Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Зачем изучать Библию? Психология верующего. Прогрессивный адвентизм - движение церкви вперед.



Последние публикации сайта "Богословие и жизнь"

«Группа-1888» и ее деятельность
Последователи "Группы-1888" убеждены в том, что церковная организация, отказавшись более ста лет назад от принципа оправдания по вере, проповедует Евангелие неадекватным образом, и этот недостаток они, по их мнению, стремятся исправить. Любой человек, несогласный с этой точкой зрения, рассматривается идеологами группы, как лишенный истинной вести. Их трактовка Священного Писания возводится в ранг нормы и считается единственно правильной, в то время как все несогласные с этим заблуждаются. Нам го ...

Церковный дресс-код
Как Вы думаете, друзья мои, заставлял ли апостол Павел свою паству носить цельнотканые туники и гневался ли он на тех, кто приходил на его богослужения в рабочей одежде? Почему я Вас об этом спрашиваю? Дело в том, что недавно в сети я встретил замечательный образчик церковного мракобесия. Привожу его полностью...

Телегония – бред полосатой кобылы
Про телегонию все чаще можно услышать и в христианских церквях в проповедях для молодежи о вреде секса до брака. Молодежи рассказывают страшные истории про рождение чернокожих детей от белого отца у белых девушек, первым партнером которых был афроамериканец. Верующим девушкам предлагается поверить в то, что не биологический отец, а именно первый сексуальный партнер сформирует генотип их будущего ребенка.

О вреде вегетарианства
Я уважаю людей, которые ради животных готовы отказать себя в ряде жизненно важных продуктов, но я категорически отказываюсь понимать людей, надеющихся с помощью вегетарианства сохранить и приумножить свое здоровье. Крайней формой этой вздорной идеи является так называемое веганство – вегетерианство, предусматривающее еще и отказ от молока и яиц – продуктов животноводства, которые не ведут к убийству животных, но могут восполнить дефицит жизненно важных веществ, которых лишается вегет ...

«Теология замещения» – что это за зверь и нужно ли его бояться?
К сожалению, почти во всех христианских церквях есть определенная прослойка служителей церкви, преимущественно еврейского происхождения, которым с некоторых пор разонравилось христианство и стал чрезвычайно привлекателен иудаизм. Но вместо того, чтобы поступить честно и по-мужски: оставить церковь и перейти в иудаизм, эти люди пытаются приспособить свою церковь под свои новые симпатии. Особенно иудействующие ненавидят «теологию замещения». Почти в каждой публикации они пишут про нее ...


 

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Как уже написал в прошлом выпуске Василий Юнак, рассылка в некоторой степени меняет свой формат. А точнее, возвращается к заявленной в ее заголовке теме – изучению Библии. Все вопросы, связанные с душепопечительством, семейной консультацией, жизненными трудностями, а также с извечными дилеммами «можно-нельзя?» по-прежнему можно задать команде Василия Юнака в его новом проекте «Духовные размышления». Здесь же мы сконцентрируемся на чисто теологических проблемах изучения Священного Писания. Я очень надеюсь, что Ваше деятельное участие, выраженное в советах и конструктивной критике, позволят нам совместно достичь наибольших успехов.

Ваш Алексей Комлев.

Начнем мы с небольшой вводной части

Зачем изучать Библию?

Мы настолько привыкли к важности некоторых вещей, что подчас затрудняемся объяснить, в чем эта важность заключается. Библия служит красноречивым примером этого явления. Если во времена ранней Реформации Библия была достаточно редкой книгой, что было связано с трудностями рукописного изготовления книг и, в некоторой степени, охранительной позицией церкви, то к окончанию этого периода Библия стала широко доступна верующим. Еще двадцать-тридцать лет назад в нашей стране достать Библию было крайне сложно – почти также сложно, как и купить заграничный автомобиль. Сейчас же получить доступ к библейскому тексту не составляет никаких трудностей. Даже если человеку лень идти в книжный магазин и жалко ста рублей на печатное издание Библии, библейский текст доступен в Интернете. Тем не менее, библейские темы до сих пор не является приоритетными для нашего общества, и хотя наш менталитет, несомненно, является христианским (хотя многие не отдают себе в этом отчета), люди еще не осознали до конца, насколько важной для них должна быть Библия. К сожалению, и некоторые христиане также теряют интерес к изучению Библии после первых двух-трех лет пребывания в церкви.

Позвольте поделиться с Вами своими мыслями о важности изучения Библии. В следующем выпуске, если Бог даст, я напишу про распространенные ошибки, которые допускают люди при изучении Священного Писания.

----

Среди более чем сорока авторов Библейских книг нет Того, Чьи писания нам бы, наверное, хотелось прочесть больше всего – Иисуса Христа. Он не был писателем и не последовал примеру других «основателей религии», которые первым делом стремились оставить своим адептам какой-нибудь сборник поучений. Он сделал большее – отдал людям Самого Себя, умер во искупление их грехов, открыл путь в Царство Божие, даровал людям Духа Святого. И даже в день, когда был предан, Иисус, желая дать своим ученикам последние наставления, дал им не письменную инструкцию, чтобы они ничего не забыли, а лишь ограничился обещанием: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.» (Иоан.14:26) Так же и с великими людьми, жившими до Пришествия Христа, Бог общался напрямую. Ной, Авраам и Моисей слышали голос Бога.

Но были случаи, когда Бог действовал совершенно иначе – прямо указывал на необходимость записать Его слова. Так было, например, когда Бог повелел Моисею написать книгу закона. Пророки записывали видения, относящиеся к отдаленным временам (Авв.2:2, Дан.12:4, Откр.1:19). Бог прямо повелевал записать Его слова, когда они были обращены к тем, кто долго и упорно противились Ему (Ис.30:8, Иер.36:2-4, Иер.36:27-32). В том, что Бог, который мог бы непосредственно обратиться к каждому из нас, предусмотрел возможность обращаться к нам посредством письменного слова, видна Его особая настойчивость в деле нашего спасения. Он не вторгается в нашу жизнь, уважая нашу свободу выбора, но и не может оставить нас, не способных слышать Его голос, без возможности в любой момент получить Его откровения через письменный текст Библии.

Прав был Иоанн Златоуст, когда писал:

«По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны ДухомНо так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размыслите, какое будет безрассудство, если мы, которые должны были жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг предоставлять сердца духу, если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, и этим вторым врачевством».

Человеческая память быстро забывает про все благословения, чудеса и откровения, явленные людям Богом, а с ними – и о Самом Боге. Но Слово Божье, сохраненное на ветхих пергаментах и перепечатанное в миллионах копий, не умолкает тысячелетиями. В этом первая и главная причина, по которой мы должны изучать Библию – в ней сохранены подлинные слова Бога, обращенные не только к людям древности, но и к каждому из нас.

Тем не менее, мы можем найти в Библии и такие книги, которые совсем не похожи на прямую речь Бога. Характерным примером может служить послание Павла к Филимону. Это глубоко личное письмо Павла, в котором он просит Филимона простить его бывшего беглого раба, принявшего Христа и ставшего теперь Филимону братом. Павел явно не рассчитывал не то, что его записка, переданная с кем-то из друзей, войдет в новозаветный корпус.

И таких фрагментов в Библии очень много. Мартин Лютер, например, не понимал, какая польза Писанию от наличия в нем книги Руфь. Действительно, на эту книгу очень редко ссылаются в христианской литературе и редко вспоминают про нее в проповедях. На примере таких книг нам открывается еще одна важная сторона Священного Писания. Дело в том, что именно Библия – это наше все. Она хранит память о наших братьях и сестрах по вере, живших множество поколений до нас, связывая нас с ними и их духовными достижениями незримыми нитями. В таких фрагментах содержатся те ориентиры, которые помогают нам принимать верные решения, когда мы оказываемся на очередной развилке и ищем верный путь.

При этом, Библия не является неким универсальным справочником, который, как энциклопедию, можно открыть на нужной странице и найти там исчерпывающий ответ. Попытки создать такие справочники постепенно превращались в составление огромных, противоречащих самим себе библиотек. Здесь нам нужно обратить внимание на третий важный момент – Библия в первую очередь учит человека думать и самостоятельно принимать решения. Бог наделил человека свободой воли и поистине безграничной способностью к интеллектуальному творчеству. Готовые решения и однозначные указания есть в ней только там, где сомнений или альтернативных вариантов не должно быть в принципе.

Итак, в Библии есть четкие нравственные императивы, чаще всего, исходившие непосредственно от Бога, есть обширный исторический материал, в котором мы можем найти прецедент, служащий ключом в решении современных проблем, и обильный набор пищи для размышлений, развивающей как интеллект человека, так и его духовность.

----------------

 

Диалог с подписчиками.

На этой неделе меня попросили объяснить, как устроено мышление религиозных людей. Что движет ими, побуждая верить в Бога, отказываться от того образа жизни и мировоззрения, которого сегодня придерживается большинство? Привожу ниже свой ответ:

Религиозные люди отличаются от нерелигиозных тем, что их особенно волнует смысл их жизни. За этим они и приходят в церковь.

Жизнь, в принципе, отличная вещь, но она в конце обязательно сыграет с нами злую шутку – мы умрем. При этом мы потеряем все, что долгими годами упорно приобретали – имущество, знания, опыт, симпатии, друзей, родных. После смерти все закончится, а мы сами обратимся в прах. По сути, более бессмысленной затеи трудно придумать – долгие годы приобретать, зная, что в итоге все потеряешь, бороться, зная, что все равно неминуемо проиграешь. Как правило, люди просто не думают об этом, от мыслей о бессмысленности существования их отвлекают ежедневные заботы. При этом, некоторые успокаивают себя тем, что смысл их жизни в детях, которые продолжат род. Но ведь и дети тоже умрут, повторив бессмысленный цикл.

Можно пытаться успокоить себя тем, что то, что ты оставил в жизни, будет использовано другими людьми. Но поверьте, Вам после смерти будет абсолютно все равно, что кто-то на основе совершенного Вами научного открытия заработает миллионы. Будет все равно по той простой причине, что Вас уже не будет, и Вы не сможете получить от вида этих успехов хоть какое-то удовлетворение. Да и память о Вас очень быстро исчезнет. Я, например, к стыду своему, хоть и знаю, как звали всех моих прадедов, но не могу сказать, чем они занимались.

В принципе, поэтому эта тема – тема бессмысленности жизни, занимала значительное место в советском нерелигиозном искусстве. Помните песню-протест «Ничто на земле не проходит бесследно…»? На самом деле, проходит. И именно бесследно.

Кто-то, главным образом, молодежь, придерживается эпикурейской точки зрения – мы все равно умрем, но сможем насладиться всеми удовольствиями этой прекрасной жизни, и в этом будет ее смысл. Нужно брать от жизни все, как учит реклама. Но это только самообман, задайте себе вопрос, сможете ли Вы сейчас сказать: «Я получил от жизни все удовольствия, радости и блага, которые она может дать. Мне больше нечего хотеть от жизни, и я готов спокойно уйти в небытие». Уверен, что Вы так не скажите. И тем более, те годы, которые нам осталось прожить на земле, ничего не изменят, и не дадут нам возможности пресытиться всеми радостями жизни и спокойно отнестись к перспективе исчезнуть навсегда.

В этом плане религиозные люди имеют бОльшие преимущества перед атеистами: у них нет сомнений в смысле своего существования, они не бояться смерти, рассчитывая жить вечно. На самом деле, религиозная вера здесь дает очень серьезную жизненную опору, твердую уверенность в осмысленности своего существования.

Поэтому на религиозной почве возникают самые серьезные конфликты. Причина в том, что как верующие, так и неверующие охраняют свои убеждения, так как в них содержится сам смысл их существования. Пытаться лишить человека его жизненной позиции в отношении смысла его жизни – это пытаться выбить у него почву из под ног, объяснить ему, что он живет впустую.

Но многие религиозные люди не понимают, что, принимая какую-то веру, нужно принимать целиком все ее положения, а не только то, что тебе нравится и удобно.

Легко поверить в то, что все хорошие люди будут вознаграждены за свою доброту и праведность – если ни в сем веке, то в будущем. Разве кто-то будет против, если его обещают наградить? Легко поверить и в то, что все злодеи также не избегнут Божьего суда. Ведь это очень справедливо, что зло обязательно будет наказано.

Но вот увидеть злодея в самом себе очень трудно. Трудно понять, что ты сам заслуживаешь ни лучшей участи, чем все люди, которые тебя обижали и делали тебе всякие гадости. Тяжело понять, что ты не лучше других, так как и ты сам обижал и делал гадости. Поэтому среди религиозных людей очень много таких, которые пользуются благами религиозной веры, но не желают взять на себя ответственность. Все готовы взять себе царственный венец Христова ученика, но мало кто хочет взять Его крест. Поэтому иногда и религиозные люди совершают неблаговидные поступки, и за эти поступки подвергаются гораздо большему нареканию, чем неверующие. Ведь люди имеют полное право сказать нам: «Если ты назвался христианином, то почему ты не живешь так, как жил Тот, Чье имя ты носишь?». Не будешь же объяснять им, что в христианстве тебя привлекает только то, что приносит тебя некую выгоду, а в остальном ты не хочешь создавать себе неудобства. Быть христианином – это очень большая ответственность и перед людьми и перед Богом. Многие с ней не справляются.

---------

Пока все. Но Вы можете отправить мне письмо по адресу churchhistory@yandex.ru, и я постараюсь что-то написать на волнующую Вас тему. Как я уже сказал в начале, на вопросы о семейных проблемах, сексе и жизненных трудностях лучше ответит Василий Юнак, имеющий гораздо больший жизненный и пасторский опыт. Однако, если Вас волнуют какие-то богословские вопросы, Вы всегда желанный гость в нашей рассылке.

На этом я хотел бы сделать небольшую остановку, и напомнить читателям о моей принадлежности к церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Насколько я знаю, к числу членов церкви АСД принадлежит и большинство подписчиков. Ниже будет идти текст, который вряд ли будет интересен кому-то, кроме адвентистов, поэтому я хочу пожелать всяческих благословений нашим подписчикам не из АСД и попрощаться с ними до следующего выпуска, который, если Бог даст, не заставит себя долго ждать.

Адвентистов же попрошу остаться, так как статью, которую я приготовил для вас, вы нигде в другом месте не найдете.

Четыре течения в адвентизме.

В 1993 г. популярный адвентистский журнал Adventist Today сделал темой своего номера сравнения 4-х основных направлений адвентизма, распространенных в Северной Америке. В то время адвентизм в России только начал возрождаться от многолетнего периода государственного атеизма. В те годы члены церкви еще не были способны занять какую-то индивидуальную позицию по отношению к церковному богословию и находились в рамках церковного мейнстрима. Прошедшие 15 лет, ознаменовавшиеся переходом от бурного роста к вялой активности, граничащей с упадком, заставили многих переосмыслить свои прежние взгляды на роль церкви и ее нынешнее богословие. В этом плане, опыт западных адвентистов может помочь нашим братьям более точно определить свои симпатии и то место в церковном организме, которое они могли бы занять в соответствии со своими взглядами.

Итак, в церкви АСД существуют 4 основных направления: церковный мейнстрим, евангелический адвентизм, исторический адвентизм, прогрессивный адвентизм. О первых трех из них я расскажу своими словами, чтобы не утомлять вас долгим чтением.

- Церковный мейнстрим. Это то, к чему мы все привыкли, то, что можем найти в официальных церковных изданиях, в решениях конференций, в церковных проповедях, звучащих с кафедры. Подробно описывать его нет смысла, так как все и так прекрасно знают, что это такое.

- Евангелический адвентизм. Последователи этого движения рассматривают церковь АСД как одну из евангелических церквей (баптисты, методисты и т.д.) По мнению евангелических адвентистов у нас с ними общие цели и задачи, один вектор проповеди, если не считать вполне простительных для нас некоторых специфических доктрин. Евангелический адвентизм обрел свою силу во времена плодотворной дискуссии церкви АСД с известным западным религиоведом Уолтером Мартином, итогом которого стало заметное улучшение отношения других протестантских церквей к нашей церкви. Нас перестали считать маргинальным эсхатологическим культом, осознав степень погруженности адвентистов в общепротестантскую догматику. В те времена вышло в печать фундаментальное исследование «Вопросы к доктринам», где систематизированы результаты этой дискуссии. К сожалению, эта замечательная и в высшей степени полезная книга, ставшая настольной для большинства служителей и членов церкви на Западе, по непонятным причинам до сих пор не переведена на русский язык.

- Исторический адвентизм. Последователи этого течения вполне серьезно считают доктрины, имевшиеся в церкви до смерти Е.Уайт богооткровенной истиной и незыблемым фундаментом, с которого нельзя сойти ни влево, ни вправо. А так как церковь давно уже с этого фундамента сошла, приняв еще несколько редакций нашего вероучения и заявив, что вполне расположена редактировать их в лучшую сторону и дальше, исторические адвентисты воротят нос от церковного мейнстрима и имеют привычку группироваться в раскольничьих и полураскольничьих образованиях. Не нужно говорить, что упорное желание жить в прошлом приносит плоды в виде крайних форм обскурантизма и начетничества. Исторического адвентиста легко отличить по привычке обильно цитировать Е.Уайт, приводя вырванные из контекста пространные цитаты из труднодоступных источников. Со временем, многие исторические адвентисты вообще теряют способность высказывать какие-то собственные мысли. Естественным и закономерным результатом исторического адвентизма становится то, что многие его последователи перестают верить в Троицу, так как в ранних редакциях наших доктрин это вопрос был описан крайне невнятно (как, впрочем, и многие другие важные вопросы).

-«Прогрессивный адвентизм». Наименее многочисленное течение адвентистов. К нему принадлежит элитарная прослойка церкви, состоящая в большинстве своем из богословов, историков и активных членов церкви. Прогрессисты создают определенные проблемы для церковного мейнстрима из-за их привычки задавать сложные вопросы. Однако, прогрессисты редко подвергаются каким-то санкциям, во-первых, так как их вопросы волне закономерны, а во-вторых, из-за того, что прогрессисты никогда не побуждали членов церкви к расколу, а своей критикой лишь стремились помочь церковному богословию. Нужно отметить, что слово «прогрессивный» является здесь не маркером принадлежности к некому доктринальному комьюнити, как в случае с «историческими» адвентистами, а скорее характеризует качество мышления человека. По этой причине прогрессивные адвентисты чаще всего даже не пытаются выделить какое-то свое кредо.

Так как в России уже хорошо представлены первые три течения, а четвертое на данный момент находится только в зачаточном состоянии, о последнем есть смысл рассказать подробнее.

С Вашего позволения, я привожу ниже программную статью одного из деятелей прогрессивного адвентизма: профессора Мадлен Джонс-Халдеман. Статья приводится с некоторым сокращением, я не стал переводить те фрагменты, где г-жа Джонс-Халдеман рассуждает о проблемах, неактуальных для России. Например, о движении за права женщин.

Прогрессивный адвентизм: движение церкви вперед.

Слово «прогрессивный» в нашем обществе вызывает ассоциации с такими понятиями как «успех» или «процветание». Тем не менее, в адвентистской традиции прогрессивность скорее вызывает недобрые предчувствия, даже несмотря на то, что один из наших популярных лозунгов гласит: «Церковь должна быть головой, а не хвостом». Некоторые полагают, что раз мы обладаем всей полнотой истины, то нам нужно лишь преуспевать в использовании и распространении того, что уже давно было открыто до нас. «Идти в ногу со временем» неприемлемо для многих членов церкви просто потому, что эта фраза подразумевает изменения, а изменения могут исказить истину.

Но правительство США уже однажды заставило церковь измениться в некоторых аспектах. К тому же, и традиционные адвентистские позиции неоднократно перестраивались. Теория «Закрытой Двери», поддержанная Е.Уайт была спокойно отправлена на полку. Внимательное рассмотрение доктрины святилища порождает множество вопросов без ответа, и то, чего недостает этой доктрине, существенно отличается в различных адвентистских толкованиях. Значение 144 000 является другим учением, к которому также есть много вопросов. В 19 веке, когда церковь была еще невелика, это число воспринималось буквально и относилось к тем, кто будут восхищены на небеса во второе Пришествие Христа. Тем не менее, хотя и в несколько видоизмененной форме, это учение присутствует и современной церкви с 7.7 млн. членов (данные на момент написания статьи, сейчас нас около 15 млн.)

Кто же такие «прогрессивные адвентисты»? На мой взгляд, прогрессивный адвентизм характеризуется приверженностью к следующим 6 тезисам :

1.Доктрины порождены насущной потребностью в них. Быть прогрессивным, значит относиться с большим вниманием к изучению доктринальных и этических проблем современности, чем довольствоваться при их рассмотрении традиционными взглядами, выдвинутыми богословами прошлого, жившими в своем культурном и историческом контексте. Воплощать в жизнь их богословские и этические соображения было уместно в одной эпохе, но в другой они часто совсем не относятся к делу. Катастрофы или кризисы всех видов (экономические, социальные и природные) создавали основу для того, чтобы создать "истину", у которой подчас не может быть никакого значения для следующего поколения. Наиболее значимая из кризисных ситуаций вынуждает сообщество найти некоторую веру, которая дает ему силы выдержать шторм и обрести смысл жизни. Другими словами, эта вера действует как защитный механизм, вызывая всплеск надежды. Она, например, пытается дать ответы на вопросы вроде: «Почему Бог не спас 11 миллионов человек от катастрофы геноцида во время Второй мировой войны? Где был Бог, когда избранный народ был взят в Вавилонский плен? Где Бог, в то время как миллионы детей терпят насилие от рук свои родителей?»

2. «Истина для настоящего времени» должна быть переосмыслена. Как церковь мы всегда учили, что откровение является прогрессивным; однако, мы выглядим очень нерешительными в применении этого принципа. Например, во многих классах субботней школы повсюду в Северной Америке обсуждение часто прекращается простыми словами: "Елена Уайт сказала..." Такой ответ предполагает, что Елена Уайт была последним истолкователем всей Библии и теперь не нужно учиться, нет необходимости думать, нет места вопросам.

Прогрессивный Адвентист не может принять такую предпосылку, а скорее настаивает, что всегда есть кое-что плохо изученное, и исследовательская работа совсем не является работой по разрушению истины. Конечно, наши постоянные попытки побудить членов церкви учиться привели бы к тому, что некоторые из них зададут непростые вопросы и потребуют честных ответов. Например, нынешнее состояние дел бросает вызов нашей старой «истине для настоящего времени» о событиях последних дней и вынуждают нас повторно изучить проблемы и, возможно, повторно формировать наши взгляды.

Прогрессивный Адвентист - тот, кто считает возможным задавать вопросы обо всем, но и не стремится получить все ответы. Некоторые в каждом новом поколении находят ответы старшего поколения не только неэффективными, но и устаревшими. Всегда есть новые вопросы, чтобы их задать. И всегда есть различные варианты ответов. Прогрессивный Адвентист не боится ни новых вопросов, ни новых ответов, и даже время от времени развлекается с помощью сомнений.

3. Плюрализм толкований приемлем. Прогрессивные адвентисты хотят, чтобы члены церкви оставались в церкви. Быть "снаружи" не значит быть неспасенным, но это означает потерю даров и талантов тех, кто уходит. Удержать членов церкви можно только когда церковь желает принять людей и их идеи с спокойствием, а не с враждебностью. Предположить, что церковь никогда не была и никогда не должна быть мультибогословской, может только тот, кто не читал разнообразные точки зрения в раннем Review and Gerald. Об учениях, таких как оправдание или природа Христа, спорили пионеры адвентизма, и современная церковь продолжает это сражение до сих пор. Некоторые общины серьезно разделены по этим самым вопросам. И слушание проповедников из разных местностей только подтверждает, что существуют мультиистолкования многих положениях веры. Относительно учения о совершенстве наша церковь несколько лет назад издала книгу, содержащую четыре отличных представления. Какой мы выберем для Адвентистской веры?

Прогрессивные адвентисты признают, что то, чему верит человек, зависит от различных факторов. Например, личных и общественных обстоятельств, степени здоровья и эмоциональной зрелости человека. Возможно, даже от какой-либо опасной для жизни травмы, полученной человеком.

Прогрессивный Адвентист полагает, что никто не имеет право продиктовать единственную правильную и приемлемую систему веры. Значение теологических положений не должно служить идентификации нас как церковного организма (хотя все деноминации делают это), но призвано поддерживать взаимопомощь и братолюбие, помогать жить в нынешнем безумном мире, служить поддержкой подавленным, и открывать любовь нелюбимым. Теологические позиции или положения не должны подавлять других, но, наоборот, привлекать всех к себе.

Прогрессивный адвентизм признает, что адвентизм 19 века был воспринят людьми как слишком строгий и замкнутый, а многие члены церкви испытывали «комплекс преследования». Жизнь, когда каждый ожидает смертельную опасность и от друга и от противника не является нормальной. Воспринимать мир в любви и согласии значит жить по стандартам Христа. Это вполне доступно тем, кто не разделяет традиционный взгляд относительно Откровения 13, однако сидит на одной скамье с кем-то, кто полагает, что папа римский представлен тем символическим числом в Откровении 13. Фактически, есть тысячи адвентистов, которые имеют такой опыт каждую неделю. Мы не обязаны думать одинаково, чтобы любить друг друга.

4. Атрибутика не характеризуют личность. Прогрессивный Адвентист не считает, что одежда или украшения делают человека приемлемым для Бога в служении. Бог не провинциальный помещик, который хочет, чтобы все выглядели одинаково, и требует, чтобы только определенная одежда была приемлема для служения. Вопрос отношений среди верующих более важен, чем их гардероб. Нельзя поклоняться Богу и также сторониться и негодовать на тех, кто не одевается по дресс-коду. Человек, как образ Бога - единственное видимое в настоящее время проявление Бога на нашей земле. Можно считать, что этот образ искажен и почти не существует. Но независимо от того, как церковь может к этому относиться, мы только видим внешний вид, а не сущность. Таким образом, прогрессивные адвентисты рассматривает других людей с уважением. Бог, которого нельзя увидеть, прославляется, когда мы ведем себя с людьми кротко и с уважением относимся к сотворенным по образу Бога.

Быть прогрессивным адвентистом означает, что церковное здание, организация и ее нормы никогда не важны для нас более, чем люди, которые посещают церковь. Система работает для каждого верующего индивидуально. Не члены церкви существуют для церкви, а наоборот. И мы все равно остаемся церковью, объединены ли мы совершенно одинаковой верой или нет, одеваемся ли мы одинаковым образом или нет, смотрим друг друга с уважением или нет.

5. Библия заслуживает непредвзятого исследования. Прогрессивный Адвентист признает, что нельзя правильно понять Священное Писание, не обращаясь к историческому окружению, культурным обычаям и языку, на котором Оно было написано. Это означает, что нельзя просто прочитать древний документ так, как мы его видим. Этот подход прогрессистов поднимает дыбом волосы многих традиционных Адвентистов, которые, несмотря на то, что не раз видели примеры того, что слова самой Библии местами не безупречны, настаивают, чтобы каждое ее слово было взято буквально. Такая вера никогда не учитывает жанр литературы, например, поэзию. При этом игнорируется то, что как у литературного произведения у Библии есть литературные особенности. Библия сама по себе становится своего рода идолом, до которого нельзя дотрагиваться человеческими руками. Мы должны только читать ее так, как она написана (на английском языке, конечно) и следовать за тем, что говорят слова. Принятие такого метода приводит к некоторым довольно интересным заключениям.

Например, никто не берет буквально слова Иисуса в Мф. 5:29,30, в которых тот, кто смотрит на женщину с вожделением, должен вырвать правый глаз или отсечь правую руку. В подобном тексте о разводе и повторном браке в Мф. 19:1-12, однако, мы берем буквально слова, " что Бог сочетал, того человек да не разлучает." Но давайте посмотрим до конца комментарии Иисуса относительно этой проблемы. В ответ на плач учеников о том, что в таком случае лучше вообще не жениться, Иисус подразумевал, что они должны стать евнухами. Мы перескакиваем через это предостережение. Другими словами, мы с радостью выбрасываем Мф. 5:30, делаем вечным принцип Мф. 19:6, и отказываемся обсудить Мф. 19: 11,12 - все тексты, которые обсуждают развод и повторный брак.

Вера в прогрессивное откровение предупреждает нас, что наши представления о Боге продолжают изменяться.

Понятие, что всюду по Библии есть гармония, то есть, нет никаких противоречий, заставило нас обратиться к странному и некорректному многословию призванному заставить Бога всегда выглядеть хорошим или, по крайней мере, достойным нашего вероисповедания. Независимо от различий между Ветхозаветными и Новозаветными представлениями о Боге, эти образы соединены в мозаике, которая, как всем кажется, приемлема и понятна, хотя в действительности, плитки не сходятся друг с другом. Слова Бытия 6:6,7, " Я раскаялся, что создал их" не выстраиваются в линию со словами в Осии 11:8, " Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль?"

Есть достаточно внутренних свидетельств, чтобы, предположить, что, любящий монотеистический Бог появляется из пантеона воинственных богов. Прогрессивный адвентист полагает, что картина Бога, изглаживающие поселения или мечом человека, или огнем, землетрясениями, катастрофическими штормами, и вулканическими извержениями, демонстрируют, что человек действительно создавал представления о Боге согласно его собственному видению на тот момент. Здесь мы имеем полное право подумать, задать какие-то вопросы, взвесить материал,а не путаться в словах.

6. Библия не содержит исчерпывающих ответов на все запросы современности. Прогрессисты понимают, что в 20-ом столетии есть много проблем, на которые нет даже намеков в Священном писании. У этических ситуаций в медицине, таких как мать, рожающая ребенка для своей дочери, родившейся без матки, есть очень мало библейского материала, который можно было бы здесь использовать в качестве примера. Факт, что Священное Писание не содержит информацию относительно всех проблем 20-ого столетия, не означает, что от проблем нужно отказаться как злых или неэтичных. Медицинские изобретения, которые продлевают жизнь, должны быть благословлены, а не прокляты. Пересадки органов, о которых не мечтали в библейские времена, дали новую жизнь тысячам людей. Как церковь мы верим, что от смерти нужно отклоняться везде, где и всякий раз, когда это может быть.

Прогрессивный Адвентизм относится к Библии серьезно, но все же он признает, что откровение является прогрессивным. Наука не выведена из Библии, но она расширяет наши возможности, и духовные и физические. У прогрессивного адвентиста есть здоровое уважение к науке и исследовательской работе.

Почему прогрессивные Адвентисты не покидают церковь, если не считают, что там есть все ответы на все вопросы? Сто лет назад мы думали, что они там были. Возможно 10 миллионов прежних членов, которые теперь вне церкви, думали о новых идеях, но никого из них не выслушали. Возможно, многие из этих 10 миллионов были прогрессивными, но для них не нашлось места. Мы не должны лишить прав тех, кто думает по-другому. У адвентизма должны быть те люди, кто задает острые вопросы, устраивает небольшие развлечения "гарантам истины," и напоминает нам, что правосудие, чаще чем богословские проблемы, было предметом проповедей пророков Ветхого завета. Как церковь, мы не имеем права исключать наших прогрессивных членов, просто потому что они настаивают, чтобы все члены церкви думали и задавали вопросы.


В избранное