Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 27 мая


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

21-27 мая 2015 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Школьница, бывшая Свидетельница Иеговы, называет организацию религией, которая «ломает жизни»

Школьница, покинувшая ряды Свидетелей Иеговы после того, как узнала о неспособности организации защитить женщин, выступила перед одноклассниками с мощной разоблачительной речью. Сдерживая слезы, она рассказала о том, что пережила сама, будучи членом организации, и о том, как ее учили, что все за пределами организации, включая ее отца, погибнут в Армагеддоне. Она также подчеркнула униженное положение женщин в организационной иерархии и то, что женщины считаются низшими по положению в сравнении с мужчинами. «Они не могут учить мужчин. Они даже не могут выступать с кафедры перед мужчинами, как это делаю сейчас я, — сказала девочка. — Они не должны ставить под сомнение никакие решения, принятые мужчинами. Это клевета».

Свидетелю Иеговы запрещено отклоняться от установленных учений и правил организации, и тех, кто так поступает, религиозные лидеры подвергают остракизму. Независимое мышление не приветствуется и считается результатом действий сатаны.

Самые шокирующие обвинения связаны с женщинами-членами организации, с которыми девочка беседовала, и которые пожелали остаться анонимными. Одну из этих женщин, которую девочка назвала «Джейн», старейшины организации подвергли допросу после того, как она подверглась насилию во время работы страховым агентом. Старейшины якобы сказали этой женщине, что она искушала мужчин своей манерой одеваться, и что мужчины — «всего лишь люди». Для того, чтобы заслужить прощение и избежать отлучения («лишения общения»), Джейн была вынуждена одеваться более консервативно, оставила работу и, что хуже всего, отказалась от обвинений в адрес насильника.

Другую женщину, по имени «Донна», якобы растлил мужчина, член ее же собрания, когда она была маленькой девочкой, однако Донна никому ни о чем не рассказала, зная, что никакие меры приняты не будут. Школьница рассказала, что впоследствии Донна 14 лет подвергалась физическому и эмоциональному насилию со стороны мужа, но когда она обратилась за помощью к руководству организации, ей сказали, что это ее вина, и она должна быть более хорошей женой. В конце концов Донна добилась от супруга развода, но на этом ее мучения не закончились. Ее «лишили общения», и это означает, что она не могла больше общаться с друзьями и родственниками, оставшимися в организации. «Что еще хуже, ее собственных детей научили с ней не разговаривать, потому что она грешница; дети были изолированы от нее бывшим мужем и теперь не знают ничего, кроме этой религии. Они ужасно боятся разочаровать своего отца и своего бога, — рассказала школьница. — Эта религия отрывает дееспособную и любящую мать от ее детей. Для матери нет ничего более ужасного».

В прошлом организация уже сталкивалась с обвинениями в том, что она затыкает рты жертвам сексуального насилия, чтобы сохранить свой имидж, однако всегда настойчиво отрицала какие-либо злоупотребления. В 2015 году калифорнийский суд постановил, что Общество Сторожевой Башни должно выплатить 2,8 млн. долларов в возмещение ущерба, поскольку оно скрывало факт насилия, которому подвергся один из верующих, что привело к сексуальному насилию над девятилетней девочкой.

Узнав обо всем, что эта религия скрывала от своих членов, школьница завершила свою речь словами, что не хочет иметь к ней никакого отношения. «Это религия, которая проповедует любовь и великодушие. Но на самом деле все относительно. Любовь и великодушие проявляются лишь в том случае, если члены организации проявляют абсолютное послушание и ни в чем никогда не сомневаются, — сказала она. — Эта религия ломает жизни, разрушает семьи и делает это, по большей части, беспрепятственно… потому что они очень умело затыкают рот тем людям, которые уходят».

Получить комментарий от Свидетелей Иеговы по горячим следам не удалось.

The Independent, 24.05.2015

Видеозапись выступления можно просмотреть на YouTube. 25 мая девочка написала от своего имени более подробный материал для блога Friendly Atheist. В своей статье она рассказала, что ее зовут Бри, что ей 18 лет, и что она через неделю заканчивает старшую школу Линкольна в г. Манитовок, штат Висконсин. Она стала Свидетельницей Иеговы в 12 лет и с тех пор регулярно посещала по 2-3 собрания в неделю, а по субботам, летом и в другие дни ходила с проповедью по домам. Шесть лет назад ее отец был отлучен от организации и, хотя Бри не разорвала с ним общение, она чувствовала себя виноватой за то, что его любит. Последней соломинкой для нее стало, когда в 9 классе она послала однокласснику фотографию с пляжа, на которой она с подругами была в купальниках, после чего старейшины организации пришли к ней домой и обвинили Бри в том, что она склоняет мальчика к непристойному поведению. После этого Бри покинула организацию, но формально до сих пор не была лишена общения. Однако теперь, она уверена, это непременно случится. Сегодня Бри не может себя назвать ни верующей, ни атеисткой. Ее взгляды на этот счет еще только формируются. Но она уверена, что, если там, наверху, кто-то есть, ему нет до нее дела.

к оглавлению

МОРМОНЫ

В 1840-х годах присутствие мормонов в Иллинойсе вызывало бурные эмоции

Появление и рост мормонской общины в г. Наву в начале 1840-х годов было одной из главных новостных историй в штате Илиинойс. Хотя мормоны находились на территории штата совсем недолго, их присутствие ввергло штат в состояние хаоса.

Когда в конце 1839 года мормоны прибыли в северо-западную часть штата, их вера была относительно малоизвестной. Эта церковь возникла девятью годами ранее в штате Нью-Йорк, когда Иосиф Смит, самозваный пророк новой религии, заявил, что ему являлись ангелы, и опубликовал Книгу Мормона.

Мормоны вели кочевую жизнь — отчасти потому, что их присутствие везде вызывало скандалы. Они перебрались из штата Нью-Йорк в штат Огайо, потом обосновались на северо-западе штата Миссури, но непрекращающиеся волнения жителей привели к их изгнанию за пределы штата. Смит, который вместе с другими руководителями церкви, был арестован и заключен под стражу в Миссури, бежал и вновь занял место вождя, когда его последователи остановились на зиму в г. Куинси, воспользовавшись благотворительной помощью местных житеоей. Потом они переместились на сто с небольшим километров к северу в деревню Коммерс — болотистое, кишащее комарами место, которое Смит описывал как «в буквальном смысле дикое место… земля была в основном покрыта деревьями и кустарником».

Они основали там новой город, который назвали Наву (на иврите «прекрасное место»). Действительно, вскоре это название уже отражало красоту поселка, который быстро разрастался. Привлекательные кирпичные дома, ухоженные улицы, сады и деревья вскоре стали визиткой карточкой Наву. И сами мормоны, и гости города отмечали его приятный внешний вид и высокий уровень достатка жителей. Кроме того, в Наву существовала уникальная система городского управления. С помощью государственного секретаря Стивена Дугласа в 1840 году Наву было дано почти неограниченное право на самоуправление. Город смог создать собственную судебную систему и собственную милицию — Легион Наву, — которая со временем стала второй по величине военной силой в стране, уступая лишь армии США.

К 1842 году в округе Хэнкок уже проживали 16 тыс. мормонов, а три года спустя Наву был самым большим городом в штате по числу жителей. Власть в городе принадлежала Смиту — высокому блондину, чья миловидность уступала только его харизме. Он стал мэром Наву, главным мировым судьей, генерал-лейтенантом и редактором газеты, одновременно занимаясь недвижимостью и другими деловыми предприятиями. Преуспевание Наву позволило построить роскошный храм, который обошелся в 1 млн. долларов, и на постройку которого ушло пять лет. Кроме того, город превратился в серьезную политическую силу, его жители зачастую голосовали единодушно, хотя и не отдавали предпочтения никакой партии.

Экономическая и политическая сила Наву вызывала все большее беспокойство у жителей всего штата. Традиционная мормонская практика многоженства также вызывала острую реакцию, хотя на самом деле этот вопрос вызывал разделения и среди жителей Наву. Смит объявил о намерении баллотироваться в президенты США на выборах 1844 года, хотя его репутация была подмочена многочисленными скандалами, в том числе попытками властей Миссури выдворить его за пределы штата по обвинению в измене, убийстве и поджоге.

Убийство Иосифа и Хайрама Смита

Смит и его последователи сами усугубляли свои проблемы. Пророк постоянно поносил политиков, с которыми был не согласен, а рукоприкладство между мормонами и их недругами было обычным делом. Самого Смита обвиняли в том, что он разгромил типографию оппозиционной газеты после выхода в свет первого же номера.

Развалины храма в Наву в 1853 году

В июне 1844 года его вызвали в Картэдж, чтобы дать ответ на обвинение, но когда он прибыл на место враждебность местных жителей достигла критической отметки и к обвинению добавились новые пункты. Губернатор Томас Форд, прибывший в город, чтобы разобраться в ситуации, велел поместить Смита и его брата Хайрама в местную тюрьму ради их же безопасности. Форд гарантировал Иосифу и Хайраму неприкосновенность, однако вооруженная толпа противников мормонов числом около 2,5 тысяч человек при поддержке местной милиции, также не питавшей симпатий к мормонам, продолжала накалять страсти. 27 июня, когда Форд выступал перед собравшимися, толпа вломилась в здание тюрьмы и застрелила обоих братьев Смит.

С тех пор мормонские истории сурово критиковали Форда. Этот инцидент положил начало непрерывным вспышкам насилия по всему округу Хэнкок, который привели к конфликту, который некоторые называют «мормонской войной». В 1845 году штат Иллинойс отозвал у города Наву хартию.

В конечном итоге, большинство мормонов покинуло Иллинойс в феврале 1846 года, еще до того, как был освящен величественный храм, отправившись искать новой жизни в Юте. Впоследствии храм был сожжен, а сильная буря разрушила его стены, став физическим воплощением того шквала эмоций, которым сопровождалась недолгая жизнь мормонов в Наву.

Quad-Cities Online, 23.05.2015

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Саентология и налоговые льготы

Последний фильм оскароносного режиссера-документалиста Алекса Гибни Going Clear: Scientology and the Prison of Belief вызвал много споров внутри саентологического сообщества и за его пределами. В фильме рассказывается о том, что пережили бывшие члены организации, и о насилии, якобы присутствующем в Саентологической церкви, благодаря чему некоторые наблюдатели уже высказались за то, чтобы налоговая служба отменила данные этой организации налоговые льготы. Кроме того, фильм вызвал решительные протесты со стороны организации и угрозы в адрес тех, кто выступил в фильме с критикой того, что в ней происходит.

Своим поляризующим воздействием фильм в значительной мере обязан искренним чувствам, проявленным бывшими членами организации. Один из них описывал «Дыру» — куда некоторых членов организации отправляли, чтобы они усвоили «религиозную дисциплину», — как место, созданное для «заточения и унижения». Другой пошел еще дальше и сравнил его с «северокорейским лагерем смерти», где членов организации «страхом вынуждали… ползать на коленях, стоять в мусорных баках и признаваться в том, чего они не делали. Они жили в унизительных условиях, ели и спали в тесных каморках, предназначенных для использования в качестве кабинетов».

Точка зрения Гибни очень отличается от привычного аргумента, что Саентологию нужно лишить налоговых льгот, потому что это не настоящая религия. В недавней статье Гибни утверждает, что, даже если эта организация является религией, она пользуется своим статусом, чтобы прикрываться Первой Поправкой, нарушая при этом слова человека и, возможно, занимаясь преступной деятельностью. Как пишет Гибни, даже признанные религии «не вправе „обслуживать частные интересы какого-либо человека“ и „цели какой-либо организации, а их деятельность не может быть противозаконной или нарушать фундаментальные общественные нормы».

Гибни и прочие отмечали, что глава Саентологической церкви Дэвид Мискевидж и другие известные члены организации использовали ее средства для личного обогащения и эксплуатировали труд низкооплачиваемых работников. Использование церковных средств для собственного обогащения строго запрещается правилами льготного налогообложения, и уже одни эти обвинения заслуживают повторного изучения и расследования со стороны налоговой службы в свете растущего числа жалоб, поступающих от бывших саентологов, с которыми беседовал Гибни.

Даже если организации удастся убедить налоговую службу, что она не эксплуатирует своих членов в угоду сотрудникам высокого ранга, список гипотетических нарушений общественных норм и законов гораздо длиннее. Согласно одному из сообщений, Саентологическая церковь нанимала частных сыщиков, чтобы следить за критиками, преследовала и подвергала нападкам бывших членов организации, платила специалистам по социальным сетям, чтобы те создавали веб-страницы с нападками на журналистов, тратила миллионы из фондов организации на защиту Дэвида Мискевиджа от судебных исков, а также обманом вынуждала людей жертвовать деньги на «защиту саентологической религии», хотя на самом деле эти деньги использовались для незаконной слежки за критиками, журналистами и бывшими членами организации.

Выступая в защиту Саентологической церкви, адвокат Моник Йинглинг, которая, как она утверждает, имела самое непосредственное отношение к просьбе об освобождении от уплаты налогов, которую организация подала в 1993 году, утверждает, что Гибни представляет Саентологическую церковь и ее деятельность в неверном свете. Она утверждает, что в то время организация предоставила налоговой служебе все свои финансовые документы, и что обвинения Гибни — «чистая ложь». Далее Йинглинг говорит: «Фонды церкви предназначены для проповеди веры и поддержки глобальных гуманитарных инициатив во благо людей всех вероисповеданий. Ни одна йота из того, чем на самом деле занимается церковь, не отражена в… творении Гибни».

Проблема с подходом Йинглинг заключается в том, что она предполагает, без всяких на то оснований, что финансовое положение и деятельность Саентологической церкви сегодня в точности соответствуют ее финансовому положению и деятельности в 1993 году. Прежде всего, Йинглинг игнорирует новые свидетельства о незаконной деятельности — такой, как случаи незаконной слежки, зафиксированные как в признании бывшего члена организации в 2012 году, так и в одном полицейском рапорте 2013 года. Убедительных свидетельств подобных противоправных действий в прошении об освобождении от уплаты налогов в 1993 году не было.

Хотя утверждения Йинглинг не вполне обоснованы, они заслуживают внимательного рассмотрения. Однако у критиков, таких как Гибни, все же остается достаточно фактов, чтобы иметь основания потребовать от налоговой службы проверки финансового положения организации. Их обвинения, если они окажутся справедливыми, достаточно серьезны, чтобы стать причиной расследования и судебного рассмотрения деятельности Саентологической церкви... С учетом новых обвинений в адрес Саентологической церкви, выдвинутых в фильме Гибни, уже трудно закрывать глаза на проблемы, которые уже многие годы преследуют организацию, и ничего по этому поводу не предпринимать. Если Саентологическая церковь заслуживает налоговых льгот, она должна быть способна подтвердить это, опубликовав соответствующие документы и сведения. В противном случае расследование, проведенное налоговой службой, отделит правду от вымысла.

Harvard Political Review, 26.05.2015

к оглавлению

АТЕИЗМ

Атеист подал в суд против девиза США «Мы верим в Бога»

В США начнется ряд судебных разбирательств касаемо того нарушает ли американский девиз «In God We Trust» (Мы Верим в Бога) конституцию Америки, сообщает Think Progress.

На прошлой неделе американский атеист Майкл Ньюдау (Michael Newdow), известный неоднократными жалобами против религии в общественных местах, подал иск в суд, с целью добиться снятия с печати, с американской валюты, религиозно-национального девиза, пишет bognews.

Отметим, что фраза «In God We Trust» появилась на американских монетах в 1864 году. В 1956 году конгресс США принял резолюцию сделать фразу «In God We Trust» национальным девизом и начать печатать ее на бумажной валюте.

НХМ, 27.05.2015

к оглавлению

БИОЭТИКА

Плод веры. Научный сотрудник кафедры эмбриологии МГУ Александр Молчанов

Научный сотрудник кафедры эмбриологии МГУ Александр Молчанов рассказывает о научном подходе к внутриутробному развитию человека, биоэтике, возможностях и опасностях современных медицинских биотехнологий, таких как ЭКО, стволовые клетки.

— Вы являетесь членом «Объединения православных ученых». Что это за Объединение, насколько обширна его деятельность?

— Это молодое Объединение, ему всего два года. Его членами являются в основном сотрудники медицинского университета в Воронеже. Есть также филиалы в других городах, в том числе в Москве.

Основным направлением данной организации является публичная деятельность. Мы, как ученые, должны высказывать истинную точку зрения. Вторая задача — участие в собраниях и совещаниях, которые организует Православная Церковь, где мы вносим ясность в современные технологии. Мы присутствовали на Всемирном Русском Народном Соборе, делали свои доклады на Рождественских чтениях, иногда участвуем в менее значительных мероприятиях, даем интервью и так далее. В-третьих, мы даем возможность студентам публиковать свои статьи без эволюционной парадигмы. В научном сообществе она сейчас тоже не поддерживается, но так как другой парадигмы нет, то большинство ученых вынуждены ссылаться на некоторую эволюционную шкалу. Если студент имеет желание высказать свою точку зрения вне зависимости от теории эволюции или придерживаться креационистской концепции, у него есть возможность опубликовать такую статью в нашем «Вестнике».

— Вы являетесь одним из авторов книги «Начало жизни и внутриутробное развитие человека: от биологии к биоэтике». Эта книга затрагивает такие острые вопросы, как начало человеческой жизни, аборты, экстракорпоральное оплодотворение и другие. Давайте попробуем доступным языком рассказать об этом нашим зрителям. Что наука считает началом человеческой жизни?

— С точки зрения биологической науки ответ очевиден: это момент объединения генетического материала двух половых клеток — яйцеклетки и сперматозоида. Материал объединяется, образуется общее ядро зиготы — первой клетки нового организма.

Однако в современной науке есть и другая точка зрения. На Западе сейчас принято считать началом жизни организма человека тот момент, когда уже группа клеток внедряется в тело матери. Это происходит примерно на седьмой день. Раньше эмбрион начинали считать человеком приблизительно с 12-й недели, когда развивается нервная система. Также всегда существовала точка зрения, что плод становится человеком только после рождения. Но в данном случае мы уходим от научной биологической точки зрения к неким другим наукам.

— Можно чуть подробнее об этих этапах развития? Что происходит до седьмого дня?

— Удивительно, но первые семь дней своего развития эмбрион проходит через яйцевод и он никак телесно не связан с организмом матери. После того, как первая клетка (зигота) образуется, она начинает делиться. Количество клеток на седьмой день после этих процессов составляет от 20 до 40, это называется состоянием бластоцисты. Именно в таком состоянии организм человека внедряется в тело матери, и дальнейшие 9 месяцев развития проходят у них совместно, но без обмена кровотоком.

— В чем выгода ученых, которые отстаивают точку зрения о начале человеческой жизни только на седьмой день?

— К сожалению, приходится говорить именно о выгоде, потому что научных фактов, подкрепляющих эту точку зрения, нет. Процесс развития человека непрерывен с самого начала (объединение двух генетических материалов) до конца (то, что сейчас считается смертью мозга).

Эти первые несколько дней интересны с точки зрения технологии и перспектив использования этих клеток для терапии. Данные клетки уникальны тем, что в случае разделения их на несколько групп, из каждой может развиться самостоятельный новый эмбрион. Во-вторых, эти клетки могут дать начало всем последующим клеткам организма. Если мы их изымаем из эмбриона, начинаем размножать в культуре, воздействовать на них различными факторами, то можем получить для заказчика ту донорскую ткань, которую он хочет. Клетки разрушенного эмбриона будут перенесены заказчику, а в дальнейшем будут работать, как таблетка. Срок действия этой «таблетки» — от одного до трех месяцев. Эмбриональные клетки не приживаются в человеке, которому совершен перенос, и ни в коем случае не должны, иначе это приведет к раку очень тяжелой степени и очень быстрого развития.

— Речь идет о технологии стволовых клеток.

— Да. Получается, что фальсификация научных понятий, связанная с преэмбрионом, необходима клеточным технологам, потому что, производя культуру стволовых клеток, наиболее эффективных в плане производства факторов омоложения, ученые готовят хороший продукт для рынка.

— Одно дело — стволовые клетки, другое — выращивание внутренних органов человека и последующая замена ими больных органов.

— Да, это еще одна технология, и она связана непосредственно с клонированием. Вырастить орган для пересадки человеку можно при соблюдении следующего механизма: при появлении первой клетки у нее изымается ядро, и вместо него пересаживается ядро клеток того человека, кто является заказчиком органа — получился клон. Этому клону не дают развиться и на стадии преэмбриона (5–7 день) изымают из нормальной среды, разделяют на клетки, воздействуют определенными гормонами. Появляется готовая ткань, группа клеток или несколько видов различных клеток. Технологии, позволяющей самостоятельно вырастить орган, пока нет, поэтому клетки совмещают и переносят, например, на трупный хрящ гортани (поселившись на нем, клетки воспроизводят его форму), либо с помощью шприца переносят в кровь или в органы, а они находят место локализации в организме заказчика и восполняют недостаток работы того или иного органа. Но в данном случае, поскольку совершена подмена ядра, уже нет опасности, что клетки переродятся в раковые как чужеродные. Высока вероятность, что клетки не встроятся в орган и, отработав ресурс, погибнут, либо приживутся.

— Таким образом, кроме юридических и этических норм ничто не ограничивает технологии клонирования.

— К сожалению, да. Эффективность клонирования невысока, мы знаем, что из 240 с лишним эмбрионов появилась только одна овечка Долли. В дальнейшем были клонированы и мыши, и собаки, и обезьяны. Эффективность тоже была очень низкая, составляла всего несколько процентов. Эмбрионы, полученные в результате технологии клонирования, часто не удерживаются в матке той самки, которой были подсажены, и происходит выкидыш. В итоговом проценте эти случаи регистрируются как недоношенные, недоразвившиеся, то есть просто неудачные.

Та же технология без каких-либо модификаций теоретически может быть применена и к человеку. В данный момент научное сообщество не прибегает к клонированию человека, потому что пока высока вероятность получения уродств. И если уродливого щенка просто усыпляют, то с человеком, естественно, никто не будет так поступать. Нельзя использовать технологию, которая заведомо предполагает рождение организмов с патологиями. Но если кто-то захочет реализовать эту технологию в своих личных целях, у него вполне может хватить денег на заказ какой-либо частной лаборатории и, прибегнув к технологии суррогатного материнства, он сможет вырастить свою копию. По сути, это будет его однояйцевый близнец.

— То есть речь идет о создании не какого-то робота, а собственного брата, который будет намного моложе. Насколько идентичны будут эти два создания?

— С точки зрения генетики, клон — это абсолютная копия, потому что клетка взята от взрослого организма, у которого все клетки имеют одинаковый генетический материал. Это не значит, что получится копия в психическом и душевном плане — только в биологическом. И это еще одна причина для возможного злоупотребления клонированием. На эту тему уже выпущено несколько книг, даже сняты фильмы о том, как этих клонов держат в неких гетто, а затем, по мере необходимости пациента, у них берут необходимые органы.

— Получается, основной вопрос, который обсуждают специалисты по биоэтике на различных научных конференциях, звучит так: является ли творением Бога творение рук человеческих? Иначе говоря, является ли клон божественным творением? Как биоэтика отвечает на этот вопрос, какие есть взгляды?

— Единого взгляда на это, к сожалению, не существует. С одной стороны, мы можем придерживаться точки зрения Православной Церкви, которая уже говорила, что если человек родится в результате технологий клонирования, он будет признан человеком, потому что будет иметь уникальную душу. Человек не может родиться без души. С точки зрения научной биоэтики, все очень неоднозначно, но все же честная биоэтика склоняется к тому, чтобы признать человека, рожденного в результате клонирования, самостоятельным индивидуумом.

— Это открывает большие возможности с точки зрения демографического развития. Что останавливает государства от использования этих технологий?

— Внутренняя этика тех, кто руководит страной. В нашей стране клонирование запрещено. Во всем мире нельзя клонировать человека, но если из процесса его развития вычленить промежуток, когда он якобы не является человеком, тут закон не работает. Так появился термин «преэмбрион». С научной точки зрения вроде говорим о той же материи, о той же природе, а с точки зрения фальсифицированной науки и юрисдикции, если это утвердится, мы уже не будем говорить о человеке. Значит для определенных целей «это» можно будет клонировать.

— Экстракорпоральное оплодотворение — сейчас очень распространенная технология. В чем, на Ваш взгляд, состоит сложность и опасность, связанные с ней?

— Много сложностей и опасностей. Эта технология весьма неоднозначна. Первый ребенок, рожденный в результате технологии ЭКО, появился в 1978 году. Теперь эта женщина сама имеет детей, и она зачала их без применения ЭКО. С того момента ЭКО развивалось, в большинстве случаев оно приветствовалось и воспринималось как панацея в современной демографической ситуации. Достаточно посмотреть на картину в современной Дании, где 10% детей рождаются в результате применения технологий ЭКО. Слава Богу, наша страна не ставит перед собой целей и задач на эту тему, но количество тоже весомо. У нас на 2 миллиона детей около 30 тысяч рождается в результате применения технологий ЭКО (1,5%).

Опасность в том, что дети, появившиеся таким образом, отстают в развитии. 25% рождаются недоношенными, в то время как при естественном зачатии вероятность ниже в три раза. Если мы посмотрим на различные пороки в развитии, например, пороки сердца, мозга, мы опять увидим колоссальные отличия «в разы». Если оценивать состояние развития плода на предмет недостаточности кислорода (гипоксия), увидим, что 60% детей, зачатых в результате ЭКО, подвержены этому фактору. Гипоксия приводит к поражению клеток и тканей на всех уровнях. Вы сами знаете, что испытывает человек в душной комнате. Что если вы находитесь в этой душной комнате на протяжении девяти месяцев? Естественно, развиваются определенные последствия, которые затем нужно лечить. Руководитель медицинской академии однажды очень хорошо сказал, что если страна закладывает деньги на технологии ЭКО, то нужно закладывать деньги и на лечение этих детей.

— Не секрет, что господдержка этой программы очень серьезна. Чем это объясняется? Существуют ли какие-то альтернативы для решения демографической проблемы?

— Альтернативы, конечно, существуют. В первую очередь, это усыновление. У нас много сирот, которые нуждаются в родителях. Если семья хочет иметь собственных детей, ЭКО может быть показано при обнаружении ряда определенных проблем со здоровьем. Например, неразвитость труб, либо если у женщины в результате операций трубы были удалены, либо у нее матка неправильной формы. Если пациент или пациентка подверглись химиотерапии при лечении рака, то собственных половых леток у них не остается, и если они заранее их не заморозили, то иметь детей в дальнейшем они никак не смогут. Однако сейчас факторы, касающиеся состояния здоровья, при использовании ЭКО не доминируют.

— Вы столкнулись с ЭКО и на собственном опыте, расскажите, пожалуйста, об этом.

— У нас с женой получилось зачать ребенка только через несколько лет, мы тоже были подвержены различным операциям, лечению. Поясню, что ЭКО или внетелесное зачатие — это не лечение, это технология преодоления. Организму матери навязывается беременность. Есть возможность провести технологию ЭКО таким образом, чтобы вреда для здоровья матери либо не было, либо он был минимален. Но к этим способам прибегают нечасто по той причине, что они не дают клинике тех процентов успешности, которые ей нужны в отчетах.

Ребенка можно зачать даже в том случае, если женщина не подвергается гормональной стимуляции в тот самый цикл. Можно применять циклы гормональной стимуляции, для того чтобы открыть работу половой системы, если она до этого, например, никак не включалась либо была задавлена контрацептивами. К циклу, на который запланированы манипуляции, готовятся заранее в плане гормонов, питания, образа жизни, а в сам цикл гормоны не используются. В итоге яйцеклетка созревает одна. Она используется в технологии ЭКО — получается один эмбрион и подсаживается обратно матери. Женщина либо зачинает, либо нет. Вероятность успеха в данном случае составляет от 15 до 25%.

Другое дело, когда в том же цикле используются гормоны. Есть несколько протоколов использования (щадящий, нещадящий). Могут получиться не одна и даже не две яйцеклетки, а от 7 до 25. Современные врачи, конечно, пытаются уйти от слишком большого количества яйцеклеток. Представьте себе: в маленьком яичнике размером 4?3?2 см созревает до 15 фолликулов — «шариков» диаметром 2,5 см. Естественно, для тканей яичника это очень тяжело. Чаще всего, особенно если цикл потом оказывается неудачным, организму женщины нужно несколько месяцев для лечения. Но дело в том, что если получено много яйцеклеток, то получено и много эмбрионов. Для эмбриолога и врача-репродуктолога это подстраховка, чтобы операция в конечном итоге была успешной. Успех в первом цикле — это хорошая статистика, и она, к сожалению, подгоняет.

— Церковь возражает именно против излишнего использования и в том числе последующего убийства этих эмбрионов.

— Да. Те эмбрионы, которые не будут перенесены (а перенесено может быть 2, максимум 3 эмбриона с согласия матери) либо замораживаются, либо выбрасываются, либо, что еще хуже, могут использоваться как тренировочный материал для молодых эмбриологов. Если мать пишет определенное согласие, они могут быть использованы в научных целях, например, для отработки новых микроскопов, привезенных в эту клинику, либо переданы в какую-то лабораторию для наблюдений, потому что пока у нас нет индустрии использования стволовых клеток и эмбрионов.

Православная Церковь правильно выступает за то, чтобы лишних эмбрионов не было: сколько эмбрионов получается, столько и должно быть перенесено матери. Для этого цикл должен проходить с самой минимальной стимуляцией, либо без стимуляции вообще.

Также Церковь выступает против того, чтобы в цикле ЭКО участвовал донорский генетический материал. Это еще одна биоэтическая задача, потому что при использовании этого материала у ребенка получается уже не два родителя, а три. Есть родители, которые являются восприемниками с точки зрения воспитания после рождения, а есть генетические родители, и они могут не совпадать с юридическими восприемниками. Более того, бывают случаи, когда у пары нет ни яйцеклетки, ни сперматозоида. В этом случае у доноров выкупается то и другое. Таким образом, генетические родители одни, а юридические восприемники — совсем другие люди. Еще может быть участник с точки зрения вынашивания, так называемая суррогатная мать. И есть вариант с привлечением шестого участника. Это новая технология английских ученых, с помощью которой пересаживаются митохондрии клетки. Считается, что митохондрия — это «электростанция», источник энергии для яйцеклетки. У пары они могут быть плохие, и в этом случае можно использовать донорские митохондрии, которые будут подсажены в яйцеклетку. Представьте, какой уровень внедрения в клетку. В нее вкалывают сперматозоида, митохондрии, и после этого мы слышим заявления, что ребенок будет абсолютно здоров, как и обычный.

– В прошлой программе Вы очень подробно рассказали о том, что наука считает началом человеческой жизни, а также об экстракорпоральном оплодотворении. В чем выгода государства в продвижении технологии ЭКО с точки зрения решения демографической проблемы?

– Оценить пользу государства от ЭКО довольно трудно, потому что технология весьма дорогая. Субсидии начинаются от 150 тысяч рублей на один цикл, при этом он может быть неуспешным, и циклов может быть несколько. На 2 миллиона детей рождение 30 тысяч детей с помощью ЭКО – для государства не так уж много.

У детей, рожденных в результате программы ЭКО, способность к зачатию собственных детей будет так же снижена. Тот случай, что у первого ребенка «из пробирки» Луизы Браун родился собственный ребенок, пока ни о чем не говорит, потому что статистика только формируется. В организме женщины половые клетки закладываются со второго месяца ее внутриутробного развития. К седьмому месяцу количество клеток достигает максимального значения, после этого оно только убывает. Поэтому если плод развивался в условиях недостатка кислорода, то те клетки, которые активнее других потребляют кислород, наиболее пострадают от гипоксии.

О здоровье женщины и о том, какие у нее будут дети, можно судить по здоровью бабушки. Если бабушка пользуется технологией ЭКО, то она должна понимать, что для своей будущей дочери и особенно для своих внуков она закладывает бомбу замедленного действия. Фертильность (способность иметь детей) при многократном использовании ЭКО будет убывать.

Широкое использование субсидий на ЭКО довольно странно. Когда-то операцию по проведению аборта ввели в ОМС, а теперь больницы и рады бы не проводить, но, к сожалению, деньги на эти цели выделяются, и больницы должны отчитаться за эти ресурсы. То же самое может получиться и с ЭКО. На мой взгляд, гораздо эффективнее было бы сохранять пособие для второго ребенка и последующих и дать семье, которая имеет троих или более детей, возможность получить квартиру. Знаю по себе – у нас появился второй ребенок, и теперь в однокомнатной квартире места никак не хватает.

– Какова судьба детей, рожденных благодаря ЭКО? Знают ли об этом они сами, их врачи, педагоги?

– Право говорить или не говорить о том, что ребенок зачат в результате ЭКО, у женщины сохраняется. Покидая клинику после удачного проведения ЭКО (как правило, 19-й день нового цикла), она отправляется в обычную клинику к врачу, который непосредственно будет наблюдать беременность, и может, как сообщить ему о процедуре, так и не сообщить. Обычно это не скрывают, так как врачу, ведущему беременность, лучше знать об этом и готовиться к всевозможным трудностям. А они бывают, и мы об этом уже говорили: беременность протекает тяжелее, чаще наблюдается угроза выкидыша, часто необходимо употребление дополнительных лекарств. К тому же рождение такого ребенка обычно происходит с помощью кесарева сечения.

Итак, если вернуться к судьбе человека: сначала он был зачат вне тела матери, затем беременность с большой вероятностью угроз. Сразу оговорюсь, что нередки случаи, когда беременность протекает хорошо, и рождаются здоровые веселые дети. Однако во многих случаях (с большей вероятностью, чем при естественном зачатии) происходят тяжелые роды, определенные отклонения у ребенка. Если даже в анатомии тела отклонений нет, то отклонения в психике встречаются часто. Мы знаем по себе, что если нам не хватает кислорода, если мы долго пребываем в гнетущей обстановке, то мы начинаем раздражаться. У ребенка из-за длительного пребывания в условиях недостатка кислорода раздражение становится трендом поведения. Он легко возбуждается, его тяжело затормозить, он с трудом заканчивает дела, засыпает. В некоторых случаях матери информируют школу в лице директора и классного руководителя (естественно, дальше это не разглашается), для того чтобы они были готовы к некоторым неожиданностям. Как правило, когда ребенок достигает половой зрелости (12-14 лет для девочки, 14-16 лет для мальчика), большинство проблем, связанных с психикой, проходят, Слава Богу.

– В фантастической литературе и в научном сообществе обсуждается тема создания искусственной матки, то есть фактически взращивания эмбриона вне тела матери. Тогда и женщины не будут нужны для выращивания новых воинов?

– Да, это подразумевалось. Использование суррогатного материнства для выращивания армии, конечно, неперспективно. Если есть искусственная матка, про такого индивидуума можно с уверенностью сказать, что он получен и выращен в пробирке. Технологией искусственной матки действительно занимаются ученые, и это вопрос не столь отдаленного времени. У нас на кафедре есть люди, которые над ним работают и ясно исповедуют, что рано или поздно эту технологию ожидает успех. Кто-то считает правильным, если брак появился по любви, благословлен Церковью, в этом браке рождаются дети. А у нас в МГУ можно услышать иную точку зрения: неплохо бы сделать заказ по донорским клеткам, уехать в отпуск и по возвращении получить ребенка. Уже есть спрос на эти искусственные матки и на этих если не искусственных, то очень ущемленных детей.

– Это напрямую связано с темой суррогатного материнства. Давайте поясним, почему Церковь негативно относится к суррогатному материнству?

– Это продиктовано заботой о личности и человеческом достоинстве. Возможно, грубо будет сказать, что суррогатное материнство – эксплуатация чьей-то матки, потому что далеко не всегда находится та женщина, которая «под заказ», за деньги будет вынашивать чужого ребенка. Чаще всего это происходит внутри семьи, родственники соглашаются на то, чтобы стать суррогатными матерями, и в этом случае акт передачи происходит очень мягко. Менее распространены случаи, освещаемые сейчас в СМИ: когда богатые семьи оплачивают беременность женщине, нуждающейся в деньгах. Однако и они далеко не всегда скандальные. Может даже сохраняться ее общение с ребенком, просто ребенок юридически переходит к тем родителям, которые являлись заказчиками. Но это организационный момент. Каково ребенку психологически, когда у него две матери? Когда ребенок находится в чреве, он получает первый навык общения с матерью. Мы говорили в прошлой передаче, что некоторые медики считают плод живым человеком с 12-й недели, потому что с этого момента у него появляются условные и безусловные рефлексы, начинает работать психика и формироваться память. Ребенок с возраста нескольких месяцев (внутриутробно) начинает прислушиваться к голосу матери, к ее тональности, к ее шепоту, он чувствует, как мать гладит свой животик. Все это воспринимается ребенком как основополагающая форма любви. После рождения при использовании суррогатного материнства ребенок отлучается от матери, но ведь он уже привык к ее биению сердца, гормональному статусу, даже запаху (запах формируется таким образом, что часть веществ ощущается нашим носом непосредственно из крови). Он теряет это общение и вынужден привыкать к другой матери. Равносильно ли это передаче детей из одной семьи в другую, как сейчас в ювенальной системе на Западе? С психической точки зрения ребенок после суррогатного материнства страдает меньше, а с точки зрения доверия окружающему миру он страдает очень сильно, потому что лишается того, что являлось для него всем, кого он чаял увидеть после своего рождения. Это становится заметно даже на уровне рефлексов.

– В этом контексте давайте обсудим вопрос абортов, которые по ряду показаний считаются возможными как раз до момента формирования нервной системы, то есть до 12-й недели. Где граница между убийством и медицинской операцией?

– Аборты считаются возможными по ряду показаний и после 12-й недели, вплоть до 22-й недели.

Если женщина получает рекомендацию к аборту, это все равно будет медицинская операция, «по протоколу» убийство здесь не совершается. Если женщина самовольно решается на акт плодоизгнания после 12-й недели, она несет ответственность. Но, как правило, ответственность ее не настигает, потому что всегда можно найти нужную справку.

Вопрос даже не в том, до 12-й недели или после 12-й недели это будет, а в том, что абортов много. Сейчас число абортов падает. Если, например, в 80-х годах аборты исчислялись миллионами, в наше время их меньше миллиона. Но давайте сравним цифры: 2 миллиона детей рождается, миллион убивается. Это официальная статистика – число абортов, которые регистрируются в государственных клиниках. Но есть и частные клиники, которые никакой статистики не предоставляют, потому что их никто не обязывает.

Сейчас появился иной тип – так называемая абортивная контрацепция. В Польше достигнут удивительный результат: аборты, производимые с помощью операций, внутреннего внедрения врача, запрещены, но контрацептивы никак не ограничены. Контрацептивы могут вызвать аборт даже на стадии нескольких месяцев. Одна таблетка вызывает сокращение матки, плод изгоняется, и никто об этом не узнает. Подсчитать количество таких «операций» практически невозможно. Есть информация о том, сколько поставляется контрацептивов в нашу страну, и это огромное количество. Женщина способна зачать 13 раз в году, потому что цикл длится в среднем 28 дней. В каждом цикле можно зачать, и в каждом цикле, употребляя контрацептивы, можно потерять эмбрион. Современные контрацептивы не препятствуют зачатию, но они не дают эмбриону внедряться. То есть человек появляется (то, что на Западе стало считаться преэмбрионом), но не может присоединиться к телу матери, потому оно становится невосприимчивым для него.

– Что препятствует снижению уровня абортов?

– Много факторов. Во-первых, общий менталитет. Многие признают аборт способом решения многих проблем, как выдернул зуб и забыл. Это связано, в первую очередь, с тем, что если женщина и слышит, что собой представляет аборт, она не хочет этого знать, она не готова к ответственности. Восприняв информацию о том, что эмбрион – это человек, который уже пришел в этот мир, и организм матери является домом для этого человека в течение 9 месяцев, женщина на аборт не соглашается. Сильно снижают уровень абортов консультации, которые сейчас принято проводить.

Есть и более тяжелый фактор. Абортированные эмбрионы воспринимаются рынком и превращаются в продукт. Ряд сотрудников академий медицинских наук запатентовали способ приготовления препаратов клеточной терапии из абортированных эмбрионов. В патенте даже указано, что можно использовать эмбрион с 12-17 недели, но лучше если это 22 неделя. 21-22 неделя – это уже живой человек, который может родиться. Сейчас есть факты рождения таких детей, они весят 350-400 граммов, но при этом выживают. А патент позволяет приготовить из эмбрионов на этой стадии суспензию, например, клеток печени, клеток кожи и так далее и инициировать ее тому, кто готов воспользоваться этой клеточной терапией. В суспензии могут быть сами клетки (риск рака 100%, потому что это эмбриональные клетки, не имеющие контроля в делении), но если это не клетки, а лишь факторы, то они, конечно, каким-то образом действуют. Но факторы действуют неделю, а если все-таки в организм попали клетки, то они, как таблетка, будут действовать в течение 1-3 месяцев, например, омолаживать кожу. Через месяц после смерти самих клеток все станет так, как было: морщины вернутся.

Есть даже некоторые программы, позволяющие странам обмениваться клетками. Наша страна защищена от таких программ рынком собственных клеток, а, например, Украина не защищена. Несколько лет назад был ими подписан акт о биомедицинском сотрудничестве с Европой, которое предполагает обмен клетками (не взаимный, естественно). Украина из абортированных эмбрионов готовит определенные суспензии и экспортирует на Запад, где их используют уже как препараты. Сами они это приготовить не могут, а воспользоваться чужим препаратом могут, потому что всегда можно определенным образом составить бумаги.

На эту тему также могу сказать, что во многих странах Европы суррогатное материнство запрещено, а, например, в Италии запрещено убийство эмбрионов. Поэтому нередки случаи так называемого репродуктивного туризма, когда из Италии к нам едут и прибегают к тем технологиям, которые разрешены у нас.

– Что Вы можете посоветовать нашим зрителям, у которых возникают какие-то сложности? Где грань – когда стоит обращаться к биомедицинским технологиям, а когда этого стоит избегать?

– Первый мой совет – всегда можно усыновить ребенка, и эта семья вполне может быть счастливой. Усыновить можно даже не одного-двух, а более. Бояться перевоспитания не надо – дети, как правило, очень благодарные и очень преданные.

Прибегать к технологии ЭКО в целом я бы не рекомендовал. Мало где можно получить благословение на эту операцию. Если же есть необходимость и уверенность, что без этой технологии не будет счастья в семье, то нужно подходить к ней максимально осмотрительно и сначала оценить, все ли стандартные медицинские меры были предприняты.

Еще одна важная заметка о том, как клиники ЭКО влияют на наше сознание. В Советском Союзе пара считалась бесплодной только после того, как она не могла зачать ребенка в течение восьми лет. Клиники ЭКО уменьшили этот срок до года. Я знаю не так много пар, где ребенок появляется в первый год. Организм женщины привыкает к организму мужчины, поэтому появление ребенка на второй, третий, пятый год нормально. Во времена Российской империи, когда аборты были невозможны, далеко не во всех семьях было много детей, могло быть два, три ребенка. Поэтому если нет детей в первые годы или пока не помогли какие-то таблетки, это не значит, что нужно все бросать и бежать в клинику ЭКО. Может быть, действительно нужно просто подождать. Организм имеет свойство обновляться - через 6 месяцев у нас не остается ни одной старой клетки, кроме некоторых нервных клеток (и то сейчас есть версии их обновления) и женских половых клеток. Но даже если половые клетки остаются прежними, то те, которые их окружают, кормят, растят – обновляются.

— Телеканал «Союз», часть 1, 16.03.2015; часть 2, 25.03.2015

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное