Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 14 ноября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

8-14 ноября 2012 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Ишимских иеговистов оштрафовали за экстремистскую литературу

Религиозная организация "Свидетели Иеговы" в Ишиме получила штраф за распространение экстремистских материалов. Адептам церкви, по данным прокуратуры, передавали для ознакомления книги, запрещенные судом.

Речь идет о двух изданиях: «Чему на самом деле учит библия?» (изд. «Watch tower Bible and Tract Society of New York, Inc.Brooklyn, New York, U.S.A. 2005) и брошюре «Правительство, которое принесет рай» (изд. «Watch tower Bible and Tract Society of New York, Inc. Brooklyn, New York, U.S.A. 1993). Вся эта литература была признана экстремистской в 2009 году решением Ростовского областного суда, поскольку содержит высказывания, унижающее человеческое достоинство по принципу отношения к религии, и элементы пропаганды исключительности одной религии над другой.

Как сообщает пресс-служба прокуратуры Тюменской области, в сентябре представителю церкви был выписан штраф в размере одной тысячи рублей по ст. 20.29 КоАП РФ (массовое распространение экстремистских материалов). Иеговисты пытались оспорить решение мирового суда в Ишимском городском суде, однако, тот отказал в удовлетворении жалобы.

Tumix.ru, 08.11.2012

МОРМОНИЗМ

Что будет с Ромни — станет мормонским апостолом или возглавит миссию?

Митт Ромни

По мере того, как растут и усиливаются слухи по поводу того, что будет делать Митт Ромни после своей неудачной попытки стать президентом США, сторонние наблюдатели ищут ответ на этот вопрос в его мормонских убеждениях.

В ноябре прошлого года колумнист сайта Bloomberg Альберт Хант высказал мнение, что, если Ромни не победит на выборах, он может стать президентом церкви СПД.

Теперь относительно будущей церковной карьеры самого известного мормона высказываются разные предположения. Апостол? Президент миссии? Управляющий значительными капиталовложениями церкви? Все эти варианты одинаково маловероятны.

Для начала, он не сможет стать мормонским пророком, которого последователи считают «пророком, провидцем и носителем откровения». На этот пост не выбирают и не назначают. По давней традиции он переходит к старшему члену церковного Кворума Двенадцати Апостолов. В настоящий момент вакантных мест в Кворуме нет.

Хотя в прошлом некоторые политики были призваны на служение в качестве президентов миссий СПД — например, покойный конгрессмен от штата Юта Уэйн Оуэнс, потерпевший поражение в борьбе с сенатором-республиканцем Джейком Гарном в 1974 году, руководил деятельностью миссионеров в Монреале, а нынешний президент Сената штата Юта Майкл Уоддупс, республиканец из г. Тэйлорсвилль, по окончании текущего срока выйдет в отставку и займет пост президента миссии, — Ромни может оказаться слишком крупной фигурой, чтобы церковь использовала его таким образом.

Трудно представить и то, что кандидат от республиканской партии станет частью финансовой службы церкви и будет подчиняться апостолам.

Но, без сомнения, руководство церкви СПД найдет талантам Ромни какое-то применение. Он уже служил в качестве епископа мормонской общины и президента кола, в обязанности которого входит руководство несколькими мормонскими общинами.

Может быть, ему стоит стать консультантом по занятости в своей общине и помогать единоверцам найти работу, как он обещал во время президентской кампании?

The Salt Lake Tribune, 12.11.2012

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Саентология приходит в Израиль

Кинотеатр "Альгамбра"

С момента своего открытия в 1937 году устремленный ввысь фасад кинотеатра «Альгамбра» в г. Яффо стал одним из самых узнаваемых элементов городского пейзажа. Теперь, после многолетнего запустения, этот комплекс капитально отремонтирован и превращен в первый общественный центр Саентологической церкви на Ближнем Востоке. Трехэтажное монолитное здание общей площадью 5,5 тыс. кв. метров и стоимостью в миллионы долларов — с мультимедийными пилонами в вестибюле, десятком лекционных залов в академии на верхних этажах, аудиторией на 450 мест с лепным потолком, репликой мозаики Микеланджело с Пьяцца дель Кампидольо на полу украшенной колоннадой террасы — представляет собой сверкающий высокотехнологичный храм, посвященный учениям Рона Хаббарда и его преемника Дэвида Мискевиджа. В одном из углов здания даже есть комната, обставленная как кабинет Хаббарда в ближневосточном стиле, — дань памяти основателю организации, умершему в 1986 году.

«Альгамбра» — последний из 50 с лишним аналогичных центров по всему миру, созданных за последние годы г-ном Мискевиджем в рамках его новой Идеальной Саентологической Организации.

Радушные члены организации в черных брюках и белых рубашках приглашают прохожих, которые заглядываются на красочные обложки выставленных в окнах сочинений Хаббарда, переведенных на разные языки, пройти внутрь здания. В вестибюле любопытствующий видит целый лес экранов и стендов, рассказывающих о жизни и работе Хаббарда, а также о каждом из 21 принципе «Пути к счастью» — основного катехизиса Саентологической церкви. Пройдя бесплатный личностный тест, посетители могут записаться на другие курсы.

Члены организации могут повысить свою квалификацию, записавшись в колледж, расположенный на верхнем этаже, или получив дополнительное обучение в главных учебных центрах организации в США.

Однако на протяжении большей части тех 40 лет, что саентологи действуют в Израиле, местные жители опасались их и смеялись над ними.

В 1987 году межведомственная комиссия во главе с бывшим заместителем министра образования Мириам Тааза-Глейзер опубликовала отчет объемом в 500 страниц, в котором рекомендовала более жестко ограничить деятельность Саентологии и других движений, но сделано в этом направлении было мало. В 2011 году по заказу министерства социального обеспечения был подготовлен новый отчет, который рекомендовал законодательно запретить деятельность культов. Но ничего не произошло.

Саентологический центр
в Тель-Авиве

Рахиль Лихтенштейн, директор Израильского центра помощи жертвам культов, говорит, что она разочарована согласием городского совета Тель-Авива одобрить реновацию «Альгамбры».

«Это показывает, что на публичных должностях все еще есть люди, которые не понимают, что такое культы», — говорит она. — «Это очень печально. Я понимаю, что это юридический вопрос, и понимаю городской совет, когда они говорят, что не вправе вмешиваться, потому что речь идет о покупке частного здания. Но очень печально, что никто не был в курсе проблемы в достаточной мере, чтобы встать и сказать что-то о том, на что способен этот культ Саентологии».

Но Рон Хулдай, мэр Тель-Авива, говорит, что у него не было оснований для отказа: «Когда кто-то делает что-то, разрешенное законом, я обязан следовать закону. Вот и все. Неважно, нравится мне это или нет. Пока они действуют в рамках закона, я не могу помешать им работать в этой стране».

Дани Лембергер

Выступая на церемонии открытия центра в августе, г-н Мискевидж назвал обновленную «Альгамбру» «подарком Израилю от Международной ассоциации саентологов», но Дани Лембергер, бывший руководитель саентологического центра в Хайфе, не согласен с этим заявлением.

Г-н Лембергер был одним из главных защитников Саентологии перед комиссией Таазы-Глейзер. Сегодня он в числе самых горячих критиков организации. Г-н Лембергер был изгнан из ее рядов прошлым летом и объявлен «подавляющей личностью» после того, как он побывал в гостях у бывшего заместителя г-на Мискевиджа, ушедшего из организации несколько лет назад. Все, кто поддерживал общение с ним в Хайфе, в том числе его жена, его сотрудники и последователи, также были изгнаны.

Г-н Лембергер говорит, что здание, приобретение и ремонт которого обошлись в 10 с лишним миллионов фунтов стерлингов, принадлежит религиозной некоммерческой организации Scientology International Reserves Trust , зарегистрированной в г. Ист-Гринстед, Суссекс, Великобритания.

«Здание не принадлежит никому в Израиле», — говорит г-н Лембергер. — «Эта новая Идеальная Организация — творение Мискевиджа, тратящее огромные суммы пожертвованных денег на приобретение дорогих зданий по всему миру, которые, в конечном итоге, ему и принадлежат».

«Саентологическая церковь под руководством Мискевиджа превратилась в культ», — говорит г-н Лембергер. — «Она превратилась в организацию, которая эксплуатирует людей, обещает тебе вечность, счастье, бессмертие, если только ты следуешь предписанным путем, а по пути платишь им сотни тысяч долларов за услуги, что полностью и абсолютно противоречит тому, что говорил, писал и просил нас делать Хаббард».

The Independent, 11.11.2012

к оглавлению

В виде наказания «Нарконон» лишили права на защиту в гражданском деле

Исполнительный директор скандально известного реабилитационного центра в Норкроссе, тесно связанного с Саентологической церковью, была подвергнута судебным санкциям, которые лишают ее права на защитника на слушаниях по гражданскому иску, в котором «Нарконон» обвиняют в преступной халатности и мошенничестве, повлекших за собой смерть молодого человека из Флориды, в 2008 году проходившего там лечение по постановлению суда.

Патрик Десмонд

Суд округа Бревард, штат Флорида, направил 28-летнего Патрика Десмонда на принудительное лечение. Родители молодого человека хотели, чтобы он прошел реабилитацию в частном центре. За имевшиеся в их распоряжении 72 часа они нашли «Нарконон» в г. Норкросс. Рик и Колин Десмонд утверждают, что исполнительный директор «Нарконона» Мэри Ризер и прочие сотрудники центра предоставили им ложную информацию, что речь идет о стационаре, в котором Патрик будет находиться под круглосуточным наблюдением, хотя на самом деле у центра была лицензия лишь на амбулаторное обслуживание клиентов.

Как и прочих пациентов «Нарконона», Патрика разместили в жилом комплексе «Сэнди-Спрингз», в котором, по словам его родных, процветали пьянство и наркомания. Во время судебных слушаний в прошлом месяце, которые освещала новостная служба радиостанции WSB , родители Патрика заявили, что их сын пил вместе с сотрудниками «Нарконона», а потом решил впервые попробовать героин. 24 часа спустя он был мертв от передозировки.

Семья Десмонд подала иск в мае 2010 года и следующие два года провела в поисках информации о том, как и почему умер Патрик. Адвокат семьи говорит, что он был крайне расстроен тем, что на каждом шагу сталкивался с сопротивлением, обманом и пропажей улик.

Судья Стейси Хайдрик также пришла к выводу, что исполнительный директор «Нарконона» Мэри Ризер обманом уклонилась от исполнения десяти судебных постановлений и «неоднократно отказывалась предоставить явно имеющие отношение к делу и способные пролить свет на произошедшее документы и сведения и многократно прибегала к обману, отрицая само их существование».

Мэри Ризер

Наконец, вызвав Ризер в суд для дачи показаний относительно сокрытия информации и заведомо ложных заявлений, Хайдрик пришла к заключению, что слова руководителя «Нарконона» просто не заслуживают доверия. В связи с этим на местное отделение «Нарконона» и лично на Мэри Ризер было наложено наказание, которое адвокаты по гражданским делам обычно называют «смертным приговором»: ответчики не смогут возражать на обвинения семьи Десмонд, которые утверждают, что «Нарконон» солгал им и суду округа Бревард, выдавал себя за стационарную клинику, проявил халатность в уходе за пациентом, что привело к смерти Патрика Десмонда от смертельной передозировки.

«Постановление суда сформулировано самым жестким образом, какой только можно видеть в американском суде», — говорит эксперт по юридическим вопросам станции WBS Рон Карлсон. Он пояснил, что прецеденты уже были, но крайне редко.

У адвокатов «Нарконона» очень мало шансов обжаловать постановление. Барбара Маршалк и Стив Миллер уже заявили, что обратятся к судье Хайдрик с просьбой отложить дальнейшее рассмотрение дела, чтобы они могли подать апелляцию в суд высшей инстанции. Но Карлсон говорит, что это маловероятно.

«Это решение очень пагубно отразится на защите», — заметил Карлсон. — «Это означает, что присяжные заслушают точку зрения истца без какого-либо опровержения».

WBS Radio, 09.11.2012

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Проблемы Ти-Би-Эн

Британи Копер
с супругами Крауч

Британи Копер, внучка основателей Ти-Би-Эн Пола и Джен Крауч, до сентября 2011 года занимавшая пост финансового директора компании, обвинила руководство вещательной корпорации в незаконном присвоении «благотворительных средств» на сумму более 50 млн. долларов. В ответ Ти-Би-Эн подало против Копер и ее супруга с полдюжины исков по всей стране, обвиняя их том, что таким образом они пытаются отвлечь внимание от собственных финансовых махинаций.

Действия Ти-Би-Эн стали причиной того, что федеральный судья штата Калифорния пригрозил обвинить компанию в «сутяжничестве», поскольку поданные ей иски, судя по всему, имеют своей целью «перегрузить суды… и помешать принятию взвешенного решения».

Фонд Троицы — организация, уже долгое время критикующая деятельность Ти-Би-Эн, публично обратилась к организациям, связанным с такими известными в евангелических кругах фигурами, как Билли и Фрэнклин Грэм, Чарльз Стэнли, Рон Лус, Джек Грэм и покойный Адриан Роджерс, отозвать свои программы из сетки вещания Ти-Би-Эн. «Это змеиная яма в духовном и нравственном смысле», — заявил основатель Фонда Оле Энтони. — «Ти-Би-Эн пользуется этими уважаемыми проповедниками, чтобы оправдать свое существование».

Служение, предлагающее рекомендации для жертвователей, MinistryWatch.com, опубликовало предостережение о «распространенных злоупотреблениях средствами компании среди руководства Ти-Би-Эн». Однако основатель служения Расти Леонард не думает, что проблема решится, если надавить на другие служения с требованием уйти из эфира Ти-Би-Эн.

«Мы давно решили, что не хотим ставить в неловкое положение уважаемые служения, которые вещают на Ти-Би-Эн», — говорит он. — «Вместо этого мы решили попытаться повлиять на администрацию и совет директоров Ти-Би-Эн с тем, чтобы на этом канале появилось больше здравого, основанного на Библии учения».

Евангелические служения, вещающие на Ти-Би-Эн, отказались дать свои комментарии.

Альберт Мохлер, президент Южно-баптистской богословской семинарии, отмечает, что у евангелических телевизионных служений всегда были проблемы с выходом в эфир: «Если речь идет не о вашей собственной телесети, вам приходится иметь дело с людьми, которые не разделяют ваше мировоззрение. Билли Грэму приходилось покупать часовые отрезки.

Но, как и Энтони, Мохлер считает, что ситуацию с Ти-Би-Эн следует оценивать иначе: ведь все ожидают, что это христианская телевещательная сеть: «Консервативным служениям все более неудобно сотрудничать с этой сетью. Каждое новое обвинение, каждый новый заголовок усугубляют ситуацию».

Christianity Today, 15.11.2012

к оглавлению

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

В Москву приехал помощник главы адвентистов Марк Финли

Марк Финли

Москву посетил всемирно известный евангелист и доктор богословия Марк Финли. В данное время Марк Финли является помощником главы всемирной Церкви Адвентистов седьмого дня. В Москве он планирует провести евангельскую программу под названием "Библейский путь жизни" с 9 по 16 ноября. Евангельские встречи будут проходить в международной церкви по улице Нагатинской, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на «Христианский взгляд».

Марк Финли вот уже более тридцати пяти лет по всему миру проводит евангельские встречи с многотысячной аудиторией, общеобразовательные семинары, лекции о здоровом образе жизни. В настоящее время является заслуженным ведущим телевизионной программы "Так написано", вещающей из штата Калифорния, США.

Он автор более шестидесяти книг и шестнадцати телевизионных программ на актуальные проблемы современности. Много времени посвящает научным исследованиям в области библейской археологии. Особым предметом его изучения являются пророческие книги Библии.

С Марком Финли приехала в Россия и его супруга Эрнестина. Каждый вечер она будет вести блок, посвященный здоровому образу жизни.

Отметим, что на сайте Адвентистской Церкви в России информация о приезде Марка Финли в Москву отсутствует.

InVictory, 12.11.2012

АТЕИЗМ

Столичные атеисты митингуют, ходят в церковь и занимаются просвещением

Пока государство пытается защищать чувства верующих, неверующие объединяются в атеистические сообщества. "МН" поговорили с современными безбожниками и выяснили, зачем они это делают, чего добиваются и во что на самом деле верят.

Фонд "Здравомыслие"

"Дело даже не в атеизме. Мы выступаем не против христианства, а за то, чтобы государство было светским".

Фонд "Здравомыслие" был создан в 2010 году. Он возник в результате обсуждения в блогах и соцсетях развешанных по Москве билбордов с цитатами из Библии вроде "Я - Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня". Несколько активистов решили объединиться и на свои деньги изготовить и развесить билборды с цитатами из 14 статьи конституции: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

Изначально в "Здравомыслие" входило 12 человек, за последний год количество людей увеличилось до 40 человек, среди них – несколько верующих. Среди присоединившихся много тех, кто недоволен введением в школах с сентября 2012 году новой дисциплины "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ) и возмущен делом "Pussy Riot". "Наш человек – это хипстер. Ему около 30 лет, может, немного больше. У него неплохая зарплата и современный взгляд на вещи", — так описывает участников фонда его президент Артем Журавский. Журавскому 38 лет и он работает системным администратором.

— Во что вы верите?

Артем Журавский

— Я не верю ни в бога, ни в высшие силы. Нет судьбы кроме той, которую человек сам себе выбирает, и нет чудес кроме тех, которые делают люди. Я верю в это. И приятно самому иногда почувствовать себя дедом морозом. И если мне нужна помощь, то я обращусь к людям, а не к богу. Хотя не могу исключить возможности, что пойду в церковь, если там, например, хороший батюшка, который может помочь.

"Здравомыслие" выступает за "бытовой атеизм" — то есть за возможность "жить, не ставя во главу угла какую-то идеологию".

33-летняя Елена, секретарь "Здравомыслия" (фамилию она попросила не указывать), говорит, что "в первую очередь позиционирует cебя все-таки как трансгуманиста". "Трасгуманизм – это мировоззрение, имеющее научные основы, признающее необходимость и желательность совершенствования человека только с помощью достижений науки и технического прогресса, — объясняет она. — Скорее я атеист в том смысле, что я ничего не готова принимать на веру. Я предпочитаю все-таки знание".

Елена рассказывает, что одно время находилась в поиске, изучала разные религии, "но настал момент, когда я поняла, что определенные правила, которые навязываются религией, мне просто не подходят. Более того, они не подходят для жизни, не позволяют развиваться. Если мне нужны ответы, я должна получать их с помощью науки и научного мировоззрения".

— А бог есть?

— Атеизм не рассуждает о том, существует бог или нет. Он допускает возможность, что существует все. Отрицания существования бога в атеизме никогда не предполагалось. Это один из вариантов трактовки, который близок именно мне.

— Во что вы верите?

— Наверное, в бесконечное развитие человечества.

В конце ноября 2012 инициативная группа при поддержке "Здравомыслия" собирается провести в Москве международную конференцию, посвященную вопросам межконфессиональных отношений в светском государстве и "разбору коллизий, сложившихся на фоне событий 2012 года в России".

Атеистическое общество Москвы "АТОМ"

"Мы хотим создать антиклерикальную ассоциацию, объединить все атеистические общества. Пора уже заявлять о себе".

Общество "АТОМ" возникло в 2000 году. Первоначально, по словам его председателя, 48-летнего писателя Александра Никонова, это был клуб по интересам, вроде общества филателистов или другой "ерундистики". В "АТОМе" стабильно состояло порядка 70 человек, за последний год эта цифра выросла до 100. "К нам идут и старые и малые, портрет совершенно разнокалиберный, — говорит Никонов. — Но это люди с высшим образованием, потому что думающий человек обладает меньшей терпимостью к навязыванию религии".

— Наша задача — противостоять клерикализации общества и просвещать оное общество, показывая людям, что старые глупые сказки про Огромного колдуна, который с помощью своей волшебной силы сотворил вселенную, устарели, — говорит Никонов.

Общество издает журнал под названием "Новый безбожник". Очевидную перекличку с советским журналом, который назывался просто "Безбожник", Никонов объясняет так: "Поначалу журнал назывался "Безбожник", как в начале века. Но поскольку того журнала уже нет, а новые времена есть, я предложил название "Новый безбожник". Мне оно показалось более прикольным". В журнале объясняется, что такое "АТОМ" (помимо того, что это аббревиатура от полного названия общества): "Атом – это знак глубокой связи научного и технического прогресса с развитием атеистического, антирелигиозного мировоззрения".

Александр Никонов

В "Новом безбожнике", например, есть рубрики "Портрет атеиста", "Религия в законе", "Наука и религия", на последней обложке печатают антирелигиозные стихи классиков, а в статьях в глаза бросаются крупно набранные антирелигиозные цитаты из поэтов, писателей, философов. Например "Я не могу верить в бога, который на меня сердится за то, что я в него не верю" Сомерсета Моэма или "Религия – болезнь души" Свифта.

Никонов является одним из учредителей политической партии "Россия без мракобесия". Эта партия и "АТОМ" в октябре провели на Пушкинской площади антиклерикальный митинг. По мнению Никонова, дело "Pussy Riot" обозначило глубокую трещину между прошлым и будущим России. "Вместо того чтобы проигнорировать эту глупую выходку в Храме Христа Спасителя, власть решила, черт возьми, мы сейчас накажем, пускай и не по закону. И этим несправедливым наказанием власть добилась обратного – возмущенная несправедливостью молодежь стала осквернять храмы, начались эти крестоповалы. В ответ на это правительство обсуждает принятие идиотского закона о защите прав верующих, приближаясь к средневековью", — говорит Никонов.

Для самих участников "АТОМа" крестоповалы и граффити на стенах храмов — это вандализм. Воинствующими атеистами они себя не считают. Их арсенал — митинги, книги Никонова и интернет-пропаганда.

— Во что вы верите?

— Я атеист в чистом виде. Я не верю в бога, не верю в бабу ягу. В церковь я ходил разве что на экскурсию. Теоретически могу обратиться к богу, но обращаться ни к кому, это все равно, что обращаться к деду морозу. Единственное, во что я верю — это наука.

Со взглядами председателя некоторые члены общества не согласны. "Я чисто политический атеист, я за то, чтобы церковь не вмешивалась в дела государства. Но по культуре я православный. Много лет назад я работал в церкви чтецом", — говорит Лев Левинсон, один из старейших членов общества "АТОМ". Он рассказал, что на пасху и рождество ходит в церковь со своей семьей. "Верю ли я в Бога? Для меня этого вопроса не существует, я сам себе на него не могу ответить", — сказал Левинсон.

"Безбожники" в СССР

В 1924 году из читателей газеты "Безбожник", издававшейся с 1922 года, было создано общество ее "друзей". В апреле 1925 года на его основе было создано единое всесоюзное антирелигиозное общество. Сначала оно называлось "Союз безбожников", в 1929 году на II Съезде было переименовано в Союз воинствующих безбожников. На этом съезде с речами выступили Бухарин, Луначарский, Максим Горький, Демьян Бедный, Владимир Маяковский. Общество работало под девизом "Борьба с религией — борьба за социализм". Помимо газеты, общество издавало журнал "Безбожник" (некоторое время назывался "Безбожник у станка"). В 1941 году с началом войны атеистическая пропаганда стала ослабевать. Вышел последний номер газеты "Безбожник". В 1947 функции пропаганды научно-атеистических знаний были переданы вновь созданному Всесоюзному обществу "Знание". В 1964 года в СССР начал работу Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС. Институт просуществовал до 1991 года.

Журнал "Скепсис"

"Отделять атеистические вопросы от социальных нельзя. Наша задача сейчас – просвещение, как во времена Вольтера"

"Скепсис" был создан в 2002 году атеистами, в том числе и теми, кто когда-то участвовал в создании "АТОМа". "Наши дороги с "АТОМом" разошлись, в частности, потому что мы принципиально считаем, что отрывать атеистические, антиклерикальные вопросы от социальных и политических нельзя", — говорит Соловьев. "Свобода начинается с сомнения" — гласит девиз журнала. "Скепсис" регулярно выходит в электронной версии. Разделы сайта — от политики и религии до социологии и естественных наук. Печатная версия появляется раз в год как альманах.

Над журналом работают 15 человек. В разделе "Кто мы такие?" на сайте говорится: "Мы - пока еще молодые люди: преподаватели и ученые, студенты и аспиранты, просто скептики; рационалисты; атеисты и антиклерикалы; готовы к дискуссии с любыми оппонентами". Главный редактор журнала – 33-летний Сергей Соловьев, кандидат философских наук, преподаватель отечественной истории, социологии и социальной философии в Московском городском психолого-педагогическом университете. Аудиторию журнала Соловьев характеризует как молодых интеллектуалов, "начиная со старшеклассников".

Сергей Соловьев

Коллектив журнала придерживается социалистических взглядов. "Речь не о ностальгии по СССР. С нашей точки зрения, социализма в СССР не было, мы коммунисты, социалисты, и при этом антисталинисты. Но это не означает, что в журнале не появляются статьи авторов, придерживающихся совершенно других политических взглядов", — объясняет Соловьев.

По мнению Соловьева, сейчас в обществе постепенно происходит изменение настроений: "Церковь растрачивает кредит доверия, полученный 20 лет назад, потому что РПЦ выбрала позицию обслуживания интересов власти и финансовой олигархии. В СССР существовала идеология КПСС, имевшая такое же отношение к Марксу и Ленину, как Христос к испанской инквизиции. Теперь эта идеологическая роль принадлежит РПЦ", — говорит Соловьев.

Приговор, вынесенный "Pussy Riot", по словам Соловьева, —безобразие, но поведение Pussy Riot только дискредитирует атеизм, играет на руку фундаменталистам в РПЦ. Ещё большим безобразием является подготовка закона о защите чувств верующих, который попросту отменяет 14 статью Конституции РФ. Тем не менее, эти события вовсе не свидетельствуют о том, что взаимосвязь между церковью и государством окрепла лишь в последнее время. "Процесс сращивания церкви и государства по образцу Российской империи начался еще с конца 80-х годов, и активно шел при Ельцине", — говорит Соловьев.

— Во что вы верите?

— Я атеист, вырос в семье атеистов, — говорит Соловьев. — В детстве я прочел библию с интересом, наравне с былинами и мифами Древней Греции. Я не верю ни в бога, ни в инопланетян, ни в "третий глаз" или другую муру. Не могу сказать, что я верю в науку, "верю" — это неправильное слово. Наука рациональна, она опирается на доказательства, а не на веру.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ:

Российское
Трансгуманистическое
Движение

"Любые гражданские организации в России имеют право на жизнь, у меня нет ничего против того, чтобы люди объединялись по своим идеологическим и философским взглядам. Но когда такие организации начинают повторять всякие Союзы воинствующих безбожников, клеветать на церковь, устраивать определенные провокации, за которыми проглядывают политические мотивы, это заканчивается большой кровью, как это было в 20-х годах. О тех атеистических организациях, которые выступают за отделение церкви от государства и выходят на митинги, я могу сказать одно: совок неистребим. Это совковое мировоззрение, которое до сих пор живо и не дает развиваться нашему обществу. Отцы представителей агрессивной части атеистов – это деятели советской власти, и методы их исключительно советские, и желание и цели исключительно советские. И если бы была у них возможность устроить какие-то гетто или лагеря, или издать законы, которые могли бы истреблять верующих, они бы этим с удовольствием воспользовались".

Протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям Церкви и общества:

"Я к атеистам нормально отношусь. Практически во все исторические эпохи имели место споры между верующими и неверующими людьми. Я в советское время сам участвовал в таких спорах. Когда это нормальная взаимоуважительная дискуссия, это естественные вещи, которые мне даже нравятся. Но я хотел бы, чтобы некоторые атеисты избегали оскорбления религиозных чувств. Еще можно понять, когда это происходят в пылу полемики. Но когда человек каждый день размещает в интернете похабные карикатуры с использованием иконографии, это уже отдает не честным спором, а политической провокацией. В споре нужно быть все-таки интеллектуально честными. Отделения церкви от государства вовсе не означает, что ее нужно исключить из образования, армейской жизни и общественного пространства в целом. У церкви сейчас нет властных полномочий, она и так от государства отделена".

Другие атеистические организации

  • Портал atheism.ru. Продвигает идеи научного атеизма.
  • Российское трансгуманистическое движение. Идеи атеизма близки людям, входящим в эту организацию, многие одновременно состоят и в "АТОМе", и в "Здравомыслии". Тем не менее, главная цель движения – способствовать развитию новых технологий, с помощью которых человек смог бы усилить свои интеллектуальные и физические возможности.
  • Российское гуманистическое общество. В него входят люди, разделяющих принципы светского, гражданского гуманизма.
  • Союз воинствующих безбожников.

Московские новости, 12.11.2012

к оглавлению

РАЗНОЕ

В Болгарии выяснили, во что верит молодежь

Болгарский Институт социальных исследований и маркетинга представил данные опроса, посвященного религиозности среди молодежи страны. Он проводился в мае нынешнего года. Опрошены были 510 юношей и девушек, сообщает Regions.ru со ссылкой на информацию портала "Двери.bg".

Более двух третей молодых респондентов в возрасте 14-29 лет назвали себя верующими, и лишь 16% - атеистами. При этом, правда, хоть как-то практикуют религию только 23% опрошенных.

86% представителей молодого поколения положительно относятся к христианству, 54% - к католичеству, 34% - к буддизму. Оценка остальных религий преимущественно неопределенная.

46% молодых людей, принявших участие в опросе, пришли к вере с помощью родителей, 26% - дедушек и бабушек, и только 5-6% к вере привели священнослужители.

Более половины респондентов высказались за диалог между религиями и усиление влияния Церкви на светскую жизнь. 67% считают, что Церковь должна активнее участвовать в воспитании молодежи.

Мир Религий, 09.11.2012

к оглавлению

От йоги до вуду – эксперты предупреждают об опасности

Более 470 сект, культов, новых религиозных движений (НРД) появилось в Беларуси за последние 20 лет, сообщил агентству "Интерфакс-Запад" руководитель отдела по вопросам новых религиозных движений Минской епархии, доктор теологии Венского университета Владимир Мартинович.

Согласно данным, собранным отделом сведений, каждое из них может иметь от одного до нескольких сотен филиалов в различных населенных пунктах страны. "Сейчас в республике действуют американские, японские, российские, французские, корейские, китайские, вьетнамские, немецкие, украинские, австрийские, польские, иранские и другие секты и неокульты", – отметил В. Мартинович.

«Кроме этого, в Беларуси действует порядка 400 различных целителей, экстрасенсов, хиромантов, ясновидящих, магов, колдунов, биоэнерготерапевтов, которые также являются важнейшей составляющей нетрадиционной религиозности общества», – подчеркнул В. Мартинович.

Как уберечься от сект?

В Беларуси действуют различные формы нетрадиционной религиозности. Причем, их так много и методы их работы настолько варьируются, что никакие лекции, никакие семинары, никакие профилактические мероприятия не могут уберечь человека от столкновения с ними.

Когда мы говорим о том, что нужно знать, чтобы не попасть в секту, правильнее говорить не о знании, а об определенном наборе характеристик, которые предотвращают уход человека в секту или значительно осложняют его.

Во-первых, это критичность мышления, способность внимательно оценивать любую информацию, которая к нам приходит. Во-вторых, это умение принимать самостоятельно решения и умение брать на себя ответственность за них. В-третьих, это принадлежность к традиционной конфессии. Здесь следует сказать, что речь идет не о так называемой формальной принадлежности – когда человек раз в год посещает церковь, а о настоящем воцерковлении человека.

Когда эти три характеристики совпадают (критичность мышления, ответственность и принадлежность к церкви), такого человека практически невозможно заманить в секту.

В том случае, если присутствует критичность мышления и ответственность, а членство в церкви отсутствует, то человека можно вовлечь в секту, и он там очень быстро станет лидером или будет занимать руководящие должности. Если присутствует членство в церкви, но нет критичности мышления и ответственности, такой человек тоже может попасть в секту, но это уже будет внутрицерковное сектантство.

Кто нас тащит в секты?

- В лучшем случае среднестатистический гражданин Беларуси назовет 3-4, иногда 5 сект. В реальности задокументирована деятельность нескольких сотен таких организаций в Беларуси. Получается, что люди даже не знают секты по названию, не говоря уже об умении распознать их при встрече. Наше население слышало о сектах, знает, что где-то есть какие-то опасные секты. Многие люди даже очень критично настроены к сектам. Но я очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда люди, критикующие одни секты, сами того не понимая, оказываются вовлеченными в другие. Одни секты мы критикуем, в другие уходим. Этому всячески способствуют СМИ, которые не только не ведут просветительскую работу в отношении сект, но зачастую рекламируют сектантство на территории республики. Простейший пример – передачи типа сражений экстрасенсов, которые так любит народ.

Нужно учитывать, что такие передачи являются одним из факторов укрепления и распространения оккультной среды в обществе. А люди, которые являются носителями оккультной среды общества, склонны уходить в структурированные формы сектантства.

И когда мы задаемся вопросом, почему у нас так много людей уходит в секты, давайте вспомним о сражениях экстрасенсов, о различных астрологических гороскопах, статьях об НЛО и всяческих аномальных явлениях. Сами по себе эти вещи безобидны, но они размывают в сознании человека представления о реальном и нереальном и тем самым приближают людей к сектам.

Целители, астрологи, гадалки, языческие группы – никто не относит их к сектантству, хотя это тоже форма сектантства. Тот же фэн-шуй. Но доморощенный белорусский фэн-шуй никакого отношения к китайскому не имеет.

Не бойтесь, просто думайте

Практика показывает, что в секты люди, как правило, уходят не после того, как их кто-то пригласил на улице, а после того, как их туда позвали близкие, знакомые, родственники, коллеги по работе, друзья. Люди идут за теми, кому они верят. По статистике, 80% людей в секты привели их близкие люди.

Поэтому вы и не видите на улицах Минска проповедников подавляющего большинства белорусских сект. Они просто не ходят. Их единицы: это, главным образом, «Свидетели Иеговы», проповедующие чаще по домам, и кришнаиты, облюбовавшие такие места проповеди, как Немига. Не вступайте с ними в беседу, не берите литературу – вот и все рекомендации. Но предусмотреть все ситуации и дать какой-то универсальный рецепт непопадания в секты невозможно. Занимайтесь изучением своих традиций: если вы православный, то – православия, если католик – католичества; читайте литературу, учитесь думать критически, осмыслять любую информацию – и это уменьшит ваш шанс попадания в секту.

В Беларуси регистрируют секты?

С точки зрения науки и учения православной церкви, из 25 религиозных организаций, которые зарегистрированы в аппарате уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете министров Беларуси, 13 можно отнести к сектам. Поясню.

Факт регистрации или не регистрации в Госкомрелигии является лишь свидетельством того, насколько организация удовлетворяет или не удовлетворяет тем требованиям или нормам, которые предъявляются с точки зрения закона "О религиозных организациях".

В современном мире этим требованиям могут отвечать десятки, сотни и даже тысячи сект. В законодательстве нет понятия "секта", и оно нечувствительно к различиям между сектами и не сектами. Законодательство не должно быть изначально направлено на ограничение регистрации сект. Именно поэтому официальная регистрация или отсутствие таковой еще никогда не мешали сектам действовать в Беларуси.

Большинство сектантских организаций действуют без регистрации либо регистрируются как общественные объединения или как индивидуальные предприниматели. Юридический статус организации чаще всего ничего нам не говорит о вероучении организации, ее структуре или методах работы. А именно последние являются определяющими в ее отнесении к сектантству. Ну, зарегистрирована. Ну и что?

Йога как предтеча сектантства

Если йога сводится к набору физических упражнений, к ней вопросов нет, но, когда она сопровождается какими-то духовными практиками, то это совершенно другая ситуация. Время показало, что, когда в обществе популярна йога, проходит какой-то период времени, и наступает всплеск интереса населения к сектантским организациям.

Почти такую же популярность, как сейчас, йога имела в 90-х годах прошлого века. Впоследствии появилось все то сектантство, которое появилось. При этом йога является не столько непосредственной причиной, сколько симптомом будущих изменений и одним из множества факторов их ускоряющих. Почему именно йога? Поясню.

Тогда советская власть не разжала полностью гайки в области религии – и люди выбирали те формы и практики, которые формально не запрещались. Когда немножко отпустили контроль, эти центры мгновенно исчезли, а на их месте появились восточные секты самых разнообразных видов и вариаций, псевдопсихологические группы.

Те люди, которые сейчас активно посещают йогу, особенно те центры йоги, что специализируются на совмещении физических и духовных практик, – это будущие клиенты, а зачастую основатели сект и культов, которые появятся у нас в 2020-25 году, а возможно, и раньше. Вот тогда мы сможем более четко и задокументированно показать их траекторию движения и зависимость центров йоги от сектантов. Хотя и в настоящий момент в сектоведении достаточно примеров такого рода. Давайте вспомним то же "Аум Синрике", которое начиналось как обыкновенный, ничем особым не примечательный центр йоги. Лишь впоследствии инструктор этого центра, Секо Асахара, возомнил себя гуру. Таких примеров много.

***

В настоящее время в отделе собрана информация об истории и современном состоянии сект, культов, новых религиозных движений, а также нетрадиционной религиозности в Беларуси. Создана систематизированная база данных о деятельности сект в Беларуси и более чем в 70 странах мира. В. Мартинович разрешил сделать несколько эксклюзивных фотографий архива сектантской и сектоведческой литературы, а также экспонатов, которыми пользовались представители НРД.

Интерфакс-Запад, 12.11.2012

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное