Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 10 октября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

6-10 октября 2012 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Телеканал НТВ порочит Свидетелей Иеговы

Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России заявляет протест по поводу клеветнической информации, распространенной по центральному телевидению. Журналисты "Программы Максимум" телеканала НТВ с помощью изощренных приемов видеомонтажа настойчиво продолжают вводить телезрителей в заблуждение относительно сущности религии Свидетелей Иеговы. Верующих, которые дорожат своей репутацией миролюбивых и высоконравственных людей, оскорбляют безосновательные, высказанные прямо или в форме намека огульные обвинения в жестоких преступлениях.

Опровергая недостоверные сведения, Управленческий центр Свидетелей Иеговы поясняет:

  • Вопреки сделанным заявлениям, Олег Гагиев, осужденный за серию заказных убийств, никогда не был Свидетелем Иеговы. (Человекоубийство Свидетели Иеговы считают тяжким грехом.)
  • Вопреки сделанным заявлениям, сожители, которые устраняли знахарей и колдунов, не были Свидетелями Иеговы. (Человекоубийство — тяжкий грех; кроме того, люди, сожительствующие без заключения брака, не могут считаться Свидетелями Иеговы.)
  • Вопреки сделанным заявлениям, Петр Иваншин из Хакасии, подозреваемый в том, что он застрелил свою семью и покончил с собой, не был Свидетелем Иеговы. (Он порвал всякую связь с общиной более 20 лет назад, и неизвестно, какую религию он исповедовал все это время. Убийство и самоубийство Свидетели Иеговы считают тяжкими грехами.)
  • Вопреки сделанным заявлениям, Свидетели Иеговы не имеют отношения к волеизъявлению Валерия Федосеева, завещавшего свое имущество в пользу Управленческого центра Свидетелей Иеговы. (О его завещании Свидетелям Иеговы стало известно только после нотариального оформления.)
  • Вопреки сделанным заявлениям, Свидетели Иеговы не имеют никакого отношения к медицинским препаратам, якобы найденным в аптечке Валерия Федосеева. (Свидетели Иеговы никогда не побуждают единоверцев принимать те или иные медицинские препараты. В вопросах лечения каждый верующий принимает собственное решение по рекомендации медицинских работников.)
  • Вопреки сделанным заявлениям, Свидетели Иеговы никогда никого не "зомбируют" и не пользуются гипнозом. (Применение гипноза строго осуждается в Библии.)
  • Вопреки сделанным заявлениям, у Свидетелей Иеговы нет запрета на общение с родственниками, которые не разделяют их веру. (Напротив, Библия прямо поощряет верующих собственным образом жизни заслуживать доверие и уважение родных, не разделяющих их веру.)
  • Вопреки сделанным заявлениям, Управленческий центр Свидетелей Иеговы в Санкт-Петербурге неоднократно принимал у себя журналистов, в том числе телевизионных. (Этому имеется много доказательств в газетных и телевизионных архивах.)
  • Вопреки сделанным заявлениям, Свидетели Иеговы не являются "тоталитарной сектой". Это оскорбительный и антинаучный термин.

Это лишь некоторые недостоверные и порочащие сведения, распространенные телекомпанией. Кроме того, уже во время подготовки материала продюсеры и журналисты НТВ не раз прибегали к прямому обману, чтобы заполучить от представителей Управленческого центра Свидетелей Иеговы комментарии, которые потом искажались до неузнаваемости. Управленческий центр считает, что сотрудники телекомпании, которые готовили материалы, нарушили стандарты журналистской этики. Среди этих сотрудников — Глеб Пьяных, Андрей Суханов, Александра Бублик, Софья Линькова, Таисия Коротеева.

Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России требует от телекомпании НТВ опровержения распространенных сведений и принесения извинений перед верующими.

Портал-Credo.Ru, 10.10.2012

к оглавлению

МОРМОНИЗМ

Мормонская церковь снижает требования, предъявляемые к миссионерам

В субботу руководство мормонов понизило возрастные требования, предъявляемые к полновременным миссионерам, и это изменение может положительно отразиться на количестве миссионеров церкви СПД во всем мире.

Отныне все 18-летние молодые люди и все 19-летние девушки смогут отправиться на миссию, как объявил на конференции в Сот-Лейк-Сити президент церкви СПД Томас Монсон. Ранее минимальный возраст мормонских миссионеров составлял 19 лет для мужчин и 21 год для женщин.

Монсон и другие руководители церкви пояснили, что это изменение, вступающее в силу немедленно, вызвано потребностями растущей церкви, которая возникла в США, но уже распространилась по всему миру.

«Я не хочу сказать что все молодые люди будут (или должны) начинать служение в столь раннем возрасте», — сказал Монсон. — «Однако у них теперь будет возможность сделать это, сообразуясь с личными обстоятельствами и рекомендациями руководителей священства».

Его слова вызвали ясно различимые возгласы удивления и удовлетворения среди людей, собравшихся в 21000-местном конференц-центре близ международной штаб-квартиры церкви СПД.

Миссионерская работа была частью мормонской традиции с тех пор, как Джозеф Смит-младший основал церковь СПД в 1830 году, и многие члены церкви рассматривают этот опыт как необходимую часть взросления.

Кандидат в президенты США от Республиканской партии Митт Ромни служил миссионером СПД во Франции.

Джеффри Холланд, представитель церковного Миссионерского совета, сказал, что в связи с переменами ожидается рост числа миссионеров. В настоящий момент, по данным церкви СПД, более 58000 мормонов служат полновременными миссионерами в 347 местах земного шара. Большинство из них — это неженатые молодые люди, которые служат по два года.

В 48 странах мужчинам-мормонам уже около 10 лет как разрешено быть миссионерами, начиная с 18-летнего возраста, говорит Рассел Нельсон, коллега Холланда по совету, однако в США, где проживает большинство мормонов, примерно 7 млн. человек, это правило до сих пор не действовало.

Возможность отсрочить начало миссионерского служения позволяло людям согласовать миссионерство с планами относительно учебы, супружества, карьеры и военной службы, говорит Нельсон.

Chicago Tribune, 06.10.2012

к оглавлению

Как снижение минимального возраста начала полновременного миссионерского служения скажется на росте церкви СПД во всем мире?

В связи с прозвучавшим в субботу историческим объявлением о снижении минимального возраста миссионеров до 18 лет для мужчин и до 19 лет для женщин, весьма вероятно, что количество членов церкви, несущих миссионерское служение, значительно вырастет в течение ближайших месяцев. Вероятность такого роста связана с тем, что женщины чаще готовы отправиться на миссию до вступления в брак и поступления в учебное заведение, с возможным ростом количества миссионеров-мужчин, поскольку при новых условиях меньше из них по окончании средней школы успеют утратить энтузиазм или перестанут соответствовать критериям отбора миссионеров, а также с общим ростом интереса и энтузиазма в отношении полновременной миссионерской работы среди членов церкви. За последние два года церкви уже удалось остановить происходивший на протяжении десяти лет спад количества полновременных миссионеров — их количество увеличилось примерно на 6000 человек. Теперь перед аналитиками, занимающимися изучением роста церкви, стоит вопрос о том, как этот недавний прирост и ожидаемый прирост в ближайшем будущем скажется на количестве вновь крещеных по всему миру, на доле новообращенных, остающихся в церкви, на количестве крещений в пересчете на одного миссионера, на количестве новых городов, открываемых для миссионерской работы, на создании новых миссий и открытии для прозелитизма новых стран.

LDS Church Growth, 08.10.2012

к оглавлению

Столкнувшись с проблемами роста , мормонская церковь увеличивает число миссионеров

Перед лицом снижающегося числа новообращенных, остающихся в церкви, и сомнительных данных относительно количества действительных членов мормонская церковь увеличивает количество своих миссионеров.

Газета Salt Lake Tribune сообщает:

Церковь СПД предприняла неожиданный шаг, который обещает изменить социальную и духовную динамику мормонизма, что отзовется эхом в культуре штата Юта и далеко за его пределами, — в субботу было объявлено об исторических переменах в политике, направленных на увеличение количества миссионеров.

  • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (СПД) — более известная как мормоны — понижает минимальный возраст миссионеров до 18 лет для мужчин (ранее было 19 лет) и до 10 лет для женщин (ранее был 21 год).
  • «Господь торопит с этой работой», — сказал на пресс-конференции апостол СПД Джеффри Холланд, — «и Ему нужно все больше ревностных миссионеров».
  • Церковь СПД рассчитывает, что это изменение резко увеличит штат полновременных миссионеров, который в настоящий момент превышает 58 тыс. человек по всему миру.
  • Мужчины и далее будут служить на миссии по 2 года, а продолжительность миссии для женщины останется на уровне 18 месяцев.

Газета Huffington Post Отмечает:

Неожиданное объявление, прозвучавшее в субботу, было с радостью встречено многими мормонами, по мнению которых эти перемены окажут глубокое влияние на социальную и духовную динамику церкви.

Как правило, по окончании средней школы мужчины-мормоны либо заканчивают один курс высшего учебного заведения, после чего берут академический отпуск для миссионерской работы, либо просто ждут, когда смогут стать миссионерами. Отныне многие мужчины, скорее всего, будут отправляться на миссию сразу по окончании средней школы.

Сократив разрыв в минимальном возрасте миссионерства для мужчин и женщин, церковь СПД также сможет выровнять возраст юношей и девушек в высших учебных заведениях и приходах, приостановив тем самым тенденцию к росту числа неженатых и незамужних членов церкви. По мнению некоторых мормонов, перемены также отражают большее внимание со стороны церкви к диалогу относительно роли женщин и к запросам феминистского движения.

В статье о двух миссионерах-мормонах газета Times Union (Олбани, штат Нью-Йорк), говорит:

В настоящий момент по всему миру двухлетнее миссионерское служение совершают более 55 тысяч человек. Около 75% из них — мужчины.

Благодаря мощной рекламе, которую создают миссионеры, мормоны стали самой быстрорастущей религий в 26 штатах США, а за последние десять лет их число увеличилось на 46% и в 2010 году, по данным переписи, достигло показателя в 6,1 млн. человек. По всему миру сегодня насчитывается около 13,5 млн. мормонов.

Однако в специальном отчете, посвященном мормонизму, в начале этого года агентство Рейтерс сообщало:

Церковь СПД утверждает, что во всем мире она насчитывает 14 млн. членов, оптимистично включая в это число едва ли каждого крещеного. Однако результаты переписи в некоторых зарубежных странах показывают, что в церкви остаются не более 25% новокрещеных мормонов. В США лишь половина мормонов активно участвует в жизни церкви, говорит социолог Арманд Маусс, один из ведущих экспертов по мормонизму.

По оценкам социологов, во всем мире насчитывается не более 5 млн. активных мормонов.

ReligionNewsBlog, 08.10.2012

к оглавлению

Доходы Сиона: какое влияние деньги оказали на мормонскую культуру

Панорама Храмовой площади с севера

Храмовая площадь, штаб-квартира Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, занимает участок площадью 4 гектара на северной окраине Солт-Лейк-Сити. На северной стороне площади находится большой мормонский конференц-центр, а на южной — принадлежащий церкви СПД торговый комплекс. В центре площади высятся готические башни самого мормонского храма, странно контрастирующие с бетонной безликостью церковного офисного здания напротив. Пространство между храмом и офисным зданием заполнено различными зданиями духовного и административного назначения и неизменными толпами людей. Мужчины в белых рубашках и галстуках и женщины в колготках и на высоких каблуках снуют от двери к двери. В точках, откуда открывается наиболее выигрышный вид на храм, всегда можно увидеть двух-трех невест в белых платьях, фотографирующихся со своими любимыми.

Особое внимание в этом распорядке стоит уделить двум группам людей. Женщины-миссионерки в юбках и удобных туфлях стоят у ворот, ведущих на площадь, готовые приветствовать гостей и предложить им бесплатную экскурсию. Над бейджами, на которых написаны их имена, они прикалывают маленькие флажки, обозначающие их родные страны. В зависимости от времени года посетитель также может увидеть работников, занимающихся благоустройством. Квадрат площади вмещает в себя два бассейна, расположенных с расчетом на то, чтобы в них отражалось здание храма, а также 250 ухоженных цветочных клумб. Каждый год, весной и летом, небольшая армия работников в футболках и рабочих брюках выходит на площадь, чтобы прополоть и заново высадить около 750 разновидностей растений, чтобы к началу сезона цветения зеленые насаждения уже были в полном порядке. Осенью они развешивают несколько сот тысяч рождественских лампочек, а в январе снимают их.

Эти визуальные контрасты Храмовой площади — офисное здание и храм, конференц-центр и торговый комплекс, миссионерки и рабочие — много говорят не только о настоящем мормонизма, но и о его вполне вероятном будущем. Мормонизм перестал быть той грубой верой пионеров, какой был в XIX столетии, и уже давно усвоил респектабельные и строгие ценности американского среднего класса. Именно эта чувствительность к окружающему обществу повлияла на изысканный вид духовности, которым дышат тщательно подстриженные лужайки Храмовой площади. И этот самый средний класс, в основном, оплатил все дизайнерские изыски.

Панорама Храмовой площади
в 1897 году

Однако быстрее всего церковь СПД растет не среди американского среднего класса, а в родных странах тех миссионерок со значками в виде незнакомых флагов. Из примерно 14-15 миллионов мормонов, живущих на земле, теперь менее половины живут в Соединенных Штатах. Большая часть остальных живет в Латинской Америке, Азии и Африке. По всему миру церковь СПД строит приходские дома по образцу американских на деньги, взятые, в основном, с банковских счетов в Северной Америке. Что случится, если американцы, принадлежащие к среднему классу, которые издавна составляли финансовую основу мормонской церкви, станут лишь небольшой частью всемирной организации? И как это повлияет на мормонскую культуру?

Чтобы ответить на эти вопросы, полезно взглянуть на прошлое мормонской религии. Финансовое благосостояние — и финансовая политика — церкви СПД за ее почти двухсотлетнюю историю менялось в широких пределах. В течение первых 100 лет мормоны испытывали финансовые трудости. Джозеф Смит, пророк и основатель этой религии, был занят строительством Сиона и мало заботился о бухгалтерском балансе. Под руководством его и его преемников собственность церкви и частная собственность церковного руководства подчас безнадежно переплетались. Столь безалаберное отношение к финансам было отражением неформального характера мормонских богослужений, для которых в то время были характерны импровизированные проповеди, спонтанные пророчества и даже говорение на языках.

Однако в 1880-х годах федеральное правительство, стремясь положить конец многоженству, конфисковало значительную часть церковного имущества — храмы, приходские дома и предприятия. Хотя впоследствии кое-что было возвращено церкви, период гонений довел мормонов почти до банкротства.

Старое Бюро информации
на Храмовой площади

В начале XX века руководство церкви СПД нашло частичное решение проблемы — они начали подчеркивать, что каждый верный мормон должен отдавать церкви 10% своих доходов. Практика взимания десятины изменила жизнь мормонов. По некоторым подсчетам, ежегодный доход церкви СПД от десятины составляет около 7 миллиардов долларов. А с изменением церковной экономики изменилась и церковная культура. Церковь начала тратить деньги, к примеру, на благоустройство Храмовой площади. В 1904 году там открылся информационный киоск для посетителей, потом — два центра для посетителей по обе стороны площади, большие, похожие на музеи здания, в которых размещены выставки, рассказывающие об истории мормонов. В 1935 году были разбиты клумбы, а с 1960 года началось сезонное благоустройство с рождественскими огнями и многолетними растениями. И эта эволюция Храмовой площади представляет собой отражение более широких тенденций внутри мормонизма.

Вскоре после Второй мировой войны церковь СПД начала вкладывать большие суммы в развитие Университета им. Бригама Янга (BYU) . Идея заключалась в том, чтобы превратить его в учебное заведение, пользующееся национальным признанием, а также обеспечить молодым мормонам лучшие перспективы в обществе. По существу, это была мормонская версия федерального Акта о социальной реабилитации военнослужащих. Даже сегодня BYU подчеркивает, что представляет собой не столько исследовательское, сколько учебное заведение, и вкладывает огромные средства в профессиональную подготовку юристов, бизнесменов и специалистов по вычислительной технике. Плата за обучение на дневном отделении для студента-мормона сегодня составляет 2280 долларов в семестр, благодаря чему BYU является уважаемым частным ВУЗом, взимающим плату на уровне дешевой общественной школы. Как и в случае с Храмовой площадью, часть денег, получаемых таким образом, идет на поддержание в военном порядке подстриженных газонов, многие из которых снабжены небольшими табличками, отгоняющими пешеходов.

Храм Солт-Лейк-Сити
и зеленые насаждения
Храмовой площади

Это навязчивое стремление к респектабельности и красоте постепенно начало оказывать влияние и на духовную сторону жизни мормонов. В 1950-х годах, когда церковь СПД начала привлекать в свои ряды людей по всему миру, ее руководители предписали миссионерам носить белые рубашки и галстуки, и постепенно эта форма одежды стала нормой и для церковных собраний. Церковные рекомендации относительно одежды для женщин-миссионерок также отражают консервативные американские представления. В то же время руководство церкви начало подчеркивать важность такой добродетели как «уважительное отношение», что, по существу, означало способность спокойно высиживать долгие собрания. Мормонская духовность стала приобретать формальный, сдержанный и созерцательный характер. Прежние обычаи — такие как говорение на языках, музыкальное сопровождение Вечери Господней и харизматическая проповедь — постепенно сошли на нет, и мормоны сделались полноправными членами трезвомыслящего американского среднего класса.

Отождествление духовности с буржуазными вкусами также сказалось на том, как церковь тратила свои деньги. В то же десятилетие, в 1950-х, церковь СПД разработала унифицированные требования к внешнему и внутреннему виду приходских домов. Сегодня практически во всех приходских домах можно увидеть репродукции одних и тех же картин на религиозную тему, одну и ту же удобную, но не претенциозную мебель, одни и те же нейтрального цвета ковровые покрытия. Такой декор вполне подошел бы и для страховой конторы, если бы не многочисленные изображения Иисуса. Витражи, готические башенки и прочие барочные украшения, которые прежде время от времени разнообразили внешний облик мормонских церквей, которые нынешние руководители мормонов считают слишком пестрыми, были упразднены.

Община мормонов
в Либерии

Во второй половине XX столетия унифицированные здания мормонских церквей расползлись по всему миру, а за ними последовали и мормонские храмы. Сегодня первых насчитывается десятки тысяч, а вторых — 138. Церковь не считает зазорным тратить огромные деньги на храмы, которые, как считается, должны быть примечательными снаружи и прекрасными изнутри. Как правило, это большие здания, построенные из светлого камня, местность вокруг которых облагорожена по образцу Храмовой площади. Большинство участков оборудованы прожекторами, которые подсвечивают храмы по ночам. Если приходские дома изнутри напоминают офисные здания, то интерьеры храмов больше напоминают вестибюли дорогих гостиниц. По мнению мормонов, интерьерам храмов свойственна та же приглушенная красота, что и серьезным музеям. В храмах царит атмосфера духовного спокойствия, великолепия и формальности.

Уход за этой недвижимостью, внешнее освящение храмов, сантехнические и электрические работы в приходских домах, субсидии на учебу в BYU — все это требует от церкви больших расходов. Именно на эти цели идет большая часть доходов от десятины. И по мнению многих мормонов, оно того стоит. Красота и ухоженность Храмовой площади и других похожих мест в их глазах является воплощением утешения и порядка, который им дает вера. Подобно тому, как католики ощущают присутствие Бога в соборах, а мусульмане — в мечетях, храмы СПД — это место, куда мормоны идут, чтобы встретиться с Богом. На смену визионерству и иномирности раннего мормонизма пришла насквозь респектабельная, подчас даже безвкусная материальная духовность.

Старая церковь мормонов
в штате Айдахо

Одна из стандартных
разновидностей дизайна
приходского дома СПД

Еще один вариант характерного
стиля мормонских
приходских домов

По мере роста церковь СПД вкладывала деньги в различные предприятия — СМИ, недвижимость, страховой и издательский бизнес. Руководство церкви подчеркивает важность благоразумного распоряжения деньгами, отсутствия долгов, диверсификации вложений. Однако финансовый успех также навлек на церковь СПД подозрения: мормонизм производит впечатление теневой, обладающей большим влиянием и скрытной организации. Церковь СПД требует, чтобы ее члены отдавали ей деньги. Исторически американцы скептически относились к любой иерархической религии, и благополучие мормонов пробудило в людях традиционные опасения. Некоторые авторы, такие как Райан Крэган или Крис Леманн, полагают, что благосостояние мормонов подозрительно de facto, и сравнивают церковь СПД с другими большими финансовыми институтами, которые в последние годы нанесли ущерб американской экономике. Однако в этом есть некоторая ирония, поскольку расцвет финансовой империи мормонов может попросту быть отражением благоразумного намерения поддерживать имидж респектабельной религии для представителей среднего класса, который за последнее столетие приобрел для мормонов такую важность.

Митт Ромни

Джон Хантсман

Дж. Уиллард Мэрриотт

Еще больше усугубляет иронию тот факт, что в некоторых отношениях столь тщательное планирование обречено на неудачу. Невзирая на постоянный рост количества приходских домов и храмов по всему земному шару, все больше мормонов, особенно в Африке и Латинской Америке, не вписываются в шаблон среднего класса. Да, конечно, не все они являются активными членами церкви. Как показало одно исследование, собрания посещают лишь около 40% людей, которые числятся в списках церкви СПД в Соединенных Штатах, а в других странах ситуация еще хуже. К примеру, в 2000 году лишь около 200 тысяч мексиканцев назвали себя мормонами во время национальной переписи, хотя официально церковь СПД насчитывает в этой стране 850 тыс. членов. Так или иначе, разрыв между американскими мормонами и многими мормонами из других стран растет. Уже много лет активный рост церкви СПД обеспечивали такие страны, как Мексика. В США за последние десять лет церковь росла в среднем на 1,4-1,95 процентов в год — как правило, за счет естественного прироста. За пределами США темпы роста гораздо выше. В Мексике и Бразилии с 2000 по 2001 год в церковь пришло по 350 тысяч новых членов; в Чили и Перу — почти по 150 тысяч. Аналогичные результаты есть и в других странах.

Однако большую часть доходов от десятины церкви по-прежнему почти наверняка приносят американцы. Доход на душу населения в США, конечно, гораздо выше, чем в Чили или Мексике, а такие американские мормоны, как Митт Ромни, Джон Хантсман-старший и Дж. Уиллард Мэрриотт, составляют группу основных «доноров», которых нет в других странах. Названные бизнесмены — а равно и миллионы других американских мормонов, принадлежащих, по большей части, к среднему классу, — привыкли к тому, что их десятина идет на оплату благополучной церковной культуры, в атмосфере которой они выросли, и которая является неотъемлемой частью их собственной духовной жизни. Им кажется естественным, что эта форма мормонизма должна распространяться и даже, возможно, в порядке требования. В начале 1960-х некоторые восторженные африканцы нашли несколько мормонских журналов и миссионерских брошюр и начали практиковать собственную версию этой религии, без всяких официальных представителей церкви СПД, и этот любопытный поворот событий — напоминающий сюжет мюзикла «Книга Мормона» — подтолкнул мормонское руководство к тому, чтобы унифицировать церковную жизнь и иерархию. И когда один мормонский руководитель в 1980-х посетил Африку, он обнаружил, что ему нужно исправить то, что мормонских журнал впоследствии назвал «упущениями и ошибками» — а именно, «крики „аллилуйя“, барабанный бой и поднос для сбора пожертвований», более характерные для традиционного африканского поклонения, чем для современного мормонизма. Церковные СМИ постоянно публикуют фотографии, на которых члены церкви из Африки или Лантинской Америки одеты в белые рубашки с галстуками или юбки и собираются в приходских домах, неотличимых от приходских домов в штате Юта. Американские мормоны часто хвалят своих зарубежных единоверцев за стремление к тем добродетелям, которые обеспечили мормонизму популярность в США: образованию, предпринимательству, усердной работе и практичным жизненным устремлениям.

Однако даже самые верные мормоны в Африке и Латинской Америке могут принести церкви СПД лишь небольшую часть ее доходов от десятины. Вот почему, по мере роста количества мормонов за пределами США и потребностей в храмах, приходских домах и прочих церковных структурах, мормонская церковь неожиданно может оказаться припертой к стенке. Она слишком прочно связала мормонскую религию со вкусами и нравами американского среднего класса. Поскольку рост церкви за пределами США продолжается, это обойдется ей недешево. Именно этим, судя по всему, объясняются вложения церкви СПД в недвижимость и торговые комплексы. В конце концов, мормонизм, как это уже случилось с римокатолицизмом, пятидесятничеством и методизмом, станет религией Южного Полушария. И когда это произойдет, церкви СПД придется где-то искать деньги, чтобы зажигать рождественские огни на Храмовой площади.

Slate, 02.10.2012

к оглавлению

ПАУЛО КОЭЛЬО

Пауло Коэльо о себе

Пауло Коэльо

Беседа с бразильским автором бестселлеров Пауло Коэльо о его пристрастии в прошлом к наркотикам, о пытках, которые ему пришлось испытать, о том, как он был сатанистом, пациентом психиатрической клиники, писателем, а также о многом другом.

Пауло Коэльо, родившийся в 1947 году в Рио-де-Жанейро, является одним из самых успешных авторов в истории литературы – тираж его книг составляет 135 миллионов экземпляров. Тираж одного написанного автором за 14 дней романа «Алхимик», посвященного поиску смысла жизни, составил 65 миллионов. Коэльо с 1980 года состоит в пятом браке с художницей Кристиной Ойтисика (Christina Oiticica). Эта бездетная пара живет в Рио, Женеве и Сен-Мартене - в деревне с 300 жителями, расположенной недалеко от места паломничества Лурд (Lourdes).

Когда корреспондент Свен Михаэльсен встретился с Пауло Коэльо в женевской квартире писателя, он увидел человека, каждодневная жизнь которого подчинена определенным навязчивым правилам. Прежде чем этот 64-летний человек садится в машину, он поднимает вверх указательный и безымянный палец и произносит про себя молитву. В свой дорожный чемодан он постоянно кладет бутылочку со святой водой из Лурда. Если кто-то рядом произносит слово «запрещено», он три раза стучит по дереву. А если он замечает голубиное перо на улице, то сразу поворачивает в другую сторону.

Sueddeutsche Zeitung: Г-н Коэльо, ни один из живущих ныне писателей не имеет столь извилистую жизнь, как вы. Журналист, театральный режиссер, книгоиздатель, менеджер по продаже пластинок, автор текстов песен, наркозависимый, употребляющий ЛСД и кокаин, жертва пыток, последователь сатанистов, пациент психиатрической клиники, автор книг, объем продаж которых составляет 135 миллионов экземпляров: что вы ощущаете, когда оглядываетесь назад на свою жизнь?

Пауло Коэльо: Сначала удивление, а затем крайнюю отчужденность. Когда я в интернете наталкиваюсь на свою биографию, я спрашиваю себе: ты и есть этот человек? При повторном чтении некоторых моих книг я иногда говорю вслух: «Боже мой, этот странник на пути в Сантьяго де Компостела, это же был ты!» Человек, которого я там встречаю, так же далек от меня, как тот Пауло Коэльо, который когда-то в течение двух лет был коммунистом…

- По мнению ваших родителей, вы были проблемным ребенком. В 16 лет вас направили к психиатру, а в 19 лет ваш отец доставил вас в смирительной рубашке в психиатрическую клинику, где вас в течение нескольких недель лечили с помощью психотропных препаратов и электрошока. В вашей больничной карте мы читаем: «Пациент с шизоидным типом личности, не склонный к социальным и эмоциональным контактам. Неспособен выражать чувства и испытывать радость».

- Я был плохим учеником, и страдал от одиночества, от уныния и отчаяния – но я не был психически больным. Смущение, неуверенное поведение и дезориентация – ведь все это относится к определению молодости.

- Вы ненавидели ваших родителей за то, что они направили вас в психиатрическую лечебницу?

- Нет. Скорее, мне было их жалко. Им, наверное, грустно было иметь такого сына, как я. Обвинение родителей ни к чему не приводит. Зигмунд Фрейд сделал важные открытия, но он привнес и много плохого. Он изобрел игру в поиски виновного (blame game). Вместо концентрации на том, что существует здесь и теперь, происходит погружение в прошлое, и человек переносит свои проблемы на отца и на мать.

- В 14 лет у вас возникла идея фикс о том, что вы должны стать очень уважаемым писателем, произведения которого будут читать люди во всех частях света.

- Я был астматическим молодым человеком, лишенным мускулов, я не мог играть в футбол и чувствовал себя отвратительно. Девочки меня не замечали. Освободиться с помощью написания книг от этого позора – вот что стало для меня навязчивой идеей. И с каждый днем, когда мне не удавалось написать ни строчки, укреплялось мое убеждение в том, что я должен стать писателем. И когда я присоединился к движению хиппи, я был абсолютно уверен, что в какой-то момент я буду писать те книги, которые я пишу сегодня. Кто знает – возможно, мои мечты о мировой славе стали просто самореализующимся прогнозом.

- В ваших дневниках того времени, занимающих почти 200 тетрадей, мы писали: «Мой великий идеал: стать тем человеком, который создаст книгу века, мысль тысячелетия, историю человечества».

- Похоже на манию величия, правда? Но я считаю, что завышенная оценка самого себя и определенная доза мании величия являются необходимыми предпосылками успеха. Меня часто приглашают на такие мероприятия, как, например, Всемирный экономический форум в Давосе. И я слышу там речи, в которых известные предприниматели и менеджеры высшего уровня бесконечно рассуждают о ценностях. И тогда я говорю: «Ценности – это очень важно, но не забывайте о своем великом эго. В основном именно ему вы обязаны тем, что вы здесь сидите. Если бы у вас было маленькое эго, то вы потерпели бы неудачу, столкнувшись с первым же препятствием». Иметь большое эго для меня только тогда становится грехом, когда человек не знает, как и с какой целью его использовать.

- Когда вам было 27 лет, вас на улице в Рио-де-Жанейро схватили бойцы особого отряда из спецслужбы DOI-CODI и упрятали в казарму. Что послужило причиной?

- В начале 70-х готов в Бразилии у власти находилась жестокая военная диктатура. Я принадлежал к контркультуре и писал тексты песен для бразильской поп-звезды Рауля Сейшаса (Raul Seixas). Судя по всему, сотрудники спецслужбы не могли разобраться в моих текстах, а то, что им было непонятно, они автоматически считали опасным. Такси, в котором я сидел с моей тогдашней женой, было заблокировано несколькими автомобиля без номеров. Нас вытащили из машины и надели нам на головы черные колпаки.

- Как долго они вас держали?

- Я не знаю. Я в камере потерял всякое чувство времени. Мои родители говорят, что я исчез на целую неделю. Те люди, которые меня пытали, скрывали свои лица. Перед тем, как повести меня на допрос, мне на голову надевали колпак.

- И вас там пытали?

- Я испытал два вида пыток. Первая была физической по своей природе. Я должен был раздеться догола, а потом меня избивали и пытали электрошоком. Это был жуткий опыт, но хуже всего были психологические пытки. Меня голым запирали в особом месте, которое называлось «холодильник»: камера размером два на два метра, без света, в которой было жутко холодно. Время от времени у меня над головой включалась сирена. Я открывал и закрывал глаза, и видел перед собой всегда одно и то же – темноту. Мрак и холод лишают человека рассудка. Он оказывается на грани сумасшествия.

- Во время пыток вы потеряли чувство уважения к самому себе?

- Конечно. Унижение можно причислить к самому плохому из того, что может произойти с человеком. Но мне удалось вновь обрести уважение к самому себе. Единственная известная мне действенная терапия – время. У меня это продолжалось три года, и только после этого мне удалось избавиться от ощущения того, что я все еще нахожусь в своей камере. В первые недели после освобождения я вообще не решался выходить на улицу. У меня была паранойя, и мне казалось, что за мной следят, а мой телефон прослушивается. Это безумие привело к душевному срыву. Мои друзья исчезли из моей жизни, поскольку они боялись того, что с ними произойдет то же самое. Неожиданно я превратился в неприкасаемого. Но появились люди, общение с которыми дало мне ощущение того, что я не один. Благодаря их помощи я не наложил на себя руки, не озлобился и не стал мстительным.

- Вашу тогдашнюю жену Жизу (Gisa) тоже пытали. Почему после освобождения она перестала с вами общаться?

- Потому что я из-за своего поведения в тюрьме потерял ее уважение. Однажды меня с колпаком на голове повели в туалет. И тут я услышал, как моя жена, рыдая, кричала: «Пауло, любимый, ты здесь? Прошу, скажи, что это ты». Нам было запрещено разговаривать, и, опасаясь того, что меня опять могут упрятать в «холодильник», я молчал. Я никогда больше не был таким трусом, как в тот момент. После освобождения она мне сказала: «Я не хочу больше с тобой говорить. И я не хочу, чтобы ты когда-нибудь вновь произнес мое имя». Когда спустя много лет в разговоре с ней я постоянно называл ее «моей женой без имени».

Оккультизм, сатанизм и колдовство

- Спустя десять лет вы вновь встретили Жизу. Вот что вы сказали об той встрече: «Она все еще находится в тюрьме, а я нет. Человек, желающий отомстить, потерян, так как он ранит при этом самого себя».

- Моя бывшая жена умерла в 2007 году, и я не хотел бы высказывать своего мнения о ней. Я вел себя по отношению к ней как трус, и сам себя постоянно за это осуждаю. Однако главное послание Иисуса Христа состоит в прощении. В какой-то момент я смог себе сказать: «Я совершил очень серьезную ошибку, но я прощаю себя, так как я не совершенен». Пару лет назад, сидя баре, я спросил себя, могу ли я умереть в состоянии душевного покоя, если бы сегодня был последний день моей жизни. Ответ был отрицательный, поскольку я ранил слишком многих людей. Проблема была в том, что эти люди больше не были частью моей жизни и были разбросаны по всему миру. Я потратил два года на то, чтобы найти каждого из них и попросить у них прощения за мои ошибки. После этого я извиняюсь перед людьми в течение трех дней. Это делает жизнь проще.

- В 2003 году вы в интервью сказали: «Пару дней назад я вечером ужинал в пивной. Когда я пошел в туалет, отключилось электричество. Все вдруг стало черным. В этот момент обратный кадр (flashback) перенес меня в прошлое и я вновь оказался в тюрьме».

- Эти обратные кадры теперь случаются редко, однако перенесенные пытки навсегда меняют человека. Свое прежнее «я» ты уже никогда больше не вернешь. Вскоре после окончания гражданской войны в Ливане я хотел поехать в Бейрут. В ночь перед отъездом я стал испытывать адские муки. В тот момент в Ливане часто похищали людей, и мне не хотелось второй раз быть похищенным. В три часа ночи я нашел способ избавиться от своего страха. Я сказал себе: «Если кто-то попытается тебя похитить, ты будешь сопротивляться, пока тебя не убьют. Лучше такой конец, чем поддаться твоему страху». Вообще это глупое времяпрепровождение – бояться смерти. Надо видеть в ней друга, которой постоянно сидит рядом с тобой и говорит: «Рано или поздно я тебя все равно поцелую». Поэтому я все время спрашиваю моего друга: «А ты не можешь еще немного с этим подождать?»

- Самая странная фаза вашей жизни началась в 1969 году. Вы начали заниматься оккультизмом, колдовством, а также сатанизмом и проглатывали толстые книги, посвященные НЛО, вампирам, магическим знакам и астрологическим системам. В своем дневнике вы написали: «Погрузиться в черную магию – это для меня последняя возможность выйти из состояния отчаяния и депрессии».

- Я помню это предложение, но я уже не тот человек, который написал эти слова. Причины, которые привели меня к черной магии, остались в моем прошлом.

- В 1972 году под именем Лус Этерна (Luz Eterna) вы вступили в секту сатанистов O.T.O., в Орден восточных тамплиеров, главным теоретиком которого был Алистер Кроули (Aleister Crowly). К числу последователей «Большого зверя», как его называли, принадлежал Чарльз Мэнсон (Charles Manson), который в 1969 году в доме Романа Полански убил четырех людей выстрелами из пистолета, ударами ножа и дубинки.

- Основные принципы этой организации граничили с духовным фашизмом. Речь идет о том, чтобы довести ощущение власти до самого последнего предела. Тот, кто принадлежит к немногим избранным, тот освобожден от всех моральных норм и может делать все, что он хочет – в том числе и стать монстром. Когда я понял, что орден O.T.O. ведет меня к пропасти, я вышел из него и прекратил все контакты. В духовном отношении я был почти мертвым, но мне стало понятно, что необходима этика для того, чтобы жить.

- Вы говорите, что орден O.T.O. «хуже, чем сатанизм». О каких практиках вы можете рассказать?

- Я не люблю слово «сатанизм». Оно напоминает мне дешевый голливудский фильм ужасов. В ордене O.T.O. не приносили в жертву детей, но мы занимались черной магией и имели дело с такими силами, которые я не буду описывать. Я не хочу привлекать внимание людей к этой организации, так как это может быть ложно интерпретировано как реклама. По этой причине я в течение многих лет отказывался публично произносить название O.T.O. и всегда использовал выдуманное определение «Общество открытия апокалипсиса».

- Вашему биографу Фернандо Морайсу (Fernando Morais) вы рассказали о том, что спустя шесть дней после вашего вступления в O.T.O. вы встретились с Сатаной. Морайс пишет: «Коэльо почувствовал, что в его квартире распространяется смрад и темный туман, как будто солнце неожиданно закатилось».

- Прекратите, я больше не хочу говорить на эту тему.

- Вы написали об этом опыте рукопись объемом 600 страниц.

- Это верно, однако моя нынешняя жена посоветовала ее уничтожить, что я и сделал.

- Когда вы посещали концентрационный лагерь Дахау, у вас было какое-то видение. После этого вы вступили в тайный католический орден Regnum Agnus Mundi, членом которого вы являетесь и по сей день. Вашим наставником был француз, которого вы в своих книгах называете «Мастером», «Жаном» или просто «Ж». Когда вы встретили его в первый раз, он вам сказал: «Если вы примите решение в нашу пользу, вы будете беспрекословно выполнять все то, что я вам скажу». Не скрывается ли в вас тайная потребность в слепом повиновении и тотальном подчинении?

- Нет, этот человек посвятил меня в духовную традицию ордена, но в его отношении ко мне нет ничего тоталитарного. У нас отношения учитель-ученик, и это требует от меня дисциплины. Но это не значит, что я должен отречься от своей свободной воли. Я всегда могу отказаться от занятий или каких-то ритуалов.

- К числу особых испытаний, возложенный на вас Жаном, относилось совершение пешего паломничества по пути Иакова из города Сен-Жан-Пье-де-Пор (Saint-Jean-Pied-de-Port) в Сантьяго де Компостела. Книга, которую вы написали об этом опыте за 21 день, вышла под названием «Путь Иакова» (Дневник мага) и стала мировым бестселлером. Имеет ли отношение к вашей карьере тайный орден Regnum Agnus Mundi?

- Если вы так считаете, то я не буду с вами спорить, но в моем случае была реализована мечта якобы страдающего психическим расстройством 14-летнего молодого человека – я написал свою первую книгу и сразу стал исключительно успешным писателем.

Семь месяцев без секса

- В конце 80-х годов Жан дал вам задание – прожить без секса семь месяцев, и мастурбация была для вас также запрещена. Какой опыт вы при этом получили?

- Мне не составило бы труда сказать что-нибудь по этому поводу, но этот ответ не был бы правдивым. Такого рода упражнения – это не школьные уроки, в конце которых можно сказать, что удалось выучить определенные вещи. Эти семь месяцев без секса повлияли на мою душу и изменили меня. Но я не могу описать это словами. Духовный опыт так же сложно выразить в словесной форме, как оргазм, написание книг или рождение ребенка.

- Правда ли то, что вы сами тоже занимались с новообращенными?

- Да. Часть обязанностей состоит в передаче знаний четырем новообращенным, и я это сделал. После этого у меня не было учеников, так как я очень нетерпелив и поэтому не подхожу на роль ментора.

- Однажды в течение трех месяцев вы должны были босяком ходить по наполненному колючками подлеску. Вы своим ученикам также предписывали подобного рода самобичевание?

- У вас ложное представление. Ментор – это не авторитарный начальник, раздающий приказы своим подчиненным. Речь идет о добровольных упражнениях, и то, что вы открываете для себя во время их выполнения, целиком зависит от вас. Вы можете прочитать роман в тысячу страниц о любви, но если вы никогда нее любили, вы и на тысячной странице не узнаете, что такое любовь.

- Своей последней книге вы дали зловещее название «Алеф». Это роман, как об этом написано на обложке?

- Нет. Это не беллетристика, а на 100% автобиографическая книга. В 2006 году я потерял внутренний покой и стал сомневаться в моей вере. Мне все реже удавалось проникнуть в магически-духовную реальность, которая окружает нас как вторая реальность. Для того, чтобы разобраться с самим собой, я совершил поездку по транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока. Опыт, который я получил во время этого путешествия в Алеф, привел к поворотному пункту в моей жизни.

- Что означает «алеф»?

- Я попытаюсь приблизительно это определить. Алеф – это тот пункт, который содержит в себе все пункты, это атом, который содержит в себе все атомы, это число, которое содержит в себе все числа. В алефе все существует в одно и то же время в одном и том же месте. Различия между прошлым, настоящим и будущим там нет.

- Вы описываете в вашей книге параллельные миры и реинкарнации. С какого времени вы стали верить в то, что вы прожили уже много жизней?

- Я знаю, что у журналистов на лице появляется пренебрежительное и циничное выражение, когда я начинаю говорить об этих вещах, но, тем не менее, я вам отвечу: первый опыт такого рода у меня был в 1987 году.

- Сколько у вас уже было в прошлом реинкарнаций?

- Я чувствую, что их было много, но точное воспоминание у меня только о двух. В одной из этих реинкарнаций я был французским писателем в середине 19-го столетия, а в другой – доминиканским священником в Испании во время инквизиции, родители которого умерли от чумы.

- В вашей предыдущей жизни священника, о которой рассказывается в «Алефе», вы не смогли предотвратить того, что вашу подругу детства пытали на дыбе, а затем публично сожгли.

- Да, я был труслив, и на меня было наложено проклятье.

- Вы считаете себя ответственным за то, что вы тогда сделали?

- Нет. Мы в сегодняшней жизни не несем ответственности за тот груз, который мы возложили на себя в предыдущей жизни. Но, возможно, из-за совершенных мной ошибок я многие годы саботировал свою жизнь при помощи наркотиков и черной магии.

- Вам помогает в настоящем знание вашей предыдущей жизни?

- Нет, совершенно не помогает. Скорее получается так, как будто я рою яму на том месте, где я стою. Я советую всеми забыть свое прошлое.

- В послесловии к роману «Алеф» вы пишете: «В заключении я хотел бы предостеречь читателей от соблазна повторить опыт с огненным кольцом. Как я уже говорил ранее, любое обращение к прошлому без соответствующей подготовки может привести к драматическим и даже к катастрофическим последствиям». Как проводится этот опыт с огненным кольцом?

- Вы ложитесь на землю и представляете себе огненное кольцо, которое начинает все быстрее вращаться в вашем теле. В первые недели вы думаете, что ничего не происходит, и чувствуете разочарование. Но затем неожиданно это случается: вы оказываетесь в другом времени, в другом месте и в другом измерении. Поверьте мне, жизнь становится интереснее, если вы верите в чудо.

ARMENIA Today, 09.10.2012

К сожалению, некоторые произведения Коэльо пользуются популярностью среди современных христиан. Данное интервью интересно тем, что позволяет получить представление об истинных убеждениях Коэльо не из вторых рук, а из его собственных уст. Думаю, вполне очевидно, что религия, которую он называет "католицизмом", в действительности представляет собой плохо замаскированное учение Новой Эры.

С нашей оценкой учения Коэльо можно познакомиться в статье "Под знаком кролика", опубликованной в "Вестнике ЦАИ" №40.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

НЕОЯЗЫЧЕСТВО

Неоязыческая книга "Стезя правды" пополнила список экстремистских материалов

Суд в Красноярске признал экстремистской книгу Игоря Синявина "Стезя правды", сообщает Западно-Сибирская транспортная прокуратура.

По данным ведомства, книга была выявлена сотрудниками Сибирского линейного управления МВД России.

"Экспертом экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) Сибирского ЛУ МВД России, проводившим исследование, сделан вывод, что в книге содержатся высказывания побудительного характера, призывающие к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения", - говорится в сообщении.

Западно-Сибирская транспортная прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением о признании данных материалов экстремистскими. Железнодорожный суд Красноярска требования прокурора удовлетворил в полном объеме.

Как отмечается в размещенном в Интернете экспертном заключении, сделанном на основе проведенного еще в 2001 году Севастопольским центром православного просвещения контент-анализе книги, "Стезя правды" пропагандирует неоязыческое вероучение, адептом которого является сам автор.

"В анализируемой книге содержится множество просто совершенно безумных идей и лозунгов типа ничем не обусловленной и никак не объясняемой декларации ненависти к психологам, которых И.Синявин почему-то называет "упырями", - сказано в тексте заключения.

Интерфакс, 09.10.2012

к оглавлению

РАЗНОЕ

Протестанты впервые составили менее половины населения США

Число протестантов в США впервые за всю историю страны упало ниже уровня в 50 процентов и составляет лишь 48 процентов населения, утверждается в исследовании организации The Pew Forum on Religion & Public Life, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на lenta.ru.

Двумя главными причинами уменьшения числа протестантов стало появление верующих, не входящих в общепризнанные конфессии, и увеличение числа атеистов, количество которых за последние пять лет увеличилось с 15 до 20 процентов: одна пятая населения (из них треть составляют люди моложе 30 лет) вообще не исповедует какую-либо религию.

Ряды неверующих пополнили более 13 миллионов человек, которые в ходе последнего опроса назвали себя атеистами и агностиками (около 6 процентов), а также 33 миллиона человек, которые, по их словам, не принадлежат к какой-либо церкви (14 процентов).

У этой тенденции есть и политическая подоплека. Избиратели-атеисты в большинстве своем голосуют за демократов, поддерживают право на аборт и легализацию однополых браков. Число атеистов-демократов в итоге увеличилось с 17 до 24 процентов.

Цитируемое исследование основано на опросе примерно трех тысяч человек, проведенном в июне-июле 2012 года. Уменьшение числа протестантов было зафиксировано при помощи опроса более широкой группы людей (17 тысяч человек). Результат исследования имеет погрешность в 0,9 процента. Последователи протестантизма, переселявшиеся из Европы в Америку в том числе из-за религиозных гонений со стороны католиков, к моменту образования США составляли подавляющее большинство среди граждан этой страны.

InVictory, 10.10.2012

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное