Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Продолжаем изучать Библию:


Информационный Канал Subscribe.Ru


Изучаем Библию вместе Выпуск 132 от 2003-04-24 для 1854 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам на vasily@biblestudy.ru - преподаватель Библии Василий
===================
Содержание выпуска:
===================

Продолжаем изучать Библию:
493 - Исходит ли от Бога зло?
494 - Почему Бог допускает страдания и смерть?
495 - Что значит "пророчествовать"?
496 - "Гадание" при помощи урима...

-------

===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

493. Alex (aalex-sem@???.ru) пишет: "1-я Царств 18:10, 19:9 " Напал злой дух
от Бога на Саула...." Как злой дух может исходить от Бога?, ведь Бог есть любовь
и Иакова 1:17 говорит , что только доброе исходит от Бога.Не может из одного
источника исходить сладкая и горькая вода."Зло исходит от злодеев" 24:13.

# Верно, от Бога злой дух исходить не может. Однако мы должны понять некоторые
принципы написания отдельных Библейских текстов для того, чтобы правильно разобрать
этот вопрос. Бог не диктовал Священное Писание, а использовал несовершенных людей
для того, чтобы они пересказывали на своем уровне то, что им было открыто Богом.
А каков был уровень многих верных детей Божьих во времена Ветхого Завета? Вы
можете быть удивлены, но в Ветхом Завете почти отсутствует понятие сатаны. Да,
во всех 39 книгах Ветхого Завета сатана упоминается только в трех историях, только
в трех книгах: в Книге Иова в первых двух главах, в Книге пророка Захарии, и
один весьма интересный случай - в 1Пар 21:1. Если мы сравним этот текст с паралельным
местом в 2Цар 24:1, где то же самое действие приписано не сатане, а гневу Господа,
то мы совершенно можем запутаться в этом вопросе. В то же самое время, мы можем
найти массу случаев почти во всех книгах Ветхого Завета, которые представляют
зло, как исходящее от Бога.

Что же получается? Люди не знали о сущесьвовании сатаны? Или в то время действительно
все зло исходило от Бога? Ответ дает Книга Иова. Да, в ветхозаветное время люди
верили, что справедлтвость Божья осуществлялась именно тем, что Бог посылал зло
на нечестивых и добро на праведников. Именно потому, когда Иов пострадал, его
лучшие друзья стали обвинять его во всех смертных грехах. Да и сам Иов признавался,
что он тоже имел такое же представление до тех пор, пока это не приключилось
с ним самим (Иов 16:4). Из первых двух глав мы узнаем, что ответсвенным за страдания
Иова был сатана (Иов 2:7), но сам Иов в этом обвинял именно Бога (Иов 2:10 и
далее).Иов считал, что это именно Бог ополчился против него. Иов не имел представления
о сатане. Но Бог вел Иова к осознанию того, что не Бог, а некто другой ответственен
за все зло на земле. И Иов постепенно это начал осознавать: "Если бы я воззвал,
и Он ответил мне, - я не поверил бы, что голос мой услышал Тот, Кто в вихре разит
меня и умножает безвинно мои раны" (Иов 9:16,17). Для него тот Бог, Которого
он всегда знал, совершенно те похож на того, кто сейчас ополчился против него.
И потому Иов вопрошает: "Если не Он, то кто же?" (Иов 9:24). Постепенно Иов приходит
к пониманию, что есть еще некто, который ответственен за зло. И дальше в прямом
диалоге с Иовом Бог это конкретно открывает Иову. Я описал все это в своей книге
"Откровение из бури".

Действительно, по какой-то причине Бог допустил, чтобы люди Ветхого Завета возлагали
ответственность на Бога не только за добро, но и за зло. Почему? Библия не говорит
об этом. С одной стороны, Бог действительно ответственен, так как сатана может
причинить зло ТОЛЬКО с позволения Бога. И мы видим это на примере Иова. У меня
есть своя версия, почему Бог поступил так с древними жителями. Вероятно, представляя
единобожие в языческом мире, где существовало множество противоборствующих богов,
люди могли бы не понять Единого Живого Бога как единственную силу во вселенной,
если бы сатана был представлен изначально как противоборствующий враг Бога. Тогда
существовала бы опасность дуалистической религии, которая говорит о вечном сосуществовании
добра и зла. Либо это ввергло бы людей обратно во многобожие. Потому Господь
рисковал быть не понятым в мене важном вопросе ради того, чтобы представить людям
более важный вопрос.

Однако, ввиду того, что Книга Иова является древнейшей книгой Библии, мы видим,
что Бог изначально открыл людям полноту истины о Боге и сатане, но просто люди
не восприняли эту истину так, как должно, и Бог смирился с их ограниченностью,
как это делал и Иисус со Своими учениками: "Еще многое имею сказать вам; но вы
теперь не можете вместить" (Ин 16:12).

Итак, мы знаем, что злой дух никак не мог исходить от Бога, равно как и "Гнев
Господень" не мог быть от Господа, когда побуждал Давида на грех (2Цар 24:1).
Тот же Самуил, писавший о злом духе у Саула и о грехе Давида, вероятно, не вполне
понимал природу зла. Но Бог использовал его ограниченные способности для того,
чтобы передавать нам другие истины. А уже текст в 1Пар 21:1 исправляет заблуждение
Самуила, и утверждает, что Давида на грех толкнул именно сатана. То же самое,
очевидно, могло бы быть сказано и в отношении злого духа у Саула, если бы было
паралельное место этому тексту в другой книге.

Между прочим, это лишний раз напоминает нам, что при изучении какой-либо доктрины,
нам не следует вырывать отдельные тексты и строить на них свои представления
о библейском учении, но следует отбирать все тексты на заданную тему и на основании
их всех выводить полную всеобъемлющую доктрину.

---------

494. Alex (aalex-sem@???.ru) пишет: "Почему Бог допустил убийство священников
[1 Царств] 22:18-19?"

# Другими словами, почему вообще Бог допускает страдания, гонения, мученичество
и смерть праведников? Разве Господь не обещал Своим верным последователям защиту
и благополучие? На это Библия дает несколько ответов, которые можно было бы сгруппировать
в четыре основные категории. Хотя кто-то может подразделить их и иначе.

- Как мы могли заметить из предыдущего вопроса в отношении 1Цар 18:10, сатана
восстал против Бога и претендует на свою сласть над нашим миром. После того,
как Адам и Ева согрешили, Господь предупредил их, что сатана "будет жалить в
пяту" (Быт 3:15). Бог допускает сатане совершать зло хотя бы потому, чтобы его
злой характер проявился во всей полноте перед всей вселенной, и чтобы после уничтожения
зла и сатаны никто не рискнул на повторение "подвига" Люцифера, зная, что это
не есть добро.

- Как мы находим в истории с Иовом, Бог справедлив даже в таком деле, как ведение
войны с сатаной. Бог рассматривает каждое требование сатаны испытывать людей
на верность Богу, и допускает все то, что посильно человеку. На своем опыте я
лично убедился, что каждый человек рано или поздно, будет испытан "на полную
катушку", и все то, что он только может выдержать, рано или поздно приключится
с ним (Лк 22:31). При этом мы должны быть уверены в Боге, Который гарантировал,
что Он НИКОГДА не допустит испытаний сверх сил, но всегда будет давать облегчение
(1Кор 10:13).

- Каждое страдание и испытание имеет своей целью очистить и облагородить наш
характер: "Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого,
не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых
страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете"
(1Пет 4:12,13). Мы знаем, что "любящим Бога, призванным по Его изволению, все
содействует ко благу" (Рим 8:28). Иногда мы не знаем, почему Бог допустил то
или иное в нашей жизни, но нам следует доверять мудрости Божьей, Который подобно
мудрому Врачу подчас делает нам больно и приписывает невкусные лекарства ради
нашего исцеления. Мы все больны грехом, и наш Небесный Врач использует самые
различные лекарства, чтобы восстановить в нас образ Божий, некогда утерянный
Адамом по причине греха.

- Апостол Павел однажды писал: "так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих,
терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами" (1Фес 1:4).
Мы обычно говорим, что учиться лучше на чужих ошибках. Речь, конечно же, не об
ошибках, а о том же самом христианском опыте веры (прочтите всю 11-ю главу Послания
к евреям). Господь иногда использует более сильных и выносливых христиан для
того, чтобы на их примере веры научить доверять Богу тех, кто не сам не смог
бы перенести таких трудностей.

Так или иначе, Господь является справедливым и милостивым по отношению к всем,
но иногда Его любовь выражается в допущении страданий (Прит 3:12; Евр 12:6).

---------

495. Alex (aalex-sem@???.ru) пишет: "Что означает пророчествовать? 1-я Царств
19:20-24."

# Пророчество в Библии далеко не всегда означает предсказание будущего. И причина
этого в первую очередь в том, что Бог НИКОГДА не предсказывает будущее просто
так, ради удовлетвопения человеческого любопытства в отношении того, что произойдет
завтра. Более того, Бог не ПРЕДСКАЗЫВАЕТ, в смысле "угадывает чьи-то действия",
а ОТКРЫВАЕТ СВОИ НАМЕРЕНИЯ, потому что этим будущим управляет Господь, как и
настоящим. Сатана же через своих агентов пытается именно угадать, что произойдет
в будущем. Потому что сатана не имеет власти над событиями, и не может совершить
ничего сверх того, что Господь позволит ему. Именно поэтому, верующему человеку
нет нужды бояться всяких проклятий, наговоров и предсказаний, произнесенных агентами
сатаны. Слово Божье заверяет нас: "Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит,
так незаслуженное проклятие не сбудется" (Прит 26:2).

В Библии "пророчество" имеет несколько значений и совершаемых действий. В первую
очередь, это "провозглашение Божьей вести". И эта весть не обязательно должна
быть о будущем, она может говорить и о воле Божьей, совершенной в прошлом. Например,
Числа 11:25-29 повествуют о пророчествовавших старейшинах. При этом, слова Моисея
обнажают сущность пророчества: "Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня?
о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа
Своего на них!" Моисей не занимался только тем, что предсказывал будущее. Он
просто сообщал народу волю Божью, включая и написание всей истории мира от творения
в Пятикнижии.

В Исход 15:20,21 в роли пророчицы представлена Мариам, сестра Моисея и Аарона.
В чем заключалось ее пророчество? В хвалебной песне Господу, в которой воспевалось
прошлое событие. Это представляет нам другую грань пророчества - прославление
Бога. Именно в этом смысле и предстает перед нами Саул со своими слугами, как
это описано в 1Цар 19:20-24. И это не первый случай подобного "пророчества" Саула.
Подобное случилось с ним накануне его помазания на царство. И вот интересный
момент из той истории, который раскрывает сущность такого пророчества: "встретишь
сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и
гусли, и они пророчествуют; и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать
с ними и сделаешься иным человеком" (1Цар 10:5,6). Интересно, что это за коллективное
"пророчество" с музыкальными инструментами? Не так ли "пророчествовала" и Мариам?

И конечно же, пророчество - есть также и предсказание будущего, будь то оригинальное
пророчество, или истолкование уже записанного пророчества. Но в любом случае,
мы должны помнить, что не содержание вести делает ее пророчеством, а цель, с
которой эта весть дана: "а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание,
увещание и утешение" (1Кор 14:3). И далее в стихе 5 объясняется, что пророчество
превосходнее других даров ТОЛЬКО ПОТОМУ, что оно содержит назидание. А любое
иное предсказание, которое не имеет в себе такой важной цели, как назидание,
увещание или утешение, не может являться пророчеством вообще.

---------

496. Alex (aalex-sem@???.ru) пишет: "Как Господь говорил с Давидом [1 Царств]
23:10-12?, через урим? Не гадание ли это?"

# Нет, это не гадание "или-или", это не попытка предсказания наподобие того,
как гадалки вглядываются в хрустальный шар или в кофейную гущу, пытаясь увидеть
там какие-то очертания. Сам Господь определил урим и туммим - два особых камня
на наперснике судном у первосвященника, через которые Он будет отвечать на самые
важные вопросы. В случае Божьего одобрения над уримом появлялось свечение, а
в случае не одобрения, туммим покрывался туманом. Использование урима и туммима
предписано в Библии - Исход 28:30; Числа 27:21; 1 Царств 28:6. Помимо урима и
туммима, Бог допускает и другие способы получения ответа - в снах, видениях,
через пророков, а также через бросание жребия - "В полу бросается жребий, но
все решение его - от Господа" (Прит 16:33).

"Когда узнал Давид, что Саул задумал против него злое, сказал священнику Авиафару:
принеси ефод [Господень]. И сказал Давид: Господи Боже Израилев! раб Твой услышал,
что Саул хочет придти в Кеиль, разорить город ради меня. Предадут ли меня жители
Кеиля в руки его? И придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи Боже Израилев!
открой рабу Твоему. И сказал Господь: придет. И сказал Давид: предадут ли жители
Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут" (1Цар 23:9-12).

Да, здесь описан диалог Давида с Богом посредством урима и туммима, двух камней
на священном ефоде первосвященника. При этом мне хотелось бы отметить одно обстоятельство,
которое одна группа христиан истолковывает ложно в этом повествовании: Давид
НЕ надевал священный ефод на себя для того, чтобы говорить с Богом. Ефод был
надет на Авиафаре, единственном оставшемся в живых сыне первосвященника, а следовательно,
бывшем законным первосвященником. Точно такой же оборот речи мы находим и в случаях
общения через урим и туммим Саула и Иисуса Навина: "и будет он обращаться к Елеазару
священнику и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по
его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы
с ним и все общество" (Чис 27:21). "И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал
ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков" (1Цар 28:6). Если бы Давид сам
непосредственно обращался к Господу, то мы могли бы сказать то же самое и о Сауле.
Но вся суть ответа Божьего через эти камни заключается в том, что вопросы и ответы
передаются через ПЕРВОСВЯЩЕННИКА, который являлся священным связующим звеном
между Богом и человеком. Этот тот же первосвященник, который единственный имел
право и привилегию непосредственного общения с Богом во святом святых скинии
и храма. Так что здесь нет ничего общего с гаданием.

---------

Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам по адресу vasily@biblestudy.ru

Магазин христианской книги

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное