Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

3.868 Протестантизм, Библия и богатство


Информационный Канал Subscribe.Ru

Изучаем Библию вместе Выпуск 223 от 2005-05-27 для 4232 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам через форму на нашем сайте
Приглашаем вас также подписаться на наш дискуссионный лист
Рассылки Subscribe.Ru
Наедине с Библией

===================
Содержание выпуска:
===================

3.868 Протестантизм, Библия и богатство
3.869 Влияние эллинизма в Библии
3.870 Является ли употребление в пищу мяса нарушением заповеди «не убивай»?
3.871 Израильское общество во времена странствия в пустыне
3.872 Отношение Павла к материальной помощи от общин

===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

 

3. 868 Наталья (moderata@???.ru) пишет: «Добрый день! Спасибо за Ваш труд! Не могли бы Вы ответить на следующий вопрос: Бытует мнение, что у протестантов все сводится к тому что, если ты материально благополучен, то ты вроде бы ближе к Богу. так ли это? Насколько я понимаю, протестантство намного "скромнее", чем, скажем, католичество. Какое в протестантизме на самом деле отношение к бедности, богатству и вообще материальному?»

Отвечает Алексей Комлев:

# Вы совершенно правы, сестра Наталья! Никаких причин считать, что протестантизм как-то особенно оценивает роль материальных благ в жизни человека, у нас нет. Тем более, библейский принцип "Трудно богатому войти в Царство Небесное…" (Мф 19:23) обойти очень непросто. Единственное, что мне пришло на память из возможных вариантов влияния протестантских идей на отношение к богатству, это некоторые социальные последствия деятельности  реформатов. Взгляд на положение человека в обществе с позиций учения Кальвина поднял статус нарождающегося класса буржуазии и во многом помог ей уравнять свое общественное положение с родовой аристократией.

Правда, протестантизм крайне неоднороден и я не могу с полной уверенностью сказать, что все, называющие себя протестантами, безупречны в этом вопросе. Мне самому приходилось встречать церкви, члену которых предлагается целый бизнес-план с графиками роста его благосостояния в зависимости от размера уплаченной им десятины.

Поэтому давайте посмотрим, что говорится о богатстве в самой Библии. Конечно, Господь не будет противиться тому, чтобы Его последователи жили в достатке, и их материальное благополучие лишний раз свидетельствовало, что они избрали правильный путь:

«Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит.» (Прит.10:22)

“Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим”. (Втор. 8:18)

Но обычно выходит так, что если человек  хорошо устроен в жизни, его стремление к Богу ослабевает, так как он испытывает меньшую потребность в помощи Свыше и имеет возможность опереться на собственные силы. Социальное неравенство порождает гордость (Прит.28:11 : «Человек богатый - мудрец в глазах своих…»), самодовольство и пренебрежительное отношение к людям, чье положение в шкале мирской системы ценностей ниже его собственного. А это в самую первую очередь вредит вере, требующей смирения и любви к ближнему:

“А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу”. (1 Тимофею 6:9)

Иисус в своих проповедях часто предостерегал от таких последствий: «…смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения”. (От Луки 12:15)

Ту же мысль продолжает и Павел:

“Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям”. (1 Тимофею 6:10)

В древнем мире, как  и в наши времена имущественное расслоение достигало еще больших размеров. Причем, единственной возможностью обогащения в те времена было обогащение за счет других. Поэтому часто слово «бедняк» становилось синонимом слова «праведник». В переломные моменты израильской истории это ощущалось особенно явно.

Сравните: «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь». (Иер. 9:23-24)

и

«Да хвалится брат униженный высотою своею,  а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, [настает] зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.» (Иак.1:9-11)

Во времена Иисуса и последующие годы правящая в Иудее саддукейская верхушка своим непомерным стремлением к обогащению довела состояние религиозной жизни до такого состояния, что Иаков вынужден был констатировать:  ”Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?” (Иакова 2:5)

По-еврейски «бедняки» звучат как «эбионим» – так называли себя ревностные иудейские христиане. Ветвь эбионитов, хранивших субботу а так же ряд иудейских традиций просуществовала несколько веков, проделав путь от христианства первообщины -родоначальницы будущей мировой религии, и до положения ереси. Евсевий Памфил даже трактует название эбионитов ни как «нищие», а как «слабоумные», но в начале это наименование звучало гордо, и было продиктовано проблемами в обществе времен Киафы и Анны.

Правда, в Библии есть места, где бедность осуждается, а богатство одобряется, но только в случае когда бедность является результатом лени и безделья. Эта тема является характерной для поздних книг Премудрости, а в канонической Библии она лучше всего видна в Притчах Соломона.

«Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.»(Прит.6:9-11)

«…потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.» (Прит.23:21)

В любом случае, мы с уверенностью можем сказать, что чрезвычайно богаты даже когда наш кошелек совершенно пуст. Мы богаты "неисследимым богатством Христовым" (Еф 3:8). Причем, это богатство все возрастает (Флп 1:9), и нисколько не уменьшается, когда мы им делимся с другими. Даже наоборот.

---------------------------------------

 

3.869 Виктор Н .  (v__soft@???.ru) пишет: «Почему вы решили, что этот сюжет притчи о богаче и Лазаре "по мотивам эллинистической мифологии"? Почему именно эллинистическая мифология лучше всего могла помочь фарисеям понять пагубность сребролюбия?»

Отвечает Алексей Комлев:

# Мир Вам, Виктор Н .  !

По сути, говоря о влияниях на богословие авторов НЗ, мы можем учитывать только два направления  - эллинизма и иудаизма. Правда, далеко не всегда не  всегда возможно дать однозначный ответ на вопрос – что больше повлияло на  какой-то конкретный текст в большей степени. Во времена Христа иудаизм испытывал сильное влияние эллинизма. Причем, имелись явные попытки эллинистического синтеза, например, труды Филона Александрийского.

В конце 4 века до Р.Хр. по Ближнему Востоку прошел со своей армией Александр  Македонский. Его завоевательные походы и попытка консолидации разрозненных народов с помощью единой культуры, положила начало явлению,  называемому эллинизмом. Фактически, греческая культура, обладающая универсальным характером, хорошо вошла в сочетание с местными обычаями и верованиями. Если не касаться вопросов философии и религии, то в народном сознании эллинизм быстро закрепился в виде мистерий и празднеств, возрождения суеверий, астрологии  и оккультизма, где элиинистический синкретизм сказался больше всего. Это послужило основой для идеи создания универсальной религии, воспринятой в свое время Римом. Универсальная религия, сочетающая культы местных народов с культом верховного правителя, была незаменимым политическим инструментом.

Эллинизм повлиял на культуры всех народов, вплоть до Индии, но нас интересует влияние эллинизма на  Иудею, которая всегда вела себя обособленно. Нужно заметить, что Иудея в период эллинизма дала миру Септуагинту, благодаря которой идеи монотеизма получили большую поддержку далеко за пределами Сирии. Но и сами иудеи не остались безучастными к прелестям античного мира. Общество раскололось на грекофилов и консерваторов - ревнителей закона. Перу последних принадлежат многие псалмы, в которых превозносится роль Закона. Например:

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1:1,2)

Отчасти тоже ревностное отношение к Закону наблюдается и в иудейской части НЗ, особенно в послании Иакова:

«Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.» (Иак.1:25)

Противоречия между эллинизмом и консервативным иудаизмом обострились до предела во времена насильственной эллинизации Иудеи Селевкидами, из которых особенно отличился Антиох Эпифан IV, тот самый, который сжег свинью на жертвеннике Храма и установил в нем идола, которого в народе называли «Мерзостью запустения». В эти времена стала особо популярной книга Даниила.

После того как Маккавеи вернули прежние порядки, иудаизм возобладал над эллинизмом, но новая династия очень быстро утратила народное доверие и люди вновь потянулись к запад, к эллинистическому миру. Причем, влияние эллинизма на этот раз сказывалось уже гораздо серьезнее.

----------------------------------------------- 

3.870 Hanna Nozri (hanna_nozri@???.ru) пишет: «Добрый день! У меня есть друзья кришнаиты. И они утверждают, что сейчас очень мало людей, которых можно назвать истинными христианами. Так вот, каких же людей можно считать истинными христианами? Что человек должен ДЕЛАТЬ, кроме как верить в Господа Иисуса Христа и выполнять закон, чтобы быть истинным христианином? И перестает ли человек быть истинным христианином, если в силу своей слабости он нарушает закон, но при этом осознает это, сожалеет о своем грехе, не теряет веру в Иисуса и просит прощения у Господа?

И еще, считается ли употребление мяса в пищу нарушением заповеди "не убий"?»

Отвечает Алексей Комлев:

# Господь не позволил нам судить друг друга, поэтому давать оценки «истинный -неистинный» никто из нас не вправе. Тем более, кришнаитов этот вопрос касается в наименьшей степени.

Конечно же, в Библии есть места, где нам даются ценные жизненные руководства, помогающие нам правильно жить полноценной христианской жизнью на все своем жизненном пути. Обращаясь к ним, мы можем дать оценку своему состоянию. Но абсолютно объективно сказать, что мы представляем собой как христиане, может только Сам Бог. Наше же мнение будет предвзятым – мы видим, что человек груб или подвержен вредной привычке, но не знаем, какова была его жизнь в детстве, какие предпосылки для греховной жизни тогда в нем сформировались, и каким духовным подвигом было для него обращение в христианство.

Поэтому оценка «истинный - неистинный» связана скорее не с моральными качествами человека, а с его отношением к истине. Неистинный христианин – это еретик. В этом плане кришнаиты стоят в шкале христианской истинности гораздо ниже, чем слабохарактерные и маловерные христиане.

Употребление в пищу мяса, которому предшествует убийство коровы, является нарушением шестой заповеди в той же мере, в какой им является убийство комара или убийство бактерий, обитающих в воде, при её кипячении. Известно, например, что густой “Domestos” убивает все известные микробы наповал. Но является ли тот, кто чистит свою сантехнику с применением этого средства, убийцей? Если кришнаиты не склонны видеть разницу между убийством человека и забоем коровы, то почему они не относятся так же трепетно к убийству других живых организмов – клопов, вшей, бактерий и вирусов.

Из общей картины библейского повествования видно, что заповедь «Не убивай» в данный момент относится к человеку – образу и подобию Божьему. Считать иначе у нас причин нет – мы не верим в реинкарнацию или переселение душ, не обожествляем животных и не считаем некоторые виды их священными, поэтому мы можем спокойно есть говядину, не думая о том, что поедаем божество или что в ту корову реинкарнировал кто-то из наших предков.

Другое дело – вопрос о целесообразности лишения жизни живого организма. Если оно продиктовано необходимостью снабжения людей пищей или защитой, то оно целесообразно. Если в нем человек просто вымещает свою жестокость или видит спортивный интерес, что по сути одно и то же, то в это нет ничего хорошего. Если человек, вместо того, чтобы идти в ближайший магазин за колбасой, отправляется на охоту с нарезной автоматической винтовкой, купив перед этим к ней патронов на несколько тысяч рублей, то в его действиях нет ничего, заслуживающего похвалы. Скорее наоборот, он заслуживает осуждения, так как он лишает жизни творения Божии не по нужде, а ради удовольствия.

-----------------------------------------------

 

3.871 Aleksandra Zuravliova  (amebelinda@???.ru):  пишет: «Я была бы очень благодарна, если бы вы ответили мне на пару вопросов:

1. Где в Библии говорится о значимости семьи, социального общества со своими традициями и т.д.
2. Говорится ли где-нибудь в Библии о том, что для человека важна родная земля, так как он к ней привыкает?
3. Привыкли ли хоть немного израильтяне к пустыне во время скитаний, стала ли она им домом, хотя бы отчасти.
4.Радовались ли израильтяне, найдя землю обетованную? Как выразилась их радость.

Заранее огромное спасибо.

Отвечает Алексей Комлев:

# Действительно, тема семьи занимает важное место в Библии. Но об это чуть позже.

Дело в том, что семья в те далекие времена не была похожа на современные семьи. Она была крупнее, сильнее, сплоченнее. Кроме того, накладывала свой отпечаток возможность полигамии. В наши дни семья обычно состоит из мужа, жены и, чаще всего, одного ребенка. В те же времена мужчина вполне мог иметь несколько жен и наложниц, а детей было по нескольку десятков. Прибавим к этому еще и некоторое число родственников, рабов, домочадцев и т.д. Такое большое семейство выходило за рамки небольшой ячейки общества и образовывало большую структурную единицу – род, являвшуюся неотъемлемой частью израильского  общества, со своим прошлым и часто особой ролью в истории.

Так, в книгах Паралипоменон, которые в отличие от книг Царств, касались сугубо иудейской истории (упущение в большей части истории Израиля и ограничение Иудеей обусловлено проблемой самарянского раскола) приводятся длинные списки семейств, ведущих свое начало с древнейших времен.

Однако, в остальном семья в ВЗ ничем не отличалась от современной семьи. Супружеская неверность порицалась, родители пользовались уважением, воспитанию детей уделялось важное значение. Пожалуй, тема семьи является главной в библейской книге Руфь, где рассказываются о некоторых  событиях в истории мессианского рода – рода царя Давида. Важно также отметить связанную с темой семьи тему гуманизма Библии – все люди являются кровными родственниками, так как происходят от одного человека Адама.

 В Новом Завете поднята прослеживается тема новой семьи человека – церкви. Принадлежность к этой семье, главой которой является Христос, накладывает определенные обязательства на человека, в частности, приоритет новой семьи над прежней, биологической. Отсюда исходят традиция обращения к своим единоверцам – «брат» и «сестра». Некоторые церкви пошли дальше, введя обращение «отец» к священнослужителю, что является уже явным перегибом, так как входит в конфликт с отношением к истинному Главе церковной семьи.

О привязанности евреев к земле говорить сложно. Мы, русские, воспринимаем родную землю несколько иначе. У нас есть такое понятие как «Малая Родина». Мы привязываемся к дому в деревне, березке у входа, речному пейзажу. Евреи были кочевым народом и земля для них была пространством для выпаса скота, видом собственности. Исключение здесь составляли лишь родовые склепы.

Бог также обещал Аврааму Землю Ханаана не как родовую вотчину, а как собственное пространство для кочевки со стадами. Дело в том, что евреи изначально были скотоводческим народом, а земледелие им претило. Это отчасти было обусловлено ассоциацией: Авель –скотовод, Каин – земледелец, а также нежеланием возделывать землю, проклятую Богом. Во всяком случае, именно такой подход прослеживается в раввинистической литературе.

Относительно странствия по пустыне сложно сказать. Может быть, привязанность и была, а может быть – и наоборот, стойкая неприязнь. Здесь нужно точно знать ответ на вопрос – было ли заселение Ханаана стихийным, и происходило постепенно. Об этом я писал вот здесь: http://biblestudy.ru/qna/3826.shtml

Изначально, Израильтяне, вышедшие из Египта, должны были сразу же приступить к захвату Ханаана. Господь обещал Своему Народу помощь в этом, казавшемся им невероятным, деле. Но народ испугался мощи языческой цивилизации Ханаана, и не поверил обещаниям Бога. За это неверие Бог отдалил вход в Ханаан на 40 лет, в течение которых народ вынужден был скитаться по пустыне. По истечении же этих лет, израильтяне во главе с преемником Моисея – Иисусом Навином вторглись в Ханаан и постоянно получая поддержку Свыше завладели землей, «где течет молоко и мед». Конечно, израильтяне испытывали радость от того, что стали хозяевами такого отличного края, как Ханаан, но это приобретение было сопряжено с серьезной военной компанией, что накладывает свой отпечаток. Повествования книг Пятикнижия и Иисуса Навина дает довольно сухой рассказ, который, как и все исторические книги Библия, нацелены на приобретение читателем некого религиозного опыта. Поэтому читатель дополняет рассказ своими впечатлениями самостоятельно. То же самое предлагаю сделать и Вам.

---------------------------------------

3.872 Константин (bratstvolviv@???.ru) пишет: «Слава Иисусу Христу! У меня к Вам появился вопрос:  2 Коринф. 12\16   "Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас."  Какое значение Павел вкладывает в этот стих. Ведь лукаваство - это грех, от слова "лукавый".  Заранее большое спасибо за ответ.»

Отвечает Алексей Комлев:

#  Можно предположить, что изначально статус апостолов имели только 12 учеников Христа. Здесь сказывалась, скорее всего, аналогия с 12 патриархами и коленами народа израильского.  Поэтому Павлу, «апостолу язычников» постоянно приходилось доказывать свое апостольство и по этой причине он предъявлял к себе более жесткие требования, чем апостолы Первообщины.

Павел доказывает, что он действительно является апостолом не только потому, что это было подтверждено чудесами  (2Кор.12:12: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.»), но и его самоотверженным служением. В своем апостольском труде он преследовал одну лишь цель – нести людям истину, и ради этой цели терпел лишения, пребывал «в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» (2Кор.12:10) Поэтому Павел говорит своей пастве, качнувшейся в сторону противников Павла: «Я охотно буду издерживать [свое] и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.» (2Кор.12:15)

И далее он опровергает последнее из возможных обвинений:

«Положим, [что] сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.» (2Кор.12:16)

То есть, Павел опровергает возможность того, что он сам, не требуя ничего от общины, получал деньги через третьих лиц. Но эта возможность абсолютно невозможна так как сотрудники Павла полностью повторяли в этом образ жизни своего учителя:

«Но пользовался ли я [чем] от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?

Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?» (2Кор.12:17,18)

 Иудейским апостолам приходилось намного проще. Так, лидеры Иерусалимской церкви вполне законно считали, что они имеют право жить на пожертвования. После визита Павла в Иерусалим, апостолы одобрили его благовестие, но не забыли указать ему на необходимость помощи общине Иерусалима: «только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.» (Гал.2:10) «Нищие» здесь – иерусалимские христиане.

Павлу часто приходилось отправлять деньги в Иерусалим:

«А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.» (Рим.15:25-27)

«Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.» (1Кор.16:3)

Правда, в последнем случае, скорее всего идет речь о пожертвовании в Храм.

Сложно сказать, признали ли в итоге иудеохристиане Павла апостолом, равным 12. В Откр.21:14 говорится о 12 именах апостолов, начертанных на 12 основаниях Города. Но видел ли Иоанн среди них имя апостола Павла, трудно сказать. По всей видимости, апостолами в Иудеи все же считали только 12 непосредственных учеников.

-----------------------------------------


Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам - vasily@biblestudy.ru


Мы уверены - Вам понравятся эти рассылки:
Утренние размышления о вере

Подписавшись на эту рассылку, Вы будете утром каждого дня получать короткую проповедь, которая настроит Вас на благочестивые размышления в течение всего дня.

Как научиться молиться ?

Данная рассылка поможет Вам открыть для себя секреты успешной молитвы. Ваше общение с Богом станет простым и непринужденным. Вы сможете тогда с полной уверенностью сказать о Боге: "Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис. 23:19)

Линия жизни

Эта рассылка состоит из очень содержательных и подробных проповедей для христиан, желающих встретить Второе Пришествие Христа совершенными. Жаль только выходит нечасто - раз в месяц.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.biblestudy
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное