← Март 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://biblestudy.ru
Открыта:
02-01-2001
Адрес
автора: religion.biblestudy-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
3.826 Убийства в ВЗ и заповедь «Не убивай».
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам через форму на нашем сайте
Приглашаем вас также подписаться на наш дискуссионный лист
Приветствуем всех подписчиков нашей рассылки!
Так как при рассмотрении некоторых вопросов возникает необходимость включить
в текст греческое или еврейское слово, мы решили передавать их не в латинской
транслитерации, а в оригинальном написании. Поэтому большая просьба ко всем
подписчикам скачать с нашего сайта и установить необходимые для этого шрифты.
http://biblestudy.ru/fonts.rar
Вес архива – всего 90 кб.
===================
Содержание выпуска:
===================
3.826 Убийства в ВЗ и заповедь «Не убивай».
3.827 О документальной теории происхождения Пятикнижия и новой исагогике
3.828 «Рай» в Библии
3.829 О нашей рассылке
===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================
3.826 KONSTANTIN (bratstvolviv@???.ru) пишет: «Слава Богу! У меня такой вопрос. В Библии есть заповедь - не убий. Однако евреи в Ветхом Завете убивали многие народы - Хананеев, Евусеев и т.д. Так же убивали человека, обвинённого в богохульстве. Так же Давид, избранник Божий, беспрерывно был занят войнами и убийствами. Так же царь Соломон убивал людей в наказание - Семея, Иоава и т.д. Скажите пожалуйста, какие рамки есть у этой заповеди, и какой смысл в неё вкладывается? Заранее благодарен. Спаси Господи.»
# Действительно, при рассмотрении упомянутых Вами случаев, а также еще целого ряда эпизодов, можно сделать ложный вывод о том, что Бог позволяет делать то, что Он Сам запретил. Чтобы разобраться с этим вопросом, нам необходимо несколько абстрагироваться от привычной для нас евангельской морали и вжиться в ветхозаветный контекст.
Основополагающим здесь будет важный ветхозаветный принцип справедливости – «закон возмездия»:
«кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:6).
«глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.»(Исх.21:24,25)
«Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал» (Лев.24:17-19)
Предание человека смерти, являющееся следствием исполнения закона возмездия, санкционировалось Богом, как реализация принципов справедливости.
Нужно заметить, что в Нагорной проповеди Иисус не отвергает принцип «закона возмездия» как несправедливый (Матф.5:38,39 «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»), но говорит, что Его ученики не должны добиваться его осуществления. Последователи Иисуса стоят выше принципа «закона возмездия», данного людям в качестве наиболее простой формулировки принципов справедливости, так как стремятся к небесному совершенству: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Матф.5:48) О действенности же «закона возмездия» Иисус напомнил в момент Его ареста. «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;» (Матф.26:52)
В «законе возмездия» мы имеем крайне примитивную, но абсолютно справдливую формулировку. Именно на этом, кажущемся архаичным, принципе и основана в своих общих границах справедливость (не милосердие, праведность или мудрость, а именно справедливость). Важно отметить, что в Израильском государстве не было правоохранительных органов, подобных нашей милиции, поэтому реализацию «закона возмездия» брали на себя те, кого сфера действия этого принципа как-то затрагивала - например, родственники убитого. (Однако делалось все это обычно в соответствии с решением суда.) Таким образом, месть была позволена как инструмент осуществления правосудия. (Напомню, что мы говорим не о высокоразвитых гражданских обществах, а о примитивном обществе 2-3-х тысячелетней давности. То, что жизнь именно этого общества представлена в Библии, вовсе не говорит о том, что оно представлено в качестве эталона или образца для подражания. Отметим также, что современное общество, в основном, руководствуется евангельской моралью и принципами христианского гуманизма.) Поэтому месть, как реализация принципов справедливости, часто ассоциируется в ВЗ с божественным промыслом (Иер 51:56; Втор 32:41; Втор 32:35; Ис. 61:2; Иер 46:10; Пс. 93:1,2). Например:
«Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. (Наум.1:2)
Если рассматривать вопрос именно в таком ключе, то не было бы естественным и законным желание реализации принципов справедливости, гарантом которых является Сам Бог? Поэтому в ВЗ присутствует ряд довольно жестких фрагментов, вроде проклинающих псалмов (Пс. 34, 51, 58, 68, 108 – Последний, 108-ой, выглядит особенно кровожадно). Правда, нужно оговориться, что автор этих псалмов не видит различия между своей личной обидой и ущербом, наносимым самому Богу (Пс.96:11-13, Иер 18:19-21), так как представляет в данном случае Его интересы. То же справедливо и для остальных схожих по смыслу мест.
Кроме того, в своих проклятиях ВЗ весьма конкретен, что само по себе хорошо по своей честности. Если современный христианин, например, желает поражения дела мирового терроризма и справедливой победы над ним, что звучит весьма абстрактно, то древний израильтянин, напротив, выражается вполне предметно:
«Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс.136:8,9)
Или:
«Поднимите крик против него со всех сторон; он подал руку свою; пали твердыни его, рушились стены его, ибо это - возмездие Господа; отмщайте ему; как он поступал, так и вы поступайте с ним. Истребите в Вавилоне [и] сеющего и действующего серпом во время жатвы; от страха губительного меча пусть каждый возвратится к народу своему, и каждый пусть бежит в землю свою.» (Иер.50:15,16)
Это невесело, но предельно правдиво.
А теперь перейдем к самому интересному моменту – поголовному истреблению нескольких хананейских народов, о чем повествуется в Пятикнижии и книге Иисуса Навина. Вначале нужно заметить, что для ближневосточных народов того времени войны на истребление были обычным делом, а вот военное право Израильтян скорее напоминало Женевскую Конвенцию.
«Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе [ворота], то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе»(Втор.20:10,11)
«Если долгое время будешь держать в осаде [какой-нибудь] город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его.»(Втор.20:19,20)
«Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою;
если же она [после] не понравится тебе, то отпусти ее, [куда] она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее.» (Втор.21:10-14)
Поэтому сталь суровое отношение к хананеям не может не удивлять. Действительно, отношение к семи народам древней Палестины было совсем иным:
«Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,
и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их… и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя.» (Втор.7:1,2-16)
Дело в том, что во времена тех событий действовали принципиально иные законы. Израильтяне осуществляли так называемый «херем» (В LXX этот термин переведен греческим словом «анафема». Если я не ошибаюсь, к еврейскому херем этимологически близок исламский «харам» - особо тяжкий грех, согласно Шариату). Фактически, «херем» представлял собой реализацию закона возмездия на более высоком уровне – уровне целого народа. За грехи народа уничтожался сам народ. Греховность его достигала такого предела, когда грех выходил за рамки личного и становился общественным. В Ханаане грех стал препятствовать элементарным жизненным началам. Свидетельства о жизни Хананна имеется в предании, сохраненном в неканонической книге Премудрости Соломона:
«Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими беспомощные души, — Ты восхотел погубить их руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих. Но и их, как людей, Ты щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их.
Хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным, или истребить их страшными зверями, или грозным словом в один раз; но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки. Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их. Ибо кто скажет: "что Ты сделал?"— или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил? Или какой защитник придет к Тебе с ходатайством за неправедных людей? Ибо, кроме, Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех, чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил.» (Прем.Сол.12:3-13)
Важно учесть, что «херем» не был благочестивым поводом для экспансии израильтян. Уничтожение хананеев было не следствием Исхода, а результатом царившего в Ханаане беспредела. И хотя повествование Библии последовательно излагает вначале события Исхода, а потом вторжения в Ханаан, эти события не связаны между собой причинно, а лишь хронологически. Важно также учесть, что «херем» не имел национально-избирательного действия. Израильтяне тоже попадали под «херем»:
«Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали", - то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его [порази] острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его…»(Втор.13:12-16)
Пример осуществления этого закона мы видим в событиях связанных с коленом Вениаминовым, описанных в 20-ой главе книги Судей. Кстати, в описании причин кары, обрушившейся на колено Вениаминово, есть определенная перекличка с событиями, предшествовавшими разрушению Содома и Гоморры.
Такое положение кажется довольно мрачным, и в богословской среде существуют концепции, несколько скрашивающие эту мрачность. Если принять гипотезу о позднем создании книги Второзаконие, необходимость написания которой в таком случае могла быть продиктована религиозными реформами Езекии, то можно также предположить, что жесткие девтерномические законы в действительности не были применены по отношению к жителям Ханаана. Причем, автор Второзакония ставит это в вину израильтянам, так и не уничтожившим хананеев до конца, как, по мнению автора книги, повелевал Господь, а лишь оттеснившим коренное население вглубь страны. Жестокость девтерномических законов была особенно актуальна для Езекии, стремившегося уничтожить всех идолов в земле Израильской. В более же древних книгах мы встречаемся с несколько иной традицией:
«Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев; не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки; ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего…» (Исх.23:27-31)
Отсюда мы можем предположить, что экспансия израильтян была длительной и постепенной, а не представляла собой стихийное вторжение. Например, на это косвенно указывает повеление:
«Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.» (Исх.34:15,16)
Если народ должен быть уничтожен поголовно, то какой смысл запрещать вступать в брак с его женщинами?
Принимать ли подобную концепцию или нет – вопрос, выходящий за рамки нашей темы. Но как бы то ни было, израильтяне не осуществили херем в полном объеме. Из описания остатков хананеев в 1-ой главе книги Судей становится ясно, что они хотя и понесли огромные потери, но так и не были окончательно сокрушены.
Итак, подытожим то, к чему мы пришли. Господь не желает убийств, что отражено в седьмой заповеди Десятисловия. Но чтобы эффективно предотвращать их, широко действовал «закон возмездия». Этот принцип дан как примитивная форма поддержания справедливости в обществе. Христиане, не отрицая справедливости этого принципа, руководствуются в своей жизни более высокими нормами христианской морали. Впрочем, и в ВЗ присутствуют передовые для древнего общества принципы, во многом перекликающиеся с христианскими. Здесь я хотел бы привести некоторые весьма гуманные ветхозаветные законы, чтобы наш разговор о принципах справедливости в ВЗ не казался однобоким, так как мы касались в большей степени самых непопулярных моментов.
«Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш.» (Лев.19:33,34)
«Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.» (Прит.24:17,18)
«Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.» (Прит.20:22)
«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.» (Исх.23:4,5)
«Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.» (Втор.24:14,15)
«Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.» (Втор.24:19-22)
«Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего;
пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его.» (Втор.23:15,16)
------------------------------------------
3.827 Виктор Н. (v__soft@?77.ru) спрашивает: «Вы поддерживаете несколько источников Торы? Если я правильно понял, вы считаете Второзаконие написанным во дни Езекии?
А почему? Также вы писали: «Жреческий кодекс был сформирован еще позднее и уже под влиянием других факторов.» Есть ли достаточные доказательства этой теории? Если я понял неправильно, извините. Всего наилучшего»
# Давайте рассмотрим этот вопрос подробным образом.
Первые пять книг Библии называют Пятикнижием Моисеевым или Торой. Название «Пятикнижие» ввели в широкое употребление Ориген и Тертуллиан, название же «Тора» происходит от еврейского слова «хаТора» - учение, хотя в европейской традиции присутствует склонность к переводу «закон» вместо «учение».
Известно, что Моисей написал одну или несколько книг (Исх.17:14; Втор.31:24), о книге закона Моисея упоминается в кн. Иисуса Навина (Иис.Нав.8:31; Иис.Нав.23:6), о находке книги законе Господня, данной рукой Моисея говорится в Хрониках (2Пар.34:14), о книге Моисея говорится также в кн. Неемии (Неем.8:1; Неем.13:1), Ездры (Ездр.6:18), у Марка (Мар.12:26). Учитывая, что Тора являлась основной и общепризнанной Священной книгой Израиля, вполне можно предположить, что её авторство принадлежит именно Моисею. Об этом прямо сказано в Талмуде "Моше написал свою книгу [Пятикнижие]..." , правда там сразу же оговорено: "Йехошуа написал свою книгу и последние восемь стихов Пятикнижия [повествующих о событиях после смерти Моше]...".
Отцы церкви практически не подвергали сомнению талмудическую традицию авторства Пятикнижия, за исключением той же последней главы Второзакония. (Разве что Иероним Блаженный в своем трактате «Против Гельвидия» проявил скептическое отношение к традиционному авторству.) Однако у нас не так уж много оснований разделять эту традицию, и достаточно много причин подвергнуть её сомнению. В Библии часто говориться о законе Моисея, поэтому отрицать участие Моисея в формировании Пятикнижия нельзя, что, впрочем, не говорит о том, что его перу принадлежит каждая строчка всех пятерых книг. В Пятикнижии содержится большое количество описаний событий, при которых Моисей просто не мог присутствовать (вроде Сотворения мира). Также в тексте Пятикнижия присутствует ссылка на неизвестную исследователям книгу: «Потому и сказано в книге браней Господних…» (Чис.21:14). В тесно связанной с Пятикнижием книге Иисуса Навина (согласно концепции Шестикнижия) присутствует ссылка на неизвестную «книгу Праведного»: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"?» (Иис.Нав.10:13) Все это наводит на мысль, что Моисей вполне мог пользоваться ранними письменными источниками.
К тому же, Пятикнижие крайне неоднородно как по своему стилю, языку, так и по жанровому содержанию. В нем присутствует 8 жанров:
1. Поэтические фрагменты, вроде Песни Мариам (Исх.15)
2. Пророческие речения в поэтической форме (т.н. Песнь Моисея, Втор 32.).
3. Законодательные разделы. Законы подразделяются на 2 вида – казуистические и аподиктические.
Казуистические законы посвящены рассмотрению различных судебных прецедентов (Например Исх.21:28: «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват»). Один из признаков казуистических законов – их условность (если…то…), они привязаны к конкретным условиям и, предположительно, возникли в связи с необходимостью ведения оседлой жизни в покоренном Ханаане, чем объясняется их некоторое сходство с законами ближневосточных народов, например, с законами Хамураппи. (Вообще, в еврейской традиции прослеживается некоторый оттенок негативного отношения к земледелию и отдается предпочтение скотоводству. Насколько я понимаю, это вызвано устоявшимся мнением о том, что возделывать землю, проклятую Богом (Быт.3:17) – занятие недостойное.) Аподиктические же законы касаются вечных, непреходящих принципов, вроде Декалога или иных законов моральной сферы. Здесь нет никакой условности или относительности.
4. Богослужебные
5. Толдот (родословные). Вся история Пятикнижия укладывается в 10 толдот. Они служат каркасом повествования
6. Историко-символические сказания. Фактически это касается лишь Пролога кн. Бытие. Метаистория начала человечества раскрыта здесь с помощью символических образов (змей, сад, дерево), что обуславливает специфику данного повествования.
7. Сказания о патриархах, Исходе и переселении в Ханаан
8. Назидательные сказания, близкие по духу к писаниям мудрецов (Быт 37).
Часто, в переходах между повествованиями различных жанров видны заметные «швы».
Помимо этого, текст Пятикнижия имеет несколько специфических черт, свидетельствующих о различии составляющих его источников. Главным считается труднообъяснимое различие в употреблении имен Бога – священного тетраграмматона YHWH и Элохим. Ряд имен собственных также имеет определенную двойственность – тесть Моисея назван то Иофором, то Рагуилом, гора Завета – то Синаем, то Хоривом. Повествование содержит дуплеты и триплеты (повторения) а также элементы содержательного многообразия. Например, к ним относится идея централизации культа кн. Второзакония, отсутствующая в других частях. Здесь сама собой напрашивается параллель с религиозными реформами Езекии.
Все это ведет к выделению ряда источников, из которых было составлено Пятикнижие. Документальная теория происхождения Пятикнижия в своем современном состоянии выделяет 4 источника:
J – Ягвист. Самый ранний источник, отраженный практически во всех книгах, кроме Левит. Выделяется по основному признаку – употреблению имени Яхве (YHWH). Основа богословия Ягвиста – общение Бога с людьми, которые по-разному откликаются на Его расположение к ним. Мне известна точка зрения, рассматривающая Ягвиста как юмористического писателя, подобного автору другой, весьма насыщенной юмором книги – кн. Есфирь. Подобное предположение не стоит воспринимать слишком серьезно, но и отрицать наличие юмора в Пятикнижии тоже не стоит.
Примерные границы J:
Быт 2:4б; 3; 4:5-29; 6:1-8; 7:1-5,7-10,12,16б,17б,22-23; 8:2б-3а,6-12,13б,20-22; 9:18-27; 10:8-19,21,24-32; 11:1-9,28-30; 12:1-4,6-20; 13:1-5,7-11,12б,18; 15 (J+E); 16:1б-2,4-16; 18 (кроме стиха 29); 21:1-2а,6б-7,25,26,28-30,32-34; 25:11,14-18,20-24; 25:1-6,18,21-26,27-34; 26; 27:1-45; 28:10,13-16,19,31-35; 30:3б-5,7,9-16,24-31, стихи с 32 по 43 (J+E); 31:1,3,21,31,38-40,46,48-50; 32:2-13,14а,22,24-32; 33:1-17; 34 (J+E); 37:1-2 (J+E),3-4,11-13,14б,18б,21,23а,25-27,28б,32б-33,35; 38; 39; 42:27-28,38; 43:1-14,16-23,24-34; 44; 45 (J+E); 46:1-5,28-34 (J+E); 47:12 (J+E); 48:8-22 (J+E); 49 (J+E); 50:1-11,14.
Исх 1:6,8-12; 2:15-23; 3:7-8,16-20; 4:1-16,19-20,22-31; 5 (J+E); 6:1,7,23,25; 8:1-4,8-15,20-32; 9:7,13-21,23-34; 10:1-7,13б-19,28-29; 11:4-8; 12:21-23,29-30; 13:21-22; 14:5-7,10-14,19-20,24-26,27б,30-31; 15:22-25,27; 16:4; 17:1б-2; 19-20; 24:1-2,9-11; 32:9-14; 33:7-11; 34:1-5,10-28.
Числ 10:29-36; 11:1-34; 13:17б-20,22-24,26-31,32б-33; 14 (J+E+P); 16 (J+E+P); 20-24; 32 (J+E+P).
Втор 10:6-7,31; 14-15; 23; 34:1б-4,10-12.
E – Элогист. Основной признак, по которому был выделен этот источник – употребление имени Элохим. Впоследствии из него был выделен следующий источник – P. Однозначного мнения о происхождении Элогистической части нет. Возможно она представляла собой интерполяции яхвистической части, а может быть, была отдельно священной книгой. Также как и Яхвист, основная часть Элогиста восходит к временам, близким к временам Моисея.
Примерные границы E:
Быт 15 (E+J); 20; 21:6-32:34; 22:1-14:19; 28:11,12,17,18,20-22; 29:1,15,23,25-28,30; 30:1-3a,6,8,17,23; 31:2,4-18a,19-45,51-55; 32:1-2,13б-21,23; 33:18б-20; 35:1-8,16-20; 37:2б,5-11,14a,15-18a,19-20,22,23б- 24,28a,28б-30,31б-32a,34,36; 40:1-3a,4-5a,6,15a,16-23; 41; 42:1,3-4a,8-26,29-37; 43:14-23б; 45-46:1-5a; 47:12; 48:1-2,8-27; 50:15-26.
Исх 1:15-22; 2:1-15; 3:1,4б,6,9-15,21-22; 4:17-18,20б-21; 7:20б-21a,24; 9:22-23a,35; 10,8-13a,20-27; 11:1-3; 12:31-36,37б-39; 13:17-19; 15:1-21: 17:3-6, 8-16; 18; 19:2б-19; 20:1-21; 21; 22; 23; 24:3-8,12a,18б; 31:18б; 32:1-8,15-35; 33.
Числ 10:29-36; 11; 12; 13:17-33 (J+P); 16:1-34 (E+P); 20:1-9,12-35; 22; 23; 24; 25:1-5; 32:1-17,20-27,34-42.
Втор 10:6-7; 27,5-7a; 31:14-15,23; 33-34:5-6.
P – Священнический Кодекс. Самая поздняя часть Пятикнижия, возможно сложилась даже во времена Второго Храма. Включает в себя, главным образом, тексты, касающиеся богослужебной практики. Включает в себя большое число родословных, перечней. Богословие Священнического Кодекса основывается на идее поддержания святости. В этом предполагаемом источнике Пятикнижия практически отсутствуют антропоморфизмы.
Предполагаемые границы P:
Быт 1; 2:1-4а; 5:1-28; 6:9-22; 7:6,11,13-16а,18-21; 8:1-2а,3б-5,13а,14-19; 9:1-17,28-29; 10:1-7,22-23,31-32; 11:10-27,31-32; 12:4б-5; 13:6,11б-12а; 16:1а,3,15-16; 17; 19:29; 21:1б,2б-5; 23; 25:7-11а,12-17,19-20,26б; 26:34-35; 27:46; 28:1-9; 29:24,29; 31:18б; 33:18а; 34:1-2а,4,6,8-10,13-18,20-24,27-29; 35:9-13,15,22б-29; 36 (Р+J); 36:1-2а; 46:5б-27; 47:7-11,27б-28; 48:3-7; 49:1а,28б-33; 50:12-13.
Исх 1:1-5,7,13-14; 2:23б-25; 6:2-30; 7:1-13,19-20а,21б-22; 8:1-3,11б-15; 9:8-12; 11:9-10; 12:1-20,28,37а,40-51; 13:1-2,20; 14:1-4,8-9,15-18,21а,21б-23,26-27а,28-29; 16:1-3,6-14,16-18,22-28,31-36; 17:1а; 19:1-2а; 24:15б-28а; 25-30; 31:1-18а; 34:29-35; 35:40.
Левит целиком.
Числ 1-9; 10:1-28; 13:1-17а,21,25-26а,32а; 14:1-2,5-7,10,26-30,34-38; 15; 16:1а,2б-11,16-24,27а,32б,35-50; 17-19; 20:1а,3б-4,6-13,22-29; 21:4а,10-11; 22:1; 25:6-18; 26; 27-31; 32:19,28-33; 33-36.
Втор 4:41-43; 32:48-52; 34:1а,3-9.
D – Девтерномическая часть. В LXX кн. Второзаконие называется Девтерономион. Второзаконие стоит как бы особняком по отношению к т.н. Четверокнижию. Эта книга относится к т.н. девтерографам – книгам или частям книг, повторяющим или пересказывающим более ранние книги. Так, Второзаконие является девтерографом по отношению к кн. Исход, 1-я кн. Паралипоменон является девтерографом по отношению к 1-2 кн. Царств. О причинах, вызвавших необходимость создания книги Второзаконие можно сделать много предположений. Это тема отдельного разговора и сейчас мы не будем её касаться.
По отношению к использованию четырех источников можно выдвинуть три гипотезы.
1. Ими пользовался сам Моисей.
2. Ими пользовались компиляторы в течение широкого промежутка времени.
3. Они представляют отголоски устных традиций
Теория четырех источников относится к т.н. концепции «новой исагогики». Напомню, что исагогика занимается реконструкцией обстоятельств написания библейских книг. Название этой дисциплины происходит от греческого «вхождение внутрь». Новая исагогика подвергает сомнению традиционную датировку и авторство библейских книг. Основные её моменты касаются атрибуции (установления авторства той или иной из Священных книг) и хронологии Пятикнижия, исторических книг, Псалмов, кн.Иова, Екклесиаста, Притчей, Исайи, Захарии, Даниила, послания к Евреям.
Хотя многие с сомнением относятся к этой концепции, ничего страшного в ней нет. Концепция новой исагогоки не противоречит свидетельствам Библейских книг. Иисус не оспаривал авторство Торы, приписываемое Моисею ( Мк 10:3; 12:19; Ин 5:45-46), но и Петр ссылается на Самуила (Деян 3:24), имея ввиду текст 2 Цар 7:12-16 который не мог быть написанным Самуилом, уже умершим к тому времени. Мнение, что критика традиционного авторства Библейских книг вредит догмату о богодуховненности Св. Писания, абсолютно несостоятельна, что видно из самого определения «богодуховненность». Неважно, движения чьего пера вдохновлял Господь – великого апостола или пророка, или простого верующего, записывавшего слова кого-либо из знаменитых мужей и составившего из своих записей книгу.
Однако, теория четырех источников и иные теории новой исагогики являются лишь убедительными предположениями и из них не стоит делать новый догмат.
------------------------------------------
3.828 Владимир (tiger3@???.ru) спрашивает: «Что такое рай (физическое?) и что там будет?»
# Мест, где в Библии говорится о рае, не так уж много. Там, где в русском переводе стоит это слово, в оригинале используется слово персидского происхождения, обозначающее «сад». В греческом это para/deisov`, а в еврейском N"+g . В ВЗ это слово обозначает именно сад. Причем, в русском переводе это относится только к Эдемскому саду (Быт. 2:8 и др.). Во многом это обусловлено оттенками значения исходного персидского слова обозначающего огороженный сад, где содержались животные для охоты. (Неем. 2:8; Еккл. 2:5). Этим же словом назван сад Уззы – последнее место погребения Иудейских царей (4Цар.21:18), данное слово повсеместно используется в книге Песни Песней, а также у пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Иоиля.
В НЗ слово para/deisov`, употреблено трижды: в Лк. 23:43, 2 Кор.12:4 и Откр.2:7. Здесь его семантика явно выходит за рамки прекрасного огороженного сада или зверинца. В последующей богословской интерпретации исходное значение употребления здесь para/deisov тесно перемешалось с языческими представлениями о загробном мире и местным фольклором. Правда, справедливости ради нужно отметить, что далеко не все языки имеют подходящие по смыслу слова и переводчику волей-неволей приходится использовать понятия, бытующие в религиозных системах, являющихся нормативными для региона, где используется язык перевода. Например, имеющийся у меня специализированный комментарий для переводчиков на Евангелие от Луки рекомендует для перевода греческого para/deisov на языки мусульманских стран использовать название какого-то места, где не нужно работать, а спелые фрукты сами падают в руки.
Поэтому давайте попытаемся разобраться, о каком рае говорится в Лк. 23:43. Иисус отвечает на просьбу распятого рядом с ним разбойника вспомнить его, когда Он приидет в Царство Свое: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (Лук.23:43)
Давайте проанализируем эти слова. Здесь важно отметить, что в древней греческой письменности не было запятых (и заглавных букв), а наречие можно было помещать где угодно, что никак не влияло на смысл, поэтому точное значение этой фразы не совсем ясно. Здесь можно сделать, по крайней мере, три предположения о точном смысле.
1. Иисус обещает разбойнику, что тот окажется в раю еще до захода солнца. «Ныне» в греческом – «сегодня». Если поставить запятую после слова «ныне» (что и сделано в Синодальном переводе, которым мы пользуемся) то значение будет именно таким. Подобная трактовка соответствует традиционным представлениям о загробной жизни и бессмертии души, хорошо отраженных в раннехристианской и иудейской апокалиптике. Однако, учитывая контекст рассматриваемого нами отрывка, мы вряд ли можем сказать, что такая трактовка в данном случае уместна. Получается, что ответ Иисуса неадекватен просьбе разбойника. Разбойник был большим грешником и, кроме того, попадал под проклятие, как распятый. Это оставляло ему крайне малые шансы на спасение, и он обращается к Иисусу, совершая, таким образом великий подвиг веры, увидев в распятом Иисусе самого Подателя Жизни. Поэтому в ответе Иисуса главным был факт подтверждения дарования разбойнику спасения, а не указание точного времени его появления в раю. Собственно говоря, Иисус бы не стал говорить о времени смерти, так как все трое распятых знали, что их не оставят в живых до наступления праздника.
2. Второй вариант предполагает, что Иисус делает акцент на словах «со Мной». Этот вариант менее предпочтителен.
3. Третий вариант: Иисус просто обещает разбойнику спасение, убеждая его в том, что даже «ныне», в таком плачевном положении, Его слова истинны (истинно говорю тебе ныне). Этот вариант наиболее вероятен.
Таким образом, этот фрагмент также не говорит нам убедительно о том, что после смерти люди оказываются в раю. Рассматривая свидетельство Павла, что он был восхищен «до третьего неба» и был в раю, мы так же не можем найти доказательств наличия в НЗ упоминаний о месте блаженства людей после смерти в загробном мире. Если видеть здесь параллель с Эдемским садом, то мы можем предполагать, что рай в словах Павла есть место, характеризующееся прямым общением с Богом. Если рассматривать «третье небо», как место пребывания Бога (первое небо – атмосфера, второе – звезды) то это подтверждает данное предположение. Возможно также, что Павел проводит здесь ассоциацию с «третьим небом», фигурирующем в иудейской апокалиптике и упоминает, что слышал «неизреченные слова», которые человеку нельзя пересказать.
Итак, использование понятия «рая» скорее относится к фольклорной поэтической стороне Библии. Аналогии с прекрасным садом, фигурирующем в Прологе книги Бытие и книге Песни Песней должны были ободрить несчастного разбойника в словах Иисуса, а аллюзия на иудейскую апокалиптику должна была послужить подтверждению авторитета Павла, как великого апостола и пророка.
Однако сама идея блаженства праведников после смерти в Библии описана достаточно подробно. Правда, библейская концепция значительно отличается от традиционных представлений о загробной жизни, идущих от древних культов предков.
После смерти сознание человека погружается в состояние, подобное долгому сну (в Библии смерть часто сравнивается со сном):
“Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер». (Ин. 11:11-14)
“И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление”. (Даниил 12:2)
”Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем… Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости”. (Екклесиаст 9:5-6,10)
В конце времен (судя по всему, мы уже на пороге этого периода) произойдет воскресение мертвых, о котором постоянно говорится в Библии. Произойдет оно сразу же после Второго Пришествия Христа:
«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». (1 Фессалоникийцам 4:16-17)
”Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения”. (Ин. 5:28-29)
Вначале произойдет воскресение праведников, и они будут царствовать со Христом тысячу лет. Опустошенная земля станет на это время темницей сатаны. По окончании же тысячелетия воскреснут и грешники:
«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.» (Откр.20:1-5)
В те дни борьба за людские души, которую ведут ныне Спаситель Мира – Христос и Враг рода человеческого – сатана, будет уже прекращена и Диавол сможет свободно распоряжаться своими подданными. Ими автоматически становятся люди, не покаявшиеся и не признавшие Иисуса своим Господом – в борьбе между Богом и силами зла не получится сохранить нейтралитет.
«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный» (Откр.20:6-8)
После этого все мировое царство зла будет ввержено в озеро серное:
«И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.» (Откр.20:9-15).»
Так рисует конец нашего мира автор последней книги Библии – Откровение (мы можем почти не сомневаться в том, что её автором является апостол Иоанн Богослов). После этого праведники будут жить в городе Небесном Иерусалиме:
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.» (Откр.21:1-7)
В этом небесном городе будет царить радость и счастье:
«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.» (Откр.22:1-5)
Семью веками ранее похожую идиллистическую картину нарисовал пророк Исайя (или, если кому-то это кажется принципиальным – Тритоисайя):
«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь.» (Ис.65:17-25)
-----------------------------------------
3.829 Станислав Кривяков (kse74@???.ru) пишет: «Уважаемый Василий Юнак. Я атеист, но будучи отчасти культурологом, с интересом и почтением изучаю (пытаюсь изучать) наиболее важные для культуры разных стран и регионов священные тексты, среди которых Библия, несомненно, занимает одно из важнейших мест. Именно с этой целью я присоединился к Вашей подписке. Не могли бы Вы уточнить свою профессиональную позицию: вы комментируете Библию как ученый- теолог, как клирик или просто как хорошо образованный христианин? Для меня это важно с точки зрения отождествления Вашего взгляда на Библию с взглядами определенной группы верующих. С уважением, Станислав Кривяков, Томск.»
# Приветствую Вас, Брат Станислав!
Я рад слышать Вас среди изучающих Библию вместе. Библия - это не просто образец культуры. Библия - это источник культуры. У людей зачастую бывает неверное понимание культуры. Чаще всего под этим понятием подразумевается набор достижений в искусстве, литературе, музыке, архитектуре. Под этим словом подразумевается традиционные пути решения тех или иных проблем общества. А иногда понятие культуры вообще упрощается и низводится к некоему объему знаний о великих людях и их творениях. Но культура - это нечто большее. Подобно истине, культур не может быть много - культура одна, а вот попыток дотянуться до подлинной культуры - много.
Кого мы назовем культурным человеком: того, кто знает содержимое всей классической литературы, может часами говорить о величайших полотнах, скульптурах и памятниках архитектуры, но при этом с легкостью может нагрубить своей матери или наступившему на его ногу в переполненном автобусе попутчику? Или культурным мы назовем вежливого старика, ни разу не сидевшего за партой, и не просмотревшего ни одного фильма, но зато со всеми учтивого, спешащего к каждому на помощь, и никогда не брюзжащего оттого, что современная молодежь не уступает ему место в метро?
(У меня была мимолетная встреча с замечательной старушкой в московском метро. На переходе я обратил на нее внимание - она с трудом стояла, оперевшись на свою палку, и казалось, искала помощи. Нет, она не звала, ни к кому не обращалась - вид ее лица выражал озабоченность, растерянность. Я спросил ее, не нужна ли ей помощь. Она только спросила, с какой стороны поезда идут к нужной ей станции. Нам было по пути, но она отказалась от помощи провести ее в вагон, она сама очень медленно прошла и встала у двери вагона, опираясь на палку и держа пару сумок в руках. На занятых местах вагона никто и не пошевелился. Я оглядел сидящих, и увидел невдалеке двух парней. Я обратился к старушке, и пригласил ее пройти и сесть - ей уступят место. Но она отказалась - нынче места не уступают. Я вызвался проводить ее, но она сказала: не надо, они Вас оскорбят... Меня не оскорбили. На мою просьбу уступить место старушке ребята с готовностью встали - только почему они ждали, пока их попросят об этом? А потом я долго смотрел на эту старушку, и думал о том, что она, живя в этом обществе, где все готовы оскорбить любого ни за что, сама осталась вежливой и заботящейся о других. Она не роптала, но она и не раболепствовала. Она просто оставалась Человеком. Культурным Человеком.)
Истинная культура стоит выше так называемой "культуры" людей разных времен и разных регионов. Везде есть свои положительные и отрицательные принципы. У каждой социальной группы есть и культурные, и бескультурные характеристики. Я изучал многие священные книги, но только Библия является подлинным источником настоящей, истинной культуры. Почему? Приведу только один пример:
Почти у каждого народа есть мудрые изречения и наставления. Очень много великих людей учило чему-то вроде: "Не делай другому того, чего не желаешь себе". Это - великое правило, придерживаясь которого, можно достичь вершин. Однако, "золотое правило" Библии, звучит иначе: "Делай другому то, что ты хотел бы получить сам". И между этими двумя вариантами существует огромнейшая разница. Она и определяет культуру: один не торопится сделать зло, а другой - торопится сделать добро. А между ними - серая толпа равнодушных и беспечных - они зла не делают, но добра тоже. Они просто "культурные" люди. Библия осуждает таковых: "кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (Иак 4:17).
Но я увлекся. Я начал отвечать на другой вопрос, который не был задан. Простите, поступил не культурно. Хотя... я не ищу славы себе, но только Господу. Потому я более охотно буду говорить о Нем, нежели о себе. Но, в то же время, Вы имеете право узнать, кто я и на каком основании говорю. По воспитанию своему я - адвентист седьмого дня, сын служителя этой Церкви, пастора и проповедника, с детства наставлен в Законе Бога. Мне довелось получить богословское образование в двух подпольных семинариях во время СССР, затем я имел возможность учиться на Западе в области издательства, обслуживания и ремонта компьютерной техники, а также получил степень Магистра служения в области психологии библейского консультирования. За более чем двадцать лет церковного стажа работы я исполнял самое различное служение, но хотел бы отметить особо издательскую деятельность, служение переводчика и работу в казначействе. В настоящее время я совершаю свое скромное служение в Заокском Адвентистском Университете (http://www.zau.ru) в качестве финансового работника и преподавателя ряда дисциплин в области церковных финансов и церковного администрирования. Помимо своей основной обязанности, считаю своим долгом всегда и на всяком месте свидетельствовать о Господе и обращать внимание людей на Священное Писание - к этому призывает меня мой Господь и Спаситель, который умер за всех и готовит обители всем в Своем Царстве. По этой причине я часто организовываю различные мероприятия для студентов, направленные на изучение Библии и на повышение духовного (и культурного) уровня в соответствии со стандартами, которые были установлены Творцом человека, Богом, Который есть Любовь. Именно желание поделиться этой вестью о Боге Любви и о Его Слове - Библии, побудило меня несколько лет назад начать эту рассылку "Изучаем Библию вместе". И я весьма рад, что те способности, которыми наделил меня Господь, я могу употребить для спасения многих людей. Я желаю быть вместе с Вами в Его Царстве, когда Он скоро возвратится, чтобы всем, откликнувшимся на Его искупление, возвратить блаженство вечной жизни, некогда утерянное нашими прародителями вследствие непослушания.
Господь да благословит Вас!
Василий Юнак
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе" |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: religion.biblestudy |
Отписаться |
В избранное | ||