Возвращение к корням: насколько глубоко будем копать?
«…искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов»
(1 Петра, 1 гл.)
Часто
слышишь: «нам нужно возвращаться к корням, к ценностям наших
предков». Обычно имеется в виду, что мы должны больше уважать
родную культуру и народные традиции, более регулярно ходить
в церковь, внимательнее относиться к своей истории. Это все
очень хорошие вещи — знание своей истории и обычаев,
серьезное отношение к своей религии еще никому не повредили.
Конечно, нередко люди говорят о возвращении к корням
не в таком общем и положительном смысле,
а в очень узком и негативном. Для них этими корнями
является та религиозная традиция (о которой они зачастую
ничего толком не знают), в которой выросли их предки
(о которых они часто знают очень мало), и их возвращение
к корням — это, в первую очередь, отмежевание
от всего «ненашего». Неважно, что я ни разу
не слышал от моих родителей или прародителей
об их вере, неважно, что они никогда не учили меня
читать Библию и молиться. Все равно я отношу себя
к этому загадочному «нашему» наследию, с высокомерным
невежеством отвергая все «ненаше». Я встречал поразительные
примеры такого отношения среди русскоязычных иммигрантов в Канаде. — Вы нашли себе здесь церковь? — Нет. — Приходите в нашу. — Что вы, я не признаю этих западных легкомысленных собраний! Я же православная. Вот,
человек вспомнил о своих корнях. Но не заблуждайтесь,
она не пойдет искать ближайший православный храм. Несмотря
на то, что здесь есть и русские православные церкви,
и украинские, и греко-католики, и римо-католики —
в общем, выбор корней обильный, — такие люди вспоминают
о своем наследии только для того, чтобы отказаться
от «ненашего» христианства, «ненашего» Рождества или «ненашей»
Пасхи. По сути, они отвергают любое христианство — «своего»
они не знают, а о «чужом» отказываются слушать.
Я не хочу
продолжать говорить о неискренних людях, которые используют
«корни» как прикрытие от всякого религиозного просвещения.
Мы с вами, я надеюсь, относимся к своим истокам
серьезно. К. С. Льюис прекрасно подметил, что все, что
истинно, должно быть старо. «Новая истина» — это, на самом
деле, или новая ложь, или старая истина, по ошибке принятая
за что-то новое. Поэтому очень важно по-настоящему искать корни,
истоки нашей веры. Нужно изучать, во что верили люди сто лет
назад, двести, пятьсот, две тысячи, четыре тысячи, и во что
людям было велено верить с самого начала творения. Чтобы
по-настоящему вернуться к нашим корням, недостаточно просто
объявить себя православными, католиками или баптистами. Недостаточно
узнать, кем была моя прабабушка. Нужно копать глубже — до тех
корней, которые достаточно стары, чтобы быть истинными.
В последние десятилетия набирают популярность элементы славянских
языческих культов — вот, мол, наши древнейшие, дохристианские
корни. Нет, это не те корни. Язычество, на самом деле,
слишком молодо, чтобы претендовать на роль нашего «истока».
Посмотрите на историю первых людей, записанную в первых
главах Бытия: первая религия — поклонение Небесному Богу. Чтобы
ни у кого не возникло сомнений по поводу того, кому
поклонялись и в кого верили первые люди, в истории
творения в 1-й главе упоминаются только безымянные светила —
«светило большое» и «светило малое», но не Солнце
и Луна! Для читателей книги Бытия это должно подчеркивать
утилитарное, а не религиозное, предназначение светил.
Но даже если не заглядывать в библейский текст,
во многих языческих мифах проглядывает полустертое воспоминание
о Небесном Боге, с Которым когда-то люди имели связь.
Человеческая
история идет не по прямой линии, а петляет, сбивается
с пути, возвращается к знакомым ориентирам и снова
пытается идти вперед. Когда в языческом халдейском городе Уре
человеку по имени Аврам явился Небесный Бог и повел его
в Обетованную землю, отошел ли Аврам от своих корней,
или, наоборот, вернулся к настоящим корням? Когда в Палестине
первого века, с ее закостеневшим фарисейским законом,
появился Иисус и стал проповедовать нечто противоречащее
устоявшейся традиции, отошел ли Он от «веры предков»,
или возвратил людей к их истинному истоку? Когда
в темные времена средневекового католицизма появились Реформаторы,
отошли ли они от истоков или вернулись к ним?
Желание
вернуться к вере предков, к корням — это не просто
«мода на религию», наступившая после падения СССР. Это глубокая
потребность нашего сердца, стремление найти утраченную нашими предками
связь с Небесным Богом, и в то же время связь
со всеми прошлыми поколениями, искавшими и нашедшими Его.
Но для того, чтобы вернуться к этому настоящему наследию,
многим из нас придется «перепрыгнуть» через годы заблуждений
и тьмы, в которых жили наши непосредственные предки.
Большинство русскоязычных людей, живущих сейчас на планете,
никогда не слышали от своих мам, пап, бабушек и дедушек
о Боге. Их никогда не учили молиться,
им не читали Библию. Нам нужно, как Авраму, как первым
христианам и Реформаторам, услышать голос Бога и вернуться
к своим истокам: «…зная, что не тленным серебром или золотом
искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
но драгоценною Кровию Христа».