Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Два диалога с читателями:


Информационный Канал Subscribe.Ru

Изучаем Библию вместе Выпуск 91 от 2002-05-13 для 1471 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам на vasily@biblestudy.ru - преподаватель Библии Василий
===================
Содержание выпуска:
===================

Два диалога с читателями:
351 - Беседа с евреем о жертве Христа.
352 - Диалог об отношении к женщине в Библейское время.


===================
3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

3.351. Олег (chz_office@???.net) пишет: "Прошу Вас уделить особое внимание
положению женщины, как оно описано в <Библии>!,- это не является личным
вопросом, а предложением посвятить один из выпусков данному вопросу."

# Вместе с этим я получил следующее письмо: "Недавно моя новая знакомая
заявила мне, что после того, что она прочитала в пятикнижье Моисея о
женщине, в жизни не возьмёт Библию в руки... На мой разумный вопрос, она
рассказала, что "там" с женщиной, что хотели, то и делали. Через пару дней
по моей просьбе она прислала мне подробное письмо на эту тему. Цитирую его,
as is:

"...чувствую, что надо извиниться, склероз девичий подвел меня и перепутала
библию видимо с каким-то документом, когда обчитывалась древними законами..
бывает.. совсем заучилась ((((((
 но кое что из непонравившегося мне я откопала. Да, за прелюбодеяние по
древнейшему закону каралась исключительно жена. Женщина считается нечистой
когда: Левит 12:2 (BLB) скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит
[младенца] мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни
страдания ее очищением, она будет нечиста; Левит 15:19 (BLB) Если женщина
имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во
время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до
вечера; вдова переходила к брату покойного: "5 Если братья живут вместе и
один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить
на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее
себе в жену, и жить с нею," да, права женщины в какой-то мере защищались
(Исход 21), но в то же время, можно было продать свою дочь в рабство (исход
21:7)
 Да, вот еще ситуация практически откупа женщиной, видимо этот момент тогда
я перепутала: Книга Судей 19
 22 Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди
развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину
дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его.
 23 Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла,
когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия;
 24 вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и
делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия.
 25 Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу и вывел к
ним на улицу. Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И
отпустили ее при появлении зари.
 26 И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того
человека, у которого был господин ее, [и лежала] до света.
 27 Господин ее встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтоб идти в путь
свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге.
 в Ветхом завете действует принцип Талеона (действовал во всех древнейших
судебниках и сводах законов), в новом - покорность, братская любовь, но
каким образом здесь же умещается Матфея 10 :
 34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я
принести, но меч,
 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и
невестку со свекровью ее.
 36 И враги человеку--домашние его.
 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит
сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
да, при большом желании могу подкинуть парочку моментов, например
плелюбодеяние, предательства, которые допустимы к иноверцам. "

Вот такое письмо... вот такое представление об отношении к женщине в Библии.

Согласен, что к женщине в древности отношение было несколько хуже, чем к
мужчине. Но не до такой степени! Напротив, Господь дал такие уставы народу
израильскому, что они постепенно должны были выправить это положение. И по
сравнению с другими народами они были на высоте!

За прелюбодеяние по древнейшему закону каралась исключительно жена?
 Абсолютно неверно! Я уже не говорю о седьмой заповеди. Но прочтите Втор
22:22, а лучше весь отрывок Втор 22:13-29.

"Женщина считается нечистой когда..."
 Опять таки, здесь мы находим проявление заботы о женщине. Вы полагаете, что
это ритуальная нечистота? Абсолютно нет. И пусть слово "нечист" не вводит
вас в заблуждение. По своей физиологии женщина нуждается в большем
гигиеническом уходе и в определенном отдыхе во времена периодов и особенно
после родов. Что знали об этом древние языческие народы? И вообще, что знали
об этом даже "цивилизованные" европейцы буквально пару веков тому назад? А
Господь позаботился о том, чтобы в те дни, когда существует большая угроза
здоровью женщины, когда ее организм ослаблен, чтобы она по причине
"нечистоты" имела и покой и регулярный гигиенический уход! Оттого евреи до
сих пор отличаются и крепким здоровьем и умом - они повиновались Господу, и
Он даровал им здоровье (Исх 15:26).

"вдова переходила к брату покойного"
 Во-первых, это происходило не всегда, а только в случае бездетности, для
восстановления имени умершего: "...умрет, не имея у себя сына..."
 Во-вторых, это проявление заботы о вдове. А что, было бы лучше просто
забыть о ней и отправить на все четыре стороны? А так, вдова была социально
защищена - она переставала быть вдовой. Или же вы смущены тем, что ей
предписывается выйти замуж за определенного человека, не учитывая ее
пожеланий? Так вы извините, "по-любви" создают брак только какая-то пятая
или десятая часть населения мира, и это сегодня! А всегда родители
заботились о том, кто с кем будет жить, так что молодоженны иногда и не
видели друг друга до самой свадьбы. Вы можете оспаривать "гуманность" такого
обычая, но это уже совершенно другая тема.

"да, права женщины в какой-то мере защищались (Исход 21), но в то же время,
можно было продать свою дочь в рабство (исход 21:7)"
 Внимательно прочтите весь отрывок Исход 21:7-11. Вы увидите, что здесь
именно защита рабыни. Да, рабство тогда существовало, и Господь не пытался
изменить социальный строй мира. Но Господь дал законы, изменяющие взгляд
человека на социальное положение в мире. Продать в рабство человека
вынуждало его материальное положение. Но помните, что любое рабство для
евреев длилось только до юбилейного года (Лев 25:39-43).
 Теперь конкретно о дочерях, проданных в рабство. Рабыня, как правило, тогда
принадлежала хозяину в том числе и в постели. И теперь представьте себе, что
спустя определенное время она вышла вместе со всеми рабами на свободу - кому
она такая будет нужна? Потому внимательно прочитайте, какие требования к
владельцу рабыни на сей счет:
1. Берет ее себе навсегда как жену (Исх 21:8);
2. Обручит ее другому еврею, но не продает (ст 8);
3. Отдаст сыну и она станет дочерью (ст 9);
4. в любом случае, она не должна лишаться супружеского права (ст 10);
5. Если не берет себе, не обручает другому еврею, и не отдает сыну своему,
то она идет на свободу даром! (ст 11).
 Так какое же это рабство в таком случае? Это просто гарантированное
замужество, возможно только брак по расчету с богатым человеком, чтобы
поправить финансовое положение родителей. Но при этом сама дочь оказывается
в хорошем положении. На крайний случай, родители получили деньги за нее, а
она осталась свободной и бесплатно возвращается домой, причем девицей - это
уже не рабство, а благотворительность!

"Да, вот еще ситуация практически откупа женщиной, видимо этот момент тогда
я перепутала (Судей 19 гл)"
 Извольте, а где сказано, что этот левит поступил правильно? Просто его грех
по сравнению с грехом жителей того города был чрезвычайно мал. Да, если бы
он не сделал того, что сделал, то они оба пострадали бы не меньше. Но Библия
нигде не позволяет "откуп женщиной".

"в Ветхом завете действует принцип Талеона (действовал во всех древнейших
судебниках и сводах законов)"
 Бог устанавливал Свои, более возвышенные законы - просто их нужно
внимательно изучить и сравнить с самыми лучшими законами других народов.
Ветхий Завет ни в чем не унизил женщину, а только возвысил и поставил на
один уровень с мужчиной.

"в новом - покорность, братская любовь, но каким образом здесь же умещается
Матфея 10:34-38 ?"
 Здесь речь идет о духовном разделении в том случае, когда один член семьи
следует за Господом, а другой отказывается. Нет, это не повеление
разделяться, а сожаление о том, что некоторые будут вынуждены разделиться.
Но Господь призывает к тому, чтобы лучше следовали за Ним во спасение, чем
погибали из-за родственников, тем более, что говорится следующее: "Почему ты
знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли
жены?" (1Кор 7:16). Этот пример совершенно из другой темы и не имеет
отношения к положению женщины в библейское время.


"да, при большом желании могу подкинуть парочку моментов, например
плелюбодеяние, предательства, которые допустимы к иноверцам"
 Подкидывайте... Да, в некоторых случаях отношение к "иноверцам" было
несколько менее гуманным, чем к своим. И на это имеется объяснение. Но я
могу привести и заповеди, запрещающие относиться плохо или несправедливо к
иноверцам также. Господь справедлив и Его законы лучше любых человеческих
законов. Просто у людей того времени, и нашего тем более, есть еще очень
много изъянов, и иногда Господь вынужден сказать: "Моисей по жестокосердию
вашему позволил вам ..., а сначала не было так" (Мф 19:8) - И вместо
многоточия поставьте любой неугодный вам закон.
Вот так я ответил на поступившее письмо, и этот ответ предлагаю и всем вам,
дорогие подписчики.

---------

3.352. Владимир Леви (postmaster@levi.marka.net.ua) пишет: "Дорогой брат
Василий! Я никогда не думал, что Вы так кровожадны! Пролить кровь - и в этом
спасение человечества!
 Разрешите напомнить Вам, почтеннейший Василий, слова из уст великого Исайи
(1:11): <К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен
всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и
козлов не хочу>.
 1 Книга Царств (15:22) вопрошает и отвечает: <Неужели всесожжения и жертвы
столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше
жертвы и повиновение лучше тука овнов>;
 Великий Соломон констатирует: "Соблюдение правды и правосудия более угодно
Богу, нежели жертва" (Притчи 21:3).
 Итак, Творцу не нужна кровь, человечьи и баранье-козлиные жертвы, Ему
нужно, чтобы мы делали как можно меньше ошибок! Ведь как сказал тот же
великолепный Соломон: <Нет ни одного праведника, который делал добрые дела и
не грешил бы>! И в этом исключительно глубокий смысл, ибо Творец создал нас
не баранами и козлами, а думающими, творящими и развивающимися! А в этом
процессе всегда будут ошибки, и они естественны:
 Подойдём к вопросу хронологически. Всесильный отверг жертву Авраама! А
почему? А потому, что этим жестом Он остановил наших полудиких предков, по
язычески приносивших божкам своих детей!
 Хороший пример, правда, Василий! Но этого было мало. В полутемно-полудиком
сознании людей жертва, кровь - продолжали существовать. И поэтому людям,
(даже тем, кто поверил в Бога Единого!) ещё нужны были жертвы. Следующий
<шаг> Бога - жертвоприношения стали контролируемыми и систематизированными,
ибо свершались только в Иерусалимском Храме.
 А затем, через тысчёнку лет, Творец руками римлян уничтожил Храм. Святыню
народа, который с избытком, и не на благо развития человечества, а на личное
благо, излишне грешил. Да, мои соплеменники неоднократно и Торой, и через
пророков предупреждались - кара будет неминуема. И она наступила.
 Но Творец Вселенной многопланов. С одной стороны, Он сурово наказал евреев.
А с другой - и это очень важно - С РАЗРУШЕНИЕМ ХРАМА ПРЕКРАТИЛИСЬ
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ!
 А это и есть следующий шаг к цивилизации!
 Вернёмся к одному еврею из Назарета - Иисусу. После жертвоприношения Исаака
Авраамом регрессивное повторение жертвы Иисуса - просто нелогично. (Конечно,
Вы сейчас же приведёте цитату из 9 главы Даниила с толкованием именно
христиан, и продолжением  - <сбывшиеся> прогнозы Иисуса о разрушении Храма).
 А для спасения нужно просто вспомнить слова пророка Иоиля (2:32): <Всякий,
кто призовёт имя Господне, спасётся>. Т.е. исполняй заповеди Божьи, молись,
вкалывай на благо людей, и всё будет прекрасно.
 Прекрасно это - как? А я, как и Вы, уважаемый Василий, просто не знаю. То
ли мы все будем воскрешены Творцом (а, может быть, это на какой-либо планете
постоянно и происходит!) в нашем натуральном теле, то ли будем частью
какого-либо вида Энергии, и, как великолепное продолжение для Самых Лучших -
частью Святого Духа, который, несомненно, получает от Творца каждый из
живущих...
 Ну, хорошо, я приверженец ТаНаХа, и Вы, уважаемый Василий, простите
старика. Но давайте вспомним, что говорил по сему поводу один молодой еврей
Нового Завета: <дважды (Матфея 9:13 и 12:7) цитирует слова Своего Отца, и,
естественно, Свои же, (ибо, как утверждают христиане, Он - ипостась, лицо
Бога), произнесённых ранее через ветхозаветного пророка Осию (6:6) -
<милости хочу, а не жертвы>!  Значит, Он знал и приветствовал стих Осии
14:3 - <мы принесем жертву уст наших", т.е. не животное с кровью или
человечинку, а МОЛИТВУ!
 Итак, если, по Новому Завету, Сам Христос и Его Отец считали, что для
исправления человека молитва важнее, чем жертва с кровью, то зачем тогда
комедия с распятым пасхальным Агнцем?!
 Очень жаль, что Вы, Василий, хотите вернуть человечество в назад, в кровь.
Ведь за 2000 лет с точки зрения спасения с помощью вышеупомянутого еврея
ничегошеньки не произошло. Странноватенько...

# Брат Владимир! Странно это услышать от Вас, от еврея. Если уж и говорить о
жертвах, приносимых в храме Иерусалимском, то там приносились в жертву сотни
и тысячи животных ежедневно - ну, не каждый день так много, но во время
особых празднеств... Как, например, Соломон при посвящении храма...

Но это не я кровожаден. Это наш Господь. Плохо ли это? Не знаю. Бог вынужден
был дать человеку образ жертвы потому, что "возмездие за грех - смерть". А
Бог пожелал спасти человечество от смерти смертью Своего Сына. И если Вы
присмотритесь, то именно на это указывали все жертвоприношения от Адама и до
дней Христа. Та же ссора между Каином и Авелем, в чем она заключалась? В
том, что Каин пожелал принести бескровную жертву. То есть, он не верил в
смерть Спасителя.

"Пролить кровь - и в этом спасение человечества!" - Не я установил это, а
Господь.

Но проблема заключается в том, что, как это часто бывает с людьми во всех
сферах, люди утеряли смысл, и оставили только форму богопоклонения. А
формальная религия спасать не может. Формальная религия наполняется
внутренним, завуалированным беззаконием. И это происходило не только с
евреями в древности и во дни Христа. Это происходит в христианских церквах,
как в ортодоксальных, так и в евангелических. Это происходит и в других
религиях, например, в исламе и в буддизме. Языческая религия первых веков
нашей эры также осталась только с формой, но без содержания. Вот такое
состояние богопоклонения и побудило Господа высказать процитированные Вами
слова. Но заметьте, они НЕ ОТМЕНЯЮТ ЖЕРТВУ, а только ставят ее в подчинение
послушанию.

Если я буду просить прощения, но при этом не буду исправляться, не
посчитаете ли Вы мое покаяние формальным и бессмысленным? Но при этом вряд
ли Вы отмените "покаяние" как таковое, но пожелаете его видеть искренним
покаянием. Не так ли? Точно так же и Господь!

Верно, Богу более угодно послушание, нежели жертва, потому что там, где есть
послушание, нет надобности в жертве, ведь жертва обычно приносится в
исправление непослушания.

Нужна ли Творцу кровь, или Ему нужно, чтобы мы делали как можно меньше
ошибок? И да, и нет. Верно, Творцу нужна не кровь, а послушание. Но потому,
что мы - люди грешные, и непременно допустим непослушание хотя бы однажды (в
день или в месяц), то необходимо это как-то исправлять. Ведь если бы
непослушание было чем-то незначительным, что Бог мог бы просто махнуть рукой
и сказать: "Не переживай...", то зачем тогда Адам и Ева были изгнаны из рая?
Но любое непослушание - есть грех к смерти. И искупить его можно только
смертью. Смертью или своей, или Божьей. Так вот, до того, как Бог (Сын
Божий) умер за нас и за наши грехи, от каждого грешника ожидалось
подтверждение веры в то, что Бог совершит это искупление в будущем. И это
подтверждение веры совершалось через жертвоприношение. А сегодня от нас
требуется вера в то, что Христос уже совершил на Голгофе, и это выражается в
наших молитвах и соблюдении заповедей Божьих. Так что кровь Творцу нужна,
только не формальная, а искренняя.

Бог отверг жертву Авраама? А разве не Он повелел Аврааму сделать то, что тот
делал? Нет, речь вовсе не идет о человеческой жертве. Но Бог желал Аврааму
показать на личном примере, что такое жертва Божья ради спасения
человечества. Ведь Бог принес в жертву не только человека - Он принес в
жертву Самого Бога в Своем Сыне.

Если считать, что Бог постепенно вел людей от жертвоприношений к простому
исповеданию веры, то надо полагать, что Библию писали не водимые Богом
пророки, а кровожадные люди. Но Вы, кажется, это не оспариваете? Тогда зачем
такой разговор. Почему Вы пытаетесь обвинить людей в том, что они делали по
повелению Бога? Вам следует либо признать Библию Священным Словом Бога и
попытаться разобраться в ней, почему в ней написано то или другое, либо Вы
логически отвергаете Библию и всю описанную в ней религию, не только
христианскую, но также и иудейскую. Тогда и наша дискуссия пойдет совершенно
в другом направлении. Просто Вы здесь рассуждаете нелогично - вроде бы как и
принимаете библейское учение о Боге, и в то же время пытаетесь отвергнуть
его.

"Творец руками римлян уничтожил Храм... кара наступила". Да, это так. И Бог
прекратил жертвоприношение в храме, но не потому, что Ему кровь уже надоела,
а потому, что к тому времени пролилась НАСТОЯЩАЯ кровь Мессии, а не кровь
изображавших его козлов и тельцов.

Вы говорите: "Но Творец Вселенной многопланов. С одной стороны, Он сурово
наказал евреев. А с другой - и это очень важно - С РАЗРУШЕНИЕМ ХРАМА
ПРЕКРАТИЛИСЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ! А это и есть следующий шаг к цивилизации!" -
Правильно, к христианской цивилизации! Но к сожалению, христиане повели себя
абсолютно не лучше евреев. Они привнесли в религию не меньше традиций и
формальностей, совершенно загубив дух. Потому уже в Новом Завете все Тот же
Творец продолжает предупреждать теперь уже христиан о неминуемой каре. И она
также совершится. Но, как всегда, везде есчть верный остаток, такие как Илия
на Кармиле, как Даниил в Вавилоне, как принявшие Иисуса Мессию среди
иудеев...

После жертвоприношения Исаака Авраамом регрессивное повторение жертвы
Иисуса - просто нелогично? "Т.е. исполняй заповеди Божьи, молись, вкалывай
на благо людей, и всё будет прекрасно." - Верно! Вот только, по времени,
когда это должно было совершиться? Кажется Иоиль начинает эту главу со слов
о "Дне Господнем"... А это когда? Неужели намного раньше разрушения храма? Я
не знаю, как Вы понимаете "День Господень", но насколько я знаю, иудеи
всегда понимали под этой фразой нечто эсхатологическое. А мы сегодня, на
основании Нового Завета, Днем Господним называем два события - Голгофу и
Второе пришествие Христа. Так вот, как раз между этими двумя событиями и
действует именно такой метод спасения - не жертвы, а молитва с верой в
Искупительную жертву Христа, совершенную на Голгофе.

Да, если хотите, это именно то же самое событие, о котором пророчествовал
Даниил. Вы совершенно верно это все понимаете, только почему-то так упорно
противитесь известной Вам истине. Не стоило бы так упорствовать, дорогой
Брат Владимир! Вы ведь такой же человек, как и все остальные. Вы ведь также
желаете спасения. Да, я знаю, как трудно изменить привычное понимание... но
поверьте, что многие тысячи и сотни тысяч евреев признали в Иисусе из
Назарета истинного Мессию Израиля. И получили духовный мир, которого так
упорно искали... Пойдите и Вы вослед этому Еврею из Назарета.

Вы рассуждаете, Брат Владимир: "То ли мы все будем воскрешены Творцом (а,
может быть, это на какой-либо планете постоянно и происходит!) в нашем
натуральном теле, то ли будем частью какого-либо вида Энергии, и, как
великолепное продолжение для Самых Лучших - частью Святого Духа, который,
несомненно, получает от Творца каждый из живущих..." Но зачем о каких-то
планетах мечтать (и какая же связь между умершим на этой земле и
"воскресшим" на планете за тридевять-миллионов световых лет?), когда есть
ясное учение Священного Писания!

Да, уважаемый приверженец ТаНаХа, Вы знаете, что говорил "один молодой еврей
Нового Завета" относительно пророчеств Осии. И Его слова верны, потому что
этот молодой еврей Сам становился Жертвой. И уже больше не требовалось
служение крови, а только служение веры. Прочтите "Послание к евреям",
написанное другим молодым и уважаемым евреем, Савлом из Тарса, учеником
великого Гамалеила. Там он это все так прекрасно обосновывает - намного
лучше, чем это могу сделать я.

Вы считаете, что я хочу вернуть человечество в назад, в кровь? Вы полагаете,
что за 2000 лет с точки зрения спасения с помощью вышеупомянутого еврея
ничегошеньки не произошло. Но если и не произошло ничего, то только потому,
что Тот Самый Еврей ждет других евреев, таких как Вы: "...и говорящие: где
обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала
творения, все остается так же... Не медлит Господь исполнением обетования,
как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто
погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать
ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся,
земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими
должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим
пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и
разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового
неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая
сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и
долготерпение Господа нашего почитайте спасением" (2Пет 3:4-15).

Странноватенько... да, странноватенько, что Вы все еще препираетесь с
истиной. Но я продолжаю верить, что тот еврей из Назарета окажется посильнее
Вас... и как однажды упрямый гонитель христиан - Савл Тарсянин преклонился
пред Мессией, и последовал за Ним, так некогда произойдет и с Вами, мой
догорогой Брат Владимир.

---------

Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам по адресу vasily@biblestudy.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное