Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 08/11/2006
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 08/11/2006 ============================================================ новые масштабные исследования о роли религии в современном российском обществе представлены московскими социологами 08.11.06 18:00 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=9942 ------------------------------------------------------------ Москва, 8 ноября, Благовест-инфо. Результаты масштабного социологического исследования "Реальная Россия", в частности, по разделу "Религия и общество, были представлены Институтом общественного проектирования на пресс-конференции в РИА Новости 8 ноября. Как отметил руководитель социального отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин, общероссийское исследование под общим названием "Социальная стратификация современного российского общества" является беспрецедентным по масштабу и задачам: по обширной анкете было опрошено 15 тыс. респондентов; к сожалению, регионы исследования не были указаны. Представляя экспертам и журналистам результаты "религиозного" раздела исследования, вице-президент "Медиа-союза" Елена Зелинская отметила, что его результаты в корне меняют сложившиеся представления о происходящем в нашем обществе. "Нельзя и даже преступно скрывать это от общества", -- подчеркнула она, призвав прессу всемерно освещать данную тему. Михаил Тарусин также отметил, что главный итог работы социологов - это разрушение "некоторых мифов" и, в частности, мифа о том, что российское общество в целом "равнодушно к вопросам веры, а устойчивый образ верующего - старуха в платочке". Что же на самом деле показал соцопрос? Отвечая на вопрос "Какую религию вы исповедуете?", назвали себя православными 62%, мусульманами - около 8%, атеистами - 15%, "в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию" -- 14%. Еще 1,2% в соцопросе проходят по графе "другое": к ним социологи причисляют другие христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее. М. Тарусин особо обратил внимание на динамику роста православных: в 1991 г. таковыми называли себя примерно треть населения, тогда как в 2006 г. - уже две трети. Число же мусульман не меняется, отметил он, а вот атеистов стало в два раза меньше. Социолог подчеркнул, что подобная динамика за столь короткий исторический период (20 лет) является беспрецедентной. Кроме того, он считает важным и "удивительным", что "освоение религиозного пространства идет в формах традиционной религиозности". На постоянный вопрос ко всем соцопросам в данной области - каковы критерии "православности"? - специалисты проекта "Реальная Россия" отвечают, разделив группы по степени религиозности. Получается, что из 62% православных -- 8,5 % активных (несколько раз в месяц посещают церковь, регулярно причащаются), 20,8% -- умеренных (в храме - 1 раз в месяц и реже), 21,3% -- пассивных (заходят в храм по большим праздникам). Интересно, что почти 46% из этих 62% при подробном опросе оказываются и вовсе "нейтральными, неверующими", т.е. относящими себя к православию по этнокультурному признаку. Социологам удалось также посчитать, что с конца 80-х гг. число регулярно совершающих исповедь и причастие выросло в 4 раза. Количество воцерковленных увеличивается прямо пропорционально росту числа действующих храмов: в 1989 г. в России было 6 тыс. храмов и 4% воцерковленных от общего числа православных, в 2005 г. на 8,5% воцерковленных приходится уже 12,6 тыс. храмов. Это позволяет социологам прибли зительно спрогнозировать, что в 2015 г. доля воцерковленных достигнет уже 20%, если будет открыто 25 тыс. храмов. Ну а еще через 10 лет, если все будет хорошо, в 35-40 тыс. храмов будут регулярно приходить уже треть всех, называющих себя православными. Опровергая мнение о "старушках", социологи создали портрет современного российского верующего: среднему активному православному сейчас 48,6 лет и на 75% это женщины, тогда как среди активных мусульман больше мужчин (60,5%), а средний возраст примерно такой же- 45,6 лет, что близко к средним значениям по стране. Социологов радует вывод о том, что активные верующие являются и социально активными гражданами, они поддерживают рыночную экономику и основные институты демократии, выступают сторонниками укрепления государства, проявляют социальный оптимизм (мусульмане (37%) более, чем православные (25%)), намерены обеспечить демографический рост, среди человеческих качеств более всего почитают трудолюбие, а в общественной жизни предпочли бы равенство свободе. "Вот электорат для "Единой России"!" -- воскликнул М. Тарусин (институт, в котором он трудится, активно сотрудничает с этой политической партией). Еще один важный аспект исследования касается межнациональных отношений. Оказалось, что больше половины (52%) православных и чуть меньше (46,4%) мусульман чувствуют угрозу межнациональных конфликтов. Однако из всего перечня проблем верующие больше всего озабочены обнищанием населения, ростом преступности, безработицы и коррупции. Обострение межнациональных конфликтов в этом списке стоит на последнем месте (2,8% - православные, 6,5% -- мусульмане), что позволяет автора исследования сделать вывод о том, что тема ксенофобии и национальной нетерпимости "искусственно раздувается в СМИ". Доклад М. Тарусина был дополнен выступлением ответственного редактора газеты "Церковный вестник" Сергея Чапнина, который рассказал о результатах более скромного (2 тыс. респондентов) соцопроса, предпринятого в Интернете в преддверии недавнего фестиваля православных СМИ. Исследование было посвящено отражению ценностей современной России в СМИ. По словам С. Чапнина, этот не вполне репрезентативный опрос все же подтверждает выводы Института общественного проектирования и в части числа православных (здесь получилось 57%, но С. Чапнин приплюсовывает к ним еще 30%, считающих себя "вообще христианами"), и в части некоторых ценностных установок. Один из главных выводов второго исследования: ценности, пропагандируемые в светских СМИ, диаметрально противоположны тем ценностям, которые сами люди считают приоритетными. Еще одно социологическое дополнение прозвучало из уст Андрея Осинникова - он поделился данными соцопроса, проведенного осенью этого года в трех районах Приморья. Несмотря на то, что в этом отдаленном регионе всего 3 православных храма, около 60% респондентов считают себя православными, а треть из них хотя бы раз в год ухитряются по бездорожью добраться в церковь. Большинство опрошенных считают необходимым государственную поддержку православия в регионе, а также введение в школах основ православия. Исследователь посетовал на то, что в Приморье полторы тысячи человек из числа опрошенных причисляют себя к различным религиозным организациям, которые А. Осинников собирательно назвал "сектами": это Свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого дня, кришнаиты и другие. Результаты исследований прокомментировали приглашенные эксперты. Главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда призвал журналистов широко освещать данные социологов, свидетельствующие о том, что религия перемещается с периферии в центр общественной жизни и становится значимым общественным фактором. Для зампреда ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина важно социологическое подтверждение того, что ни 70 лет коммунистической идеологии, ни 15 лет "промывания мозгов" в направлении идеалов общества потребления не смогли искоренить в народе ценности, укорененные в Евангелии. Вместе с руководителем пресс-службы Московского патриархата о. Владимиром Вигилянским о.Всеволод обратил внимание социологов на необходимость совершенствовать и выверять формулировки вопросов, касающихся религиозной сферы, учитывая, что "вера в России всегда была невербальной". Представитель Совета муфтиев России, завотделом московского муфтията Фарид Асадуллин был единственным, кто не выразил восторга по поводу результатов исследования "Реальная Россия". Разделяя главный вывод - о возвращении религии в публичную сферу, о росте ее влияния, он подверг критике "исламскую составляющую" опроса. Так, он процитировал одно из интервью М. Тарусина, где говорится о 10-15% мусульман в России (в представленном опросе их численность определяется в 8%). Кроме того, приверженцев ислама нельзя разделить на активных и пассивных в силу особенностей этого исповедания, что не учитывается в данном соцопросе, авторов которого представитель Совета муфтиев упрекнул в определенных "мировоззренческих приоритетах". Председатель гильдии религиозной журналистики "Медиа-союза" Александр Щипков выступил со своим обобщением: он считает, что "во все времена, во всех регионах" соотношение верующих и неверующих составляло 85 к 15. Главная задача социологов, по его мнению, изучать не столько количество, сколько качество веры. Хотя сам он предлагает идентифицировать православных следующим образом: "Если человек никогда в жизни не причащался и даже не крещен, но верит в Бога и считает себя православным - значит, он православный". Результаты соцопроса "Реальная Россия" пока не опубликованы в интернете, но А. Щипков обещал в скором времени представить их на портале "Религия и СМИ". ============================================================ малайзия: тысячи мусульман протестуют против обращения в христианство их единоверцев 08.11.06 17:40 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9941 ------------------------------------------------------------ Куала-Лумпур, Малайзия, 8 ноября, CNA/Благовест-инфо. Более тысячи рассерженных мусульман собрались перед католической церковью Богоматери Лурдской в малайском городе Силибин в минувшее воскресенье, протестуя против обращения своих единоверцев. Акция протеста началась после того, как по городу через текстовые сообщения SMS распространился слух, что в храме Богоматери Лурдской целая группа мусульман собирается креститься. Чтобы предотвратить насилие, полиция оцепила церковь. Толпа простояла у здания четыре часа, и разошлась только после того, как стало известно, что речь идет о церемонии первого причастия 98 детей из семей христиан индийского происхождения. Законы Малайзии запрещают обращение мусульман в другую религию. По данным агентства AP, тех, кто пытался это сделать, суды приговаривают к тюремному заключению и "программам религиозной реабилитации". Проповедь христианства и других религий среди мусульман также запрещены Около 60% 26-миллионного населения Малайзии - мусульмане, 25% составляют китайские буддисты и 10% - индийцы, которые, в основном исповедуют буддизм или христианство. Государство достигло значительных успехов в создании гармоничного общества со времени подавления этнических беспорядков в 1969 году, и страна часто приводится в пример как модель сосуществования различных культур и религиозных групп. Полиция собирается провести расследование того, кто именно рассылал сообщения на телефоны жителей Силибина. Департамент по делам религий малайской провинции Перак объявил о проведении собственного расследования. ============================================================ филиппины: полиция провела рейд в женском монастыре 08.11.06 16:38 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9940 ------------------------------------------------------------ Манила, 8 ноября, ENI/Благовест-инфо. Объединение женских монашеских общин обвиняет власти Филиппин в "преследованиях людей Церкви". Поводом к этому послужил рейд полиции на женский монастырь на юге страны. "Даже Церковь не защищена от грубой силы властей, -- говорится в заявлении Ассоциации сестер острова Минданао. - Полиция повела себя настолько нагло, что позволила себе посягнуть на святость монастыря и частную жизнь монахинь". Семеро полицейских во главе с полковником Вильфредо Рейесом ворвались в монастырь Созерцательных сестер Доброго Пастыря в городе Бутуан 1 ноября. Блюстители порядка утверждали, что разыскивают в обители лидера нелегальной организации "Национальный демократический фронт" Хорхе Мадлоса, который, по их сведениям, мог там укрываться. По словам местного епископа Хуана де Диоса Пуэблоса, полиция "признала свои ошибки" и "понесет ответственность" за совершенное. 6 ноября монастырь Доброго Пастыря подал жалобу в национальную комиссию по правам человека, обвиняя полицейских в незаконном обыске монахинь. По словам сестры Херальдины Ортуосте, полицейские снесли монастырские ворота, после чего ворвались в кельи насельниц, перевернув там все вверх дном. Не найдя Мадлоса, стражи порядка молча ушли. На следующий день полицейские извинились перед сестрами, преподнеся им в качестве "примирительного подарка" фрукты и консервы. ============================================================ арцибашев и фоменко стали "золотыми витязями" 08.11.06 16:28 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=9937 ------------------------------------------------------------ Москва, 8 ноября, Благовест-инфо. Вручение наград IV Международного театрального форума "Золотой витязь" состоялось 6 ноября на сцене Центрального Академического театра Российской армии в Москве. В номинации "Драма. Большая форма" статуэтка "Золотого витязя" досталась спектаклю "Мертвые души" (Московский академический театр имени Вл. Маяковского). За наградой на сцену поднялся режиссер и исполнитель роли Чичикова - народный артист России Сергей Арцибашев. Он рассказал случай из жизни: "Однажды в детском саду детей спросили, какой самый важный орган у человека. И один мальчик ответил: "Душа". Затем Арцибашев вместе с актером, игравшим кучера Селифана, с ходу исполнил небольшой отрывок из своего спектакля. Это первая постановка обоих томов "Мертвых душ" на сцене. В спектакле играют "народные" и "заслуженные" звезды Маяковки, среди них - Игорь Костолевский (роли Плюшкина и генерал-губернатора) и Светлана Немоляева (сыграла Коробочку и просто приятную даму). Их работа отмечена дипломами за лучшую мужскую и женскую роль. Первый и второй том Гоголя - соответственно первый и второй акт в спектакле Арцибашева. Причем второй акт - исключительно черно-белый. Сценическое решение "Мертвых душ", найденное художником Александром Орловым, представляет собой вертящийся раздвижной цилиндр, внутри белый, снаружи черный, через который могут просовываться головы, хваткие руки чиновников, предметы. Бричка напоминает суфлерскую будку; из нее мы и услышим знакомые каждому школьнику слова: "Русь! Куда несешься ты? Дай ответ". Слова эти волею режиссера произносит не кто иной, как разухабистый Ноздрев (Александр Лазарев). Возникает некоторый перебор с инфернально-мрачной обстановкой в целом, вспышками света и грохотом грома в моменты, когда герой в первом акте заводит с помещиками речь о сути сделки - покупке "мертвых душ". Чичиков в трактовке Арцибашева - заурядная и не лишенная сентиментальности личность. Ему в мечтах грезятся красавица- жена (мечту героя играет Мария Костина) и ватага ребятишек. Единственно чт обы претворить картинку в жизнь, Павел Иваныч Чичиков пускается в махинации. В конце второго акта Чичиков колеблется между покаянием и желанием закончить игру, в которую включился, и уже оказавшись посаженным за свои преступления в клетку, вспоминает о том, что душа бессмертна. Костолевский-князь, успевший побывать Плюшкиным, в финале обращается в зал с публицистически звучащей речью о том, что "гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих". В целом успешной постановке не удалось избежать дидактики в очень многих случаях. Обладателем "Серебряного витязя" стал народный артист России, главный режиссер театра Российской армии Борис Морозов за цикл спектаклей "Гамлет", "Давным-давно", а также "Горе от ума" (спектакль по Грибоедову Морозов поставил в Белгородском государственном академическом драматическом театре им. М.С. Щепкина). "Бронзового витязя" и диплом "За соединение христианской культуры и искусства театра" жюри во главе с народной артисткой СССР Адой Роговцевой присудило спектаклю "Лето Господне" режиссеров Андрея Русинова и Нины Русаковой (Омский государственный драматический театр "Галерка"). Это первая театральная постановка романа Ивана Шмелева. Роман неудобен для сцены - в нем нет драматургии в привычном смысле, зато описываются глубокие духовные переживания семилетнего ребенка, прослеживается развитие его религиозного чувства. Это срез жизни, текущей в согласии с годовым кругом церковного календаря. Ивана играют одновременно два актера - взрослый и маленький. Взрослый Иван смотрит на события прошлого, которые снова проходят перед его внутренним взором, вступает в разговор с людьми его детства. Эффектна одна из начальных сцен: актеры скульптурно замирают - каждый, как был, за своей работой. Речь исполнителей обильно окрашена колоритом провинциальных говоров - чтобы было, что играть в зари совках, когда нет собственно драматургии. Целых три актера играют "братьев меньших" - двух кобыл и собаку. Несмотря на некоторые шероховатости постановке удается достичь цели - показать внутренний свет человека верующего и милующего других, христианскую кончину как благой венец жизни. Возвращаясь к фестивальным наградам, следует сказать, что жюри присудило сразу два диплома "За лучшую режиссуру". Один получил Кама Гинкас за спектакль "Нелепая поэмка" (Московский театр юного зрителя). Он поставил три главы из "Братьев Карамазовых" Ф.М. Достоевского, включая "Легенду о Великом инквизиторе", также отнюдь не предназначенную для подмостков. Сам Гинкас называл свой спектакль "провокацией". Актерская игра массовки здесь в строгом подчинении у мощной режиссуры. Людская толпа - убогие, калеки, нищие - мнимые и настоящие, готовы поклоняться хлебам, прибитым Великим инквизитором к кресту, и внимать телевизору, вознесенному вместо Христа на вершину Крестовой горы (такая есть в Литве, откуда Гинкас родом, и такую, состоящую из больших, малых и совсем маленьких крестов, создал на сцене художник Сергей Бархин). Актеров, играющих "человеков", не так много, но они постоянно перемещаются, и Гинкасу удается до отказа заполнить ими сцену, разделенную высокой кирпичной стеной, за которой персонажи то исчезают, то вновь оттуда приходят. Достигнуто почти кинематографическое освещение сцены. Алеше Карамазову (А. Финягин) отведена скромная роль слушателя излияний брата Ивана (Н. Иванов) о вере и безверии, о тяжком бремени свободы, с которым человечество не знает что делать, да о слезинке ребенка. Но и арестованный Христос, которого мы не увидим и к которому обращены слова глядящего в зрительный зал Инквизитора (Игорь Ясулович), лишь молчаливо внимает, чтобы потом явить любовь и поцеловать того, кто вопросил: "Зачем Ты пришел?". Примерно так ведет себя и Алеша - последователь Христа - по отношению к брату Ивану, мучимому безверием. Внимательно слушает, целует брата и отвечает на его "проклятый вопрос" о слезинке, что ведь и Христос невинно пострадал. Однако сценический Алеша может показаться скорее куклой, с трудом произносящей слова, чем живым, искренне верующим человеком. В итоге в "Нелепой поэмке" есть сильные позиции сомневающегося Ивана или отвер гающего Христа Великого инквизитора, но в тени остается кроткий, любящий характер Алеши Карамазова - единственного положительного героя в спектакле. Второй диплом "за лучшую режиссуру" был вручен Владимиру Красиловскому за постановку "Любовь и карты" по пьесе А.Н. Островского (Московский драматический театр имени К.С. Станиславского). Этот спектакль был прекрасно встречен зрителями: в зале не умолкали аплодисменты и смех над остроумными диалогами колоритных героев. Отмечены дипломом изящная сценография спектакля в стиле модерн, а также работа художника по костюмам. Церемонию закрытия форума "Золотой Витязь" посетил министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов, Он вручил традиционные золотые медали имени Н. Мордвинова "За выдающийся вклад в театральное искусство" актерам театра Российской армии, народным артистам СССР Людмиле Касаткиной и Владимиру Зельдину. Следует отметить, что В. Зельдин попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый пожилой актер, в 91 год продолжающий играть на сцене. Министр Соколов сказал, что в трудностях, выпавших на долю форума, есть скрытый смысл: такие высокие цели, как "собирание камней", рассеянных по всей России и другим славянским странам, просто не даются. В номинации "Драма. Малая форма" жюри решило присудить два первых приза. Один получила "Мастерская Петра Фоменко" за ироничный и сентиментальный спектакль-фантазию "Белые ночи" по Достоевскому о Мечтателе и его первой любви, навеянной петербургскими туманами. Полина Агуреева, сыгравшая главную героиню (кинозрители знают ее по фильму "Эйфория"), была награждена дипломом за лучшую женскую роль. На сцену за наградами поднялись режиссер спектакля Николай Дручек и сам мэтр Петр Фоменко. Он сказал, что очень рад видеть фестиваль, ставящий задачей очистить сцену от пошлости - сегодня, когда звезды, оказывается, делаются на "фабрике". Второй "Золотой Витязь" вручили актрисе Нине Добриковой за ее моноспектакль "На переправе" о деревенской старушке, беседующей с попутчиками по парому, которыми становятся зрители в зале. Жизнь принесла ей много страданий, но не ожесточила. Вместе со зрителями героиня Добриковой вглядывается в новую жизнь, вовлекает в раздумья о вечных ценностях и смысле жизни. Победительница Нина Добрикова растрогалась до слез и хотела даже подарить свою статуэтку президенту форума Николаю Бурляеву, но он с улыбкой уверил: "У меня уже такая есть. Нина, это ваш приз, вы его заслужили". "Серебро" досталось режиссеру МХТ им. А.П. Чехова, заслуженному деятелю искусств Владимиру Петрову за постановку повести В. Распутина "Живи и помни" с талантливыми молодыми актерами Дарьей Мороз и Дмитрием Куличковым в главных ролях. Действие спектакля происходит в конце Великой Отечественной войны. Настена тайно ходит на свидания к мужу-дезертиру в лес, где он прячется. Прозрачный куб на сцене, покрытый инеем, символизирует его отрезанность от мира, от родного села и жены. Эта постановка о гибельной любви, по-распутински достоверная. Лица героев словно смотрят с фотографий 40-х годов. "Бронзу" взял Драматический театр Тихоокеанского флота (Владивосток) за спектакль "Чморик" на острую тему сохранения человеческого достоинства в армии. "Чморик" - о "маленьком" человеке, противостоящем дедовщине, о христианском беззлобии и прощении. Детское жюри, состоявшее из учеников православной гимназии при Андреевском монастыре, оказалось наиболее категоричным. Первое место не было отдано ни одному театру. Для министерства культуры это еще один повод подумать о лучшем финансировании детских спектаклей. "Серебряным Витязем" награжден режиссер Российского государственного театра на Покровке Геннадий Чулков за сказку "Царевна Лягушка", а третьим в номинации "Театр для детей" стала еще одна премьера - спектакль "Ты кто? Я знаю тебя!" по рассказам А. Платонова, поставленный в Кировском государственном театре кукол (режиссер Владимир Злобин). Николай Бурляев сказал, что этот спектакль его поразил своей мудрой простотой, тем, как ясно и доступно детям было рассказано языком Платонова о любви к своей земле и людям, о жизни и смерти. Церемонию закрытия в театре Российской армии украшал оркестр "Баян", игравший музыку Г. Свиридова и патриотические песни. Победителей и дипломантов форума было так много, что награждение шло около 3 часов, пока не были отмечены все участники "Золотого Витязя", служащие общему девизу: "За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека". Ирина Стовбыра, Елена Меркулова ============================================================ в сша избран первый конгрессмен-мусульманин 08.11.06 15:56 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9939 ------------------------------------------------------------ Миннеаполис, 8 ноября, Благовест-инфо. Кандидат от демократов Кейт Эллисон стал первым мусульманином, выбранным в конгресс США, заняв кресло от штата Миннесота в палате представителей, сообщает Reuters. Кейту Эллисону 43 года, по профессии он юрист. Новый представитель от Миннесоты принял ислам в возрасте 19 лет в своем родном Детройте. Как считают аналитики, на выборах его поддержали избиратели-мусульмане, либерально настроенные граждане и противники войны в Ираке - Эллисон выступает за немедленный вывод американских войск из этой страны. В своей предвыборной кампании он старался не эксплуатировать религиозную тему, построив программу на призывах к использованию экологического топлива и созданию государственной системы бесплатной медицинской помощи. Противники Эллисона обвиняли его в связях с Луисом Фарраханом - лидером радикальной организации "Нация ислама", что не помешало кандидату одержать победу на выборах. Эллисон заявил, что сотрудничал с "Нацией ислама" только для организации общественных акций. По словам Эллисона, его мировоззрение сформировали две религии - ислам и католицизм, в котором он вырос и был воспитан. В отличие от христиан-евангеликов и католиков, мусульмане пока не являются влиятельной силой на политической сцене США - последователи ислама составляют менее 3% населения страны. ============================================================ музеи ватикана завершают празднование своего 500-летия 08.11.06 15:28 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9938 ------------------------------------------------------------ Ватикан, 8 ноября, CWN/Благовест-инфо. Открытие специальной выставки знаменитой скульптурной группы "Лаокоон с сыновьями" призвано стать кульминацией торжеств в честь 500-летнего юбилея музеев Ватикана - одного из крупнейших художественных собраний в мире. Главным экспонатом выставки станет сам мраморный Лаокоон, некогда положивший начало ватиканской коллекции произведений искусства. Также будут выставлены произведения искусства, которые предоставили крупнейшие музеи мира - Метрополитен, Лувр, Британский музей и Эрмитаж, экспонаты из частных коллекций, таких как Виндзорский замок и замок Фонтебло. Ватиканские музеем были официально учреждены в 1506 году, когда в саду неподалеку от Колизея появилась античная скульптурная группа, изображающая гибель Лаокоона и его сыновей. По совету Микеланджело этот шедевр приобрел Папа Юлий II для Ватикана. Впоследствии было установлено, что о "Лаокооне" писал еще Плиний Старший; авторство приписывали скульпторам из Родоса. В 1905 году Людвиг Поллак обнаружил утраченную правую руку центральной фигуры (то есть самого Лаокоона), и она была "добавлена" к статуе. Среди экспонатов юбилейной выставки в Ватиканских музеях будут еще две античные статуи на с тем же сюжетом - гибель Лаокоона, а также наброски, сделанные со знаменитой скульптуры Рубенсом и другими художниками, и копия, которую создал Бернини. В рамках празднования 500-летнего юбилея музеев в Ватикане прошел целый ряд специальных выставок - были заново открыты Музей христианства и Покои Борджиа, туристы также впервые получили доступ к древнеримскому некрополю, обнаруженному на территории Ватикана несколько лет назад во время строительства парковки. ============================================================ иракский епископ критикует план американских прелатов по спасению христиан ирака 08.11.06 14:59 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9936 ------------------------------------------------------------ Кёнигштайн, 8 ноября CNA/Благовест-инфо. Архиепископ северного иракского города Киркук Луис Сако высказался против инициатив американских епископов по защите иракских христиан. Иерарх назвал "неосуществимым" предложение своих американских коллег предоставить дополнительную защиту христианам, которые бегут из городов, опасаясь этнических чисток. На минувшей неделе католическая епископская конференция США направила госсекретарю Кондолизе Райс письмо с требованием защитить христианское и другие религиозные меньшинства Ирака. Главным предложением прелатов было создание в Ниневийской долине зоны безопасности, где беженцы-христиане находились бы под усиленной защитой. В интервью пресс-службе фонда "Помощь Церкви в беде" архиепископ Сако сказал, что это невозможно. ПО его мнению, это привело бы к еще большим трудностям для христиан, а не помогло бы им. Иерарх убежден, что выполнение предложений епископов США привело бы разобщению христианской общины и ухудшило бы отношение иракцев-мусульман к христианам. Ситуация осложнилась бы еще больше ввиду того, что в Ираке все нарастают антиамериканские настроения. "Мы не имеем ничего общего с силами коалиции и с Западом. Мы христиане, номы такие же граждане, как и все остальные". Архиепископ убежден, что вмешательство Запада может только разрушить многовековые традиции взаимодействия христиан и мусульман Ирака. По словам архиепископа Сако, исход христиан из юго-восточного порта Басра носит массовый характер. В городе осталось менее двухсот христианских семей, а остальные покинули пределы Ирака. Из-за этого местный епископ Джабраил Кассаб был вынужден покинуть епархию - он отправился окормлять семьи б еженцев, поселившихся в австралийском Сиднее. Епископская кафедра Басры скорее всего останется незанятой - на сегодня в городе остался только один священник. "Это почти тот случай, когда можно сказать, что у христианства во многих частях страны, включая Багдад, Мосул и Басру, нет будущего". Ситуация в собственной епархии архиепископа Сако - Киркуке - "тихая и спокойная", -- заявил иерарх. ============================================================ власти турции выделили 1 млн. долларов на восстановление кипрского монастыря апостола андрея 08.11.06 14:29 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9935 ------------------------------------------------------------ Никосия, 8 ноября. Власти Турции выделяют 1 млн. долларов США для восстановления территории и служебных построек знаменитого монастыря апостола Андрея на севере Кипра. Об этом, как сообщает греко-кипрская печать, заявил представитель посла Турции в самопровозглашенной Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК) Мехмет Илхан, передает Седмица.Ru со ссылкой на ИТАР-ТАСС. Монастырь апостола Андрея находится на оконечности длинного и безлюдного полуострова Карпасия - северо-восточной границе Кипра. Он относится к началу первого тысячелетия и весьма почитаем православными верующими во всем мире. По преданию, монастырь возник на том самом месте, где на кипрский берег сошел св. апостол Андрей, чтобы напоить измученную жаждой команду корабля. Именно после его молитв на некогда безжизненной оконечности острова неожиданно возник источник, который и не иссякает до сих пор. Просторный монастырский двор с фонтаном объединяет в единый комплекс здания Синода, трапезной, приюта для паломников. По словам Илхана, эти постройки сейчас находятся в полуразрушенном состоянии и нуждаются в восстановлении. Он отметил, что после реставрационных работ на месте приюта будет создана гостиница на 120 человек. В целом, данный проект должен способствовать развитию религиозного туризма в ТРСК, добавил Илхан. Кипр разделен по национальному признаку с 1974 года, когда Турция вторглась на север острова после кратковременного переворота в южной части, поддержанного греческой военной хунтой. В результате вторжения 37% территории на севере Кипра было оккупировано турецкими войсками, 30 тыс. из которых остаются здесь до сих пор. В 1983 году турки-киприоты провозгласили создание ТРСК. ============================================================ в москве будет построен армянский кафедральный собор 08.11.06 14:21 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9934 ------------------------------------------------------------ Москва, 8 ноября. Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви до конца года начнет разработку документации на строительство многофункционального комплекса, сообщает Day.Az со ссылкой на РИА Новости. "Комплекс будет построен на Трифоновской улице в Центральном административном округе столицы. Он будет включать кафедральный храм, часовню, просветительский центра с библиотекой, конференц-зал, музей, резиденцию, трапезную и гостевую зоны", - сообщил собеседник агентства.По его словам, общая площадь комплекса превысит 25 тысяч квадратных метров. Предусмотрена подземная автостоянка на 160 машиномест.Проектирование и строительство инженерных сетей и сооружений армянская религиозная организация будет вести за счет собственных и привлеченных средств. Постановление столичного правительства о строительстве храма и резиденции Патриаршего экзарха - главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви для религиозного объединения "Сурб-Хач" было принято еще в 1999 году, напомнили в администрации города. ============================================================ в храме христа спасителя прошла презентация XII тома "православной энциклопедии" 08.11.06 13:32 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9933 ------------------------------------------------------------ Москва, 8 ноября. Презентация XII тома "Православной Энциклопедии", которая издается церковно-научным центром Русской Православной Церкви, состоялась во вторник вечером в московском храме Христа Спасителя, сообщает "Интерфакс". "Этот том был одним из самых сложных для творческого коллектива церковно-научного центра", - сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на заседании общественного, наблюдательного и попечительского советов по изданию "Православной Энциклопедии", предварявшем презентацию. В том среди прочих вошли статьи о Госдуме, Греции, Григории Богослове, а также целый блок статей о взаимоотношениях Церкви и государства. Как рассказал Патриарх, в настоящее время ведется работа над XIII томом энциклопедии, который планируется завершить к концу текущего года. Он будет, в частности, посвящен истории христианства в Грузии: этот раздел готовился в тесном сотрудничестве с патриархом Грузинской Православной Церкви Илией II. Алексий II также сообщил, что со следующего года в свободном доступе в интернете будут опубликованы первые тома энциклопедии. В ходе заседания глава Общественного совета по изданию этой книги, спикер Госдумы Борис Грызлов отметил, что "Православная Энциклопедия" вносит важную лепту в укрепление духовности в России. Он сообщил, что в текущем году государство планирует выделить дополнительно 7,8 млн. рублей для закупки одной тысячи комплектов "Православной Энциклопедии" для библиотек высших учебных заведений. В текущем году при участии центра "Православная Энциклопедия" на телеканалы России вышли документальные телевизионные фильмы "Паломничество в Вечный Город", "Сталин и Третий Рим" и картина "Ангел Русской Церкви против отца всех народов", посвященный служению Патриарха Сергия (Страгородского). В следующем году центр планирует выпуск двух крупных кинопроектов - 12-серийного документального фильма "Планета православия" и художественного фильма, посвященного трагическим моментам в истории Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны. В свою очередь глава центра "Православная Энциклопедия" Сергей Кравец сообщил, что к выпуску готовится банк данных по истории Русской Православной Церкви в годы советской власти. Его основу составят данные, сбор которых ведется уже четыре года в Госархиве РФ. Работу по изданию всех 30 томов энциклопедии, включающих более 70 тыс. статей, планируется завершить к 2015 году. Тираж составляет 40 тыс. экземпляров. Ежегодно издается по три тома энциклопедии. "Православная Энциклопедия" представляет собой систематический свод знаний по всем отраслям церковной жизни, а также основным вопросам государства, права, политики и культуры. ============================================================ германия: зажигательный протест 08.11.06 13:13 | "Росбалт" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=9932 ------------------------------------------------------------ ============================================================ в америке появился музей русских икон 08.11.06 13:03 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9931 ------------------------------------------------------------ Клинтон, штат Массачусетс, 8 ноября. Первый в Северной Америке музей русских икон появился в городе Клинтон неподалеку от Бостона. Как рассказала заведующая отделом древнерусской живописи Третьяковской галереи Надежда Бекенева, присутствовавшая на открытии американской экспозиции, в ней есть "несколько икон, которые могли бы украсить коллекцию любого музея", включая и саму Третьяковку, сообщает "Седмица". Родился музей в Клинтоне благодаря местному предпринимателю Гордону Ланктону, председателю правления компании "Найпро" по производству пресс-форм для термопластавтоматов. Со времени первой своей поездки по Волге в 1989 г он проникся большой симпатией к России, интересом к ее истории и культуре. По его признанию, сыграла свою роль и благодарность россиянам за их вклад в победу над фашизмом во Второй мировой войне. Одним из первых среди американских бизнесменов он развернул в Москве промышленное производство, сохранял его на протяжении тяжелейших лет постсоветского экономического спада и, естественно, регулярно ездил в Россию. Во время этих поездок его - по собственному признанию, не слишком набожного протестанта - и привлекли к себе иконы. Как он вспоминает, первый образ он приобрел на рынке за 20 долларов в качестве экзотического сувенира. Однако по мере знакомства с древним искусством оно стало все больше открываться ему, как окно в духовный мир не только древней Руси, но и сегодняшней России, а заодно - и как уникальное по форме зримое "дополнение" к Священному Писанию. Теперь он готов с удовольствием излагать библейские или святоотеческие сюжеты едва ли не к каждой из своих икон. Их в его коллекции уже около 260, так что даже в новом музее для начала выставлена лишь половина. Стоимость собрания Ланктон называть отказывается - как он говорит, "чтобы жена не убила". Известно, однако, что только здание для своего музея он купил за 455 тыс. долларов. Прежде там размещались библиотека и почта, теперь же дом полностью перестроен изнутри и снаружи и превращен в чудо современного музейного дизайна. Достаточно сказать, что образцом для него послужил музей Гуггенхайма в Нью-Йорке с его знаменитой внутренней винтовой лестницей. К тому же детище Ланктона полностью компьютеризовано, соответствует всем экологическим канонам и даже оснащено автономной системой энергоснабжения от солнечных батарей. Эту его особенность также предполагается акцентировать во время планируемых школьных экскурсий. Что касается самих икон, Н.Бекенева выделила среди них, в первую очередь, "Обитель Зосимы и Савватия Соловецких", привлекающую и своим большим размером, и необычной манерой исполнения. Кроме того, ей понравились "Страшный Суд" работы ХVIII в, целый ряд Богородичных икон, "уголочек, посвященный Николе", включая образы Николы Можайского. В целом там "достаточно много интересных икон", - сказала Н.Бекенева. А кроме них есть еще и деревянные резные скульптуры преподобного Нила Столбенского. Коллекция необычна и тем, что бок о бок с древними образами (самая старая икона датируется концом ХV в.) выставлены произведения современных изографов. Разумеется, при описании подобной коллекции невозможно обойти стороной вопрос о происхождении икон. Помимо того, что Ланктон вывез непосредственно из России, он приобретал образы и на крупных международных аукционах. В частности, соловецкая икона была куплена им в Швейцарии. Главное же, по убеждению Н.Бекеневой, - в том, что "иконы не погибли и не пропали". Они бережно и любовно, "с почтением к ним", сохранены и выставлены в новом музее. То, что 75-летний американский бизнесмен вложил в это дело немалые средства и частицу своей души, - "это действительно с его стороны своего рода подвиг", - сказала российский специалист. Клинтон прежде не был известен, как очаг культуры, и перед открытием музея Ланктон говорил, что ему будет хорошо с его сокровищами, даже если к ним вообще никто не станет заглядывать. Но на открытие собралось более 300 человек, и с тех пор в музее ежедневно бывает по 30-50 посетителей. Американцев, которые пока еще только открывают для себя светлый мир русских икон. ============================================================ в шиитском районе багдада совершен теракт, 17 погибших 08.11.06 12:50 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9930 ------------------------------------------------------------ Багдад, 8 ноября. Террорист-смертник вошел в кафе шиитского района Багдада и взорвал себя во вторник вечером. В результате теракта погибли 17 человек, 20 ранены, сообщили в городской полиции. Взрыв прогремел в столичном районе Греят. Между тем, в соседнем суннитском районе Адхамия от взрывов минометных снарядов погибли пять и были ранены 26 человек, сообщает "Газета. Ру". ============================================================ школьники испытали олимпиадские муки Юных россиян впервые протестировали на веру 08.11.06 12:28 | "Московский комсомолец" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=9929 ------------------------------------------------------------ ============================================================ в храме христа спасителя почтили память петра столыпина 08.11.06 12:19 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9928 ------------------------------------------------------------ Москва, 8 ноября. Панихида по известному российскому государственному деятелю Петру Столыпину прошла в среду в московском храме Христа Спасителя, сообщает "Интерфакс-религия". В панихиде приняли участие несколько десятков человек, среди них - замминистра культуры и массовых коммуникаций РФ Павел Пожигайло, глава фонда "Андреевский флаг" Александр Мельник и другие. "Думаю, что будет момент, когда о нем (П.Столыпине) вспомнят, воздадут ему по заслугам, отметят его труды на благо России", -- сказал, обращаясь к собравшимся, ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев. Он отметил, что П.Столыпин был патриотом Отечества и христианином. "Сегодня мы возвращаемся к тем традициям, которые были прерваны на какое-то время", - сказал о. Михаил. Он призвал всякий раз, вспоминая о таких людях, как П.Столыпин, говорить об их заслугах и следовать их примеру. "Чтобы мы в своей жизни руководствовались тем, что руководило этими людьми в течение всей жизни - а это польза Отечеству, слава Церкви, попечение о своей душе и своих соотечественниках", - сказал священник. П.Столыпин возглавлял правительство России в 1906-1911 годах. Был смертельно ранен эсером Мордехаем Богровым в сентябре 1911 года в Киеве во время мемориальных торжеств в память об императоре Александре II. Погребен в Киево-Печерской лавре. ============================================================ иерусалим меняет ориентацию Иудеев и мусульман объединила борьба с геями 08.11.06 11:42 | "Время новостей" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=9927 ------------------------------------------------------------ ============================================================ в таллинне построят синагогу 08.11.06 11:16 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9926 ------------------------------------------------------------ Таллинн, 8 ноября, Благовест-инфо. Совсем скоро у еврейской общины Эстонии будет синагога. К строительству приступили два года назад. Строят ее, как говорится, всем миром. И не только еврейским. По сообщению газеты Рostimees, здание, возведенное рядом с еврейской гимназией и Еврейским центром на улице Кару, в целом уже готово. Внешне оно напоминает оранжерею. И только щит с данными объекта сообщает, что строится синагога. Кстати, срок окончания строительства там указан - осень 2006 года. Судя по состоянию объекта, маловероятно, что успеют. "История иудаизма в Эстонии насчитывает более 150 лет", - рассказал председатель религиозной еврейской общины Борис Окс. По его словам, до войны в Эстонии было много еврейских общин, а также две крупные синагоги в Тарту и в Таллинне. Таллиннская, рассчитанная на тысячу человек, располагалась на месте нынешней гостиницы Radisson. Одно из самых приметных зданий города было разрушено в 1944 году во время бомбардировки. Тартуская тоже была разрушена. "Эстония сегодня единственная страна в Европе, не имеющая своей синагоги", - подчеркнул Борис Окс. "Проблема даже шире, - продолжает Борис Окс. - Дело в том, что еврейская жизнь предполагает наличие и других вещей, которых тоже нет. Например, в Эстонии практически невозможно купить кошерные продукты, необходимые каждому религиозному еврею. Поэтому их возят из Финляндии, Латвии или из Израиля, как наш раввин для своей большой семьи". Нет и миквы - ритуального бассейна, необходимого еврейским женщинам. Жена раввина ездит в Хельсинки или в Ригу ради того, чтобы погрузиться в такой бассейн. Все это предусмотрено в строящемся здании - и кухня для приготовления кошерных продуктов, и миква, и музей эстонского еврейства... Разумеется, и помещение для религиозных церемоний, где смогут разместиться 170 мужчин и - отдельно - 70 женщин. "Раввин здесь наконец-то сможет смотреть в сторону Иерусалима, а не как сейчас - в сторону Москвы", - заметил Борис Окс. "Словом, будущая синагога станет центром всей здешней еврейской жизни", - подчеркнул председатель. По словам Бориса Окса, идея пострить синагогу начала осуществляться в 2004 году, когда с ней познакомили местных крупных бизнесменов-евреев, а также были разосланы письма по всему миру. Через год начали строить. "Отрадно, что государство нас поддерживает, а не только позволяет ставить памятники эсэсовцам", - заметил он. По его словам, средства дал не только Ансип, но и другие известные политики. Сависаар, к примеру. Председатель религиозной общины надеется, что руководители государства придут на открытие синагоги. ============================================================ гад оказался пророком Иконостас храма Ильи Пророка удивляет ученых 08.11.06 11:02 | "Российская газета - Верхняя Волга" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=9925 ------------------------------------------------------------ ============================================================ иерусалим в ожидании беспорядков Религиозные организации против проведения гей-парада 08.11.06 10:41 | "Независимая газета" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=9924 ------------------------------------------------------------ ============================================================ спорные вопросы о роли церкви в крымской войне обсудили эксперты 08.11.06 10:25 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9923 ------------------------------------------------------------ Москва, 8 ноября. Крымская война была для России войной в защиту православных святынь Палестины, считают в Московском патриархате, представители Католической Церкви призывают не искать в истории кампании религиозную составляющую. "В основе Крымской войны было посягательство западных католических держав на ключи от Вифлеемского храма, на святые места. Это ущемляло интересы православного Иерусалимского патриархата, за которые и вступилась православная Россия", - сказал РИА Новости зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк. Он принимает участие в конференции "Крымская (восточная) война в культурной памяти народов России и мира", которая открылась во вторник в московском президент-отеле по инициативе Центра национальной славы России (ЦНСР). По словам епископа, в советское время "эта позиция была задавлена пропагандой". "Россия, вследствие идеологических причин, в течение всего советского времени использовала следующий принцип: чем хуже для царской России, тем лучше. Эта позиция стала господствующей", - считает представитель Московского патриархата. Со своей стороны, генсек конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский в беседе с журналистами высказал мнение, что "не стоит с религиозной точки зрения комментировать Крымскую войну". По его словам, попытки представить эту кампанию как посягательство католических держав на православные святыни Палестины и защиту этих святых мест Россией - "не что иное, как идеология, а не история". "Межгосударственные и межнациональные проблемы - это не то же самое, что проблемы межконфессиональные", - добавил священнослужитель. Он выразил сожаление, что политики часто используют религиозные идеи в своих корыстных целях. "Возможно, это использовалось и во время Крымской войны", - сказал Ковалевский. Вице-президент Центра национальной славы России, историк-востоковед Михаил Якушев, выступая на конференции, назвал крымскую кампанию "войной за святые места Палестины". "Если смотреть на цели, ради которых Россия вступила в войну - сохранение и утверждение статуса-кво святых мест в Палестине, то Россия Крымскую войну выиграла, достигнув этих целей", - сказал Якушев. Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук, профессор Виталий Шеремет отметил, что в результате крымской кампании "во всей полноте зазвучала симфония православной церкви и Российского государства". "История Восточного вопроса к 1856 году насчитывала почти 100-летие. Россия шла долгим и трудным путем к одному из главных элементов - Восточного вопроса - договорному, международно-признанному праву защиты православных. Она добилась своего, несмотря на военные трудности, в 1856 году по Парижскому мирному договору, который уже в силу этого заслуживает чести и славы в памяти потомков", - заключил Шеремет. ============================================================ в конце ноября в таллинне начнется строительство православного храма 08.11.06 10:09 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9922 ------------------------------------------------------------ Таллинн, 8 ноября, Благовест-инфо. По словам членов целевого учреждения по строительству православного храма в Таллинне (район Ласнамяэ), уже в конце ноября участок будет огорожен и начнется сооружение цокольного этажа. Неоднократные просьбы жителей Ласнамяэ построить православный храм в этом крупнейшем районе Таллинна нашли в конце концов отклик у группы предпринимателей, которые обратились к митрополиту Таллиннскому и всея Эстонии Корнилию (Якобсу) с предложением построить церковь. Это было в июне 2002 года. Через несколько месяцев Таллиннская горуправа выделила участок земли для будущего строительства - на пустыре возле Нарвского шоссе, неподалеку от школы Катлери. Как сообщает эстонская газета Postimees, закладной камень освятил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это произошло 30 сентября 2003 года. В январе этого года на конференции, посвященной перспективам Ласнамяэ, Владимир Исаков, председатель правления Tallinna Ehituse AS и член целевого учреждения по строительству церкви, объявил: "Строительство начнется весной". Однако не началось. "С большой вероятностью можно утверждать, что строительство начнется в мае", - уточнил Исаков, когда, не обнаружив никаких признаков строительства в марте, мы поспешили к нему за разъяснениями. Мы так и назвали статью - "Церковь в Ласнамяэ начнут строить в мае". Однако май миновал, а строить не начали. Вместо этого был созван "круглый стол" с участием всех заинтересованных сторон, после которого общественности сообщили, что строительство, очевидно, начнется осенью. После того, как будет выполнен ряд необходимых формальностей. Что касается финансирования строительства храма, то с самого начала было оговорено, что возводиться церковь будет на народные пожертвования. В мае глава целевого учреждения Анатолий Монченко огласил ситуацию с деньгами: "Прихожанами собрано 447 000 крон, учредителями целевого учреждения (группой предпринимателей) - 620 000. Фонд Kuul-tuurkapital дал на проведение архитектурного конкурса 80 000". На счете же на тот момент было всего 70 000 крон. Тогда как только на первый этап строительства - сооружение цокольного этажа - требуется 5-7 миллионов. Всего же храмовый комплекс, по примерным оценкам, может обойтись в 77 миллионов крон. ============================================================ |
В избранное | ||