«…Иисуса
Христа, Которого не видев, любите, и Которого доселе
не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью
неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения
душ.»
(1 Петра, 1 гл.)
Трудно ли достичь
спасения души? Возможно ли это вообще? Ответ может быть разным,
смотря у кого вы спросите. Кто-то делает такой акцент
на смирении и скромности, что не решается верить
в обещанное, ограничиваясь одной только слабой надеждой. Такие
люди скажут вам, что вообще недопустимо считать себя спасенным —
это или наглость, или самообман. Кто-то, наоборот, настолько уверено
заявляет о своем собственном спасении, независимо от того,
какова его жизнь и поступки, что невольно засомневаешься
в его контакте с реальностью. Когда такой человек велит вам
не сомневаться в том, что вы спасены, вам трудно
избавиться от ощущения, что такая вера — всего лишь
аутотренинг.
Говоря о спасении души, Апостол Петр
не упоминает ни о чувстве уверенности,
ни о скромности или смирении. Мы знаем
из евангельского текста, что он сам прошел через этапы
чрезмерной самоуверенности («С Тобою я готов
и в темницу и на смерть идти!»), через падение,
через крайнее отчаяние, раскаяние и прощение.
Когда Петр
понял, что он, вопреки своим лучшим намерениям, трижды отрекся
от Иисуса, он, вероятно, чувствовал себя не лучше предателя
Иуды. Все его правильное мировоззрение, все понимание истины, все слова
Учителя, которые он слушал и запоминал в течение трех
лет, не удержали его от трусливого предательства. Вам знакомо
это ужасное чувство опустошенности, когда вдруг ясно видишь, что все
твое понимание духовных истин, все добрые намерения не спасли тебя
от падения, и ты повел себя так, как последний
безбожник, и нет никакой гарантии, что в следующий раз
в подобной ситуации ты поступишь лучше.
И во всей
этой безнадежности, в бессилии что-то изменить, ты вдруг
вспоминаешь крест, на котором был распят Господь. «Это
Я сделал, чтобы спасти тебя. Я любил и люблю
тебя», — слышишь ты. Мы с вами никогда не видели
Его, мы не знаем многих деталей, но если вы слышали
этот добрый, нежный и в то же время такой сильный
и властный голос Воскресшего, вы понимаете, о чем
я говорю. Апостол Петр называет эту радость Его присутствия
«неизреченной», т.е. невыразимой, и я не буду пытаться
описать невыразимое — те, кто переживал это утешение
и радость, понимают меня.
Эта невыразимая радость названа
«преславной» — это супер-великая радость, сверх-замечательная
радость, более чем восхитительная радость. Чтобы поднять человека
из выжженного опустошения и отчаяния, когда он увидел
свои настоящие возможности (точнее, их отсутствие), нужна
сверхъестественная сила утешения и любви. Радость, о которой
пишет Петр, и есть сверхъестественная. Это не просто
удовольствие, хорошее настроение или оптимизм. Это присутствие доброго
настоящего Хозяина, Который искупил нас и не оставит нас,
как бы плохо нам ни было (и какими бы плохими
мы ни были).
Но все-таки, как же быть
со спасением души? Спасены мы или нет? Вряд ли можно
показать пальцем и уверенно сказать, кто спасен, а кто погиб.
Но невыразимая радость в вашем сердце, радость от веры
в Распятого и Воскресшего, это предчувствие жизни.
Вы сами знаете это, и хотя этого нельзя выразить словами, это
постепенно, все больше и больше выражается в вашей жизни.
«…более
и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так
поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный
вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса
Христа» (2 Петра, 1 гл.)