилы, княгини Чешской», написанная Ириной Кузьминой-Гогаевой в 2020 году.
Выставка на Черниговском подворье продлится до 15 мая. Можно заказать экскурсию, либо совершить индивидуальный осмотр, в чем поможет искусствовед Ольга Сергеевна Трофимова.
Татьяна Баданина. «Лестница в небо». 2019
Ряд работ можно будет увидеть прямо в городе, как стрит-арт, и даже в качестве витрин кафе или магазинов.
Уже сейчас на фасаде церкви Михаила и Федора Черниговских есть интересный изразец с ликами святых храма в стиле минимализма-модерна. Великолепна живопись современных питерских художников, расписавших после реставрации храм Иоанна Предтечи под Бором в десятые годы XXI века. В храмах замечательные певчие, службы иногда проходят на английском языке.
Часть экспозиции Биеннале представлена в здании Общецерковной аспирантуры. Здесь же размещается редакция сайта Jesus-portal – информационного партнера Биеннале. Портал опубликовал статью о выставке.
«Сегодня низменным считают современное искусство, в противовес искусству «классическому». Бездуховное, бесталанное, «хайповое» — так клеймят творчество современных авторов, которые ищут новые формы и выразительные средства», - написал автор, анализируя экспозицию в целом.
Черниговское подворье превратилось в культурный, интеллектуальный, богословский центр Москвы.
Анкара, 30 апреля, Благовест-инфо. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил письмо армянскому Патриарху Константинополя Сааку II Машаляну по случаю 24 апреля, отмечаемого во всем мире как день памяти жертв геноцида армян. Турция не признает массовое истребление армянского населения 1915-16 годов геноцидом, и этот термин отсутствует в письме Эрдогана Сааку II. «Я отдаю дань уважения османским армянам, погибшим в тяжелых обстоятельствах Первой мировой войны, и выражаю соболезнования их потомкам», - говорится в послании президента, которого цитирует агентство Fides. «Наша общая культура» была создана усилиями многих армянских врачей, инженеров, юристов, бизнесменов, архитекторов, музыкантов и художников, отметил Эрдоган. Турки и армяне не должны «забывать о веках мирного сосуществования», несмотря на «попытки политизировать дискуссию, которую должны вести историки, и использовать ее для атак на нашу страну», пишет турецкий пр
езидент. Под «атаками на Турцию» в Анкаре подразумевают признание факта геноцида армян лидерами разных стран мира.
24 апреля было распространено заявление президента США Джо Байдена, в котором он называл события 1915 года геноцидом армян. 26 апреля Эрдоган обрушился с критикой на американского лидера, назвав его заявление «уступкой радикальным армянам и кругам, враждебным Турции». Слова Байдена «о болезненных событиях, пережитых армянами, необоснованны, несправедливы и противоречат истине», заявил Эрдоган, добавив, что «никто так не пострадал, как наш народ» во время событий 1915 года, и что Анкара готова создать многостороннюю комиссию историков для расследования этих событий. Тем, кто «пытается заклеймить Турцию» обвинениями в геноциде, следует «посмотреть в зеркало. Все мы знаем историю американских индейцев», заявил Эрдоган.
Факт геноцида армян признавали американские президенты Джимми Картер и Рональд Рейган. Термин «геноцид» в отношении событий 1915-16 годов перестали использовать в официальных документах Белого дома при Джордже Буше.