Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 8 июня


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

1-8 июня 2011 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Особняк для воскресших патриархов в Кенсингтоне

Бет-Сарим

Когда Свидетели Иеговы со всех концов Южной Калифорнии в прошлые выходные съехались в Мишн-Вэлли на ежегодный конгресс, они, вероятно, даже не догадывались, как близко они находились от места, которое некогда было столь важным для их религии: от особняка в Кенсингтоне, который должен был дать кров библейским патриархам, таким как Авраам и Моисей, после их возвращения на землю.

Этот 10-комнатный особняк в испанском стиле в 1930-х годах был домом для отставного судьи, стоявшего у руля организации Свидетелей Иеговы в один из самых бурных периодов ее истории, когда они сменили название, были гонимы нацистами и помогали сформулировать политику религиозных правых в Америке.

Джозеф Франклин Ратерфорд приехал в Сан-Диего примерно в 1930 году, когда на посту президента организации он пробыл уже около 15 лет. Он уже создал себе скандальную известность своими выступлениями против Первой мировой войны и даже успел побывать в тюрьме вместе с другими руководителями организации по обвинению в подстрекательстве к мятежу.

Помимо прочего он способствовал тому, чтобы главный акцент в деятельности организации сместился на проповедь по домам. Рассказывают, что члены организации носили с собой портативные граммофоны и проигрывали потенциальным новообращенным речи Ратерфорда.

Джозеф Франклин Ратерфорд

Ратерфорд также дал организации ее нынешнее название. За пределами организации он был лучше всего известен как лидер борьбы за право не произносить вслух клятву на верность США.

В Сан-Диего Ратерфорд получил наибольшую известность как владелец особняка для патриархов. В 1920 году в книге "Миллионы ныне живущих не умрут никогда" он предсказал, что библейские вожди, такие как Авраам, Исаак и Иаков, воскреснут в 1925 году и станут "видимыми законными представителями нового порядка вещей на земле".

Хотя этого не произошло, Ратерфорд все же решил подготовиться к возвращению патриархов. Около 1930 года он переехал в недавно отстроенный особняк в Кенсингтоне, назвав его Бет-Сарим ("Дом князей"). После того, как он заключил купчую на имя царя Давида, Гидеона, Варака, Самсона, Самуила и прочих, газеты тут же обрушили на него град насмешек.

Ратерфорд в гостиной Бет-Сарима

Ратерфорд «рисовал картину прибытия библейской делегации — возможно, в одеждах из шкур, высоких шапках, гетрах и с посохами», — сообщала тогда газета «Сан-Диего Сан», однако выдающиеся библейские мужи не смогут просто вломиться в дом, словно это их собственность. Прежде чем вселиться в особняк, им придется получить одобрение от древних вождей.

«Сан» развлекала читателей рассказами о машине, которую патриархи смогут назвать своей (желтое 16-цилиндровое купе), и о туалетных принадлежностях: «Какое восхищение у широкоплечего богатыря Самсона, который разломал дворец собственными руками, наверное, вызовут позолоченная безопасная бритва и ремень для правки лезвия».

Критики отмечали роскошный образ жизни вождя организации, особенно многочисленные дома, принадлежащие ему. Даже кончина Ратерфорда в 1942 году не положила конец дебатам вокруг его личности. Свидетели Иеговы безуспешно просили местные власти позволить им похоронить его тело на территории особняка в Кенсингтоне. В своей книге «Отсроченный Апокалипсис: история Свидетелей Иеговы» М. Джеймс Пентон говорит, что в последние дни жизни Ратерфорда его последователи начали строить рядом с домом бетонный склеп.

Ратерфорд оставил после себя значительное наследство, пишет Пентон:

Хотя он был, вне всякого сомнения, жестким, безжалостным и зачастую сварливым человеком… возможно, только такой человек сумел бы заложить основу для превращения Свидетелей Иеговы в то значительное, всемирное сектантское движение, каким они являются сегодня. …Именно его жесткость и организационные способности, как бы непопулярны они ни были, придали Свидетелям Иеговы тот твердокаменный образ, который понадобился им, чтобы пережить гонения 30-х и 40-х годов.

Что касается Бет-Сарима, особняк до сих пор стоит по адресу 4440 Braeburn Road на восточной окраине района Кенсингтон. В последний раз это здание площадью 500 квадратных метров было перепродано в 1996 году за 450 тыс. долларов. Патриархи в стоимость сделки не входили.

VoiceofSanDiego.org, 01.06.2011

к оглавлению

МОРМОНИЗМ

В Москве появился новый патриарх — мормонский

В минувшее воскресенье в Москве прошла конференция членов Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов).

На собрании, в котором приняли участие более тысячи человек, было решено основать Московский российский кол. Эта территориальная единица у мормонов соответствует епархии в традиционных христианских Церквах. Московский кол стал первым в России и вторым после Киевского украинского кола в странах СНГ. Их мормоны называют "Восточноевропейскими территориями", говорится во вторник в информации "Независимой газеты".

Как сообщается на сайте Церкви, в состав Московского кола входят "Арбатский, Каховский, Московский, Речной, Сокольнический, Зеленоградский приходы и 3 небольших прихода: Перовский, Подольский и Университетский".

По данным Церкви Иисуса Христа святых последних дней, новая московская структура стала 2964-м колом, а по-мормонски - столпом Церкви в мире. Обрели московские мормоны и своего патриарха. Функции его, правда, совсем иные, чем у духовных лидеров христианских Церквей. Вообще структура управления колом у мормонов довольно развитая: президентство (в него входят президент и советники), патриарх и Высшей совет из нескольких человек.

На Московской конференции в качестве президентства кола были призваны: Яков Бойко (президент), Владимир Асташов (1-й советник) и Виктор Кременчук (2-й советник). Патриархом Московского кола стал Вячеслав Протопопов. Членами Высшего совета кола призваны: Дмитрий Седов, Вячеслав Балтовский, Игорь Политов, Евгений Нумеров, Анатолий Пушков, Владимир Морозов, Григорий Малыгин, Александр Прохоров, Ваник Арутюнян, Брайн Айзерт, Игорь Ушенин, Виталий Волошин.

Реорганизация Церкви Иисуса Христа святых последних дней никак не сказалась на их регистрации в Минюсте, отмечает "НГ". Создание новой структуры - внутреннее дело Церкви, и произошедшие изменения имеют исключительно духовное значение для членов столичной общины. Прежде всего это означает, что Москва перестала рассматриваться как объект иностранной миссии и признана единоверцами как одна из сложившихся общин мормонов.

"Я глубоко благодарен Господу за рост Церкви в России. Пусть это станет хорошим началом", - прокомментировал решение единоверцев член Кворума двенадцати апостолов (вторая по значимости председательствующая группа всемирной Церкви. - "НГ") Рассел Нельсон, председательствовавший на конференции.

Церковь мормонов была официально признана в России в 1991 году, а в 1998 году была перерегистрирована, получив статус централизованной религиозной организации "Религиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа святых последних дней в России". Сейчас представительства Церкви мормонов существуют во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Ростове и Санкт-Петербурге. "Всего в состав Церкви Иисуса Христа святых последних дней входит 55 местных религиозных организаций, зарегистрированных в соответствии с законом РФ, объединяющих более 21 тысячи верующих", - говорится в сообщении конференции.

Повысив статус своего представительства в Москве, последователи вероучения получат возможность в будущем отстроить в российской столице свой храм. Пока ближайший мормонский храм находится в Киеве. Он был открыт и освящен летом 2010 года. Между тем для последователей этого религиозного движения храм имеет особое значение, и его функции отличаются от назначения обычного дома собраний. Храм, семья и вечный брак - важнейшие элементы веры мормонов.

— Мир религий , 07.06.2011

к оглавлению

Создан первый кол мормонов в России

Первый кол церкви СПД в России — и второй в бывшем Советском Союзе — был создан в минувшее воскресенье. Старейшина Расселл М. Нельсон из Кворума Двенадцати Апостолов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней создал Московский Российский кол на собрании в деловом центре «Амбер Плаза», на котором присутствовало более 1100 человек.

Мормонский кол — это географическая структурная и административная единица, состоящая из местных общин, именуемых приходами. Это аналог того, что в других церквях называется епархией. Церковь СПД насчитывает 2926 кола по всему миру.

В России церковь СПД насчитывает более 21 тыс. членов, объединенных в 116 общин.

Первый кол в бывшем Советском Союзе был создан почти ровно семь лет назад, 30 мая 2004 года.

Deseret News, 05.05.2011

к оглавлению

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

Верные и свободные адвентисты седьмого дня

Церковь адвентистов седьмого дня возникла в 1844 г. в Соединенных Штатах. В России ее приверженцы появились уже в прошлом веке. Само название этого вероучения указывает на его основную идею: ожидание скорого Второго пришествия и Страшного Суда. План спасения адвентистов заключается в неукоснительном соблюдении Великого нравственного Закона, содержащегося в десяти заповедях (декалоге). Адвентисты не разделяют эти заповеди на более важные и менее важные и считают недопустимым отступление хотя бы от одной из них.

Внутрицерковные расхождения среди российских адвентистов начались в 1914 г. по поводу шестой заповеди ("Не убий"), которую они соблюдают вплоть до неприятия животной пищи. Вступление России в первую мировую войну и всеобщая мобилизация поставили адвентистов перед проблемой: соглашаться на нарушение этой заповеди в связи с призывом в армию или отказываться от призыва. После Октябрьской революции эти споры на несколько лет были сняты, так как 4 января 1919 г. по декрету, подписанному Лениным, освобождались от воинской повинности люди, которым религиозные убеждения не позволяли брать в руки оружие. Однако позже этот декрет перестал действовать. В 1924 г. на V съезде адвентистов эта проблема была решена так, что каждому члену церкви предлагалось самому решать - отказываться от службы в армии или соглашаться на нее: церковь снимала категорический запрет на ношение оружия. Так же поступил V съезд с четвертой заповедью - "Помни день субботний", осложнявшей жизнь адвентистов необходимостью отказываться от прихода на работу в субботу, которая в Советском Союзе была рабочим днем.

В 1928 г. на VI съезде адвентистов церковное руководство под давлением властей провело резолюцию, фактически обязывающую членов церкви отказаться от выполнения четвертой и шестой заповедей; резолюция требовала под угрозой отлучения нести

"…государственную и военную службу во всех ее видах на общих для всех граждан основаниях".

Ортодоксально настроенная часть верующих отказалась признать эту резолюцию - произошел внутрицерковный раскол. Адвентисты, оставшиеся при убеждении, что Великий нравственный Закон обязывает соблюдать все 10 заповедей без исключения и в советских условиях, где это неизбежно приведет к конфликту с государственной властью и гонениям, назвали себя верными и свободными адвентистами седьмого дня (ВСАСД) и создали отдельную церковь. Всесоюзная церковь ВСАСД с момента возникновения и до наших дней не признается властями и подвергается гонениям.

Владимир Шелков

Первый руководитель этой церкви Г.А. Оствальд погиб в тюрьме в 1937 г. Такая же судьба постигла сменившего его на посту председателя П.И. Манжуру - он погиб в лагере в 1949 г. Его преемником стал Владимир Андреевич Шелков. Его арестовывали несколько раз. В 1945 г. Шелков был приговорен к расстрелу и провел 55 дней в камере смертников, после чего расстрел был заменен 10 годами лагеря. В общей сложности Шелков провел в заключении и в ссылке 26 лет, а между арестами находился на нелегальном положении, под всесоюзным розыском. [1] Он, как и его предшественники, умер в лагере (в январе 1980 г., в 84-летнем возрасте). [2]

Верные и свободные адвентисты, как и другие церкви в СССР, выработали и сформулировали свою позицию по отношению к атеистическому государству, навязывающему им свой диктат. У независимых баптистов и пятидесятников эта позиция вытекает из их религиозной доктрины. Они считают священным долгом церкви и каждого верующего не уступать напору властей и отстаивать самостоятельность церковной жизни и свободу совести верующего. У нынешних верных и свободных адвентистов их гражданская позиция даже не следствие их вероучения, а его органическая часть. Это, по формулировке Шелкова,

"…бескровная борьба за основные права и свободы человека и гражданина". [3]

ВСАСД исходят из убеждения, что человек создан Богом по Его образу и подобию, но сохраняет Божье подобие до тех пор, пока он сохраняет свободу совести и убеждений и соблюдает 10 заповедей, что делает его гармоничной личностью. Обязанность человека перед Богом - ни при каких обстоятельствах, ценой любых жертв не поступаться своей свободой и нравственными принципами, иначе он нарушает Божий замысел, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Наиболее важными из прав человека ВСАСД считают именно гражданские свободы, а не экономические, так как для верующего душа важнее тела.

Думаю, усвоению этой нравственной позиции нынешними верными адвентистами способствовало влияние Владимира Андреевича Шелкова. Он - талантливый и плодовитый религиозный писатель. Его труды составляют целую библиотеку и все они пронизаны гражданскими молитвами. Это проповеди, беседы на библейские темы, по истории адвентистской церкви и многочисленные статьи по религиозно-правовым проблемам: "Взаимоотношения религии и государственности", "Законодательство о культах", "Основы истинно свободной совести и равных прав"; серия брошюр "Борьба за свободу совести", "Правовая борьба с диктатурой госатеизма за свободу совести". [4] Как видно из названий его работ, основной интерес Шелкова - взаимоотношения между церковью и государством, отношение верующих к государственной власти вообще и в таком атеистическом государстве, как Советский Союз, в особенности. Эта коллизия присутствует во всех сочинениях Шелкова, составляет гражданский пафос его творчества.

По Шелкову, верующие должны признавать государственную власть и подчиняться ей как Божьему установлению, предусмотренному для сохранения порядка в обществе. В этом смысл "чистой государственности". Но "чистая государственность" должна быть нейтральна ко всем религиям и идеологиям:

"Чистая государственность должна быть объективной. Государство не должно вмешиваться в сферу религии… Верить или не верить - это дело совести лично каждого…Материализм атеизма тоже есть своего рода вера, религия, и поэтому не должен быть государственной верой и насильно, через школу, навязывать госсредствами свое материалистическое мировоззрение. Оно должно быть частным, как всякая религиозная идеология. Принцип отделения церкви (религии) от государства и от школы относится также и к отделению госатеизма от государства и школы".

Шелков резко порицает не только советское государство, сделавшее атеизм государственной идеологией, но и "казенные", "несвободные" церкви, согласившиеся признать Положение о религиозных культах, навязанное им атеистическим государством - "госатеизмом".:

"В госрегистрировании религиозных организаций произошел процесс соединения с государством со всяким вмешательством государства во внутренние дела религии", [5]

использование государством церквей в своих целях.

Но и "честная" поддержка государством какой-либо церкви, с точки зрения Шелкова, ничуть не лучше, чем "госатеизм" - в любом случае неизбежны гонения, административно-уголовное преследование, а то и уничтожение инаковерующих и инакомыслящих, как показал прошлый опыт православной, католической и протестантских "казенных" церквей.

"Свободные, верные Божьему идеалу, а не казенные" верующие должны противостоять любому давлению государства и отказываться от любой государственной поддержки, бороться (конечно, мирными средствами) "за равные человеческие права, за независимый дух свободной личности, за свободу совести и веры".

Шелков настаивает на нейтральности государства не только по отношению к религии, но и по отношению к нациям как разделяющему людей признаку. Он писал по этому поводу:

"Ныне господство диктатуры госатеизма создало идейный разброд и моральное разложение в стране. Раздаются голоса о необходимости восстановления национального самосознания русского народа и родной, русской православной церкви, по образцу истории прошлого России, и что только якобы это национальное возрождение и национальная церковь спасут страну от этого духовного краха. Но ведь русско-православная религия в прошлом уже была господствующей, государственной и запятнала себя человеческой кровью, подавляя свободу совести и веры инакомыслящих и инаковерующих граждан. Это была русская инквизиция, уничтожившая 12 миллионов старообрядцев и сотни тысяч евангельских христиан (сектантов)… и чем это историческое насилие над свободой совести отличается от инквизиции католической церкви, уничтожившей 52 миллиона христиан за двенадцать с половиной веков?…"

Учитывая этот исторический опыт:

"…надо добиваться и достигать в правовой борьбе такой свободы совести и веры, чтобы они не были утесняемы не только теперь господствующей, казенной религией атеизма-материализма-эволюционизма и его государственным произволом, но и не страдали от произвола любой религии, намеревающейся объединиться с госвластью завтра на национальной основе". [6]

Исходя из всего этого,

"…равные права человека, Богом данные от рождения и государствами конституционно провозглашенные, а затем как сироты пренебрегаемые и фактически не обеспечиваемые, должны быть защищаемы каждым гражданином страны на основе Божьего закона и закона чистой государственности - как законов всей страны, так и общечеловеческих, международных". [7]

Я не знаю, повлияли ли на Шелкова идеи правозащитников, или он разработал правозащитную идеологию на религиозной основе самостоятельно. Во всяком случае, на суде над Шелковым и его сподвижниками (1979 г.) отмечалось, что правозащитная деятельность Церкви ВСАСД активизировалась с конца 60-х годов (время распространения правозащитного движения) и особенно - с середины 70-х годов (когда верные адвентисты установили личные контакты с московскими правозащитниками). [8]

Первое упоминание об адвентистах в "Хронике текущих событий" появилось в июне 1970 г. и не было основано на контактах с ними: в выпуске № 14 сообщалось о суде над проповедником адвентистов Михаилом Сычом, о котором писала областная газета, выходящая в Витебске. [9] Следующая информация об адвентистах появилась в "Хронике" лишь спустя 5 лет - в 1975 г., в 38-м выпуске. Это было сообщение об обысках у адвентистов в Самарканде, где была изъята религиозная литература, Библии, а также Декларация прав человека ООН и пакты о гражданских правах. "Хроника" сообщала, что верующие потребовали возвратить изъятое на обысках и добились возвращения Библий. [10] В том же выпуске "Хроники" в разделе "Выступления священнослужителей и верующих" аннотировалась статья Шелкова "Единый идеал". [11] Это указывает на установление контактов между адвентистами и московскими правозащитниками. Однако после 38-го выпуска информация об адвентистах исчезает со страниц "Хроники" еще на два года, до марта 1977 г. Но с этого времени, с 44-го выпуска, сообщения о преследованиях адвентистов и их правовой борьбе стали регулярными. Это означает, что контакты с ними стали постоянными. Мне известно, что они наладились с конца 1976 г., когда в документе № 5 Московской Хельсинкской группы "Репрессии против религиозных семей" среди случаев отобрания детей у верующих родителей был подробно описан с приложением документов случай адвентистки Марии Власюк из села Илятка на Украине. [12]

В 1977 г. Шелков выступил с открытым письмом президенту США Картеру в защиту арестованных членов Московской Хельсинкской группы - Юрия Орлова, Александра Гинзбурга и Анатолия Щаранского, а также с письмом к Белградскому совещанию стран - партнеров по Хельсинкским соглашениям. В этом письме Шелков рассказал о преследованиях адвентистов в СССР: об обысках и разгонах молитвенных собраний, преследованиях родителей за религиозное воспитание детей, о лагерных сроках за отказ от ношения оружия в армии. [13]

Владимир Шелков и его сподвижник, священнослужитель церкви ВСАСД Ростислав Галецкий (тоже, как и Шелков, находившийся на нелегальном положении) поставили свои подписи как представители ВЦ ВСАСД под документом № 26 Московской Хельсинкской группы, обращенном к Белградскому совещанию. [14]

В этом документе содержался призыв рассмотреть в Белграде нарушения свободы религии в СССР, но, кроме того, указывались нарушения права свободного выбора страны проживания и нарушения национальных прав, сообщалось об использовании принудительного труда заключенных и о существовании в СССР политзаключенных - узников совести, о тяжелых условиях их содержания.

В феврале 1978 г. Галецкий принял участие в пресс-конференциях МХГ в годовщины арестов Ю. Орлова и А. Гинзбурга. [15] Кроме того, Галецкий выступил со статьями, популяризируя религиозно-правовые взгляды верных и свободных адвентистов ("Сообщение о положении религии и верующего в СССР" и "О нашем отношении к государству". Основывая вслед за Шелковым активную правозащитную позицию верных адвентистов, Галецкий писал:

"Вся священная библейская история полна примеров, когда верный народ Божий законно протестовал и вел решительную (конечно, только идейную) справедливую борьбу, отстаивая принципы свободы мысли, совести и религии, дарованные Господом Богом каждому человеку от его рождения как цельной человеческой личности". [16]

Тем более необходима эта позиция сейчас:

"Наше время и наша эпоха являются временем особой решительной борьбы за права человека… 1977 год объявлен годом религиозной свободы, а свобода не есть плод бездеятельности и радужных ожиданий только, и сама никогда к нам не придет". [17 ]

Галецкий обращался за поддержкой в этой борьбе к людям Запада - не только к адвентистам, но ко всем христианам и религиозным организациям, и вообще "ко всем людям доброй воли,… кому дороги права и свободы". Он просил их не верить лживой советской информации и использовать имеющийся у них доступ к газетам, радио и т.п. для раскрытия подлинного положения инакомыслящих в Советском Союзе. Он просил поддержать не только верующих, но и действующие в СССР независимые правозащитные ассоциации и вообще поборников прав человека. Он просил

"…плодотворно использовать предстоящее Белградское совещание,…чтобы по-настоящему осудить бесчеловечные, противоправные акты насилия, угнетения и всякого искусственного праволишения" в СССР. [18]

Во время обсуждения проекта нынешней советской конституции многие верные адвентисты послали в конституционную комиссию письма, в которых критиковали предлагаемые формулировки, особенно касающиеся религии и свободы совести. Ростислав Галецкий поставил подпись под "Письмом двенадцати" в Политбюро ЦК КПСС с критикой проекта конституции. Вместе с ним это письмо подписали православный священник Глеб Якунин, Татьяна Великанова и другие московские правозащитники. В письме утверждается, что новая конституция ведет к сужению демократии в Советском Союзе, в то время как страна нуждается во всемерной демократизации. [19]

С середины 70-х годов активизировалась деятельность подпольного издательства верных и свободных адвентистов, названого ими "Верный свидетель", - оно стало располагать типографией. Издательство "Верный свидетель" выпускает религиозную и правозащитную литературу. В его типографии были отпечатаны сочинения Владимира Андреевича Шелкова.

Как только КГБ стало известно об этом издательстве, началась работа по его ликвидации. Известно о неоднократных попытках вербовки среди ВСАСД осведомителей для получения нужных данных. При этом стали жертвами КГБ несколько человек, осужденных по сфабрикованным делам за отказ "помочь" КГБ в раскрытии издательства "Верный свидетель". Арестованные таким образом Нина Ружечко (1927 г.р.) и Семен Бахолдин (1929 г.р.), совершенно здоровые до ареста люди, умерли в заключении, она - через месяц, а он - через 2,5 года после ареста, оба - от невыясненных болезней. [20] Что приходилось пережить верующим, через которых кагебисты рассчитывали выйти на издательство "Верный свидетель", показывает сообщение 19-летнего адвентиста Якова Долготера. Его задержали на рынке в Пятигорске в феврале 1978 г. и нашли у него брошюры, отпечатанные в типографии "Верного свидетеля". После этого его держали месяц в заключении якобы для выяснения личности и требовали, чтобы он сказал, откуда у него литература. Юношей занимались два сотрудника КГБ:

"Избивали меня попеременно - то один, то другой. Били по голове, по лицу, по челюстям. Били по шее, каждый раз поднимая воротник, чтобы не оставить следов… Били под дых, били в области почек, каждый раз приговаривая с бранью:"Говори, где взял, кто дал, а то мы покажем тебе, что такое советская власть!"… Подвешивали меня шарфом за шею и одновременно ударяли под дых. Становились друг против друга, а я оказывался посреди них, и избивали меня один с одной стороны, второй с другой, так что я был в их бандитских руках как мяч. Ставили около стены и ударяли по лицу так, что я каждый раз ударялся головой об стенку… неоднократно меня отхаживали и приводили в чувство, обливая холодной водой, заставляли приседать по 500 раз. Использовали какой-то химический препарат, который сначала дали понюхать, а затем насыпали на левую руку, которая моментально покраснела и начала опухать".

После таких трехдневных "допросов" бросили на ночь в холодную камеру, кишащую клопами, а утром повезли в психбольницу, где врач задал юноше те же вопросы: где взял? кто дал? и т.д., а его следователи пугали потом, что врач признал его сумасшедшим, и теперь его отправят в психбольницу, грозили электрическим стулом, кастрацией, арестом отца, длительным сроком заключения самому Якову "за распространение антисоветской литературы". Через месяц, ничего не добившись, юношу отпустили. 20 марта 1978 г. он сделал сообщение о произошедшем с ним иностранным корреспондентам в Москве, [21] после чего его арестовали и судили вместе с Рихардом Спалинем и Анатолием Рыскалем за организацию подпольной типографии (приговоры: Рыскалю и Долготеру - по 4 года лагеря общего режима, Спалиню - 7 лет). [22]

В марте 1978 г. были арестованы Владимир Шелков и его ближайшие помощники Илья Лепшин, Арнольд Спалинь, Софья Фурлет и Сергей Маслов. На обысках, сопровождавших эти аресты, взламывали полы, рушили стены: искали типографское оборудование. [23]

В мае 1978 г. Галецкий на очередной пресс-конференции в Москве сообщил о правозащитной группе адвентистов из семи членов (имена их были объявлены корреспондентам), которая действовала под его руководством уже два года. Галецкий представил корреспондентам пять документов Группы - все они были посвящены разным случаям противозаконных преследований адвентистов, а также ходу следственного дела их руководителей. [24] Кроме этой группы, в защиту Шелкова и его товарищей выступила Московская Хельсинкская группа и академик А.Д. Сахаров. [25]

Суд над адвентистскими руководителями состоялся в Ташкенте в марте 1979 г. и был, как всегда в таких случаях, практически закрытым. В зал пустили только ближайших родственников подсудимых. Подсудимые обвинялись в авторстве работ, выпускаемых издательством "Верный свидетель". Приговоры были: Шелкову и Лепшину по 5 лет лагеря строгого режима с конфискацией дома, Спалиню и Фурлет - 5 и 3 года лагеря общего режима соответственно, Маслову - 2 года условно и конфискация дома. [26]

Несмотря на многочисленные протесты против жестокого приговора 84-летнему Шелкову, он был отправлен в лагерь в Якутию, одно из самых суровых по климату мест СССР, и умер там от простуды через несколько месяцев после прибытия.

Дети Шелкова несколько дней добивались, чтобы им отдали его тело, чтобы похоронить в месте, где он завещал. Однако им отказали на том основании, что срок осуждения истекает лишь через три года, и эти три года Шелков и мертвым должен находиться в лагере - по истечении этого срока можно будет ходатайствовать о переносе его праха в родные места. На похороны Шелкова в якутский поселок Табага съехались приверженцы руководимой им церкви со всех концов страны. Видимо, эта невольная демонстрация произвела впечатление, так как, против обыкновения, были разрешены похороны по религиозному обряду и установление на могиле креста с именем усопшего, в то время как на остальных могилах на лагерном кладбище - лишь дощечки с номером, под которым заключенный числился в лагере. [27]

После смерти В.А. Шелкова церковь ВСАСД возглавил Леонид Муркин, заместитель Шелкова. Сразу же после избрания на должность председателя он перешел на нелегальное положение, и на него был объявлен всесоюзный розыск. [28]

Утрата Шелкова и заточение его ближайших помощников по издательской деятельности не прервали работы "Верного свидетеля". Сразу после ареста Шелкова издательство наряду с религиозной литературой стало выпускать открытые письма Совета церквей ВСАСД. Каждое письмо посвящалось какому-либо конкретному случаю гонений на верных адвентистов. В письмах разъяснялась противоправность этих гонений и продолжалось разоблачение системы госатеизма. Каждое письмо заканчивается одним и тем же перечнем требований верных и свободных адвентистов к властям. Лишь начало первого требования

"- освободить незаконно осужденного религиозного деятеля и борца за правовое равенство верующих и атеистов, председателя Всесоюзной церкви ВСАСД Владимира Андреевича Шелкова",

было изменено на "реабилитировать посмертно".

И далее:

– освободить всех арестованных и осужденных служителей и членов церкви ВСАСД с последующим возмещением причиненного им морального, физического и материального ущерба;

– возвратить все отнятое при арестах и обысках;

– восстановить перед лицом мировой общественности престиж Председателя Всесоюзной церкви ВСАСД Владимира Андреевича Шелкова и других верующих, очерненных и оклеветанных госатеистами за их чистую религиозную жизнь и деятельность и бескровную правовую борьбу за свободу совести и равенство прав всех граждан;

– осудить репрессии против верующих и все правонарушения госатеистов, как незаконно исшедшие от госрелигии атеизма-материализма-эволюционизма, а также осудить всех правонарушителей;

– прекратить в стране все формы угнетения верующих: слежки, подслушивание, перлюстрацию, дискриминацию в области труда и образования;

– отменить антирелигиозное законодательство о культах от 1929-1975 гг. как коллизионное, противоречащее учению и декрету В.И. Ленина от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", ст. 13 ленинской конституции 1918 г., ст.ст. 34, 39, 50, 52 ныне действующей конституции СССР, Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, международным пактам о правах человека, Заключительному Акту Хельсинкского совещания;

– отделить атеизм как частное мировоззрение от государства и от школы; сделать Общество атеистов частным, существующим не на государственные, общенародные средства, а на добровольные, частно-атеистические, наравне со всяким религиозным обществом нашей страны;

– провозгласить и обеспечить Основным законом полное равенство между верующими и атеистами;

– обеспечить полную свободу религиозного слова, религиозной печати, религиозных собраний и других религиозных прав и свобод, наравне с такими же атеистическими правами и свободами;

– гарантировать и обеспечить полную свободу воспитания детей в угодном родителям духе, согласно их личной совести, религии и убеждениям".

С 1978 г. КГБ не прекращает поисков типографии и издательства "Верный свидетель". За три года в связи с этим было проведено более 350 обысков, на которых изымалась литература издательства "Верный свидетель", и более 70 человек были арестованы. [29]

Большинство их составляют выступившие открыто в защиту В.А. Шелкова и его помощников. Все арестованные адвентисты обвинялись по ст. 190-1 УК РСФСР, т.е. в "клевете на советский строй". Конкретным обвинением являлось распространение очередного письма Совета церквей ВСАСД и другой правозащитной литературы адвентистов. Стандартный приговор - 3 года лагеря общего режима.

Среди арестованных - Ростислав Галецкий. Он был арестован 1 июля 1980 г. во время очередного приезда в Москву и осужден на 5 лет лагеря и 5 лет ссылки (к ст. 190-1 ему добавили "религиозные" статьи). [30]

Издательство несмотря на обыски и аресты продолжало работать, и правозащитная борьба верных адвентистов продолжалась. Совет церквей ВСАСД опубликовал объемистый доклад Мадридской конференции стран - партнеров по Хельсинкским соглашениям, в котором обстоятельно описано положение ВСАСД между Белградской и Мадридской конференциями. [31] Кроме того, до 1982 г. издательство "Верный свидетель" выпустило по крайней мере 14 открытых писем Совета церквей ВСАСД. Все эти материалы были отпечатаны типографским способом.

В марте 1981 г. в г. Калинине произошел суд над 3 адвентистами, обвинявшимися в оборудовании подпольной типографии. Об этом суде "Калининская правда" 19 апреля опубликовала большую статью "Тайное стало явным". Из статьи следует, что в июне 1979 г. адвентистка Вера Кадук купила в Калинине дом за 18 тыс. рублей (на средства "секты", как пишет газета), и при помощи 25-летнего москвича Владимира Фоканова и 23-летнего жителя Днепропетровска Василия Ковальчука стала переоборудовать дом под типографию. Вот как описана в "Калининской правде" эта типография (которая хоть и не вступила в действие, видимо, была сделана по образцу действующих):

"Замаскированный люк вел с веранды дома в шахту размерами полтора на два метра и значительно выше человеческого роста. Из шахты был проделан лаз в тамбур из бетона, а уже из него вел ход в комнату. Здесь была смонтирована система водяного отопления с двумя батареями и баком подогрева воды от электрообогревателя. К общей системе электроснабжения"бункер" подключался в обход счетчика… В доме был найден мощный электромотор. Кадук имела четыре пишущих машинки, гектограф и ротатор, большие запасы ротационной краски, писчей и копировальной бумаги, 35 упаковок ротационной пленки, другие средства для печатания. Кроме того, в трех тайниках оказалось 16.433 рубля денег. Здесь же хранилось значительное количество нелегально изданной литературы секты адвентистов-реформистов - более 20 разных наименований".

В статье утверждается, что в обязанности В. Фоканова входило доставать стройматериалы, множительную технику, бумагу и пр. для нужд типографии, а В. Ковальчук был занят сбором денег с верующих на нужды типографии. Этот фонд, как пишет газета, составляется из взносов верующих, каждый ежегодно отчислял для церкви десятую часть своих доходов (а Шелков якобы поднял этот взнос до пятой части доходов).

Вера Кадук получила двухлетний лагерный срок, Фоканов и Ковальчук - по 3 года лагеря. [32]

Просветительская правовая деятельность Совета церквей верных и свободных адвентистов седьмого дня и издательства "Верный свидетель" дала несомненные результаты. Члены этой церкви приняли гражданскую позицию Шелкова и Галецкого и умело ее отстаивают. 15 октября 1979 г. 25-летняя адвентистка Нина Овчаренко, полотер из Пятигорска, произнесла свою защитительную речь на суде по обвинению в распространении открытых писем Совета церкви. Эта речь сделала бы честь любому адвокату по убедительности доводов и по умению ориентироваться в вопросах права, а по политической смелости намного превосходит возможное для советских адвокатов:

"Во все века истории нашей земли люди жили с различными взглядами на жизнь, а также с различными вероисповеданиями. И каждый человек как цельная человеческая личность, наделенная от рождения всеми правами и свободами, имеет право на свои убеждения. Это право закреплено в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, ратифицированных нашим государством в 1957 и 1973 гг. как обязательные для исполнения…

Во всех законах, как международных, так и во внутригосударственных, за каждым человеком закреплено право на свободу совести. Это право - самое главное и самое основное, делающее гражданина и человека цельной и свободной личностью, а отнятие этого права у человека лишает его человеческого достоинства и делает его животным, имеющим только право на труд и на отдых… Даже в том случае, если бы в нашем государстве было большинство атеистов, а верующих - меньшинство, то и тогда… государство должно и обязано считаться с интересами верующих граждан, потому что истина и правота не всегда бывают на стороне большинства, особенно в такой тонкой области, как свобода совести… Я лично считаю себя счастливым человеком, потому что участвую в борьбе за правду… Правда требует жертвенности, и за правду надо стоять твердо или же висеть на кресте. За это справедливое дело стоит отдать всю свою жизнь". [33]

Защитительная речь Нины Овчаренко была распространена в очередном открытом письме Совета церквей верных и свободных адвентистов седьмого дня.

Способность на протяжении многих лет скрывать своих руководителей, находящихся на нелегальном положении, уберечь от раскрытия типографию "Верного свидетеля" и обеспечить продолжение работы издательства в обстановке постоянных преследований указывает на существование у ВСАСД четко работающей и гибко организованной структуры. Об этом же свидетельствует доклад о религиозной жизни в СССР, опубликованный в "Хронике литовской католической церкви". Католические священники признают особую успешность иеговистов, пятидесятников и адвентистов в распространении своих вероучений и объясняют их успех не только проповедническим рвением, но и тем, что

"…они создали стойкую организацию с начальством всяких ступеней - общества, кружка, деревни, города, области, республики и т.д." [34]

По понятным причинам ВСАСД не делают сообщений о численности приверженцев своей церкви, хотя иногда называют себя "многотысячным народом Божьим". Можно сделать предположение о численности ВСАСД на основании сравнения данных об арестах баптистов из незарегистрированных общин (см. главу "Евангельские христиане-баптисты") и приверженцев церкви ВСАСД.

В 1978-1981 гг. арестованы 152 сторонника Совета церквей ЕХБ, которых, согласно сообщению заграничного представителя СЦ ЕХБ, 70 тысяч, и 87 сторонников церкви ВСАСД. Если уровень репрессий этих церквей одинаков, то численность ВСАСД можно предположительно принять в 40 тысяч. [35]

ПРИМЕЧАНИЯ

1. "Хроника текущих событий", Нью-Йорк, изд-во "Хроника" (ХТС), вып. 48, с. 116.

2. ХТС, вып. 56, с.с. 22-23.

3. Шелков "Единый идеал" - Архив Самиздата, Радио "Свобода", Мюнхен (АС), № 2439, вып. 17/76, с. 1.

4. Архив Издательства "Хроника", Нью-Йорк.

5. АС, № 2439, с. 17.

6. Там же, с.с. 16 и 18.

7. Там же, с. 1.

8. Открытое письмо № 8, с.с. 13 и 16 (Архив изд-ва "Хроника").

9. "Хроника текущих событий", вып. 1-15, Амстердам, Фонд им. Герцена, 1979, с.с. 433-434.

10. ХТС, вып. 38, с. 68.

11. Там же, с. 73.

12. Сборник документов Общественной группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, Нью-Йорк, изд-во "Хроника", 1977, вып. 1, с.с. 52-64.

13. ХТС, вып. 45, с. 85; вып. 46, с. 90.

14. Сборник документов Общественной группы содействия…, 1978, вып. 4, с.с. 46-51. Аннотация: ХТС, вып. 47, с. 148.

15. ХТС, вып. 48, с. 11; АС № 3216, вып. 17/78.

16. Ростислав Галецкий. "Сообщение о положении религии и верующего в СССР", с. 1 (Архив Изд-ва "Хроника", Нью-Йорк).

17. Там же, с. 19.

18. Там же, с. 21.

19. ХТС, вып. 46, с. 93.

20. АС № 4411, вып. 33/81.

21. ХТС, вып. 48, с. 117; АС № 3217, вып. 17/78. Полный текст - изд-во "Хроника", архив (сообщение для "Хроники").

22. ХТС, вып. 48, с. 117; Список политзаключенных в СССР, под ред. Кронида Любарского, Мюнхен, вып. 4, 1982.

23. ХТС, вып. 49, с.с. 56-61.

24. ХТС, вып. 49, с.с. 61-62.

25. ХТС, вып. 49, с. 61.

26. ХТС, вып. 53, с.с. 15-26; АС № 4301, вып. 19/81.

27. ХТС, вып. 56, с.с. 22-23. Полный текст открытого письма № 12 - архив изд-ва "Хроника".

28. ХТС, вып. 62, с.с. 83-84; АС № 4411, с. 12.

29. "Вести из СССР. Права человека", под ред. Кронида Любарского, Мюнхен - Брюссель, 1983, вып. 17, № 31.

30. ХТС, вып. 57, с. 70; вып. 62, с. 83.

31. АС № 4301, 4302, вып. 19/81; ХТС, вып. 62, с. 84.

32. ХТС, вып. 62, с. 82.

33. Архив изд-ва "Хроника".

34. "Хроника литовской католической церкви", Нью-Йорк, изд-во "Хроника", 1979, вып. 28, с. 177.

35. Мои подсчеты по данным документов Совета родственников узников ЕХБ и ВЦ ВСАСД.

Источник: Людмила Алексеева, "История инакомыслия в СССР. Новейший период", МХГ, 2006

Портал-Credo.Ru, 07.06.2011

к оглавлению

ИСЛАМ

Египетский шейх: ислам запрещает христианам строить церкви в пределах "земли верных"

Шейх Саид Абд-аль-Атим издал фетву, согласно в которой подтверждается давний шариатский запрет на строительство храмов в пределах "земли верных", то есть - в исламских странах.

"Вопрос о запрете в исламе строительства новых и восстановления и ремонта уже существующих церквей детально рассмотрен в книге "Правила для зимми" (евреев и христиан) имама ибн Кайима, - написал на своем сайте Аl-fath.net шейх Саид Абд-аль-Атим. Он также напомнил, что "об этом достаточно сказано" в его книге "Призвание людей Книги к религии всеобщего Господа". "Нужно посмотреть, как они обращаются с мусульманами в некоторых европейских странах, таких как Италия, запрещая строить мечети", - приводит его слова портал Седмица.ru.

"Шариат запрещает смешивать одно с другим - истину и ложь. Если человек Книги (христианин или иудей) поздравляет меня с моим праздником, он прославляет истину, а если я поздравлю его с его праздником, то получается, что я буду прославлять ложь, ведь праздники представляют собой одни из наиболее характерных символов религии", - откровенничает египетский законоучитель.

"Неверные всегда будут стремиться заставить мусульман принимать участие в их праздниках. Но Мухаммед сказал по этому поводу "Кто хочет быть похожим на кого-то, тот является одним из них". А также: "Те кто, любит кого-то, тот с тем вместе и окажется во время суда", - напоминает шейх. "Единство во внешних атрибутах религии может привести к единству в самом их естестве", - полагает шейх, из чего и выводит запрет на строительство христианских храмов.

Мир Религий, 07.06. 2011

к оглавлению

АЛЛА АЯТ

В Новосибирске разоблачили секту, которая "лечила" от всех болезней

Сотрудники центра "Э" ГУВД по Новосибирской области пресекли деятельность религиозной организации "Алля-Аят", организаторы которой обещали гражданам излечение от всех болезней за определенную плату. Об этом со ссылкой на информацию пресс-центра ГУВД сообщает во вторник РИА "Новости".

По данным ведомства, организатор религиозной группы, некто Абдуллаев, создал в Новосибирске вместе с соучастниками целую сеть "лечебных центров", где людям за плату обещали излечение от всех болезней при помощи религиозного учения "Алля-Аят". Это учение с 2008 года запрещено на территории Казахстана.

"В деятельности организации использовалась система психологического воздействия на граждан. "Целители" внушали обратившимся за помощью людям, что основатель течения "Алля-Аят" - "божественная личность, создатель всего сущего", - говорится в информации ГУВД.

По данным милиции, задержанный 59-летний организатор секты ранее имел три судимости, в том числе за совершение тяжкого преступления.

"Учителя" обещали людям без лекарств и медицинской помощи излечиться от всех болезней, включая онкологию, туберкулез и СПИД. Для этого им надо было принимать "эткен-чай" (черный чай с солью и молоком), длительное время смотреть на солнце, два раза в месяц посещать семинары и три раза в день - сеансы оздоровления.

Кроме того, учрежденный организатором объединения и выпускаемый в одной из типографий города журнал "Звезда Вселенной" людям надо было не только читать, но и прикладывать к больным местам.

На семинары, которые в Доме культуры проводили участники объединения, два раза в месяц собирался полный зал народа. "Попадали под влияние организации, в основном, пожилые люди, имеющие тяжелые заболевания и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации", - отмечают в ГУВД.

Сотрудники Центра "Э" установили, что смерть четырех человек, имеющих онкологические заболевания, была напрямую связана с их полным отказом от применения лекарственных препаратов. Кроме того, одна из жительниц Новосибирска, отдала за услуги мошенникам более 400 тысяч рублей.

"В отношении организатора религиозного объединения и его соучастников возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой). Ведется следствие", - говорится в сообщении.

Санкция этой статьи УК РФ предусматривает лишение свободы до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

Мир религий, 07.06.2011

к оглавлению

ВОСТОЧНЫЙ МИСТИЦИЗМ

Эффект «мантры»

Гостеприимный Крым всегда притягивал людей. Но, к сожалению, не все приезжают на полуостров с добрыми намерениями: попадаются и те, кто стремится одурманить людей то с целью наживы, то ради «пополнения рядов», втягивая крымчан в различные чуждые учения. Стоит ли поддаваться?

«Европейцы не так устроены»

Известное изречение «Свет идёт с Востока» стало своеобразным символом нашего времени для поклонников всевозможных восточных экзотических культов и духовных практик. Сегодня мало кто задумывается, откуда, почему далёкие, малоизвестные прежде духовные и философские школы стали теперь привычным явлением, а объявления типа «Тантра для всех» соседствуют на заборах с предложением о сдаче квартиры или вязке собаки. Профессии «йог» в перечне профессий, регламентированных законодательством Украины, нет, а обучение на всевозможных курсах, тренингах и мастер-классах как правило проводят начитавшиеся доступной для любого возраста и интеллекта «посвящённые», интерпретируя понятие «йога» в зависимости от своей фантазии либо больного воображения. При этом «учителя йоги» не несут никакой ответственности.

«Настало время ясно показать глубочайшую пропасть, разделяющую христианский и нехристианский «духовный опыт», и объяснить, почему религиозная философия, скрытая за этим синкретизмом, ложна и опасна», - писал в книге «Православие и религия будущего» православный священник Серафим Роуз. А основоположник современной глубинной психологии Карл Густав Юнг, в совершенстве знавший восточные традиции и философию, говорил: «Йога предполагает признание существования богов как нечто само собой разумеющееся. Поэтому её сокровенное учение предназначено лишь для того, чей свет сознания сумеет отрешиться от сил, управляющих жизнью, чтобы вступить в последнее, неделимое единство, в «центр пустоты», где обитает бог максимальной пустоты и жизненности. Наша религиозная практика заключается в молитве, почитании, превознесении; а главнейшим упражнением индийского духа является йога, погружение в состояние, которое мы бы назвали бессознательным».

Однозначно определяя йогу как духовную практику, взятую из языческой религиозной системы, известный психиатр предупреждает: «Изучай йогу, и ты многому научишься, но не пытайся применять её, поскольку мы, европейцы, не так устроены, чтобы правильно употреблять эти методы». Слова эти были адресованы тем, кто старался постичь классические древние школы йоги задолго до появления неоиндуистских сект, с адептами которых либо шарлатанами приходится сталкиваться сегодня простому обывателю, решившему в одночасье и здоровье поправить, и житейские вопросы «порешать».

Не всякая «йога», что с Востока

Многие сегодня считают, что занятия некоторыми видами йоги являются своего рода зарядкой, далёкой от религии, способной укрепить здоровье. Однако так ли это? Занятия йогой включают в себя управление дыханием, определённые физические позы, приводящие к состоянию расслабленности, различные виды медитации и мысленное повторение мантр - кодовых фраз либо звуков, позволяющих контролировать внимание и концентрировать волю. Хотя индийская йога является учением, проповедующим определённый, в ряде случаев жёсткий аскетический образ жизни, основной её целью является медитация.

Индийские йоги, достаточно глубоко изучив психофизические особенности человека, в совершенстве овладели различными способами саморегуляции. Так, физическая йога, известная как «Хатха - йога», впечатляет своим изяществом и акробатическим артистизмом. Некоторые морально-этические принципы даже близки к христианским заповедям. Однако не следует забывать и того, что йога - это не просто очередная оздоровительная школа, а религиозно-философское учение, передающееся в Индии в касте йогов из поколения в поколение на протяжении веков, требующее от последователей аскетического образа жизни и исполнения древнеиндусских религиозных обрядов, ключевое место в которых отводится медитациям.

Медитации - это мистические трассовые состояния, глубоко чуждые молитвенной практике христианства. Запомните: истинные йоги - аскеты. Они не будут гастролировать по миру, вербовать последователей, участвовать в цирковых аттракционах и приторговывать мантрами. Одной из таких организаций является «Академия медитации» Махариши Махеш Йоги. Новичкам во время религиозного обряда присваивается мантра, которую нельзя произносить вслух под страхом небесной кары. Согласно заведённому в секте ритуалу полученную мантру необходимо ежедневно мысленно повторять по 20 минут утром и вечером. Мантра присваивается соответственно возрасту, в котором новичок проходил обряд посвящения, или, как его ещё называют, пуджа. Список этих заклинаний, которыми оптом и в розницу торгуют по сей день последователи покойного Махариши, взят из книги известного российского учёного Александра Дворкина «Сектоведение»: «от 20 до 22 лет - Айнга, 22-24 года - Айма, от 24 до 30 лет - Ширинг». Однако самым любопытным является тот факт, что все приведённые заклинания - имена (их синонимы) богини Кали, индийской богини смерти. Произнося свои мантры, последователи древнеязыческого культа призывают идола, обвешенного человеческими трупами, в украшении из черепов, с окровавленными секирами в руках. Нечего сказать, «хорошую религию придумали индусы...».

«Чакры открываются»

Медитация - это духовный инструмент, тесно связанный с индуизмом, верой в реинкарнацию и Круг Сансары - непрерывную цепь перерождений после смерти. Для традиционного индуса Круг Сансары - своего рода проклятие, потому что кем бы он ни родился в новом воплощении - крысой, брахманом либо неприкасаемым - жизнь в материальном мире связана с заботами, физическими страданиями и т. д. Только лишь при помощи всё углубляющихся занятий медитативной практикой, которой учит йога, этот порочный круг можно прервать для того, чтобы слиться с вечностью, где царит вечный покой и безмолвие.

У индусов в отличие от христиан отсутствует представление о душе как о самостоятельной субстанции, продолжающей чувствовать и переживать после смерти, как и о посмертных мытарствах, через которые душе предстоит пройти после смерти.

Взаимопроникновение традиций и культур - всегда ли это хорошо? Вот что сказал по этому поводу священник, протоиерей отец Василий (Павлов): «Эффект мантры - это эффект акустического резонанса. С помощью этих заклинаний гуру, шаманы и колдуны вызывают духов, сами впадая в состояние транса. Существа из параллельного мира, стремясь к самореализации, стараются проникнуть в человека, но люди крещёные защищены от этих сущностей Божией Благодатью. Мантра по сути является для них приглашением вселиться и поработить человека, сделав его своим рабом».

Неудивительно, что чрезмерное занятие подобными упражнениями в ряде случаев может до добра не довести. Вот как описывала свои ощущения крымчанка средних лет, вынужденная после чрезмерных психофизических экспериментов с восточными психотехниками обратиться к психиатру: «Чувствую, как мне открывают половую и сердечные чакры, заставляют их (чакры) вращаться против часовой стрелки (10 часов в сутки); «забивают» энергетический дюбель в макушку головы; сдавливают череп и головной мозг, «разламывают» родничок; давят острым энергетическим током на ушные перепонки; энергетически бьют по лёгким, пояснице, почкам; «сосут», «тянут» мою энергию». Так стоит ли в итоге овчинка выделки? Чуждые нам учения вряд ли смогут принести нужный эффект облегчения, а вот проблем создадут немало.

К нам уже потянулись первые отдыхающие, а следом за ними, как полагается, и представители самых различных «древних профессий».

В том числе и профессиональные «охотники за головами» из числа псевдовосточных «мудрецов», оптом и в розницу торгующие «тайными знаниями» для всех.

В Симферополе на заборах и стенах домов уже можно увидеть объявления: «Мантры» - Древнеиндийская традиция, звучащая по-новому». Вход бесплатный». Что это такое, мы уже знаем.

А бесплатный сыр (в нашем случае вход) - только в мышеловке. Не поддавайтесь чуждым учениям, последствия могут быть печальными.

Крымская правда, 08.06.2011

к оглавлению

АСТРОЛОГИЯ

Увлекающихся астрологией могут отлучить от Церкви - священник

Увлечение астрологией является тяжким грехом, заявили в Русской церкви.

"Каждый человек, который интересуется астрологией или, не дай Бог, этим занимается, не говоря уже о тех, кто сделал это своим бизнесом, является врагом Божьим", - сказал глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, отвечая на вопросы в передаче "Русский час" на телеканале "Спас".

По его словам, за это полагается отлучать от Церкви на шесть лет.

Священник напомнил, что гадание по звездам осуждается, в частности, в Ветхом Завете.

Он констатировал, что сегодня доверия "к настоящей науке нет", поэтому люди попадают "в сети этих небезопасных глупостей".

Интерфакс, 07.06.2011

к оглавлению

АТЕИЗМ

В Ирландии прошла Всемирная конференция атеистов

Первая Всемирная конференция атеистов прошла в Дублине. Об этом пишет издание The Christian Science Monitor .

Около 350 делегатов съезда собрались, чтобы обсудить вопросы веры и ее место в общественной жизни. 

Организаторы утверждают, что они выбрали Ирландию, как место проведения конференции не из-за того, что эта страна остается самой религиозной в Европе, а из-за того, что интерес к религии падает. По мнению делегатов-атеистов нужно вновь поднять вопрос о разделении церкви и государства.  

На этом собрании побывали несколько видных деятелей, таких как известный  американский атеист и профессор биологии П.З Mайерс , эволюционный биолог Ричард  Докинз . 

Как утверждает Майерс, несмотря на конституционное разделение церкви и государства, в США по-прежнему население более религиозно, чем в Европе. Но по его утверждению, это говорит о том, что европейцам нужно защитить и расширить секуляризм в обществе.

Один из организаторов конференции Майкл Нугент отмечает - ирония состоит в том, что в тех странах, где существует официальная церковь, снижается интерес к религиозным обрядам. «В некоторых странах, где существует официальная государственная религия, таких как Швеция и другие скандинавские государства, рассеивается интерес к вере», - заявил он. 

Тем не  менее, преподобный Тони Фланнери, священник  и член либеральной Ассоциаци католических священников , говорит, что локальные и глобальные тенденции поставили вопрос о религии и секуляризме на повестку дня по всей Европе.

«Папа Бенедикт много говорит о секуляризмев Европе. Он увидел христианство, и католицизм  конкретно, как входящий в конфликт со светским обществом», - заявил Фланнери.

Согласно опросу общественного мнения, проведенного в 2005 году статистическим агентством Евростат,  52 % европейцев считали себя верующими.

НХМ, 06.06.2011

к оглавлению

В США защитили Десять заповедей от атеистов

Речь идет о праве вывешивать в судах текст 10 заповедей, против которых выступали атеисты

Штат Теннесси вывесит Десять заповедей во всех судах. Палата представителей штата Теннесси приняла резолюцию, запрещающую препятствовать размещению изображений скрижалей с Десятью заповедями в судах. Резолюция была принята единогласно: за нее проголосовали 98 депутатов, голосов против не было, двое воздержались.

В резолюции содержится напоминание о важности Десяти заповедей для истории США и законодательства этой страны, сообщает Regions.ru.

Ранее аналогичные резолюции приняли суды 90% округов штата.

Нынешняя резолюция – один из эпизодов борьбы за Десять заповедей, которым объявили войну атеистические организации, инициировавшие несколько процессов за запрет вывешивать скрижали в публичных местах. По их мнению, эти изображения нарушают Первую поправку к Конституции США, запрещающую государственную поддержку какой-либо религии.

10 заповедей – предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх.19:10-25).

Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух мало отличающихся друг от друга версиях (см. Исх.20:2-17; Втор.5:7-21). В другом месте (Исх.34:14-26) часть заповедей воспроизведена в форме комментария, вложенного в уста Всевышнего. Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония – на вторых.

Religare, 07.06.2011

к оглавлению

В Испании атеисты пытаются внедрить практику атеистических "крещений"

В Андалузии атеисты, стремясь вытеснить религию из жизни испанцев, добились разрешения на проведение т. н. гражданских "крещений", сообщает "Regions.Ru".

Во время атеистического ритуала над ребенком читаются Европейская декларация о правах ребенка и некоторые статьи Конституции, а крестные договариваются воспитывать дитя в духе демократических свобод, равенства и мира.

Муниципалитет Борхе стал первым в Андалузии, где начали совершать атеистические "крещения". Ритуалы проходят в домах культуры.

Мэр Борхе Хосе Антонио Понсе рассказал, что его муниципалитет "сотрудничает с сотней других испанских муниципалитетов, перенимая и развивая этот опыт". Однако инициатива, призванная заменить купель и святую воду, не пользуется популярностью: за 2 года с момента проведения первого ритуала "крестили" всего 15 детей.

В январе 2008 г. Понсе стал первым испанским мэром, которого Католическая Церковь удалила из своих метрик, после того как мэр отказался от своей принадлежности Церкви, полученной им в rрещении.

Атеистическую замену таинству крещения – "октябрины" - пытались популяризовать и большевики в 1920-30-х гг., но обряд в обществе на прижился.

Портал-Credo.Ru, 01.06.2011

к оглавлению

РАЗНОЕ

Каждые пять минут из-за своей веры погибает один христианин

Массимо Интровинье

«Каждые пять минут погибает один христианин из-за своей веры», - это ужасающее известие прозвучало в выступлении социолога Массимо Интровинье на Международной Конференции по межрелигиозному диалогу между христианами, евреями и мусульманами, состоявшейся в Гёдоллё (Будапешт) в рамках председательства Венгрии в Евросоюзе, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на catholic.uz.

Интровинье, представитель Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией против христиан, сообщил, что ежегодно погибает 105.000 христиан из-за своей веры, причем эта цифра показывает только количество подлинных мучеников, то есть людей, убитых только за то, что они христиане, без учета жертв гражданских и межгосударственных войн.

«Если эта цифра не прозвучит в мире, если не прекратится эта бойня, если не будет признано, что преследование христиан является первой проблемой мира в вопросах насилия и религиозной дискриминации, то диалог между религиями превратится только в красивые встречи, не дающие никакого конкретного результата», - заявил эксперт.

Во встрече принимают участие важные лица: Кардинал Петер Эрдё, президент европейских епископов, Хранитель Святой Земли отец Пьербаттиста Пиццабалла, Архиепископ Антонио Мария Вельо, Президент Папского Совета по пастырским посланиям мигрантам и перемещенным лицам, Маронитский Архиепископ Бейрута Поль Матар, митрополит Илларион, «Министр иностранных дел» Русской Православной Церкви, представитель еврейского европейского конгресса Густав Золтаи, представитель Организации исламской конференции Омюр Орхунн и генеральный секретарь Комитета по исламско-христианскому диалогу в Ливане Харек Шакиб Шехаб.

Египетский дипломат Али Махмуд заявил, что в его стране готовятся законы, которые будут защищать христианские меньшинства. Эти законы объявляют преступлением выступления, возбуждающие ненависть, а также запрещают враждебные сборища у церквей.

Кардинал Эрдё подчеркнул, что «опасность заключается в том, что многие христианские общины Среднего востока гибнут по причине эмиграции, потому что все христиане, чувствующие над собой угрозу, убегают».

«Европа должна приготовиться к новой волне эмиграции, в этот раз к эмиграции христиан бегущих от преследований», - предупредил он.

Со своей стороны, митрополит Илларион напомнил, что, по крайней мере, один миллион христиан жертв преследований — это дети.

НХМ, 07.06.2011

к оглавлению

В Казахстане увеличивается число обращений от родственников жертв деструктивных сект

Количество обращений пострадавших от деятельности деструктивных и псевдорелигиозных сект в Казахстане увеличивается, сообщила в четверг исполнительный директор ассоциации центров помощи пострадавшим от деструктивных сект Гаухар Хайруллина.

«Если в 2009 году было свыше 800 обращений, то по итогам 2010 года уже 930, то есть мы видим тенденцию роста обращения граждан», - сказала Хайруллина в интервью журналистам в кулуарах круглого стола «Современная религиозная ситуация – проблемы и тенденции развития».

Она пояснила, что речь идет об обращениях граждан по телефонам доверия в 18 центров помощи, дислоцированных во всех 14 областях страны и в городах Астана и Алматы.

«В этом году именно в ассоциацию поступило 11 обращений», - добавила представитель НПО.

По ее словам, обращаются в основном не сами втянутые в деятельность этих сект, а их родственники.

«Есть секты и христианского толка, и мусульманского, в основном – «целительные». Основная масса обращений – из Алматы и Карагандинской области», - отметила Хайруллина.

Центры помощи пострадавшим от деструктивных сект работают в Казахстане три года.

Агентство международной информации «Новости-Казахстан», 02.06.2011

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное