Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 3 октября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

27 сентября — 3 октября 2012 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


САЕНТОЛОГИЯ

Опрос: большинство американцев сомневаются, что саентология — действительно религия

Как сообщает агентство Reuters, в понедельник были опубликованы результаты социологического опроса, проведенного совместно программой 60 minutes и журналом Vanity Fair. Опрос показал, что 70% респондентов не считают саентологию настоящей религией. Противоположного мнения придерживаются лишь 13% опрошенных.

Опрос проводился в августе по телефону среди случайно выбранных 1027 человек на всей территории США. Статистическая погрешность составляет плюс-минус 3%.

Reuters, 01.10.2012

к оглавлению

«Нарконон» под огнем критики

Патрик Десмонд

Судебный иск, поданный семьей Патрика Десмонда против «Нарконона» в штате Джорджия — лишь один из исков, поданных против этой программы реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости. В прошлом году родители Хиллари Хольтен, которая скончалась в реабилитационном центре, обратились в суд г. Канадиан, штат Оклахома.

Хольтен, умершая 11 апреля, была одной из трех пациенток, скончавшихся в реабилитационном центре Нарконон-Эрроухед на протяжении 12 месяцев. 20-летняя Стэйси Дон Мерфи умерла 19 июля. 32-летний Гэбриел Грэйвс — в октябре прошлого года. В 2009 году там же скончалась 28-летняя Кэйси Дайэнн Вернинк.

Шериф округа Питтсбург Джоел Кернс сообщил местной газете, что подал рапорт об этих смертях в офис окружного прокурора. Первый помощник окружного прокурора Ричард Халл заявил, что они ждут результатов токсикологического анализа, чтобы принять решение о предъявлении обвинений.

На первый взгляд, гражданский иск, поданный родителями Хольтен, мало чем отличается от иска, поданного семьей Десмонда. В обоих случаях семьи искали реабилитационный центр в надежде, что их родственник получит помощь в избавлении от проблем с наркотиками.

Когда 9 апреля Хиллари приехала в Нарконон-Эрроухед, сотрудник центра прислал ее родителям электронное сообщение, в котором «обещал, что они будут „хорошо заботиться“ о Хиллари». Коллин Десмонд услышала такое же обещание, когда привезла Патрика в Нарконон-Джорджия.

В отличие от Патрика, у Хиллари был ряд проблем со здоровьем. У нее была врожденная гиперплазия коры надпочечников, и она нуждалась в ежедневном приеме лекарств и периодических инъекциях кортизона. Через два дня после поступления в Нарконон-Эрроухед Хиллари была мертва.

Руководитель реабилитационного центра Гари Смит отказался дать прямой ответ на обвинения, высказанные в связи с недавней чередой смертей, однако в открытом письме заявил:

Хилари Хольтен

Позиция Нарконон-Эрроухед такова, что организация не нарушила никаких законов или лицензионных требований и полностью выполняла все требования надзорных органов и органов охраны правопорядка, вовлеченных в расследование.

В канадском городе Квебек глава регионального департамента здравоохранения Марк Латур рассказал, что в прошлом апреле он закрыл реабилитационный центр Нарконон-Труа-Ривьер после того, как по меньшей мере четверо пациентов были госпитализированы. Он сообщил, что центр представлял опасность для пациентов и действовал с нарушениями правил, предусмотренных для реабилитационных центров в этой провинции Канады. Латур упомянул продолжительные сеансы детоксикации в сауне и прием витаминов в опасных для здоровья дозах в числе причин, которые подтолкнули его к решению закрыть центр.

По сообщениям Си-Би-Си, примерно половина из 34 клиентов, проходивших реабилитацию в центре Труа-Ривьер на момент его закрытия, были переведены в аналогичный центр Нарконон в США. Нарконон выступил с заявлениями, в которых защищал свою методику реабилитации и обещал внести поправки в соответствии с требованиями департамента здравоохранения. Центр в Труа-Ривьер закрыт до сих пор.

WBSRadio.com, 01.10.2012

к оглавлению

Рон Хаббард был королем мошенников, а саентология — просто «пирамида», говорит правнук Хаббарда Джейми Де-Волф

Когда Том Круз услышал, что один из его голливудских друзей делает фильм, вдохновившись образом его идола и духовного лидера — основателя саентологии, — он взвился до небес. Актера разозлило то, что таинственный основатель культа Рон Хаббард будет выставлен в фильме в плохом свете. Саентологи уже высказались за то, чтобы новый фильм, The Master, выкинули на свалку — и уже появились опасения, что последователи Хаббарда устроят протесты во время премьеры фильма.

Джейми Де-Волф

Но есть человек, который говорит, что непременно пойдет его посмотреть. Это правнук Хаббарда Джейми Де-Волф. Репортеры нашей газеты отыскали потомка религиозного деятеля в г. Окленд, штат Калифорния.

Впервые выступая на публике, Джейми сказал: «Мой прадед, Рон Хаббард, был королем мошенников, создавшим гигантскую пирамиду». И добавил: «Он был талантливым трепачом и обладал достаточной харизмой, чтобы все это провернуть. По сути, он был жуликом и аферистом, сочинившим масштабную мошенническую схему».

Джейми говорит, что большинство родственников Хаббарда уже покинули организацию и теперь ведут скрытную жизнь, опасаясь того, что последователи Хаббарда отыщут их и отомстят за то, что те отреклись от его мечты. Сам же 35-летний Джейми добавляет, что он готов во всеуслышание рассказывать правду о своем знаменитом предке. Он считает, что саентология идет к подному упадку, и убежден, что выступления Круза против фильма The Master только ускорят ее крах.

Он говорит: «Том всегда был золотым мальчиком, рекламным лицом саентологии. Как только он начал говорить о саентологии более откровенно, это вызвало негативную реакцию. А его высказывания против фильма, думаю, лишь сделают фильм более успешным».

Джейми добавляет: «Моя мать сказала, что саентология разрушила множество жизней наших родственников, в том числе и самого Рона Хаббарда. Он создал чудовище, которое оказалось даже сильнее его самого. Страх по-прежнему жив в моей семье. Большинство моих родных, даже мой родной брат, просто не хотят говорить на эту тему. Кроме того, это своего рода клеймо. Это все равно, как если бы в твоей семье был известный убийца, — тебе бы не хотелось, чтобы об этом знали другие».

Саентологическая церковь — один из самых обсуждаемых культов. При этом она продолжает привлекать тысячи последователей по всему миру. Но мало кому известно, как все начиналось. Рон Хаббард родился на Среднем Западе США и во время Второй мировой войны служил в военно-морском флоте.

«Впоследствии он перебрался в Калифорнию и попробовал себя на поприще научной фантастики. Но зарабатывал он гроши, и жить было несладко. К 1948 году он настолько потерял надежду, что, как говорят, сказал: „Нелепо писать и получать по пенни за строчку. Если человек действительно хочет заработать миллион долларов, лучший способ — создать собственную религию“».

Успех повернулся к Хаббарду лицом, когда в 1950 году его книга «Дианетика: современная наука душевного здоровья» стала всемирным бестселлером. Когда у Хаббарда появилось множество последователей, из этого руководства по самосовершенствованию выросла религия.

Впоследствии Хаббард объявил о своем открытии, что люди — это бессмертные инопланетяне, оказавшиеся в земном плену, и что его учение может раскрыть тайны Вселенной.

К 60-м годам он уже был мультимиллионером с целой армией одурманенных почитателей и создал церковь, в рядах которой со временем оказались такие голливудские звезды, как Том Круз и Джон Траволта. В 2000 году Траволта сыграл главную роль в провальном фантастическом фильме «Поле битвы: Земля», основанном на книге Хаббарда.

Во всем мире Хаббард стал парией — критики утверждали, что он промывал мозги доверчивым людям и превращал их в рабов.

Одним из первых из культа ушел старший сын Хаббарда, Рон-младший, покойный дед Джейми. Джейми говорит: «Рон-младший сказал мне, что 99% из всего, что его отец написал и рассказал о себе, — вымысел. Рон-старший превратил себя в народного героя, в вымышленный персонаж. Все, что он говорил, было выдумано или преувеличено».

Джейми убежден, что Хаббард сам не верил своим словам, а создал саентологию с циничной целью заполучить власть над людьми. Он говорит: «Поначалу он называл это наукой — но науку слишком просто поставить под сомнение. Тогда он назвал это религией и спрятался за этим словом. Поставить под сомнение верования людей невозможно, так что он мог говорить и делать все, что ему хотелось. Я не думаю, что он делал все это ради денег, — он делал это, чтобы польстить своему эго».

Считается, что фильм The Master, главные роли в котором играют Филип Сеймур Хоффман и Хоакин Финикс, основан на событиях из ранней жизни Хаббарда. Хоффман играет Ланкастера Додда, лидера философского движения под названием The Cause.

Фильм вызвал столь неоднозначную реакцию, что режиссер Пол Томас Андерсон — который ранее снял Круза в фильме «Магнолия» — теперь уходит от обсуждения связи фильма с культом. Но Джейми говорит, что параллели с жизнью его прадеда, который скончался в 1986 году в возрасте 74 лет, угадываются безошибочно.

Для семьи Де-Волфа этот фильм является болезненным напоминанием о наследии, которое до сих пор их мучает. Рон-младший сменил фамилию на Де-Волф в надежде, что саентологи потеряют его след. Не вышло. По словам Джейми давление на его родных не прекратилось и еще более усилилось, когда во главе организации встал Дэвид Мискевидж, лучший друг Круза.

Джейми говорит: «Чувствую ли я себя особенным из-за того, что Рон-старший был моим прадедом? Честно говоря, есть другие преступники, которых я с большей радостью считал бы своими родственниками. Но семью не выбирают. Мой прадед был невероятно умным человеком. Он мог бы использовать свои способности совершенно иначе».

The Sun, 01.10.2012

к оглавлению

УНИТАРИАНСТВО

Движение унитариев-универсалистов растет по всей территории США

Логотип Ассоциации
унитариев-универсалистов

…Унитарии-универсалисты верят в возможность организованной религии, но скептически относятся к богословию, говорит Боб Смитена. По сути, это либеральная религия, которая делает акцент на толерантности и уважении и объединяет в своих рядах иудеев, христиан и последователей других религиозных традиций, но не имеет никакого символа веры или богословия.

Смитена пишет:

По данным Ассоциации статистиков американских религиозных организаций в период с 2000 по 2010 год эта деноминация в США выросла на 15,8%.

Хотя унитарии — насчитывающие 211 тысяч приверженцев — остаются малой религией, они верят, что их незашоренную веру ждет светлое будущее и составит конкуренцию более исключительным религиозным течениям.

Возможно, они правы, говорит Диана Батлер Басс, автор книги Christianity After Religion: The End of Church and the Birth of a New Spiritual Awakening («Христианство после религии: конец церкви и рождение нового духовного пробуждения). Басс, изучающая преуспевающие прогрессивные церкви, говорит, что унитарии-универсалисты могут найти для себя нишу в таких консервативных религиозных районах, как библейский пояс.

«Думаю, что у таких более открытых и либеральных духовных групп есть своя роль», — говорит Басс. — «Они создают симпатичное контркультурное сообщество».

Унитариев-универсилистов иногда называют «ресторанной религией» или «религией шведского стола» — намек на то, что люди выбирают любые религиозные верования, учения и практики, смешивая их точно так же, как набирали бы еду с лотков в ресторане.

ReligionNewsBlog.com, 02.10.2012

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Пастор из США проповедовал в Красноярске о духовном наследстве

Александр Рыхлюк

В минувшее воскресенье 30 сентября на базе церкви «Новое Поколение» российского города Красноярска прошло два богослужения, спикером на которых стал гость из США, старший пастор церкви «Экклесия» Александр Рыхлюк (Калифорния, Сакраменто), - сообщает Христианскому Мегапорталу invictory.org пресс-центр церкви.

На прошедших богослужениях гость проповедовал на тему «духовного наследства». Спикер говорил о том, что мы, как родители, должны оставить после себя не только материальное наследство для своих детей, но и духовное, которое значит для них намного больше. Родители имеют силу пророчествовать в жизнь своих детей, а дети должны почитать своих родителей, уверен Рыхлюк.

Кроме этого проповедник отметил в своем послании, что в каждой семье должно быть крепкое основание – Иисус Христос, который глава мужу. «Если родители хотят, чтобы дети были благословенны, то должны не только провозглашать это в их жизнь, но и показывать на собственном примере», - подчеркнул гость.

В завершение богослужения пастор Александр Рыхлюк помолился за сильное духовное наследство, которое можно передать через семьи, а также за семейные пары, которые присутствовали на собрании.

InVictory, 02.10.2012

Судя по этой короткой новости, «духовное наследство» в понимании Рыхлюка включает в себя, помимо воспитания детей словом и примером, еще и некий метафизический элемент, который он именует «пророчествовать (провозглашать благословение) в жизнь детей». Тем самым он возвращает слушателей прямиком к началам философии позитивного исповедания и метафизической практике «аффирмаций». По существу, это не более чем «христианизированные» заклинания, которые в жизни некоторых верующих полностью или частично вытесняют библейское представление о молитве как просьбе к Богу, исполнение которой зависит от Его суверенной воли. Духовное наследство, которое действительно приносит благословение детям, — это наставление в вере и здравом библейском учении, подкрепленное примером родителей.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

Алексей Пронькин рассказал о роли титулов в христианстве

Алексей Пронькин

30 сентября 2012 года в церкви «Исход» города Новосибирска, входящей в международное движение «Новое поколение», прошло воскресное богослужение. В этот раз пастор Алексей Пронькин назвал свою проповедь «Почетный титул великих», - сообщает Христианскому Мегапорталу invictory.org пресс-центр церкви "Исход".

Он говорил, что как на земле, так и на небесах есть авторитеты, но те, кто считаются великими на земле, как правило, легче пустоты на небе. Божьи служители – самые почетные титулы на небесах (Даниила 5:18). Он также проповедовал о том, что ангелы – суть служебные духи, в таком случае верующие люди – это служебная плоть.

«Пастор подробно рассмотрел место из Писания – Евангелие от Матфея 25:35-40, и, выделив лишь глаголы (накормили, посетили, приняли, одели, напоили…), пояснил, что именно так выглядит служение людям, а значит и Богу. Потому что Богу можно послужить, лишь служа Его людям», - говорится в пресс-релизе церкви.

«Бог будет тебя благословлять настолько, насколько ты будешь благословлять людей», - подытожил Алексей Пронькин.

InVictory, 02.20.2012

Если оставить в стороне бросающуюся в глаза фантастическую фразу про «служебную плоть», вероятно вставленную в проповедь для остроты ощущений, более всего в этой новости смущает фраза «Бог будет тебя благословлять настолько, насколько ты будешь благословлять людей». Всякий раз, когда мы представляем взаимоотношения верующих с Богом в виде некоего бартера, в котором разменной монетой служат добрые дела, это порождает серьезную проблему и уводит нас от Евангелия к Закону. Благодать невозможно заслужить или заработать по определению, Бог дает ее не мерой, щедро. Более того, каждый христианин уже имеет всякое духовное благословение на небесах. Движущей силой наших добрых дел должно быть не стремление стяжать побольше материальных наград, а бескорыстная любовь к ближнему, которая излилась в наши сердца Духом Святым, данным нам в день искупления, и одна из особенностей которой заключается в том, что эта любовь «не ищет своего».

— Дмитрий Розет

к оглавлению

«ЕВАНГЕЛИЕ ЖЕНЫ ИИСУСА»

Фрагмент папируса с упоминанием жены Христа является подделкой - Ватикан

Альберто Камплани

Ватикан назвал подделкой фрагмент древней коптской рукописи с упоминанием жены Христа, сообщила в пятницу ватиканская газета "Оссерваторе романо".

"Есть серьезные причины, которые убедят кого угодно в том, что этот папирус является грубой подделкой", - говорится в статье.

Издание приводит результаты исследования, проведенного экспертом из римского университета Ла Сапиенца Альберто Камплани, который также сомневается в подлинности папируса.

Как сообщалось, профессор Гарвардского университета Карен Кинг в сентябре представила вниманию экспертов фрагмент древней коптской рукописи, на котором, якобы, присутствуют слова о супруге Иисуса Христа.

Так, по имеющейся информации, текст рукописи содержит следующую фразу: "Иисус сказал им: "моя жена..."

Профессор К.Кинг рассказала о своем открытии коллегам из Международной ассоциации по изучению коптского языка и культуры в Риме. В ходе своего выступления она подчеркнула, что данный текст "не является доказательством того, что Иисус был женат, но и не доказывает обратного".

Интерфакс, 28.09.2012

к оглавлению

"Евангелие жены Иисуса": спор на разных языках

Важнее Христос или "процветание"? Возможна ли в современном мире ересь? Такие вопросы ставит перед богословами недавно открытый коптский папирус IV века, а не содержащаяся в нем фраза о некоей "жене Иисуса". В пятницу полемика вышла за пределы научного мира – к ней присоединилась Католическая церковь. Очевидно, споры продолжатся и в дальнейшем.

28 сентября в официальном издании Ватикана L'Osservatore Romano вышла статья его главного редактора Джованни Мариа Виана, которая называет "неловкой подделкой" коптский папирус ΙV века со словами "Иисус сказал им: моя жена". В том же номере опубликован аналитический материал специалиста по коптской культуре Альберто Камплани, подтверждающий сомнения в подлинности документа. Таким образом полемика вокруг папируса, введенного в научный мир профессором Гарвардской богословской школы Карен Кинг, вышла на новый уровень. Теперь в ней участвуют не только ученые, но и Римская католическая церковь.

Карен Кинг

Это особенно важно потому, что Кинг в интервью нескольким изданиям подчеркивала, что публикация документа вновь поднимает вопрос о разрешении священникам создавать семьи и женском священстве. Для католицизма эти вопросы сегодня стоят особенно остро. Стоит добавить, что Кинг задевает также извечный вопрос католиков о первенстве Петра как "князя апостолов" и как следствие о власти его приемников, римских пап. Ведь исследователь и прежде, и сейчас, ссылаясь на апокрифы, заявляла о том, что любимым учеником Христа и "соперницей" Петра якобы являлась Мария Магдалина.

Напомним, что документ, представленный 17 сентября на Десятом конгрессе коптских исследований в Риме, представляет собой небольшой фрагмент папируса (8х4 см) . На нем написаны 33 слова в 14 прерывающихся строк. С одной стороны папируса буквы достаточно четкие, с другой – едва различаются несколько слов. Текст написан на коптском языке. Ученые Гарвардской школы датируют его IV веком, при этом Кинг (она владеет коптским, но не является специалсистом по папирусам) считает его переводом с более ранней греческой компиляции текстов, записанных не ранее чем через сто лет после Распятия Христа.

Папирус содержит в том числе следующие фрагменты высказываний: "Иисус сказал им: моя жена" и "Она будет способна стать моим учеником". Также упоминается имя "Мария". Следуя им, а также по ряду других признаков Карен Кинг делает вывод, что это фрагмент некоего "Евангелия жены Иисуса", которой, согласно толкованию документа, может являться Мария Магдалина.

При этом ученый отмечает: документ не доказывает, был Христос женат или нет, а "жена Иисуса" не является ни автором текста, ни его главным героем. Название условное, поэтому, к слову, некорректно писать "евангелие от жены", как, скажем, "от Матфея". Нет 100% уверенности, что сохранившийся отрывок – часть именно евангелия, а не какого-то иного текста. Да и его подлинность сама Кинг оценивает как 50-60%. Вскоре после презентации фрагмента исследователь Фрэнсис Ватсон из британского университета Дарама опубликовал обширный анализ текста, доказывающий, что он является подделкой. Очевидно, что споры продолжатся и в дальнейшем. Дополнительная экспертиза документа будет проводиться в октябре, а научная статья Кинг, уже опубликованная в черновом варианте, заявлена в январский номер авторитетного издания Harvard Theological Review.

Что же тогда утверждает Карен Кинг? Ради чего она за неделю для публикации пригласила к себе представителей трех газет – The New York Times, The Harvard Gazette и The Boston Globe, а за несколько месяцев до публикации – представителя журнала Smithsonian?

Обратимся к последней публикации – известный журналист Ариэль Сабар подготовил обширное расследование "История нового противоречивого текста об Иисусе: взгляд изнутри". Работая над статьей, он много раз встречался с Кинг. Их первый телефонный разговор начался с фразы: "Вы говорите с той, кто хочет включить целый пласт еретической литературы в привычную историю христианства". Кинг добавила, что в принципе не признает термина "еретический".

Сабар попросил профессора пояснить, что означает "ввести пласт еретической литературы". Хочет ли она сделать христианство общим домом (дословно, в статье "большой палаткой") для различных концепций? Или сделать священнослужителей (из контекста следует, что имелись в виду католические или консервативные протестантские священнослужители) более "толерантными" к различным точкам зрения?

"Прозелитизм или строительство "общего дома" в меньшей степени интересуют меня, чем вопросы человеческого процветания. Каковы наилучшие условия, в которых люди сегодня живут и процветают? Как мы можем ладить друг с другом? Какую роль играет история?" – ответила она

В заключении к статье, сопровождающей публикацию документа, Карен Кинг подчеркивает: она не утверждает, что "исторический Иисус" был женат, но хочет донести до современного человека идею, что древние христиане в принципе положительно относились к браку и физической близости между мужчиной и женщиной, что идеал девства не был доминирующим и является либо более поздней установкой, либо мнением отдельных иерархов и богословов, восходящим к апостолу Павлу, но не являющимся единственным взглядом. Также она хотела бы изменить представление о христианской семье как семье патриархальной, в которой главенствует мужчина, а женщине уготована подчиненная роль.

Smythsonian приводит слова редактора направления "Религия" журнала Newsweek Кеннета Вудворда, написанные им еще в 2003 году: "Мария Магдалина стала проектом определенного рода идеологизированного феминисткого научного сообщества. Если бы я написал историю, в которой участвует Мария Магдалина, то сюжет ее был бы следующий. Небольшая группа хорошо-образованных женщин решила посвятить свою научную карьеру фрагментам гностической литературы, найденным за последние сто лет, находкам, которые дали возможность заниматься исследованиями в библеистике, где все давно уже исследовано".

Кинг тогда же ответила: "Признают или отвергают сообщества верующих учение, изложенное в недавно открытых текстах, христиане будут лучше понимать и ответственнее относится к собственной традиции, если будут обращаться к точным свидетельствам о началах христианства".

Однако ответственное отношение к сведениям о началах христианства на деле сводится к признанию гностических сект, в которых эти тексты были созданы, различными христианскими деноминациями, а их учения "хором голосов различных раннехристианских традиций". Характерно, что ученый ставит в один ряд апокрифические евангелия и гностическую книгу "Пистис София", называет группы валентиниан и сифян – "христианами валентинианами" и "христианами сифянами". При этом ничего не говорится, например, о такой ереси первых двух веков христианства, как карпократиане, согласно св. Епифанию Кипрскому, признававших и борьбу со страстями и умерщвление страстей через следование им, через разврат, разными путями аскетических упражнений, при этом почитавших Христа за Его целомудрие. Вскользь упоминаются евиониты, гнушавшиеся браком. Не говорится и о такой характерной именно для гностических групп черте как реальному или символическому образу женщины-пророчицы или ближайшего помощника при учителе группы: гностической традиции, восходящей к преданиям о Симоне Волхве и некоей Елене. Примеров того, что этот хор в исследовании "Евангелие жены Иисуса" является не стройным хором, как его видит исследователь, или скорее какофонией, в которой одни голоса звучат громко, а другие не слышны, можно привести много.

Православному сознанию гораздо проще не прельститься этой идеей "хора", чем протестантскому или даже современному католическому. Ведь я хор для него – это иное. Это благородное многоголосие свидетельств святых отцов, для которых ереси – повод в раскрытии смысла Откровения, а не внутренние действующие причины в образовании богословской традиции.

В каком-то смысле речь идет о разговоре на разных языках. Обратимся к тому вопросу, который и поднял столь сильный шум в СМИ: вопросу о "жене Иисуса". Еще раз подчеркнем, что Кинг не утверждает, что Христос был женат, однако педалирует то, что положение о безбрачии Христа было необходимо ортодоксии для достижения своих целей. А именно, для утверждения преимущества безбрачия.

Для православного сознания сам вопрос, был ли Христос женат, не является дискуссионным в силу иной причины. Он был безбрачен не ДЛЯ ЧЕГО, а ПОТОМУ ЧТО. Потому что Он является воплотившимся Богом Словом, а не простым учителем праведности. Вопрос нравственных целей, которые несет пример безбрачия Христа, вытекает из этой причины. Кстати то место в "Строматах" Климента Александрийского, на которое ссылается Карен Кинг как на самое раннее прямое указание о том, что у Христа не было жены, говорит именно об этом.

Не представляют для православия особой сложности и другие вопросы, которые поднимаются в сопроводительной статье к коптскому папирусу. Мария Магдалина не входит в число 12 ближайших учеников Христа, что прямо следует из Евангелия. Тем не менее, она прославляется Церковью как "равноапостольная" проповедница учения Христова. Почитая Петра как "первоверховного" апостола, православная Церковь не присваивает ему какого-то особенное, высшее достоинство. Наши священники имеют семьи, вопрос о женском священстве не дискутируется, брачный и монашеский путь святые отцы много раз объявляли одинаково благословенными.

Однако, очевидно, и православие не останется в стороне в этом споре на разных языках между богословским модернизмом и традиционализмом. Ведь речь идет не столько о проблеме целибата, брака и первенства Петра, сколько о первостепенных вопросах для всех христиан – Божестве и Человечестве Христа, единстве Церкви и ересях, авторитете Писания и Предания. И, как следствии из них, важнейшей проблеме нашего времени: следовать ли Преданию или строить свое, потому что оно более "комфортно", более способствует "процветанию" в этом веке.

Комментирует зав.кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ:

прот. Димитрий Юревич

Нужно рассмотреть три аспекта. Первый – сам документ, его название и подлинность. Ему дали заведомо скандальное название "Евангелие жены Иисуса". И соответственно пытаются представить его как некую полемику среди ранних христиан на тему, можно ли жениться или нельзя, апеллируя тем, что у Иисуса Христа, якобы была жена. Документ имеет коптское происхождение, датируют его IV в. Часть исследователей считает его подделкой, на даже, если этот текст подлинный, невозможно установить его точный смысл. В папирусе содержится фраза "И сказал Иисус: моя жена", а дальше текст обрывается. В предыдущих строчках упоминается Мария. Не ясно до конца, Мать это Господа Иисуса Христа, его сподвижница св. Мария Магдалина.

Фраза "моя жена" могла быть произнесена не в прямом, а в символическом смысле. Вспомним, как в канонических Евангелиях, когда люди приходят к Христу и говорят, что Матерь Твоя и братья Твои ждут тебя, а Христос отвечает, соблюдает слово Мое, тот мне брат и сестра и Матерь. Иногда Господь упротреблял в переносном смысле указания на Своих родственников. Впрочем и это для нас не столь существенно.

Главным для нас является третий аспект. Исследователь Карен Кинг пытается датировать текст II в. на основании лексического сходства с другими коптскими документами, которыми она занималась ранее, – "Евангелием Фомы", "Евангелием Марии" и иными гностическими текстами.

Это самое важное для нас, как для православных христиан. Речь не идет о какой-либо дискуссии в древней Церкви и о чем-либо стоящем большого внимания. Если даже отрывок подлинный и кто-то приписал Господу Иисусу Христу какие-либо слова о Его мнимой жене, то это всего лишь произведение, ходившее в среде гностиков. Как мы знаем, гностицизм было движение, которое с самого своего возникновения противопоставило себя христианской Церкви. Были разные гностические общины с существенно различающимся вероучением. Гностики пытались облечь в христианскую терминологию облечь в христианскую терминологию иудаизм, пифагорейство, восточные мистические учения, а также собственные религиозные схемы и популяризировать их, опираясь на опыт христианской Церкви, хоть и молодой, но уже достаточно быстро распространяющейся.

Никогда Церковь эти учения не признавала и считала в лучшем случае построениями человеческого ума, а в худшем – продуктом чуждой религиозности. Напротив, Церковь боролась с гностиками – достаточно вспомнить св. Иринея Лионского и других святых II-III вв. Следовательно, этот папирус не может быть использован для реконструкции жизни раннехристианских общин.

Вызывает вопрос, по какой причине вдруг поднялась такая волна в СМИ из-за второстепенного гностического документа. Мы не можем утверждать на сто процентов, но вероятнее всего шумиха поднята в контексте антихристианской волны. Это продолжение темы "Кода да Винчи" Дэна Брауна и прочих попыток представить, что Христос имел семью, представить его просто человеком и тем самым нивелировать христианство от божественного Откровения до обычного человеческого учения.

Из своего скромного опыта своих поездок в Европу и США, могу сказать, что существует и попытка провести в богословие феминистские идеи, которые были нехарактерны для Церкви в течение двух тысячелетий. Происходит это не только в тех протестантских церквах, которые не имея Предания, не могут им сопротивляться, но и в епископальной церкви и даже в Римской католической церкви. В католичестве параллельно обсуждается и возможность брачного священства. Удивительно, что кто-то может использовать в этой дискуссии такие методы, как ссылка на гностические тексты.

Religare, 01.10.2012

к оглавлению

СИНТОН

«Синтон» внедряет в сознание антихристианскую философию

Николай Козлов

24 сентября в Твери состоялся семинар-тренинг «Как стать магнитом для мужчин» на базе академии (учебного центра) «ТимЛайн» (Тверь) - филиала крупнейшей секты «Тренинг-центр "Синтон"», распространенной по крупным и средним городам России и ближнего зарубежья. Другие названия: Клуб практической психологии, «Синтон-программа» Н.И.Козлова, сообщает миссионерский отдел Тверской епархии. «Синтон» внедряет в сознание антихристианскую философию.

По официальной версии, которая следует из объявлений, распространяемых сектой, «занятия в Клубе направлены на личностный рост, самосовершенствование, развитие душевной силы и свободы, познание себя и других, приобретение психологических навыков в общении и взаимоотношениях, на умение жить счастливо, светло и осмысленно».

На самом деле Н.Козлов, прежде всего, стремится к контролю над сознанием своих адептов: «Критически настроенный ум - это колпак», «И чем расслабленнее, чем сноподобнее - тоньше и прозрачнее - сознание, тем легче новая вера просачивается под колпак». Очевидно стремление лидера секты к разрыву родственных связей у своих последователей: «Привязанности - это веревки, которыми человечек за больные места привязывается к другим горемыкам (в этом случае они получают звание "Родные и близкие") и некоторым вещам и событиям» - это цитаты их книг «психолога».

Извращенное понятие морали Козлова раскрывается в заявлениях: «Нецензурщина - это не значит грязь. Это значит живая речь, не кастрированная цензурой... Он ругается матом, а я слушаю мелодию его речи». Нравственным является для Козлова жизнь без совести: «чем человек порядочнее, тем больнее кусает ("угрызает") его Совесть и терзает Вина. Сейчас этим гостям нет места в моей душе: их место заняли Разум, Любовь и Нравственность».

Козлов активно пропагандирует гомосексуализм и лесбиянство. «О свободе секса не надо сочинять - достаточно вспомнить нашу с вами Историю... Античная Греция не знала запрета мастурбации... Гомосексуальные отношения считались естественным дополнением мужской любви и дружбы, а подобные отношения между взрослым и подростком рассматривались как наставничество. Просто потому, что это действительно создает между воспитателем и воспитуемым самые живые привязанности»; «А какой состав преступления в мужеложестве?... Церковь развернула самые жестокие бои с естественными нравами людей». Мастурбацию и зоофилию Козлов считает «сексуальными радостями».

Занятия по Синтон-программам проходят, как правило, группами от двадцати до сорока человек. В них преобладает молодежь от 16 до 30 лет, оптимальный вариант: половина мужчин, половина девушек, занятия проходят обычно раз в неделю где-то по четыре часа с получасовым перерывом посередине.

Сектой практикуются ролевые игры. Структура и цели этих игр определяются антихристианскими и остро антиправославными установками руководителя данного клуба, который программирует сознание членов клуба таким образом, чтобы они были готовы обречь на смерть слабых «Жизнь - это Сильный. Христианство за Слабого - и поэтому против Жизни... Христианство провозгласило жертвенность - и предало Сильного».

Любая псевдорелигиозная или психологически управляемая система, уводя людей от истинного живого Бога, действует как антихристианская и ее надо избегать.

Миссионерский отдел Тверской епархии, 28.09.2012

к оглавлению

РАЗНОЕ

Германские сектоведы посетили Белоруссию

Делегация сектоведов из Германии посетила Информационно-консультативный центр имени преподобного Иосифа Волоцкого при Минской епархии, сообщает пресс-служба Белорусской Православной церкви.

"28 сентября 2012 года Информационно-консультативный центр имени преподобного Иосифа Волоцкого при Минской епархии посетила группа представителей Лютеранской Церкви Германии - признанных экспертов в области сектоведения. Группу возглавил Томас Гандоу, президент международного "Диалог-Центра", почетный доктор Института теологии Белорусского государственного университета, экс-уполномоченный по вопросам сект и мировоззрений земли Берлин-Бранденбург", - говорится в сообщении. Среди членов германской делегации - уполномоченный по вопросам сект и мировоззрений Гамбурга доктор Рюдигер Хаут, уполномоченный по вопросам сект и мировоззрений Касселя Эдвард Тренкель, уполномоченный по вопросам сект и мировоззрений Марбурга Оливер Кох, уполномоченный по вопросам сект и мировоззрений Кодбуса Кристоф Польстер.

Встреча организована руководителем Информационно-консультативного центра имени преподобного Иосифа Волоцкого, ведущим сектоведом Белоруссии, доктором теологии Владимиром Мартиновичем. Немецкая делегация успела ранее посетить Гомель, Гродно, а также Минские духовные школы.

Пресс-секретарь Минского Епархиального управления протоиерей Сергий Лепин передал германским гостям приветствие главы БПЦ - Патриаршего экзарха всея Белоруссии, Митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Лепин обсудил с германскими экспертами вопросы соотношения анти-сектантской работы с принципом свободы вероисповедания, немецкий опыт противодействия сектам. Запись встречи в ближайшее время будет опубликована на официальном сайте БПЦ Church.by.

Как сообщало ИА REGNUM, 5 января на Епархиальном собрании Минской епархии митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет отметил, что Белорусская православная церковь (БПЦ) отмечает ухудшение ситуации с сектами и раскольническими сообществами в Белоруссии. "Белорусская православная церковь внимательно наблюдает за развитием ситуации в области нетрадиционной религиозности на территории современной Белоруссии. Ситуация с сектами в Белоруссии не только не нормализовалась с начала 1990-х годов, но во многом стала ухудшаться, - говорится в докладе главы БПЦ. - Эти процессы налагают большую ответственность на Церковь, призванную свидетельствовать об истинах православия в сравнении с еретическими, сектантскими и иными неправославными учениями. Однако нужно понимать, что свидетельство это не является уделом нескольких сектоведов - это дело всей Церкви. Все члены Церкви должны быть всегда готовы к открытому и конструктивному разговору с миром, к обращению людей из сект в лоно Церкви".

Напомним, в Белоруссии Аппаратом уполномоченного по делам религий и национальностей официально зарегистрировано 25 религиозных объединений, в составе которых 3374 религиозных организации, из них 1567 относятся к БПЦ, 512 - Христиан веры евангельской (пятидесятники), 479 - к Римско-католической церкви, 286 - к объединению евангельских христиан-баптистов, остальные - к другим религиозным деноминациям. При этом в республике действует более полутысячи различных религиозных сект и культов. Крупнейшим центром изучения нетрадиционной религиозности в Белоруссии является Информационно-консультативный центр им. преп. Иосифа, игумена Волоцкого

Regnum, 01.10.2012

к оглавлению

Петербургский парламент вступил в борьбу с "пассивной эвтаназией" детей сектантов

Виталий Милонов

Сегодня, 3 октября, депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга после напряженной дискуссии приняли в первом чтении проект постановления депутатов от "Единой России" Витали Милонова и Елены Киселевой о законодательной инициативе о принятии Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", в котором содержится запрет на "пассивную эвтаназию". Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Проект постановления поддержали 29 депутатов, 4 проголосовали против, всего же в зале заседаний присутствовало 49 депутатов. По настоянию одного из авторов законопроекта Виталия Милонова голосование проходило в поименном режиме.

Поясняя свой законопроект, Виталий Милонов отметил, что случаи добровольного отказа пациента, его законных представителей или родственников от медицинского вмешательства "традиционно называют пассивной эвтаназией". "Кроме того, следует отметить существующую тенденцию к увеличению числа случаев, когда отказ родителей от медицинского вмешательства в отношении лица, не достигшего 15 лет, приводит к летальному исходу", - говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

Аргументируя свою позицию с трибуны петербургского парламента, Виталий Милонов сослался на прецедент, когда "родители, члены тоталитарной секты "Свидетели Иеговы", не позволяли переливать своему ребенку кровь", и врачам пришлось делать это по решению суда. "Пассивная эвтаназия - это отказ от медицинской помощи, - сказал Виталий Милонов. - Мы предлагаем, чтобы решение об отказе от медицинского вмешательства принималось консилиумом врачей, чтобы создать комплекс правовых гарантий безопасности пожилых лиц и детей".

На вопрос депутата фракции "Справедливая Россия" Анатолия Кривенченко о том, какие слушания проводились и какие специалисты высказались в рамках этого законопроекта, Виталий Милонов ответил, что "данный вопрос был рассмотрен на комитете по законодательству, на заседаниях с участием уполномоченного по правам ребенка".

Депутат от фракции "Справедливая Россия" Марина Шишкина поинтересовалась у Виталия Милонова, кто установит упомянутый в законопроекте "утвержденный перечень медицинских вмешательств по способу их осуществления - если вы сами понимаете смысл этого словосочетания".

"Этот перечень должен устанавливаться на федеральном уровне, с участием министерства здравоохранения РФ, - ответил Виталий Милонов. - Мы можем использовать только те возможности, которые есть у нас, и прилагать к законопроекту этот перечень не имеем права". Депутат от "Справедливой России" Сергей Трохманенко, в свою очередь, отметил, что общественного обсуждения данного вопроса не было, статистики нет. "А есть ли статистика врачебных ошибок, когда родители, отказываясь от помощи и перевозя ребенка в другое медицинское учреждение, получали помощь, которая спасала жизнь ребенка?" - спросил Сергей Трохманенко.

"Адепты тоталитарных сект фактически убивают своих детей отказом от медицинской помощи, - парировал автор законопроекта. - А дети не виноваты, что их родители впитали в свои головы какую-то американскую дурь".

Елена Киселева

Второй автор законопроекта, депутат от "Единой России" Елена Киселева, в своем выступлении напомнила коллегам о другом прецеденте, когда "девочка погибла из-за того, что ее неграмотная мать лечила ее ожоги картошкой и отказалась от медицинской помощи". "Этот законопроект дает право медикам сохранять жизнь членам нашего общества, - сказала Елена Киселева. - Данный законопроект никак не связан с понятием врачебной ошибки и общественное обсуждение не очень уместно в данной ситуации. Уверена, что наше предложение может пройти профессиональную медицинскую экспертизу. Поправка дает возможность медикам осуществлять свой врачебный долг".

"Поднятый коллегами вопрос - сверхважный, - отметила в своем ответном выступлении депутат Марина Шишкина. - Но в последнее время наш парламент все больше обсуждает философские вопросы о жизни, о земле, о бытии. С уважением относясь к авторам проекта, я вижу, что он выполнен непрофессионально. Если родители ребенка16-ти лет отказываются от операции, связать его? Это права человека. Срок, в течение которого проведение операции позволит устранить угрозу жизни пациента, определяется врачом. Внесение подобного законопроекта можно обсуждать лишь после проведения парламентских слушаний. Мы не можем сначала ввести поправку, а потом составить этот перечень, это нонсенс".

Завершая свое выступление, Марина Шишкина подчеркнула, что "надо положить конец самодискредитации и перестать включать в повестку заседании непроработанные законопроекты, не затрагивающие прямые интересы наших избирателей", и эта фраза была встречена аплодисментами депутатов.

"Хочу напомнить, что вы уже не журналисты, а депутаты, - не полез за словом в карман Виталий Милонов. - Набор лирических отступлений в ваших выступлениях связан с тем, что данный законопроект предложен людьми, которые вам не нравятся. И мы не можем оставить без помощи умирающих, окровавленных детей! Никто из уважаемой фракции, которая выступает в защиту тоталитарных сект, не подошел и не спросил, были ли обсуждения. Они были. Давайте посмотрим, на чьей совести будет смерть детей, когда родитель, исходя из собственных религиозных убеждений, откажется от помощи".

"Я настаиваю на том, чтобы вы сделали замечание, потому что надоело выслушивать оскорбительные замечания Виталия Милонова!", - обратился к спикеру петербургского парламента Вячеславу Макарову коллега Марины Шишкиной по фракции Виктор Ложечко. Однако прямого замечания Виталию Милонову сделано не было. Вячеслав Макаров ограничился неперсонифицированной просьбой к депутатам "быть тактичнее и терпимее друг к другу". Зато лично Виталия Милонова поддержал - уже по сложившейся традиции - беспартийный депутат Андрей Анохин.

На внесение поправок в законопроект был выделен месяц, за это время должны пройти обсуждения инициативы петербургских депутатов со специалистами.

Regnum, 03.10.2012

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное