Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 04/12/2006


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 04/12/2006
============================================================
научная конференция памяти священномученика григория (перадзе) состоится в варшаве

04.12.06 19:42 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10455
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 4 декабря, Благовест-инфо. Пятая ежегодная конференция памяти священника и богослова, профессора Варшавского университета (1933-1942), организовавшего там Центр по восточноевропейским исследованиям святого Григола (Перадзе) состоится в Варшаве 6-7 декабря 2006 г.

В конференции примут участие учёные из Польши, Германии, Англии, Испании, Грузии, Армении, Азербайджана. Об этом агентству "Благовест-инфо" сообщила профессор Тамила Мгалоблишвили, руководитель Центра по исследованию грузинских древностей, которая отправляется в Польшу с докладом "Крестовый монастырь в Иерусалиме: легенды и реальность".

Архимандрит Григорий (Перадзе) погиб в газовой камере фашистского концлагеря Освенцим, добровольно отправившись на смерть вместо заключённого еврея, имевшего многодетную семью. Имя его окружено особым почитанием в Польше и Грузии. В 1995 году Грузинская Православная Церковь причислила его к лику святых. Польская Православная Церковь вписала имя священномученика в свои диптихи.
============================================================


запах горелой древесины

04.12.06 18:37 | РИА Новости
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=10451
------------------------------------------------------------

============================================================


грузия: ураган повредил ограждение потийского храма

04.12.06 18:16 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10454
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 4 декабря, Благовест-инфо. Пронёсшийся 1 декабря над морским портом Поти в течение 45 секунд ураган снёс около 250 метров строительных ограждений центрального городского храма Богородицы, в котором ведутся строительные работы.

Серьёзно пострадали и другие городские постройки, но сам храм, как агентству "Благовест-инфо" сообщил по телефону архиепископ Потийский и Хобский Григол (Бербичашвили), чудесным образом остался невредимым, стихийным вихрем не было выбито даже ни одного стекла.
============================================================


архипелаг северная земля переименуют в землю николая II


04.12.06 17:57
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10452
------------------------------------------------------------
Дудинка, 4 декабря. Таймырские законодатели дали согласие на увековечение памяти императорской династии Романовых в названии некоторых географических объектов в Северном Ледовитом океане, сообщает официальный сайт Администрации Таймыра.

В рамках очередного пленарного заседания окружной думы они приняли постановление, согласно которому предлагается возвратить архипелагу Северная Земля прежнее название Земля Императора Николая II, а также переименовать остров Малый Таймыр в остров Цесаревича Алексея, остров Октябрьской революции - в остров Святой Александры, остров Большевик - в остров Святой Ольги, остров Комсомолец - в остров Святой Марии, остров Пионер - в остров Святой Татьяны и остров Домашний - в остров Святой Анастасии.

Как пояснил спикер окружной думы Сергей Батурин, основанием для такого решения послужили обращения ряда общественных организаций, поддержанные Министерством культуры и массовых коммуникаций, Институтом российской истории РАН, Московским патриархатом и другими. Он отметил, что на региональном уровне обсуждение этого вопроса продолжалось почти год. В ходе переписки с федеральными органами и российскими НИИ депутатам удалось получить ответы на все интересующие их вопросы, а также новые письма в поддержку переименования.
Одним из самых весомых аргументов для народных избранников стало решение Архиерейского Собора Русской Православной церкви о причислении Николая II и членов его семьи к лику святых.

Таймырские парламентарии обратились со своим предложением о переименовании в правительство РФ и направили все необходимые материалы и документы, обосновывающие переименование географических объектов, в Федеральную службу геодезии и картографии России для проведения экспертизы.
============================================================


храмы в эстонии будут возвращены московскому патриархату

04.12.06 17:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10450
------------------------------------------------------------
Москва, 4 декабря. Все храмы Эстонской Православной Церкви Московского патриархата будут юридически закреплены за нею к концу 2007 года, а возвращение Московскому патриархату строений, расположенных вне Таллина, завершится уже к концу декабря.

Об этом посол Эстонии Марина Кальюранд сообщил РИА Новости после встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в пятницу в Москве.

"К концу этого года Московскому патриархату будт переданы церкви и другие строения, которые находятся вне Таллина", - сказала Кальюранд.

На оформление документации и передачу церковного имущества в столице Эстонии, по ее словам, потребуется еще около года.

"К концу следующего года будет выполнен протокол - все соборы, церкви и другие строения будут переданы Московскому патриархату", - заверила посол Эстонии.

Речь идет о протоколах о намерениях, заключенных в 2002 году между Эстонской республикой в лице министерства внутренних дел, Эстонской православной Церковью Московского патриархата, а также структурами Константинопольского патриархата в Эстонии.

Начало спорам вокруг церковного имущества в Эстонии было положено в 90-х годах.

Тогда правопреемником Эстонской Православной Церкви, существовавшей до Второй мировой войны, был признан так называемый "Зарубежный синод", последователи которого в 1996 году были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Поэтому даже те храмы Московского патриархата, прихожане которых сохранили верность Матери-Церкви и где богослужения совершаются клириками Московского патриархата, были тогда либо юридически оформлены в качестве собственности Константинопольской Церкви, либо, на основании решения
суда, подлежали передаче в собственность церковной структуре Константинопольского патриархата.

В результате длительных церковно-государственных переговоров, были достигнуты договоренности и подписаны протоколы о намерениях, согласно которым церковная структура Константинопольского патриархата отказывалась от предъявления притязаний на храмы Эстонской Православной Церкви Московского патриархата, а взамен получила компенсацию от эстонского государства. После этого указанные храмы подлежали оформлению в долгосрочную аренду приходом Московского патриархата, расположенным в них приходам Московского патриархата
с предоставлением также права застройки.

Реализация этих протоколов в настоящее время продолжается.
============================================================


великобритания: старейшая сеть христианских книжных магазинов изъяла из продажи коран

04.12.06 17:14 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10449
------------------------------------------------------------
Лондон, 4 ноября, Благовест-инфо. Старейшая в Британии сеть христианских книжных магазинов SPCK Bookshops сообщила о прекращении продажи Корана как книги, "враждебной" по отношению христианству, сообщает сайт Christian Today.

Сеть книжных магазинов SPCK раньше была частью Общества развития христианского знания - организации с более чем 300-летней историей. Решение не продавать Коран и все другие нехристианские книги было принято о после того, как организация продала контрольный пакет акций книжной сети Благотворительному фонду св. Стефана Великого. Фонд св. Стефана известен связями с Православной Церковью.

"Торговля книгами, враждебными христианству, одна из которых, бесспорно - Коран, могла бы создать у некоторых ложное впечатление, что мы одобряем другие мировоззрения и религии как равные или жизнеспособные альтернативы" (христианству) - цитирует газета Sunday Times слова техасского юриста Марка Брюера - председателя фонда.

В Фонде считают необходимым возвращение SPCK "к миссионерским корням", чтобы противостоять "распространению ислама и секуляризма" в Великобритании. На сайте организации написано, что Фонд св. Стефана будет бороться за возвращение христианства "в те места, откуда оно было вытеснено". Кроме того, в организации считают, что Англия до норманнского вторжения 1066 года была "православной страной", и Фонд планирует организовать православные приходы в неиспользуемых Церковью Англии англиканских храмах.

Однако Общество развития христианского знания сохраняет связь с Церковью Англии и остается владельцем пакета акций SPCK, а два представителя англиканской Церкви являются членами совета директоров книжной сети. Один из них уже высказал несогласие с политикой нового руководства. "Если бы это было в моей власти, я бы не издал подобную инструкцию", -- заявил епископ Глостерский Майкл Перхэм.
============================================================


патриарх алексий поздравил епископа филиппопольского нифона с 65-летием

04.12.06 16:57
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10448
------------------------------------------------------------
Москва, 4 декабря. В связи с 65-летием епископа Филиппопольского Нифона (Сайкали), представителя Антиохийской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил ему поздравительное послание, сообщает "Патриархия.Ру".

"Более трех десятилетий Вы ревностно и с любовью служите Богу и людям, внося свой весомый вклад в укрепление традиционно братских уз между Антиохийской и Русской Православными Церквами, достойно представляя Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV при Московском Патриаршем Престоле", - сказано в послании.

"По достоинству оценивая Ваши многие и полезные труды, Мы свидетельствуем о православном единстве и выражаем надежду на дальнейшее развитие доброго сотрудничества, дабы едиными усты и единым сердцем возносить молитвы о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех во Христе Иисусе, Господе нашем", - отметил предстоятель Русской Церкви.

В заключении послания Патриарх Алексий пожелал епископу Нифону "крепости душевных и телесных сил, мудрости, терпения и благословенных успехов в архипастырских трудах, во благо наших Церквей и стран с усердием совершаемых".
============================================================


российские религиоведы создали профессиональное сообщество

04.12.06 16:33 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10447
------------------------------------------------------------
Москва, 4 декабря, Благовест-инфо. О создании новой профессиональной организации - Российского сообщества преподавателей религиоведения -- было заявлено 1 декабря на научно-практической конференции "Религиоведение в системе высшего образования", которая проходила 1-2 декабря на философском факультета МГУ им. Ломоносова. Новое сообщество создано в рамках учебно-методического совета (УМС) по философии, политологии и религиоведению УМО (учебно-методического объединения) по классическому университетскому образованию.

Основными задачами сообщества является разработка предложений по структуре и содержанию образовательных программ по религиоведению, экспертиза учебно-методической документации. Председателем сообщества на конференции был избран зав. кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, профессор Игорь Яблоков.

Первый доклад "О месте религиоведения в системе высшего образования России" на конференции был сделан проректором МГУ, деканом философского факультета, председателем УМС по философии, политологии и религиоведению, Владимиром Мироновым. Приводя статистические данные по числу подразделений (кафедр, отделений и т.д), на которых преподается религиоведение, он обратил внимание на очевидную тенденцию роста числа российских вузов, желающих открыть обучение по данной специальности, а также на рост конкурса абитуриентов
на эти отделения. На данный момент в Российской Федерации религиоведческое образование лицензировано в 41 вузе, где обучалось более 1800 человек.

Говоря о разных формах обучения религиоведению, В. Миронов упомянул как весьма перспективное начинание Свято-Филаретовского православно-христианского института, который год назад открыл факультет религиоведения как отделение дополнительного образования. Он полагает, что столь сложный учебный план, включающий большие блоки по общей истории, философии, истории религии и массе других дисциплин, лучше воспринимается людьми, уже имеющими высшее образование.

Выпускники кафедр и отделений религиоведения пользуются все большим спросом, отметил В. Миронов; они требуются и в учреждениях образования и науки (куда не идут из-за крайне низких зарплат), в органах местной власти, даже в коммерческих структурах.

В целом, "религиоведение сейчас занимает достойное место в системе высшего образования", сделал вывод профессор, однако "его необходимость и актуальность слабо осознается министерским чиновничеством". Последний тезис связан с попытками очередного реформирования системы научной аттестации: по словам выступавшего, в правительстве задались целью так "укрупнить" номенклатуру научных специальностей, чтобы в перспективе их осталось всего 10, но необходимых "для безопасности страны". Реализуя этот план, чиновники "административно-кулуарным"
способом решили вычеркнуть из общего раздела "Философия" специальность "религиоведение", оставив там только теологию, сообщил выступавший. Только "случайно" ему удалось узнать об этом и "отстоять" религиоведение.

О том, как обстоят дела с религиоведением на Украине, рассказал профессор Анатолий Колодный (Институт философии Украинской АН). Объединившись в профессиональную ассоциацию, религиоведы отстояли целое отделение религиоведения при Академии наук, сохранили религиоведение как обязательный предмет во многих вузах. Украинские ученые поделились опытом взаимодействия с конфессиями в научной работе, в написании учебников и пособий, а также в просветительской работе. Так, своеобразные "десанты" религиоведов выезжают в
различные области Украины, проводят семинары и круглые столы с представителями различных конфессий и юрисдикций, разъясняя принципы свободы совести и толерантности. А. Колодный и его коллеги считают, что на Украине "должна быть своя поместная православная церковь, а для 20% русских надо устроить экзархат Московского патриархата".

Инициативы властей также представляют проблему для религиоведов на Украине: президент Ющенко сказал о необходимости ввести в учебных заведениях "этику веры", но "он сам не знал, что это такое". Все поняли, что речь идет о христианской этике, рассказал профессор Колодный, и по выбору родителей теперь в школах преподают христианскую или "гуманитарную" этику. Против этого выступают украинские религиоведы, утверждая, что нельзя "делить детей на христиан и нехристиан". Приходится им "воевать" и против капелланства
в вузах и в армии.

Тему "социально-активного религиоведения" продолжила зав. кафедрой религиоведения Тюменского нефтегазового университета Галина Худякова. По ее словам, религиоведение имеет огромный потенциал не только в научном плане, но и как нейтральная площадка, "ничейная земля" для взаимодействия различный религиозных организаций региона с целью поддержания межконфессионального мира, налаживания взаимопонимания и "профилактики религиозного экстремизма". Г. Худякова рассказала об опыте такой работы, которую ведет в Тюмени
кафедра религиоведения, активно взаимодействуя с религиозными организациями.

Большой интерес вызвал доклад зав. кафедрой религиоведения Санкт-Петербургского университета Марианны Шахнович. На конкретно-историческом материале она опровергла бытующее мнение о том, что о религиоведении в России можно говорить только в последние постперестроечные годы, а до этого был сплошной "научный атеизм". По ее словам, религиоведение "как академическая наука" существует уже 150-200 лет. Оформившись окончательно в первой половине XIX в. на основе этнографии и антропологии, религиоведение и в советские
годы ухитрилось не только не исчезнуть, но и сложиться в начале 20-х гг. ХХ в. как "сильное научное направление". Созданный учеными дореволюционной школы 75 лет назад Музей истории религии в Ленинграде работал как "академический центр по изучению религий", в котором "трудно было найти атеизм". Нельзя сбрасывать со счетов и фундаментальные, "незаслуженно забытые" исследования 60-70-х гг., в которых под обложкой с названием "Реакционная сущность ... (какой-либо религии)" м
ожно было найти глубокие сведения об этой религии, считает М. Шахнович.Конференция, как и было заявлено, носила научно-практический характер. В докладах представителей регионов России обсуждались проблемы методологии религиоведения, методики преподавания, места религиоведения в системе гуманитарного образования. Выступали ученые и преподаватели из Орла, Перми, Санкт-Петербурга, Курска, Челябинска, Новосибирска и Москвы.
============================================================


свято-филаретовский институт в свой актовый день получил поздравления от минской и белгородской духовных школ

04.12.06 16:18 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10446
------------------------------------------------------------
Москва, 4 декабря, Благовест-инфо. Актовый день Свято-Филаретовского православно-христианского института состоялся 2 декабря в актовом зале Российской академии образования. Традиционно торжественная встреча проходит в день памяти небесного покровителя вуза - святителя Филарета (Дроздова). На этот раз тропарь ему сотрудники и студенты СФИ пропели перед иконой Спасителя и перед прижизненным портретом святителя, написанным маслом на холсте и предоставленным СФИ потомками митрополита Филарета. Ректор СФИ, священник
Георгий Кочетков отметил, что СФИ вступил в свой 19-й учебный год.

Институт получил много неформальных, искренних поздравлений. Было зачитано приветствие от Патриаршего экзарха всея Беларуси, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). Приветственный адрес от ректората Минской духовной академии зачитал специально приехавший по этому случаю преподаватель академии игумен Иоасаф. По словам о. Георгия, устное поздравление и пожелание успехов было получено от митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова). По поручению архиепископа Белгородского и Старооскольского
Иоанна (Попова) перед коллективом СФИ выступил преподаватель Белгородской духовной семинарии с миссионерской направленностью протоиерей Анатолий Тригер. По его словам, архиепископ Иоанн "приятно отзывается о деятельности СФИ и подчеркивает, что наши труды едины и цель у нас одна".

Далее последователи приветствия членов Попечительского совета СФИ: Оливье Клемана, Ольги Седаковой, Никиты Струве, Жоржа Нива, Сергея Юрского. Большой подъем у присутствующих вызвала горячая речь старейшего члена Попечительского совета - протопресвитера Виталия Борового (скоро ему исполнится 91 год). По его словам, здоровье его так слабо, что он был "принесен" в зал своими постоянными помощниками и друзьями из СФИ. Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы он пожелал СФИ не оставлять трудов по
"введению во храм людей бывшего Советского Союза".

Ректор СФИ сделал обзор учебной и научной деятельности за прошедший год. На основном факультете- богословском -- учится 155 студентов; 33 из них поступили в этом году. География обучающихся обширна - они представляют 22 города России, 7 стран СНГ и дальнего зарубежья. Все студенты проходят каритативную, богослужебную и катехизаторскую практику. Говоря о научной работе факультета, о. Георгий обратил особое внимание на защищенную в этом году магистерскую диссертацию преподавателя Владимира Якунцева. Он создал
беспрецедентное исследование, проанализировав за последние 15 лет опыт катехизаторской работы на всем пространстве бывшего СССР.

Второй факультет СФИ - религиоведческий, он успешно работает второй год. О. Георгий подчеркнул, что это единственный в стране факультет дополнительного образования по данной специальности. Говоря об особенностях преподавания религиоведения СФИ, ректор отметил, что институт "открыт к представителям других религий" и ставит своей задачей расширение межконфессиональных связей. Сейчас на факультете учится 18 человек.

Далее он подробно рассказал об участии СФИ в международных и российских богословских и философских конференциях, о работе по организации международных форумов о сотрудничестве СФИ в этой работе с духовными школами, научными учреждениями и музеями. Была также освещена работа богословского колледжа СФИ и всех подразделений института.

Актовую речь на тему "Современные проблемы восприятия и преподавания церковного искусства" была прочитана кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры философии и гуманитарных дисциплин СФИ Александром Копировским. Последовательно раскрыв сущность восприятия сакрального искусства на разных этапах в ХХ в., докладчик подчеркнул, что современный "разрыв" между церковным и светским искусством можно преодолеть, только "последовательно углубляя развитие этих направлений в их сотрудничестве" и "раскрывая миссионерский
потенциал церковного искусства".
============================================================


икеа собирается отреставрировать православный храм в память о погибшем на территории торгового комплекса ребенке

04.12.06 15:58
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10445
------------------------------------------------------------
Нижний Новгород, 4 декабря. ООО "ИКЕА-МОС" поможет восстановить православный храм в д. Федяково Нижегородской области. 2 декабря исполнился месяц с момента, как в торговом комплексе "МЕГА" в Нижнем Новгороде, владельцем которого является компания ООО "ИКЕА МОС", трагически погиб ребенок. Тогда в торговом центре "МЕГА" покупательница по травелатору на тележке везла к машине строительные материалы. Вес тележки с грузом составлял 198 килограмм. При транспортировке женщина не удержала тележку, которая стала бесконтрольно
двигаться по наклону травелатора и сбила пятилетнего Илью Скрипниченко.

По факту гибели ребенка прокуратура Кстовского района возбудила уголовное дело.

Как сегодня пишет "Комсомольская правда - Нижний Новгород", накануне управляющий Нижегородского торгового центра Роберт Фельчак посетил родителей погибшего ребенка. Он выразил соболезнования и спросил, чем может помочь.

Татьяна и Андрей Скрипниченко высказали пожелание представителям торгового центра: отреставрировать в память об Илюше храм в селе Федяково. Церковь Преображения Господня действует и сейчас, но зданию требуется внешняя отделка.

"Похоже, наша идея нашла отклик у руководства ИКЕА, - сообщил отец погибшего мальчика. - Специалисты компании уже выезжали на место посмотреть, что необходимо для реставрации. Сказали, что компания никогда не поддерживала религиозные движения, но случай в Нижнем Новгороде - исключительный".


============================================================


в париже проходят дни киево-печерской лавры

04.12.06 15:56
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10444
------------------------------------------------------------
Париж, 4 декабря. 1-5 декабря года в Париже проходят дни Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Мероприятие связано с 955-летием лавры, сообщает"Православие.Ру".

В четверг, 30 ноября, делегация Украинской Православной Церкви во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром отправилась в Париж для участия в мероприятиях. Предстоятеля УПЦ сопровождают наместник лавры архиепископ Вышгородский Павел и лаврский хор.

1 декабря митрополит Владимир отслужил благодарственный молебен возле Тернового венца Спасителя в соборе Парижской Богоматери. Предстоятель УПЦ молился о своих соотечественниках; он просил Всемилостивого Бога залечить в украинском обществе рану от раскола, послать мир и покой в каждый дом, а также умудрить первых лиц Украины.

В рамках богослужения состоялось традиционное вынесение Тернового венца .

После этого митрополит Владимир обратился к присутствующим с приветственным словом. "Терновый Венец - это одно из многих тяжелых напоминаний о страданиях Господа, - сказал он. - Смотря на него, трудно остаться равнодушным к боли, которую перенес Спаситель от тех, кого пытался спасти. Будем в эти дни молиться, чтобы Он помог нам преодолеть все, что мешает идти ко спасению".

Также от имени епископата, священников и верующих Украины митрополит подарил общине собора Парижской Богоматери икону Спасителя в терновом венце.

Затем к святыне смогли подойти верующие - в это время звучали богослужебные песнопения в исполнении монашеского хора Киево-Печерской лавры под управлением иеродиакона Геронтия (Борисевича). Этот творческий коллектив не только поддерживал традиции древнего киевского монастыря, но также исполнял произведения других обителей, а также авторские работы.

В субботу, 2 декабря, митрополит Владимир совершил Божественную литургию у раки с мощами святой равноапостольной царицы Елены в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль. В тот же день предстоятель УПЦ отслужил благодарственный молебен в кафедральном соборе города Амьен - перед честной главой святого Иоанна Крестителя. Вечером в этом соборе с концертной программой выступил хор Киево-Печерской лавры.

В воскресенье, 3 декабря, митрополит Владимир в сослужении архиепископа Павла и священников региона совершил Божественную литургию в парижском храме в честь Трех святителей - кафедральном соборе Корсунской епархии Московского патриархата.

Киево-Печерская лавра - выдающийся памятник духовности и культуры, известный во всем мире. Монастырь входит в список памятников архитектуры ЮНЕСКО. Не случайно было принято решение провести дни Киево-Печерской лавры именно в Париже, где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
============================================================


кому принадлежит храм
Пресс-секретарь посольства РФ во Франции убежден, что храм в Ницце принадлежит России

04.12.06 15:42 | "Русская мысль"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=10443
------------------------------------------------------------

============================================================


бенедикт XVI "скорбит" о новом осложнении взаимотношений с китаем

04.12.06 15:37
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10442
------------------------------------------------------------
Ватикан, 4 декабря, Благовест-инфо. Папа Римский Бенедикт XVI "с глубокой скорбью" воспринял новость о рукоположении в Китае нового епископа без одобрения Ватикана, сообщает агентство AP.

В минувший четверг в Китае было совершено рукоположение нового епископа без разрешения Папы -- это было третьим известным случаем за текущий год, усугубившим напряженность между Китаем и Святым Престолом. "Святейший отец воспринял эти новости с великой скорбью, поскольку епископское посвящение было совершено без папского мандата", и было допущено грубое нарушение канонов Католической Церкви, отметила пресс-служба Ватикана в официальном заявлении. Епископская хиротония священника Вана Реньлея из епархии Сучжоу
произошла в тот момент, когда Папа Бенедикт XVI находился с визитом в Турции.

Католический епископ Гонконга кардинал Иосиф Цзен издал гневное заявление в адрес официальной католической иерархии Китая. Гонконгский прелат утверждает, что власти похищали канонических епископов, чтоб силой заставить их участвовать в рукоположении священника Вана.

Кардинал Цзен раскрыл факт существование секретной делегации Ватикана, которая приезжала в Пекин после неканонических рукоположений прошлой весной. По словам прелата, китайская сторона пообещала, что епископских хиротоний без благословения Папы больше не будет, однако теперь обещание нарушено.

"Это серия на редкость грубых действий, которые оскорбляют религиозное чувство каждого католика в Китае и во всем мире - плод и следствие взгляда на Церковь, который не соответствует католической доктрине и извращает фундаментальные принципы иерархической структуры", -- гласит заявление Ватикана.

Святой Престол заранее был извещен о планируемой хиротонии и предпринял шаги, чтобы избежать "нового разрыва церковной общины", не оглашая сами шаги.

Пекин разорвал отношениям с Ватиканом в 1951 году, после прихода к власти коммунистов и создания в стране собственной католической Церкви, не подчиняющейся Святому Престолу. Верующим позволено молиться только в разрешенных государством церквях. Пекин не желает, чтобы Папа назначал в Китай епископов - власти страны рассматривают это как вмешательство во внутренние дела Китая. Параллельно с "официальной" католической общиной в Китае действует подпольная, сохраняющая верность Папе. Иерархи и священники этой Церкви
постоянно подвергаются преследованиям со стороны властей.
============================================================


улучшение отношений между ватиканом и пекином осложняют прошлое и настоящее

04.12.06 15:31 | АНН
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=10441
------------------------------------------------------------

============================================================


антикрестный ход
Бенедикт XVI приехал в Турцию не для того, чтобы вновь устраивать показательное примирение Запада и Востока

04.12.06 15:08 | "Русский Newsweek"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=10439
------------------------------------------------------------

============================================================


израильские археологи обнаружили одну из древнейших христианских церквей

04.12.06 14:57 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10438
------------------------------------------------------------
Иерусалим, 4 декабря, Благовест-инфо. Израильские археологи утверждают, что им удалось обнаружить руины одной из древнейших христианских церквей в мире, сообщает сайт газеты Daily Telegraph.

Церковь в поселении Шилох на оккупированной Израилем палестинской территории западного берега Иордана располагалась в месте, где по легенде когда-то находился Ковчег завета. Руководители группы археологов Ицхак Маген и Евгений Агаронович считают, что храм был сооружен во второй половине IV века. Таким образом, церковь в Шилохе - одно из древнейших известных науке христианских культовых сооружений в мире. "В настоящий момент я не могу утверждать, что это - самая первая церковь, -- заявил Агаронович во время последних
перед началом зимы раскопок. - Но очевидно, что одна из первых".

Полы древнего храма богато украшены красочными мозаичными орнаментами и надписями. По словам Агароновича, одна из надписей очень необычна - в ней названо место, где расположена церковь - Шилох. По мнению ученого, этот факт указывает на важность и святость этого места для первых христиан. Согласно Писанию, Ковчег завета, в котором лежали скрижали с Десятью заповедями, в течение нескольких веков хранился древними израильтянами именно в Шилохе. После строительства храма Соломона главная еврейская святыня была перенесена
в Иерусалим, а 400 лет спустя, в результате нападения на город вавилонских войск, Ковчег был потерян. Неизвестно, был он уничтожен или спрятан.

В настоящее время археологи рассматривают вопрос о продолжении раскопок - есть предположение, что под мозаиками могут быть найдены еще более древние сооружения или даже сам Ковчег. Если будет принято решение продолжить раскопки, мозаики будут перемещены в один из музеев.

Местные еврейские поселенцы хотят, чтобы археологи продолжали работы. "Мы уверены, что если они продолжат копать, то доберутся до времен Скинии", -- заявил мэр современного поселения Шилоха Давид Рубин. Скинией называлось переносное святилище, где до сооружения первого храма хранился Ковчег завета.
============================================================


в риге откроется выставка "сакральное пространство - современные церкви финляндии"

04.12.06 14:34
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10437
------------------------------------------------------------
Рига, 4 декабря. Выставка "Сакральное пространство - современные церкви Финляндии" пройдет с 6 по 23 декабря в главном выставочном зале Музея декоративного искусства и дизайна. Об этом сообщает сайт "Латвийские рейтинги". Архитектура современных финских церквей - уникальное явление, ей трудно найти другие аналоги в мире. Много церквей было построено после Второй Мировой войны. Самые современные из них появились как результат архитектурных конкурсов, их смело можно называть лучшими образцами своего времени. Кроме
известных архитекторов многие видные финские художники и дизайнеры внесли свой вклад в создание интерьеров, освещения и росписи церквей, сообщила Лига Лавринович, специалист по общественным отношеняим музея.







Из 200 церквей, построенных в послевоенное время, на выставке "Сакральное пространство" представлено 12 капелл и церквей, которые представляют разные десятилетия и разные стили. Характерной чертой современных финских церквей является мягкое взаимодействие света и пространства. Еще одна тема, явственно прослеживающаяся в церквях Финляндии - это присутствие природы. Вместо пышности финская церковь отдает предпочтение созданию изысканной и чистой атмосферы. Такая простота является отголоском отдаленного прошлого,
а также наследием финского национального характера.









Передвижную выставку "Сакральное пространство - современные церкви Финляндии" создал Музей архитектуры Финляндии. Автор фотографий - Яри Йетсонен. Впервые эта выставка демонстрировалась в Японии в 2003 году. Потом она была представлена в США, Мексике, Канаде, Венгрии, Австрии, Чехии, и теперь в Латвии.
============================================================


патриарх алексий совершил праздничное богослужение в успенском соборе кремля

04.12.06 14:17
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10436
------------------------------------------------------------
Москва, 4 декабря. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил сегодня праздничное богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, сообщает ИТАР-ТАСС.

Алексий II поздравил православных христиан с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. "Сегодня мы вспоминаем трогательное событие, когда родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна, исполняя обет, привели свое трехлетнее чадо в храм Божий, чтобы посвятить ее на служение Богу", - сказал Патриарх. Он подчеркнул, что храм "это не только место молитвы, но также и училище благочестия, где мы учимся, как бороться с грехами, как жить, как совершенствоваться".

Патриарх также пожелал верующим, чтобы Рождественский пост стал для них "временем духовного возрастания".
============================================================


"хезболла" нашла, чем ответить
Ливан все увереннее движется к гражданской войне

04.12.06 13:48 | "Газета"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=10434
------------------------------------------------------------

============================================================


в бейруте произошли столкновения на межрелигиозной почве

04.12.06 13:26
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10433
------------------------------------------------------------
Бейрут, 4 декабря. В результате столкновений на религиозной почве в воскресенье в Бейруте несколько десятков человек получили ранения.

Молодой шиит был убит выстрелом в момент, когда группа сторонников радикального движения "Хезболла" пересекала квартал с преимущественно суннитским населением. Установить, кто стрелял, не удалось.

Полиции пришлось применить гранаты со слезоточивым газом, чтобы пресечь столкновения. Сожжены несколько магазинов.

Напряженная обстановка в ливанской столице сохраняется после проведенной в пятницу просирийской оппозицией массовой манифестации с требованием отставки премьер-министра, суннита Фуада Синьоры.

Часть демонстрантов третий день остается в палаточном городке, разбитом на площади близ резиденции правительства.

Политический кризис возник в Ливане после ухода из правительства пяти министров, представлявших "Хезболлу". В результате в нем остались только представители антисирийской коалиции.

Ф.Синиора заявляет, что его правительство не уступит давлению и попыткам восстановить "иностранную опеку" над страной.

Сирийские войска в течение 30 лет находились на территории Ливана и были выведены оттуда под давлением мирового сообщества лишь в мае прошлого года, сообщает "Интерфакс-религия".
============================================================


тверской губернатор взял под контроль расследование причин пожара в доме священника

04.12.06 13:10
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10432
------------------------------------------------------------
Тверь, 4 декабря. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин взял под личный контроль расследование причин пожара в доме священника Троицкой церкви села Прямухино Кувшиновского района отца Андрея Николаева.

"Я обратился к правоохранительным органам с просьбой расследовать это трагическое происшествие самым тщательным образом, выделить для работы лучших специалистов", - сказал он в понедельник "Интерфаксу".

По словам Д.Зеленина, известно, что у священника был "конфликт с некими лицами, пытавшимися ограбить храм, в его адрес неоднократно раздавались угрозы".

"Если действительно произошло преступление, преступники должны понести самое суровое наказание. Потому что такое - даже со всем христианским смирением - не прощается", - заявил губернатор.

При этом Д.Зеленин подчеркнул, что до результатов экспертизы однозначных выводов о причинах пожара в доме священника делать нельзя.

Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе обладминистрации, в Прямухине работают представители руководства прокуратуры и УВД Тверской области. По поручению губернатора на место происшествия выехал руководитель комитета внутренней политики Тверской области Дмитрий Ефременко, которому предстоит оценить социальную обстановку в селе и выяснить, могла ли она спровоцировать преступление в отношении священника и его семьи.

"Кроме того, по поручению главы региона Совет безопасности Тверской области рекомендовал правоохранительным органам усилить профилактическую работу по предотвращению преступлений, совершаемых на религиозной и межнациональной почве", - добавил собеседник агентства.

Как сообщалось ранее, информация о пожаре в доме настоятеля Троицкого храма села Прямухино отца Андрея Николаева поступила в службу спасения в первом часу ночи 2 декабря. На место сразу же выехали пожарные, однако к моменту их прибытия в доме уже обрушились кровля и перекрытия, дом был полностью уничтожен огнем.

На месте пожарища обнаружены останки тел священника и его троих детей - девятилетнего сына Давида и дочерей Анны и Анастасии семи и четырех лет. На месте пожара работает следственная группа. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Отрабатываются различные версии возгорания дома, в том числе поджог.
============================================================


стамбул стоит мессы

04.12.06 12:47 | "Коммерсантъ - Власть"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=10429
------------------------------------------------------------

============================================================


сельские приходы нуждаются в защите - представитель рпц

04.12.06 12:25
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10428
------------------------------------------------------------
Москва, 4 декабря. В Русской Православной Церкви (РПЦ) считают, что сельские приходы нуждаются в государственной поддержке, а иногда и в защите, заявил РИА Новости в воскресенье руководитель службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко, комментируя трагедию в Тверской области, где в результате поджога сгорела в собственном доме семья священника.

Как сообщалось, поджог был произведен в ночь с 1 на 2 декабря в селе Прямухино. Священник Андрей Николаев, его жена и трое малолетних детей погибли в огне.

Как сообщали СМИ, большинство местных жителей спивается, а отец Андрей не давал им разворовывать церковь, чтобы приобретать спиртное. Односельчане и священники Тверской епархии придерживаются мнения, что эта смерть не была случайной - отцу Андрею и его приходу угрожали, а его дом уже поджигали.

"Произошедшая трагедия - печальное свидетельство того, до какой крайней степени озлобления человека могут довести многочисленные греховные пристрастия и греховная жизнь", - сказал Прокопенко.

"Не секрет, что сегодня ограбления церквей стали бедствием и печальной обыденностью сельской жизни. На наш взгляд, сегодня государство и общество должны поддержать сельские приходы", - подчеркнул он.

По словам Прокопенко, это касается не только возведения стен и украшения алтарей, но и помощи сельским приходам в их просветительском и социальном служении.

"Возможно, в некоторых местах необходимо организовать охрану храмов", - добавил священник.

Он отметил также, что в результате десятилетий безбожия и планомерного уничтожения традиционного уклада деревенской жизни, основой которого всегда были храм и церковная община, "сегодня служение сельского пастыря очень часто превращается в сражение один на один с разбушевавшейся греховной стихией".

"Часто получается, что вся агрессия людей, привыкших годами жить без Бога и попирать свою совесть, изливается именно на сельского пастыря", - отметил Прокопенко.

Вместе с тем, он подчеркнул, что, как показывает опыт, полноценная жизнь быстрее возвращается именно в те села и деревни, где наладилась жизнь церковная.
============================================================


око за око
Высокие технологии рассорили мусульман и православных

04.12.06 12:22 | "Известия"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=10427
------------------------------------------------------------

============================================================


грузия: за монастырским комплексом давид гареджи будет наблюдать группа специалистов

04.12.06 12:02 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10426
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 4 декабря, Благовест-инфо. Парламент Грузии принял решение о проведении постоянного мониторинга на территории монастырского комплекса VI века Давид Гареджи в Кахетии. С этой целью организована специальная группа наблюдателей -- историков, географов и др., перед которыми поставлена задача периодически информировать высший законодательный орган о положении дел на территории комплекса. Пограничную проблему, возникшую между Грузией и Азербайджаном из-за части территории, принадлежащей Азербайджану, политики
надеются решить путем обмена приграничными земельными участками. Пока же "власти Грузии обещали, что с азербайджанской стороны не последует никаких сюрпризов", заявил GVN депутат от оппозиции Звиад Дзидзигури.

Дзидзигури имел ввиду имевший место инцидент, когда азербайджанские пограничники разбили в одной из часовен окна и двери и написали на стенах собственные имена. Эти подробности сообщил настоятель Давид Гареджи о. Илларион Чиградзе.
============================================================


в тверской области сожжены в доме священник, его супруга и трое детей

04.12.06 11:32
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10425
------------------------------------------------------------
Москва, 4 декабря. В селе Прямухино Тверской области сгорели в собственном доме православный священник Тверской епархии Андрей Николаев , трое его малолетних детей и жена Ксения, сообщает РИА Новости со ссылкой на интернет-сайт "Православие и мир".

Как говорится в сообщении архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, которое было зачитано во всех храмах Тверской епархии, отец Андрей сгорел с семьей в ночь с 1 на 2 декабря.

Как отмечается на сайте, дом был облит бензином и подожжен.

Несколько месяцев назад священник просил помощи и защиты - как сообщали СМИ, местные жители спиваются, а отец Андрей не давал им разворовывать церковь, чтобы приобретать спиртное. Односельчане и священники Тверской епархии придерживаются мнения, что эта смерть не была случайной - отцу Андрею и его приходу угрожали, а его дом уже поджигали.

Как сообщает УВД Твери, возбуждено уголовное дело, началось следствие. Планируется, что в понедельник будет открыта горячая линия для связи с общественностью.
============================================================


декан философского факультета мгу выступает против преподавания теологии в вузах

04.12.06 11:16 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10423
------------------------------------------------------------
Москва, 4 декабря, Благовест-инфо. Декан философского факультета МГУ им.Ломоносова, профессор Владимир Миронов подверг критике стремление деятелей православного образования добиться включения теологии в перечень научных специальностей, по которым можно получить ученую степень кандидата или доктора наук. Он высказался также против преподавания теологии в светских вузах. Об этом он заявил на конференции Российского сообщества преподавателей религиоведения, которая проходила в Москве 1-2 декабря.

Будучи председателем экспертного совета ВАК (Высшей аттестационной комиссии) по философии, В.Миронов утверждает, что "никто не мешает религиозным людям защищаться по светской специальности "философия". Кроме того, докладчик не представляет, как можно на практике создать "надконфессиональный" экспертный совет ВАК по теологии, каковым только он и может являться по закону - "ведь некоторые религии не имеют теологии как таковой - как с ними быть?". Этот совет не может быть только православным, заметил ученый. Кроме
того, В.Миронов убежден, что это "прежде всего нанесет вред самой же теологии".

Говоря о соотношении преподавания теологии и религиоведения в системе светского высшего образования, он выступил как "категорический противник введения теологии в вузах", т.к. это, по его мнению, чревато "нарушениями, связанными с жестким проведением конфессионального принципа". Наиболее уместно преподавать теологию в духовных учебных заведениях, убежден В.Миронов. Широкое введение теологии в вузах "требует общественного обсуждения", оно не должно вводиться "по письмам", пусть даже самых уважаемых людей.

Он также поделился с коллегами воспоминаниями о том, как принимался стандарт по теологии (профессор В.Миронов является также заместителем председателя УМО по теологии; председатель УМО - декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов). По его словам, сначала была идея создать конфессиональный стандарт по теологии, однако потом "дали отмашку сверху" создать поликонфессиональный стандарт. В результате получилось, что этот стандарт "переписывали с религиоведения". Вопрос о введении стандарта решился в министерстве
"всего за пять минут" -- здесь сыграли свою роль письма Патриарха Алексия II, ректора МГУ В.А.Садовничего, президента РАН А.Осипова. Однако стандарт нуждается в серьезном научном обсуждении и доработке, а специальность "религиоведение" должна "во многом отличаться от теологии", заключил декан философского факультета.
============================================================


в праздник введения во храм пресвятой богородицы патриарх совершит богослужение в успенском соборе кремля

04.12.06 11:04
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10424
------------------------------------------------------------
Москва, 4 декабря. Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря один из двенадцати самых больших праздников - Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит в это утро Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, сообщили РИА Новости в пресс-службе Московской патриархии.

Упоминания о празднике Введения во храм Девы Марии встречаются уже в первые века христианства - в преданиях палестинских христиан. Согласно учению Церкви, святые родители Марии, Иоаким и Анна, молясь о рождении ребенка, дали обет, что жизнь его будет посвящена служению Богу. Поэтому, когда Марии исполнилось три года, родители торжественно повели Ее в Иерусалимский храм.

На церковном пороге их встретил первосвященник Захария. И на его глазах произошло чудо: трехлетняя Мария без посторонней помощи поднялась по очень высоким ступеням лестницы, ведущей в храм, что обыкновенному ребенку было бы не под силу. Первосвященник, по внушению Господа, ввел Отроковицу в самое священное место храма, куда сам заходил лишь один раз в году с очистительной жертвенной кровью.

Предав дитя воле Бога, праведные Иоаким и Анна возвратились домой, а Мария осталась в находившемся при храме помещении для девственниц.

Земная жизнь Богородицы от младенчества до вознесения на небо покрыта глубокой тайной. Однако в церковном предании сохранились сведения, что в Иерусалимском храме Она воспитывалась до 15 лет, "в обществе благочестивых дев", прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и "возрастала в любви к Богу".

Введение Богородицы в храм празднуется как знак благоволения Господа к человеческому роду, проповедь спасения и обетование пришествия Христа. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: "Христос рождается", приготовляя верующих к достойной встрече праздника Рождества Христова.
============================================================


семинар "о роли религии в творчестве современных писателей" прошел в рамках книжной ярмарки NON\FICTION

04.12.06 10:36 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10422
------------------------------------------------------------
Москва, 4 декабря, Благовест-инфо. Семинар "О роли религии в творчестве современных российских писателей" прошел 1 декабря в рамках 8-ой Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non\fiction. Во встрече, организованной издательским домом "Умма", приняли участие писатель Алексей Цветков, депутат Госдумы публицист Шамиль Султанов, писатель, исполнительный директор журнала "Октябрь" Ильдар Абузяров, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. В роли ведущего семинара выступил журналист Максим
Шевченко.

По словам Алексея Цветкова, "тема отношений между религиозными вопросами и вопросами искусства широка вплоть до бессмысленности". Он указал на два полюса этих взаимоотношений. На одном из них - понимание литературы "как не очень дорогой части развлекательной индустрии", на другом - ситуация, "когда писатель выступает как учитель, как носитель определенного знания". Во втором случае религиозная мотивация писателя становится очень важна - не для того, чтобы "поставить ярлык", а для того, чтобы лучше понять мировоззрение
автора. В качестве примера Цветков привел роман Пелевина "Ампир "В", в котором обнаружил "интересные и глубокие вещи".

Гейдар Джемаль посвятил свое выступление значению "художественной литературы в сфере формулирования послания". Если 100 лет назад "было нормально писать трактаты, посвященные разворачиванию абстрактных категорий, которые составляли виртуальный хрустальный мир ума в его системной проекции", то сегодня такого рода послания не обретут читателя, отметил он. Поскольку потребность в "духовном дискурсе возрастает", переходя из узкого профессионального плана во все более широкие круги, то возрастает и значение художественной
литературы как "того коня, на котором этот всадник может въехать в битву". В ХХ веке, считает Г. Джемаль, литература стала "аинтеллектуальной, она отступила от задачи прямо транслировать некое холодное метафизическое понимание устройства Вселенной". Однако в 90-е годы, отметил он, начала вновь пробиваться "эта тенденция использовать литературу как интеллектуальное послание". Здесь русская литература, считает он, "высоко держит планку". Даже в своих скандальных об
разцах она обладает одной чертой - тревогой, а русские писатели - это "эсхатологические авторы, авторы футурологической катастрофы". В то время как западные романы-катастрофы сконцентрированы на локальной проблеме, в русской литературе речь идет "о катаклизмах души, сознания".

Депутат Государственной Думы РФ Шамиль Султанов напомнил расхожую фразу, что "книги - это опиум для интеллигенции". Также, по его мнению, книги - это "форма бегства от реальности". Султанов также пояснил, что исламского возрождения, которым пугают, на самом деле нет, т. к. возрождение должно быть прежде всего интеллектуальным прорывом. За последние 100 лет невозможно назвать ни одной гениальной книги, посвященной исламской тематике. При этом книги Хафиза, Руми, Навои "никто бы не назвал опиумом для интеллигенции",
т.к. эти люди занимались важной проблемой, которая стоит перед любым смелым писателем: конкретизацией универсального религиозного послания. Отказ от этой проблемы приводит к тому, что мы на каждому углу кричим "десакрализация", "отсутствие духовности", подчеркнул Шамиль Султанов. Поэтому сейчас нет исламской художественной литературы, но нет и русской литературы как традиции, считает депутат.

Ильдар Абузяров, продолжая мысль Султанова, пояснил, что отсутствие мусульманской художественной литературы обусловлено объективными причинами. Над практикующим мусульманином довлеет авторитет Корана. Ссылаясь на исследователя Эдварда Саида, И. Абузяров отметил, что Коран в понимании мусульманина - самый совершенный текст, и люди не могут создать что-либо подобное; другие книги против Корана бессильны. Но есть, по мнению Абузярова, и вторая причина отсутствия мусульманской художественной литературы. В христианстве
существуют практика исповеди, понятие первородного греха. Этого нет в исламе; мусульманину трудно говорить публично о своем грехе. Невозможно представить, отметил он, появление текстов, подобных "Анне Карениной" или "Даме с собачкой" в Турции до Младотурецкой революции. Однако такие писатели, как Салман Рушди или Орхан Памук, раздвигают границы, отметил выступавший.

Максим Шевченко заявил, что исламская цивилизация знала свободную литературу, напомнив, в частности, о "Тысяче и одной ночи". В любой религиозной традиции есть фиксированное табу, преступать которое недопустимо для верующего человека, но свободная литература "не для него пишется". Не бывает литературы хорошей и плохой с точки зрения соответствия традиции, а бывает - интересная или неинтересная. Как ни старались писать нравоучительные тексты в любой традиции, -- это, как правило, не интересно. Шевченко подчеркнул,
что не приветствует попытку "обкарнать художественную мысль в соответствии с канонами". В то же время журналист призвал "бороться публично против того, что сознательно оскорбляет религию", различая при этом "богоискательство" и "сознательные оскорбления". Он напомнил, в частности, об "оскорбительности" Достоевского для некоторых христиан, прежде всего для католиков.

Эльдар Абузяров, полемизируя с Шевченко, подчеркнул, что роман как жанр зародился на Западе, а "Тысяча и одна ночь" -- собрание сказок, под которыми не стоит имен конкретных авторов. Создать авторское произведение, как "Тысяча и одна ночь", считает Абузяров, в исламской традиции невозможно.
============================================================


в москве прошла конференция, посвященная митрополиту евлогию (георгиевскому)

04.12.06 10:09 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10421
------------------------------------------------------------
Москва, 4 декабря. Конференция "Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского) - К 60-летию со дня кончины" прошла 1-2 декабря в Паломническом центре Московского патриархата.

Конференция приурочена к 60-летию со дня кончины выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, известного своими трудами как в пределах Отечества, так и в Зарубежье, говорится в пресс-релизе форума. С докладами выступили русские и зарубежные исследователи и публицисты.

Перед началом форума была совершена панихида по митрополиту Евлогию в домовом храме святой равноапостольной княгини Ольги при гостинице "Университетская".

Открыл конференцию председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), отметивший, что митр. Евлогий - один из созидателей русского православия в Западной Европе в ХХ веке. Говоря о периоде жизни иерарха, связанном с его деятельностью депутата Государственной думы в дореволюционной России, митрополит Кирилл подчеркнул, что его "присутствие в госдуме проходило в рамках той модели церковно-государственных отношений, которая предполагала
полную зависимость церковной жизни от воли власти". По его словам, сам факт присутствия иерарха в Государственной думе и позиция, которую он занимал, явилась первой за 200-летний период попыткой независимой церковной позиции в области общественной и социально-политической мысли. "Его позиция была, может быть, робкой, но первой попыткой самостоятельного свидетельства Церкви по вопросам церковно-общественным, государственным и даже политическим. Этот настрой породил ту энер
гию, которая позволила митрополиту с нуля построить церковную жизнь, когда в эмиграции ему была вверена громадная паства, оказавшаяся в Западной Европе в гетто", -- считает докладчик.

Разрыв административных связей с Московским патриаршим престолом митрополита Евлогия председатель ОВЦС МП объяснил как вынужденный шаг, совершенный под тяжестью исторических обстоятельств: "Он считал, что сохранение этой административной связи приведет к дроблению его паствы, несогласной с некоторыми действиями заместителя патриаршего местоблюстителя, и в первую очередь не согласной с тем положением, в котором оказалась Русская Православная Церковь на родине". Митрополит Евлогий понимал, что "неканоническая,
хотя и вынужденная ситуация его прихода в отрыве от Матери-Церкви при двусмысленном сосуществовании на одной территории с епархиями Константинопольского патриархата не может продолжаться вечно", отметил далее митрополит Кирилл. Рассматривать отход от канонической нормы без учета исторических обстоятельств чревато "каноническим релятивизмом", считает председатель ОВЦС МП.

Протоиерей Владислав Цыпин (Московская духовная академия) посвятил доклад архипастырской деятельности митрополита Евлогия до революции 1917 года. В 1902 году, после хиротонии во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии, местом служения будущего митрополита стала холмщина. Сложность пастырской работы состояла в том, чтобы содействовать возвращению народа в православие "после векового пребывания в унии". При епископе Евлогии на холмщине были созданы православные братства и сестричества, удалось
часть "уклоняющихся" ввести в лоно Православной Церкви. Ситуация осложнилась с принятием в 1905 году манифеста "Об укреплении начал веротерпимости", который дал возможность новообращенным "легально возвратиться в католичество". Большими стараниями, подчеркнул протоиерей, епископу Евлогию "удалось спасти ситуацию, угрожавшую отпадением в унию православного народа холмщины". Будучи избранным в Государственную думу, являясь членом государственного совета, епископ Евлогий в 1
905 году провел административную реформу по отделению холмщины от Варшавской епархии. "В историю митрополит Евлогий вошел как главный инициатор того, что в польских кругах было названо "четвертый раздел Польши", -- подчеркнул о. Владислав. Епископ Евлогий сумел добиться выделения холмщины из Царства Польского и включения в состав Российское империи. Правда, православное население не составляло большинства, отметил протоиерей. Владислав Цыпин остановился подробно также на последующем периоде архипастырской деятельности
будущего митрополита -- в Волынской епархии, куда он был переведен в 1914 году, в канун начала первой мировой войны.

Подробнее о деятельности митрополита Евлогия как депутата Государственной думы рассказал профессор Санкт-Петербургского университета Сергей Фирсов. Докладчик коснулся не только борьбы епископа за выделение холмщины из состава Царства Польского, но и общественной и политической дискуссии, сопровождавшей эту борьбу. "Евлогий смотрел на холмское дело, исходя из первенства Православной Церкви в России", -- отметил в своем докладе профессор. "Он стремился отстоять паству, и в то же время проигрывал", -- охарактеризовал
докладчик деятельность Евлогия. В 1918 году территория, за которую боролся Евлогий, стала частью Польши, и ситуация "получила обратную окраску".

Игумен Филарет (Булеков) выступил с докладом "Митрополит Евлогий и общественно-религиозная дискуссия в Европе первой половины ХХ века". В 1921 году архиепископ Евлогий (с 1922 года - митрополит) назначен управляющим западноевропейскими приходами Русской Православной Церкви. Говоря о его позиции в эмиграции, игумен Филарет отметил, что она изменилась в сторону либерализации. Объяснения митрополита Евлогия тех или иных своих действий в разные периоды жизни сводились к следующему: "Я боролся на разных позициях,
но -- за Церковь". По мнению докладчика, после катаклизмов Церковь, с одной стороны, была жертвой большевиков, с другой - стояла перед опасностью секуляризации. В этих условиях служение Церкви предполагает и борьбу за Церковь, пояснил игумен. Докладчик изложил также пункты позиции, занятой митрополитом Евлогием: Церковь должна быть аполитична; свободна от какой-либо внешней опеки; необходимо творческое отношение к православному преданию, его актуализация.

Эта позиция нашла отражение в его дальнейшей деятельности. Был создан Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, который был "больше, чем духовная школа; он стал местом встречи православных с инославными". Митрополит Евлогий взял под свое духовное покровительство другое начинание - Русское студенческое христианское движение (РСХД), которое явилось результатом самоорганизации молодежи и было независимо от церковных структур. Проводилась социальная работа - созданы служения милосердия, сестричества. Игумен
Филарет упомянул и "Православное дело", организованное м. Марией (Скобцовой), хотя "отношение к ней было неоднозначным". В заключение докладчик подчеркнул, что позиция митрополита Евлогия нашла впоследствии отражение в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви".

Программой конференции также были предусмотрены доклады: "Экклезиология митрополита Евлогия" (С.А. Ребиндер; Женева); "Митрополит Евлогий и русское самосознание" (Д.М.Шаховской; Париж); "Взаимоотношения митрополита Евлогия с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах в 1921-1936 гг." (А.А.Кострюков; Отдел внешних церковных связей Московского патриархата - Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет); "Взаимоотношения митрополита Евлогия с Константинопольским патриархатом в первой половине 1920-х годов:
к постановке проблемы" (В.В.Бурега; Московская духовная академия); "Церковно-правовые основания существования "Парижской митрополии" в 1921-1946 гг." (иеромонах Савва; Тутунов; Отдел внешних церковных связей Московского патриархата - Московская духовная академия); "Взаимоотношения митрополита Евлогия и Московской патриархии в 1921-1946 гг." (Д.В.Сафонов; Московская духовная академия).
============================================================


кардинал клаудиу хуммес: целибат духовенства - не догма

04.12.06 10:03 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=10420
------------------------------------------------------------
Сан-Паулу, 4 декабря, Благовест-инфо. Бразильский кардинал Клаудио Хуммес, недавно назначенный префектом ватиканской Конгрегации по делам духовенства, считает, что правило об обязательном целибате клириков Католической Церкви может быть пересмотрено.

"Безбрачие - это дисциплина, а не догма Церкви, -- приводит слова прелата агентство AP со ссылкой на бразильскую газету Folha de S. Paulo. -- Несомненно, что большинство апостолов были женаты. В наш век Церковь должна обращать внимание на эти вещи. Она должна продвигаться вперед вместе с историей".

Корреспонденту AP не удалось получить комментарий официальных представителей Святого Престола по поводу этого заявления кардинала Хуммеса. Южноамериканский иерарх выступил с этими словами спустя примерно две недели после заседания в Ватикане глав всех дикастериев Римской курии - Папа Бенедикт XVI созвал их, чтобы обсудить ситуацию вокруг женившегося архиепископа Эммануэля Милинго. Этот прелат из Замбии выступал за женатое священство и даже рукополагал (без разрешения Ватикана) женатых людей, за что был отлучен
от Церкви. Участники встречи высказались за сохранение традиции безбрачного духовенства. Ранее католические иерархи неоднократно выступали против смягчения действующих правил относительно целибата священников.

Вчера, 3 ноября, 72-летний кардинал Хуммес вылетел из Сан-Паулу в Рим, чтобы занять пост префекта Конгрегации по делам духовенства вместо уходящего на покой кардинала Дарио Кастрильона Ойоса.

Известно, что в раннем христианстве не было запрета на женатое священство. Семейными людьми были некоторые апостолы (в Евангелии упоминается тёща ап. Петра) и даже многие Папы Римские, вплоть до жившего в IX веке Адриана II. Однако уже в средние века идея о безбрачии духовенства начала сильно распространяться, и к XII веку целибат стал обязательным правилом во всей Западной Церкви.
============================================================

В избранное