Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Давайте разберёмся с... Библией - 36


Информационный Канал Subscribe.Ru

Давайте разберёмся с...
Библией
 

«Священные Книги должны вести людей к Просветлению знанием».

Николай Левашов

Выпуск N 36 от 25 декабря 2005 года

В прошлом выпуске мы прочитали «Книгу притчей Соломоновых» – ещё одну «древнееврейскую жемчужину» – и узнали, что в пресловутой «Книге притч» нет ни одной притчи и, что она является сборником народного фольклора, бездарно скомпонованным, ужасно переведённым и неряшливо отредактированным.

Сегодня мы познакомимся с очередным библейским «перлом» – «Книгой Екклесиаста или проповедника» и, возможно, сможем, наконец, узнать, когда нужно собирать камни, а когда их разбрасывать; почему стремление к знанию должно вызвать «томление духа» и в чём смысл жизни (ого!).

* * *

Читателей, желающих скопировать себе полный текст Библии, одним файлом, в формате TXT, мы приглашаем к нам на сайт, в раздел — Запасник.

Тех же, кто хочет иметь форматированный текст, в формате DOC (он — значительно большего размера), мы приглашаем в раздел Тексты книг, где Библия выложена в виде 2-х файлов: Ветхого Завета и Нового Завета.

Фрагменты текста Библии
«Книга Екклесиаста или проповедника»
. . .
 
Глава 2
1 Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром"; но и это - суета!
2 О смехе сказал я: "глупость!", а о веселье: "что оно делает?"
3 Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. (Ос. 4, 11.)
4 Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, (3 Цар. 7, 1.)
5 Устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
6 Сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
7 Приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
8 Собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия.
9 И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
10 Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.
11 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
12 И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?
13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:
14 У мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.
15 И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?" И сказал я в сердце моем, что и это - суета;
16 Потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.
17 И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа!
18 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.
19 И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это - суета!
20 И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем,
21 Потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это - суета и зло великое!
22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?
23 Потому что все дни его - скорби, и его труды - беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это - суета!
24 Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это - от руки Божией;
25 Потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
26 Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это - суета и томление духа!
Что это всё означает

В «Книге Екклесиаста или проповедника», записаны слова некоего «Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме».

Само слово «Екклесиаст» – греческого происхождения и является переводом еврейского названия «Кохелет» (от кохал – собрание) – говорящий в собрании, т.е., проповедник.

Авторство приписывают, угадайте с трёх раз, кому. Конечно же, «еврейской мудрости во плоти» – царю Соломону, кому ж ещё.

О чём эта «Книга проповедника или проповедника»? Автор поставил себе задачей, ни больше, ни меньше, как «исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом».

Отбросив ложную скромность (чего уж там, что есть, то есть), этот иерусалимский царь сам себя назвал самым великим и мудрым из всех предыдущих царей (а всех предыдущих царей было аж целых 2 – Саул и Давид).

В результате этого «тяжёлого занятия», автор пришёл к выводу, что всё есть «суета сует».

«Суета сует, – сказал Екклесиаст, – суета сует, – все суета!» (1:2).

Такими словами начинается книга, а все дальнейшие рассуждения, в течение 12 глав, призваны обосновать этот «жизнеутверждающий» вывод.

Начал автор с познания мудрости, безумия и глупости, а также приобретения некоего «знания».

Читателей, к сожаленияю, решили не посвящать в суть научных экспериментов и философских изысканий и даже не намекнули, каким образом и какие знания «видело сердце» автора.

Предложили поверить на слово, что всё это – пустое «томление духа», ибо «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (1:18).

На первый взгляд звучит даже несколько возвышенно: «Во многой мудрости ...» Да, для эпиграфов ну, просто, незаменимая вещь. Главное, первоисточник-то какой солидный – «Книга книг» про суету сует.

А, на второй взгляд, появляется догадка о том, кто явился инициатором уничтожения древних библиотек, и кто расправлялся с теми, «кто умножает скорбь».

Особенно это может быть созвучно тем, кого с детства отучили думать – не нужно стремиться к знаниям, а то будет бо-бо.

Умный дядя Соломон попробовал, так скорбил потом всю свою оставшуюся царскую жизнь.

Только «дядя» не уточнил, как узнать, что, вот столько мудрости – много, а вот столько – в самый раз? В чём он её измерял?

После интеллектуальных изысков, автор решил «испытать себя весельем и насладиться добром», а также, немного попить винца.

Как веселился автор, нам также не известно, поэтому ни возразить, ни поддержать его вывод, что смех – есть глупость, не представляется возможным.

Кроме того, автор так и не определился с весельем вообще, оставив вопрос: «что оно делает?» без ответа. Распивание спиртных напитков, не совсем явно, но тоже отнесено в категорию глупых занятий.

Далее автор пустился в «наслаждение добром». Вот этот аспект «познания» представлен самым подробным образом.

Царь «занялся» постройкой домов; посадкой виноградников, разведением садов; завёл большое количество слуг и домочадцев, домашних певцов и певиц; собрал много серебра, золота и драгоценностей.

Несмотря на то, что занятия эти приносили автору удовлетворение, всё-таки, он делает знакомый нам вывод про суету и томление духа, добавив нечто новенькое – «и нет от них пользы под солнцем».

Странно, что от домочадцев, садов и виноградников нет никакой пользы.

«И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета!» (2:18-19)

«Потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это – суета и зло великое!» (2:21)

Кто же этот человек, который, якобы, не трудился, но имеет права на всё имущество страдальца. Это может быть, либо сын-первенец, либо, в случае бездетности, – управляющий (Быт. 15:2 – Авраам боялся, что его добро достанется его управляющему Елиезеру). Сомнительно, что и один, и другой могли позволить себе «не трудиться».

Странные какие-то чувства по отношению к близкому человеку – ревность или зависть, что ли. Мол, я надрывался, а ты – на всё готовенькое.

Вот оно, оказывается, в чём дело. Жаба задавила «мудрого» царя: пашешь, пашешь, потом бац, умрёшь - и кто-то «после» будет пользоваться нажитым тобой добром, причём, неизвестно, приумножит или растранжирит.

Кроме того, что наследничек готовится присвоить «всё нажитое непосильным трудом», есть опасность, что сразу набежит полчище не таких близких родственников-нахлебников. И, чем богаче человек, тем больше «потребляющих его имущество».

Оказалось, что, по мнению автора, наживание добра – дело хлопотное и бессмысленное. Тут он прав на всё 100%. Творчество и накопительство – разные вещи. Ведь, даже, если сделать гроб с кладовкой, много добра туда не поместишь...

В общем, куда ни кинь – везде клин. Будешь много трудиться, придёшь к успеху – зависти не оберёшся.

Тяжёлый и кропотливый труд не гарантирует финансового успеха, в результате, может оказаться, что человек, «как вышел нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришёл. ...Какая же польза ему, что он трудится на ветер?» (5:14-15)

Праведная жизнь (по уставу Иеговы), оказывается, совершенно ничего не гарантирует в жизни: «праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников» (8:14).

Да и сама мудрость не имеет никаких преимуществ перед глупостью, ибо «мудрый умирает наравне с глупым» (2:16).

Досталось и «венцу творения». По Екклесиасту люди «сами по себе животные, потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все – суета! Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах». (3:18-21)

Хотя, Екклесиаст нашёл-таки одного достойного мужчину. Для этого, дотошному исследователю пришлось ознакомится с 1000 личных дел претендентов.

И, как Вы думаете, кто оказался самым достойным? Об этом Библия умалчивает. Но, легко догадаться, что это, наверняка, был сам автор исследования и председатель жюри.

А вот, среди женщин, достойных не оказалось. Вообще женщина – «горче смерти», «она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы» (7:26).

Нет на свете и справедливости: «одна участь праведнику и нечестивому, доброму и (злому), чистому и нечистому» (9:2).

Пытаться что-либо изменить – бесполезно, потому что в мире нет и не может быть ничего нового: «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (I:9).

В итоге, автор, страдающий острой формой хронической депрессии делает вывод о никчемности и ненужности жизни. «И возненавидел я жизнь; потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё – суета и томление духа!» (2:17)

Может сложится ложное впечатление, что, несмотря на всю меланхолическую безнадёгу, эта книга лишена отличительных особенностей предыдущих «Соломоновых премудростей».

Увы, стиль повествования и этой «жемчужины» остался неизменным. Сохранились и многочисленные противоречия, и непонятные, частенько лишённые смысла, высказывания, а также многочисленные банальности, выдаваемые за вершину еврейской философской мысли.

«Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною: Город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы; Но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают». (9:13-16)

Ну, почему же не слушают – город-то спасли. Вот бронзовый быст не соорудили, это да.

На один и тот же вопрос эта книга, как всегда, даёт два противоположных ответа. Так, например, многократно утверждается бесполезность и бессмысленность человеческого труда «Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!» (2:23)

Однако, «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля». (5:17, 3:22)

С одной стороны, женщина «горче смерти», с другой – «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем». (9:9)

С одной стороны, веселье – суета, с другой – «И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем». (8:15)

А вот – примеры некоторых банальностей и малопонятных «мудростей»:

  • Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. (10:9)
  • Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро. (10:19)
  • Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить. (10:10)
  • Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город. (10:15)
  • Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. (11:1)

Так, каков же, всё-таки, вывод из этих многочисленныхх «тонких» наблюдений?

Да, всё тот же – «бойся Бога и заповеди его соблюдай» (12:13), потому что, ничего другого тебе не остаётся, раб Божий.

Сколько бы ты не старался, никогда тебе не постичь природы вещей, никогда ты не поймёшь причин того или иного явления.

Поэтому, не рыпайся и прилежно изучай Святую книгу. «А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать утомительно для тела». (12:12)


В следующем выпуске рассылки мы с Вами продолжим поиск Истины и библейское «просвещение», прочтём и проанализируем следующее творение неугомонного рассказчика – книгу «Песть песней Соломона».


 

Некоторые выводы и замечания

1. «Книга Екклесиаста» очень похожа на «Книгу притч». И, хотя в ней прослеживается единая идея и некоторая связность изложения, всё же, текст представляет собой дикую смесь банальностей, изобильно разбавленных наборами несвязанных, но «умных» слов, безусловно, могущих нести мудрость, если их правильно расставить. В результате, образовались такие перлы:

  • Есть зло, которое видел я под солнцем, это – как бы (?) погрешность, происходящая от властелина; Невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. (10:5-6)
  • И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета. (11:10)
  • Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них. (9:12)
  • Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго. (9:18)
  • Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.(10:8)
  • Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. (11:7)
  • Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет. (11:3)

Что и говорить, зело мудрые мудрости шпарил дед Соломон Екклезиастович своим овцам... Совсем, как незабвенный Виктор Степанович Черномырдин, дай ему бог здоровья и долгие лета.

2. Чему же нас учит екклесиаст Соломон Давидович? Слово «суета» и его производные встречается в тексте 39 раз. Это, дорогие рабы Божьи, для того, чтобы вы крепко запомнили, что всё, что бы вы ни делали – есть тлен, прах и бессмыслица.

  • Не стремитесь к познанию – обретёте душевное беспокойство;
  • не занимайтесь бизнесом – алчные домочадцы присвоят результаты вашего труда;
  • не читайте большое количество книг – головка болеть будет.

И, вообще, раз уж, самый мудрый еврей – Соломон – не решил, «что хорошо для человека», то остальным – и подавно не светит.

Человека, сначала, опускают, заставляют почувствовать свою ничтожность, отбивают охоту к самостоятельному мышлению, развитию, а потом выступают в роли благодетелей – выдают свою – библейскую «панацею» от всех страхов и опасностей бытия:

Ты, главное, бойся Бога и выполняй заповеди, а мы, евойные слуги, потом, может быть, скажем вам, когда плясать и разбрасывать камешки по соседским огородам. (См. 3:1-8).

К превеликому сожалению духовных пастухов и к счастью для их овец с остатками мозгов, на Земле существует кое-что, помимо пресловутой Книги книг с «мудрой» еврейской лирикой.

3. Различные хвалебные отзывы о «Книге Екклесиаста», после её прочтения, оставляют нас, по меньшей мере, в недоумении.

  • «Екклесиаст – любимая книга скептиков.
  • Это – великая проповедь Соломона, адресованная иудейским юношам и написанная им в глубокой старости.
  • Это – его «лебединая песня», рассказ об ошибках, сомнениях, заблуждениях, поисках смысла жизни.
  • Это – послание Бога, обращённое к сомневающимся сердцам, великая, очень важная книга».

Вся эта напыщенная глупость вызывает только жалость к «иудейским юношам» и девушкам, мужчинам и женщинам, мальчикам и девочкам, читающим откровения Екклизиаста Давидовича. Их подставили гораздо круче других. Их отучили думать гораздо раньше других. Их жизни исковеркали значительно более жестоко, чем другие.

Представьте себя, на мгновение, на месте людей, которых, в течение многих поколений, приучали противопоставлять себя всему остальному человечеству, всех обманывать, всех считать врагами и всех ненавидеть. Причём, абсолютно безосновательно!

Ничем хорошим, для нас всех, это не закончится.

4. Граждане! Читайте Библию! Ведь, у вас же на всё есть своё твёрдое мнение. Вы почти всё знаете и обо всём судите практически безапеляционно. Так, в чём же дело? Почему вы боитесь прочитаь книгу, по которой учились грамоте многие дети ещё перед Великой Отечественной войной?

Почитайте. Не пожалеете. Однако, верьте только своим глазам и своему разуму! Иначе, совсем отупеем! Не верьте всяким толкователям и проповедникам, которые лицемерно твердят о святости Библии. Они – лукавят! Для них это – просто бизнес. Просто способ заработать деньги, большие деньги.

Конечно, правду нелегко услышать. Её старательно заглушают многочисленные церковные функционеры и околоцерковные старатели, которые идут на всё, чтобы сохранить и приумножить свои сытные кормушки. Однако, правдивые материалы сегодня стали легко доступны. Можно, хотя бы, почитать работы многих известных и уважаемых авторов книг и публикаций, посетить многочисленные ссылки на нашем и других сайтах.

* * *

Удачи Вам и всего доброго. Не забывайте размышлять над прочитанным без напряжения и спешки. Вам обязательно понравится! Хотя, некоторое время, будет не по себе. До встречи на следующей неделе!


Скопировать книги на эту тему
Просмотреть ссылки на эту тему
Почитать публикации на эту тему

Вернуться в начало рассылки
 

Уважаемые дамы и господа!

Если Вам нравится то, что мы публикуем в рассылках и на страницах нашего сайта, Вы можете оказать нам небольшую услугу и разместить у себя одну из ссылок на наши творения. Это может быть текстовая ссылка или небольшая кнопка. В ответ на этот жест доброй воли с Вашей стороны, мы также разместим Вашу рекламу на наших страницах, если Вы сообщите об этом своём желании нам по электронной почте и пришлёте необходимую для этого информацию.

* * *

Уважаемые читатели!

Впервые в России издана массовым тиражом фундаментальная работа Николая Левашова «Неоднородная Вселенная», в которой раскрываются самые волнующие и интригующие загадки происхождения и эволюции жизни. Книга издана архангельским издательством «Правда Севера» тиражом всего 5 000 экземпляров. Формат книги — А4, она содержит 398 страниц с 94 цветными иллюстрациями высочайшего качества.

Читать дальше

 

Подписка на наши рассылки

Здесь представлена форма быстрой подписки на эту и другие наши рассылки. Описание рассылки Вы можете посмотреть на сервере Subscribe, кликнув на названии рассылки в рамочке, или на нашем сайте, где сразу же доступен и Архив Рассылок. Рассылка выходит по понедельникам.

Рассылки Subscribe.Ru
Давайте разберёмся с... Библией
Собственное Поместье. Полезный опыт
Советник — путеводитель по хорошим книгам
Архив Рассылки

Елена Любимова и Дмитрий Байда

Вернуться в начало рассылки

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.biblelookinto
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное