Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 24 октября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

18-24 октября 2012 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Совет города Роли тайным голосованием выделил Свидетелям Иеговы 150 тыс. долларов

Деловой центр г. Роли

Когда два благообразных Свидетеля Иеговы в мешковатых пиджаках объодят окрестности и стучатся в двери домов, это дело привычное. Но что делать, когда вся Общество Сторожевой Башни стучится в двери городского совета?

В начале октября городской совет Роли за закрытыми дверями принял решение выделить Свидетелям Иеговы 150 тыс. долларов на проведение ежегодного конгресса на местном стадионе в 2013 году. Удивляться тут нечему. С 2008 года городской совет уже передал Свидетелям Иеговы на эти цели 875 тыс. долларов. Городской совет идет на этот шаг (деньги перечисляются владельцам стадиона напрямую) потому, что таким образом он привлекает миллионы долларов в виде доходов местных гостиниц и ресторанов и сотни тысяч долларов в виде налоговых поступлений в городской бюджет. Однако негласное выделение денег религиозной группе идет вразрез с двумя наиболее фундаментальными принципами Конституции США: отделение церкви от государства и недопустимость тайной деятельности правительства.

"Они ничем не отличаются от любой другой группы, которая обращается с такой просьбой", — настаивает мэр города Нэнси Мак-Фарлейн. — "К нам все время приезжают какие-то группы, которые проводят большие многодневные конференции и тратят миллионы долларов на нашей территории. Могу ли я совершить против них акт дискриминации, сказав, что не буду даже рассматривать их просьбу, потому что они — религиозная группа?"

Многие считают, что так и нужно поступить.

Однако спонсирование религиозных мероприятий с целью получения прибыли — не такое уж редкое дело. В штате Кентукки, к примеру, владельцы музея креационизма получат от правительства штата субсидии на сумму в миллионы долларов для устройства христианского тематического парка.

Triangulator, 22.10.2012

к оглавлению

Краевой суд полностью оправдал читинских Свидетелей Иеговы

После 10-месячного судебного разбирательства 23 октября отменен приговор, вынесенный ранее супругам Андрею и Люции Раитиным, которых обвиняли в возбуждении религиозной ненависти (ст. 282 УК РФ). Уголовное дело прекращено, верующим предоставлено право на реабилитацию, сообщает пресс-служба Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России.

Таким образом, из трех приговоров, вынесенных в России Свидетелям Иеговы по статье "экстремизм", все три закончились полным оправданием верующих:

23 октября 2012 года Забайкальский краевой суд защитил от незаконного уголовного преследования Андрея и Люцию Раитиных;

10 октября 2012 года Верховный суд республики Марий Эл подтвердил, что было незаконным уголовное преследование Максима Калинина;

22 декабря 2011 года Верховный суд Республики Алтай отменил обвинительный приговор Александру Калистратову.

Все три оправдательных приговора вступили в законную силу.

Портал-Credo.Ru, 24.10.2012

к оглавлению

"Свидетели Иеговы" принуждают родителей отказаться от общения с детьми

Латвийский комитет по борьбе с тоталитарными сектами сообщает, что в его распоряжение попала информация о том, что руководство секты "Свидетели Иеговы" решило категорически запретить своим членам общение с покинувшими организацию родственниками. В первую очередь, это решение касается детей, сообщает 22 октября корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на сопредседателей комитета Олега Никифорова и Виктора Елкина. По их словам, если ребенок члена секты принял решение сменить вероисповедание или был исключен из нее, то оставшийся в секте близкий человек обязан немедленно прервать с ним все контакты, кроме финансово-бытовых.

Сообщение Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами гласит: "Организация "Свидетели Иеговы" и ранее запрещала общаться с людьми, переставшими разделять ее вероучение. Однако необходимость ужесточения контроля была продиктована тем, что часто родительские чувства по отношению к ребенку доминировали над приверженностью учению секты. 15 января 2013 года секта планирует довести эту директиву до адептов через не подлежащий распространению выпуск журнала "Сторожевая Башня". В публикации в частности будет сказано: "Не ищите оправданий, чтобы общаться с исключенными из собрания членами семьи, например, по электронной почте". Говоря о необходимости ставить "Иегову выше всего, в том числе выше семейных уз", секта призывает "противостоять Дьяволу, а не пастырям, которые защищают собрание". Директива секты может затронуть сотни людей в нашей стране (в Латвии в Организации Свидетелей Иеговы состоит более 2 тысяч человек) и сотни тысяч людей по всему миру. Фактически, это решение лишает их права на свободу вероисповедания, так как религиозный выбор не в пользу секты неминуемо приведет к потере родственных связей".

ИА Regnum, 22.10.2012

к оглавлению

"Свидетели Иеговы" напомнили о своих правах

Представители религиозной организации "Свидетели Иеговы" отрицают информацию, о том, что они категорически запрещают своим членам общение с покинувшими организацию родственниками.

Об этом в интервью радио Baltkom рассказал представитель религиозной Вячеслав Зайцев.

"Это ложь, мы такого не делали. "Свидетели Иеговы" учат семьи быть сплоченными. Мы не секта, а религиозная организация, зарегистрированная в Латвии, на таких же правах, как и другие. Не верьте им, они в каком-то искаженном свете показывают информацию. Есть некоторый организации, которые хотят нас очернить. Они делают это целенаправленно", - рассказал Зайцев.

apollo, 22.10.2012

Вячеслав Зайцев, мягко говоря, лукавит. На стр. 12 журнала "Сторожевая Башня" за 15 апреля 2012 года под заголовком "Оставайтесь преданными Иегове" читаем:

А что, если исключен наш родственник или близкий друг? В такой ситуации испытывается наша преданность — не этому человеку, а Богу. Иегова наблюдает за тем, следуем ли мы его заповеди не общаться ни с кем, кто исключен из собрания...

Рассмотрим лишь один пример, который показывает, что, если члены семьи верно следуют указанию Иеговы не общаться с исключенными родственниками, это приносит хорошие плоды. Один молодой человек был исключенным из собрания более десяти лет, в течение которых его отец, мать и четверо братьев "больше не общались" с ним. Иногда он искал возможности проводить время с семьей, но все члены семьи проявляли твердость, избегая с ним контактов... Размышляйте об этом, если у вас возникнет искушение пренебречь Божьим повелением не общаться с родственниками, исключенными из собрания.

Более того, в пресловутой "информации", которую опровергает Зайцев, а именно в заявлении Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами, также есть ссылка на материалы журнала "Сторожевая Башня", который должен выйти в свет 15 января 2013 года. В частности, на с. 21 под заголовком "Отношения в семье" читаем:

Не ищите оправдания, чтобы общаться с исключенными из собрания членами семьи, например, по электронной почте.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

МОРМОНИЗМ

Мормон-блоггер покинул церковь, столкнувшись с неприятием

Дэвид Твед

Религиозный обозреватель газеты The Salt Lake Tribune Пегги Флэтчер-Стэк сообщает, что блоггер-мормон Дэвид Твед (David Twede) решил покинуть церковь СПД, не дожидаясь возможного отлучения. Блоггер, которого обвиняют в отступничестве, поскольку он писал критические статьи по поводу истории, храмового поклонения и текущего положения своей церкви, объявил о своем решении во время ежегодной конференции Фонда бывших мормонов (Exmormon Foundation).

"Хотя я уже какое-то время сомневался в истинности утверждений СПД, я был настолько огорчен тем, как руководство отнеслось к моей ситуации, что я просто захотел выйти на свободу", — написал Твед в понедельник в электронном письме.

16 сентября руководство местного мормонского кола в Орландо, штат Флорида вызвало Тведа на дисциплинарный комитет в связи с "отступничеством". Сам Твед, хотя в его беседах с руководством тема президентских выборов не поднималась, считает, что причиной неприятностей стали его комментарии относительно кандидатуры Митта Ромни.

Некоторые наблюдатели высказали предположение, что причиной могли стать его публичные высказывания относительно мормонской храмовой церемонии.

Дисциплинарный совет, в конечном итоге, был отложен на неопределенное время, но Твед говорит, что отношеник со стороны церкви привело его к "личному убеждению, что руководство церкви на всех уровнях не является богодухновенным", и признается, что после отречения испытал "большое облегчение".

Церковь СПД в понедельник отказалась комментировать ситуацию.

The Salt Lake Tribune , 22.10.2012

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Холокост устроили не нацисты, а психиатры...

Сэйнт-Хилл-Мэнор.
Одно из красивейших
каменных зданий
из суссекского белого камня
в Англии

Речь пойдет о культе, который любит хвастаться своими знаменитыми приверженцами, оставаясь при этом помешанным на секретности.

В эти выходные члены организации со всех концов планеты стекались в штаб-квартиру британской Саентологии, маленький городок Ист-Гринстед в центре Англии, чтобы услышать ежегодное выступление главы организации Дэвида Мискевиджа. Наши журналисты сумели без помех пробраться внутрь, чтобы кинуть взгляд на загадочный внутренний мир секты.

Мы слышали нелепые заявления Мискевиджа — в том числе его утверждение, что начало Холокосту положили не нацисты, а психиатры.

Хотя здание Сэйнт-Хилл-Мэнор кишит охранниками, нас радушно приглашают войти, и вслед за толпой мы проходим в огромный шатер на заднем дворе. Толпа представляет собой смесь пенсионеров, тинейджеров, семей в лучших воскресных нарядов, женщин в платьях для коктейлей и мужчин в строгих костюмах. Это собрание можно было бы принять за сельскую ярмарку или день открытых дверей в школе. Но это 28-й международный съезд Саентологии, на котором приверженцы этого учения празднуют годовщину основания секты Л. Роном Хаббардом.

Внутри все рассаживаются по национальному признаку. Видны большие группы американцев, немцев и французов. Мы присоединяемся к группе, размахивающей британским флагом.

По обеим сторонам сцены высятся две золотых фигуры скачущих коней, а задник сцены украшает огромное изображение земного шара, как бы говорящее: «Это все наше». По левую руку висит портрет Хаббарда, рука которого также покоится на глобусе. Идея понятна.

Толпа насчитывает не менее 3000 человек, в ней царит атмосфера предвкушения. Палатка буквально гудит от радостного волнения. Однако среди общей атмосферы праздника вдоль рядов прохаживаются серьезного вида люди в черном. Такое ощущение, что за тобой постоянно наблюдают.

Когда гаснет свет мы слышим возбуждающий девиз: «Мы неустрашимы, мы непокорны, мы непоколебимы». Потом к нам обращается сам великий человек, приятель Тома Круза и глава секты во всем мире Дэвид Мискевидж. Его приветствуют, словно рок-звезду, однако его речь на удивление лишена эмоций. Нас сразу же начинают бомбардировать информацией. Вспышки огней, оглушительные звуковые эффекты снова и снова перемежаются статистическими данными, в которые иногда трудно поверить.

Мискевидж сообщает нам, что Саентология присутствует в 126 странах — от Шри-Ланки до Вьетнама. Он хвалится тем, что организация спасла тысячи зависимых, но от чего они были зависимы, не объясняет. Однажды он употребляет странную фразу, когда говорит, что на Саентологии лежит ответственность за «распространение мира». В течение двух часов Мискевидж обличает преступления психиатров, утверждая, что они за деньги подсаживают наших детей на лекарства. Он объявляет: психиатрия не имеет под собой никакого научного основания.

«Принимать их лекарства — все равно, что играть в русскую рулетку».

Мискевидж настаивает, что задача Саентологии —разрушить перевернутую с ног на голову утопию, в которой люди-овцы тихо пасутся на лугах, удобряемых биомедицинскими методами. Он даже раздает медали тем членам секты, которые, по его словам, помогли посадить за решетку коррумпированных психиатров.

Потом Мискевидж сообщает, что ужасы Холокоста начались не с того, что нацисты объявили войну. Он говорит: бюрократия, методология и даже идеология массового умерщвления вышли в готовом виде из чела немецкой психиатрии. Далее он заявляет, что психиатрические центры эвтаназии к 1939 году лишили жизни 70 тысяч человек. «И это был не Холокост», — добавляет он с пафосом. — «Это была лишь генеральная репетиция».

Потом — новая статистика, новые достижения, новые похвальбы.

Каждые несколько минут толпа вскакивает, радостно крича.

Последний пункт четырехчасовой презентации — новый DVD-диск секты, который называется просто «Саентология». Его пытаются впарить нам назойливые члены организации, стремящиеся распродать побольше дисков. Но мы уходим без диска. Неустрашимые, непокорные, непоколебимые. И до чертиков довольные, что можем уйти.

Вне стен усадьбы Сэйнт-Хилл собралась еще одна группа людей, отчаянно желающих рассказать собственную версию истории Саентологии, пересыпанную обвинениями в злоупотреблениях, манипуляциях и запугивании. На открытой конференции под названием «Культ на вашем заднем дворе» присутствуют те, кто «спасся» из этой секты и попытался пролить свет на деятельность этой загадочной организации. Среди этих людей 48-летний Стивен Джоунс из Ист-Гринстеда, покинувший организацию в 2008 году. Он утверждает: «Многие саентологи перенесли травмы. Организация пользуется слабостью людей. Саентология обещает сделать тебя лучше. Развить твой ум, ипамять, сделать тебя более счастливым. Мне промыли мозги. Я стал очень послушным, делал то, что мне говорили, и платил деньги всякий раз, когда они просили об этом».

Стивен говорит, что он заплатил секте за различные курсы и проекты 80 тысяч долларов. Он говорит% «Все начинается с курсов по 30 долларов и в конце концов ты платишь тысячи долларов за раз. Я был травмирован эмоционально и впустую потратил 20 лет своей жизни».

34-летний Джон Мак-Ги, бальзамировщик из Дублина, говорит, что был последователем Саентологии три года, начиная с 2008 года. По его словам, его привлекла окружающая организацию атмосфера необычности и противоречий. Джон говорит, что за время, проведенное в секте, он потратил 18 тысяч долларов. Он говорит: «Однажды они забрали меня с работы и отвезли в банк, чтобы снять деньги… Я убежден, что эта организация разрушает жизни. Я хочу, чтобы ее закрыли».

65-летняя Вики Баллард, остеопат из Брайтона, говорит, что она занимала высокий пост в руководстве Сэйнт-Хилл, но когда она не согласилась с некоторыми учениями, организация, по ее словам, попыталась разрушить ее семью. Она говорит: «Оглядываясь назад, я понимаю, что мне повезло, когда мне указали на дверь. Но в то время я чувствовала себя ужасно. Мои дети учились в саентологической школе, и они пытались отнять их у меня».

45-летняя Саманта Доминго из Кента утверждает, что руководство организации вынудило ее сделать аборт в 24-летнем возрасте. Она говорит: «Я настолько находилась под их властью, что сделала все, что они хотели. Я хочу увидеть, как Саентологическая церковь рухнет. Это рак, она насквозь прогнила. Но у нее большие проблемы. Говорят, что Том Круз недоволен. Джон Траволта, похоже, отстранился. Я думаю, что их число сокращается, и они обеспокоены».

The Sun, 23.10.2012

к оглавлению

Томми Дэвис больше не является официальным представителем Саентологии

Томми Дэвис

Один из наших зорких комментаторов вчера заметил нечто важное: имя Томми Дэвиса внезапно исчезло со страницы саентологической службы взаимоотношений с прессой. Так оно и есть. На церковном сайте, на котором перечислены ее официальные представители, теперь отсутствуют имена Дэвиса и его супруги Джессики Фешбах. Теперь верхнюю строчку списка занимают Карин Пау и Боб Адамс, ранее бывшие рангом ниже их. Пау числится в списке как «международный представитель».

Более официальных сведений в Саентологической церкви не бывает. Так что теперь мы с уверенностью можем повторить то, что знали уже больше года: Томми Дэвис, едва ли не самый известный представитель Саентологии всех времен, стал в глазах своей организации никем.

40-летний Дэвис — сын актрисы Анны Арчер от первого мужа, инвестора в недвижимость Уильяма Дэвиса. Актер Джейсон Беге рассказал нам, что к моменту первого появления в организации Дэвис был еще подростком. Беге взял Томми под опеку, и они сдружились. Беге описывал Дэвиса как замечательного парня с заразительным чувством юмора.

Но к тому моменту, когда мир узнал Дэвиса, он превратился в настырного функционера, который в 2007 году водил журналиста Би-Би-Си Джона Суини за нос в документальном фильме Scientology and Me. Пока Суини возился с Дэвисом и другим сотрудником Саентологической церкви, Майком Риндером, они снимали самого Суини в собственных целях. В какой-то момент Суини утратил самообладание и наорал на Дэвиса. Саентология тут же выложила видеозапись на сервер YouTube, и компании Би-Би-Си пришлось заняться расследованием поведения своего журналиста. Но и у Суини была видеозапись того, как Дэвис выходил из себя.

После выхода в свет документального фильма Суини Дэвис получил еще большую известность, когда в 2008 году заявил журналисту Си-Эн-Эн Джону Робертсу, что политики «разрыва отношений» в Саентологии не существует (это неправда), и оборвал интервью с журналистом Эй-Би-Си Мартином Баширом. В 2009 году в менее известном, но также важном интервью Дэвис с журналистом местного калифорнийского телеканала Натаном Бакой, Дэвис признался, что рукопись Хаббарда « OT III » действительно является для саентологов писанием. По мнению некоторых бывших саентологов, это признание стало самой большой ошибкой Дэвиса.

В том же 2009 году появилась тайная аудиозапись, в которой Дэвис угрожал молодому члену организации, что родные разорвут с ним отношения, если он не перестанет работать на бывшего саентолога Марка Хедли.

К августу 2011 году имя Дэвиса редко мелькало в новостях, и мы уже спрашивали себя, не сняли ли его с работы. В июле 2011 года на сайте Hollywood Reporter была опубликована статья, в которой цитировались слова Дэвиса. Мы связались в автором статьи, Дэниелом Миллером, и он рассказал нам, что общался с Дэвисом лишь по электронной почте и телефону, да и то несколько месяцев тому назад.

В конце 2011 года появилась версия, почему Дэвис исчез из поля зрения: говорили, что его жена Джессика Фешбах, очень больна.

Джессика Фешбах
за плечом Кэти Холмс

Джессика происходит из легендарной в саентологических кругах семьи. Ее отец, Джозеф, был одним из трех братьев, которые в 1980-х делали своим инвесторам целые состояния. Братья, в свою очередь, жертвовали огромные суммы Саентологической церкви, за что к ним относились, словно к особам царской крови. Бывший член «Морской организации» Чак Битти, к примеру, рассказал нам, что еще в начале 1990-х братьям Фешбах предложили пройти процесс «Суперсилы», чего остальные саентологи ждут до сих пор.

Джессика обрела самостоятельную известность, когда Морская организация приставила ее к Кэти Холмс после ее брака с Томом Крузом. Куда бы не отправилась Холмс, Джессика (тогда известная под фамилией Родригес) была рядом, а иногда даже отвечала на вопросы журналистов вместо Кэти. Но потому Джессика куда-то исчезла, и до нас стали доходить слухи о ее болезни. Мы уже задавались вопросом, не связан ли удачный побег Кэти от Круза и из Саентологии с тем обстоятельством, что Джессика больше за ней не присматривала.

Тем временем Томми тоже нигде не было видно. Может быть, он перестал появляться на публике, потому что был рядом с женой? Или же к нему охладел известный своим непостоянством глава Саентологии Дэвид Мискевидж?

Отец Джессики Джозеф Фешбах во время велосипедной прогулки в августе 2011 года почувствовал себя плохо и умер. Документы свидетельствуют, что он был владельцем кондоминиума в г. Остин, штат Техас, и несколько месяцев назад до нас дошли слухи, что Томми и Джессика переехали туда (да еще одна пара известных саентологов, переехавших в штат Техас, с которым Дэвис, похоже, не хочет связываться).

В своей новой книге бывший сотрудник Саентологической церкви Марти Рэтбан пишет, что Томми покинул Морскую организацию, но подписал обещание не делать никаких заявления о церкви. Насколько нам известно, по крайней мере один журналист пытался взять у Томми интервью, но бывший официальный представитель организации не захотел с ним разговаривать.

Возможно, Дэвис лишился работы и переживает непростые времена, но это не значит, что он бедствует. В 2006 году Джанет Рейтман писала в статье в журнале Rolling Stone (на основе которой она издала в 2011 году отличную книгу), что Томми Дэвис настолько обеспечен своими родителями, что может не работать до конца жизни.

Мы попросили человека, хорошо знавшего Томми по работе, поделиться с нами своими мыслями о нем. Майк Риндер, ушедший из Саентологической церкви в 2007 году, а до того много лет руководивший церковным отделом медийных и юридических вопросов, прислал нам следующее:

Наверное, самое правильное, что я могу сказать о Томми, — он был верной марионеткой Мискевиджа. Если Мискевидж приказывал ему вести себя с прессой, как последний тупица, он исполнял приказание. Если Мискевидж велел ему со скандалом оборвать интервью с Мартином Баширом, он так и делал. Если Мискевидж велел ему оскорбить журналистов газеты St. Petersburg Times, он так и делал. Он был отражением безумия Мискевиджа и его представлений о том, как «контролировать общественное мнение».

Томми и сам богат, независимо от родителей. Джессика тоже из богатой семьи. Вероятно, они будут проводить время, путешествуя в Европу и по морю. Сомневаюсь, что им когда-либо придется работать. И они не собираются расставаться с этим удобным образом жизни ради того, чтобы бороться за правое дело. Мискевидж уже сделал их козлами отпущения. Как и все их предшественники, они теперь считаются причиной всех неудач…

The Underground Bunker, 24.10.2012

к оглавлению

Опасна ли для здоровья сайентология, выяснят эксперты в Петербурге

Виталий Милонов

Председатель комитета по законодательству парламента Петербурга Виталий Милонов намерен выяснить с помощью экспертов, является ли сайентология опасной для психического здоровья.

"Мы проводили совещание с представителями правоохранительных органов. Сейчас необходимо установить, оказывает ли деятельность сайентологов негативное влияние на психологическое здоровье людей, и прежде всего несовершеннолетних", - сообщил В.Милонов "Интерфаксу" в пятницу.

По его мнению, выяснить это могут не политики или представители правоохранительных органов, а только квалифицированные специалисты. Поэтому сейчас готовится закон, который позволяет оплачивать работу экспертов, способных установить, оказывает ли деятельность сайентологов негативное воздействие на психоэмоциональное состояние.

По словам В.Милонова, в скором времени работу над документом планируется завершить.

Сайентология - религиозно-философское течение, возникшее в США в середине прошлого века. Основателем течения считается писатель Лафайет Рон Хаббард.

В России "Церковь сайентологии" отнесена Госдумой к деструктивным религиозным организациям.

Интерфакс, 19.10.2012

к оглавлению

Саентологи охотятся на пенсионеров, Милонов - на саентологов

Председатель комитета по законодательству петербургского Заксобрания Виталий Милонов, известный инициативами, которые не раз возбуждали общество, на сей раз обратил внимание на рекламу "псевдорелигиозных организаций". В частности, на "Свидетелей Иеговы" и "Церковь саентологии", которая пропагандирует "Дианетику" Рона Хаббарда.

В своем "Твиттере" депутат призвал запретить рекламу "Дианетики" в Петербурге. По его словам, это – "тоталитарная секта, маскируемая под "науку", пора уже очистить город от такой рекламы".

"Прежде всего, законопроект направлен на организации "Свидетелей Иеговы" и "Дианетику" Рона Хаббарда", — отметил депутат. С помощью экспертов он намерен выяснить, является ли саентология опасной для психического здоровья.

"Мы проводили совещание с представителями правоохранительных органов. Сейчас необходимо установить, оказывает ли деятельность саентологов негативное влияние на психологическое здоровье людей, и, прежде всего, несовершеннолетних", — сообщил Милонов "Интерфаксу".

По словам депутата, выяснить это могут не политики и представители правоохранительных органов, а только квалифицированные специалисты. "Поэтому в настоящее время готовится закон, который позволяет оплачивать работу экспертов, способных установить, оказывает ли деятельность саентологов негативное воздействие на психоэмоциональное состояние", — сказал Милонов. Депутат сообщил, что уже в скором времени работу над документом планируется завершить.

Между тем, саентологи ведут активную пропагандистскую деятельность не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, и в других городах России. Причем, не только среди несовершеннолетних, но и среди пенсионеров. То есть среди той категории людей, кто с наибольшей вероятностью может попасть в их сети с учетом не всегда стабильного психического состояния или же из-за неустроенности жизни.

Так, например, в распоряжении Вестей.Ru оказалось одно из писем, которые в последнее время регулярно получала пенсионерка из Подмосковья Нина М. Она рассказала, что столкнулась с саентологами лишь однажды, когда они подловили ее у подъезда и так "обработали", что она согласилась купить у продавцов книгу "Дианетика" Рона Хаббарда. Хотя, по ее признанию, саму книгу женщина не читала, а просто поставила на книжную полку.

Было это примерно в конце 1990-х годов. И вот, спустя 15 лет, пенсионерка вдруг начала получать по почте письма, в которых ее активно зазывают на занятия к саентологам.

Особенность ситуации еще и в том, что пенсионерка в квартире живет одна, и не исключено, что именно по этой причине привлекла внимание последователей Хаббарда. Вот одно из писем с рекламным буклетом саентологов, которое получила женщина буквально 2 недели назад. Откуда ее имя и адрес знает отправитель, женщина не в курсе. В обратном же адресе на конверте написано: "СЦМ ул. Таганская, д. 9. Москва 109 147".

Вести, 19.10.2012

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

В церкви Крефло Доллара произошла стрельба, есть жертвы

Как минимум один человек был убит 24 октября, когда неизвестный преступник открыл стрельбу в часовне христианского храма в штате Джорджия, сообщает Associated Press, - передает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на lenta.ru.

По словам местных полицейских, они уже начали поиски стрелка, который скрылся с места происшествия на автомобиле. Никаких других подробностей инцидента пока не сообщается.

Церковь "Меняющих мир" (World Changers Church), в которой произошло преступление, - одна из самых больших в США. Ее возглавляет преподобный Крефло Доллар, который во время стрельбы не пострадал.

Работники церкви пока никак не комментируют произошедшее.

InVictory , 24.10.2012

к оглавлению

«ТБН-Россия» планирует войти в пакет телеканалов в Украине

Руководство общественного телеканала «ТБН-Россия» направило в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины официальное письмо с предложением включить телеканал в обязательный для трансляции пакет, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на пресс-службу ТБН.

Во время Всеукраинского Совещания операторов телекоммуникаций и провайдеров программной услуги, которое состоялось 18 октября в рамках Международной выставки индустрии телерадиовещания «ЕЕВС 2012», был затронут вопрос, касающийся добавления телеканалов в пакет программной услуги. Речь идет об июльском решении Нацсовета расширить универсальную программную услугу (УПУ) — обязательный для трансляции пакет телеканалов.

Многие операторы кабельного вещания неоднозначно восприняли закон. Руководство «ТБН-Россия» крайне озадачено тем, что после вступления закона в силу, часть операторов кабельного вещания перестали транслировать их телеканал, так как необходимо обеспечить вещание обязательных телеканалов.

«Наш телеканал востребован украинскими зрителями, - отметил исполнительный директор телеканала «ТБН-Россия» Ян Волков. - Они не просто смотрят «ТБН-Россия», но черпают из него жизненные силы. Поэтому, когда некоторые операторы отказались транслировать телеканал, в наши колл-центры поступили тысячи звонков из Украины с просьбой решить эту проблему».

Во время Совещания руководители кабельных телевизионных сетей высказали пожелания подготовить коллективное предложение о внесении поправок к закону - оставить в обязательном пакете только государственные, муниципальные и общественные телеканалы. Предложение будет направлено на рассмотрение депутатам Верховной Рады.

Руководство телеканала «ТБН-Россия», в свою очередь, направило в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины письмо с предложением включить в список общественный телеканал «ТБН-Россия».

InVictory, 23.10.2012

к оглавлению

EMERGENT CHURCH

Почему мы уходим из церкви ("Huffington Post", США )

Брайан Мак-Ларен

В тот день, когда информационные издания по всей стране опубликовали статью с названием «В США протестанты утратили статус большинства», я находился в битком набитой церкви, где читал лекцию, посвященную публикации моей новой книги о христианской вере в многоконфессиональном мире. В статье речь шла о недавно проведенном исследовании, в центре которого оказался подъем религиозного движения « None », представляющего собой религиозно самостоятельных миллениалов, и соответствующий упадок традиционной и евангелистской протестантских церквей.

После лекции я побеседовал с несколькими молодыми христианами о том, как название этой статьи перекликается с одной из основных идей моей книги – о том, что христианство долгое время было связано с империей и колониализмом, и в результате оно подхватило имперское аутоиммунное заболевание под названием «враждебное отношение к другим».

Ко мне подошел молодой человек, присутствовавший на моей лекции, которую я несколько лет назад давал в евангелистском колледже, где он учился. «Из всех моих сокурсников, которые готовились принять сан священнослужителей, - сказал он, - я фактически остался единственным, кто, по крайней мере, продолжает посещать церковь, да и я держусь здесь на волоске». Я поинтересовался, что заставило его сверстников, которые готовились к службе церкви, отказаться не только от сана священнослужителей, который они готовились принять, но и от церкви.

«Как раз то, о чем вы говорили сегодня, - ответил он. - Враждебное отношение к “другим”. Люди не хотят вставать на сторону церкви, которая выступает против их друзей – буддистов, мусульман, иудеев или агностиков».

Позже тем вечером две девушки, которые в настоящее время учатся в колледже, сказали мне то же самое. «Мы выросли в церкви, - объяснили они. - Мы и по сей день остаемся последовательницами Христа, но мы больше не ходим в церковь. Мы не можем найти церковь, которая не навязывала бы нам огромное количество ненужного багажа. Мы пытались, но везде нам предлагали длинный список тех, против кого мы должны выступать. Это того не стоит».

Одна из них добавила: «Но сегодня вы дали нам надежду на то, что можно оставаться христианином и при этом не быть обязанным ненавидеть других».

Их слова напомнили мне признание одной женщины примерно моего возраста, которое она сделала после моей лекции. Она рассказала, как много лет назад она, будучи лесбиянкой, была вынуждена покинуть церковь, получив глубокую травму, нанесенную ей враждебностью христиан. «Я не выбирала это как «стиль жизни», - сказала она. - Я такой родилась». Она призналась нам, как тяжело ей было прийти в церковь на лекцию в тот вечер, и спросила меня, существует ли связь между враждебным отношением к гомосексуалистам и враждебным отношениям к другим религиям.

Я объяснил, что между ними существует глубокая и мощная связь: религиозные сообщества зачастую выбирают кратчайший путь к тому, чтобы сформировать групповую идентичность – они противопоставляют себя другим. Мусульмане, атеисты и гомосексуалисты являются наиболее заметными «другими», поэтому именно они подвергаются гонениям в процессе формирования «христианской» идентичности. Более того, в течение многих веков христиан учили видеть мир через призму борьбы «мы против них», поэтому потребуется много времени, чтобы переориентировать людей в новом направлении – «мы с ними» вместе работаем ради общего блага.

Позже эта женщина стояла в очереди, чтобы подписать книгу, недалеко от двух студенток колледжа. Со слезами на глазах она обняла меня и сказала: «Сегодняшний вечер подарил мне надежду на то, что однажды я смогу вернуться в церковь, что там найдется место для таких, как я».

Когда я уже собирался уходить, две студентки снова подошли ко мне. «Если мы сможем внести те изменения, о которых мы говорили сегодня вечером – сможем найти новую христианскую идентичность, которая построена на том, за что мы боремся, а не на том, против чего мы боремся – мы войдем в историю», - сказала одна из них.

«Давайте попробуем, - ответил я. - Давайте попробуем».

Брайан Макларен

ИноСМИ, 20.10.2012

К сожалению, многие христиане, не вчитываясь в подобные статьи, выносят из них лишь мысль о важности проявлять терпимость и любовь к людям любых воззрений и любых стилей жизни. Вне всякого сомнения, Писание призывает христиан любить всех людей, поскольку Христос умер за всех. Однако христианская любовь и терпимость ко греху и ложной религии — далеко не одно и то же. Как раз напротив, христианская любовь требует, чтобы мы говорили людям правду, даже болезненную и неприятную, ради спасения их души. Двери христианской Церкви должны быть открыты для грешников — но для того, чтобы они раскаялись в своем грехе и обратились ко Христу, а не для того, чтобы они продолжали жить прежней жизнью. Вестью пророков и апостолов всегда было:

Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15).

Община, которая считает ясное Библейское учение о наказании за грех, о страхе Божьем и невозможности спасения вне Христа, которая не проповедует покаяние, перестала быть Церковью, Телом Христовым, и превратилась в социальный клуб, в котором поклоняются идолу толерантности. Как красиво выразил эту мысль Г. К. Честертон,

Можно освободить вещи от чуждых или случайных, но не от природных свойств. Вы можете освободить тигра от заточения в клетке, но не от полос. Не освобождайте верблюда от грузного горба — вы рискуете освободить его от верблюдности. Не призывайте треугольники разрушить их треугольную тюрьму — если они вырвутся за пределы трех сторон, их жизнь плачевно оборвется (Ортодоксия).

Читая данную статью, важно иметь в виду, что ее автор, Брайан Мак-Ларен — один из главных идеологов нового религиозного движения "emergent church", которое стремительно набирает силу в Новом Свете, и которое, по существу, представляет собой "христианизированную" версию постмодернизма с его отрицанием абсолютной истины и тенденцией к стиранию границ между добром и злом. Неудивительно, что он называет приверженцев нехристианских религий и гомосексуалистов не грешниками, не погибающими, а просто "другими". Грешники нуждаются в покаянии, погибающие — в спасении, а "другие" — всего лишь в понимании, принятии и терпимости.

Когда такие статьи печатает и перепечатывает светская пресса, это неприятно, но понятно. Однако вслед за сайтом "ИноСМИ" ее перепечатал и христианский портал InVictory. И это поистине грустно.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

Адвентисткие пасторы посетили Госдуму России

Участники совещания Отдела общественных связей и религиозной свободы Западно-Российского союза посетили Государственную Думу Российской Федерации, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на сайт Евро-Азиатского дивизиона Церкви христиане адвентистов седьмого дня.

Пасторы Олег Гончаров, Анатолий Кулько, Михаил Лымарев, Василий Ничик, Виталий Бахтин, Николай Смагин, Сергей Кемяшов, Михаил Волков встретились с руководителем Аппарата Комитета Государственной Думы по делам Общественных объединений и религиозных организаций Владимиром Кульчицким.

Во время встречи Владимир Кульчицкий рассказал о работе Комитета, а также о новых законопроектах, касающихся деятельности религиозных объединений. Он отметил, что основной целью новых законопроектов является оказание помощи религиозным организациям в их деятельности. Для этого перед принятием законопроектов проходят консультации с представителями религиозных объединений.

Один из последних наиболее известных в стране законопроектов касается защиты религиозных чувств верующих. Этот законопроект предусматривает серьезное наказание, в том числе уголовное, за публичное надругательство над чувствами верующих различных конфессий. Владимир Кульчицкий отметил, что по просьбе Общественной палаты Российской Федерации законопроект будет еще раз внимательно пересмотрен и доработан при консультации с представителями религиозных объединений.

В свою очередь адвентистские пасторы вкратце рассказали о своем служении и поделились некоторыми вопросами, которые приходится решать церкви в российских регионах. Господин Кульчицкий отметил также, что при принятии новых законов касающихся деятельности религиозных объединений будет учитываться и голос адвентистской церкви, представитель которой пастор Олег Гончаров является членом рабочей группы экспертного совета Комитета Государственной Думы. Он пожелал адвентистской церкви дальнейших успехов в служении людям и российскому обществу в целом. В конце встречи адвентистские пасторы подарили книги Елены Уайт «Великая борьба» и «Деяние апостолов». По завершении встречи адвентистские пасторы совершили небольшую экскурсию по зданию Государственной Думы.

InVictory, 24.20.2012

АНАСТАСИЯ

Секта в Новосибирской области хитроумно выстроила свою работу

Трудно предъявить ей хоть какие-то обвинения. Меж тем немало пострадавших: потеряно имущество, разрушены семьи.

Павел и его друг Роман называют себя изгоями цивилизации. Молодые люди решили уехать из города и построить на заброшенном участке землянки, они их называют "лисьими норами". Хотят обосноваться здесь и навсегда забыть о городской жизни.

"Зачем мне эта вся система? Я захожу и должен там жить. Там свои условия, законы, которые я не могу игнорировать, а они мне не нужны! - говорит Роман Курбатов. - Здесь я смотрю, какие законы? Все смеются над городом. Елки, березы, белки, лисы, по их законам надо жить, все остальное бред!"

Рядом такие же землянки планируют построить еще несколько семей. Идея организовать здесь новое поселение принадлежит Михаилу Лапину, одному из идеологов "Анастасия" в Кемеровской области. В его основе миф о девушке, которая живет в тайге, поклоняется кедрам и знает секреты долголетия. Вдохновленный легендой, Лапин предлагает всем желающим отказаться от благ цивилизации и переехать жить на арендованную им у сельсовета землю. Вовсе не обязательно, убежден он, учиться и работать, чтобы получать то, что хочешь.

"Нет у меня ничего, просто земля. Но я захотел хорошую машину, я приобрел такую машину, хотя у меня денег ни копейки не было, - говорит Михаил Лапин. - Вот это и есть та человеческая мысль, которая управляет. Вам все преподнесут, чтобы у вас все получилось".

Правда, кто его осчастливил подарком, Лапин так и не сказал. Догадки есть у кемеровчанки Натальи Ивановны. Ее дочери он тоже предлагал помочь построить землянку. Правда, надо было продать квартиру и купить машину. Женщина уехала из города и год вместе с сыном прожила в сарае.

"Убеждали дочь, зачем учиться Паше? Он в 8-м классе был. Вначале он не учился, потом я забила тревогу, обеспокоенная такими событиями, за судьбу внука и дочери", - рассказывает Наталья Ивановна.

В итоге и дочь, и внук все же вернулись домой. Но отношения с ними с тех пор довольно прохладные. Настоящую семейную драму пришлось пережить и Валентине. После того как женщина наотрез отказалась от предложения собственного мужа продать квартиру и переехать с 5-летним ребенком жить в "лисью нору", тот похитил дочку и исчез.

"Детективов нанимала, разыскивали. Было неприятно, страшно, ужасно. Два раза поймали его. Он один раз побежал и прямо на движущийся автомобиль на дороге на руках с ребенком, можете представить мои эмоции", - говорит Валентина.

Валентина развелась и в итоге вернула ребенка через суд. В Сибирский центр по вопросам сектантства регулярно обращаются родственники людей, попавших под влияние мифа об Анастасии.

Эксперты называют движение оккультной сектой. По их мнению, лидеры, так называемые гуру, заставляют последователей фактически поверить в сказку и жить по правилам таежной отшельницы. Например, согласно легенде, она никогда не обращалась к врачам, поэтому детям не нужно делать прививки, а женщины должны рожать не в роддомах, а на природе.

В России "Анастасия" пока не запрещена судом. Проблема в том, что ни пострадавшие, ни их родные не хотят писать заявления в полицию.

"Большинство людей, пережив подобный опыт, не всегда решаются противостоять секте. В секте достаточно мощная и финансово крепкая структура, она способна проводить против своих обвинителей жесткую политику", - отмечает руководитель Сибирсокго центра по вопросам сектанства при соборе Александра Невского Олег Заев (г.Новосибирск).

В правоохранительные органы поступают обращения от общественников с просьбой обследовать землянки во всех районах, ведь в них могут находиться дети. Однако в ходе уже проведенных проверок детей нигде не обнаружили. Серьезных нарушений тоже не выявили: землю "анастасийцы" арендуют на законных основаниях и насильно на участках никого не держат, так что оснований для возбуждения дела пока нет.

1-й канал, 19.10.2012

к оглавлению

РУССКИЕ КУЛЬТЫ

Апокалипсис в Борисово. Жителей подмосковной деревни притесняют сектанты

Жители деревни Борисово Сергиево-Посадского района Подмосковья вот уже четвертый год ведут самую настоящую войну с тоталитарной сектой «Белое братство». Ее последователи буквально оккупировали поселение и, по словам соседей, ведут себя агрессивно. Люди обращались за помощью к местным властям, правоохранителям и даже в ФСБ, но пока безрезультатно.

Поначалу новые соседи вели себя невызывающе, ладили с людьми, ходили в гости. Правда, заводили не совсем обычные разговоры. В одну из таких встреч лидер секты подарил жителям книжку «Апокалипсис в июне». Именно после ее прочтения стало понятно, кто поселился рядом.

О том, что у нас в деревне появилась секта, стало понятно после прочтения книги «Апокалипсис в июне». Там они называют себя «белым братством» и «академией Агни Йога». Я спросила у одного из них: «Вы “Белое братство”?» Мне ответили: «Почти». Когда только эти люди приехали в деревню, мы хорошо общались, они приходили в гости, я их поила чаем. А спустя год многое изменилось. Стали просить прописать якобы родственников. Конечно, отказали. Потом началось. Сперва бешеный конь скакал по улицам, сносил все на своем пути. Затем козы, поевшие весь урожай. И три огромные собаки, разгуливающие как у себя дома. К ним постоянно приезжают люди. В будни там около 10–15 сектантов живут, и то днем никого не видно. А как только вечер или ночь, так они все выползают. В выходные вообще собирается около 50 человек. Мы заявляли в полицию, прокуратуру и администрацию, но отовсюду одни отписки. Решили, что пора обращаться в СМИ.

Тамара Ильинична, местная жительница, SmartNews

После того как жители Борисово стали приглашать журналистов и рассказывать им о соседях, большинство сектантов уехали на Алтай, но и там попали в скандальную историю. Члены общины открыли кемпинг «Звенигород» и собрались проводить этнографический фестиваль «Дети солнца». Но алтайская прокуратура заподозрила это мероприятие в экстремизме.

Изучение материалов проверки, листовок, распространяемых представителями этнофестиваля «Дети солнца», показало, что содержание печатной продукции носит признаки экстремистской деятельности, как то: «Существует три типа людей, одни рождены от луны — злобные люди, вторые от земли — обыватели, третьи от солнца — от таких мир становится светлее. Сейчас происходит смена времен, детей солнца рождается всё больше, дети луны уходят на убыль». По факту имеет место пропаганда исключительности, превосходства одного типа людей над другими. Исходя из изложенного, можно сделать вывод: собравшиеся на этнофестивале относят себя к категории «Дети солнца» и, по сути, причисляют своих представителей к исключительной по отношению к другим категориям касте.

Прокуратура Республики Алтай

Однако у жителей Борисово своя война с соседями. После того как люди не одобрили книжечку про апокалипсис, сектанты стали их запугивать.

Огромные волкодавы свободно бегают по улицам, уже загрызли пять домашних питомцев. Люди боятся отпускать детей гулять. Да и на своем участке иной раз небезопасно, приходится укреплять заборы, делать их выше, а по деревне передвигаться только с вилами.

Анатолий, местный житель, SmartNews

Smart News , 23.10.2012

к оглавлению

ВУДУ

«В вуду нет ни добра, ни зла»

Фотограф, кинематографист и галерист Лия Гордон более всего известна своими черно-белыми фотографиями гаитянских карнавалов, в которых она талантливо показывает сюрреальное напряжение этих праздников, в ходе которых жители островных трущоб обыгрывают непростое прошлое острова с помощью страшноватого на вид маскарада. Большая часть профессиональной жизни Городон была связана с Гаити — островом в Карибском море, название которого зачастую воспринимается как синоним нищеты, коррупции и отчаяния. Со времени своего возникновения в результате восстания рабов в XVIII веке Гаити, первая негритянская республика и беднейшее государство Западного полушария, оказалась в бесконечном круговороте природных бедствий, иностранных вторжений и хронически плохих правителей.

Лия Гордон

В этом месяце Гордон выступает в качестве куратора большой выставке в британской Ноттингемской галерее современного искусства, которая представляет остров Гаити в совершенно ином свете: через искусство, вдохновляемое феноменом, который принято считать синонимом безнадежности положения, в котором находится Гаити, — вуду.

Фигурки людей, используемые в магических ритуалах, зомби, проклятия, кровавые жертвоприношения, бесконечный барабанный бой по ночам — слово «вуду» стало обозначением для любых пугающих афро-карибских ритуалов. В то же время его использовали для создания зловещего гламура такие известные западные люди искусства, как Труман Капоте, Андре Бретон и Мик Джаггер.

Однако новая выставка представляет вуду в более умеренном свете — как полноценную религию, исповедуемую как минимум половиной населения Гаити, смешение африканских, христианских и индейских верований, результатом которого стала необычная иконография. Нам показывают народные магические рисунки, в которых события гаитянской истории увязываются с влиянием вудуистских божеств, таких как Огун (африканский бог войны) и Эрзули Фреда (гламурная богиня любви), а также железные скульптуры, вырезанные из пустых бочек, и флаги, используемые в тайных обрядах.

«Вуду — это набор ритуалов для призывания духов», — говорит Гордон. — «Духи проявляют свое присутствие, вселяясь в участников обряда. Животное приносится в жертву, чтобы накормить духов, люди много пляшут и стучат в барабаны… Не вижу в этом ничего угрожающего. И это гораздо более увлекательно, чем любая церковная служба, на которой я бывала».

Возможно, эти ритуалы действительно увлекательны, но они также являются испытанием — в первую очередь, для непосвященных. Однако Гордон, спокойную и целеустремленную уроженку Кумбрии на севере Англии, привела на Гаити, как это ни маловероятно, телевизионная программа. В 1991 году она была подающим надежды фотографом и искала место, где можно сделать интересные снимки, и как-то воскресным вечером она увидела выпуск программы Holiday , в котором ведущая Джилл Дандо побывала в Доминиканской республике — испаноязычной стране, расположенной на том же острове, что и Гаити. «За окном шел снег», — вспоминает Гордон. — «И я мечтательно думала: „Почему бы не поехать в какую-нибудь жаркую страну?“ — когда услышала предостережение Дандо не заехать по ошибке на Гаити: там есть черная магия, диктаторские режимы, военные перевороты. Помню, как я подумала: „Все это, да еще и жаркая погода впридачу!“»

Гордон ничего не знала об этой стране, если не считать песни рок-группы Steely Dan «Гаитянский развод», но с удвоенной энергией отдалась работе в качестве водителя автофургона и через месяц забронировала себе билет до Гаити. В столичном городе Порт-о-Пренс она поселилась в гостинице «Олоффсон», а в которой происходит действие романа Грэма Грина «Комедианты», и уже вскоре погрузилась в местную культуру.

Андре Пьер с одной из своих картин

«Денег у меня было немного. Однако пара милых пожилых торговцев произведениями искусства из Нью-Йорка познакомили меня с Андре Пьером [художником и вудуистским священником, чья работа есть в каталоге Ноттингемской выставки]. Я помню, как подумала, что очень хочу стать специалистом по гаитянскому искусству».

Образы и идеи вуду — в их центре стоит фигура Владыки Головы, главного божества, которое определяет судьбу человека, и к которому можно обращаться за помощью, — принадлежат к широкому спектру верований, существующих на пространстве между Африкой и Америкой и возникших в результате работорговле.

Говорят, что великий блюзовый певец Роберт Джонсон получил свой талант, заключив с дьяволом сделку на перекрестке, где, по верованиям вудуистов и жителей Западной Африки, соприкасаются земной и священный миры. Но даже на этой духовно богатой почве культ вуду обрел довольно самостоятельный характер благодаря превратностям гаитянской истории.

Начиная с XVII века Гаити был французской колонией, разбогатевшей благодаря торговле сахаром и кофе. Однако жизнь огромного количества рабов была столь тяжела, что их состав полностью обновлялся каждые 20 лет. На этом фоне вуду возникла, говоря словами гаитянского художника Эдуарда Дюваля-Кэрри, как «религия повстанцев» — рабов, в отчаянии цепляющихся за остатки африканских верований. Когда в 1791 году рабы взбунтовались, в их религии появился новый ряд божеств, опасных и непредсказуемых, которые должны были помочь повстанцам одолеть угнетателей. Вудуистский пантеон продолжал расширяться, художники черпали вдохновение из своего окружения, будь то религиозного искусства эпохи барокко или образа принцессы Дианы, которая после гибели стала прообразом богини любви. «Я видела на одном вудуистском алтаре Фреда Флинстоуна», — говорит Гордон.

Де-Витт Питерс
и Гектор Хипполит

Рисунки на досках и холстах, которые составляют большую часть Ноттингемской выставки, появились в 1940-х годах, когда американский художник и пацифист Де-Витт Питерс, отправленный на Гаити отбывать срочную военную службу в качестве учителя, открыл в городе Порт-о-Пренс небольшой центр искусств Centre d'Art .

Андре Бретон

Небольшая по численности элита, состоявшая из мулатов-франкофилов, которая правила Гаити в течение двух столетий, считала вуду и африканское наследие страны примитивными. Centre d'Art был создан как площадка для демонстрации современного гаитянского искусства, но вскоре стал центром так называемого «наивного искусства» — произведений неграмотных крестян и художников-самоучек. Проезжая через город Сен-Марк, Питерс увидел тщательно разрисованную дверь с надписью «Ici la Renaissance» («Здесь Возрождение»). Рисунок был делом рук маляра и вудуистского священника Гектора Хипполита, которому Питерс посоветовал попробовать свои силы на досках и холсте. Когда Питерс снабдил всем необходимым для рисования своего водителя Риго Бенуа, тот тоже оказался талантливым художником. Независимо от того, сыграл Питерс роль катализатора в появлении новой разновидности гаитянского искусства, или просто создал рынок для чего-то уже существующего, в результате произошло гаитянское примитивное Возрождение, которое вождь сюрреалистов Андре Бретон во время посещения острова в 1945 году назвал подлинным, жизненным сюрреализмом — в отличие от упадочной и интеллектуальной его европейской разновидности. Коллекционеры и торговцы со всего мира начали проявлять интерес, и в 1948 году нью-йоркский Музей современного искусства начал скупать произведения гаитянского искусства, что вызвало у местных жителей чувство гордости и привело к появлению часто звучащей идеи о том, что каждый житель Гаити — не только художник, но и прирожденный сюрреалист, творящий в контакте с первобытными силами природы.

Хотя с тех пор художники Centre d'Art уже давно уступили место новым авангардистам, старое и новое поколения связывает то, каким образом мир духов вуду переплетается в их творениях с реальной историей и политикой.

Франсуа Дювалье

«На Гаити история излагается снизу вверх, начиная с беднейших слоев общества», — говорит Гордон. — «Люди хорошо знают свою историю, и это замечательным образом проявляется в искусстве, карнавале и даже в политике». Она описывает странный период диктаторского правления Франсуа Дювалье по прозвищу «Папа Док» (с 1957 по 1971 года), поначалу благонамеренного врача, который использовал вуду как орудие устрашения, как «какую-то гигантскую театральную постановку». В этой постановке были костюмы, сценография, сценарий и персонажи — все заимствованное их вудуистского лексикона. Папа Док одевался как Барон Самеди (вудуистское божество смерти), тонтон-макуты (его печально известная милиция) — как Папа Зака, дух сельского хозяйства».

Однако считается, что Папа Док, ненасытно сгребая себе в карманы богатства народа, обрек на смерть примерно 30 тысяч гаитян. Низложение его сына Жана-Клода, по прозвищу Бэби Док, в 1986 году привело к массовым выступлениям против вуду и убийству многих священников. Существует ли опасность обеления репутации вуду, а вместе с ней и забвения многих преступлений, таящихся в гаитянском прошлом?

«Когда ты понимаешь, что вуду — совсем не то, что представляет себе большинство людей, возникает опасность умилительного отношения к этому культу», — говорит Гордон. — «Это сложное явление. Оно связано с производством и перенаправлением энергии». Некоторые артефакты вуду, которые можно считать практически художественными произведениями, по ее словам, создавались для того, чтобы менять действительность, создавая энергетические точки. «Возможно, этим пытается заниматься любое искусство, просто это не так ясно выражено», — говорит Гордон. Но какую цель преследует эта сила? Она добрая или злая? В вуду нет ни добра, ни зла.

А что ждет Гаити впереди, когда длинная рука глобализации дотянется, наконец до острова? «После землетрясения 2010 года многое изменилось», — говорит Гордон. Гаитяне впервые превратились в потребителей. Они довольны: наконец-то они присоединились к остальному миру. Пока еще рано судить о том, как это скажется на творческих способностях островитян».

The Daily Telegraph, 23.10.2012

В мире действительно есть вещи нейтральные, которые сами по себе не являются ни добром, ни злом, и могут быть использованы для того и другого. Однако религия к этим вещам не относится. Любая религия, не исповедующая Христа, является злом — и вовсе не потому, что она непременно заставляет людей творить ужасные вещи и навлекает на них физические смерть и страдания, а просто потому, что она обрекает человека на вечную погибель. В библейском понимании зло — это все, что противоречит благой и совершенной воле Бога.

Непростая судьба бывших рабов и их потомков, составляющих население Гаити, может и должна вызывать человеческое сострадание. Однако и ложная религия, и чувство гордости за "врожденные способности к сюрреализму" могут дать человеку лишь временную иллюзию счастья.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

РАЗНОЕ

В Болгарии родители, потерявшие детей по вине сектантов, создают антисектантскую организацию

Родители, чьи дети покончили с собой под влиянием сект, создают Центр борьбы с сектами (название организации сейчас обсуждают).

Александрина Младенова однажды утром нашла свою дочь висящей в петле. Мать подозревает, что самоубийство связано с влиянием секты, названия которой не называет, поскольку уверенности у нее нет. «Я поклялась найти этих людей, чего бы мне это ни стоило, - говорит женщина. – Я добьюсь, чтобы больше не было погибших детей, чтобы законодательство ради этого изменили».

В комнате наложившей на себя руки девочки найдены нарисованные ею картины с изображением трупов и могил. «Такие рисунки характерны для сатанистов, - утверждает Станислава Кёсева, одна из инициаторов создания Центра, сама побывавшая в нескольких сектах. – Сатанисты поклоняются демонам, но по их мнению демоны – это души людей, с которыми в жизни случилось что-нибудь страшное. Эти демоны спасут мир, учат сектанты. Для них самоубийство – это самопожертвование ради спасения мира».

Впрочем, г-жа Кёсева не считает сатанистов сектами в строгом смысле слова – это скорее группировки, не имеющие четкой структуры и определенного вероучения. Это не делает их менее опасными: они вовлекают в свою деятельность прежде всего детей, стараясь оторвать их от нормальной жизни и подтолкнуть к самоубийству. По словам Станиславы Кёсевой, в Болгарии таких групп немало, их постоянное место встречи – Западный парк в Софии.

Regions.ru, 22.10.2012

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное