← Май 2005 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://biblestudy.ru
Открыта:
02-01-2001
Адрес
автора: religion.biblestudy-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
3.858 Сколько было написано посланий Павла к Коринфянам ?
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам через форму на нашем сайте
Приглашаем вас также подписаться на наш дискуссионный лист
===================
Содержание выпуска:
===================
3.858 Сколько было написано посланий Павла к Коринфянам ?
3.859 Учение АСД относительно существования человека после смерти
3.860 Как Бог успевает уделить внимание каждому из нас?
3.861 Cлужение Иисуса и Суд на небесах.
3.862 Для чего спасение дано язычникам?
===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================
3.858 Лариса (Larissa@???.ge) пишет: «Мир Божий! Я сейчас читаю послания к Коринфянам и мне хотелось бы узнать точнее, правильно ли я слышала, что существовало 3 послания коринфской церкви и одно из них утеряно, а также что то, которое названо вторым, на самом деле третье по счету. И еще, что представляло собой коринфское общество тех времен? Каков был исторический фон событий в коринфской церкви? Спасибо.»
Отвечает Алексей Комлев:
# Мир Вам, Лариса ! Можно предположить, что посланий существовало, как минимум, четыре, а можно предположить, что и пять, если попытаться найти какие-нибудь исторические корни апокрифического 3-го послания к Коринфянам (чего, как я думаю, делать не стоит).
Послание к Коринфской церкви, предшествовавшее 1-му Коринфянам, упомянуто в 1Кор.5:9 "Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками..."
Помимо этого, во 2-м Коринфянам упомянуто письмо "от скорби":
«От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.» (2Кор.2:4)
Является ли этим письмом "от великой скорби" 1-е к Корянфянам ? Описание обстоятельств написания данного послания предполагает сильное эмоциональное потрясение: "От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами". Написание его огорчило и самого апостола, а послание к Коринфянам выглядит довольно оптимистичным, хотя и содержит справедливые упреки. Это письмо обычно ассоциируют с 1-ым Кор. так как и там и там говорится о неком человеке, послужившим причиной большого огорчения. В 1 Кор. это блудник, который "вместо жены имеет жену отца своего". Но во 2 Кор., скорее всего, говорится уже о другом человеке, который огорчил самого апостола лично, что видно из 2 Кор.2:5,10. Блудник же из 1 Кор. был Павлу незнаком. Есть и еще причины, по которым письмо, написанное "от великой скорби" нельзя считать 1-ым Кор., впрочем, все они носят характер предположений.
Как бы то ни было, мы можем с уверенностью сказать, что Коринфская община была весьма проблемной и двумя посланиями переписка не ограничилась. Более того, после смерти Павла её продолжил Климент Римский (скорее всего, Климент из Флп 4:3). Существует 3 послания Климента. Первое - подлинное, и два - сомнительной подлинности.
Общество Коринфа было крайне развращено. В греческом языке даже появился глагол "коринтиадзестай", означавший "развратничать". Кроме этого, в Коринфе существовала традиция соперничества философских школ, пагубно отразившаяся на жизни молодой общины. Об этом я писал вот здесь: http://biblestudy.ru/qna/3787.shtml
Внутриполитические события Римской империи, происходившие во времена написания посланий к Коринфянам, насколько я понимаю, отражения в них не нашли.
----------------------------------------------------
3.859 Сергей (shilov_s@???.by) пишет: «Здравствуйте. Прочитал более подробно Ваше письмо. Появился еще один вопрос. Расскажите пожалуйста о учении АСД касательно состояния души человека после смерти. Учение Православной Церкви мне понято.
Например: Евангелие Луки глава 16. Непосредственно после смерти души и богача и Лазаря продолжают сознательное существование. К тому же присутствует и Авраам, который говорит, что и вернувшимся оттуда не поверят. Кстати говоря, Православная Церковь хранит много свидетельств людей умерших и чудесным образом вернувшихся к жизни.
Или например: Деяния, Глава 7. И здесь понятно, Стефана пришел встретить Сам Спаситель. Что и Стефан подверждает молясь: Господи Иисусе! приими дух мой.
А о чем говорит апостол Павел в послании к Филиппийцам? Глава 1 22-24: «Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.» или в главе 2:10-11 «…дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.» Кто такие небесные, земные и преисподние?
А вот еще из второго послания Коринфянам (Глава 5:10): "ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое." Написано ли здесь, что после смерти человека сразу (лично для человека) будет Суд?
А о чем говорит Спаситель в Евангелие от Иоанна (Глава 5:24)? " Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь." Не о том ли, что до Суда некоторые уже имеют жизнь вечную? Православное учение основывается на свидетельстве Святых Отцов, которые в свою очередь получили его от Апостолов и мужей апостольских, а на чем основывается учение АСД?
На вопрос отвечает Алексей Комлев:
# Мир Вам, Сергей.
Учение АСД основывается исключительно на библейских свидетельствах. Возможно, библейские тексты в отрыве от последующей богословской и культурной интерпретации звучать непривычно, ни именно в этом непривычном нам виде и видно их настоящее содержание. Рассматривая какие-либо библейские темы, мы должны подходить к ним с позиций реконструкции именно того подлинного смысла, который вкладывали в них авторы Библейских книг. Ошибкой будет попытка истолковать текст с позиции христианского богословия более позднего периода. Впрочем, сегодня большинство толкователей Библии, как из православной, так и их протестантской среды, проявляют именно последний подход, достигая в этом весьма интересных результатов. Например, реконструируют в Библии целые символы веры ранней церкви, забывая при этом, что идея символа веры есть инновация Тертуллиана и Иринея Лионского, или вольно дополняют свидетельства одной книги текстами другой, не утруждая себя вопросом, почему ни один из авторов книг не сделал этого самостоятельно.
Но вернемся к нашей теме. Сначала позволю себе небольшое лирическое отступление. Раньше я полагал, что после смерти моя душа отделится от тела, и, наблюдая за происходящим вокруг, отправится куда-то, где будет решаться её участь. Так как я считал, что для спасения нужно вести аскетическую жизнь, подобную жизни монаха, то на райское блаженство после смерти я не рассчитывал, полагая, что, скорее всего, буду отправлен в ад. Конечно, это звучит смешно, но, поверьте мне, сегодня подобного мнения придерживается большинство россиян. Перспектива попасть в адское пламя не вселяет в человека особой радости, и он, скорее, будет тяготеть к хорошо обоснованному и знакомому ему научному атеизму, чем к неизведанному миру христианской веры. Когда же я узнал, что в Библии ничего не говорится об аде и о загробном существовании души, я стал смотреть на христианство более оптимистично и постепенно понял, что вера в Бога основана на любви, а не на страхе перед перспективой посмертного возмездия.
А теперь, что, вкратце, представляет собой учении нашей церкви, основанное на использовании сугубо библейских свидетельств. Первое и главнейшее свидетельство о том, что представляет собой человек, находится в Прологе Книги Бытие.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт.2:7)
Итак, здесь человек есть существо целиком материальное, приводимое в движение дыханием жизни от Бога. Прах – вещества нашего мира, химические элементы, из которых состоит человеческое тело. Дух, дыхание жизни, по-еврейски «руах» и имеет основное значение «ветер», «дуновение». Эти понятия в ВЗ не разделяются, так как для этого нет принципиальных причин. А вот в арабском языке близкие этимологически «рих» - «ветер» и «рух» - душа уже разделены – ведь в поздней по отношению к христианству религии ислама присутствуют традиционные учения о бессмертии души и аде. (О дыхании жизни, духе и душе я писал вот здесь http://biblestudy.ru/qna/3843.shtml ).
Слово «душа» в Библии означает просто «жизнь». Нигде в Библии не говорится о том, что душа есть некая духовная субстанция, дух, а не простое свойство живого создания. Естественно, ни в одном месте не говорится о бессмертии души. Бессмертен только Бог:
"Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь" (1 Тимофею 6:15,16).
После смерти прах уходит в землю, а дыхание жизни возвращается к Богу: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.» (Еккл.12:7) Сознание же не будет действовать, а будет пребывать в состоянии долгого сна без сновидений. Чтобы проиллюстрировать ветхозаветною позицию, следовало бы привести добрую половину самого ВЗ, так как она находит свое отражение повсеместно, но я приведу лишь самые явные тексты.
"Доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих" (Иова 27:3); «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?»(Пс.6:6); "Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего" (Иова 14:12); "Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Даниила 12:1,2); "Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою" (Исайи 38:18,19); "Отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются" (Псалом 103:29,30); "Господь Бог..., распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней" (Ис. 42:5); "Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех; ...Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах" (Еккл. 3:19,20); «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою?»(Пс.87:11-13); «Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу…» (Пс.113:25); «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.» (Пс.145:3,4) и т.д.
Итак, после смерти сознание человека не действует – его состояние похоже на сон. В Библии смерть вообще сравнивается со сном очень часто:
«…сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.» (Матф.9:24) «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер.» (Иоан.11:11-14) «Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".(Еф.5:14)
Такое сравнение не случайно – после смерти умерших ожидает пробуждение-воскресение. Произойдет это воскресение мертвых в Пришествие Христа: «…потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде… »(1Фесс.4:16) Как сказано в этом тексте, сначала воскреснут только праведники:
«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.» (Откр.20:4,5)
Но потом грешники также оживут. Но оживут, чтобы принять вечную смерть, начисто исчезнуть вместе с сатаной и ангелами его:
«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.» (Откр.20:7-14)
Эта «вторая смерть» и есть смерть настоящая, отличная от сна между смертью первой и воскресением.
«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.» (Откр.20:6)
Исходные ветхозаветные представления о жизни и смерти человека далеко отстоят от традиционных для нас представлений о душе. Новый Завет не принес по отношению к Ветхозаветной традиции абсолютно ничего нового. В НЗ мы видим ту же ветхозаветную концепцию. Даже новозаветное слово «дух» или «душа» в большинстве случаев имеют в оригинале слово pneu_ma , (пневма) аналогичное еврейскому «руах» - ветер.
"Ибо, как тело без духа (pneu_ma) мертво, так и вера без дел мертва" (Иакова 2:26).
Это же положение иллюстрирует и молитва умирающего Стефана: «Господи Иисусе! приими дух мой.» (Деян.7:59)
Естественно, авторы НЗ также далеки от поздних представлений о загробном мире и странствии душ:
«Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. … Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,» (Деян.2:29-34)
"Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Иоанна 5:28,29).
Итак «Давид не вошел на небеса», а творившие добро находятся просто «в гробах». Да и традиционного представления о бессмертии человеческой души в НЗ нет. На всем протяжении Библии вы не найдете ни одного упоминания описания загробного мира, или свидетельств лиц, там побывавших. В этом плане, позиция ВЗ сильно отличается от позиции Православной Церкви, по Вашим словам, хранящей такие свидетельства. С последним я не могу полностью согласиться, так как эти самые «свидетельства» хранит не сама Православная Церковь, а некий иеромонах Серафим Роуз, книга которого «Душа после смерти» стала сегодня очень популярной среди православных христиан. Откровенно говоря, это взвывает у меня некоторое удивление – дело в том, что Серафим Роуз принадлежит не к нормативной православной церкви, а к небольшой западной группке псевдоправославного толка, а РПЦ обычно достаточно ревностно следит за подобными вещами.
Однако независимо от того, кто поставляет информацию о событиях после смерти, нужно дать её оценку. С научной точки зрения все впечатления людей, «вернувшихся с того света» вполне объяснимы. У находящегося в беспамятстве человека при определенных состояниях начинают противоестественным образом дрожать глаза. Человеческие глаза вообще совершают быстрые движения во время сна, но когда в организме происходят серьезные негативные процессы, получатся так, что взгляд фокусируется в одной точке, где больной видит свет, а дрожание глаз создает иллюзию быстрого движения, полета. Болезненное сознание само достраивает обстановку темного «туннеля», по которому «летит» человек – это может быть автомобильный туннель, пропасть или больничные коридоры, в зависимости от обстоятельств, в которых человек потерял сознание. В этот момент человеку плохо, но кризис постепенно проходит. Так как страдания отступают, человек начинает видеть более спокойный сон. Он вспоминает что-то, к чему его тянуло всю жизнь – потерянных родственников, рай, Бога, ангелов или еще что-то из церковной сферы, к которой подсознательно тянутся все дети. Родственники зовут его к себе, ангелы или Богоматерь говорят ему что-то очень хорошее, что он чаще всего не понимает, но ему радостно. Вдруг боль вновь возвращается и человеку представляются картины ада, мучений грешников. В них находят свое отражение какие-нибудь страшные сцены, отпечатавшиеся в детской памяти.
Все эти впечатления очень сильны – сильны даже не своими подробностями, сколько необычностью пережитого опыта. Естественно, все это имеет в своей основе культурную традицию региона, где живет человек. Православный видит одно, католик – другое, буддист – третья, язычник – четвертое. Так как православным предоставляются только те свидетельства, которые соответствуют учению РПЦ, то эта сомнительная информация воспринимается как достоверные свидетельства.
Говоря о значении культурного окружения в таких моментах не лишним было бы заметить, что традиционные учения о загробном мире были навеяны именно языческой культурой (конкретные примеры я приводил вот здесь: http://biblestudy.ru/qna/3774.shtml). Почему получилось так, что исходная библейская концепция была заменена эллинистическими представлениями о бессмертии души и загробной жизни? Основная здесь причина – плохое знание новообращенными христианами исходной ближневосточной традиции и желание совместить христианские свидетельства с культурным пластом античности. Как же это так? Одиссей спускался в царство Аида, Эней – тоже, а Христос чем хуже их? Были и другие мотивы, которые повлекли за собой сложение хорошо известных нам представлений о загробной жизни.
Если языческие представления стали конечным этапом эволюции представлений о состоянии умерших, отхода от изначальной библейской концепции, то промежуточным этапом служила специфическая иудейская концепция, являвшейся дополненным простонародным вариантом самой ранней. Её тоже важно знать, чтобы понимать культурный контекст, в котором были написаны книги НЗ.
По сути, в ВЗ нет полной картины того, что происходит после смерти. Открывать людям то, что они не смогут понять, так как не смогут пережить при жизни, просто не было смысла. Люди начинали кое-что додумывать самим. Большинство из этих представлений было утрачено, хотя многое нашло отражение в раввинистической литературе и даже в Библии, не стремясь, правда, занять место безусловного догмата. В целом, в народе справедливо считалось, что человек прекращает осмысленное существование после смерти и вновь начинает жизнь после воскресенья. «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.» (Иоан.11:23,24) Но для того, чтобы воскресенье произошло без особых проблем, считалось важным сохранить кости человека. Кости представлялись как некий каркас, информационный носитель, на основе которого должно было произойти восстановление плоти. Вообще, в древности люди склонны были наделять различные органы человека душевными качествами: кости – информационная основа, кровь – носитель жизни (души), сердце – средоточие характера, язык – прикраса неправды и т.д. Причем, кости действительно наделялись некоторыми мыслительными свойствами:
«Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.» (Пс.50:10) «объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои.» (Иов.4:14)
Однажды Господь вновь пошлет свое дыхание жизни в прах человека, представляющий собой его кости. Эту концепцию хорошо иллюстрирует известный фрагмент из Иезекииля:
«Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!" Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.
Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище.» (Иез.37:1-10)
Правда, если кости каким-то образом были утрачены – например, тело было сожжено, при воскресении у человека должны были быть серьезные проблемы. Возможно, он, согласно такому взгляду, вообще не мог бы воскреснуть. Именно по этой причине в фашистских концлагерях почти всегда кремировали тела погубленных в них евреев.
Отголоски этих представлений до сих пор сохранились не только у евреев, но и в православии, где запрещается кремировать тела умерших. Правда, иудейская основа этих представлений практически утрачена и заменена тезисом о том, что душа боится огня.
А теперь перейдем к рассмотрению указанных Вами текстов. Единственным местом, где как-то затронута тема загробного мира – реального или вымышленного, является притча о богаче и Лазаре. Это место во многом сродни приведенному выше месту из пророка Иезекииля. И притчу и пророческое ведение нужно понимать не буквально, а аллегорически (об этом я писал более подробно вот здесь: http://biblestidy.ru/qna/3767.shtml)
Почему Иисус прибегает к небиблейской тематике, пользуясь образами народных верований? Его слова обращены к фарисеям, вовсе не нуждавшимся в тот момент в объяснении устройства загробного мира. Тем более, Иисус добивался вовсе не того, чтобы фарисеи уяснили организацию ада, а наоборот, извлекли из притчи её вполне определенный смысл – осознали, до чего доводит сребролюбие. А так как сюжет по мотивам эллинистической мифологии подходил для этих целей как нельзя лучше, Иисус выбрал именно его.
Давайте разберем эту притчу подробно:
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.»
Изначально представлены два типа людей. Как мы в последствии узнаем, один из них попадает в ад, другой в место блаженства. Причина горькой участи первого – его богатство, причина блаженства второго – его бедность. Мы не видим, что богач был грешником, а Лазарь – праведником. Эту притчу не стоит воспринимать в сотериологическом аспекте, а стоит обратить внимание на то, чему она служила а устах Самого Иисуса – разъяснению вопроса о сребролюбии. Чтобы подчеркнуть разницу в благосостоянии, указано, что богач «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно», а страдания больного Лазаря облегчали лишь нечистые животные собаки, в то время как богач ничем не помог человеку, лежавшему у его ворот и желавшего напитаться крошками с его пиршественного стола.
«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.»
Обратите внимание на то, что здесь противопоставлено – богача похоронили после смерти, а нищий был отнесен на лоно Авраамово. Можно предположить, что Лазарь так и не был похоронен, и погребение его осуществили Ангелы. На «лоне» буквально значит на груди, или за пазухой, а точнее, в большой складке на груди в широкой ближневосточной одежде. То, что Лазарю предоставляется возможность воскреснуть вместе с Авраамом – большая для него честь. Важно также отметить, что богач не удостоен такой чести.
Однако здесь и проявляется вся соль притчи. Иисус сравнивает живых людей с погибшими – фарисеев-сребролюбцев с богачом, попавшем в ад. Употреблять аналогии с умершими, когда речь идет о грехах, вообще характерно для Иисуса (Мф. 23:27; Лук. 15:32; Мф. 15:24)
«И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.»
Здесь начинаются те противоречия, которые и не позволяют принять эту притчу как достоверное свидетельство о загробном мире. Во-первых, Бог в ней вообще не упоминается. И это естественно, в сюжете заимствованному их эллинистической мифологии, израильскому YHWH места нет. В качестве Владыки Небес здесь приставлен Авраам. Непонятно только, кто встречал умерших, когда Авраам еще не родился. Далее, богач просит Авраама послать Лазаря, чтобы тот прохладил его язык перстом, смоченным в воде. Мы видим, что статус богача и Лазаря поменялся после смерти, а точнее, прежние статусы были утрачены – на это Иисус делает явный акцент. Но видим также, что представленные здесь богач и Лазарь не являются бесплотными духами. Ведь смачивать язык бесплотному духу бесполезно. Ясно, что адские мучения здесь есть лишь фольклорный фон. Кроме того, весьма странным было бы предположить, что мучения грешников в аду являются зрелищем для праведников.
«Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь»
Причина попадания богача в ад, а Лазаря в рай у Авраама звучит странно. Создается впечатление, что Авраам акцентирует внимание не на вере и даже не на исполнении Закона Моисеева, а на какой-то самой натуральной «карме» - количестве доброго или плохого, полученного в жизни.
«и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.»
Пропасть, о которой говорится здесь – пропасть между богатыми и бедными установившаяся в израильском обществе. Такой социально-политический аспект играл очень большую роль в жизни Иудеи времен написания НЗ (когда читаешь послание Иакова, создается впечатление, что его написал коммунист). Это важный вопрос, и если хотите, можно поговорить об этом подробнее, так как это тема уже отдельного разговора.
Далее следуют сугубо духовные наставления. Но здесь есть смысл обратить внимание на последнее противоречие. Авраама среди героев притчи никак не могло быть.
«Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.» (Иоан.8:56-59)
Если бы или Иисус или иудеи верили в то, что Авраам продолжает где-то сознательное существование, не было бы нужды поднимать вопрос о возрасте Иисуса, чтобы доказать, что Он не мог видеть Авраама, так как не был его современником.
«Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.»
(Лук.16:19-31)
Толкование приведенного Вами текста Фил.2:10 «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних», не представляет никаких сложностей. Здесь не говорится о загробном мире, просто здесь использовано еврейское идиоматическое выражение «небесных, земных и преисподних», обозначающее полноту творения. Пример его употребления хорошо виден в тексте второй заповеди Декалога: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;» (Исх.20:4)
Но важно также отметить, что суд есть не только сугубо юридическая процедура, а скорее свершение Божьего правосудия в целом.
Что же касается остальных приведенных вами текстов, то, я думаю, это тема отдельного разговора. Разговора о Суде. Суд действительно будет и будет один для всех незадолго перед концом. Подробнее об этом расскажет Василий Юнак в последнем вопросе этого выпуска.
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,
ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.»
(Деян.17:30,31)
У нас остался последний вопрос. Как же быть с Отцами церкви, которые придерживались популярных народных верований относительно бессмертия души. Справедливости ради стоит отметить, что придерживались их не все, примером этому служит Иустин Мученик. Да и по сохранившимся трудам (а большинство из наследия Отцов было утрачено, если судить по их спискам трудов у церковных историков) нельзя провести исчерпывающую реконструкцию их богословских концепций. Впрочем, некоторые тенденции мы здесь все же можем выявить. Позвольте предложить вам следующую таблицу (она в том или ином виде присутствует практически во всех трудах по патрологии)
Автор |
Ветхий Завет |
Новый Завет |
Христианская литература |
Греческая литература |
Римская литература |
Иустин Мученник |
54 |
43 |
- |
12 |
- |
Татиан Сириец |
- |
4 |
- |
5 |
- |
Афинагор Афинский |
13 |
40 |
- |
57 |
- |
Феофил Антиохийский |
44 |
6 |
4 |
39 |
- |
Ириней Лионский |
457 |
865 |
- |
16 |
- |
Ипполит Римский |
194 |
269 |
61 |
118 |
- |
Климент Александрийский |
1002 |
1608 |
152 |
966 |
1 |
Ориген |
522 |
934 |
6 |
39 |
- |
Минуций Феликс |
- |
- |
- |
1 |
3 |
Тертуллиан |
782 |
1040 |
14 |
7 |
26 |
Киприан + Псевдо-Киприан |
893 |
1118 |
- |
- |
1 |
Арнобий |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Лактанций |
107 |
7 |
94 |
134 |
386 |
Что мы видим? Количество цитат из греческих и римских авторов примерно равно количеству библейских цитат. Прошу заметить, что в те времена канон Библии еще не сложился и авторитет источника определялся не его статусом (до протестантского принципа Sola Scriptura было еще очень далеко), а значением его содержания для конкретного человека. Если мысли римского автора были в каком-то случае более уместны, чем слова израильского пророка, предпочтение отдавалось именно им. Хотя апологеты в большинстве случаев подвергали критике античную мифологию, в ряде месть они почти опирались на её сюжеты (во всяком случае, при использовании методов доказательства от противного и доведения утверждения оппонента до абсурда). Примечательно, что многие Отцы опирались не на книжное знание, а скорее, на свой личный опыт, свой литературный взгляд на мир. Примером здесь может быть «Октавия» Минуция Феликса или труды Арнобия и Татиана (ставшего в последствии гностиком), в которых и вправду нет ни единой библейской цитаты. Возможно, они просто никогда не держали в руках ни одного свитка ВЗ. Примечательно также, что в трудах ближневосточных (африканских) Отцов цитат из ВЗ на порядок больше, чем у Отцов античного римского мира. Богословские концепции, Отцов церкви на самом раннем этапе были далеко не однозначны и ближневосточного начала в них было даже меньше, чем античного. Естественно, говорить об однозначности их богословия нельзя и опираться на различные их учения следует избирательно.
Надеюсь, я затронуть все, что Вас интересовало. Если нет, то наш разговор на эту тему можно продолжить дальше.
-------------------------------------
3.860 Станислав (spas@???.ru) пишет: «Здравствуйте. А как вы думаете, как Господь управляет жизнью на земле? Как Он успевает "уделить внимание" каждому из нас? Вы скажете у Него много помощников-ангелов или еще кого-нибудь, но все-таки, что вы думаете на этот счет более конкретно? Как-то, я слышал мнение известного телеведущего, Гордона, он сказал, что Бог был когда создавал землю и все вокруг, а сейчас Его нет и появится снова к "концу земли." Вы согласны с этим? Спасибо за вашу рассылку»
Отвечает Василий Юнак:
# Приветствую Вас, Брат Станислав! В отношении высказываний о Боге известных или не известных людей, я могу сказать только словами Священного Писания: "Сказал безумец в сердце своем: `нет Бога'" (Пс 13:1). Это было его личное мнение, основанное на чем угодно, но только не на Священном Писании. Библия же говорит о вечном существовании Бога. Тем же, кто хотел бы отодвинуть пришествие Господа, подольше оставаясь без Бога, Библия говорит: "Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными" (Лк 12:45,46). Просто представьте шаловливого ребенка, который говорит: "а, родителей нет дома, так что я не боюсь...", и в этот момент он замечает родителей, стоящих рядом и слышащих его слова. Представили? А теперь увеличьте эту ситуацию до отношений Бога и того безумца, который говорит, что Бога нет. Представили? Я не хотел бы оказаться на его месте.
Но перейдем к основному вопросу. Как Бог может управлять всей Вселенной и в то же время уделять достаточно внимания каждому лично?
Это довольно хороший вопрос. На него есть один ответ: "На то Он и Бог!" Но я знаю, что этот ответ Вас не удовлетворит. Потому позвольте мне ответить иначе, приводя примеры из жизни, которую Вы знаете.
Когда-то, когда компьютеры еще не вошли в нашу жизнь, я отвечал на подобный вопрос сравнением с профессиональным шахматистом, гроссмейстером, который играет на множестве досок. Это невероятно для простого шахматиста, но для нашего гроссмейстера - это норма жизни. И если один выдающийся человек одновременно решать вопросы с десятком-сотней других, то что можно сказать о Боге, Который намного более выдающийся, чем самый сильный гроссмейстер!
Но сегодня у меня есть другой пример. Когда в 1980-м году изобрели первый персональный компьютер, он был мощнее, чем многие огромные вычислительные машины, занимавшие целые многоэтажные здания в 50-60-е годы. Но сегодня простейший карманный калькулятор имеет внутри себя процессор более мощный, чем тот первый персональный компьютер, который, кстати, разрабатывался как простой настольный калькулятор. А сегодня у меня в кармане помещается компьютер, который по своей мощности превосходит десяток тех, что я имел лет пятнадцать тому назад, когда приобрел свой первый ПК 386sx-20 с 40 Мб жесткого диска (на то время это был довольно мощный и передовой компьютер, а пределом мечтаний был только что изобретенный 486dx-50). Вы можете сегодня представить компьютер с процессором всего лишь 50 мегагерц, когда речь уже идет чуть ли не в 5 гигагерц (5000 мегагерц), а я в свое время работал на компьютерах с процессором в 4,7 мегагерц - это в тысячу раз слабее, чем самый современный процессор. И было это всего лишь каких-то 17 лет тому назад. Сколько миллионов операций в секунду может выполнять современный процессор? Сколько одновременных процессов может выполнять современный процессор? Какой мощности должен быть компьютер, чтобы он мог одновременно обслуживать 8.000.000.000 пользователей? Сколько сегодня пользователей одновременно сидят в интернете? еще не миллиард? Вот, что я скажу: очень даже скоро, в считанные месяцы или годы (если это уже не является реальностью), человек изобретет компьютер или компьютерную сеть, которая будет способна подключить к одновременной работе все восемь миллиардов компьютеров, если бы мы посадили за них все восемь миллиардов взрослых, новорожденных, детей и стариков. И это человеческое изобретение могло бы выполнить ту функцию, о наличии который Вы высказываете сомнение у Бога. Но Бог, создавший все эти физические законы, позволяющие создать такие компьютеры, и сотворивший человека, способного создать такие машины, неужели Он не может обладать способностью, превышающей способности самого супер-компьютера, о котором мы только можем мечтать? Только подумайте о Боге, который "сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось" (Пс 32:9), то есть во мгновение ока решает задачи по проектированию и исполнению таких задач, как создание земли, живых существ, растений...
Многие фантасты сегодня представляют Бога в виде вселенского супер-компьютера. Но к этому стоит еще прибавить вселенскую супер-любовь, супер-милость, супер-заботу и так далее. И тогда, более-менее, весьма отдаленно, мы сможем хоть на чуть-чуть представить Бога, увидеть Его "как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1Кор 13:12).
Я ответил на Ваш вопрос? В принципе, на него ответить не возможно, потому что нам не известна природа Бога. Но я только надеюсь, что мой ответ удовлетворил Вас.
Благословений!
Василий Юнак
-------------------------------
3.861 Борис Павленко (bpavlenko@???.ru) пишет: «Мир Вам, брат Василий! Не могли бы Вы указать место в Святом Писании откуда становится ясно что с 1844 года и доныне Иисус на небесах ведёт Суд праведников (насколько я понял, этой доктрины придерживается Церковь АСД). Заранее спасибо, Борис»
Отвечает Василий Юнак:
# Приветствую Вас, Брат Борис! Да, это основополагающая доктрина Церкви АСД, которая положила начало это церкви вообще. Все остальные доктрины последовали за этой.
Я хотел бы разбить этот вопрос на две части - на подтверждение даты и на подтверждение события. Это потому, что с датой 1844 соглашались и соглашаются представители многих конфессий, в том числе и не христианских (например, Бахаи). После 1844 года, когда проповедуемый баптистским проповедником Вильямом Миллером конец света не наступил, было множество групп верующих, которые выдвигали свои истолкования этой дате. Некоторые из этих групп уже давно исчезли в истории, другие здравствуют и поныне (например, Свидетели Иеговы, Адвентисты Первого Дня, и ряд других мелких конфессий). И только Адвентисты Седьмого Дня (АСД) придерживаются учения о следственном суде в небесном святилище, которое совершает с 1844 года Иисус Христос как наш Первосвященник.
Итак, почему 1844 год? - Есть пророчество Даниила "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится" (Дан 8:14); - есть принцип пророческого времени "день за год, день за год Я определил тебе" (Иез 4:6); - есть точка отсчета "Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима" (Дан 9:25) [кстати, дальнейшие слова этого текста помогают нам убедиться в верности принципа "день за год" и выбора точки отсчета, потому что там между прочим указывается дата начала служения (крещения) и распятия Христа]; - есть исторические сведения об указе, который был издан в 457 г до н.э.; - есть знания арифметики и хронологии, которые позволяют к 457 г до нэ прибавить 2300 лет и получить 1844 год.
Это простое объяснение, которое было проверено и перепроверено тысячами богословов. И в принципе, хотя кое-кто может предлагать некоторые альтернативы этой дате, они не сдвинутся более, чем на плюс-минус десяток лет, что сегодня вряд ли окажется существенным (хотя точная дата важна для других деталей этого большого пророчества Даниила и переплетающегося с ним пророчества Откровения).
А теперь, почему "Суд праведников"? - Названное пророчество Даниила говорит, что в это время "святилище очистится" (Дан 8:14); - Очищение святилища - это ежегодная церемония служения в ветхозаветной скинии или в храме, которая известна также под названием "Судного дня". Это служение совершалось однажды в год исключительно первосвященником, и к нему тщательно готовились, потому что исход этого "судного дня" решал участь каждого еврея. Описание этого события дано в Левит 16 главе. - Послание к Евреям, начиная с 6:19,20 где говорится о том, что Иисус вошел во святое-святых за завесу (а это именно то место, куда первосвященник в земном святилище входил только однажды в год для очищения святилища), и далее, особенно в главах 9 и 10, говорится о том, что Христос совершает в небе подобное же служение очищения святилища небесного от наших грехов. - В 1Пет 4:17 мы читаем, что "время начаться суду с дома Божьего"; апостол Иаков говорит, что мы "имеющие быть судимы по закону свободы" (Иак 2:12). - Но Христос в Ин 5:24 утверждает, что верующий в Него "на суд не приходит". Как это совместить с тем, что мы должны быть судимы? Только понимая, что суд над праведными будет происходить в их отсутствие, а праведников на суде будет представлять наш Ходатай (другое значение этого слова - Адвокат) - Первосвященник Иисус Христос.
Итак, мы видим, что согласно пророчеству Даниила действие очищения небесного святилища должно начаться по окончании 2300 лет с момента указа о восстановлении Иерусалима. Исторические подсчеты указывают на 1844 год. В свою очередь, очищение святилища означает удаление исповеданных грехов, которые накапливались через кропление жертвенной крови за завесой, то есть во святом-святых. Согласно ветхозаветному постановлению, тот, кто не смирит себя и не раскается к этому времени, будет истреблен из числа народа Божьего. В послании к Евреям мы находим подобное, относящееся к народу Божьему в целом. При этом, в процессе очищения святилища Первосвященник назван Ходатаем или Адвокатом за грехи наши. Апостол Иоанн называет Его также "умилостивлением за грехи наши" (1Ин 2:1,2). Это уже предполагает судебный процесс с рассмотрением дел праведников, который проходит, согласно слов апостола Петра, уже в наше время, но на который, согласно слов Иисуса Христа, верующий не приходит лично, но его дело решается заочно.
Здесь можно было бы также упомянуть момент из пророчества Даниила 7:10, где говорится о том, что на небе начинается суд, однако при этом нужно было бы рассмотреть все пророчество во многих деталях, чтобы убедиться, что тот суд будет происходить еще до второго пришествия Христа. А на это у нас здесь нет места. Потому я ограничусь только этими текстами, которых вполне достаточно для того, чтобы увидеть библейское основание для учения о суде над праведниками, начавшемся на небе в 1844 году.
Да благословит Вас Господь!
Василий Юнак
----------------------------------
3.862 Shargaev Yuri (shargaev@???.net.il) пишет: «Здравствуйте, Василий! Я только что подписался на Вашу рассылку, из нее понял, что Вы являетесь представителем Адвентистов 7 Дня, так ли это? А теперь вопрос, который я хочу задать - как Вы считаете, для чего спасение дано язычникам?»
Отвечает Василий Юнак:
# Приветствую Вас, Брат Юрий! Да, я являюсь адвентистом седьмого дня. Свою рассылку веду по собственной инициативе в свободное время.
Спасение принадлежит всем людям вне зависимости от национальности или расы. Вначале Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Этот человек не имел национальности или расы. Этот человек согрешил и Бог этому человеку - Адаму и Еве - дал обетование Искупителя, которое записано в Бытие 3:15. Вся дальнейшая история только показывает, как Бог выполнял Свое обещание искупить человека. Верно, впоследствии появились национальности и расы, но нигде не сказано, что какая-либо национальность или какой-либо народ потерял преимущество спасения. Верно, что из среды множества людей был призван Аврам для того, чтобы стать хранителем истинной веры. Но сразу же было сказано, что в нем "благословятся все племена земные" (Быт 12:3). Это значит, что Авраам и его потомки должны были нести весть о спасении всем людям. Однако, многие из потомков Авраама не исполнили своего предназначения. Они замкнулись в себе, и не желали делиться своим спасением с другими, что так или иначе привело их к потере своей исключительности. Христос говорил, что дети Авраама - не те, кто по плоти таковы, а те, кто по духу являются его последователями (Лк 3:8; Ин 8:39). Пророк Даниил пророчествовал об особом времени, которое дано Израилю (см Дан 9:24-27). По истечении этого времени миссия проповеди Евангелия перешла к уверовавшим из язычников.
Для Бога-Творца, для Бога-Отца одинаково дороги все Его дети. Он отдал Своего Сына на смерть ради каждого. В его глазах ни один человек не имеет преимущества перед другим, потому что "все согрешили и лишены славы Божьей" (Рим 3:23).
Я понимаю, что само деление на иудеев и язычников - это не Божье деление, а человеческое. Да, Господь давал определенные заповеди народу Израильскому, которые ограничивали общение с другими народами, но цель этих ограничений заключалась не в том, чтобы поддерживать национальную особенность евреев, а с тем, чтобы истинная религия не была утеряна в смешении с прочими народами. Вся история Израиля - это попытки Господа удалить язычество и идолопоклонство из среды избранного народа. Но тот же царь Давид был правнуком моавитянки (Руфь 4:21,22), о народе которой было сказано, что никто из них не войдет в число народа Божьего... (Втор 23:3). Именно потому Господь говорит через апостола: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал 3:28,29).
Благословений! Василий Юнак
-------------------------------------
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе" |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: religion.biblestudy |
Отписаться |
В избранное | ||