Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мысли о прочитанном

  Все выпуски  

Возвращение к корням: насколько глубоко будем копать?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мысли о прочитанном

Возвращение к корням: насколько глубоко будем копать?

«…искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов»
(1 Петра, 1 гл.)
Часто слышишь: «нам нужно возвращаться к корням, к ценностям наших предков». Обычно имеется в виду, что мы должны больше уважать родную культуру и народные традиции, более регулярно ходить в церковь, внимательнее относиться к своей истории. Это все очень хорошие вещи — знание своей истории и обычаев, серьезное отношение к своей религии еще никому не повредили. Конечно, нередко люди говорят о возвращении к корням не в таком общем и положительном смысле, а в очень узком и негативном. Для них этими корнями является та религиозная традиция (о которой они зачастую ничего толком не знают), в которой выросли их предки (о которых они часто знают очень мало), и их возвращение к корням — это, в первую очередь, отмежевание от всего «ненашего». Неважно, что я ни разу не слышал от моих родителей или прародителей об их вере, неважно, что они никогда не учили меня читать Библию и молиться. Все равно я отношу себя к этому загадочному «нашему» наследию, с высокомерным невежеством отвергая все «ненаше». Я встречал поразительные примеры такого отношения среди русскоязычных иммигрантов в Канаде.
— Вы нашли себе здесь церковь?
— Нет.
— Приходите в нашу.
— Что вы, я не признаю этих западных легкомысленных собраний! Я же православная.
Вот, человек вспомнил о своих корнях. Но не заблуждайтесь, она не пойдет искать ближайший православный храм. Несмотря на то, что здесь есть и русские православные церкви, и украинские, и греко-католики, и римо-католики — в общем, выбор корней обильный, — такие люди вспоминают о своем наследии только для того, чтобы отказаться от «ненашего» христианства, «ненашего» Рождества или «ненашей» Пасхи. По сути, они отвергают любое христианство — «своего» они не знают, а о «чужом» отказываются слушать.

Я не хочу продолжать говорить о неискренних людях, которые используют «корни» как прикрытие от всякого религиозного просвещения. Мы с вами, я надеюсь, относимся к своим истокам серьезно. К. С. Льюис прекрасно подметил, что все, что истинно, должно быть старо. «Новая истина» — это, на самом деле, или новая ложь, или старая истина, по ошибке принятая за что-то новое. Поэтому очень важно по-настоящему искать корни, истоки нашей веры. Нужно изучать, во что верили люди сто лет назад, двести, пятьсот, две тысячи, четыре тысячи, и во что людям было велено верить с самого начала творения. Чтобы по-настоящему вернуться к нашим корням, недостаточно просто объявить себя православными, католиками или баптистами. Недостаточно узнать, кем была моя прабабушка. Нужно копать глубже — до тех корней, которые достаточно стары, чтобы быть истинными. В последние десятилетия набирают популярность элементы славянских языческих культов — вот, мол, наши древнейшие, дохристианские корни. Нет, это не те корни. Язычество, на самом деле, слишком молодо, чтобы претендовать на роль нашего «истока». Посмотрите на историю первых людей, записанную в первых главах Бытия: первая религия — поклонение Небесному Богу. Чтобы ни у кого не возникло сомнений по поводу того, кому поклонялись и в кого верили первые люди, в истории творения в 1-й главе упоминаются только безымянные светила — «светило большое» и «светило малое», но не Солнце и Луна! Для читателей книги Бытия это должно подчеркивать утилитарное, а не религиозное, предназначение светил. Но даже если не заглядывать в библейский текст, во многих языческих мифах проглядывает полустертое воспоминание о Небесном Боге, с Которым когда-то люди имели связь.

Человеческая история идет не по прямой линии, а петляет, сбивается с пути, возвращается к знакомым ориентирам и снова пытается идти вперед. Когда в языческом халдейском городе Уре человеку по имени Аврам явился Небесный Бог и повел его в Обетованную землю, отошел ли Аврам от своих корней, или, наоборот, вернулся к настоящим корням? Когда в Палестине первого века, с ее закостеневшим фарисейским законом, появился Иисус и стал проповедовать нечто противоречащее устоявшейся традиции, отошел ли Он от «веры предков», или возвратил людей к их истинному истоку? Когда в темные времена средневекового католицизма появились Реформаторы, отошли ли они от истоков или вернулись к ним?

Желание вернуться к вере предков, к корням — это не просто «мода на религию», наступившая после падения СССР. Это глубокая потребность нашего сердца, стремление найти утраченную нашими предками связь с Небесным Богом, и в то же время связь со всеми прошлыми поколениями, искавшими и нашедшими Его. Но для того, чтобы вернуться к этому настоящему наследию, многим из нас придется «перепрыгнуть» через годы заблуждений и тьмы, в которых жили наши непосредственные предки. Большинство русскоязычных людей, живущих сейчас на планете, никогда не слышали от своих мам, пап, бабушек и дедушек о Боге. Их никогда не учили молиться, им не читали Библию. Нам нужно, как Авраму, как первым христианам и Реформаторам, услышать голос Бога и вернуться к своим истокам: «…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа».


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное