Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

3.739 Вопросы по книге Бытие


Информационный Канал Subscribe.Ru

Изучаем Библию вместе Выпуск 193 от 2004-06-26 для 3620 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам на alexey@biblestudy.ru или vasily@biblestudy.ru
Приглашаем вас подписаться на наш дискуссионный лист
Рассылки Subscribe.Ru
Наедине с Библией

===================
Содержание выпуска:
===================

3.739 Вопросы по книге Бытие
3.740 Кому же все таки Христос явился первому после Своего воскресения?
3.741 Антиномии в Библии


===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

3.739 Сестра (m1kinopokaz@???.ru) пишет: «739 Уважаемые Василий и Алексей, Ваша рассылка подтверждает для меня тезис - не хлебом единым жив человек . Ответы на вопросы живые, захватывающие. Господь Бог становится ближе и понятнее. Меняется мировоззрение. Ранее было известно, что нужно отстоять службу, перекрестившись трижды, когда все крестятся, поставить свечки, куда покажут храмовые старушки и поцеловать нужные иконы. Всё, автоматически вечная жизнь приблизилась. Поражена знанием Библии многими участниками дискуссий. Перечитываю ее в очередной раз подробнее. В связи с этим накопился ряд вопросов. Возможно, ответы на них не принципиальны в общем процессе обретения благодати, но все же хотелось бы узнать
Ваше мнение по их поводу. Из книги Бытие:»

# Мир Вам, сестра !
Позвольте ответить на Ваши вопросы по порядку.
1. Так совершены небо и земля и все воинство их. Что имеется в виду под воинством?

Слово воинство имеет несколько значений. Кроме самого распространенного значения – войска, оно может подразумевать еще и все множество космических тел, в основном, звезд:

«Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.» (Ис.40:26)

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их» (Пс.32:6)

«И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист - со смоковницы.» (Ис.34:4)

«… и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.» (Втор.4:19)

Бог неоднократно предупреждал Свой Народ об опасности поклонения «небесному воинству», то есть, звездам и светилам. Ведь в каждом языческом веровании существовал куль бога солнца, богини луны и т.д. В определенные моменты своей истории Израиль отступал от веры в истинного Бога и начинал поклоняться «воинству небесному». Так, Манассия, сын Езекии, «делал … неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: "в Иерусалиме положу имя Мое". И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня» (4Цар.21:2-5)


2. Едемский сад, если я правильно понимаю, был на Земле и был также затоплен во время потопа? А как же тогда деревья жизни и познания добра и зла?

Слово «восток» во времена Ветхого Завета обозначало, главным образом, область, лежащую на востоке от Палестины. Так, к «народам востока» были причислены и филистимляне – ближайшие соседи израильтян : «Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи [у них], как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.» (Ис.2:6)
Однако, у слова «восток» есть еще один смысл – нечто, подчиненное божественной мудрости, исполненное богобоязненности, следующее воли Божией. Например, волхвы, принесшие дары Младенцу Иисусу, сказали: «где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.» (Матф.2:2) Волхвы проживали в Парфянском царстве, и двигаясь на географический восток, они должны были придти в Китай или Индию, а совсем не в Палестину.
При описании истории строительства Вавилонской Башни сказано: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.» (Быт.11:1,2) Движение с Араратских гор в долину Сеннаар происходило не с востока на запад, а наоборот, с запада на восток. Под словами «двинувшись с востока» здесь подразумевается отход людей от верности Богу.
В том же значении слово «восток» встречается в Библии еще не один раз:
«И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его - как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его.» (Иез.43:2)
«Итак славьте Господа на востоке, на островах морских - имя Господа, Бога Израилева.» (Ис.24:15)
«Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром.» (Ис.41:2)

Ну и, пожалуй, самое явное: «по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше» (Лук.1:78)

Поэтому, вполне можно предположить, что под словом «восток» в Быт 2.8 имеется ввиду не конкретное географическое место (хотя там вполне определенно обозначены реки, окаймлявшие Едем), а место, где люди жили в полном согласии с Богом. Что представляло собой это место и какова степень его реальности – сейчас сказать трудно. Да и иррациональное ветхозаветное мышление не требовало однозначных ответов – библейские тексты рассчитаны на создание у читателя собственного впечатления, а не на предоставление ему детального описания.

3. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа. Что значат последние слова?

После убийства Каином Авеля немногочисленное человечество было так потрясено, что на некоторое время утратило веру в Бога. Помните, Господь пообещал Еве: «… и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.» (Быт.3:15) Эти слова есть первое библейское пророчество о грядущем Спасители мира - Иисусе Христе. Но Ева еще не понимала этого, и возлагала особые надежды на своего первого ребенка – Каина. Его рождение она встретила с особой радостью: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.»(Быт.4:1)
Однако надежды не оправдались – вместо обещанного избавления и возвращения в Эдем люди увидели ужас смерти. Их надежды, казалось, были обмануты, впереди не было видно ни малейшей обнадеживающей перспективы, и они серьезно отошли от Бога. Какие суеверия и лжеучения возникли тогда среди немногочисленного семейства Адама – мы можем только предполагать. Но вот, с рождением внука Адама, люди увидели, что надежда все же есть, и жизнь продолжается.
«И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она], Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа.» (Быт.4:25,26)
Выражение «призывать имя Господа» означает глубокое знание Бога, так как в древности имя было не столько уникальным идентификатором человека, сколько выражало его сущность. Поэтому в Библии почти все имена – говорящие, правда, из-за незнания их значения на еврейском мы не всегда это замечаем.


4. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. Но ведь после этого перечисляются многие, жившие в несколько раз дольше. Это ограничение относится не ко всем?

Нет, «120» лет – это не ограничение продолжительности жизни, а срок, отпущенный допотопному миру для покаяния. Точнее, не всему миру, а тем, кем был пренебрегаем Дух Божий. По истечении этих 120 лет произошел потоп, «и лишилась жизни всякая плоть, … и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло». (Быт.7:21,22)

5. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. Смущает слово особенно . Возникает ощущение, что до этого просто мужчины и просто женщины имели обычных детей, а вот с тех пор, как к женщинам стали входить сыны Божии - появились исполины. Может, неточность перевода?

Да, в оригинале нет этого уточнения – «особенно». Слово «исполин» по-еврейски «нефилим». Корень этого слова означает «падать». В этом тексте отражено не столько описание физических качеств допотопных людей, сколько их сущность.

6. Где-то слышала, что конфликт между Измаилом и Исааком, - прообраз конфликта между христианским и арабским миром? Что Вы думаете об этом?

Скорее, между арабским и еврейским. Ведь Измаил – отец арабов, а от сына Исаака произошли израильтяне (потомки Иакова) и, впоследствии исчезнувшие, идумеяне (потомки Исава). Последние правители Израиля - Ирод Великий и его немногочисленные преемники были именно идумеянами, чем и объясняется их формальное, и подчас враждебное, отношение к иудейской религии.
Надо добавить, что личного конфликта между Измаилом и Исааком не было. Разве что, Агарь и Измаил были изгнаны, после того, как Измаил насмехался над маленьким Исааком. Но позже они вместе похоронили Авраама.

7. «И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного.»
(Быт.21:33)
«Еще не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? Не та ли это, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали.» (Быт.44:4,5)
«И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля.»(Быт.50:2)
«И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.»(Быт.50:26)
Моление в рощах, гадание, мумификация как это понять в разрезе христианских традиций?

Ну, христианские традиции весьма далеки от событий 4000-летней давности.

В данных же текстах нет ничего предосудительного. Роща, насаженная Авраамом, не имела ничего общего с языческими капищами ближневосточных народов, которые, действительно, устраивались в рощах-оазисах. Дело в том, что вырастить рощу в той пустынной местности было практически невозможно. Но Авраам насадил свой тамариск, и он у него принялся. Это было настоящим чудом, что и побудило Авраама призвать имя Господа.

Что касается чаши для гадания, то это – лишь уловка Иосифа. Египетская религия была полна оккультных практик и так как братья сперва не узнали Иосифа, проданного ими в рабство, то Иосиф представился им как настоящий египтянин. Иосифу и не важна была та чаша, её подбросили сынам Иакова, так как Иосиф желал устроить своим братьям это испытание - дать понять им, насколько тяжкий грех они совершили, продав в рабство своего брата.

Мумификация не была чем-то чуждым для израильтян. Евреи издревле считали необходимым сохранить тело умершего, так как считали, что его сохранность будет иметь важное значение при воскресении. Сожжение тела умершего считалось катастрофой для него. Именно поэтому Гитлер приказал сжигать в печах тела евреев, погубленных в концлагерях.

8. И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю . Что имеется ввиду под преисподней?

Слово «преисподняя» (шеол) имеет неопределенное значение. В большинстве своем оно обозначает могилу, место тьмы и тления, противоположность жизни.

9. Иаков дал своим 12 сыновьям характеристики, непонятные для меня. Имеется ли ввиду какое-то пророчество относительно дальнейшей судьбы 12 колен Израилевых?

В 49 главе Иаков действительно дает характеристики своим сыновьям. И, как того и следовало ожидать, потомки каждого из 12 братьев – колена народа Израильского, повторили их судьбу. Сегодня эти колена рассеялись и исчезли, но в 7 главе Откровения говорится, что потомки каждого колена будут составлять число спасенных. Как это понимать?
В послании к Галатам 3:27-29 написано: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники". Значит мы, христиане, есть подлинные Израильтяне, и, как и Израиль по плоти, должны принадлежать к 12 коленам.
Вот здесь нам и важны характеристики, данные Иаковом. Каждое из колен характеризуется его характером. Рувим – люди искренней веры, но по ряду причин не могущие иногда сдержать себя (Рувим прелюбодействовал с наложницей отца). Но в то же время, обладающие глубоким смирением и серьезно раскаивающиеся. Левий и Симеон – люди жестокие и мстительные, но способные совершить покаяние, хотя оно и дается им большой ценой. И т.д. …
Все мы, как и сыны Иакова, обладаем грехами и пороками. Но сыны Иакова искренне покаялись – так и современные раскаявшиеся грешники становятся новыми израильтянами из 12 новых колен.
Правда, здесь стоит уточнить один момент: сыновья Иосифа – Манассия и Ефрем тоже входят в число колен. Итого, колен 14 ? Но в Небесный Иерусалим войдут только 12 колен. В их число не войдут колена Дана и Ефрема.
Ефрем – люди гордые и тщеславные, себялюбивые и надменные. Им тяжело искренно покаяться, так как больше всего на свете они любят и ценят себя. Дан - люди, которые привыкли возвышаться за счет других. Царь Иеровоам установил своих двух идолов именно в землях этих колен, заменив истинную религию ложной. Поэтому и вера людей Дана и Ефрема формальна и безжизненна.

---------------------------

 

3.740 Андрей (задал вопрос устно) спрашивает: «Кому же все таки Христос явился первому после Своего воскресения?
Уточнение: Апостол Павел в 1Кор 15:3-9 приводит одну последовательность событий и называет первого Петра (Кифу). Евангелист Марк первой называет Марию Магдалину, а о Петре и не упоминает в Мк 16:9-14. Лука описывает только встречу с двумя учениками, шедшими в Еммаус, которые, возвратившись, узнали, что Господь встречался с Петром - Лк 24:33,34. Иоанн описывает встречу Марии с Иисусом еще до того, как Иисус по Своему воскресению взошел к Отцу (Ин 21:14-18). Матфей также показывает женщин, первыми встретивших Иисуса - Мф 28:9,10.»

# Итак, мы имеем здесь два варианта - Мария Магдалина и Петр. Кому первому явился Христос? Кто из евангелистов и апостолов прав? Лука с Павлом или Матфей, Марк и Иоанн? Ключом к ответу являются слова ангела, записанные у Марка: "Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам" (Мк 16:7). Мы должны помнить о том, что Библия не ставит перед собой целью передавать точную хронологическую последовательность и не заботится о маловажных исторических и географических деталях. Основная цель Библии - показать путь ко спасению и явить характер Божий. И все подчинено этому. Библия часто называет младших детей первыми (Аврам и Аран в Быт 11:27, хотя Аран был много старше Аврама и Нахора, который взял в жену дочь Арана; то же мы находим и у сыновей Ноя: Сим никак не мог быть старшим сыном Ноя, потому что он родился на два года позже первенца - Быт 11:10). Дело в том, что в Библии первым является тот, кто является более важным в данном контексте. Именно поэтому Христос назван первенцем из мертвых (1Кор 15:20), хотя и до Христа люди воскресали. Встреча Иисуса с Петром не была хронологически первой, но она была первой в том смысле, что Он явился не искавшим Его (Ис 65:1; Рим 10:20). Христос искал Петра, а не Петр Христа. Петр нуждался в прощении и принятии Христа, и важность явления Христа Петру стоит выше важности явления Христа Марии Магдалине. Мария Магдалина представляет собой тех грешников, которые ищут спасения, осознавая милость Спасителя. Петр олицетворяет спасение тех, которые в своих грехах почитают себя недостойными идти ко Христу, но о Которых Христос проявляет наибольшую заботу. "Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения" (1Кор 12:22,23). Итак, Петр был первым, с кем Христос желал встретиться, а Мария белы первой, которая хотела встретиться со Христом.

Да благословит Вас Господь!
Василий Юнак

-----------------------------


3.741 Виктор Н. (v__soft@???.ru) пишет: «Вы сказали о библейском мышлении: «..оно основано на антиномиях.» Интересное слово. А что это значит?»

# Слово "антиномия" означает противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

Вот классический пример антиномии: Христос - человек ? На 100% !
Христос - Бог? Тоже на 100%! Но это не противоречие, а именно антиномия.

Или еще один пример: Бог имманентен? (Божественная имманентность - это, в двух
словах, близость к человеку, познаваемость, открытость) Да ! В Писании об это хорошо сказано:

«Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?»(Втор.4:7)

«…дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:27)

Но в то же время Бог и трансцендентен (т.е. выходящий за границы познания, опыта, недоступный):

«Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Ис.40:18)

«Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?» (Исх.15:11)

«Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.» (Ис.40:25,26)

« Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» (Пс.88:7)


-------------------------------



Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам по адресу alexey@biblestudy.ru или vasily@biblestudy.ru
Мы уверены - Вам понравятся эти рассылки:
Утренние размышления о вере

Подписавшись на эту рассылку, Вы будете каждый день сутра получать короткую проповедь, которая настроит Вас на благочестивые размышления втечение всего дня.

Как научиться молиться ?

Данная рассылка поможет Вам открыть для себя секреты успешной молитвы. Ваше общение с Богом станет простым и непринужденным. Вы сможете тогда с полной уверенностью сказать о Боге: "Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис. 23:19)

Линия жизни

Эта рассылка состоит из очень содержательных и подробных проповедей для христиан, желающих встретить Второе Пришествие Христа совершенными. Жаль только выходит нечасто - раз в месяц.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное