Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 20/04/2021
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 20/04/2021 ============================================================ Исламисты казнили в Египте трех человек, включая копта 20.04.2021 17:41 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94266 ------------------------------------------------------------ Москва, 19 апреля. Группа египетских исламистов, связанных с группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ) казнила трех человек и опубликовала кадры убийства. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Daily Mail, одной из жертв стал копт, 62-летний Набиль Хабаши Салама. Террористы показательно застрелили его из автомата, заявив, что это предупреждение для всех египетских христиан, которые поддерживают египетскую армию. Местные копты сообщают, что Салама пропал в прошлом ноябре, его похитили прямо на улице. Мужчина занимался восстановлением христианских церквей, которые были разрушены исламистами. На другом видео запечатлена казнь еще двух мужчин, предположительно представителей местных племен. Их террористы также обвинили в поддержке египетских силовиков. Тем временем Associated Press сообщает со ссылкой на МВД Египта, что полицейские застрелили троих подозреваемых в убийстве христианина. Отмечается, что его убийство, вероятно, произошло несколько месяцев назад, а сейчас было обнародовано видео. ============================================================ Папа Франциск подарил аппараты ИВЛ для борьбы с пандемией в Колумбии 20.04.2021 16:41 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94265 ------------------------------------------------------------ Рим, 20 апреля. Папа Франциск подарил специальное медицинское оборудование для борьбы с пандемией коронавируса в Колумбии. По последним данным, в этой латиноамериканской стране зарегистрировано 2 667 136 случаев заражения COVID-19, пандемия унесла 68 748 человеческих жизней, сообщает Vatican News. Епископская конференция Колумбии сообщила, что из Ватикана прибыли четыре аппарата искусственной вентиляции лёгких со всем необходимым оборудованием, большое количество медицинских масок-респираторов с высокой степенью защиты, а также 200 защитных очков для медперсонала. Через апостольскую нунциатуру Колумбии помощь от понтифика была доставлена в область, наиболее подверженную заражению коронавирусом, для ухода за нуждающимися в медицинской помощи. Благодаря военно-воздушным силам Колумбийской Республики и национальной Военной капеллании материалы были переданы специальным рейсом епископу Кибдо монсеньору Хуану Карлосу Баррето, который в свою очередь передал их местным больницам имени Святого Франциска Ассизского и Святого Иакова, которые обслуживают департамент Чоко. В сообщении колумбийского епископата отмечается, что этим жестом близости и милосердия Папа Франциск хочет проявить близость к больным и помочь страдающим от пандемии. Ранее Папа уже неоднократно помогал жителям Колумбии, в частности, высылая для тяжелобольных с COVID-19 аппараты искусственной вентиляции лёгких. ============================================================ В России лютеранский теологический институт лишили лицензии на образовательную деятельность 20.04.2021 16:28 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94264 ------------------------------------------------------------ Санкт-Петербург, 20 апреля. Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии лишился лицензии на образовательную деятельность. 6 апреля 2021 года суд по иску Роскомнадзора аннулировал лицензию на образовательную деятельность Теологического института Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии, расположенного в деревне Колбино под Санкт-Петербургом, сообщает Христианский Мегапортал invictory.com со ссылкой на ИАЦ «Сова». Ранее Роскомнадзор приостановил действие лицензии этого института и запретил прием студентов. По данным агентства Forum 18, другая лютеранская семинария, Теологическая семинария Евангелическо-лютеранской церкви в селе Новосаратовка Всеволожского района, пытается не допустить аннулирования лицензии через суд. Суды первой инстанции счел большую часть претензий Рособрнадзора неприменимыми к учреждению дистанционного образования, каковым является семинария в Новосаратовке. Но действие лицензии семинарии по-прежнему приостановлено. Теологический институт Церкви Ингрии — высшее духовное учебное заведение для подготовки пасторов и приходского актива Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии. Расположен в деревне Колбино Всеволожского района Ленинградской области. ============================================================ В Москве начнут реставрацию старообрядческой колокольни на Бауманской 20.04.2021 16:12 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94263 ------------------------------------------------------------ Москва, 20 апреля. В Москве началась подготовка к реставрации двух значимых столичных памятников архитектуры — колокольни быв. храма во имя святой великомученицы Екатерины Никольско-Рогожской старообрядческой общины РДЦ и комплекса Симонова мужского монастыря на Восточной улице. С 1980-х годов колокольня стала постепенно разрушаться. Специалисты изучают ее состояние, а также архивные документы. По полученным данным они разработают проект реставрации. Только после того, как его рассмотрит и согласует Мосгорнаследие, будет выдано разрешение на проведение реставрации, передает сайт ruvera. Старообрядческая церковь во имя святой великомученицы Екатерины существовала в доме купца II гильдии И. И. Карасева с 1872 г. , на втором этаже здания, в пристройке к западной части дома. Старообрядцы в это время находились под строгим надзором полиции и не могли строить собственные храмы, в результате чего приходилось создавать тайные церкви и молельни. После объявления принятия закона о веротерпимости в 1905 г. старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить храмы по своему вкусу и разумению. И. И. Карасев, однако, не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе владения, а в 1912 г. добился разрешения на пристройку деревянной звонницы. Ей на смену в 1915 г. пришла полноценная надвратная колокольня, поставленная слева от дома по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского. В нижнем ярусе сооружения находились проездные ворота во двор Карасева, средний уровень составляли три пролета звонницы — один крупный посередине и два меньше слева и справа — и сверху располагался еще один небольшой пролет, увенчанный главкой с крестом. Особое внимание привлекают маленькие зубцы-мерлоны в виде «ласточкиных хвостов», имитирующих кремлевскую стену, а также три восьмиконечных креста на центральной звоннице. По своей форме сооружение напоминает уменьшенный вариант колокольни на Рогожском кладбище. После революции дом был национализирован, церковь в 1918 г. закрыта. Особняк Карасева сохранялся до апреля 1979 г., когда он был снесен ради создания ангара (сегодня его место и вовсе пустует). Колокольня, тем не менее, сохранилась, но с утратой дома она потеряла должную опору и начала стремительно разрушаться. ============================================================ Русско-греческое управление: идеи существования Афона после Первой мировой войны 20.04.2021 15:44 | Отдел внешних церковных связей Московского патриархата http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=94262 ------------------------------------------------------------ ============================================================ РПЦ обновила список "сетевых лжесвященников" 20.04.2021 15:29 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94261 ------------------------------------------------------------ Москва, 20 апреля. Церковный список «сетевых лжесвященников» пополнил лишенный сана иеромонах Никодим, говорится в сообщении синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, передает РИА Новости. «Список сетевых лжесвященников, размещенный на официальном сайте отдела в разделе «Борьба со злоупотреблениями в сети интернет», дополнен именем бывшего клирика Московской епархии и преподавателя Московской духовной академии Шматько Владимира Николаевича, бывшего ранее иеромонахом Никодимом», - сказано в сообщении, распространенном во вторник. Уточняется, что иеромонах Никодим был извержен из священного сана решением Епархиального суда Москвы 17 октября 2019 года, но «продолжает называть себя «иеромонахом Никодимом» и вести в сети интернет ряд псевдоправославных ресурсов». «Так, В. Н. Шматько ведет Telegram-канал... где продолжает именовать себя «проректором Высших богословских курсов МДА», - поясняют в синодальном отделе. По данным синодального отдела, участились случаи, когда «некоторые лица выдают себя в интернете за священнослужителей, при этом они никогда ими не являлись, либо были запрещены в служении или отлучены от Церкви»: псевдосвященники ведут в социальных сетях каналы и блоги на церковную тематику, дают пастырские советы и принимают пожертвования, «тем самым вводя в заблуждение верующих». «Призываем всех священнослужителей и мирян в случае возникновения сомнений в принадлежности Церкви того или иного сайта, страницы в социальной сети или сервиса, а также при наличии информации о деятельности псевдосвященников, незамедлительно обращаться в отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ», - заключили в РПЦ. ============================================================ В Тулузе осквернили главный католический собор города 20.04.2021 15:15 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94260 ------------------------------------------------------------ Фото: ladepeche.fr Париж, 20 апреля. Неизвестные лица нанесли антихристианские и антисемитские надписи на стены базилики Сен-Сернен (Святого Сатурнина) и ряда домов города Тулузы (юг Франции). Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на страницу местной епархии. «Сатана возвращается», «Вы - предатели» - такие надписи ярко-красного цвета появились на колоннах и стенах у входа в собор. Этой же краской надписи сделаны и на стенах домов одной из ближайших улиц, расположенной поблизости от центра города - площади Капитолия. «Мы опечалены и скорбим в связи с тем, что появились оскорбительные надписи на здании этой великолепной церкви романского стиля, внесенной в список Мирового наследия ЮНЕСКО», - заявили представители католической епархии. ============================================================ В Северной Осетии молитвенно помянули убиенных 101 год назад терских казаков 20.04.2021 14:58 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94259 ------------------------------------------------------------ Фото: blagos.ru Беслан, 20 апреля. 17 апреля 2021 года на Кургане памяти близ города Беслан в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-А) состоялись мероприятия, посвященные памяти жертв геноцида Терского казачества. В ежегодном молитвенном поминовении приняли участие около тысячи человек — представители казачьих обществ со всего Северного Кавказа, православное духовенство, представители общественности и органов власти Северной Осетии, учащиеся казачьих кадетских классов и воспитанники патриотических клубов. День памяти впервые собрал вместе реестровых казаков Терского войскового казачьего общества во главе с Виталием Кузнецовым и казаков общественного Терского казачьего войска во главе с атаманом Анатолием Маковкиным. Делегации терцев прибыли из Ставропольского края, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии, Дагестана и Ингушетии. Вместе с представителями казачества мероприятия посетили, в частности, главный федеральный инспектор по РСО-А Владимир Келехсаев, министр РСО-Алания по вопросам национальных отношений Аслан Цуциев, руководитель Северо-Осетинского национального общества «Русь» Владимир Писаренко. Духовник Терского войскового казачьего общества, клирик Ставропольской епархии митрофорный протоиерей Павел Самойленко совершил литию по жертвам трагедии вековой давности и призвал казаков быть верными вере предков. По благословению архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида Владикавказскую епархию на мероприятии представлял руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством иерей Василий Грибенченко. 101 год назад в эти дни терские казаки подверглись выселению из станиц Тарская, Сунженская, Воронцово-Дашковская и Тарский хутор. Из родных мест были изгнаны десятки тысяч терских казаков. Многие из них в ходе выселения были убиты. В 2001 году недалеко от Беслана в память о погибших и выселенных предках терскими казаками был насыпан курган, установлен православный крест и воздвигнут памятник. В дальнейшем здесь планируется построить часовню. Вместе с невинно убиенными предками казаки поминают жертв теракта в бесланской школе — возлагают цветы на кладбище «Город Ангелов», сообщает Патриархия.Ru со ссылкой на пресс-службу Владикавказской епархии. ============================================================ В Греции перенесли время начала Пасхи из-за пандемии 20.04.2021 14:54 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94258 ------------------------------------------------------------ Афины, 20 апреля. Воскресение Христово в Греции в этом году состоится на два часа раньше – в 22.00 по местному времени (совпадает с московским), сообщает газета «Катимерини». Пасха отмечается в православной Греции 2 мая. «Правительство и Церковь достигли принципиальной договоренности о том, что Воскресение состоится двумя часами ранее, в 22.00. Цель состоит в том, чтобы совершить Воскресение в храмах с участием людей на открытых пространствах, не требуя при этом значительного продления часов, в течение которых разрешено движение», - пишет газета. Сейчас в Греции из-за ситуации с коронавирусом действует комендантский час – передвижение граждан запрещено с 9 вечера до 5 утра. Как пишет газета, в понедельник вечером премьер-министр Кириакос Мицотакис провел первую беседу с архиепископом Афинским Иеронимом в парламенте, в кулуарах юбилейной выставки, посвященной 200-летию революции 1821 года. Во вторник постоянный Синод Элладской Православной Церкви собирается для обсуждения работы храмов и монастырей в период Страстной недели. Как отмечает издание, Синод предлагает в письме министерству образования и по делам религий увеличить максимальное количество людей внутри храмов на Пасху - из расчета один человек на 15 квадратных метров в помещении. Правительственное ограничение предусматривает присутствие одного человека на 20 квадратных метрах в помещении. «Синод обосновывает свое предложение тем, что высота храмов и хорошая погода на Пасху обеспечат очень хорошую вентиляцию храмов. В то же время Синод просит правительство разрешить верующим находиться на площадях храмов, чтобы не допускать скопления людей. В ближайшие дни будут окончательно согласованы решения о режиме движения граждан вместе с часами церковных служб», - отмечает газета. По данным издания, комендантский час будет сокращен перед Страстной неделей. «При этом, конечно, службы начнутся раньше, и раньше прозвучит «Христос Воскрес». Такое происходит во многих деревнях нашей страны, поскольку священникам приходится переходить из деревни в деревню для совершения богослужения Воскресения Христова», - пишет «Катимерини». Также, по данным газеты, в иерархии считают, что в этом году с ситуацией будет справиться проще, так как часть людей уже сделали прививки от коронавируса, а пожилые верующие стали более осторожными. По ее информации, Синод предлагает разрешить проводить службу на улицах и в Страстную пятницу провести Эпитафию – шествие с «гробом Господним». По традиции, крестный ход идет по улицам каждого города или селения, люди несут свечи, сообщает РИА Новости. ============================================================ В РФ подготовлена концепция развития Соловков 20.04.2021 14:19 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94257 ------------------------------------------------------------ Фото: liveinternet.ru Москва, 20 апреля. Комплексная концепция развития Соловецкого архипелага до 2035 года разработана во исполнение поручения правительства РФ, сообщила глава Минкультуры РФ Ольга Любимова. «Концепция носит рекомендательный характер, является документом стратегического планирования до 2035 года, который отражает общие принципы и подходы к развитию и сохранению Соловецкого архипелага», - сказала Любимова на итоговой коллегии ведомства во вторник. Она уточнила, что концепция разработана архитектурным бюро «РТДА» при взаимодействии с Русской Православной Церковью, правительством Архангельской области, Фондом по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, а также заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Как сообщил директор департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России Роман Рыбало, разработанная концепция сохранения и развития Соловецкого архипелага основана на принципах «универсальной ценности объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО». «Целью концепции является определение основных направлений развития территорий Соловецкого архипелага с учетом сохранения духовного, историко-культурного и природного потенциала, а также с учетом формирования религиозно-исторического достопримечательного места», - сказал Рыбало. Также утверждены зоны охраны для объектов ансамбля, проведена работа по учету объектов архипелага. В рамках концепции планируются мероприятия по реставрации и поддержанию в надлежащем состоянии соловецких объектов, передает «Интерфакс-религия». Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь расположен в Приморском районе Архангельской области на Соловецком острове в Белом море. Основан в 1420-1430-х годах. В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995-м - в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Печальную известность Соловки приобрели в годы советских репрессий. В 1920 году Соловецкий монастырь был ликвидирован, на его месте были организованы совхоз «Соловки» и лагерь принудительных работ, а с 1923 года до конца 1930-х годов там располагался один из первых концлагерей для противников советской власти - Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Религиозная деятельность на Соловках возобновилась лишь в 1990 году. В память о жертвах политических репрессий в Москве на Лубянской площади установлен Соловецкий камень. В декабре 2020 года Следственный комитет России завершил расследование дела о хищении при проведении историко-культурных экспертиз на Соловецком архипелаге, среди обвиняемых - экс-чиновники Минкультуры. Как сообщалось, фигурантам вменяется хищение в 2011-2016 годах более 20 млн. бюджетных рублей, выделенных на реставрацию порядка 70 объектов культурного наследия на Соловецком архипелаге, в том числе Соловецкого монастыря. ============================================================ Муфтий и раввин рассказали в "Шатре Рамадана" о главном для верующих 20.04.2021 13:35 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94255 ------------------------------------------------------------ Москва, 20 апреля. Вечер Объединенных Арабских Эмиратов прошел 19 марта в "Шатре Рамадана", установленном у Мемориальной мечети на Поклонной горе в Москве. В этом году не все желающие смогли попасть в шатер из-за ограничений по коронавирусу, но все мусульмане, кто пришел на праздничный ужин-ифтар, получили угощенье после захода солнца, передает корреспондент РИА Новости. Ежегодно в "Шатер Рамадана" в священный для мусульман месяц любой желающий мог прийти на ифтар - ужин разговления, когда после захода солнца мусульмане могут есть и пить воду. Но пандемия внесла свои коррективы. В этом году в шатер можно попасть только по приглашениям, за столами внутри размещается 270 человек. Перед входом в шатер также установлены столики и экран, на котором транслируется культурная программа вечера. Угощения – финики, мандарины, бананы, суп-пюре, рис с мясом все желающие могли получить в мечети. Культурная программа началась за час до ифтара, который в этом году наступил в 19.44. Перед началом культурной программы имам Мемориальной мечети Асхат Гиматдинов прочитал аяты (стихи) Корана. Посол ОАЭ поблагодарил всех за присутствие, поздравив с наступлением Рамадана. "Месяц Рамадан - это месяц, когда мы старается обуздать свою самость и побороть свое эго. Нам приходится выбирать тот путь, по которому мы пойдем, и здесь важно духовное состояние, важно иметь веру, для того чтобы выбрать правильный путь. В Священном Коране Всевышний Аллах дает нам наставление, чтобы мы избегали домыслов, чтобы мы старались стремиться к духовной чистоте, к укреплению своей веры", - сказал муфтий Аббясов. Борода поблагодарил посла ОАЭ за приглашение принять участие в мероприятии, отметив что в благотворительном проекте "Шатер Рамадана" принимают участие люди самых разных конфессий и национальностей, что говорит " об объединяющей всех цели: укреплении добрососедства в российском обществе, потому что только на уважении и принятии друг друга мы можем строить настоящее и будущее". "Рамадан - это месяц размышления над вопросами бытия и месяц интенсивной духовной работы, люди в эти дни стремятся к совершенствованию, размышляют о своей жизни и переоценивают свои поступки с нравственной точки зрения. Широко известно, что во время Рамадана мусульмане помогают нуждающимся и делают добрые дела, утверждают мир и дружбу, восточное гостеприимство проявляется на обязательных трапезах этого месяца", - сказал председатель Федерации еврейских общин России. Еремин рассказал, что ему посчастливилось в этом году встретить Рамадан в ОАЭ, где климат намного теплее, чем в России, но "такая теплая атмосфера, царящая на ифтаре в "Шатре Рамадана" на Поклонной горе, должна быть для всех примером. В перерывах между выступлениями музыкальный коллектив играл арабскую музыку, дети показали сценку, посвященную Рамадану. Ровно в 19.44, когда на небе появился месяц, гости приступили к трапезе, которую в Рамадан принято начинать с фиников и воды. ============================================================ О бытовых традициях празднования Пасхи расскажут в петербургском Музее хлеба 20.04.2021 12:21 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94254 ------------------------------------------------------------ Фото: muzei-xleb.ru Санкт-Петербург, 20 апреля. В петербургском Музее хлеба во вторник открывается выставка, посвященная городским пасхальным традициями, сообщает "Интерфакс-Религия" со ссылкой на пресс-службу комитета по культуре. Выставка продолжает серию временных музейных экспозиций, посвященных празднованию христианских праздников в разные исторические периоды у разных народов. Она показывает бытовые традиции празднования Пасхи в Петербурге. Посетители увидят пасхальные яйца, открытки и кондитерские упаковочные коробки из фондов музея. Также будут представлены формы для выпечки куличей и приготовления творожной пасхи, традиционная пасхальная посуда (блюда и подставки для яиц). Пасхальные традиции современного Петербурга будут представлены хлебозаводами города. ============================================================ В Тверской епархии объяснили появление фрески с изображением бесов со смартфонами 20.04.2021 11:58 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94253 ------------------------------------------------------------ Фреска в храме Николаевского Малицкого монастыря под Тверью. Фото: Ruptly Тверь, 20 апреля. Появившиеся в монастырском храме в Тверской области фрески с чертями, держащими в руках ноутбуки и смартфоны, отражают дух времени, в котором очень распространена интернет-зависимость, заявил РИА Новости и.о. пресс-секретаря Тверской епархии протоиерей Александр Душенков. Необычные фрески появились в храме Николаевского Малицкого мужского монастыря в Тверской области. На западной стене, где разместились изображения смертных грехов, добавились бесы с ноутбуками и смартфонами в руках. Рядом с ними в огне горят грешники, их руки скованы цепями. Душенков рассказал РИА Новости, что роспись выполнена румынским иконописцем Русланом Гебя в 2018 году. "Выражать во фресках смертные грехи в сюжетах, актуальных духу времени, – обычная традиция. Скажем, в Греции, это обычная роспись в храмах, и никаких вопросов не возникает, это не что-то новое… Обычно это на усмотрение настоятеля, благочинного. Настоятель монастыря – человек очень образованный, очень современный", - сказал Душенков. Он подчеркнул, что всякая зависимость – грех. "В самом интернете, в самих смартфонах ничего плохого, скажем, нет. Это как инструмент. А вот если это становится зависимостью – вот это уже вещь очень плохая. Интернет-зависимость очень близка к наркомании, к греху пьянства. Человек фактически отключается реальной жизни, наносит вред своему здоровью и близким своим. Не случайно на исповедях люди обычно переживают и раскаиваются, что очень много времени уделяют интернету", - прокомментировал собеседник агентства. ============================================================ В Ирландии хотят ввести уголовную ответственность за посещение мессы 20.04.2021 11:44 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94252 ------------------------------------------------------------ Католический священник Джерард Квирк служит мессу в скалах из-за правительственного запрета на богослужения в Ирландии (4 апреля 2021). Фото: cruxnow.com Дублин, 20 апреля. Министр здравоохранения Ирландии Стивен Доннелли 16 апреля подписал новый "нормативный акт", квалифицирующий посещение мессы во времякарантинных ограничений как уголовное преступление, сообщает СПЖ со ссылкой на Сruxnow. Данная инициатива правительства уже вызвала возмущение главы конференции ирландских епископов, который считает, что это решение является "потенциальным нарушением свободы вероисповедания и конституционных прав". "Точные положения неясны и при первом чтении кажутся драконовскими, выходящими за рамки ограничений, которых мы придерживались на протяжении всей пандемии до настоящего времени", -сказал католический архиепископ Имон Мартин из Армы, Северная Ирландия. Он рассказал, что католические епископы добиваются немедленной встречи с членами правительства и требуют "приостановить действие этого жесткого законодательного акта". "Вместе с другими церквями мы полностью сотрудничаем с подразделениями общественного здравоохранения уже более года.В то же время мы постоянно внушали (правительству), что верующие высоко ценят свое духовное благополучие и считают публичное исповедание своей веры очень важным", - сказал архиепископ. Между тем 27 апреля в Высоком суде должно быть рассмотрено дело об оспаривании запрета на богослужение. Подобные запреты в некоторых регионах уже были признаны незаконными. ============================================================ В Словакии в церкви будут пускать только с отрицательным тестом на COVID-19 20.04.2021 11:19 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94251 ------------------------------------------------------------ Братислава, 20 апреля. Власти Словакии 19 апреля сняли ряд ограничительных мер, введенных для борьбы с распространением коронавируса, пишет «Седмица» со ссылкой на европейские СМИ. Магазины и многие другие заведения оставались закрытыми в Словакии в течение нескольких месяцев. С 19 апреля заработали библиотеки, бассейны, зоопарки, салоны красоты, а также некоторые магазины. Отелям разрешено принимать гостей, но с ограничениями и строгими мерами предосторожности. Жителям страны также разрешено совершать поездки в другие регионы. Однако ресторанам по-прежнему запрещено принимать и обслуживать посетителей в помещениях. При этом для посещения магазинов и церквей понадобится отрицательный тест на коронавирус. За время пандемии в Словакии выявили 376 тыс. случаев заражения коронавирусом, около 11,1 тыс. из них имели летальный исход. ============================================================ "Данте в соборе": культурный проект в Милане 20.04.2021 11:00 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94250 ------------------------------------------------------------ Фото: ANSA Милан, 20 апреля. В течение мая этого года у главного алтаря Миланского кафедрального собора будет полностью прочитана «Божественная комедия» Данте Алигьери. Культурный проект приурочен к 700-летию со дня смерти Данте. Идея этого необычного мероприятия принадлежит протопресвитеру Миланского собора монсеньору Джанантонио Боргоново и коллегии пресвитеров собора. Ее осуществлению содействовали Амвросианская библиотека и Достопочтенная фабрика Миланского собора – организация, занимающаяся сохранением и продвижением его культурного наследия. Начинание финансово поддержали банк Intesa San Paolo и компания Retelit. Чтение «Божественной комедии» будет сопровождаться музыкой в исполнении артистов оркестра театра «Ла Скала». В проекте также примут участие учащиеся Малого театра Милана. Организаторы надеются, что это важное событие будет предвестником культурного возрождения города после долгого перерыва, вызванного пандемией, сообщает Русская служба Радио Ватикана. ============================================================ Благодатный огонь из Иерусалима доставят в Москву 1 мая 20.04.2021 10:55 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94249 ------------------------------------------------------------ Москва, 20 апреля. Благодатный огонь, который ежегодно появляется накануне православной Пасхи в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, фонд Андрея Первозванного, невзирая на пандемию, традиционно доставит в Москву, в храм Христа Спасителя – к патриаршему Пасхальному ночному богослужению вечером 1 мая. Об этом сообщили РИА Новости в Фонде. «Все годы, что мы организуем принесение благодатного огня в Россию (с 2003 года – ред.), фонд Андрея Первозванного осуществляет свою миссию по благословению предстоятелей Русской Православной Церкви и Иерусалимской Православной Церкви, выполняя все предписания государственных органов Российской Федерации и государства Израиль. В 2021 году, как и годом ранее, мы планируем наши действия в условиях серьезных ограничений, связанных с распространением коронавируса. Мы благодарны властям государства Израиль за то, что у нас и представителей других стран будет возможность получить благодатный огонь и доставить его в наши храмы к началу праздничных богослужений», – отметил председатель попечительского совета фонда Владимир Якунин. По его словам, «как и годом ранее, самолет для транспортировки благодатного огня предоставлен Андреем Рэмовичем Бокаревым». Лампады с благодатным огнем будут доставлены на борт самолета посольством России в Израиле – и делегация фонда Андрея Первозванного сразу же вылетит обратно в Москву, чтобы своевременно доставить лампады с благодатным огнем к Патриаршему богослужению в храме Христа Спасителя. «В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора традиционной встречи благодатного огня в аэропорту не будет», – заявил Якунин. По его словам, ФАП, как и в прошлом году, вынужден отказаться и от хранения лампад с благодатным огнем в своем офисе. «О местах, где можно получить частицу благодатного огня, будет объявлено дополнительно», – добавил глава фонда. ============================================================ Иван Петров: Во время оккупации две церковные России - зарубежная и подсоветская - так и не встретились Историк представил свою книгу "Меж двух зол. Православное духовенство на временно оккупированной территории РСФСР в 1941-1944 гг." 20.04.2021 10:42 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=94248 ------------------------------------------------------------ Иван Петров (screenshot) Москва, 20 апреля, Благовест-инфо. Историк из Петербурга Иван Петров представил в Москве свою новую книгу «Меж двух зол. Православное духовенство на временно оккупированной территории РСФСР в 1941-1944 гг.» Презентация состоялась 15 апреля в культурном центре «Покровские ворота». Монография раскрывает весь спектр деятельности православного пастырства под оккупацией: от взаимоотношений с немецкими властями и роли духовных лиц в немецкой пропаганде до участия священников в партизанском движении. Как сообщила, открывая презентацию, Дарья Тимохина, редактор издательства «Посев», выпустившего книгу, исследование основано на материалах российских и зарубежных архивов. Всего в работе нашли отражение материалы 44 архивов из 7 стран, в том числе – личный архив автора (интервью с участниками событий и их потомками), который предпринял попытку реконструкции биографий многих героев. Иван Петров – кандидат исторических наук, специалист по истории Православной Церкви в годы Второй Мировой войны, автор книги «У последней черты» о разных конфессиях и религиях в блокадном Ленинграде и исследования «Православная Балтия 1939-1953 годов. Период войн, репрессий и межнациональных противоречий», которое он представлял пять лет назад в Москве. Автор отметил, что в последние годы многие историки занимались темой православного духовенства, которое оказалось на оккупированных территориях. Если в предыдущей книге автор сосредоточился на судьбе духовенства республик Балтии, то для настоящего исследования он выбрал ракурс сравнения: ему важно было понять, как по-разному преломилась изучаемая тема в разных регионах РСФСР. Оказалось, что невозможно говорить об этой теме «в общем», поскольку не только ситуации на Северном Кавказе и во Пскове сильно отличались друг от друга, но и в близких регионах – скажем, Новгородской и Псковской областях – все было тоже по-разному, о чем свидетельствуют государственные и церковные архивы на местах. Книга начинается со «страшного пролога» – так автор называет описание положения Православной Церкви на территории РСФСР после 25 лет большевизма, заостряя также внимание на итогах «первого советского года» на территориях, присоединенных к СССР в 1939 г. Рассматривая региональную специфику жизни православных приходов в первый период оккупации в 1941-42 гг., он исследует структуру управления епархиями, восстанавливает хронологию событий, дает характеристику основным действующим лицам и подчеркивает, что в этот период органы НКВД и партизанские деятели «крайне отрицательно относились к православному духовенству – до такой степени, что иногда антирелигиозные термины 1920-х годов кажутся более легкими по сравнению с тем, что содержится в партизанских архивах». В этой же третьей главе речь идет о причинах создания Псковской миссии, которая стала «совершенно особой историей». Автор полемизирует с теми, кто считает Псковскую миссию проектом немецкой разведки. Напоминая о том, что становление священников, оказавшихся в Псковской миссии, произошло в независимой Латвии, что среди них были хорошо образованные люди, в том числе – выпускники Свято-Сергиевского института в Париже, он утверждает, что «бОльшая часть священников не испытывала симпатии к нацистскому режиму, … они очень скоро убедились в его сущности». Но нельзя также сказать о том, что эта оценка нацистского режима «толкала священников в руки противоположной стороны». «В данном случае моральный вопрос сложнее», – сказал автор, добавив, что нельзя к этому вопросу подходить с сегодняшними критериями патриотизма. По его словам, «сама идея Псковской миссии была подсказана деятельностью советской власти по запре ту религиозного образования на территории Балтии в первый советский год». Но автор посчитал нужным посвятить Псковской миссии еще и отдельную главу. Об этом уникальном явлении уже многое написано, но Петров добавил к этим сведениям анализ журнала «Православный христианин», деятельности пастырско-богословских курсов в Вильно, внутренних миссий в Латвии и Литве. Конечно, он не мог обойти вниманием убийство митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского), экзарха Прибалтики. Историк приводит разные точки зрения, подчеркивая, что ни одну из них пока не удается подтвердить документально из-за недоступности архивов. По его словам, «многие свидетели эпохи не сомневались, что его убили Советы». И сам он отмечает, что «версия об эстонских и прочих прибалтийских националистах пока критики не выдерживает», и «появляется все больше свидетельств о советской версии». Однако Петров неоднократно подчеркивает, что точка в этом вопросе еще не поставлена. Глава «Ветер Запада» посвящена церковной эмиграции, попыткам Поместных Церквей (Сербской, Болгарской, Румынской, РПЦЗ) попасть на оккупированные районы РСФСР, наладить контакты с подсоветским духовенством и населением. И хотя немногим священникам из РПЦЗ все же удалось проникнуть на территорию РСФСР, историк делает вывод о том, что «контакты не увенчались успехом», «две России так и не встретились в период нацистской оккупации». Поясняя этот тезис, он отметил, что на основании сохранившейся переписки «между Западом и Востоком» можно видеть, что РПЦЗ симпатизировали, «как ни странно», представители местной оккупационной администрации, а также интеллигенции. Последние «боялись подсоветских священников, в которых видели, иногда справедливо, тех, кто сотрудничал с советскими компетентными органами». Для таких людей «зарубежники» воспринимались как «луч света», поскольку они не были зат ронуты советской религиозной политикой и являлись носителями монархической идеи. При этом нацисты могли бы извлечь «пропагандистские бонусы», если бы понимали свою выгоду. Важную роль в этой «невстрече» Петров отводит последовательной позиции митрополита Сергия (Воскресенского). «Он остался верен Московскому Патриархату в условиях оккупации и отстаивал свою каноническую позицию, иногда вопреки здравому смыслу, как может показаться светскому человеку», – сказал Петров, пояснив также, что митрополит Сергий резко критиковал РПЦЗ за ее «неправильную позицию по отношению к Московскому Патриархату в годы войны». «Я не идеализирую ни ту, ни другую Россию – обе они не были готовы к встрече в тот момент. Но даже наиболее последовательные критики Московского Патриархата из среды зарубежников отдавали должное митрополиту Сергию (Воскресенскому)», – ответил он на вопросы участников презентации. Самый сложный вопрос в восприятии этой проблематики касается коллаборации и сопротивления на оккупированных территориях. В пятой главе рассматриваются факты сотрудничества с СД, реакция советских партизан и спецслужб на деятельность духовенства «за чертополохом», участие в нацистской пропаганде. В этой главе предпринимается попытка нарисовать портрет «партизанского священника» и рассмотреть судьбы священнослужителей, которые, долго не имея возможности служить, шли на союз с советской стороной. Здесь рассказывается также о священниках – жертвах «партизанского террора», рассматривается вопрос антисемитизма в контексте наследия антисемитской пропаганды в досоветской России и нацистской пропаганды. Судя по словам автора, невозможно говорить о типичной реакции, типичной судьбе священнослужителей в эти годы: многие из них «стояли на полярных позициях», и не только по отношению к антисемитизму. Еще одна глава посвящена православным приходам на временно оккупированных территориях РСФСР с сер. 1942 до сер. 1943 гг. Здесь исследуется разрешение канонических проблем, рост миссионерской деятельности, вынужденная эмиграция, укрепление епархиальных структур и вопрос юрисдикции. Приводятся примеры священнослужителей, которые «могли найти себе место при любой власти». Книга завершается главой «Трагический исход», в которой речь идет о советской политике по отношению к ранее оккупированным территориям в контексте «нового религиозного курса». Очевидно, что немногие власти в регионах хотели сохранить количество приходов, открытых в оккупации. Духовенство, оставшееся в РСФСР, оказалось в тяжелом положении: их упрекали и шантажировали служением в период оккупации. «Трагично, что это делали не только представители советских властей. Часто это клеймо [коллаборациониста] было решающим во внутриприходском общении, это было характерно для РПЦ в СССР», – отметил автор. Ему также были важны «судьбы тех, кто, побывав в оккупации, пополнили ряды второй волны русской эмиграции и во многом определили судьбы Русского зарубежья второй половины ХХ века». Выбранная автором тема исследования далеко не исчерпана. «Что это было за время, как оно перепахало судьбы многих людей, простых и интеллигенции – на этот вопрос еще искать и искать ответы историкам. Главное, что им необходимо, – рассекретить архивы», – заключил автор новой книги. С видеозаписью презентации можно познакомиться на Youtube-канале КЦ «Покровские ворота». Юлия Зайцева ============================================================ Отпевание Адольфа Николаевича Овчинникова совершил митрополит Волоколамский Иларион 20.04.2021 10:31 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94247 ------------------------------------------------------------ Москва, 20 апреля, Благовест-инфо. Отпевание известного художника-реставратора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Адольфа Николаевича Овчинникова было совершено 19 апреля в храме в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. В сослужении клириков храма чин отпевания совершил митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Вместе с многочисленными коллегами, друзьями и учениками Адольфа Николаевича (в крещении – Николая) о его упокоении молился представитель Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай (Пачуашвили). Предваряя чин отпевания, митрополит Иларион передал родным и близким покойного слова соболезнования от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и зачитал его обращение. В нем Патриарх напомнил, что Адольф Николаевич начал свой путь в искусстве более 60 лет назад и «по промыслу Божию открыл для себя мир византийской и древнерусской живописи», посвятив всю жизнь работе с предметами церковного искусства. «При его непосредственном участии отреставрированы несколько сотен икон, в том числе и древнейших. Им опубликованы десятки статей и монография о символике христианского искусства, работы по теории реставрации темперной живописи. Он стал основоположником нового направления в изучении памятников религиозного искусства — создания копий-реконструкций старинных храмовых фресок, и благодаря его неутомимым трудам мы можем видеть изображения угасающих или уже утраченных росписей XII века из Старой Ладоги, XIII века из Суздаля, XV века из Пскова, VIII-XIII веков из Грузии. Об актуальности этой работы говорит тот прискорбный факт, что из восьми храмов, фрески которых были им полностью скопированы, половины уже не существует», – отмечается в обращении Патриарха. В заключение он напомнил также, что Адольф Николаевич воспитал «не одно поколение реставраторов, многие из которых стали признанными мастерами своего дела». «Адольф Николаевич был человеком, который всю жизнь учился и учил», – начал свое слово митрополит Иларион. Он пояснил, что художник учился через копирование древних икон и фресок. «Он никогда не стеснялся быть простым и скромным копиистом, потому что всю свою жизнь он постигал премудрость иконописания, которая заключается не только в технике, но и в проникновении в самый дух иконописного искусства. Он говорил о том, что икона создается не только для того, чтобы мы на нее смотрели, но чтобы она на нас смотрела. Он напоминал нам, что Христос есть свет, и этот свет через иконы Христа, через иконы людей, подражавших Христу, передается каждому человеку», – сказал митрополит и привел слова о. Павла Флоренского, который называл икону «окном в другой мир». Он напомнил об условиях, в которых работал Адольф Николаевич: «В трудные советские времена, когда никому не было дела не только до икон, но и вообще до церковной жизни, когда религия воспринималась исключительно как пережиток прошлого, когда говорили, что религия скоро отомрет и ничего от нее не останется, когда храмы уничтожались, а памятники древнего искусства безжалостно уничтожались или распродавались, Адольф Николаевич всю свою жизнь посвятил тому, чтобы эти памятники спасать. Им были спасены те иконы, которые без его участия были бы навсегда утрачены. А те, которые утрачены, были им скопированы, и благодаря его копиям они сохранились до наших дней». Митрополит Иларион подчеркнул, что Адольф Николаевич был не только копиистом, но и подлинным художником. «Он говорил, что копировать долгие годы нужно для того, чтобы потом писать иконы. <…> Он всю свою жизнь отдал этому делу, воспитал множество учеников, создал свою собственную школу иконописания, реставрации древней живописи. Он уделял внимание не только древнерусской и византийской живописи, но и грузинской. Многие годы отдал он копированию и реставрации уникальных грузинских фресок, например, таких как уникальные фрески XII века в монастыре Бетании», – заключил митрополит, выразив соболезнование тем, кто провожает в последний путь своего друга, наставника, коллегу. После отпевания к собравшимся обратился митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай. По его словам, с уходом Адольфа Николаевича «завершилась значительная эпоха не только для России и для Грузии, но для всего православного мира». Он считает, что промыслительно, «по воле судьбы», оказался в Москве в этот момент, когда совершается отпевание человека, которого он хорошо знал и ценил. «Мы обязаны ему всей страной», – сказал митрополит Николай и напомнил, что более четверти века Адольф Николаевич провел в Грузии, спасая росписи, которые для грузинского народа имеют огромное значение. Помимо Бетании, о которой упомянул митрополит Иларион, это еще и древнейшие фрески монастырей Гареджийской пустыни, многие из которых (фресок) сохранились только благодаря копиям, которые создал Адольф Николаевич. Кроме того, митрополит Николай сказал, что не может назвать ни одного реставратора в Грузии, который бы не учился у Адольфа Николаевича. «Можно сказать, что школа реставрации иконописи в Грузии – это заслуга Адольфа Николаевича», – отметил иерарх. Он рассказал, что ему посчастливилось лично общаться с художником-реставратором, и при каждой встрече тот говорил какие-то «глубинные вещи, которые навсегда оставались [в памяти]». «Я хочу поблагодарить русский народ за такого величайшего человека, который внес абсолютно неоценимый вклад в сохранение нашей культуры и наших отношений», – заключил митрополит Николай. Юлия Зайцева Фото автора ============================================================ |
В избранное | ||