Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник ЦАИ No43


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№ 43
июль-сентябрь 2009

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apolresearch.org.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


Дорогие читатели!

В начале 1998 года мы выпустили первый номер «Вестника Центра апологетических исследований». За прошедшие одиннадцать лет своими статьями мы старались отвечать на самые актуальные и трудные вопросы современной христианской апологетики. Мы видим, что информированность в сфере культовых учений дает возможность совершать обдуманные поступки и избегать страшных ошибок. Мы также верим, что Господь призывает каждого из нас «подвизаться за веру, однажды преданную святым» и уберечь тем самым многих от лжеучений.

Мы нуждаемся в вашей помощи, молитвенной и духовной поддержке! Нам очень важно знать, какие проблемы с лжеучениями беспокоят ваши общины! Без ваших откликов и свидетельств наш труд может оказаться неактуальным или даже ненужным. Ваши письма поддерживают нас в работе и позволяют находить лучшие аргументы в диалогах с культистами. В свою очередь, все наши усилия и средства мы направляем на то, чтобы любой человек мог иметь доступ к современным исследованиям в области христианской апологетики и новых религиозных движений.

Пишите нам по адресу: Россия, 194044, Санкт–Петербург, а/я 954. Центр апологетических исследований или Russia@Apologetika.ru


НЛО в современной культуре

Среди новых религиозных движений, появившихся за последние шестьдесят лет, едва ли можно найти более притягательные и более противоречивые, чем те, что связаны с НЛО и внеземными цивилизациями. Пришельцы быстро освоились в роли космических покровителей человечества, а контакты с инопланетянами приобрели фольклорные и мифологические черты. Тема пришельцев и внеземных цивилизаций настолько прочно укоренилась в общественном сознании, что миллионы жителей планеты сейчас утверждают, будто НЛО являются реальными объектами. По данным Института Социологии РАН, пять процентов россиян верят в НЛО и инопланетян [1].

Кеннет Арнольдс изображением одного из виденных им объектов

Обложка первого номера журнала Fate за 1948 год, в котором был опубликован рассказ Арнольда о встрече с летающими дисками

С тех пор, как 24 июня 1947 года гражданский пилот Кеннет Арнольд, пролетая над Каскадными горами в западной части штата Вашингтон, увидел девять блестящих объектов, феномен НЛО стал неотъемлемой частью популярной культуры. Растиражированное прессой заявление Арнольда вызвало такой ажиотаж среди населения, что количество последующих сенсационных сообщений о «летающих тарелках» обрушилось на США, словно снежная лавина. Ученые сравнивали наблюдаемые явления с «огненными истребителями» времен Второй мировой войны, загадочным воздушным кораблем, появившимся в 1897 году на Среднем Западе США, и необъяснимыми аномалиями, описания которых сохранились с античных времен. Еще в середине XVI века придворный сочинитель Пьер Боэстюо заметил:

Небесный лик так часто изменялся бородатыми и косматыми кометами, факелами, огнями, колоннами, копьями, щитами, драконами, лунами, многочисленными солнцами и другими вещами подобного рода, что, если бы возникло желание подсчитать явления, произошедшие от Рождества Христова, и отыскать причины их возникновения, то и человеческой жизни не хватило бы [2].

"Убийца Санта-Клауса"
Дональд Ховард Мензел

Разоблачители мифов пытались охладить энтузиазм общественности, выступая с прозаическими научными объяснениями, но увлечение «летающими тарелками» не ослабевало. Астроном Дональд Мензел, в шутку называвший себя «убийцей Санта Клауса», призывал публику критически оценивать рассказы о наблюдаемых явлениях и искать наиболее простое и реалистичное объяснение «неопознанным летающим объектам». Так, в 1953 году Мензел писал: «Я совершенно уверен, что тарелки Арнольда появились, прежде всего, благодаря вихрям, возникающим над горным хребтом; это те самые воздушные потоки, из-за которых самолет попадает в „болтанку“, пролетая над сильно пересеченной местностью» [3]. Однако его девиз — «летающие тарелки действительно существуют; их видели, но они совсем не то, за что их принимают» [4] — наводил скуку на воодушевленных сограждан.

Некоторые сочли веру в НЛО отличным поводом для розыгрыша, и с неба посыпались диски из картона и фанеры, колеса с приделанными к ним железнодорожными фонарями, деталями старых вентиляторов, эмблемой серпа и молота и большими красными буквами «СССР» [5]. Один шутник на спор демонстрировал доверчивой публике «марсианина» — обритую и усыпленную хлороформом обезьяну — до тех пор, пока ветеринар не прекратил этот балаган [6]. Другим от страха повсюду чудились вражеские агенты: испуганная женщина сообщила в Федеральное бюро расследований, что «представители какой-то иностранной державы летают по небу и что-то пишут, пользуясь неизвестным кодом» [7]. Между тем, это была всего лишь безобидная реклама напитка «Pepsi»! Третьи призывали к решительным мерам и предлагали «сбивать все летающие тарелки, диски, тазы и лоханки, но только иностранного происхождения, а не американского» [8]. Встречались и совсем абсурдные сообщения про летающие тарелки с надписью «НЛО».

Из США «тарелочный» бум распространился на Западную Европу, Южную Америку и Австралию. Наблюдение загадочных явлений в странах, граничащих с Восточным блоком, вызвало серьезное беспокойство в правительственных и военных кругах Америки. В 1947 году Военно-воздушные силы США начали сбор и систематизацию сообщений об НЛО, поступающих с секретных объектов и ядерных полигонов в Нью-Мексико, Неваде и Калифорнии, чтобы выяснить их военное назначение. Первые проекты «Сайн» и «Градж» опровергли гипотезу о человеческом происхождении НЛО: наблюдаемые объекты не были сверхсовременными летальными аппаратами стран — потенциальных противников. Однако советская сторона не преминула обвинить Запад в очередной провокации, назвав появление НЛО уловкой, с помощью которой СССР вынуждают наращивать вооружения [9]. Время подтвердило несостоятельность этой гипотезы. В 1967 году на конференции Американского Общества инженеров-механиков докладчик Джордж Эрли подвел шутливый итог:

Если бы НЛО производили русские, то наша встреча проходила бы под эгидой Общества механиков-инженеров СССР, а меня бы уполномочили выступить перед вами с лекцией о прикладном марксизме. Если бы НЛО принадлежали Америке, то мы бы не расходовали тринадцать миллионов долларов в день на финансирование проекта «Аполлон» [10].

Говард Перси Робертсон

Учитывая внимание общественности и правительства к многочисленным сообщениям об НЛО, в 1953 году ЦРУ организовало сбор фактов силами армии и разведки. Анализ данных осуществляла группа экспертов под руководством Говарда Робертсона. Изучив факты, специалисты установили, что 90% сообщений об НЛО имели либо астрономическое, либо метеорологическое объяснение. Это заключение укрепило позиции гипотезы о естественном происхождении феномена. Комиссия постановила, что НЛО не представляют прямой угрозы безопасности США, но создают помехи для ВВС и других разведывательных служб. Поскольку чрезмерный интерес к феномену мог привести к развитию массового психоза, руководство нового проекта «Синяя книга» получило следующие рекомендации: 1) ориентировать изучение НЛО на дискредитацию проблемы, 2) успокаивать общественность, 3) отслеживать деятельность «неблагонадежных» уфологических организаций [11].

Джозеф Аллен Хайнек

Если разоблачение межпланетной теории тарелок не нашло большого отклика у публики (потому что обывателям хотелось верить в космические корабли, которые постоянно курсировали над Землей) [12], то в академических кругах к гипотезе внеземного происхождения НЛО относились враждебно. Физик Джеймс Макдональд отмечал, что проблема НЛО нетрадиционна, она изобилует невероятными событиями и явлениями, на которые у современной науки нет готовых ответов, и поэтому ученые не воспринимают ее всерьез [13]. Консультант ВВС США астрофизик Джозеф Аллен Хайнек, на ранних этапах исследований скептический относившийся к проблеме НЛО, отмечал:

Вопрос о существовании НЛО не должен быть битвой за веру. Он должен стать предметом спокойного, разумного, научного анализа. Возможно, что мы имеем дело с каким-то природным явлением, которое еще не можем объяснить или даже представить. Ведь сто лет назад мы не только ничего не знали о ядерной энергии, но даже не знали, есть ли у атома ядро. Кто может предсказать, какие поразительные факты мы будем знать через сто лет? [14]

Хайнек полагал, что высмеивание проблемы НЛО недостойно идеалов научного познания и рекомендовал Комитету по науке и астронавтике создать механизм, позволяющий досконально изучить сообщения, полученные из достоверных источников [15].

Эдвард Улер Кондон

С 1966 по 1968 год американское правительство финансировало работу тридцати семи экспертов под руководством специалиста по атомной энергии профессора Эдварда Кондона. Предвзятое отношение руководителя «проекта Колорадо» к изучаемой проблеме привело к расколу: фракция меньшинства обнародовала служебную записку, «из которой следовало, что у Комиссии… не было намерения браться за проблему НЛО всерьез» [16]. Отчет комиссии, который содержал подробный анализ пятидесяти девяти сообщений об НЛО, рассмотрел специальный комитет Национальной Академии Наук США. В заключительной части документа, опубликованного в начале 1969 года, Эдвард Кондон категорически отвергал внеземную гипотезу происхождения НЛО и рекомендовал прекратить дальнейшее изучение проблемы. Вскоре проект «Синяя книга», успешно работавший в течение семнадцати лет, был закрыт. К этому времени в его архиве накопилось более 12 600 сообщений об НЛО, из которых около 80% перешли в категорию ОЛО, т.е. «опознанных» как астрономические и атмосферные явления, объекты искусственного происхождения и просто мистификации. Часть явлений не подлежала идентификации в силу малой информативности сообщений [17].

Жак Валле

Общественность неоднозначно отреагировала на «Доклад Кондона» и заключения других экспертов. Аллен Хайнек отметил методологическую ошибку проекта: вместо изучения феномена члены комиссии рассуждали, являются ли НЛО пришельцами из космоса, то есть подменили анализ явления в целом оценкой одной из выдвинутых гипотез [18]. Коллега Хайнека, математик Жак Валле расценивал отчет Эдварда Кондона как «образец научной беззаботности» [19].

Уфологи были склонны продолжать исследования НЛО, поэтому параллельно с государственными комиссиями во многих странах появились группы энтузиастов и общественные организации, которые стали проводить сбор и анализ информации самостоятельно. Например, в США начали действовать Национальный комитет по исследованию атмосферных явлений (NCIAP), Организация по исследованию атмосферных явлений (APRO) и Центр по изучению НЛО (CUFOS). Во Франции Группа изучения неопознанных аэрокосмических явлений (GEIPAN), созданная в 1977 году при содействии Дж. Аллена Хайнека и Жака Валле, стала первой на Западе государственной организацией по исследованию НЛО.

В Советском Союзе программа изучения феномена была принята после массового наблюдения аномального «Петрозаводского явления» в 1977 году: исследования проводились до 1990 года силами двух засекреченных групп экспертов при Министерстве обороны и Академии наук, работавших по теме «Сетка» [20], Комиссии по аномальным явлениям в окружающей среде и секций по исследованию аномальных явлений при Научно-техническом обществе радиотехники, электроники и связи имени А.С.Попова в Москве, Ленинграде, Горьком и Киеве [21]. В целом выводы советских ученых совпали с точкой зрения американских экспертов.

Отношение к «проблеме НЛО» может быть разным, от ажиотажного трепета перед возможностью контакта с внеземной цивилизацией, до отрицания реальности самих наблюдений. Результаты, полученные в рамках этой работы, показали, что исследования «аномальных явлений» представляют несомненный как научный, так и прикладной интерес, однако «гипотеза», точнее даже легенда об «НЛО» как проявлении земной деятельности внеземных цивилизаций оказалась совершенно несостоятельной [22].

Сегодня лидером в области изучения феномена НЛО является Франция; по мнению специалистов GEIPAN, в большинстве случаев речь идет о «естественных природных явлениях, неправильно истолкованных наблюдателями». Часть так называемых «аэрокосмических явлений типа D» остаются неопознанными «ввиду неточности наблюдений и низкого качества материальных свидетельств» [23].

В России действуют сотни уфологических организаций и клубов; например, общество «Космопоиск», основанное в начале 1980-х годов, имеет десятки филиалов по всей стране. Официальные научные исследования проводятся только по программе SETI (Поиск Внеземного Разума средствами радиосвязи): проанализировав весь массив открытых звезд, российские астрономы составили список из ста ближайших к Земле звездных систем, из них пятьдесят восемь — потенциальные объекты SETI. В последнем десятилетии с радиолокационного телескопа в Евпатории были отправлены три послания, содержащие цифровую и аналоговую информацию. Ответ ожидается не раньше 2059 года [24]. Но пока Вселенная молчит: результаты SETI-экспериментов отрицательны, и деятельность внеземных цивилизаций не выявлена [25].

Космическое пространство, фольклор и новая космология

После окончания Второй мировой войны перед научным сообществом стояла задача популяризации новых идей. Технологические достижения создали огромный потенциал для развития промышленности; финансирование военно-промышленного комплекса повысило спрос на теоретические исследования. В США государственная политика способствовала развитию науки в качестве формирующего принципа современного общества, что подразумевало понимание важности научных исследований всеми гражданами страны.

Вернер фон Браун

В 1950-е годы человечество стояло на пороге осуществления заветной мечты о полетах в космос. Однако в битве за космос американской стороне пришлось не только состязаться с советской наукой, но и устранять внутренние мировоззренческие противоречия. Освоение космического пространства неизбежно привело к противостоянию науки и религии, посеяло страх и тревогу среди верующих. Конструктор Вернер фон Браун, «отец» американской космической программы, неоднократно заявлял, что его исследования не противоречат Божьим замыслам, и все же запуск ракет сопровождался нескончаемым потоком писем, в которых выражалась обеспокоенность тем, что ученые причиняют вред творению [26].

Толкование новой картины мира предложила научная фантастика. Дискуссия о месте человека во Вселенной, перенесенная в область художественного вымысла, со временем примирила общество с присвоением небесной сферы и сформировала популярную культуру космического пространства. Этот сравнительный молодой жанр искусства играл двоякую роль: с одной стороны, фантастика популяризировала науку, разъясняя суть новейших достижений, а с другой — мистифицировала ее, используя интерес человека ко всему необычному, выходящему за пределы повседневного опыта. Споры о природе НЛО не возникли на пустом месте; книги, журналы, комиксы, полнометражные фильмы и ТВ сериалы приучали публику к мысли о существовании инопланетного разума и возможном контакте с ним.

Те, кто серьезно верил в гипотезу внеземного происхождения таинственных летающих объектов, считали их предвестниками величайшего события в истории человечества: контакта с внеземной цивилизацией. Среди них были свои пророки, так называемые контактеры, которые утверждали, что они уже общались с ангелами космической эпохи [27]. Таинственные вестники обращались к землянам с предупреждением о грядущем конце света или техногенной катастрофе, порой наставляли в мудрости (фильм «День, когда Земля остановилась»,1951). Время от времени инопланетяне представали в образе чудовищ, поскольку не все пришельцы благоволили человечеству (фильмы «Война миров», 1951, и «Нечто», 1951). Конечно, среди контактеров были помешанные, шарлатаны и просто жаждущие внимания люди. Фантазеров «типа Джорджа Адамски» [28] специалисты распознавали довольно быстро, однако публика не спешила расставаться со своими «героями» и охотно внимала их рассказам о полетах на другие планеты.

День, конда Земля остановилась (1951)

Война миров (1951)

Нечто (1951)

Чтобы ни стояло за контактами с НЛО, человек запрограммирован на восприятие их со страхом и трепетом. Их появление в небесах, воспринимаемое как религиозные знамение (нередко подкрепляемое «знаками» материального присутствия), способно вызвать сложную ответную реакцию, так как небесное явление отождествляется с высшим знанием, силой и властью [29]. Неудивительно, что описания контактов с НЛО нередко носили мистический, оккультный или просто абсурдный характер. Очевидцы сообщали об удивительных, загадочных случаях, нарушивших спокойное течение их жизни. Суть их рассказов сводилась к описанию mysterium tremendum, завораживающего чувства прикосновения к ужасающей тайне, «остолбенелого изумления», вызываемого «чужеродностью» феномена. Контактеры описывали случаи столкновения со «священным», вызывающим состояние благоговения, страха и трепета, ужаса и величия [30]. Элементы «священного» наиболее точно характеризуют опыт встречи с НЛО. Но их перестали толковать с религиозной точки зрения: в современном обществе консенсус научных убеждений устанавливает стандарты истины в физическом мире, поэтому общество склонно рассматривать феномен НЛО с материалистической, а не метафизической точки зрения [31]. Они понимаются как физические объекты, странствующие по Вселенной космические корабли, управляемые представителями высокоразвитых цивилизаций.

Вторжение похитителей тел (1956)

Вышедший на экраны в 1956 году фильм «Вторжение похитителей тел» предвосхитил рассказы о похищениях людей инопланетянами. Очевидцы сообщали о медицинских процедурах, насильственных половых контактах с пришельцами, введенных в тело имплантантах, ощущении остановившегося и выпавшего времени. Американский фольклорист Томас Баллард, предложивший одну из трактовок НЛО как культурного феномена, утверждает, что современная вера в инопланетян имеет фольклорные параллели в прошлом [32]. Советский исследователь Валерий Санаров относит рассказы о встречах с НЛО к жанру несказочной прозы – меморатам или быличкам, то есть к повествованию о конкретном случае, связанном с определенной местностью и определенными лицами. В отличие от повествований о нечистой силе, современные мемораты сообщают о необычных летающих объектах и инопланетянах, которые поразительно напоминают персонажей старинных историй. При сравнении рассказов о чертях, леших и инопланетянах выявляются сходные детали:

  • Антропоморфные черты пришельцев: существа исполинского роста до трех метров, человечки ростом около одного метра и карлики чуть выше тридцати сантиметров, вровень с травой, покрытые волосами с большими клыками или с зелеными лицами, красной кожей и круглыми рыбьими глазами.
  • Время и место действия: наблюдения НЛО и встречи с пришельцами происходят, как правило, в темное время суток, в сельской местности.
  • Сопутствующие явления: остановка транспорта, внезапное появление и исчезновение НЛО, необычные ощущения очевидцев.
  • Последствия: потеря памяти или запрет говорить о случившемся.
  • Трагический исход: нервное потрясение, болезнь, иногда смерть [33].

    21 октября 1954 г., 21 ч. 30 мин. Пузу (Франция): Некий мужчина и его сын (4 года) родом из Шарбонье внезапно почувствовали острые покалывания, как при воздействии электрического тока; ребенок заплакал. Боль усиливалась по мере того, как машина продвигалась вперед. Внезапно машина остановилась, и фары погасли. Они были ослеплены сильным красным светом, который переходил в оранжевый. Он исходил из объекта, который висел над дорогой. Как только объект исчез, все пришло в норму [34].

    Из странного предмета появился высокий мужчина в серебристом костюме и поманил ее жестом. Александра оторопела от неожиданности. Время еще темное, на улице ни души... Хотела крикнуть, но почувствовала, что от страха не может сказать ни слова, хотела бежать — а ноги словно онемели. Незнакомец подошел к ней и, взяв за руку, проводил к своей машине…[35]

    30 марта, после солнечного затмения, мне приснился сон. Было сильное ощущение реальности произошедшего. Пару раз я пыталась выбросить этот сон из головы, но на меня находила депрессия… Это довольно мучительное состояние. Стоит мне принять сон как реальность — и все разом успокаивается [36].

Консультант НАСА математик Жак Валле, сопоставив упоминания об аномалиях в исторических хрониках, предания о «малом народце» и сообщения о контактах с НЛО, пришел к следующему выводу:

Параллель между этими современными представлениями и средневековыми легендами близка как никогда: точно такие же мысли высказывались в прошлом веке относительно интимных отношений с эльфами! Как мы уже видели, волшебные сказки переполнены историями о кражах детей, о подменышах и о похищениях мужчин и женщин с целью породнения с джентри [37] и воспроизведения потомства [38].

Кыштымский карлик

В 1996 году кыштымский карлик Алеша (таинственная личность, встреча с которым сулила беду) буквально за считанные месяцы обрел статус гуманоида [39]. Сомнительные показания «очевидцев», внезапно обретенные мощи серого человечка, повышенная активность уфологов невольно наводят на мысль о розыгрыше. Шутники даже обыграли известное выражение «скелет в шкафу»! [40] А легенда живет: страшилка, некогда бытовавшая в Челябинской области, стала достоянием всех россиян.

Люди в черном (1997)

Однако фольклор — это не только причудливые верования прошлого, передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение. Фольклор может быть всего лишь «неофициальной» культурой, т.е. верованиями народа, которые находятся в оппозиции к официальной точке зрения. Скептики отвергали внеземную гипотезу происхождения НЛО, полагая, что рассказы о космических кораблях, «зеленых человечках» и похищениях — дурная шутка, плод разыгравшегося воображения психически нездоровых или впечатлительных людей; правительственные круги разделяли их мнение. Уфологи, в свою очередь, постоянно обвиняли власти в заговоре и сокрытии информации. Напряжение, создаваемое противостоянием полярных взглядов, делало НЛО предметом фольклора. Например, сюжет комедии «Люди в черном» (1997) основан на ходивших в народе слухах о зловещей организации, которая якобы запугивала очевидцев НЛО и энтузиастов-уфологов. Создатели фильма предложили свою версию городской легенды: агенты MIB представляли правительственную организацию, скрывающую от простых обывателей инопланетную деятельность на Земле, в то время как американцы рассказывали байки о гуманоидах, внушающих нужные им мысли с помощью телепатии.

Томас Баллард

В 1987 году Томас Баллард проанализировал структуру 270 сообщений о похищениях и определил общую схему повествования, состоящую из восьми эпизодов (не все могут иметь место в каждом конкретном случае): 1. Похищение. 2. Медицинский осмотр. 3. Переговоры. 4. Экскурсия по кораблю. 5. Путешествие в другие миры. 6. Божественное послание. 7. Возвращение к нормальной жизни. 8. Последствия (физического, психического и паранормального характера) [41]. Сопоставив форму и содержание сообщений, Баллард пришел к выводу, что далеко не все пострадавшие пересказывали городские легенды: у многих пережитый опыт вызывал столь интенсивный эмоциональный отклик и оказывал на них воздействие такой силы, что определить, насколько этот опыт объективен или субъективен, фольклористу не представлялось возможным [42]. Таким образом, у Балларда зародились сомнения в том, что истории об НЛО и инопланетянах — всего лишь продукт народного творчества, в котором отразилась современная жизнь.

Жак Валле выдвинул ряд положений, опровергающих представления об инопланетянах как «братьях по разуму», путешествующих на космических кораблях с гайками и болтами. Он утверждает, что «НЛО представляют собой физические проявления, которые невозможно понять вне их психической и символической реальности»; они – продукт «некой духовной системы, воздействующей на людей и находящей свое применение в людях» [43]. Валле определил три уровня воздействия НЛО:

Физический: НЛО проявляют себя как небольшая замкнутая область пространства, в пределах которой сконцентрировано колоссальное количество энергии.

Биологический: Встречи с НЛО вызывают видения, галлюцинации, потерю ориентации в пространстве и во времени, различные физиологические реакции (временную потерю зрения, паралич, изменение ритма сна), паранормальные способности.

Социальный: Информация об НЛО проникает во все слои общества, поставляя сюжеты для индустрии развлечений. Этот опыт формирует новые мировоззрение и типы поведения.

Бренда Денцлер

В широком смысле рассказы об НЛО принадлежат к жанру мифа, понимаемого как система знаний, дающая человеку фундаментальные представления о мире. Религиозная мифология отвечает на вопросы о начале и конце света и о том, как следует жить на земле. Мифология НЛО не создала всеобъемлющей картины мира, однако рассказы об НЛО и пришельцах постепенно сформировали мировоззрение, предлагающее свое видение прошлого, настоящего и будущего человечества [44]. Социолог Бренда Денцлер, проводившая исследование американских уфологических сообществ, пишет, что жертвы похищений нередко полностью переосмысливают свои религиозные убеждения. По результатам проведенного ею опроса, 77% респондентов признали, что они стали гораздо больше задумываться о духовных материях, 65% опрошенных заявили, что их религиозная вера претерпела изменения, 56% респондентов пересмотрели обрядовую сторону веры, при этом 55% сообщили, что их стала меньше интересовать организованная форма религии. С одной стороны пришельцы поощряли «веру в Бога», а с другой настойчиво отвращали своих «подопечных» от церковной жизни. По словам одной женщины, похитители сообщили ей, что Церковь, священники и церковные уставы не от Бога, и им не следует доверять. Другому мужчине инопланетяне поведали, что «у них такой же Бог, но нет Христа». Некоторым пленникам «духовные существа» внушали пантеистические представления о мире: все от Бога, и все есть Бог, все материальные объекты обладают душой и телом, у тела есть сознание, и Вселенная находится в непрерывном процессе созидания. Некоторые жертвы заявляли, что они избраны служить примером для остального человечества и учить людей общению с вселенским светом [45]. Многие считали инопланетян представителями высшей расы, которая восхитит верующих во времена глобальной катастрофы, приведет человечество на новый уровень развития и превратит людей в «граждан космоса» [46].

Заключение

В конечном итоге, не так уж и важно, являются ли НЛО реальными физическими объектами, поскольку вера в них имеет субъективные последствия. Такие исследователи, как Жак Валле, вплотную приблизились к пониманию истинной природы феномена, но не готовы поступиться научным мировоззрением.

Многие годы феномен НЛО служил опорой человеческому воображению, основой для человеческой трагедии, фабрикой грез. Мы отразили его в кино, поэзии, музыке, фантастике. А он отразился в нас. Феномен функционирует как операционная система символической коммуникации на уровне всего земного шара... Он влияет на то, что мы называем духовной жизнью. Он затрагивает нашу политику, историю, культуру. Он был характерной чертой нашего прошлого. Несомненно, он явится и неотъемлемой частью нашего будущего [47].

Писание подсказывает, что истории об НЛО необходимо оценивать с библейской точки зрения. Послания пришельцев создают замешательство в умах и порождают сомнение в душах: подражая форме Божественного откровения, они противоречат Слову по содержанию. Вера в особое предназначение внеземных цивилизаций не нуждается в искупительной жертве Спасителя Христа. Признав авторитет таких откровений, мы попадаем в сети искусного обмана. Лживые откровения создают иллюзию выбора между двумя реальностями — созданной Богом и навязанной НЛО. Принимая лживое откровение на веру, мы начинаем самостоятельно судить о реальности. Мы с легкостью судим о делах Божьих и всерьез противопоставляем благодать обещаниям гностической мудрости. Но Единородный Сын уже сошел с небес, воплотился в человека и пострадал за наши грехи. Бог прошел сквозь время и пространство для встречи со Своим творением. Эта встреча уже состоялась, и Господь грядет вновь.

— Валерия Сорокина

СНОСКИ

1 Центр «Религия в современном обществе» ИС РАН. Аналитический доклад «Российская повседневность в условиях кризиса: взгляд социологов». М., 2009. www.isras.ru/index.php?page_id=1104 [Назад]
2
Валле Ж. Хроники появления инопланетян. М., 2000. http://ufo.metrocom.ru/book3/valle1.htm [Назад]
3
Мензел Д. О летающих тарелках. М., 1962. www.skeptik.net/ufo/menzel.htm [Назад]
4
Там же. [Назад]
5
Там же. [Назад]
6
Earley George W. Unidentified Flying Objects: An Historical Perspective. Design Engineering Conference, May 15-18, 1967. www.nicap.org/histper.htm [Назад]
7
Мензел Д. О летающих тарелках. М., 1962. www.skeptik.net/ufo/menzel.htm [Назад]
8
Там же. [Назад]
9
Earley George W. Unidentified Flying Objects: An Historical Perspective. Design Engineering Conference, May 15-18, 1967. www.nicap.org/histper.htm [Назад]
10
Там же. [Назад]
11
Гиндилис Л.М., Колпаков Ю.К. Петрозаводский феномен. М., 1999. www.astronet.ru:8101/db/msg/1169491/1_1.htm [Назад]
12
Мензел Д. О летающих тарелках. М., 1962. www.skeptik.net/ufo/menzel.htm [Назад]
13
McDonald J.E. Prepared Statement on Unidentified Flying Objects. Symposium on Unidentified Flying Objects. Hearings before the Committee on Science and Astronautics. U.S. Government Printing Office, Washington, 1968. www.project1947.com/shg/symposium/mcdonald.html#prepstmt [Назад]
14
Цит. по Сурдин В.Г. Уфология. www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/astronomiya/UFOLOGIYA.html [Назад]
15
Hynek J.A. Oral Statement. Symposium on Unidentified Flying Objects. Hearings before the Committee on Science and Astronautics. U.S. Government Printing Office, Washington, 1968. www.nicap.org/emerge.htm [Назад]
16
Валле Ж. Хроники появления инопланетян. М., 2000. http://ufo.metrocom.ru/book3/valle1.htm [Назад]
17
Hynek J.A. The Emerging Picture of the UFO Problem. Presented at the AIAA 13th Aerospace Sciences Meeting. Pasadena, California. January 20-22, 1975. www.nicap.org/emerge.htm [Назад]
18
Гиндилис Л.М., Колпаков Ю.К. Петрозаводский феномен. М., 1999. www.astronet.ru:8101/db/msg/1169491/1_1.htm [Назад]
19
Валле Ж. Параллельный мир. М., 1995. www.koob.ru [Назад]
20
Платов Ю.В., Соколов Б.А. Изучение неопознанных летающих объектов в СССР. Вестник Российской Академии Наук. Т. 70, № 6, с. 507-515 (2000). http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/UFO.HTM [Назад]
21
Гиндилис Л.М., Колпаков Ю.К. Петрозаводский феномен. М., 1999. astronet.ru:8101/db/msg/1169491/1_8.htm [Назад]
22
Платов Ю.В., Соколов Б.А. История государственных исследований НЛО в СССР. www.scientific.ru/paranor/uforus3.html [Назад]
23
GEIPAN UAP Investigation Unit Opens Its Files. www.cnes.fr/web/CNES-en/5866-geipan-uap-investigation-unit-opens-its-files.php [Назад]
24
Стрельникова Л. Внеземные цивилизации молчат, но их все равно ищут. Известия, 07.10.2005. www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?_language=ru&id=6b95b1f1-0d70-41c6-a8ba-2531922d9a9a [Назад]
25
Гиндилис Л.М. Астросоциологический парадокс в проблеме SETI. http://alt-future.narod.ru/Seti/gind1.htm [Назад]
26
Gilbert J.B. Redeeming Culture: American Religion in an Age of Science. University of Chicago Press, 1997. [Назад]
27
Ellwood R.S. "UFO Religious Movements" // Miller T. (Ed.) America’s Alternative Religions. State University of New York Press, 1995. [Назад]
28
Выражение принадлежит Дж. Аллену Хайнеку. [Назад]
29
Alexander B. "Machines Made of Shadows. Beyond the 'Reality' of UFOs" // SCP Journal. Vol. 17: 1-2, 1992. [Назад]
30
Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб., 2008. С. 221-230. [Назад]
31
Denzler B. The Lure of the Edge: Scientific Passions, Religious Beliefs, and the Pursuit of UFOs. University of California Press, 2001. [Назад]
32
Bullard T. "UFOs — Folklore of the Space Age" // Lewis R. J. UFOs and Popular Culture: An Encyclopedia of Contemporary Myth. ABC-CLIO, 2000. [Назад]
33
Санаров В.В. НЛО и энлонавты в свете фольклористики. Техника молодежи, №11 (1979). С. 46-52. www.philology.ru/literature1/sanarov-79.htm [Назад]
34
Валле Ж. Хроники появления инопланетян. М., 2000. http://ufo.metrocom.ru/book3/valle1.htm [Назад]
35
Тульскую дворничиху похитили инопланетяне! www.ufolog.ru/articles/detail.aspx?page=1&id=2707 [Назад]
36
"Встречи с инопланетянами" // Аномальные новости. Выпуск № 41 (311), 2006. www.anomaliy.ru/article/5806/311 [Назад]
37
По ирландским поверьям — таинственный народец. [Назад]
38
Валле Ж. Хроники появления инопланетян. М., 2000. http://ufo.metrocom.ru/book3/valle1.htm [Назад]
39
Кыштымский карлик. Казань Космопоиск. http://kazankosmo.ru/obschie-stati/kyishtyimskiy-karlik.html [Назад]
40
Кострицкий С. Нераскрытая тайна пришельцев. Кыштымский карлик. Передача канала Рен-ТВ, 2004. http://rutube.ru/tracks/625905.html?v=9678e47751c6432f9f2fa1806002adb3 [Назад]
41
Denzler B. The Lure of the Edge: Scientific Passions, Religious Beliefs, and the Pursuit of UFOs. University of California Press, 2001. [Назад]
42
Ellwood R.S. "UFO Religious Movements" // America’s Alternative Religions. Miller T. (Ed.) State University of New York Press, 1995. [Назад]
43
Валле Ж. Параллельный мир. М., 1995. www.koob.ru [Назад]
44
Bullard T. "UFOs — Folklore of the Space Age" // Lewis R. J. UFOs and Popular Culture: An Encyclopedia of Contemporary Myth. ABC-CLIO, 2000.[Назад]
45
Denzler B. The Lure of the Edge: Scientific Passions, Religious Beliefs, and the Pursuit of UFOs. University of California Press, 2001. P. 136-137. [Назад]
46
Там же .[Назад]
47
Валле Ж. Параллельный мир. М., 1995. [Назад]

Инопланетные боги: религиозное измерение веры в летающие тарелки

5 июня 2009 года Раэльское Движение объявило о планах строительства в Лас-Вегасе нового «УФОлэнда» — религиозно-развлекательного комплекса, объединяющего в себе функции штаб-квартиры раэлизма, музея истории контактов человечества с инопланетными цивилизациями и 1000-местной аудитории, в которой основатель движения Клод Ворильон (Раэль) будет читать публичные лекции.

Раэльское Движение — лишь одна из десятков, если не сотен религиозных групп, известных под названием «уфологических культов», существенной частью учения и практики которых является вера в существование инопланетного разума или активное общение с ним. Всем этим группам в той или иной степени присущи три взаимосвязанных убеждения: (1) летающие тарелки существуют на самом деле; (2) инопланетные цивилизации вступают в контакт с человечеством; (3) послания, получаемые человечеством от этих цивилизаций, имеют огромную важность. Как правило, деятельность таких групп сосредоточена вокруг харизматичных, нередко даже эксцентричных личностей, претендующих на обладание эзотерическими знаниями, полученными от представителей инопланетных рас [1].

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые основные направления, сложившиеся в среде уфологических культов за последнее столетие, и дадим краткую характеристику наиболее ярким представителям этого движения.

Предтечи современных уфологических культов

Эммануил Сведенборг

Тема общения с представителями инопланетных цивилизаций появилась в эзотерических и оккультных учениях задолго до начала всеобщего увлечения «летающими тарелками». Самые ранние упоминания о таких контактах появились в контексте спиритических «астральных путешествий» — парапсихологи и медиумы утверждали, что они, выходя из тела, якобы посещали другие обитаемые миры во вселенной.

В 1785 году известный шведский ученый-естествоиспытатель, изобретатель, теософ и мистик Эммануил Сведенборг опубликовал трактат «О землях в нашем солнечном мире, именуемых планетами; и о землях в звездных небесах: об их обитателях, а также о тамошних духах и ангелах; на основании услышанного и увиденного» (De Telluribus in Mundo Nostro Solari, quae vocantur planetae: et de telluribus in coelo astrifero: deque illarum incolis; tum de spiritibus & angelis ibi; ex auditis & visis) [2]. В этом сочинении Сведенборг поведал миру о том, как он духовным образом посетил различные планеты солнечной системы и других звездных миров и общался с обитающими на них людьми, духами и ангелами.

Уильям Джеймс и Теодор Флурной (справа)

В 1900 году психолог Теодор Флурной [3] опубликовал отчет о своих беседах с французским медиумом Хеленой Смит (настоящее имя Катерина-Элиза Мюллер), которая называла себя реинкарнацией некоей индийской принцессы и французской королевы Марии-Антуанетты и утверждала, что в 1890-х годах в состоянии транса совершила путешествие на Марс. Смит рисовала картинки марсианской флоры и фауны и говорила на «марсианском языке», который якобы выучила во время своего путешествия.

В 1930 году в США было опубликовано собрание из девяти статей умершего в 1926 году парапсихолога и целителя Уилларда Магуна [4]. В одной из статей говорилось, что еще в юности под дейст­вием некоей «невидимой силы» Магун вышел из тела и был перенесен на Марс, где обнаружил весьма продвинутую цивилизацию. По его словам, автомобили на электрической тяге появились у марсиан задолго до того, как земляне придумали безлошадные кареты, а мощные радиостанции — задолго до рождения Маркони. Ко всему прочему, марсиане были невидимы, и он мог только чувствовать их присутствие [5].

Антропоморфные черты, которыми упомянутые спиритисты и медиумы наделяли обитателей других миров, очевидны. По сути, их фантазия не могла вырваться за пределы известного им мира, и они переносили земные реалии на выдуманные ими миры.

Е. П. Блаватская

Начало совершенно иному подходу к описанию инопланетных обитателей положила теософия Елены Петровны Блаватской, которая в книге «Тайная доктрина» решительно отвергла достоверность существовавших прежде спиритических теорий:

И, действительно, во всех романах, так же, как и во всех, так называемых, научных вымыслах и спиритических «откровениях», приходящих с Луны, Звезд и Планет, мы находим просто лишь новые комбинации или изменения в людях и вещах, в страстях и формах жизни, обычных для нас, несмотря на то, что природа и жизнь на других планетах нашей Солнечной Системы совершенно отличаются от тех, что существуют на нашей Земле. Сведенборг, главным образом, выделялся распространением такого ошибочного верования! <…> Многочисленны романы и рассказы, некоторые чисто фантастичные, другие блистающие научными знаниями, авторы которых пытались представить и описать жизнь на других Планетах. Но все они, как один, дают лишь некоторую искаженную копию драмы окружающей нас жизни. Они, по мнению Вольтера, или люди нашей собственной расы под микроскопом, или же, согласно де Бержераку, лишь грациозная игра воображения и сатиры; но мы всегда находим, что новый мир является по существу лишь тем, на котором мы сами живем. И так сильна эта склонность, что даже большие, прирожденные, хотя и не посвященные, ясновидцы, становятся жертвами этого заблуждения, если они не были воспитаны в должном направлении; примером тому служит Сведенборг, который заходил настолько далеко, что наряжал жителей Меркурия, встречаемых им в мире духов, в одежды, носимые в Европе [6].

Однако сама Блаватская, несомненно, верила во множественность обитаемых миров вселенной, хотя и настаивала на том, что обитатели их радикально отличаются от земных жителей:

Даже великие Адепты (конечно, посвященные), несмотря на то, что они являются испытанными Ясновидцами, могут утверждать полное ознакомление с природою и видимостью планет и их обитателей, принадлежащих лишь к нашей Солнечной Системе. Они знают, что почти все Планетные Миры обитаемы, но — даже в духе — они могут достигать лишь находящихся в нашей Системе; и также они знают, как трудно даже для них вполне объединиться сознанием с планами сознания внутри нашей Системы, ибо они настолько разнятся от состояний сознаний, доступных на нашем Земном шаре, например те, которые существуют на Цепи Сфер на трех планах за пределами плана нашей Земли. <…> Тем не менее, остается фактом, что большинство Планет, как Звезды за пределами нашей Солнечной Системы обитаемы, факт, признанный даже самими учеными [7].

Блаватская утверждала, что на эволюцию человечества оказывали влияние некие сверхъестественные существа, которых она называла Вознесенными Мастерами, и что некоторые из этих существ обитают на Венере. Это учение получило дальнейшее развитие в трудах таких теософов, как Анни Безант, Алиса Бейли, Чарльз Ледбитер:

Наша земная эволюция получила ценнейший толчок благодаря помощи, оказанной нам нашей планетарной сестрой, Венерой. Венера в настоящий момент находится в пятом воплощении своей цепи и в седьмом цикле этого воплощения, так что ее обитатели опережают нас в эволюции на полтора периода цепи. И поскольку, таким образом, ее обитатели настолько более развиты, чем мы, было сочтено желательным, чтобы некоторые Адепты из эволюции Венеры были перемещены на нашу Землю, чтобы помочь во время особенно трудного периода, как раз перед закрытием двери, в середине четвертой коренной расы. Эти величественные Существа именовались Господами Пламени и Сынами Огня, и Они оказали чудесное воздействие на нашу эволюцию... Большинство из Них оставались с нами лишь до конца того критического периода нашей истории; немногие из Них все еще остаются с нами и занимают высочайшие посты в Великом Белом Братстве до тех пор, пока люди нашей собственной эволюции не достигнут такой высоты, что смогут сменить своих величественных Посетителей [8].

Гай Баллард

Естественно, что первый зафиксированный в истории религиозный культ, основанный на контактах с представителями инопланетной цивилизации, вырос на фундаменте теософии. Это было движение под названием. «Религиозная деятельность Я ЕСМЬ» (I AM Religious Activity), основанное в начале 1930-х годов в США Гаем Баллардом. В 1934 году Баллард опубликовал под псевдонимом Годфри Рэй Кинг книгу «Раскрытые тайны» (Unveiled Mysteries) [9]. В этой книге есть упоминание о том, что однажды под Новый Год, по настоянию Вознесенного Мастера графа Сен-Жермена [10], он и еще 105 человек отправились в пещеру в горах Ройал Тетон, где им явились 12 Мастеров с планеты Венера, которые с помощью большого зеркала продемонстрировали собравшимся картины из жизни технологически и духовно продвинутой расы венерианцев [11]. По словам Балларда, впоследствии представители венерианской цивилизации регулярно передавали через него послания всемирному сообществу контактеров.

Тем не менее, «Религиозную деятельность Я ЕСМЬ» еще нельзя назвать уфологическим культом в полном смысле этого слова, поскольку главный акцент это учение делало на контактах не с инопланетянами как таковыми, а с возвышенными Мастерами, такими как граф Сен-Жермен, и было построено на таких теософских понятиях, как «присутствие Я ЕСМЬ», карма, реинкарнация и т. п. По существу, Баллард просто встроил тему инопланетной цивилизации в уже существовавшее теософское учение [12].

Переломный момент

Вечером 9 октября 1946 года многие жители Сан Диего вышли на улицу, чтобы посмотреть на метеорный дождь. Однако вместо падающей звезды они увидели некий темный летающий объект, по форме напоминающий вытянутую пулю с крыльями, как у летучей мыши. Объект находился в небе около полутора часов, то ускоряя, то замедляя полет и время от времени опуская на землю луч прожектора, после чего скрылся.

Волею обстоятельств в толпе зевак оказался и местный медиум по имени Марк Проберт, который к тому времени уже некоторое время получал послания, посвященные космической философии, от духовных наставников, в числе которых был и тибетец 500-тысячелетнего возраста по имени Йада Ди-Шиит [13]. Проберт позвонил своему знакомому оккультисту по имени Н. Мид Лейн, который посоветовал ему попробовать вступить с экипажем НЛО в телепатический контакт. По словам Проберта, эксперимент удался, и пришельцы сообщили ему много подробностей о себе, о своей расе, о своих целях, а также об устройстве корабля (который, кстати, носил имя «Карита»). Таким образом, Марк Проберт вошел в историю как первый «контактер».

Однако по-настоящему переломным моментом в эволюции уфологических религий стало лето 1947 года, когда почти одновременно произошли два исторических события: 24 июня американский бизнесмен Кеннет Арнольд заявил о том, что наблюдал над Каскадными горами (кстати сказать, примерно там же, где двумя десятилетиями ранее Гай Баллард якобы встретился с графом Сен-Жерменом) полет девяти светящихся дисков; 8 июля американская военная авиабаза в г. Розуэлл, штат Нью-Мексико, опубликовала пресс-релиз, в котором говорилось, что на территории расположенного неподалеку ранчо были найдены обломки «летающего диска».

После этих событий градом посыпались сообщения о столкновениях с неопознанными летающими объектами и телепатических контактах с инопланетными существами — как правило, благонамеренными и желающими землянам только добра. 3 июля 1947 года малоизвестный оккультист Оле Снейде в интервью газете «Сан-Франциско Кроникл» сделал революционное заявление, сообщив, что все летающие тарелки являются космическими кораблями с других планет, и что у них должна быть база на обратной стороне Луны. Эту информацию он якобы получил, регулярно путешествуя по галактике с помощью телепортации.

Религия летающих тарелок

Джордж Адамски

Одним из первых воспользоваться открывшимися возможностями сумел теософ Джордж Адамски. Начиная с 1940-х годов в его книгах появилась тема инопланетных существ. В рассуждениях Адамски на эту тему не было ничего нового — он лишь повторял то, что до него не раз говорили другие, более известные авторы [14]. Известность он приобрел лишь благодаря тому, что первым сумел удачно приспособить свои теософские убеждения к охватившей мир «инопланетной лихорадке».

В 1944 году Адамски поселился у подножия горы Паломар, на которой расположена знаменитая астрономическая обсерватория, а в 1949 году опубликовал фантастический роман по названием «Пионеры космоса: путешествие на Луну, Марс и Венеру» (Pioneers of Space: A Trip to the Moon, Mars and Venus), в котором говорилось о контактах с инопланетными существами. 20 ноября 1952 года, по словам Адамски, его фантазии стали явью: он сам и небольшая группа его друзей увидели сигарообразный летательный аппарат, который приземлился неподалеку. На месте посадки они встретили невысокого, довольно молодого на вид гуманоида с зелеными глазами и длинными волнистыми светлыми волосами. Тот представился как Ортон и сообщил, что прилетел с Венеры, но в одной из своих предыдущих жизней был землянином. Впоследствии Адамски рассказывал, что еще не раз встречался с представителями инопланетных цивилизаций и даже совершил несколько полетов на космических аппаратах. На борту этих аппаратов он якобы познакомился с Вознесенными Мастерами и учителями, а один учитель даже поделился с ним наставлениями, на удивление похожими на прежние теософские убеждения Адамски, — суть их сводилась к тому, что в процессе реинкарнации дух человека развивается и перемещается с одной планеты на другую.

Экстравагантные заявления Адамски вызвали большой ажиотаж, и в 1959 году он даже удостоился аудиенции у королевы Нидерландов. Он продолжал настаивать на правдивости своих рассказов до самой смерти в 1965 году и даже объявил подделкой снимки обратной стороны Луны, сделанные советским спутником, на которых, естественно, не было ни городов, ни космодромов, якобы виденных им во время космических путешествий.

Кончина Адамски не стала концом его дела — преданные последователи, стремясь сохранить и преумножить его наследие, создали в г. Виста, штат Калифорния, «Фонд Джорджа Адамски» (George Adamski Foundation), существующий до сих пор. Кроме того, его идеи до сих пор распространяются и эксплуатируются множеством мелких групп, которые социологи собирательно называют «группами Адамски».

Дэниел Фрай (1955)

В 1954 году Дэниел Фрай, сотрудник компании «Аэроджет», занимавшейся разработками систем слежения за ракетами, опубликовал книгу «Происшествие в Уайт-Сэндз» (The White Sands Incident) [15], в которой утверждал, что 4 июля 1950 года в пустыне неподалеку от ракетного испытательного полигона Уайт-Сэндз он стал свидетелем приземления космического корабля. Корабль выглядел как приплюснутый эллипсоид высотой 5 и диаметром 10 метров и, как выяснилось, представлял собой дистанционно управляемый траспортный катер с большого корабля-матки, находившегося в тот момент полутора тысячах километров от Земли. Пилот по имени Алан, находившийся на большом корабле, пригласил Фрая на борт катера и прокатил его до Нью-Йорка и обратно, причем полет занял всего полчаса.

Во время полета и последующих контактов Алан сообщил Фраю ряд неизвестных фактов относительно законов физики, происхождения человечества, а также «неверно переведенных» библейских текстов [16]. Он также объяснил, что 30 тысяч лет назад между обитателями континентов Лемурия и Антлантида вспыхнула война, в ходе которой вся земная цивилизация погибла. Выжили только экипажи шести летательных аппаратов, которые укрылись от гибели в Тибете. Посовещавшись, часть выживших решила начать новую жизнь на Марсе, природные условия на котором в то время были пригодны для человека. Раса, к которой принадлежал Алан, произошла именно от них. Другая часть выживших решила обосноваться в Тибете, где уровень радиации был достаточно мал [17].

Вскоре после выхода книги в свет Фрай не сумел пройти проверку на «детекторе лжи» [18], а представленная им 16-мм пленка, на которую он заснял пресловутый «космический корабль», при ближайшем изучении производит впечатление подделки [19]. Несмотря на это в 1955 году в г. Эль-Монте, штат Калифорния, вместе с девятью последователями он создал некоммерческую организацию «Понимание» (Understanding), которая в течение следующего десятилетия выросла в международное движение с 1500 оплачиваемых сотрудников и примерно 60 отделениями в США. Вплоть до 1979 года организация издавала газету «Понимание» объемом 20 полос (всего вышло 240 с лишним номеров). Сам Фрай почти бесплатно читал публичные лекции в клубах, на радио и телевидении, а также написал несколько книг и брошюр. Однако к началу 70-х годов финансовое положение Фрая начало ухудшаться, и одновременно стало сокращаться количество членов организации. В 1978 году Фрай отошел от дел и переехал в г.Аламогордо, штат Нью-Мексико, где и прожил до самой кончины в 1992 году, однако без его руководства «Понимание» продержалось совсем недолго и в 1979 году было распущено.

Некоторые критики считали организацию «Понимание» религиозным культом, однако сам Фрай последовательно утверждал, что его последователи не обязаны придерживаться никаких определенных убеждений. В начале 1970-х профессор Роберт Элвуд из Университета Южной Калифорнии, занимавшийся изучением новых религиозных движений, посетил собрание последователей «Понимания» в г. Инглвуд, штат Калифорния, и отметил: «Собрание не сопряжено ни с какими конкретными религиозными обрядами, хотя, что интересно, в качестве вступительной молитвы был использован текст из сочинений Алисы Бейли» [20].

— Дмитрий Розет

СНОСКИ

1. Samples K. “UFO Cults” // Ross H., Samples K., Clark M. Lights In The Sky And Little Green Men. Colorado Springs, CO: Navpress, 2002. P. 148-149. [Назад]
2. Текст трактата в переводе Д. Васильева («Земли во Вселенной») можно скачать с сайта swedenborg.org.ua. [Назад]
3. Flournoy T. From India to the Planet Mars, a Study of Somnambulism with Glossolalia. NY: Harper & Brothers, 1900. [Назад]
4. Magoon W. M., Greenwood MagoonV. Willard M. Magoon, Psychic and Healer by Vodisa Greenwood Magoon and Nine Articles by W.M. Magoon. Newport, VT: Wm. B. Bullock, 1930. [Назад]
5. Melton G. J. “The Contactees: A Survey” // Lewis J. R., ed. The Gods Have Landed: New Religions From Other Worlds. Albany, NY: State University of New York Press, 1995. P. 1. [Назад]
6. Блаватская, Е. П. Тайная доктрина. Том II, Отдел IV, Глава B. Цит. по изданию «Тайная доктрина. Книга 2. Война богов» . АСТ, 2004. [Назад]
7. Там же. [Назад]
8. Leadbeater C. W. A Textbook of Theosophy. Wheaton, IL: The Theosophical Publishing House, 1912. [Назад]
9. King G. R. Unveiled Mysteries. Chicago, IL: Saint Germain Press, 1934. [Назад]
10. Сен-Жермен, граф — известный алхимик и авантюрист XVIII века, спиритическое общение с которым играло ключевую роль в ряде оккультных учений XIX-XX столетий. [Назад]
11. Melton, p. 2. [Назад]
12. Partridge C. “Understanding UFO Religions and Abduction Spiritualities” // Partridge, C., ed. UFO Religions. New York: Routledge, 2003. P. 8. [Назад]
13. Clark J. Extraordinary Encounters: An Encyclopedia of Extraterrestrials and Otherworldly Beings. Santa-Barbara, CA: ABC-CLIO, 2000. P. 69. [Назад]
14. Reece G. L. UFO Religion: Inside flying saucer cults and culture. London: I. B. Tauris, 2007. P. 111 [Назад]
15. Fry D. W. The White Sands Incident. Franklin Thomas, 1954. [Назад]
16. Fry D. W. To Men On Earth. P. 38-41. danielfry.com/index.php?id=1120#_Toc67988009 [Назад]
17. Fry. To Men On Earth, pp. 33-35. [Назад]
18. Fry D. W. “My Experience With The Lie Detector” // Saucers, Vol. II, No. 3, Sept. 1954. P. 6-8. [Назад]
19. Donovan S. Fake UFO Films? danielfry.com/index.php?id=1241 [Назад]
20. Ellwood R. S. Religious and Spiritual Groups in Modern America. Prentice Hall, 1973. P. 143-145. [Назад]

Полный текст статьи будет опубликован на сайте ЦАИ (www.apologetika.ru)

Оглавление

НЛО: духовная опасность

Рон Роудс

Никогда не забуду, как в Южной Калифорнии я впервые в жизни пережил землетрясение. Земля у меня под ногами начала двигаться. Все вокруг двигалось. Я услышал скрип и треск — это мой дом раскачивался взад-вперед. Свисающий с потолка на цепи светильник мотался туда-сюда. Вода в кошачьей кормушке плескала через край.

А потом все закончилось. Землетрясение продолжалось всего семь секунд. Но семь секунд тянутся очень долго, когда все вокруг тебя движется.

Мы с моей женой Керри тут же включили телевизор и услышали, что на самом деле пережитое нами землетрясение было довольно слабым — примерно четыре балла по шкале Рихтера. Если это было «слабое» землетрясение, подумал я про себя, не хотел бы я попасть в сильное.

Тем же вечером из новостей мы узнали, что во время землетрясения никто не пострадал, и никакого серьезного ущерба зданиям и предприятиям в нашей местности нанесено не было. Но, как обычно, репортеры воспользовались возможностью напомнить зрителям, что, хотя это землетрясение и было слабым, «сильное» должно произойти в ближайшие лет тридцать, так что жителям Калифорнии лучше быть к этому готовыми.

Видите ли, мало того, что во время мощного землетрясения почва двигается резко и сильно, это еще и происходит на протяжении нескольких минут. Последствия таких землетрясений могут быть ужасными. Фундаменты зданий могут быть сильно повреждены или разрушены. Стены и перекрытия могут сложиться, словно карточный домик.

В течение последних нескольких десятилетий Америка переживала мощное «землетрясение» — потрясение мировоззренческих устоев. Что такое «мировоззрение»? Это наши представления об окружающем нас мире. Это механизм, посредством которого мы интерпретируем получаемую извне информацию. И за последние тридцать лет в том, как американцы смотрят на мир и понимают его, произошли разительные перемены. «Почва» мировоззрения сдвинулась у нас под ногами.

Одна из перемен в мировоззрении связана тем, что мы качнулись в сторону еще большего интереса к паранормальным и оккультным явлениям. По сути, оккультизм стал в Америке господствующей тенденцией, и в ближайшем будущем ситуация лишь усугубится. Похоже, паранормальные явления прочно вошли в нашу жизнь, и потому христианам сегодня важнее, чем когда-либо, укреплять свою духовную защиту.

Поскольку землетрясения в Южной Калифорнии происходят часто, дома здесь проектируются и строятся с таким расчетом, чтобы они выдержали колебания и раскачивания, которыми всегда сопровождаются эти катаклизмы. Нам следовало бы извлечь из этого урок. Как христиане мы должны удостовериться, что наш духовный фундамент достаточно прочен, чтобы никакие атаки, которым подвергается наше мировоззрение — например, со стороны оккультизма, проявляющегося, в частности, в виде необычайно популярного уфологического движения, — не смогли поколебать и разрушить нашу духовную жизнь (см. Мф. 7:24-27). Либо христиане научатся укрепляться могуществом силы Господа, либо они станут жертвами грядущих духовных катаклизмов (Еф. 6:10).

Иисус предостерегал нас об обольщении

Сегодня ветер перемен продолжает продувать американский религиозный ландшафт, и ни один христианин не имеет права оставаться безразличным к результатам этого воздействия. Грозные темные тучи продолжают собираться на горизонте, истории об НЛО и контактах с инопланетянами продолжают множиться, но многие христиане остаются беззаботными, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Им стоит прислушаться к предостережениям Иисуса!

Иисус ясно предупредил Своих учеников о религиозном обольщении, которое придет в последние дни: «Тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24:10-11). Еще до того Иисус наставлял учеников «беречься лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Как я уже показал в предыдущих главах книги, так называемые инопланетяне выдают себя за доброжелательных «братьев», но в действительности это хищные бесовские волки, стремящиеся сбить нас с пути. Апостол Павел сурово предостерегал: «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11:14). Попросту говоря, внешность бывает обманчивой. Вот почему мы должны твердо держаться за неизменно истинное Божье Слово.

Апостол Иоанн дает нам такое наставление:

Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин. 4:1-3).

Исходя из одних только слов Иоанна, инопланетяне не могут считаться посланниками истинного Бога. Вспомните факты, с которыми мы познакомились в предыдущих главах:

  1. Главная цель «инопланетян» — изменить представления людей о Боге и Его Слове (Библии) и заменить христианство, называющее себя единственной истиной, идеологией универсализма.
  2. «Инопланетяне» никогда не подтверждают, что Библия — Божье Слово.
  3. «Инопланетяне» никогда не говорят ничего, что хотя бы косвенно прославляло бы Христа.
  4. «Инопланетяне» никогда не упоминают о греховности человека и его нужде в искуплении.
  5. «Инопланетяне» никогда не говорят об искупительной крестной смерти Христа.
  6. «Инопланетяне» предлагают новые, богохульные толкования воплощения Христа, утверждая, к примеру, что пришельцы оплодотворили Марию семенем существа из другого мира. Другие говорят, что Сам Иисус был пришельцем с другой планеты.
  7. «Откровения», которые приносят эти так называемые «братья из космоса», не только последовательно противоречат библейскому учению, но и столь же последовательно пропагандируют мировоззрение Новой Эры.
  8. «Откровения», полученные от этих существ, содержат поддельное, сатанинское описание событий последних времен, которое включает в себя некое «восхищение» (искаженная, поддельная версия подлинного библейского Восхищения), «время очищения» (искаженная, поддельная версия библейской Великой Скорби) и «Новую Эру» просветления и гармонии (искаженная, поддельная версия грядущего Тысячелетного Царства Христа).
  9. Это поддельное описание событий последнего времени полностью соответствует тому, как сатана подделывает истину в других случаях: у сатаны есть собственная церковь, «синагога сатаны» (Отк. 2:9); у него есть собственные служители, служители тьмы, приносящие ложное учение (2 Кор. 11:4-5); он сформулировал свою собственную богословскую систему, именуемую «учениями бесовскими» (1 Тим. 4:1); его служители проповедуют его евангелие — «не то, что мы благовествовали вам» (Гал. 1:7-8); у него есть собственный престол (Отк. 13:2) и собственные поклонники (13:4); он организует появление лжехристов и самопровоз­глашенных мессий (Мф. 24:4-5); он использует лжеучителей, которые вводят «пагубные ереси» (2 Пет. 2:1); он посылает лжепророков (Мф. 24:11); он призывает лжеапостолов, которые подражают истинным (2Кор. 11:13).
  10. Как правило, жертвами похищений объявляют себя те, кто и прежде увле­кался оккультизмом. Как правило, после похищения эти люди еще глубже втягиваются в оккультные практики, в т. ч. экстрасенсорику, ясновидение, телекинез, автоматическое письмо, контактерство, левитацию и выходы из тела.
  11. Рассказы о похищениях зачастую имеют много общего с тем, что испытывали люди, принимавшие участие в оккультных шаманских ритуалах посвящения.
  12. Исследовали постоянно обращали внимание на то, что эти пресловутые инопланетяне появлялись ниоткуда, из другого измерения. Это вполне укладывается в рамки предположения о бесовских проявлениях.
  13. Иногда эти НЛО имеют призрачный облик и якобы обладают способностью проплывать сквозь твердые объекты. Это соответствует духовной природе бесов.
  14. Некоторые исследователи пришли к выводу, что НЛО — это вовсе не механические летательные аппараты, а живые существа (что также вполне укладывается в рамки предположения о бесовских проявлениях).
  15. Эти пришельцы отказываются от намерения похитить человека, заслышав имя Иисуса. Это также соответствует тому, что нам известно из Писания (см. Мф. 17:18; Мк. 9:25).

Когда мы «испытываем духов» (1 Ин. 4:1-3), следуя наставлению апостола Иоанна, становится вполне очевидно, что эти «инопланетные существа» в действительности представляют собой бесовские духи, намеренно обманывающие человечество (2 Кор. 11:14; см. тж. 2 Фесс. 2:9-12). Писание разоблачает этих существ и показывает, кем они являются на самом деле — лживыми зловредными духами.

Апологетика в эпоху НЛО

Когда мы говорим о христианской апологетике, мы говорим не об искусстве побеждать в споре. Слово «апологетика» происходит от греческого слова apologia, что значит «защита».

С учетом всего, что я сказал об НЛО в предыдущих главах, понятно, что потребность в апологетике сегодня велика, как никогда. Верующие должны осознать, что мы живем в постхристианскую эпоху, когда множество религий, культов и оккультных систем непрерывно сражаются за умы и за самые жизни людей. Самый последний оккульный соблазн пришел из глубокого космоса — и этот соблазн совершенно реален! Мы должны встретить этот соблазн во всеоружии.

Апологетика дает людям хорошо аргументированные объяснения того, почему им следует предпочесть христианство любой другой религии — в том числе, религиям, которые предлагают уфологи-энтузиасты (например, Урантия, Небесные Врата, Общество «Aetherius» и раэлиты). Апологетика показывает, что все прочие варианты, которые предлагает людям религиозный «шведский стол», — это вовсе не варианты, поскольку они ложны.

Апологетика не только защищает истину, но и дает ощущение безопасности христианам, которым нужно быть уверенными, что их вера — это не шаг в пропасть с завязанными глазами, а убеждение, основанное на факте. Апологетика показывает, почему мы верим в то, во что верим. Апологетика не заменяет веру, а создает для нее твердое основание. И, откровенно говоря, апологетический ответ на феномен НЛО очень нужен сегодня, поскольку многие христиане неосторожно попадаются в ловушку уфологических теорий.

Именно поэтому я и написал свою книгу.

Готовые дать ответ

Писание призывает христиан всегда быть готовыми объяснить, почему они верят в то, во что верят. 1 Петра 3:15 гласит: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».

Единственный способ быть всегда готовым дать ответ всякому — вооружиться апологетическими аргументами. Что касается феномена НЛО, я надеюсь, что книга, которую вы держите в своих руках, вооружила вас тем, что вам нужно знать, чтобы дать столь нужные ответы людям, жаждущим истины. Ваши ответы могут изменить их жизнь. Так что наберитесь мужества и говорите правду прямо в лицо незваному оккультному гостю.

Поистине печально, что многие христиане сегодня живут, словно тайные агенты, не позволяющие невозрожденному миру раскрыть свое инкогнито. Реальность такова, что многие христиане не оказывают ни малейшего влияния на окружающий мир, не пытаются познакомить его ни с Христом, ни с христианскими ценностями.

Многие подобные христиане, как удачно подметил д-р Уолтер Мартин, страдают навязчивой идеей под названием «не надо раскачивать лодку». Эта идея так эффективно нейтрализовала христиан, что оккультизм получил возможность распространяться в Америке с невероятной, беспрецедентной скоростью. Вспомните: безумие НЛО охватило кино, телевидение, книги и журналы и т. д. Христиане повсеместно должны говорить правду о том, что происходит на самом деле.

К сожалению, нынешние христиане настолько боятся «раскачивать лодку», что упорно молчат и хранят свои христианские убеждения в себе. Им кажется, что, заговорив о Христе и христианских ценностях в этом по преимуществу антихристианском и одержимом оккультными идеями мире, они могу кого-то оскорбить или сами подвернуться насмешкам и унижениям.

Если эта болезнь и далее будет свободно распространяться, можно с уверенностью предсказать, что оккультизм будет еще больше процветать, а нашу страну ждут гораздо худшие времена. Если христиане ничего не делают, делать будут оккультисты. Идет война — вы как христианин можете быть либо солдатом в гуще схватки, либо трупом на обочине. Что вы предпочтете?

— Ron Rhodes. Alien Obsession: Abductions, Sightings, and the Attraction to the Paranormal, рр. 213-219

Оглавление

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РАДИОПРОГРАММА «ЩИТ ВЕРЫ» НА ТРАНСМИРОВОМ РАДИО

Дорогие друзья,

два раза в месяц по пятницам с 20:00 до 21:00 сотрудники Центра апологетических исследований вместе с пастором санкт-петербургской церкви "Часовня на Голгофе" Дмитрием Трибельским обсуждают различные вопросы, связанные с культами и нехристианскими учениями, в прямом эфире Трансмирового радио. Вещание ведется на волнах Семейного радио г. Тарту (частоте 1035 кГц СВ (АМ)) и ловится в Европейской части России, Эстонии, Беларуси, Украины и в Хельсинки (в окрестностях Нарвы передачи транслируются и на частоте 95,6 FM). Если Вы живете вне зоны уверенного приема, то можете слушать передачи в прямом эфире через сеть Интернет (http://www.twrradio.ru/index.php?id=52).

Поскольку передачи идут в прямом эфире, мы будем рады Вашему участию в виде свидетельств, комментариев, вопросов и ответов на наши вопросы. Связаться со студией Трансмирового радио можно одним из указанных ниже способов:

  • По телефону в Санкт-Петербурге 596-04-52 — Телефонный код России (7), телефонный код Санкт-Петербурга (812)
  • По электронной почте, используя специальную форму для отправки сообщений
  • С помощью программы Skype, отправляя сообщения на имя пользователя twrradio

Найти записи некоторых прошлых передач можно на этой странице.

Присылайте на адрес Центра вопросы, обсуждение которых вы хотели бы услышать в следующих передачах.

КАК ПРИСЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ»

Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований.

Реквизиты для почтового перевода:

194044, Россия, С-Петербург, а/я 954, Центр апологетических исследований. Столярову П. Н.

Реквизиты для банковского перевода:

СПб ОО «Центр апологетических исследований» ИНН 7826053249, КПП 783901001
Р/с 40703810849000001515 в ОАО «Банк «Санкт-Петербург», БИК 044030790,
корсчет 30101810900000000790

Оглавление

НАША ПОЧТА

Здравствуйте!

Пишет вам служитель одной из евангельских общин города Тюмени (Западная Сибирь). Мне бы хотелось, чтобы вы выслали брошюру «“Перевод Нового мира” более правильный вариант Библии?», так как мне приходится общаться со СИ. Недавно общался с двумя женщинами, задавал множество вопросов. Чтобы было проще разговаривать, я не представился служителем, но объяснил, что изучаю Библию. В ответ они предложили мне изучать Библию вместе с ними, и я согласился, чтобы подготовиться говорить с ними по конкретным местам Библии.

Большинство информации, которую я нахожу по данной теме, устарела, так как СИ говорят уже по-другому. Например, относительно их несбывшихся пророчеств, они заявляют: «Да, это было неправильно. А кто не ошибается? Сейчас у нас чётко говориться, что никто не знает ни дня, ни часа». Про Архангела Михаила объясняют не так, как раньше и т. д.

Я увидел, что с нимим трудно говорить о двух вещах — о спасении, так как у них нет уверенности в нём, и ещё сложнее о переводе, они просто доверяют ему.
Поэтому мне и хотелось бы иметь эти брошюры.

С уважением, Ш. Р.

Я посещаю церковь, в которой поддерживаются многие взгляды Движения Веры. А я уже соглашаюсь с тем, что оно имеет огромные проблемы с богословием. Но как теперь мне двигаться дальше? Что делать с этим моим знанием? Понимаете, я как бы без почвы под ногами осталась. Конечно же, есть Слово Божье, оно со мной всегда, я знаю, что могу обращаться к нему и только к нему и надо обращаться в таких ситуациях. Но, как бы точнее объяснить, пустота в основании образовалась. Теперь её нужно заполнить истиной. Только лишь понимания того, что было не правильно в том богословии, согласно которому я столько лет верила, не достаточно. Недостаточно, чтобы чувствовать уверенность в выбранном мной пути на сегодняшний день, недостаточно даже, чтобы с кем-то из своей церкви поговорить об этом. Недостаточно, чтобы учить, теперь уже переосмыслив ошибки ДВ. Я в вере с 1994 г. Все мои друзья в Боге и я принимали учение ДВ как молоко. Не знаю, что теперь делать со всем этим. Надеюсь, что книга «Движение Веры: искушение преуспеванием» поможет навести порядок в моих мыслях.

Приморский край

Оглавление


ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Руководитель проекта: Павел Столяров.

Главный редактор: Дмитрий Розет

Отдел рассылки: Валерия Сорокина

Оглавление


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@Apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное