Новости за 20/06/2009
============================================================
"чтец сергий аверинцев"
20.06.2009 16:04 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=28106
------------------------------------------------------------
Москва, 20 июня, Благовест-инфо. "Чтец Сергий Аверинцев" -- эти слова просил написать на своей могиле Сергей Сергеевич Аверинцев (1937 - 2004) - академик РАН, филолог-классик, известный переводчик, богослов, искусствовед, культуролог. В конце своей жизни из всех своих многочисленных поприщ он выделял именно служение в Церкви, особенно ценил возможность участвовать в богослужениях в качестве чтеца и проповедника. Об этом вспоминали люди, близко знавшие С.С. Аверинцева, члены одной с ним евхаристической общины
- преподаватели Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ), в часовне которого он проповедовал и членом Попечительского совета которого он был до самой смерти. Встреча из цикла "Век ХХ. Личность и эпоха", посвященная С.С. Аверинцеву, состоялась 17 июня в библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева. Зал с трудом вместил заинтересованных участников встречи.
Человек, который был "в мировой культуре как дома, и дома как в мировой культуре", -- таким помнит С.С. Аверинцева Александр Копировский -- магистр богословия, профессор, ученый секретарь СФИ. По его словам, служение Аверинцева в Церкви не было "причудой ученого чудака": Аверинцев никогда не скрывал своей церковной принадлежности, что трудно представить себе в контексте существования советской академической науки.
Однако некоторые обстоятельства биографии этого "академика с необычной судьбой и необычной областью исследований" складывались поистине удивительным образом. Например, как рассказывал А. Копировский, московская коммуналка, где вырос Сергей Сергеевич, оказалась своеобразным "островом свободы, где не было ничего советского": "Сергей Сергеевич до невероятности мало знал из того, что знали все советские люди". Или вот поразительный "курьез": за свою монографию "Плутарх и античная биография" молодой ученый в 1968
г. получил премию Ленинского комсомола. Что может быть более далеким от жизни, чем тема подобного исследования! Однако С. Аверинцев писал именно "о жизни": Плутарх был для него таким же современником, как все классики древности. "Платон - современен, а Аристотель - актуален", -- формулировал Аверинцев. Поняли ли это те, кто раздавал премии, гадать трудно, однако ученый мог воспринять эту награду как "дар свыше", ведь звание лауреата такой солидной премии было "прекрасным
щитом в советское время", давало возможность продолжать работу, отметил А. Копировский.
Или история со знаменитым 5-м томом советской "Философской энциклопедии", для которого Аверинцеву заказали статью "Христианство". Ученый, не кривя душой, написал так, что встал вопрос об изъятии тома, и по этому поводу даже специально собирался ЦК КПСС, напуганный "духовным терроризмом". Однако, продолжил А. Копировский, формально придраться было не к чему: о христианстве было сказано абсолютно научно, хотя и абсолютно не по-советски. Боясь скандала, дело замяли, а С.С. Аверинцев работал дальше, поражая феноменом
своей особой речи - "не советской, но и не антисоветской". "Радикальная актуальность С.С. Аверинцева - в жанровой неопределенности его слова", -- писала поэт Ольга Седакова.
Каждая его научная публикация, название которой, казалось бы, может привлечь только узких специалистов-византинистов, становилась богословским откровением для тех, кто искал путь к христианской вере. Миссионерское, просветительское значение имела и его монография "Поэтика ранневизантийской литературы", которая была своеобразным паролем для верующей или взыскующей веры интеллигенции. Д.С. Лихачев тогда потребовал, чтобы С.С. Аверинцева за эту работу "причислили к сонму докторов немедленно". На встрече вспомнили
и о том, как Аверинцев отвечал скептикам, уверенным в том, что христианство - религия рабов, что оно подавляет человеческую свободу. "Для меня в христианстве ощущается не стеснение, а скорее - испуг от простора", -- говорил он.
С.С. Аверинцев скончался в 2004 г., но не перестал быть нашим современником, отметил далее А. Копировский. Он напомнил, что ученый считал очень важным для человека и для общества "восстановление исторической памяти", указывая на "вымывание смыслов". "Кто не имеет исторической памяти, обречен на кармическую расплату", -- писал Аверинцев, имея в виду, что от восстановления всемирной исторической памяти напрямую зависит будущее человечества. Кто такой настоящий ученый? - спрашивал Аверинцев и сам же отвечал: "Тот,
кто работает для всех, кто ставит мосты над реками невежества", и добавлял с грустной иронией: "А эти реки меняют русла". "Сейчас мосты Аверинцева оказываются невостребованными", -- это уже грустное наблюдение А. Копировского.
Во время встречи был показан видеофрагмент последней проповеди С.С. Аверинцева в часовне СФИ. В исполнении хора СФИ прозвучали псалмы в его переводах, которые поются во время богослужения. Многие участники встречи поделились своими воспоминаниями о Сергее Сергеевиче, впечатлением от его книг и статей, поставили вопросы об особенностях его ученого, общественного и церковного служения. Вечер завершился словами друга Аверинцева, итальянского филолога Витторио Страда, который писал: ""Его служение было плодом русской
культуры, островками сохраненной вопреки всем невзгодам советской эпохи и именно в нем, родившемся в 1937 году, пережившей свое возрождение и обновление".
родина под водой. "единственное место в завражье, которое помнит тарковского - это храм"
20.06.2009 13:47 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=28105
------------------------------------------------------------
Небольшое село Завражье на берегу Горьковского водохранилища в предпоследний день мая стало местом паломничества кинематографистов - гостей и участников III Международного кинофестиваля "Зеркало". Фестиваль имени Андрея Тарковского, проходивший в Ивановской области, впервые посетил землю, где в 1932 году родился, был крещен и прожил первые полгода своей жизни великий режиссер.
Паром с кинематографистами пристал от ивановского берега к костромскому. Село Столпино встречало руиной Спасо-Преображенской церкви - она частично в лесах, должно быть, восстанавливается по мере сил. Затем по пылящей грунтовой дороге на автобусах - до с. Завражья (Кадыйский р-н Костромской области), где на отвесном берегу стоят два полуразрушенных храма, отражаясь всей своей бедой в водах Волги. Это церкви Сошествия Святого Духа и Рождества Пресвятой Богородицы. По словам сестры режиссера Марины Арсеньевны Тарковской,
маленького Андрея крестили в летнем, Богородице-Рождественском храме, спустя несколько дней после рождения - так ей рассказывала крестная Андрея Арсеньевича.
Костромской священник Григорий Чекменев и настоятель Богородице-Рождественского прихода иерей Алексий Вавилкин отслужили заупокойную литию по протоиерею Павлу Флоренскому, р.Б. Арсению и Андрею. Несколько поколений предков о. Павла Флоренского были родом из этих мест, служили священно- и церковнослужителями в здешних и окрестных церквях. Перед храмами два креста: один - в память о первом богослужении, совершенном в новейшей истории, второй - символический крест в память о Флоренских.
До революции село, где стоят храмы, называлось Пречистенский погост, и значительный участок прилегающей земли - это старинное кладбище, на котором уже давно нет надгробий. Завражьем звалась расположенная рядом деревня. Сейчас кладбище Пречистенского погоста никак не огорожено и, получается, осквернено. Приход тщетно добивается разрешения на огораживание территории кладбища, а пока постоянно обретаемые, особенно после весеннего половодья, людские останки приходится погребать у третьего креста, стоящего поодаль.
Горьковское водохранилище в середине 1950-х годов скрыло под собой более 150 деревень с их домами, церквями и погостами. Со стороны Юрьевца на дне водохранилища лежит Кривоезерская пустынь, вид которой вдохновил Левитана на создание картины "Тихая обитель". Там же - и могила знаменитого царского изографа Кирилла Уланова, ставшего иноком Корнилием, а впоследствии кривоезерским игуменом. Написанная им для монастыря Иерусалимская икона Богородицы прославилась чудесами, не сгорела в огне пожара 1781 года - лишь
"оказался только на левой руке Пречистой Богоматери большой бугор, как будто у живого человека от обжога". На камнях посреди волжских вод близ Юрьевца сейчас стоит большой металлический крест в память о монастыре.
Завражный приход тоже пытался установить в позапрошлом году плавучий крест на красном бакене у своего берега - там, где под водой стоит церковь преподобного Макария Унженского. Но не получилось - крест сносило течением. Преподобный Макарий, живший в XIV-XV вв., остается защитником и покровителем этих мест. Ровно 400 лет назад - в 1609 году, во время Смуты на Руси, местные сельчане и беженцы с правого берега, призывая имя святого Макария, взяли вилы и разбили серьезное войско бывшего соратника "тушинского вора"
- полковника Лисовского, который до этого сжег город Юрьевец. Захватчики не смогли перейти на левый берег: одни были убиты, другие пленены. По преданию, пленные свидетельствовали, что более всех наносил им урон сам святой Макарий, которого неоднократно видели то на берегу с обороняющимися, то разъезжающим на челне по Волге. В благодарность святому за избавление от супостатов был основан в 1612 году обетный монастырь с церковью преподобного Макария Унженского.
Тарковский говорил: "Моя родина под водой". Место, где стоял дом лесопромышленника Кудряшева, в котором родился Андрей Арсеньевич, затоплено. Но считается, что второй этаж двухэтажного дома по причине добротности был перенесен в верхнюю часть села, не подвергшуюся затоплению. Несколько уцелевших бревен этого дома положены в основу здания музея Тарковского и Флоренского в Завражье. Музей создан в 2004 году.
Но все-таки, как подчеркивает о. Алексий Вавилкин, "единственное место, которое здесь помнит Тарковского - это храм", в котором крестили будущего кинорежиссера. Место рождения затоплено, а музей - фактически новодел. Сейчас обе завражные церкви, в особенности Богородице-Рождественская, в критическом состоянии. От храма Сошествия Святого Духа остался лишь фрагмент.
Храмам могло бы помочь включение в реестр федеральной собственности, говорит о. Алексий. Может быть, тогда бы нашлись средства на их восстановление. "Но сколько мы ни бьемся над этим, ничего не получается", - огорчается священник. Не находится среди чиновников заинтересованных лиц.
У большого, летнего храма Рождества Богородицы (кон. XVIII - 1842 г.) - высокий красивый купол. При этом на алтарной части и притворе нет крыши. Зимой в храме идет снег, летом - дождь. Аварийный памятник не может ждать нашего внимания бесконечно долго - ему грозит дальнейшее разрушение.
Между тем, в Богородице-Рождественской церкви произошло удивительное явление, которое многие посчитали чудом. На столпах, поддерживающих купол, изображены четыре евангелиста. В 2008 году, в праздник Крещения Господня, на фресках по углам появились изображения "горящих" свечей, по четыре у каждого евангелиста. Так было до праздника Сретения, потом "свечи" исчезли.
В зимнем храме Сошествия Святого Духа (кон. XVII в.) полностью обрушена алтарная часть в результате подмыва фундамента, сложенного из небольших валунов. Службы проходят в уцелевшем левом приделе - правый также упал в Волгу. Вот так и живут земляки Тарковского - при двух храмах-руинах. В селе - более 500 жителей, в сельском поселении - около 800.
О. Алексий называет фильм "Андрей Рублев" исповедническим, поскольку незадолго до его создания прошла волна хрущевских гонений на Церковь: "В нашей местности большинство храмов были разрушены как раз при Хрущеве". Тарковский "вернул понятие святыни в культурное пространство страны, возвратил русскому народу святыню как культурную ценность", отмечает священник.
Деревня всегда спасала Россию, говорит о. Алексий, и от ее существования зависит существование страны. Когда люди живут друг перед другом, они стыдятся грешить - таков был сельский уклад, который нужно восстановить. При поддержке костромского губернатора в Завражье задумано создать социально-духовный центр. Но для осуществления этого намерения нужен православный организатор, который согласился бы сюда приехать жить - в деревне такого человека нет. "Самая главная задача - спасать души, наладить сельскую жизнь.
Если начать с храмов, мы не успеем возродить, спасти человека".
На борьбу с трудностями о. Алексия вдохновляет пример местного доктора-подвижника Николая Соловьева, жившего в Завражье в конце XIX - первой половине XX века. Он тоже приехал в этот "медвежий угол" ради помощи людям, оставив должность полкового врача. "Николай Соловьев - один из самых замечательных подвижников, пример его жизни не дает опускать руки. Он дружил со священником затопленного храма Василием Поповым, участвовал во внебогослужебных воскресных беседах с народом. Сохранились воспоминания, что половину
болезней лечил добрым словом и улыбкой. Он похоронен в Юрьевце, где до сих пор живут его дальние родственники". О. Василий Попов тоже был незаурядной личностью: он организовал в селе Нёмда школу для глухонемых детей, а на землях бывшего монастыря устроил дендрарий из редких пород деревьев, раздавал саженцы и пчел всем желающим. Умер о. Василий в 1926 году, а последний настоятель Макарьевского храма, о. Иоанн Скворцов, в 1937-м подвергся репрессиям вместе со священниками
Николаем, Иоанном Муравьевым, Иринархом Покровским, диаконом Александром Мочильским.
Храмы Пречистенского погоста закрыли в 1936-м, помещения стали использовать под МТС, льносклад, кузницу. В 1960-х была разрушена колокольня Богородице-Рождественского храма, в 1880-х обрушился в воды Горьковского водохранилища храм Святого Духа. Возобновление регулярной церковной службы в Завражье произошло в 2000 году. Об этом рассказывают стенды сельского музея.
У о. Алексия Вавилкина, между тем, появились искренние помощники - юноши и девушки из клуба святых Петра и Февронии при московском храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, а также православного молодежного объединения "Сретение" (г. Москва). Они уже не раз приезжали трудничать в Завражье, а в июле этого года собираются провести здесь летний волонтерский лагерь "Вера и труд", приурочив свой приезд к 400-летию победы завражных ополченцев над войском Лисовского.
Как рассказала "Благовест-инфо" одна из руководителей группы "Сретение" Татьяна Агеева, готовится палаточный лагерь на 30-40 человек. Пятеро - прихожане РПЦЗ - приедут в Завражье из Австралии, несколько человек - из США, под руководством заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи РПЦЗ протоиерея Андрея Соммера. Проект Завражья обсуждался на Рождественских чтениях. Лагерь проводится по благословению духовника Оптиной пустыни схиигумена Илия (Ноздрина). "Он нам сказал: хорошо, чтобы ребята
трудились на земле и привыкали к сельской жизни, и возможно, переезжали туда жить", - сообщила Т. Агеева.
А пока молодежь, по словам нашей собеседницы, планирует заняться "облагораживанием территории вокруг храма - дорожки, клумбочки, вынос мусора - ведь все в плачевном состоянии. Колоколенку надстроили прошлым летом руками ребят. Никаких особых рабочих в Завражье нет..."
В местной больнице с недавно завезенным оборудованием нет врача, он погиб в автокатастрофе, а ближайшее лечебное учреждение - в райцентре Кадый, что в полусотне километров. По словам Т. Агеевой, в селе готовы предоставить новому доктору жилье, помочь с ремонтом - лишь бы приехал. "Нужны люди, которые профессионально бы занимались устройством духовно-просветительского комплекса. Мы же набиваем шишки, пробуя, в каком направлении эффективнее двигаться, куда подать бумаги".
К 75-летию А. Тарковского снят документальный фильм о селе Завражье "Моя родина под водой" (реж. Егор Карпов, 2007).
Ирина Стовбыра
Реквизиты прихода с. Завражье
Из-за отсутствия собственной бухгалтерии приход просит использовать временные банковские реквизиты:
Костромская региональная общественная организация "Духовно-просветительский центр "Кострома" ИНН- 4401034170 КПП- 440101001 ФАКБ "Славянский банк" (ЗАО) В КОСТРОМЕ, г. КОСТРОМА БИК- 043469733 к/с 30101810200000000733 р/с 40703810716000000031