Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 19/04/2021


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 19/04/2021
============================================================
Лесото: скончался кардинал Себастьян Кото Хоараи

19.04.2021 20:21 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94245
------------------------------------------------------------




Фото: omiworld.org



Масеру, Лесото, 19 апреля, Сath.ch/Благовест-инфо. Себастьян Кото Хоараи – первый уроженец Лесото, ставший кардиналом Римской Церкви, скончался 17 апреля в возрасте 92 лет.



Будущий иерарх родился 11 сентября 1929 года в английской колонии Басутоленд, ставшей в 1966 году королевством Лесото. В возрасте 12 лет мальчик крестился в католической церкви, затем изучал философию и теологию, а в январе 1951 года принес вечные монашеские обеты в ордене облатов Марии Непорочной. 21 декабря того же года он стал священником и двумя днями позже крестил своего отца.



Молодой священник преподавал в начальной семинарии в столице, Масеру, а затем стал ректором семинарии в Лерибе. Также возглавлял миссии ордена облатов в стране, впоследствии был избран провинциалом ордена в Басутоленде. В 1971 был назначен настоятелем столичного собора и генеральным викарием архиепархии Масеру.



В ноябре 1977 года, после учреждения епархии Мохалес-Хука, Папа Павел VI назначил Кото ее первым епископом. Хиротония состоялась в апреле 1978 года.


============================================================


Онлайн-конференция начальника отдела "Религия и мировоззрение" МИА "Россия сегодня" Ольги Липич. Москва
23 апреля

19.04.2021 18:09
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=94243
------------------------------------------------------------
23 апреля в 11:00 в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» пройдет онлайн-конференция начальника отдела «Религия и мировоззрение», координатора по вопросам взаимодействия с религиозными организациями Главной дирекции информации МИА «Россия сегодня» Ольги ЛИПИЧ.



В ходе мероприятия будут рассмотрены проблемы и перспективы развития религиозной и теологической тематики в современной журналистике.



Какую информацию о теологии и религии, зачем и как подавать аудитории? Как пишутся новости, интервью и большие тексты? Что нужно, чтобы истории из жизни конфессий и их научное осмысление были востребованы? Каковы оптимальные формы взаимодействия источника информации и журналиста, структура пресс-релиза, суть и акценты, другие полезные навыки?



В целях максимального снижения рисков распространения коронавируса все мероприятия проходят в онлайн-режиме.



Более подробная информация об изменениях и дополнениях на сайте пресс-центра: http://pressmia.ru.


============================================================


Избрание нового ассирийского Патриарха отложено из-за пандемии

19.04.2021 18:03 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94242
------------------------------------------------------------




Католикос-Патриарх Мар Геваргис III. Фото: bogoslov.ru



Эрбиль, 19 апреля, Fides/Благовест-инфо. Избрание Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока отложено из-за новой волны эпидемии COVID-19 в Ираке и, в частности, в Иракском Курдистане, где находится духовный центр этой древневосточной Церкви.



Уже более года назад – в феврале 2020 года – ассирийский Патриарх Мар Гиваргис III Слива заявил, что покидает кафедру по состоянию здоровья. Однако собор, который должен был избрать нового предстоятеля, так и не состоялся в связи с пандемией, и Мар Гиваргис продолжает нести патриаршее служение по сей день. В ходе недавнего визита в Ирак Папы Франциска Мар Гиваргис встречался с ним в качестве главы Ассирийской Церкви.



На прошлой неделе секретариат Священного синода Ассирийской Церкви объявил, что созыв собора снова откладывается. Такое решение было принято по итогам консультаций Патриарха Гиваргиса с архиереями и представителями ассирийских общин в Ираке и диаспоре. Ранее санитарные власти Ирака с тревогой отметили значительный рост заболеваемости коронавирусом в Эрбиле и других населенных пунктах Иракского Курдистана.



Гиваргис Слива родился 12 ноября 1941 года в Хаббание, Ирак. Учился в Багдаде и США. В 1980 был рукоположен во священника, а в 1981 стал митрополитом Иракским.



Когда в марте 2015 года в США скончался Патриарх Мар Динха IV, Мар Гиваргис, носивший титул митрополита Иракского, Иорданского и Российского, был единственным ассирийским епископом, остававшимся на территории Ирака. В сентябре 2015 он был избран Патриархом.



В 1933 году Патриарх Мар Эшай Шимун XXIII был вынужден эмигрировать из Ирака, и с 1940 главы Ассирийской Церкви имели резиденцию в Чикаго. Мар Гиваргис решил остаться на родине, и патриарший престол вновь оказался в Ираке, в столице Иракского Курдистана Эрбиле.



Мар Гиваргис III принимал активное участие в диалоге с другими христианскими Церквами. Именно его инициатива, высказанная в ходе встречи с Папой Франциском в 2016 году, легла в основу проведения в 2018 году в итальянском городе Бари встречи глав и представителей Церквей, посвященной положению христиан на Ближнем Востоке.


============================================================


В Германии проходят траурные мероприятия в память о жертвах пандемии
В Берлине состоялось экуменическое богослужение

19.04.2021 17:44
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94241
------------------------------------------------------------




Берлин, 19 апреля. В Германии проходят траурные мероприятия в память о жертвах пандемии коронавируса. В течении последних дней жителей страны просили по вечерам зажигать свечи. В Берлине в Мемориальной церкви имени кайзера Вильгельма прошло экуменическое богослужение. В Концертхаусе состоялась встреча с родственниками умерших. В церемонии приняли участие президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, канцлер Ангела Меркель и другие высокопоставленные представители правительства.



«Сегодня мы обращаем свой взор не на цифры и статистику, но на людей, которые ушли из жизни. По ним скучают их родные и близкие, их соседи и коллеги по работе, их не хватает нашему обществу, но они не вернутся. Они останутся в нашей памяти, мы о них не забудем», — сказал Франк-Вальтер Штайнмайер.



От последствий Covid-19 в Германии скончались около 80 тысяч человек. По уровню смертности страна занимает пятое место в Европе, передает канал Euronews.


============================================================


На отпевании принца Филиппа прозвучала русская молитва

19.04.2021 17:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94240
------------------------------------------------------------




Фото: © REUTERS / POOL / Justin Tallis



Лондон, 19 апреля. Русская молитва «Со святыми упокой, Христе, души раб твоих» прозвучала во время отпевания супруга королевы Великобритании Елизаветы Второй принца Филиппа.



Службу в часовне святого Георгия Виндзорского замка провели 17 апреля настоятель Вестминстерского аббатства Дэвид Хойл и архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби. Во время службы небольшой хор из четырех человек исполнил молитвы и музыкальные фрагменты, выбранные герцогом Эдинбургским для церемонии собственных похорон.



Принц Филипп, в прошлом принц Греческий и Датский, принадлежал раньше к Греческой православной Церкви, в лоно Церкви Англии он перешел ради женитьбы на принцессе Елизавете.



Словам молитвы внимали собравшиеся в церкви 30 ближайших родственников покойного.



Герцог был похоронен в королевской усыпальнице часовни, однако это лишь его временное пристанище: после кончины его вдовы останки принца Филиппа будут перенесены в тот придел, где уже покоятся родители королевы - король Георг VI и королева Елизавета, ее младшая сестра принцесса Маргарет, и где будет похоронена сама Елизавета Вторая. Таким образом, супруги, прожившие вместе 73 года, смогут снова воссоединиться, сообщает РИА Новости.


============================================================


Нигерия: католической епископ объяснил, почему он построил мечеть для беженцев

19.04.2021 17:11 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94239
------------------------------------------------------------




Епископ Стивен Мамза. Фото: punchng.com



Йола, Нигерия, Благовест-инфо. Глава католической епархии на востоке Нигерии пошел на необычный шаг: по его инициативе при центре для беженцев была построена не только церковь, но и мечеть. О том, чем было мотивировано это решение, епископ Стивен Мамза рассказал в интервью информационному порталу Punch.



В этом году у Стивена Мамзы, «пламенного епископа» нигерийской провинции Йола, юбилейная дата: двадцать пять лет священства и десять лет епископского служения.

В ближайшее время в ознаменование этих юбилейных дат прелат торжественно откроет жилой комплекс на 86 квартир для его подопечных – внутренних переселенцев.



Католическая епархия Йолы помогает переселенцам с 2014 года, когда тысячи и тысячи жителей севера Нигерии были вынуждены покинуть родные дома, спасаясь от террора исламистской группировки «Боко Харам»*.



Среди «подопечных» епископа Мамзы – те, кто был вынужден бежать из провинции Борно и северных регионов Адамавы, чтобы искать убежище в Йоле. Католическая Церковь открыла свои двери беженцам и предложила им временный кров. В определенный момент на прицерковной территории жили более 3000 человек. Большинству из них удалось вернуться домой после того, как их дома были отбиты у боевиков. Однако под защитой церкви до сих пор остаются те, для кого возвращение домой по-прежнему является небезопасным: это в первую очередь жители пограничных районов Самбиса, где активно действует «Боко Харам», которая стремится ввести шариат на всей территории Нигерии и искоренить западный образ жизни.



Некоторое время вынужденные переселенцы прожили в лагере, который был для них организован при кафедральном соборе св. Терезы, однако епископ Мамза пришел к выводу, что их жилищные условия надо улучшить – после семи лет жизни в палатках устали и переселенцы, и приютившая их христианская община. Прелату пришла мысль о строительстве более основательного жилья. Благодаря спонсорской поддержке немецких благотворителей в январе минувшего года стартовал проект по строительству жилого комплекса для 86 семей, по-прежнему остававшихся в лагере. При нем построили церковь, мечеть и школу, которые планируется открыть в ближайшее время. Некоторые из беженцев уже переезжают на новое место жительства.



Решение о строительстве мечети для беженцев-мусульман показалось чрезмерным даже «своим» и вызвало волну критики среди местных христиан. Однако епископ Стивен Мамза проявил твердость: раз Католическая Церковь приняла их под свою защиту, дискриминации по принципу вероисповедания быть не должно. «Мы их не спрашивали, какой они веры или конфессии, – поясняет он. - Мы видели в них людей, которые нуждаются в помощи. Большинство из них – христиане, но и мусульман было немало. Сейчас в лагере остаются 10-12 мусульманских семей. Мое мнение таково: мы одинаково распределяем еду между христианами и мусульманами. Мы одинаково обеспечиваем их жильем. Значит, мы должны построить им мечеть точно так же, как построили церковь для беженцев-христиан». При этом он признает, что сам о подобных прецедентах до сих пор ни разу не слышал. Особенно парадоксальной такая инициатива представляется в Нигерии, где каждый четко осознает свою религиозную принадлежность.



Несмотря на то, что идею приняли в штыки даже собственные прихожане, епископ Мамза с пониманием отнесся к их реакции. Нередко ему указывали на то, что террористы «Боко Харам» как раз-таки являются мусульманами, которые принесли христианам столько горестей и проблем.



Всем сомневавшимся о. Стивен пояснял: «С этими конкретными людьми мы живем бок о бок уже семь лет. Мы заботимся о них, и я знаю, что это люди хорошие. У меня нет ни малейшего повода их в чем-то ущемлять. Я христианин, я пастырь, я епископ и священник, и я не намерен ни у кого отнимать право молиться Богу». По его словам, именно это ему хотелось донести до сомневавшихся: религия – это дело выбора, и человек вправе сегодня придерживаться одной веры, а завтра сменить ее на другую; принуждать кого-то к любой религии силой – недопустимо. Эта свобода выбора прописана и в конституции, поскольку Нигерия – светское государство, гарантирующее свободу вероисповедания.



По мнению епископа, причина затянувшегося бедственного положения в немалой степени связана с бездействием властей. В ряде мест имеет место «пропаганда определенной религии за счет государственных средств», что, по словам прелата, совершенно недопустимо. «Есть немало мест, где получить землю под строительство христианского храма просто нереально. В Нигерии действительно проводится политика притеснений по религиозному признаку», – сетует католический иерарх.



Что же касается нынешнего руководства, то, как считает епископ, оно предпочитает закрывать глаза на эти проблемы: «Их занимают лишь выборы в 2023 году. Ни человеческие жизни, ни похищения, ни массовые убийства, ни уничтожение имущества их не интересуют».



В сложившейся ситуации христианские лидеры просто обязаны делать то немногое, что в их силах, когда они видят такую возможность, убежден епископ: «Одна капля в море – это лучше, чем ни одной капли!» «Всем христианским лидерам я даю такой совет: где бы вы ни были, делайте все, что в ваших силах. Даже если вокруг – одни негодяи, даже если все разваливается, не сдавайтесь. Делайте все, что можете, поступайте правильно, как бы ситуация ни повернулась».



* Связана с запрещенным в РФ «Исламским государством»


============================================================


Шесть деревянных храмов Русского Севера будут восстанавливать добровольцы этим летом

19.04.2021 16:40
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94238
------------------------------------------------------------




Архангельск, 19 апреля. В 2021 году добровольцы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» совершат 11 экспедиций в Архангельскую область. Летом волонтеры потрудятся в Холмогорском и Онежском районах, сообщает сайт «Приходы».



Сейчас формируются группы по 12–14 человек для участия в консервационных работах на церковных постройках. Работать волонтеры будут в часовне Георгия Победоносца д. Хаврогоры, в церкви апостолов Петра и Павла д. Ратонаволок, в храме Живоначальной Троицы д. Мондино, в часовне Покрова Пресвятой Богородицы ур. Чеково, в церкви Зосимы и Савватия Соловецких д. Яковлевское, а также в храме Преображения Господня д. Нименьга. Посмотреть расписание и записаться в экспедиции можно на сайте «Общего дела».



На Русском Севере сохранилось около 600 деревянных храмов, большая часть из них нуждается в спасении. На помощь церквям более десяти лет приезжают добровольцы «Общего дела» — участники проекта спасли от разрушения около 150 объектов в Карелии, Коми, Марий Эл, Архангельской, Кировской и Вологодской областях. В 2019 году храмовые комплексы в деревнях Ворзогоры и Подпорожье Онежского района Архангельской области, восстановленные волонтерами «Общего дела», посетил Патриарх Кирилл.


============================================================


Глава Казахстанского митрополичьего округа встретился с Апостольским нунцием в Республике Казахстан

19.04.2021 16:22
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94237
------------------------------------------------------------




Астана, 19 апреля. 17 апреля 2021 года в Нур-Султане состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с Апостольским нунцием в Республике Казахстан архиепископом Фрэнсисом Ассизи Чулликаттом, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.



Митрополит Александр поздравил архиепископа Фрэнсиса, посетившего с визитом его резиденцию, с праздником Святой Пасхи, который отмечался Римско-Католической Церковью в нынешнем году 4 апреля. Он также пожелал гостю помощи Божией в трудах на дипломатическом поприще.



Владыка рассказал архиепископу Фрэнсису Ассизи Чулликатту о жизни Казахстанского митрополичьего округа в период эпидемии коронавирусной инфекции и о подготовке к празднованию в нынешнем году исторически значимых дат – 800-летия со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского, 200-летия со дня рождения писателя Ф.М. Достоевского и 100-летия мученического подвига епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова).



В ходе беседы состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов, касающихся роли традиционных религий в жизни Казахстана и взаимодействия христианских конфессий в деле сохранения в обществе духовно-нравственных ценностей.



Стороны также обсудили вопросы подготовки VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий, который предполагается провести в нынешнем году в Нур-Султане.


============================================================


"Книга скорбных песнопений" святого Григора Нарекаци переведена на литовский язык

19.04.2021 15:57 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94234
------------------------------------------------------------




Вильнюс, 19 марта, Благовест-инфо. Перевод с армянского языка на литовский поэмы святого Григора Нарекаци «Книга скорбных песнопений» выпущен в Литве к 30-летию армяно-литовских дипломатических отношений, сообщили «Благовест-инфо» в посольстве Армении в Литве.



Перевод был сделан литовским поэтом, драматургом Сигитасом Гяда. Автором предисловия выступил доктор богословских наук, арменовед Абраам Терян, а эпилога – старший сотрудник Института древних рукописей Матенадарана Арусяк Тамразян. В книге опубликованы также репродукций 12 миниатюр из средневековых армянских рукописей, хранящихся в Матенадаране и монастыре Святого Эчмиадзина. К изданию прилагается и аудиокнига, в которой поэму читают трое литовских актеров - Владас Багдонас, Витаутас Румшас и Алдона Бронислава Даусиен. Их чтение сопровождается средневековой армянской духовной музыкой и длится 12 часов. Литовский читатель может послушать аудиокнигу и в сети с помощью определенного QR кода. В этом втором по счету издании «Книги скорбных песнопений» на литовском есть и приложение, в котором читатель найдет отрывки из других произведений Григора Нарекаци, от литовского поэта и переводчика Эдуардаса Межелайтиса и литовской поэтессы, почетного доктора НАН Армении
Марите Контримайте.







Презентация этого уникального издания состоялась в Литве 15-го апреля. На церемонии презентации посол Армении в Литве Тигран Мкртчян подчеркнул, что перевод поэмы мистика-богослова Григора Нарекаци «Книга скорбных песнопений» был приурочен к теплым дипломатическим отношениям Литвы и Армении, в том числе и потому, что Литва 30 лет назад первая из стран признала независимость Армении. «Мы хотели эту знаменательную дату отметить общехристианским наследием творчества святого Григора Нарекаци не только для Армянской Апостольской, но и Католической Церкви. За помощь в подготовке литовского издания посол Мкртчян поблагодарил директора издательства «Одиле» Нийоле Куолиене и литовских кинорежиссеров Гиедриуса Зубавичуса и Аудриуса Стониса за аудио-вариант перевода. Посол также напомнил, что в апреле 2015 года Римский Папа Франциск причислил великого армянского святого Григора Нарекаци к сонму учителей Вселенской Церкви. «Лишь 36 святых и богословов
в истории Церкви были причислены к этому высокому титулу. После провозглашения вселенским учителем, бронзовый памятник святому Нарекаци был в 2018 году установлен в Ватиканских садах», отметил при этом посол.



Монах, поэт, мистик и философ Григор Нарекаци почти всю жизнь провел в обители Нарека, где преподавал в монастырской школе. Он жил в Западной Армении – на южном берегу озера Ван (сегодня эта территория принадлежит Турции). Он получил особую известность благодаря своим молитвам и духовным стихам, которые и сегодня используются в армянском богослужении. Основные темы духовной поэзии святого Григора Нарекаци – острое ощущение греха, упование на милосердие Божие, понимание необходимости вести духовную брань и мистические размышления. Самая известная из его произведений, поэма «Книга скорбных песнопений» (1002 г), известная также как книга врачевания «Нарек», издана более 30 раз и переведена на французский, английский, итальянский, турецкий, арабский, фарси, русский и другие языки. Своеобразно охарактеризовал духовный подвиг святого Григора Нарекаци (951-1003 гг) известный исследователь истории Армении и Армянской Церкви, историк и филолог, ита
льянский ученый, иеромонах Иоанн (Гуайта). На одной из своих лекций в Москве о. Иоанн отметил: «В контексте жестких противоречий своей эпохи Григор Нарекаци не только не участвовал в конфликтах, но и не считал нужным защищаться, более того, стремился взять на себя грехи людей, уподобляясь Христу».



Наринэ Киракосян



Фото предоставлены послом Армении в Литве Тиграном Мкртчяном


============================================================


Румыния: православный священник спас двух человек при пожаре

19.04.2021 15:34 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94232
------------------------------------------------------------




Скриншот видео ZIUA de Constanta



Констанца, 19 апреля, Благовест-инфо. Православный священник спас двух человек из охваченного пламенем дома в румынской Констанце, сообщает Basilica.ro. При содействии двух пожарных, которые случайно оказались на месте происшествия, о. Джикэ Силитрэ вынес на руках 60-летнюю женщину, а затем 65-летнего мужчину.



Спасенные – прихожане храма, где служит о. Джикэ, жившие рядом с церковью. «Наш храм совсем недалеко от места, где произошел пожар. После вечерней службы ко мне подошли верующие со словами: «Отче, на улице все в дыму». Я вышел и понял, что это где-то в нашем приходе. И отправился, чтобы оказать посильную помощь», – рассказал священник местному изданию.



О. Джикэ не предполагал, что ему предстоит сыграть в спасательной операции ключевую роль. «Я и не думал, что в конечном итоге нам придется кого-то спасать… Когда мы пришли, оказалось, что пожарная команда еще не подоспела. На месте уже был молодой человек, который пытался помочь, я вызывался его поддержать. Я забрался на крышу соседнего дома и увидел внутри двух наших прихожан, которых я хорошо знал. Тогда еще с одним молодым человеком мы вошли и спасли их из горящего здания», – сказал священник.



По словам одного из очевидцев, своих пожилых прихожан священник вынес на руках. «Иначе у них не было бы шанса при таком пожаре! Все было объято пламенем», – добавил очевидец.



Как выяснилось позднее, женщина в госпитализации не нуждалась, однако у мужчины ожоги составили порядка 25% тела, и он был доставлен в реанимацию окружной больницы Констанцы. К настоящему моменту его состояние стабилизировалось.


============================================================


Как фрески воссоздавались из праха
В Новгороде Великом открылась для посещения мастерская художников-реставраторов Грековых

19.04.2021 15:29 | The Art Newspaper Russia
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=94233
------------------------------------------------------------

============================================================


Встреча в клубе "Донской" с протоиереем Димитрием Туркиным. Москва
22 апреля

19.04.2021 15:09
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=94231
------------------------------------------------------------




Встреча в Молодёжном клубе Донском при Донском ставропигиальном мужском монастыре



Протоиерей Димитрий Туркин



Как победа Христа над смертью действует в каждом из нас?



Встреча состоится 22 апреля 2021 в Сороковом корпусе Донского монастыря Москва, Донская пл., д 1.



Начало в 19:00



Студия ансамбля Сирин



ПОСТ И ПОКАЯНИЕ. В программе прозвучат духовные стихи от 17-го до 21-го века, разных регионов России, а также духовные стихи других народов. Вы услышите стихи знаменного распева, ранний партес, традиционные духовные стихи, записанные в экспедициях, а также литературные и музыкальные переложения Псалмов.



Вход свободный.



Страницы клуба в соцсетях:



https://vk.com/klubdonskoi


============================================================


В Пскове предстоит реставрация церкви Косьмы и Дамиана с Гремячей горы

19.04.2021 14:53
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94229
------------------------------------------------------------




Псков, 19 апреля. В Пскове предстоит реставрация церкви Косьмы и Дамиана с Гремячей горы. До начала восстановительных работ здесь были проведены археологические изыскания. Ученых ждали неожиданные находки, передает телеканал «Культура».



Из открытий — у церкви Косьмы и Дамиана, построенной, по легенде, псковскими кузнецами, был южный придел, несколько склепов внутри и вокруг храма. После всех обмеров, проб грунта, изучения фундаментов, химического состава раствора и кладки — фиксация в паспорте объекта.



Екатерина Иванова, главный архитектор АНО «Возрождение объектов культурного значения в г. Пскове: «Все выполненные раскопы показывают раннюю планировку церкви, периодизацию церкви, которая была в свое время утрачена».



Гремячая башня, ее территория в стенах окольного города, вместе с церковью Гремяцкого монастыря. Сложное сооружение в оборонной системе Пскова. С указанными в летописях подземными ходами. Построено русскими и итальянскими мастерами фортификации, не исследовалось никогда.



Александр Смирнов, настоятель храма Косьмы и Дамиана с Гремячей горы: «Монастырь был очень богатым. Он стоял наряду с Мирожским монастырём. Известно, что у монастыря было 18 деревень, одно сельцо, также были свои земли в Павловской губе, также были свои ловные места на берегу Псковского озера».



Археологи открыли трассу южного придела. В нем — древние погребения. Установили: склеп появился раньше.



Антон Романовский старший научный сотрудник Археологического центра Псковской области: «По письменным источникам мы знали о наличии двух захоронений с именами известных. Однако, по результатам работ, мы говорим о наличии восьми захоронений. Это фамильный склеп рода Гремяцких».



Фундамент колокольни, построенной вместо древней звонницы, перерубил склеп XVII века. Теперь известны точные размеры основания и привязка колокольни в будущем проекте реставрации.



Дмитрий Макаров, главный архитектор проекта: «Будет разработано два варианта для историко-культурного совета с воссозданием колокольни и с воссозданием двухпролётной звонницы».



Научные работы завершатся к концу апреля. Проектные — в конце 2021 года.


============================================================


Папа Франциск обратил внимание на события на востоке Украины

19.04.2021 14:33
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94228
------------------------------------------------------------




Фото: © REUTERS / Filippo Monteforte/Pool



Ватикан, 19 апреля. Папа Римский Франциск выразил озабоченность в связи с ростом напряженности на востоке Украины и призвал предпринять усилия, чтобы способствовать миру.



«С озабоченностью слежу за событиями в некоторых районах восточной Украины, где в последние месяцы увеличились нарушения прекращения огня. С тревогой наблюдаю рост военной активности», - подчеркнул он.



«Выражаю надежду, что усиление напряженности прекратится и, напротив, будут сделаны жесты, способные продвинуть взаимное доверие и способствовать примирению и миру», - заявил понтифик в ходе традиционного воскресного обращения к верующим из окна Апостольского дворца в Ватикане.



Папа Франциск призвал также обратить серьезное внимание на тяжелую гуманитарную ситуацию, в которой оказалось население на востоке Украины. Он выразил свою близость этим людям и попросил верующих помолиться за них.



Папа Римский неоднократно призывал к примирению на Украине, выражая надежду на то, разрешение конфликта будет достигнуто путем диалога с учетом нужд и интересов пострадавшего населения. В июле 2020 года он приветствовал решение о новом прекращении огня и введении дополнительных мер по обеспечению перемирия в Донбассе, принятое в рамках контактной группы в Минске, передает РИА Новости.


============================================================


Клирик Корсунской епархии иерей Николай Никишин скончался от осложнений COVID-19

19.04.2021 14:10
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94227
------------------------------------------------------------




Париж, 19 апреля. Клирик Корсунской епархии священник Николай Никишин скончался утром 18 апреля на 70-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, в госпитале г. Булонь под Парижем, сообщает епархиальный сайт.



За время своего служения о. Николай создал и окормлял православные общины в Страсбурге, Аррасе, Марселе, Нанси, Гренобле, Контрексевиле, Сен-Николя-де-Пор и общину в честь равноапостольной царицы Елены в Париже.



Кроме того, отец Николай принял активное участие в деле восстановления почитания святынь неразделенной Церкви: мощей равноап. Елены (Париж), Покрова Пресвятой Богородицы (Шартр), мощей свт. Николая Чудотворца в Лотарингии (St Nicolas de Port), главы Иоанна Предтечи (Амьен), Нешвенного хитона Спасителя (Аржентей).



О месте отпевания и погребения новопреставленного иерея Николая будет сообщено позже.



Иерей Николай Никишин являлся директором Паломнического центра Корсунской епархии. Он также нес послушание настоятеля общин святителя Николая Чудотворца в Сен-Николя-де-Пор и равноапостольного князя Киевского Владимира в Контрексевиле.



Родился 12 декабря 1951 года в Арзамасе.



В 1969 – 1974 обучался в Московском государственном университете им. Ломоносова. Специальность – математика.



С 1974 по 1976 обучался в аспирантуре механико-математического факультета МГУ.



В 1979 – 1988 проходил обучение в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже.



1989 - 1991 гг. обучался в Парижском институте восточных языков и цивилизаций



В 1990 - 1991 гг. проходил обучение в Paris VII Jussieu. Факультет математики.



В 1991 г. ему была присвоена степень кандидата педагогических наук.



7 апреля 1994 года рукоположен в сан диакона.



26 октября 2003 года рукоположен в сан пресвитера.



За время своего служения священник Николай создал и окормлял православные общины в Страсбурге, Аррасе, Марселе, Нанси, Гренобле, Контрексевиле, Сен-Николя-де-Пор и общину в честь равноапостольной царицы Елены в Париже.



С 2009 года являлся настоятелем подворья в честь святителя Николая Чудотворца в Сен-Николя-де-Пор.



Утром 18 апреля 2021 года от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался в госпитале г. Булонь (под Парижем).


============================================================


Житель Екатеринбурга получил 3,5 года колонии за лжеминирование храма

19.04.2021 13:44
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94223
------------------------------------------------------------
Екатеринбург, 19 апреля. Орджоникидзевский районный суд в Екатеринбурге приговорил местного жителя к 3,5 годам колонии общего режима за серию ложных сообщений о минировании городских зданий, в частности, Храма на Крови, спорткомплекса "Динамо" и Среднеуральского женского монастыря. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь регионального главка полиции Валерий Горелых.



19 сентября 2020 года мужчина был задержан сотрудниками ГУ МВД по Свердловской области совместно с ФСБ.



"Обвиняемый Юрий Галлямов, 1997 года рождения, уроженец Кушвы, признан виновным. После оглашения приговора его взяли под стражу и отправили на 3,5 года в колонию общего режима. В отношении фигуранта полиция возбудила и расследовала семь уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренных ст. 207 УК РФ ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма"). Еще одно дело, восьмое, было заведено по факту кражи личных вещей у пассажира электрички (ст. 158 УК РФ)", - сказал Горелых, которого цитирует ТАСС.



В 2020 году осужденный через единую диспетчерскую службу сообщал о "минировании" Храма на Крови, спортивного комплекса "Динамо", Среднеуральского женского монастыря, здания автовокзала "Северный" в Екатеринбурге и железнодорожного вокзала в Нижнем Тагиле. Из зданий проводилась эвакуация, информация о минировании была ложной.



Установлено, что Галлямов ранее уже привлекался к уголовной ответственности за побои и кражу.


============================================================


Правительство Пакистана посмертно наградило монахиню-благотворительницу за служение обществу

19.04.2021 13:12
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94222
------------------------------------------------------------




Фото с сайта dawn.com



Карачи, 19 апреля. Правительство Пакистана наградило монахиню-благотворительницу, умершую в 2020 году, одной из высших наград страны за служение обществу – она 52 года заботилась о малолетних беспризорных, сиротах и инвалидах, пишет «Седмица» со ссылкой на Fides.



«Мы рады и горды тем, что правительство Пакистана наградило сестру Рут Льюис (Ruth Lewis) посмертно орденом "Ситара-э-Имтиаз" ("Звезда Совершенства") за ее заслуги перед обществом этой страны, – сказал кардинал Джозеф Куттс (Joseph Coutts), почетный архиепископ Карачский в интервью Agenzia Fides. – Этот орден считается одной из высших гражданских наград Пакистана, и присуждается за особые заслуги перед нацией в области культуры и общественной жизни».



Архиепископ выразил признательность правительству Пакистана за признание заслуг католической монахини, самоотверженно служившей малолетним сиротам, беспризорным и инвалидам. «Мы благодарим сестру Рут Льюис и всех францисканских сестер-миссионерок ордена Христа Царя (FMCK) за их великую службу обездоленным детям, – указал кардинал. – В 1959 году сестры FMCK откликнулись на растущую нужду в помощи детям в портовом городе Карачи, взяв на себя трудную заботу о детях с психическими и физическими нарушениями. После ухода из жизни основательницы приюта сестры Гертруды Лемменс (Gertrude Lemmens), сестра Рут Льюис взяла на себя ответственность за содержание приюта, полностью зависимого от доброхотных даяний. Благодаря ее великому терпению, любви и постоянному труду, Дар-уль-Сукун, или "Дом мира и любви", стал крупнейшим учреждением такого рода в городе, разросшимся на сегодня до 21 миллиона человек».



«Сестра Рут Льюис была очень добрым, деятельным и скромным человеком, и при этом обладала огромными знаниями, опытом и любовью для служения умственно и физически неполноценным детям, – подчеркивает кардинал. – Она пользовалась великим уважением и известностью среди благотворительных, неправительственных и государственных организаций в Карачи. Власти провинции Синд (столицей которой является Карачи) высоко ценили ее за скромный и добрый труд, которым она занималась 52 года. В городе она заслужила известность как "мать покинутых", и она и правда была матерью каждому ребенку до последнего вздоха».



Сестра Рут Льюис попала в больницу 8 июля 2020 года с тяжелой формой коронавирусной инфекции и умерла 20 июля. Она заразилась во время самоотверженной службы в приюте, где в июне у 21 ребенка был диагностирован вирус Covid-19. Правительство Пакистана наградило ее посмертной наградой 23 марта 2021 года по случаю «Дня Пакистана». Награду получила сестра Куки (Cookie), воспитанница приюта Дар-уль-Сукун, со слезами назвавшая покойную католическую монахиню «своей мамой. «Сестра Рут была мамой всех детей Дар-уль-Сукуна, – сказала сестра Куки на вручении награды. – Она заботилась обо всех нас, как мать заботится о своих детях».



При своей жизни, 18 января 2014 года, Рут Льюис была удостоена награды «Гордость Карачи» за самоотверженное и преданное служение «особенным детям». А в 2018 году губернатор Синда наградил ее орденом «Хаким Мохаммад Саид» за «службу человечеству». В знак благодарности за великий труд миссии и лично сестры Льюис, правительство Синда профинансировало строительство нового трехэтажного здания на территории приюта по случаю 50-летия основания Дар-уль-Сукун и для удовлетворения растущего спроса на заботу о нуждающихся детях.


============================================================


В Муроме рухнула стена женского монастыря

19.04.2021 12:41
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94221
------------------------------------------------------------
Муром, 19 апреля. Одна из стен Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме Владимирской области обрушилась, никто не пострадал, сообщил РИА Новости пресс-секретарь Муромской епархии священник Артемий Чернов.



"Никто не пострадал, стена рухнула вчера... по причине ветхости. Акт об аварийности объекта был составлен еще год назад", - рассказал священник.



Он отметил, что объект является памятником федерального значения, монастырь использует его по договору пользования.



"Восстанавливать будем, естественно. Вопрос только, кто будет восстанавливать: государство, поскольку это памятник федерального значения и собственность федеральная, либо это упадет на церковь. В каком это будет объеме, пока непонятно", - отметил Чернов.


============================================================


В Пакистане проходят массовые беспорядки из-за карикатур на Мухаммеда

19.04.2021 11:49
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94220
------------------------------------------------------------




Антифранцузские протесты в Пакистане. Фото: dailymail.co.uk



Исламабад, 19 апреля. В Пакистане вспыхнули массовые протесты по причине ареста исламского проповедника, потребовавшего выгнать посла Франции из страны из-за прошлогодних французских карикатур на Мухаммеда, сообщает СПЖ со ссылкой на Daily Mail.



Протесты начались после того, как полиция арестовала лидера происламской партии «Техрик-и-Лабиак» мусульманского проповедника Саада Ризви, потребовавшего, чтобы правительство до 20-го апреля выслало из страны посла Франции.



Причина такого требования – слова президента Франции Эммануэля Макрона, который еще в прошлом году заявил, что карикатуры на пророка Мухаммеда, появившиеся в французском журнале «Charlie Hebdo» в октябре прошлого года – это свобода самовыражения.



В данный момент в ходе протестов уже погибли 2 полицейских и 3 демонстранта, а еще 580 человек получили ранения. Правительство заблокировало доступ к социальным сетям, включая Facebook и Twitter, а сам Ризви призвал своих сторонников «мирно разойтись на благо страны». Однако после пятничного намаза мусульмане продолжили протест.



15 апреля посольство Франции в Пакистане посоветовало всем своим гражданам и компаниям временно покинуть исламскую страну.



Несмотря на то, что силы безопасности Пакистана подавили большую часть протестов, тысячи последователей Ризви клянутся умереть, но «защитить честь пророка ислама Мухаммеда».


============================================================


Как не удариться в пост ради поста? Протоиерей Алексий Уминский - о радости "по заслугам"
И можно ли у Бога что-то заслужить?

19.04.2021 11:48 | Правмир
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=94219
------------------------------------------------------------

============================================================


В Минске отметили 30-летие возрождения Католической Церкви в Беларуси

19.04.2021 11:30
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94218
------------------------------------------------------------




Минск, 19 апреля. В минском католическом кафедральном соборе Пресвятой Девы Марии 18 апреля прошло торжественное богослужение в связи с 30-летием возрождения структур Католической Церкви в Беларуси. Мессу совершил Апостольский нунций в Беларуси архиепископ Анте Йозич,пишет издание "Наша Нива" со ссылкой наCatholic.by.



Ему сослужили апостольский администратор Минско-Могилевской архидиоцезии епископ Казимир Великоселец, бывший глава Минско-Могилевской архиепархииТадеуш Кондрусевич и вспомогательный епископ Минско-Могилевской архидиоцезии Александр Яшевский.



В начале богослужения архиепископ Анте Йозич обратился к верующим с приветственным словом. Вспомнив слова классика белорусской литературы Владимира Короткевича "На Беларусі Бог жыве", представитель Папы подтвердил: "І будзе жыць!"







АрхиепископАнтеЙозич



Далее с проповедью выступил архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Вспоминая опыт жестоких гонений, он назвал Советский Союз "безбрежной страной, усеянной трудовыми и концентрационными лагерями, которые стали для многих верующих разных вероисповеданий, епископов и священников Голгофой XX века". Воинствующий атеизм в 20-е годы прошлого столетия лишил костел в Беларуси епископов и духовной семинарии, множество костелов и монастырей было отобрано у верующих, а некоторые были разрушены "бесчеловечным атеистическим режимом".



"Руины костелов на нашей земле - это немые свидетели уничтожения духовности и христианской культуры. Они ярко свидетельствуют о том, на что способен человек без Бога", - отметил архиепископ.







Архиепископ Тадеуш Кондрусевич



"Казалось, нет такой силы, которая могла бы уничтожить коммунистически-атеистический режим, - продолжал непростые воспоминания иерарх, - и многие опустили руки и согласились с ситуацией. Однако Иоанн Павел II верил в фатимское пророчество 1917 года о том, что Непорочное Сердце Марии триумфует, и на наших землях возродится вера. 25 марта 1984, в соответствии с желанием Марии, он умиротворил мир Ее Непорочному Сердцу. Вскоре после этого в Советском Союзе началась перестройка и гласность. Не везде власти выражали свою приверженность вере, но процесс пошел, и ничто не могло его сдержать".



В 1989 году был назначен первый после десятилетий преследования католический епископ, которым, как признался архиепископ Кондрусевич, "по необъяснимому Божьему провидению" довелось стать ему. Приходам возвращались святыни, приезжали священники и монашествующие из-за границы - Польши, Литвы и Украины.







1 октября 1990 года в СССР был принят новый закон о свободе совести и религиозных организациях, который дал больше свободы и признал юридический статус зарегистрированных религиозных организаций.



"В фатимский день, 13 мая 1991 года, Папа Римский Иоанн Павел II принял историческое решение: была основана Минско-Могилевская митрополия. Она состояла из одноименной архидиоцезии и двух епархий - Гродненской и Пинской. В 1999 году из Минско-Могилевской архидиоцезии выделилась Витебская епархия", - отметил иерарх.



По его словам, за прошедшие три десятилетия в Беларуси значительно увеличилось количество приходов и священников, действует Духовная семинария в Гродно, работают католические СМИ и издательства, а благотворительная организация "Каритас" активно помогает нуждающимся.








============================================================


В росписи храма при бывшем приюте Бахрушиных будут участвовать студенты художественных вузов

19.04.2021 11:02
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94217
------------------------------------------------------------




Фото: mos.ru



Москва, 19 апреля. В будущем росписи стен отреставрированного памятника историко-культурного наследия Москвы – храма Живоначальной Троицы при приюте Бахрушиных на северо-востоке Москвы – планируется привлечь студентов художественных вузов, лучших учеников известных мастеров. Об этом "Благовест-инфо" сообщили в пресс-службе куратора "программы-200", депутата Госдумы Владимира Ресина.



Члены наблюдательного совета по восстановлению храма отметили особую ценность росписей в интерьерах, поскольку оригинальная роспись была выполнена известным русским художником Виктором Васнецовым.



"Росписи – дорогостоящая часть реставрации. Но надеюсь, что всем миром мы найдем средства, и эти росписи будут восстановлены. И те, кто будут приезжать сюда, смогут любоваться красотой храма", – сказала председатель совета летчик-космонавт Елена Серова.



К настоящему времени восстановлены шатры и купола, установлен четверик под главный купол, декорированный кокошниками, новое "красное" крыльцо стилизовано под XVII век, а стены расчищены под реставрацию росписи.



На стройплощадке создана мастерская по фигурной выточке кирпича для утраченных элементов декора. По словам участников проекта, все делается для того, чтобы к концу текущего года сдать здание памятника культурного наследия в эксплуатацию.



В 1895 году известные московские благотворители, русские промышленники братья Петр, Александр и Василий Бахрушины сделали первое пожертвование на устройство в Москве сиротского приюта. Храм при нем был построен в 1901-1903 годах, расписан в русско-византийском стиле и богато украшен. В 2003 году в конхе центральной апсиды была открыта сохранившаяся до наших дней роспись лика Спаса Еммануила, предположительно работы учеников школы Виктора Васнецова.


============================================================


Несколько бывших насельниц Среднеуральского монастыря обратились в епархию за помощью

19.04.2021 10:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94216
------------------------------------------------------------




Фото: Евгений Стоянов / ural.kp.ru



Екатеринбург, 19 апреля. Екатеринбургская епархия помогает бывшим насельницам Среднеуральского женского монастыря.



"В епархию обращаются выходящие из раскола люди. Священники епархии на связи с несколькими бывшими насельницами обители. Сегодня им оказывается вся необходимая помощь", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе епархии.



Ранее суд в Верхней Пышме вынес решение о запрете проживания граждан на территории Среднеуральского монастыря, и в минувшую среду из обители были выселены все, кто там жил.



В настоящее время монастырь закрыт, на его территорию никого не пропускают. Для насельников приготовили номера на базе отдыха "Остров сокровищ" в Екатеринбурге, но люди из монастыря отказались от этой возможности и расселились самостоятельно.



Бывший духовник обители Сергий Романов, лишенный сана летом 2020 года за нарушение священнической присяги, монашеских обетов, ряда апостольских правил и церковных канонов, был отлучен от Церкви 10 сентября. Он отказывался покидать Среднеуральский монастырь, однако был задержан в конце декабря 2020 года.



29 декабря 2020 года Басманный суд Москвы санкционировал арест экс-схиигумена Сергия. Ему предъявлено обвинение по ч.3 ст.110.1 (склонение к самоубийству), ч.3 ст.148 (нарушение права на свободу совести и вероисповедания) и ст.330 УК РФ (самоуправство).


============================================================


Православные святыни Москвы уничтожались "ценой разрушения души"
Архивист-краевед рассказал о том, как большевики разрушали столичные святыни в 1920-30-е гг.

19.04.2021 10:31 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94215
------------------------------------------------------------




Владимир Козлов (screenshot)



Москва, 19 апреля, Благовест-инфо. До 1917 г. в Москве было более 800 православных храмов и часовен. К 1937 г. в столице осталось чуть больше 30 действующих храмов. Как уничтожались православные святыни Москвы в 1917-1930 годах? Об этом подробно рассказал 16 апреля Владимир Козлов, кандидат исторических наук и председатель Московского краеведческого общества, на лекции в клубе «В поисках смысла», организованного Свято-Филаретовским православно-христианским институтом. Лектор не одно десятилетие занимается исследованием этой темы, основываясь на изучении архивных документов тех госучреждений, которые в 1920-30 гг. занимались уничтожением храмов, часовен и монастырей в Москве.



К 1917 г. в столице проживало более полутора миллионов человек, 95% из них считали себя православными. Этот «очень разветвленный мир московского православия» подвергся гонениям уже в первые дни нового строя, начал свой рассказ В. Козлов. Он напомнил, что многие памятники церковного зодчества сносились в Москве и раньше – например, в XVIII в., при Екатерине II. Многое погибло в московском пожаре 1812 г. Поскольку реставрация не практиковалась, постоянно приходилось разбирать обветшавшие старые храмы. Лишь во второй половине XIX века почти прекратился снос храмов, «иногда совершенно бессмысленный», во многом благодаря деятельности Московского общество любителей духовного просвещения (ОЛДП), основанного по инициативе митрополита Филарета (Дроздова). Видную роль в спасении церковного зодчества сыграл протоиерей Николай Скворцов, который возглавлял Церковно-археологический отдел ОЛДП. В 1917 г., незадолго до начала большевистских гонений, его убили гр
абители, священник не увидел разрушения и поругания церквей, которые он так защищал.



Уже в самые первые дни после Октябрьского переворота москвичам «стало очевидно, что для большевиков нет ничего святого», продолжил историк. Он имел в виду обстрел Кремля в ноябре 1917 г., в результате которого многие постройки сильно пострадали: Спасские и Никольские ворота, 4 башни, Чудов монастырь, церковь 12 апостолов, сквозные пробоины зияли в стенах Успенского собора и Патриаршей ризницы и др. «Это произвело жуткое, зловещее впечатление на всех», – сказал краевед.







Никольские ворота. Фото из открытых источников



Он поставил вопрос о подоплеке и причинах сноса памятников церковного зодчества и личной ответственности за эти злодеяния. По его словам, при жизни Ленина в Москве не было ничего целенаправленно снесено в общественных местах, но была сформирована идеология, которая предполагала беспощадную борьбу с религией. Кроме того, были и чисто практические причины: не имея строительной индустрии, новая власть нуждалась в стройматериалах, поэтому в первые годы храмы не взрывались, а разбирались на кирпичи, а также обезглавливались и перепрофилировались.



Развернувшаяся под предлогом борьбы с голодом кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 г. разоблачила намерения большевиков, нацелившихся на разорение и ослабление Русской Церкви, при этом не принесла ожидаемого дохода, разве что до 1927 г. из изъятого церковного серебра продолжали отливать полтинники. «Церковь и народ были не в состоянии противодействовать этому акту», – отметил лектор, добавив, что открытых выступлений и восстаний против кощунников практически не было, зато многократно возросло число арестов и усилились репрессии против «церковников».



Краевед сделал краткий обзор архивных документов, свидетельствовавших о том, как специалисты и простые прихожане в 1918-1930 гг. пытались защитить храмы от разрушения законными методами: они посылали сотни писем и делегировали ходоков в приемную председателя ЦИК (ВЦИК) Калинина. Петр Смидович был первым советским чиновником, который «заведовал церковными делами». Считается, что он «пытался сдержать жуткий богоборческий шквал», много сделал для спасения православия. Но архивные документы, изученные В.Козловым, свидетельствуют о том, что эта оценка преувеличена: «что-то мог сделать, но вообще не церемонился».



Потом была образована Комиссия по делам культов при ЦИКе, куда тоже направлялись бесчисленные письма в защиту храмов, а с 1929 г. за дело взялись областные комиссии по делам культов. Как заметил исследователь, в довоенные годы, при всей активности разрушительной деятельности большевиков, каждый снос сопровождался большим количеством согласований, а после войны, во время хрущевского наступления на РПЦ, все решалось очень быстро.







Церковь 12 апостолов в Кремле. Фото из открытых источников



Исследователь назвал имена тех, кто лично несет ответственность за сносы церковных памятников в Москве: это руководители Моссовета Л. Каменев (1918 -1926) и К. Уханов (1926-1931), про которого известно, что он был совершенно необразованным простым человеком и абсолютно не придавал значения памятникам старины. Н.Хрущев в 30-е гг. был одним из московских руководителей на разных постах и тоже приложил руку к сносу многих храмов. Каганович и его план развития Москвы, начало строительства метрополитена стало приговором для сотен столичных храмов, а также для стен и башен Китай-города – все эти строения, как и ряд некрополей, были разобраны, а материалы использованы для возведения подземки.



В. Козлов особенно отметил вклад в уничтожение православной Москвы такой «страшной организации», как Союз воинствующих безбожников, которая была всемерно поддержана властью и имела большие возможности для атеистической пропаганды. «Неистовая печать» этой организации воспитала довоенную молодежь, и «то, что они сделали, до сих пор живо в нашем обществе», считает архивист.



Однако были и те, кто пытался как-то противостоять лавине разрушений и, по возможности, сохранять хотя бы память о памятниках. В их числе лектор упомянул Наталию Троцкую-Седову, жену советского лидера, которая возглавляла Музейный отдел Наркомпроса. Не будучи верующим человеком, но имея образование, она «как могла спасала памятники». Многое сделали для спасения церковных строений краеведы-общественники: Аполлинарий Васнецов, возглавлявший комиссию «Старая Москва» при московском археологическом обществе; археолог Петр Миллер; Михаил Александровский, составивший справочник московских храмов; художник Игорь Грабарь, возглавлявший Центральные реставрационные мастерские – только этой организации было позволено фиксировать памятники до разрушения. И, конечно, лектор не мог не упомянуть Петра Барановского, выдающегося архитектора и реставратора, который бесстрашно выступал за сохранение старины, спас очень многие храмы, делал их обмеры.



Далее краевед дал картину сноса памятников в динамике, останавливаясь на мотивах разрушителей. Первым в 1918 г. был снесен памятный крест, установленный у Никольской башни на месте гибели вел. князя Сергея Александровича. Затем занялись домовыми храмами – их в Москве было порядка 200 – «их почти незаметно закрыли в 1918-1919 гг.». Первый памятник, снесенный в центре Москвы, – часовня Александра Невского на Мисеевской (Манежной) площади, построенная в память о погибших в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов. Первый храм, который был разобран «на глазах всей Москвы», – Введенский на Большой Лубянке (на фундаменте XVI в., перестроен в XIX в.). Военные храмы (их было около 10 – на Ходынском поле, на Октябрьском поле и др.) были почти все быстро снесены, как и часовни, которых было очень много. Особенно памятно разрушение Иверской часовни у Воскресенских ворот в 1928 г. – даже в это время власти еще ожидали сопротивления
защитников, которого не было. На этом месте возвели «жуткую фигуру молотобойца».







«Молотобоец» на месте Иверской часовни у Воскресенских ворот. Фото из открытых источников



В 20-30 -е гг. Москва лишилась многих колоколен: Заиконоспасского монастыря, Казанского собора на Красной площади, Сретенского монастыря и многие другие. Что касается храмов, то большинство из них разрушались из-за того, что мешали движению трамваев (Рождества Богородицы в Столешниках, Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке, барочный ансамбль XVIII в. Красные ворота с церковью Трех святителей и другие). Еще частая причина сноса – необходимость освободить место для новых строений, при этом зачастую получалось так, что на обломках так ничего и не строили. С грустным юмором москвоведы называют это «осквернением» Москвы, имея в виду скверы, которые разбивали на месте уничтоженных шедевров (например, знаменитая церковь Успения на Покровке). На месте взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя планировалась грандиозная стройка Дворца советов, которая не состоялась.







Церковь Успения на Покровке. Фото из открытых источников



Как известно, многие злодеяния в СССР совершались «по просьбам трудящихся». Для разрушения многих храмов тоже формально требовались такие заявления: например, пионерский клуб потребовал снести церковь Николы Большой Крест на Ильинке; часть ансамбля Сретенского монастыря погубили по письмам жителей, которым мешал колокольный звон (здесь звонил знаменитый звонарь К. Сараджев); Московский университет просил взорвать Никитский монастырь, чтобы на его месте построить химический факультет (это не удалось); коллективу Большого театра понадобился гараж, ради чего снесли Георгиевский монастырь и Казанскую церковь на Б. Дмитровке. В.Козлов работал в архивах с пухлыми томами, в которых собраны десятки тысяч подписей рабочих, требовавших снести тот или иной храм. «Таким образом, вина за снос памятников лежит не только на властях, но и на жителях столицы», – считает он.



С 1928 г. власти систематически занялись монастырями: каждый год, до 1937 г., уничтожалось по несколько обителей и некрополей. Лектор рассказал о трагической судьбе кремлевских монастырей – Чудова и Вознесенского, единоверческого Всехсвятского, Симонова, Спасо-Андроникова. В частично уцелевших обителях устраивали рабочие поселки, клубы, колонии для беспризорников. Повезло Новоспасскому монастырю – он уцелел, поскольку сначала был приспособлен под женскую колонию, а потом – под архив. По злой иронии на месте полностью снесенного Златоустовского монастыря был построен дом для сотрудников НКВД, в котором жил Тучков – главный гонитель Церкви. Последним в 1937 г. был уничтожен Страстной монастырь на Тверской: пока он не мешал плану расширения улицы, его приспосабливали под антирелигиозный музей, где посетители могли поглумиться над раскрытыми мощами святых.







Страстной монастырь на Тверской. Фото из открытых источников



Так до войны в значительной степени был уничтожен образ православной Москвы, констатировал историк. Самыми страшными и разрушительными он считает первые 15 лет советской власти, потом наблюдается «некоторое затухание» до 1934 г., когда опять возникает волна массового сноса храмов и монастырей. «Люди воспринимали эти сносы спокойно – привыкли видеть десятки сносов каждый год», – сказал он о реакции москвичей. К сносу был приговорен и Елоховский собор, но «помешала война».



Трудно ответить на вопрос о причинах происходившего: конечно, В.Козлов упомянул и наследие Синодального периода, и формальное отношение к церкви многих крещеных людей, но все равно столь массовую поддержку кампании по сносу храмов он считает «большой загадкой». Тем не менее, надо обязательно развенчивать мифы о 20-30-х гг.: о том, что лично Сталин ничего не знал о гонениях и репрессиях, в том числе – в отношении Церкви; о том, что виновато только руководство. «Нужна историческая правда. Надо выпускать "черные книги" с именами разрушителей. Это нельзя забывать, потому что то, что легко забывается, может повториться. Да, в советские годы много нового строили, но это происходило ценой разрушения души, а душа так и не восстановилась», – сказал он. Эксперт считает, что сейчас необходимо воссоздать то, что можно, используя фотографии и обмеры, сделанные в советские годы с риском для жизни. При этом он выразил сожаление по поводу того, ч
то защитой памятников старины в Москве не занимается серьезно ни одна из госструктур, что в одиночку бьется только Архнадзор – общественная организация.



Полностью прослушать лекцию, иллюстрированную множеством слайдов, можно на Youtube-канале клуба «В поисках смысла».



Юлия Зайцева


============================================================


Православные святыни Москвы уничтожались "ценой разрушения души"
Архивист-краевед рассказал о том, как большевики разрушали столичные святыни в 1920-30-е гг.

19.04.2021 10:31 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=94230
------------------------------------------------------------




Владимир Козлов (screenshot)



Москва, 19 апреля, Благовест-инфо. До 1917 г. в Москве было более 800 православных храмов и часовен. К 1937 г. в столице осталось чуть больше 30 действующих храмов. Как уничтожались православные святыни Москвы в 1917-1930 годах? Об этом подробно рассказал 16 апреля Владимир Козлов, кандидат исторических наук и председатель Московского краеведческого общества, на лекции в клубе «В поисках смысла», организованного Свято-Филаретовским православно-христианским институтом. Лектор не одно десятилетие занимается исследованием этой темы, основываясь на изучении архивных документов тех госучреждений, которые в 1920-30 гг. занимались уничтожением храмов, часовен и монастырей в Москве.



К 1917 г. в столице проживало более полутора миллионов человек, 95% из них считали себя православными. Этот «очень разветвленный мир московского православия» подвергся гонениям уже в первые дни нового строя, начал свой рассказ В. Козлов. Он напомнил, что многие памятники церковного зодчества сносились в Москве и раньше – например, в XVIII в., при Екатерине II. Многое погибло в московском пожаре 1812 г. Поскольку реставрация не практиковалась, постоянно приходилось разбирать обветшавшие старые храмы. Лишь во второй половине XIX века почти прекратился снос храмов, «иногда совершенно бессмысленный», во многом благодаря деятельности Московского общество любителей духовного просвещения (ОЛДП), основанного по инициативе митрополита Филарета (Дроздова). Видную роль в спасении церковного зодчества сыграл протоиерей Николай Скворцов, который возглавлял Церковно-археологический отдел ОЛДП. В 1917 г., незадолго до начала большевистских гонений, его убили гр
абители, священник не увидел разрушения и поругания церквей, которые он так защищал.



Уже в самые первые дни после Октябрьского переворота москвичам «стало очевидно, что для большевиков нет ничего святого», продолжил историк. Он имел в виду обстрел Кремля в ноябре 1917 г., в результате которого многие постройки сильно пострадали: Спасские и Никольские ворота, 4 башни, Чудов монастырь, церковь 12 апостолов, сквозные пробоины зияли в стенах Успенского собора и Патриаршей ризницы и др. «Это произвело жуткое, зловещее впечатление на всех», – сказал краевед.







Никольские ворота. Фото из открытых источников



Он поставил вопрос о подоплеке и причинах сноса памятников церковного зодчества и личной ответственности за эти злодеяния. По его словам, при жизни Ленина в Москве не было ничего целенаправленно снесено в общественных местах, но была сформирована идеология, которая предполагала беспощадную борьбу с религией. Кроме того, были и чисто практические причины: не имея строительной индустрии, новая власть нуждалась в стройматериалах, поэтому в первые годы храмы не взрывались, а разбирались на кирпичи, а также обезглавливались и перепрофилировались.



Развернувшаяся под предлогом борьбы с голодом кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 г. разоблачила намерения большевиков, нацелившихся на разорение и ослабление Русской Церкви, при этом не принесла ожидаемого дохода, разве что до 1927 г. из изъятого церковного серебра продолжали отливать полтинники. «Церковь и народ были не в состоянии противодействовать этому акту», – отметил лектор, добавив, что открытых выступлений и восстаний против кощунников практически не было, зато многократно возросло число арестов и усилились репрессии против «церковников».



Краевед сделал краткий обзор архивных документов, свидетельствовавших о том, как специалисты и простые прихожане в 1918-1930 гг. пытались защитить храмы от разрушения законными методами: они посылали сотни писем и делегировали ходоков в приемную председателя ЦИК (ВЦИК) Калинина. Петр Смидович был первым советским чиновником, который «заведовал церковными делами». Считается, что он «пытался сдержать жуткий богоборческий шквал», много сделал для спасения православия. Но архивные документы, изученные В.Козловым, свидетельствуют о том, что эта оценка преувеличена: «что-то мог сделать, но вообще не церемонился».



Потом была образована Комиссия по делам культов при ЦИКе, куда тоже направлялись бесчисленные письма в защиту храмов, а с 1929 г. за дело взялись областные комиссии по делам культов. Как заметил исследователь, в довоенные годы, при всей активности разрушительной деятельности большевиков, каждый снос сопровождался большим количеством согласований, а после войны, во время хрущевского наступления на РПЦ, все решалось очень быстро.







Церковь 12 апостолов в Кремле. Фото из открытых источников



Исследователь назвал имена тех, кто лично несет ответственность за сносы церковных памятников в Москве: это руководители Моссовета Л. Каменев (1918 -1926) и К. Уханов (1926-1931), про которого известно, что он был совершенно необразованным простым человеком и абсолютно не придавал значения памятникам старины. Н.Хрущев в 30-е гг. был одним из московских руководителей на разных постах и тоже приложил руку к сносу многих храмов. Каганович и его план развития Москвы, начало строительства метрополитена стало приговором для сотен столичных храмов, а также для стен и башен Китай-города – все эти строения, как и ряд некрополей, были разобраны, а материалы использованы для возведения подземки.



В. Козлов особенно отметил вклад в уничтожение православной Москвы такой «страшной организации», как Союз воинствующих безбожников, которая была всемерно поддержана властью и имела большие возможности для атеистической пропаганды. «Неистовая печать» этой организации воспитала довоенную молодежь, и «то, что они сделали, до сих пор живо в нашем обществе», считает архивист.



Однако были и те, кто пытался как-то противостоять лавине разрушений и, по возможности, сохранять хотя бы память о памятниках. В их числе лектор упомянул Наталию Троцкую-Седову, жену советского лидера, которая возглавляла Музейный отдел Наркомпроса. Не будучи верующим человеком, но имея образование, она «как могла спасала памятники». Многое сделали для спасения церковных строений краеведы-общественники: Аполлинарий Васнецов, возглавлявший комиссию «Старая Москва» при московском археологическом обществе; археолог Петр Миллер; Михаил Александровский, составивший справочник московских храмов; художник Игорь Грабарь, возглавлявший Центральные реставрационные мастерские – только этой организации было позволено фиксировать памятники до разрушения. И, конечно, лектор не мог не упомянуть Петра Барановского, выдающегося архитектора и реставратора, который бесстрашно выступал за сохранение старины, спас очень многие храмы, делал их обмеры.



Далее краевед дал картину сноса памятников в динамике, останавливаясь на мотивах разрушителей. Первым в 1918 г. был снесен памятный крест, установленный у Никольской башни на месте гибели вел. князя Сергея Александровича. Затем занялись домовыми храмами – их в Москве было порядка 200 – «их почти незаметно закрыли в 1918-1919 гг.». Первый памятник, снесенный в центре Москвы, – часовня Александра Невского на Мисеевской (Манежной) площади, построенная в память о погибших в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов. Первый храм, который был разобран «на глазах всей Москвы», – Введенский на Большой Лубянке (на фундаменте XVI в., перестроен в XIX в.). Военные храмы (их было около 10 – на Ходынском поле, на Октябрьском поле и др.) были почти все быстро снесены, как и часовни, которых было очень много. Особенно памятно разрушение Иверской часовни у Воскресенских ворот в 1928 г. – даже в это время власти еще ожидали сопротивления
защитников, которого не было. На этом месте возвели «жуткую фигуру молотобойца».







«Молотобоец» на месте Иверской часовни у Воскресенских ворот. Фото из открытых источников



В 20-30 -е гг. Москва лишилась многих колоколен: Заиконоспасского монастыря, Казанского собора на Красной площади, Сретенского монастыря и многие другие. Что касается храмов, то большинство из них разрушались из-за того, что мешали движению трамваев (Рождества Богородицы в Столешниках, Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке, барочный ансамбль XVIII в. Красные ворота с церковью Трех святителей и другие). Еще частая причина сноса – необходимость освободить место для новых строений, при этом зачастую получалось так, что на обломках так ничего и не строили. С грустным юмором москвоведы называют это «осквернением» Москвы, имея в виду скверы, которые разбивали на месте уничтоженных шедевров (например, знаменитая церковь Успения на Покровке). На месте взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя планировалась грандиозная стройка Дворца советов, которая не состоялась.







Церковь Успения на Покровке. Фото из открытых источников



Как известно, многие злодеяния в СССР совершались «по просьбам трудящихся». Для разрушения многих храмов тоже формально требовались такие заявления: например, пионерский клуб потребовал снести церковь Николы Большой Крест на Ильинке; часть ансамбля Сретенского монастыря погубили по письмам жителей, которым мешал колокольный звон (здесь звонил знаменитый звонарь К. Сараджев); Московский университет просил взорвать Никитский монастырь, чтобы на его месте построить химический факультет (это не удалось); коллективу Большого театра понадобился гараж, ради чего снесли Георгиевский монастырь и Казанскую церковь на Б. Дмитровке. В.Козлов работал в архивах с пухлыми томами, в которых собраны десятки тысяч подписей рабочих, требовавших снести тот или иной храм. «Таким образом, вина за снос памятников лежит не только на властях, но и на жителях столицы», – считает он.



С 1928 г. власти систематически занялись монастырями: каждый год, до 1937 г., уничтожалось по несколько обителей и некрополей. Лектор рассказал о трагической судьбе кремлевских монастырей – Чудова и Вознесенского, единоверческого Всехсвятского, Симонова, Спасо-Андроникова. В частично уцелевших обителях устраивали рабочие поселки, клубы, колонии для беспризорников. Повезло Новоспасскому монастырю – он уцелел, поскольку сначала был приспособлен под женскую колонию, а потом – под архив. По злой иронии на месте полностью снесенного Златоустовского монастыря был построен дом для сотрудников НКВД, в котором жил Тучков – главный гонитель Церкви. Последним в 1937 г. был уничтожен Страстной монастырь на Тверской: пока он не мешал плану расширения улицы, его приспосабливали под антирелигиозный музей, где посетители могли поглумиться над раскрытыми мощами святых.







Страстной монастырь на Тверской. Фото из открытых источников



Так до войны в значительной степени был уничтожен образ православной Москвы, констатировал историк. Самыми страшными и разрушительными он считает первые 15 лет советской власти, потом наблюдается «некоторое затухание» до 1934 г., когда опять возникает волна массового сноса храмов и монастырей. «Люди воспринимали эти сносы спокойно – привыкли видеть десятки сносов каждый год», – сказал он о реакции москвичей. К сносу был приговорен и Елоховский собор, но «помешала война».



Трудно ответить на вопрос о причинах происходившего: конечно, В.Козлов упомянул и наследие Синодального периода, и формальное отношение к церкви многих крещеных людей, но все равно столь массовую поддержку кампании по сносу храмов он считает «большой загадкой». Тем не менее, надо обязательно развенчивать мифы о 20-30-х гг.: о том, что лично Сталин ничего не знал о гонениях и репрессиях, в том числе – в отношении Церкви; о том, что виновато только руководство. «Нужна историческая правда. Надо выпускать "черные книги" с именами разрушителей. Это нельзя забывать, потому что то, что легко забывается, может повториться. Да, в советские годы много нового строили, но это происходило ценой разрушения души, а душа так и не восстановилась», – сказал он. Эксперт считает, что сейчас необходимо воссоздать то, что можно, используя фотографии и обмеры, сделанные в советские годы с риском для жизни. При этом он выразил сожаление по поводу того, ч
то защитой памятников старины в Москве не занимается серьезно ни одна из госструктур, что в одиночку бьется только Архнадзор – общественная организация.



Полностью прослушать лекцию, иллюстрированную множеством слайдов, можно на Youtube-канале клуба «В поисках смысла».



Юлия Зайцева


============================================================

В избранное