Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

12-18 октября 2006 года


 

ОГЛАВЛЕНИЕ:


МОРМОНЫ

Книги мормонов : на чем строится вера церкви СПД

Иосиф Смит и ангел Мороний

Мормоны верят, что их церковь — та самая единственная истинная Церковь, созданная Иисусом Христом в новозаветные времена. Однако эта церковь, по их мнению, безнадежно развратилась вскоре после вознесения Христа, что привело к т.н. «Великому Отступничеству», в результате которого многие тексты Писания были неверно переведены и поняты. Мормоны верят, что истинная церковь нуждалась в восстановлении силой священства.

Вот краткая и не претендующая на полноту история мормонов:

В 1823 году 17-летнему Иосифу Смиту, молодому человеку из г. Палмайра, штат Нью-Йорк, который занимался тем, что при помощи т.н. «черной магии» искал зарытые сокровища, явился ангел Мороний и рассказал о священном тексте, записанном на золотых листах и зарытом на холме неподалеку. Впоследствии Иосиф смог извлечь эти листы из земли и перевести их — так появилась Книга Мормона, повествование о древнем еврейском племени, которое покинуло Иерусалим за 600 лет до Рождества Христова и переселилось в Северную Америку. Впоследствии это племя разделилось на два враждующих клана — светлокожих хороших нефийцев и неугодных Богу ламанийцев. Иисус после воскресения посетил Северную Америку, где проповедал евангелие представителям обоих кланов, которые на время помирились, но потом вновь начали враждовать. В конце концов, темнокожие ламанийцы перебили всех нефийцев и стали предками современных американских индейцев.

Мормон был одним из лидеров обреченных нефийцев. У него был сын по имени Мороний, который впоследствии вернулся как ангел, чтобы поведать Иосифу Смиту о церкви, которую тот должен основать, и которая станет спасением для всего человечества.

Однако наиболее привлекательным аспектом религии мормонов было утверждение, что каждый ее член сможет иметь необычайно близкие отношения с Богом. Начиная с Иосифа Смита, божественное откровение всегда было основанием этой новой религии, созданной в 1830 году.

Мормоны верят, что Бог не всегда был Верховным Существом вселенной, но заслужил этот статус своей праведной жизнью и упорным трудом. Они считают, что у Бога Отца есть «тело из плоти и крови, такое же осязаемое, как и человеческое». Кроме того, руководители мормонов утверждали, что воплощение Иисуса было результатом плотской связи между Богом Отцом и Марией. Они называют Иисуса Богом, но верят, что любой человек может стать богом.

Между учением мормонов и христианством слишком много различий, чтобы их можно было здесь перечислить, и большинство христиан считает мормонизм ложной религией. Мормоны, в свою очередь, убеждены, что современные христиане придерживаются безнадежно искаженного учения, и считают себя истинными сынами и дочерьми Израилевыми.

Еще одним священным текстом мормоны считают данное Смиту откровение, известное под названием «Учение и Заветы». 132-й раздел этого текста, ныне ставший боевым кличем фундаменталистов-многоженцев, содержал учение о многоженстве.

Иосиф Смит был арестован и убит толпой в штате Иллинойс в 1844 году. Бригам Янг, также многоженец, возглавил церковь после Смита и повел святых последних дней в долину Соленого озера. Практика многоженства спровоцировала скандал национального масштаба, в результате чего федеральное правительство выступило против церкви СПД и не позволило территории Юта получить статус штата. В 1890 году руководство СПД отказалось от многоженства .

Избавившись от этой нечестивой практики, церковь СПД избавилась от репутации секты чокнутых фанатиков и приобрела имидж консервативной и вполне здравой американской деноминации. Сегодня церковь лишает членства всякого, кто практикует или открыто проповедует многоженство, и утверждает, что ни одну из фундаменталистских мормонских сект не следует называть «мормонами».

Однако после того , как церковь СПД отказалась от многоженства , от нее откололись многочисленные мелкие группы , которые сохранили это учение , — они до сих пор существуют в Юте и других близлежащих штатах и называют себя « фундаменталистами ». Фундаменталисты убеждены, что церковь предала их, чтобы добиться расположения правительства. Они считают, что церковь заблудилась, отказавшись от раздела 132.

И фундаменталисты, и мормоны верят, что Смит был таким же пророком, как и Моисей, и признают все писания, которые Смит якобы получил через откровение. Сегодня на Западе США, в Канаде и Мексике живут от 30 до 40 тысяч фундаменталистов-многоженцев, что составляет менее 1% от числа членов церкви СПД.

Santa Cruz Sentinel, 14.10.2006

к оглавлению

Матери-мормонки о трудностях жизни в церкви СПД

Хотя в учении церкви СПД и выступлениях лидеров церкви роль матери оценивается очень высоко, для многих матерей повседневная реальность такова, что они не находят одобрения в церкви, если не соответствуют образу «идеальной жены», которая сидит дома и воспитывает детей. В воскресенье в Университете штата Юта состоялся ежегодный Форум женщин-мормонок, на котором обсуждалась тема «Хорошо ли церковь СПД на самом деле поддерживает матерей?»

Все четверо вступающих были членами церкви СПД, имели профессию и нескольких детей — многообразие их жизненного опыта помогло осветить различные аспекты проблемы.

Дженнифер Мур, старший юрист Комиссии по ценным бумагам и биржам США в Солт-Лейк Сити, рассказала, что, когда она жила в Нью-Йорке, ей нравилась семейная жизнь в церкви СПД — пока ее муж не признался в том, что он гомосексуалист. Дженнифер тогда была на первых месяцах беременности, и это откровение — равно как и последующие тщетные молитвы о том, чтобы муж сменил ориентацию, — разбило ее мир вдребезги. Испытав на себе тяготы жизни матери-одиночки, она утверждает, что церковь СПД поддерживает матерей, «но только не всех».

Поначалу единоверцы постоянно подталкивали их с мужем к решению обзавестись детьми, и она пережила еще большее потрясение, когда президент ее кола предложил ей подумать о том, чтобы передать ребенка на усыновление. Дженнифер говорит, что чувствовала поддержку, когда решила вновь выйти замуж, но добавляет, что церковь ничем не помогает «родителям-одиночкам, которые пытаются найти нового супруга». Она рассказывает, что в роли матери-одиночки оказалась в такой изоляции, что по воскресеньям ей легче было пойти в парк, чем в церковь.

В конце концов, она вышла замуж за человека, который ничего не знал ни о Юте, ни о святых последних дней, и ее очень огорчает мнение о том, что женщины должны всецело жить на средства мужа. Она говорит, что ей удавалось в одиночку обеспечить свою семью, однако многие женщины-мормонки в такой же ситуации не имеют такой возможности, поскольку им внушили, что их место — дома, с детьми. Таким женщинам оказывают всемерную заботу и поддержку, но «к другим, которых больше, и которые должны своим трудом зарабатывать на хлеб», относятся как не соответствующим идеалу.

Кристи Финлейсон, мать троих детей, рассказывает, что ее с детства готовили к роли образцовой домохозяйки, но она столкнулась с вопросом о том, почему у нее нет права благословлять детей или друзей. Она говорит, что в учении и жизни церкви СПД образ Небесной Матери, нежно заботящейся о своих детях, не получает должного внимания и, как правило, игнорируется. «Между тем, что руководство церкви говорит о материнстве, и сущностью Небесной Матери есть несоответствие», — говорит она.

Когда Дженнифер сказала мужу, что собирается дать дочери после крещения материнское благословение, он ответил, что она заходит слишком далеко. Церковь учит, что постоянная материнская забота необходима для нормального развития детей, и что мать нельзя заменить никем и ничем. Однако замаливая вопрос о Небесной Матери, говорит Дженнифер, церковь не дает женщинам такой духовной опоры, какую учение о Небесном Отце дает мужчинам. «Пока мы не добьемся четкого учения по этому вопросу, мы будем безуспешно пытаться понять себя», — говорит она.

Сара Рэй Олред пытается совмещать обязанности матери двух детей с научной работой по нейробиологии. По ее словам, высшее руководство церкви провозглашает материнство святым делом, однако на самом деле речь о поддержке со стороны церкви — которая либо есть, либо ее нет, — идет в повседневной домашней жизни, в жизни ее прихода и в отношениях с ее друзьями-мормонами. Она видит, что в некоторых приходах взаимоотношения между людьми и усилия действительно направлены на помощь матерям, существуют разнообразные группы по интересам, вроде книжного клуба, где матери, несмотря на разницу в возрасте, занятиях и семейном положении могут найти помощь.

В ее первом приходе, в Сиэтле, таких возможностей было много, а новый приход, в Вашингтоне, не предлагает никаких возможностей помимо ежедневных собраний Общества милосердия. Когда Сара Рэй договорилась с двумя молодыми матерями еженедельно встречаться в церкви, поскольку их квартиры были слишком малы, епископ прихода наложил свое вето, потому что никто из священников не мог присутствовать на этих встречах.

Маргерит Дриссен

Некоторые программы Института СПД подходят для матерей, поскольку они помогают в воспитании детей, а некоторые — наоборот. Таким образом, женщинам приходится искать выход вне официальных церковных мероприятий и искать общения с другими женщинами с такими же интересами и потребностями.

Магерит Дриссен, мать пятерых детей, в августе ушедшая с должности профессора права в Университете им. Бригама Янга, говорит, что евангелие и богословие церкви СПД слишком негибки, чтобы члены церкви могли в полной мере воплотить эти принципы на практике, когда дело доходит до вопросов многообразия, нетрадиционных отношений и неизвестных факторов – таких как Небесная Мать. Чернокожая женщина, работающая на полную ставку в церковном университете, она видит, что учения церкви о необходимости развивать свою личность и о материнстве как важнейшей обязанности женщины не стыкуются друг с другом. Хотя университет пытается разнообразить свой преподавательский состав, «мне сказали, что я сохраню должность лишь в том случае, если докажу, что о моем ребенке надлежащим образом заботятся. Я поняла это так, что мне придется выбирать между преподаванием права и материнством, и выбор был очевиден». Теперь она посвящает все свое время детям и спрашивает себя, как скоро переменятся взгляды церкви.

Маргерит слышала всевозможные объяснения того, почему до 1978 года чернокожим не позволяли иметь священство, но после тщательного изучения вопроса пришла к выводу, что все эти объяснения придуманы людьми, которых не устраивает нынешнее положение дел. Такова цена, которую люди всегда платили за то, что живут в греховном мире, говорит она. «Я могу говорить либо о прогрессе в межрасовых отношениях, либо о том, с чем мне приходится иметь дело сейчас. Это одно и то же — оба вопроса стоят как внутри церкви, так и вне ее».

— Deseret Morning News, 15.10.2006

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Новый человек во главе ООН

Пан Ги Мун

62-летний Пан Ги Мун, сын мельничного рабочего из бедного сельского района, отучившись в Национальном университете Сеула и в гарвардской Школе государственного управления им. Кеннеди, превратился в лощеного и очевидно порядочного дипломата. Он мечтал стать дипломатом с того дня, как в возрасте 18 лет встретился с Кеннеди в Белом Доме. Он женился на Йо Сун Тек, одной из девушек, которые подарили ему перед отъездом в Америку бамбуковое сито. У них есть сын и две дочери, одна из которых работает с ЮНИСЭФ в Африке.

Благодаря своей манере Пана уходить от ответов, он заслужил у южнокорейских журналистов прозвище «скользкий угорь». Тем не менее, он сказал, что намерен сделать своим заместителем женщину. Он также назвал беспочвенными бродящие по штаб-квартире ООН слухи о его родственных связях с Церковью Объединения преп. Сан Мён Муна . « Моя мать буддистка . Она всю жизнь молилась за меня», — сказал он.

— По материалам The Times, 17.10.2006

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Учение о преуспевании: опасно полагаться на веру , как на волшебный эликсир

Пол Пратер

Недавно журнал «Тайм» исследовал феномен популярности «теологии процветания» — движения, которое также называют «движение Веры», «здоровье и преуспевание» и «назови и потребуй». Мой интерес к этому вопросу не мимолетен. Я считаю, что это учение отчасти стало причиной смерти моей жены.

Статьи в «Таймс» были посвящены Джоелу Остину, Т. Д. Джейксу и Крефло Доллару как наиболее заметным проповедникам теологии преуспевания. Речь, в основном, шла об их вере в финансовое благосостояние. Но, хотя «Таймс» и умолчал об этом, другой стороной данного учения является божественное исцеление — отсюда и одно из названий движения, «здоровье и преуспевание». К примеру, я слышал проповедь Остина, в которой тот рассказал, что его мать исцелилась от запущенного рака, и приписал исцеление ее неослабной вере. Когда моя жена, Рене, заболела, она читала книгу Доди Остин «Исцелена от рака» ( Healed of Cancer ).

Доди Остин

В любом случае, Остин, Джейкс и Доллар — лишь три отдельных представителя гораздо большего движения. Учение о преуспевании проповедуют многие менее известные служители . В некоторых деталях их взгляды различаются — и некоторые гораздо более радикальны, чем вышеназванная троица.

В целом, теология преуспевания утверждает, что все, что происходит с нами, является результатом нашей веры в Бога или ее недостатка. Если мы проявляем достаточную веру, Бог дает нам то, чего мы хотим, будь то «Харлей» или чудесное исцеление от СПИДа. Проповедники преуспевания требуют от христиан заоблачного уровня веры. Они настаивают, что христиане должны произносить только позитивные слова, поскольку негативные слова — признак сомнения.

Вами может овладеть «дух бедности», говорят эти проповедники, — бесовский дух, который хочет видеть вас бедными. Но если вы непреклонно отказываетесь признавать свою бедность, и если у вас достаточно веры (и, зачастую, если вы пожертвуете некоему конкретному проповеднику осязаемую сумму), Бог просто обязан — потому что Он связал Себя обещанием — дать вам богатство.

Аналогичным образом, вы можете заболеть. Но если вы достаточно сильно напряжете свою веру и будете постоянно твердить всем, что с вами все в порядке, Бог просто обязан исцелить вас — и так каждый раз, без исключения.

Подтекст очевиден: если ты не здоров и не богат, ты слаб как христианин. Если ты страдаешь, это твоя вина — ты не веришь тому, что сказал Бог.

В конце 1996 или начале 1997 года Рене обнаружила у себя в левой груди опухоль. За много лет до того она начала слушать выступления телепроповедников Кеннета и Глории Коупланд, столпов движения преуспевания. Она слушала и других проповедников преуспевания, но Коупланды были ее любимыми. Мне и самому нравилось их слушать. Я использовал некоторые их утверждения в своих собственных проповедях. Мы с Рене побывали на одной из больших конференций Коупландов в Техасе и узнали немало полезного. Но мое восхищение теологией преуспевания не шло ни в какое сравнение с чувствами моей жены.

Кеннет и Глория Коупланд

Я видел в учении проповедников Веры отдельные истинные моменты. Многие из нас действительно подрезают себе крылья своим слишком негативным отношением, своим недоверием к Богу. Однако я не считал веру волшебной палочкой, с помощью которой можно защититься от превратностей судьбы. Мысль о том, что верующие могут не поддаваться бедности и болезням противоречит не только учению Христа, но и двухтысячелетнему опыту Церкви. Она противоречит здравому смыслу . В конце концов , Иисуса распяли . Св. Петр сказал: «Серебра и золота нет у меня». Св. Павел сетовал на свои телесные недуги и на болезни своих соработников.

Когда Рене нашла у себя опухоль, она решила, что сможет победить ее верой. Она молилась об исцелении груди и провозглашала себя здоровой . Она верила , что Бог должен ее исцелить .

Я говорил: Бог хочет, чтобы мы верили, но Он также дал нам мозги и способность ими пользоваться. Конечно, мы должны молиться — но все же сходи к врачу. Она отвечала, что я живу в «сомнении и неверии» — популярный штамп среди проповедников преуспевания. Она так и не пошла к врачу — целых три года. К тому времени рак уже затронул обе груди, кости и печень. Она была неоперабельна.

Еще целых пять лет она говорила о том, каким чудесным свидетельством будет, когда Бог исцелит ее. Она каждый день смотрела выступления Коупландов, Доллара или Остина по телевизору или слушала записи их проповедей. Она записалась на заочный курс обучения по божественному исцелению.

Мы даже не могли честно и откровенно обсудить ситуацию — Рене считала ересью признание, что она может не получить исцеления. Все это сводило меня с ума.

Я не возлагаю всю вину за смерть Рене на проповедников преуспевания. Не их вина, что она заболела раком. Кроме того, если уж быть до конца честным, они никогда не говорят прямым текстом, что христиане должны отказаться от услуг врачей. Тем не менее, прослушав сотни проповедей о преуспевании, я думаю, что реакция Рене была предсказуема. Ключевая идея евангелия здоровья и преуспевания такова: вера — это все, что тебе нужно. Очень заманчиво.

Однако Бог — это не космический банкомат, подключенный к бездонному банковскому счету. Невозможно набрать пароль — несколько стандартных библейских стихов или правильных молитв-заклинаний — и получить гору 50-долларовых банкнот. Аналогичным образом, Бог не даст тебе чудесное исцеление, когда тебе этого хочется. Возможно , именно Бог дал нам врачей и науку .

Старый афоризм гласит: если что-то звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, возможно, так оно и есть. Это вполне справедливо в отношении теологии преуспевания. Она звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, именно потому, что в ней нет правды. А в некоторых случаях она может стоить жизни .

— Lexington Herald-Leader, 14.10.2006

к оглавлению

Ольга Ледяева съездила на Дальний Восток

Уже долгое время звучит откровение, что церковь «Новое поколение» станет матерью тысячи церквей. И с каждым годом становится очевидным, что распространение этого движения достигает больших масштабов. В данный момент НП имеет множество дочерних церквей по всему миру – это Литва, Америка, Украина, Белоруссия, Германия (и т.д.), а также необъятная Россия. Одна из более дальних церквей от Риги находится на Дальнем Востоке. Именно сюда приехала Ольга Ледяева, чтобы поздравить с 13-летием церковь «Новое поколение» города Благовещенск. 

Преодолев не лёгкий, дальний путь, Ольга 6 октября прибыла к третьему дню конференции, в которой участвовали другие пастора НП из Украины и России - Сергей Яковлев, Вадим Никонов и сам пастор церкви Михаил Дарбинян. Он и его жена Лидия, а также вся церковь приняли Ольгу, как свою родную, духовную маму.

Ольга провела три служения. Говоря о сильном городе, во-первых, речь идёт о сильных и счастливых семьях. Поэтому Ольга с материнской любовью посвятила первое служения исключительно женщинам, где с личного опыта она уверенно говорила: «Залог семейного счастья - мудрая жена, которая устрояет дом».  На вечернем служении, этого же дня, состоялся праздничный концерт творческой группы церкви. Их высокий профессиональный и духовный уровень взрывал зал аплодисментами после каждой песни или танца.

На втором служении после просмотра впечатляющего фильма о гомосексуализме, в частности в России, Ольга говорила о моральной чистоте города, страны, которая может утвердиться силой Божьей, но только через смелых, бескомпромиссных людей. И одних из смелых Бог уже нашёл и поставил в этот город. Ольга выразила благодарность от себя и Алексея Михаилу и Лидии Дарбинян за их верность, открытые сердца и большой вклад, который они вносят в эту страну. Этим вечером в сердце каждого родилась глубокая, дерзновенная, ходатайственная молитва за Россию.

Воскресным утром мудрое учение Ольги служило для созидания и восстановления семей. Её учение, основанное на Слове Божьем, – не просто голая теория, но это живая, каждодневная практика. Своими примерами с жизни Ольга подтверждала слова учения, которые заставляли весь зал искренне смеяться, плакать, но, а самое главное, что, покидая это служение, в сердце каждого человека появился ключ для раскрытия своего личного и семейного счастья.

Конференция была завершена щедрым благодарственным словом пастора Михаила - Ольге и Алексею, всей команде его церкви, всем гостям, которые приехали на конференцию. И вечером состоялся шикарный банкет, где звучали добрые слова, пожелания пастору Михаилу и Лидии.

— НХМ, 16.10.2006

к оглавлению

«Посольство Божье» не собирается отказываться от спорткомплекса

Школа высшего спортивного мастерства, что на улице Тычины, вскоре будет отремонтирована, сообщает Киевский портал со ссылкой на пресс-службу Киевской городской государственной администрации. На время ремонта религиозная организация «Посольство Божье», которая разместилась здесь, приостановит свои богослужения. Но после ремонта она снова планирует здесь функционировать.

На протяжении нескольких лет спортивные власти Киева пробовали вернуть спортсменам их комплекс, - пишет РИСУ Год назад начальник Главного управления по физической культуре и спорту Киевской горгосадминистрации Ростислав Карандеев во время пресс-конференции сообщил, что нормальное функционирование легкоатлетического манежа невозможно. Посколько арендаторы — религиозная организация — не хотят вернуть объект в коммунальную собственность города. «Проводились переговоры с «Посольством Божьим» относительно их переезда в другое помещение. Мы даже договорились с Государственным управлением делами о выделении им помещения в выставочном комплексе на проспекте Глушкова, но им там больше нравится», — рассказал Р. Карандеев, добавив, что «мы выиграли чуть ли не 12 судов, в том числе и Верховный, о принудительном выселении их из нашего коммунального манежа, но там находится приемная народного депутата Леонида Черновецкого».

Как НХМ уже сообщали, после своего избрания на пост Киевского городского главы, Черновецкий пообещал, что все спортивные сооружения будут возвращены для использования по прямому назначению.

Сегодня как основное место собрания в Киеве спорткомплексы используют как минимум две религиозные организации — „Посольство Божье” (ст. пастор Сандей Аделаджа) и „Победа” (пастор Генри Мадава).

— НХМ, 16.10.2006

к оглавлению

ВАСИЛИЙ СЕРЕДОНИН

Челябинский судья подал иск за третий срок для Путина

Челябинский судья нашел законные основания для того, чтобы президент России Владимир Путин остался на третий срок. Он утверждает, что обнаружил существенные несоответствия и пробелы в главном документе страны и уже подал иск в Конституционный суд РФ, где приводит, на его взгляд, достаточные основания для выдвижения кандидатуры действующего главы государства на третий срок. Свое первое заявление инициативный судья сделал «URA.Ru».

«Как гражданин Российской Федерации и как судья, решения которого имеют силу закона на территории нашей страны, я справедливо полагаю, что до тех пор, пока наш президент будет находиться в здравом уме и памяти и не будет ограничен в дееспособности, он вправе выдвигать свою кандидатуру на выборах ровно столько раз, сколько сочтет нужным. Главное решение – кого выбрать президентом, в любом случае принимает народ Российской Федерации. И только так мы сможем построить подлинно демократическое общество», - так начал свой разговор с корреспондентом «URA.Ru» судья, который сделал то, что никому до него не удавалось: найти законные основания для выдвижения Путина на третий срок.

Василий Середонин

Судью не смущает даже то, что, согласно Конституции, для рассмотрения соответствия федеральных законов и законодательных актов Российской Федерации не достаточно запроса гражданина или даже судьи – требуется запрос правительства или президента РФ или не менее 1/5 членов Госдумы, Совета Федерации РФ. И здесь судья Василий Середонин сумел найти пробел в действующей Конституции: «Народ Российской Федерации, принимая Конституцию РФ, забыл включить саму Конституцию в список документов, рассмотрение конституционности которых возможно лишь по запросу высоких государственных институтов власти. И я намерен воспользоваться этим пробелом», - заявил судья.

«Его честь судья Середонин сделает все возможное, чтобы обеспечить законные и справедливые выборы президента», - заявил челябинский судья. И тут, как говорится, все встало на свои места. Дело в том, что известность Василий Середонин впервые получил в 2000 году, когда предпринял попытку стать главой Челябинска. В 2005 году эта попытка повторилась, причем для этого Середонин через органы записи актов гражданского состояния изменил имя, фамилию и отчество, став полным тезкой прежнего мэра Вячеслава Тарасова. В том же году последовала еще одна сенсация от Середонина. Им была зарегистрирована Единая Христианская Церковь, и как ее основатель и глава Василий Середонин нарек себя Папой Петром Вторым, мотивировав выбор псевдонима тем, что в истории христианства уже был один Петр – один из 12 апостолов. Своей главной целью основатель ЕХЦ видит устранение тысячелетнего раскола между православием и католицизмом. Кроме того, широкой публике Середонин известен как участник реалити-шоу «Офис» на телеканале ТНТ. Сейчас он называет себя третейским судьей третейского суда Челябинска и с нескрываемой гордостью показывает документ, подтверждающий место его работы.

Впрочем, Василия Середонина не пугают насмешки. «Напомню, что все мои предыдущие попытки привнести изменения на политическом поле были весьма успешными. Так, на выборах главы города Челябинска в 2000 году я обнаружил несоответствия в порядке назначения членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Тогда по моему заявлению облизбирком отменил решение городской избирательной комиссии, а Законодательное собрание области вскоре внесло соответствующие поправки в областной закон о выборах. На выборах главы города Челябинска в 2005 году я первым заявил о необходимости сменить городскую власть и положил начало появлению однофамильцев прежнего мэра Вячеслава Тарасова. Попытка оказалась весьма успешной, поскольку привлекла внимание большого числа горожан. В результате глава города, чьи позиции казались незыблемыми, был переизбран. В эфире реалити-шоу на канале ТНТ меня окрестили «мастером политтехнологий» и одним из самых ярких его участников», - рассказывает о себе 27-летний молодой человек.

Впрочем, на этом список экстравагантных заявлений Середонина не исчерпывается. Так, например, не так давно он заявил, что намерен возвратить Аляску в состав Российской Федерации. По его мнению, при уступке бывшей российской территории Аляски были нарушены условия договора. Тогда он высказывал уверенность в том, что Центризбирком подготовит референдум по вопросу возвращения Аляски в состав Российской Федерации. Однако вскоре Середонин увлекался очередной новой идеей и забывал о своих старых намерениях. Но в случае с третьим сроком молодой человек намерен дойти до конца. Иск в суде.

URA.RU, 11.10.2006

к оглавлению

МАСОНЫ

Масоны меняют имидж

Масоны решили приподнять завесу многочисленных тайн, их окружавших: для широкой публики открылась штаб-квартира американской ложи, где будут проводиться однодневные семинары, по итогам которым любой человек может вступить в некогда секретное братство. Рекламой Великой Ложи занялась также одна из фирм по связям с общественностью. Причиной этого, по-видимому, стало постоянное сокращение числа “вольных каменщиков”. 

Еще в 1957 году в Великой ложе Нью-Йорка состояло более 300 тыс. человек, а сейчас – всего 54 тысячи. Да и сами нью-йоркские масоны теперь по-другому формулируют свои цели – медицинские исследования и активная социальная работа. Однако споры вокруг их деятельности, равно как и занимательные истории, не утихают.

Новая концепция для братства

Само слово “масон” всегда тревожило обывателей, а их тайны будоражили воображение – мистические ритуалы, “всевидящее око”, изображенное на однодолларовой банкноте, состоявшие в ложах известнейшие в мировой истории личности – от Моцарта до Джорджа Вашингтона. Трудно представить, сколько скандалов, домыслов и пересудов вызвано деятельностью масонских лож. Правдой, однако, всегда считалось одно – то, что правду о масонах мы все равно не узнаем.

Тем более удивительно, что, кажется, современные масонские ложи запада решили шагать “в ногу со временем”. Но факт остается фактом: с недавних пор нью-йоркские масоны устраивают открытые экскурсии для желающих посмотреть на Великую ложу, 225-летие которой было отмечено рекламой “масонского образа жизни” в кинотеатрах и – даже! – однодневными семинарами, по итогам которых практически любой человек с улицы вполне мог попасть в братство.

Такая открытость даже несколько разочаровывает, но причина ее вполне понятна – некогда могущественная и тайная организация буквально тает на глазах: за последние полвека ее численность уменьшилась в шесть раз и сегодня ложа насчитывает всего 54 тысячи членов. Немудрено поэтому, что девизами современного западного масонства стали слова, ранее никак к братству не применимые – открытость, социальная активность и благотворительность.

Путь русского масона: от Петра до Сталина

Но это все на Западе. А как обстоят дела с масонством в России? Наши “вольные каменщики” ведут свою родословную от Петра Великого. При этом “царь-мастеровой” скорее является символом русского масонства, чем его реальным адептом. Доказать или опровергнуть принадлежность Петра I к масонам невозможно, но в нашей истории хватает и других легенд, согласно которым первая русская ложа возникла еще во времена царствования Алексея Михайловича.

Но первые достоверные сведения о масонах в России относятся к царствованию дочери Петра – Елизаветы Петровны. С самого начала в составе лож встречаются имена видных русских вельмож, представителей старых дворянских и княжеских родов. В дальнейшем даже муж Екатерины II Павел III и ее фаворит граф Орлов, и те были масонами. К 1787 году немецкая пресса насчитывала в России 145 масонских лож. Главными центрами масонства были Санкт-Петербург и Москва, но встречались ложи и в провинциальных городах, а также в армии и на флоте.

Так как русское масонство черпало из разных источников, то и ложи эти не отличались единообразием – различались они не только ритуалами и правилами, но и философскими воззрениями: от рационального новоанглийского масонства, строящегося на “законах разума”, до глубокого мистицизма розенкрейцеров. Из-за этого отношения между ложами бывали напряженными до неприязни.

Масонство пронизывало всю екатерининскую эпоху: из одиннадцати членов Императорского совета четверо являлись масонами, из 31-го екатерининского камергера масонов – одиннадцать. Масоны были и в Коллегии иностранных дел, и в Адмиралтействе, и в Камер-коллегии, и в Медицинской коллегии. Причем во всех случаях это были вовсе отнюдь не рядовые чиновники, а российская бюрократическая элита, как минимум – начальники департаментов.

В те золотые для братства времена повсюду были “вольные каменщики” – даже в Академии наук и Московском университете. И во главе столичной полиции стоял масон Дмитрий Волков. Прикинув размеры этой “армии”, можно сказать, что за все, что происходило тогда в государстве, следует поругать или, наоборот, похвалить именно масонов.

Рядовой же обыватель той эпохи относился к братству подозрительно – не только не замечая разницы в тонкостях его учения, но и уравнивая понятия “масон” и “безбожник”.

Нужно отметить, что такое отношения к “каменщикам” среди простых смертных сохранилось и в гораздо более поздние времена, хотя ругали их совсем уже за другие вещи.

По мнению исследователей, масонских лож на территории Советского Союза не было до конца 80-х. Существует легенда, что “вольные каменщики” предложили Сталину свои услуги по “переманиванию” интеллигенции на сторону большевиков. Иосиф Виссарионович доброжелательно отнесся к такой инициативе и даже предложил составить ему список “красных масонов”. Список был сделан – и больше этих людей не видел никто.

Те не менее, в это время масонские ложи внутри страны сменились ложами в эмиграции. Это был своеобразный резерв, готовый со временем вернутся в родную страну и продолжить свою деятельность. Однако советский строй оказался долговечнее многих “братьев” – когда в 1991 барьеры все же рухнули, возвращаться было практически некому.

Конспирация или выдумка?

После перестройки движение “вольных каменщиков” в нашей стране рождалось заново. Но история новых российских лож темная и весьма запутанная. К масонам у нас принято причислять всех без исключения людей, обладающих хоть каплей влиятельности и известности. В прессе изредка появляются интервью с самозваными “великими магистрами” отечественных и заграничных лож, в них “светятся” такие фигуры, как Борис Ельцин или Михаил Горбачев, якобы посвященные в братство, противоречивые свидетельства бывших масонов перемежаются истерическими выкриками “желтой прессы” – есть от чего пойти кругом голове обычного человека.

Как бы там ни было – западная открытость и прозелитсво нашим ложам и не снилась. И вряд ли приснится в ближайшее время: похоже что, в отличие от западных коллег, отечественные масоны или не испытывают нехватки кадров, или попросту. не существуют.

— НХМ, 13.10.2006

к оглавлению

ИНДУИЗМ

Массовая церемония обращения в буддизм и христианство прошла в Индии

Тысячи индуистов – представителей низшей касты неприкасаемых – приняли участие в церемонии перехода в буддизм и христианство 14 октября в городе Нагпур. Как сообщает Reuters, организаторы церемонии приурочили ее к акциям протеста против новых законов нескольких штатов, создающих серьезные трудности при переходе из одной религии в другую.

Церемония также совпала с 50-летней годовщиной обращения в буддизм Бимрао Рамджи Амбедкара, индуиста, принадлежащего к низшей касте и основателя демократической конституции Индии.

Дети из деревни далитов

Буддийские монахи в оранжевых одеждах и христианские священники исполнили религиозные обряды в отдельных церемониях для примерно 10 000 далитов, (политкорректное наименование представителей низшей касты, которых в прошлом называли «неприкасаемыми»).

Несколько штатов, где правят представители националистической партии Бхаратия Джаната, внесли на рассмотрение или уже утвердили законы, препятствующие так называемым «насильственным обращениям» из одной религии в другую. Для того чтобы легально принять новую религию, гражданин должен получить разрешение властей и письменное постановление суда о том, что его переход в новую веру не был результатом принуждения или обмана. На практике закон используется против тех, кто переходит из индуизма в христианство, ислам или другую религию – власти закрывают глаза на насильственные обращения в индуизм.

Большинство из тех, кто принял новую религию 14 октября, были жители бедной деревни штата Махараштра, где расположен Нагпур.

«Вы больше не индуисты. Скажите, что больше не будете служить индуистским богам или богиням. Скажите: «я больше никогда не войду в храмы», -- воззвал к толпе буддийский монах.

Джозеф Д'Соуза

Во время церемонии в субботу около 9 000 далитов обратились в буддизм, распевая буддийские мантры, более 500 других приняли христианство – священники крестили их в оборудованных на месте купелях. Церемония прошла в одном из муниципальных парков Нагпура, куда были направлены усиленные наряды полицейских. Некоторые новообращенные демонстративно сжигали копии нового закона штата Махараштра на глазах у стражей порядка.

Христианские и правозащитные группы считают, что законы «о религиозном обращении» ущемляют религиозную свободу и противоречат индийской конституции. В этом году индийские законы против обращения осудил Папа Бенедикт XVI.

«По конституции у нас есть полная свобода выбирать и следовать вере, которую ты выберешь. Сегодня мы празднуем эту свободу», – заявил президент Всеиндийского христианского совета, Джозеф Д'Соуза, который проводил обряд крещения.

Более 16% миллиардного населения Индии – далиты, которые занимают низшую ступень в древней иерархической системе индуистского общества. Хотя формально кастовая дискриминация в Индии объявлена вне закона и за представителями низших каст закреплены квоты рабочих мест в правительственных учреждениях, далиты все еще остаются жертвами дискриминации в большей части Индии. В последние десятилетия в Индии часто проходят многотысячные церемонии перехода далитов в буддизм, ислам или христианство – религии, не признающие кастовой системы.

— Благовест-инфо, 16.10.2006

к оглавлению

ОККУЛЬТИЗМ

Молодых людей приобщают к наркотикам под видом магических ритуалов — газета

В Краснодарском крае зафиксированы случаи, когда молодежь приобщали к наркотикам под видом ритуала посвящения в общество магов, пишет в четверг "Российская газета".

Подростку объясняют, что он исключительный, наделенный необычными способностями. Но без наркотика, говорят ему, нельзя войти в измененное состояние, а значит, обрести магическую силу.

По данным краевого центра медпрофилактики, 14% подростков становятся наркозависимыми после первого употребления наркотиков, а две трети из тех, кто употребляет наркотики, со временем встают на преступный путь. За последнее десятилетие смертность от употребления наркотиков среди детей в России увеличилась в 42 раза.

Общее же число кубанцев, состоящих на учете по наркомании, выросло за семь лет почти вдвое.

— Интерфакс, 12.10.2006

к оглавлению

РАЗНОЕ

Заявление профессора А.Л.Дворкина по поводу телепрограммы "Национальный интерес", вышедшей в эфир 30 сентября 2006 г .

А.Л. Дворкин

11 октября 2006 г. Славянский правовой центр распространил в СМИ информацию о намерении Сергея Ряховского предъявить мне судебный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации за обвинение в "планировании оранжевой революции".

Поводом для этого, по словам С. Ряховского, стала прошедшая на телеканале "Россия" 30 сентября с. г. программа "Национальный интерес. В информации Славянского правового центра приводится следующий обмен репликами между мною и ведущим программы журналистов Дмитрием Киселевым:

"Если говорить о сектах во власти, это не только на Украине. Главный неопятидесятник России, член Президентского Совета по взаимодействию с религиозными организациями, он – член Общественной палаты.

Киселев: Кто это?

Дворкин: Сергей Ряховский, который планирует оранжевую революцию, точно так же, как неопятидесятники на Украине участвовали в оранжевой революции".

Поскольку в данный момент я не располагаю записью этой телепередачи, то не могу судить о том, насколько точно воспроизведены приведенные реплики в моем диалоге с Д. Киселевым. Вместе с тем, учитывая произнесение этой (или подобной) фразы в обстановке формулирования ответа на заданный вопрос перед записывающей телекамерой, я могу предположить, что столь категоричное заявление о "планировании оранжевой революции" С. Ряховским предстало вырванным из контекста всей беседы, а тем более из более широкого контекста оценок деятельности неопятидесятников в России, лидером которых является С. Ряховский.

Желая внести ясность в сложившуюся ситуацию вокруг моих оценок неопятидесятничества, хочу уточнить, что приведенную выше фразу, разумеется, не следует понимать как указание на то, что мне известны факты прямой и непосредственной подготовки развития событий в России по сценарию "оранжевых революций", равно как и то, что возглавить ее собирается лично С. Ряховский.

Однако, возвращаясь же к упомянутому мной более широкому контексту, должен со всей определенностью заявить, что имя г-на Ряховского ассоциируется с активным участием украинских неопятидесятников в "оранжевых событиях" отнюдь не случайно и не беспочвенно. Для краткости сошлюсь на два материала. Первый из них представляет интервью пастора российского отделения неопятидесятнической секты "Посольство Божье" Александра Дзюбы "Украинская миссия – предвестник революции в России", опубликованного в апреле 2005 г . в "Русском ревю" на официальном сайте Keston Institute (http://www.starlightsite.co.uk/keston/russia/articles/april2005/05Posolstvo.html). Настораживающее (чтобы не сказать – пугающее) название данного текста предваряет не менее выразительные пассажи в дальнейших высказываниях А. Дзюбы. Приведем для примера лишь некоторые из них.

Так, констатировав активное участие членов неопятидесятнических сект на Украине в событиях так называемой "оранжевой революции", он недвусмысленно заявляет, что для многих российских "пресвитеров" подобная стратегия "является примером для подражания: "В общественной жизни Украины в ходе "оранжевой" революции произошел настоящий прорыв – протестантские церкви стали играть значительную политическую роль, наравне с православными церквями. Для протестантов украинская революция стала и демократической и евангельской. Наиболее влиятельным в политической сфере движением стала церковь "Посольство Божье", миссионеры которого после 2000 года стали активно основывать общины на территории России. Для многих российских пресвитеров стратегия развития крупнейшей на Украине пятидесятнической церкви является примером для подражания".

Затем С. Дзюба заявляет в этом интервью: "В особенности, пасторы пятидесятнических церквей в России отмечают энергичную миссионерскую работу "Посольства Божьего" и ее лидера – Сандея Аделаджа". Связь этого сектантского деятеля с лидерами "оранжевой революции" на Украине, как известно, не однажды становилась предметом обсуждения в СМИ. Не менее выразительным в интервью стал и ответ на вопрос о методах взаимоотношений неопятидесятников с чиновниками и политиками: "Решимость к конкретным действиям – это то, что украинские протестанты должны принести в Россию.

На начальной стадии существования "Посольства Божьего" политика не играла такой роли, как сейчас. Для того, чтобы войти в политическую сферу, церкви надо было сначала просто взять на себя ответственность за людей во всех отношениях. В моем понимании, политика – это рычаг управления и хорошо, если рычаг опирается на Божьи принципы, а власть служит народу, основываясь на Евангелии. В моем понимании церковь может и должна влиять на политику..."

Недаром, услышав подобный ответ, интервьюер немедленно спрашивает затем С. Дзюбу: "Насколько было оправдано, на Ваш взгляд, непосредственное участие представителей церкви в акциях протеста оппозиции во время "оранжевой" революции, когда пятидесятники несли плакаты с лозунгами в пользу Виктора Ющенко, а служба безопасности "Посольства Божьего" охраняла и организовывала колонны оппозиционеров?

И вот что он слышит в ответ от неопятидесятнического лидера: "Участие в демонстрациях – это как раз и есть естественный путь развития политического служения. Самовыражение – это такая вещь, которую скрыть невозможно. Публичные акции на улицах являются уже результатом непосредственного христианского влияния церкви на политику, которое несет в себе оздоровление".

Трудно не поставить знак равенства между "оздоровлением" в обществе и известными известными событиями недавнего прошлого и изменения в украинской политической жизни. Эта логика обретает подтверждение и в следующих словах самого Дзюбы, когда он переходит к намерениям своих сторонников, но уже в России: "Очевидно, что сегодня назрела ситуация, когда кто-то должен взять на себя духовное первенство в стране.

У "Посольства Божьего" в России уже есть определенные успехи. Московская церковь ведет активную работу с деловыми людьми. Мы надеемся, что наши кандидаты вскоре будут баллотироваться в различные органы власти. В столичной общине, к примеру, уже есть верующие, которые работают в Госдуме. Мы сознаем, что, прежде всего, нужно позаботиться о специальном обучении людей тому, как совмещать политику, бизнес и веру в Бога".

Немедленно вслед за этим С. Дзюба заявляет: "В России мы входим в Российский объединенный союз христиан веры евангельской, который возглавляет епископ Сергей Ряховский. Ряховский – наиболее оптимистичный лидер, и нет человека, который мог бы оказывать большее влияние на развитие протестантского движения в существующей ситуации. Он верит, как и мы, в то, что в России будет улучшение, хотя часто кажется, что все вокруг рушится.

Однако я надеюсь, что российское общество уже в ближайшем будущем открыто заявит о своей гражданской позиции. Церковь не сможет остаться в стороне, и будет защищать право граждан на свободные выборы и демократическое развитие. Тогда придет время, и опыт "Посольства Божьего" поможет в осуществлении "оранжевой" революции в России".

Нужны ли комментарии к этим заявлениям?! И так ли уж непозволительно после подобных обязывающих заявлений ассоциировать имя С. Ряховского с самыми оголтелыми замыслами "оранжевого революционаризма"...

Известно, что Ряховский, взяв длительную паузу, в конце концов выразил свое несогласие с подобной крайне радикальной позицией, не назвав, правда Дзюбу по имени (насколько нам известно) и умолчав о факте вхождения "Посольства Божия" в структуру РОСХВЕ (п).

Но есть и другие свидетельства. Не менее убедительным подтверждением высказанной мной позиции служат и слова самого С. Ряховского в интервью, данном им несколько ранее по поводу митинга протеста "против дискриминации прав христиан-протестантов", состоявшегося в Москве на Пушкинской площади 22 мая 2005 г . (и нигде им самим не дезавуированные). В той акции приняли участие более 600 верующих, большинство из которых, по утверждению опубликовавшей материал "Свобода для избранных? Протестанты готовы вновь уйти в подполье" газеты "НГ-религии" за 1 июня 2005 г . (http://religion.ng.ru/people/2005-06-01/3_chosen.html) были именно неопятидесятниками.

С. Ряховский в этом интервью обвинил властные структуры (Прокуратуру, МВД, ФСБ) в попустительстве дискриминации "протестантов" и весьма определенно заявил в этой связи: "И в конечном итоге это не может не дестабилизировать и гражданское общество и даже демократические устои России". По поводу же самого митинга исчерпывающе красноречивой стала квалификация С. Ряховским проведенной акции как "предупредительной" (?!!): "Отмечу, что тот митинг, собравший сотни человек, был предупредительным. На совете пасторов Москвы мы договорились, что, если власти столицы не услышат нас и ситуация не изменится к лучшему, то следующий митинг пройдет уже в ином формате"(?!) Чем, наконец, как не прямыми угрозами государству могут быть названы его слова в том же интервью: "Если же я ошибаюсь, то пусть государство отзовет у нас регистрацию. Тогда мы будем решать свои проблемы по-другому, тем более что наш опыт, полученный в советское время, огромен".

Всякий непредубежденный читатель увидит в приведенных строках навязывание государству своей точки зрения, а в случае несогласия с ней – прямую угрозу "решать свои проблемы по-другому"...

Думается, что приведенных примеров достаточно для объяснения того, почему более широкий контекст всякого разговора о проблемах "оранжевых революций" неминуемо приводит к необходимости ссылаться на опыт использования в ходе их осуществления такой силы, как сотни тысяч сектантов, объединенных под властью неопятидесятнических вождей, одним из которых и является Сергей Ряховский.

Президент Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского

профессор А. Л. Дворкин

12 октября 2006 г .

 

к оглавлению

Пятница, 13 – история необычного суеверия

Насчет происхождения мистической силы пятницы, 13, существует несколько версий. Наиболее популярное объяснение дает Тайная Вечеря, в которой принимали участие 13 человек - Иисус и 12 его учеников. Тринадцатым был предатель Иуда.

Другое объяснение состоит в том, что конклавы ведьм всегда состояли из тринадцати участниц. Протоколы судов не всегда подтверждают это правило, но народ верил в него твердо. Считается, что в этот день все упыри, ведьмы и прочая нечисть собирается на демонический шабаш со всех концов света. Еще пятница «провинилась» в том, что, по преданию, Адам и Ева отведали запретный плод и были изгнаны из рая именно в этот день.

Есть и другая версия: 700 лет назад прекратила существование самая могущественная и богатая организация в Европе – Орден Тамплиеров. Воинствующие монахи строили дороги, вели войны, финансировали строительство готических соборов. Но в 1307 году они исчезли с исторической арены так же таинственно, как и появились на ней. В один день 13 апреля, в пятницу, все они были схвачены, посажены за решетку, а потом сожжены на кострах инквизиции.

Некоторые астрологи считают, что само число 13 по нумерологии — начало всего нового. В средние века в противовес дюжине — числу 12 — люди, занимавшиеся темными делами, решили «изобрести» чертову дюжину, которая обозначается цифрой 13. Пятница в качестве негативного дня в сочетании с «чертовым» числом выбрана потому, что сны с четверга на пятницу считаются вещими.

В ХХ веке рекламную кампанию суеверию сделал Альфред Хичкок, который появился на свет как раз в черную пятницу. В дате своего рождения он увидел знак свыше и принялся снимать мистические фильмы, один из которых – «Пятница, 13».

Самыми впечатлительными по части суеверий оказались американцы. Большое количество многоэтажных домов в США не имеют 13-го этажа. После 12-го сразу идет 14-й. Во многих аэропортах нет 13-го выхода на посадку. Некоторые авиакомпании вычеркивают этот день из графиков полетов. В больницах и гостиницах отсутствуют 13-я палата и 13-й номер. Вкупе с другими фактами каждый раз в пятницу, 13-го экономика США несет убытки на $800–900 млн. Ведь совершать покупки в этот день считается плохим знаком.

В Британии пятницы 13-го числа боятся хирурги. Некоторые из них отменяют назначенные на этот день операции. Британские доктора уверены, что риск неудачи в пятницу, 13-го числа, возрастает вдвое. В кинотеатрах нет кресла под номером 13. А во Франции есть традиция: если на обед собираются 13 человек, ставят 14-е кресло и сажают на него манекен, который обслуживают, как и остальных.

Цифры 4 суеверные китайцы боятся куда сильнее, чем европейцы – числа 13: все дело в том, что на одном из наиболее распространенных диалектов китайского языка слово «четыре» созвучно слову «смерть», хотя пишутся они, конечно, по-разному. Доходит до того, что даже в нумерации этажей страшную цифру стараются пропускать: подавляющее большинство домов не имеет ни четвертых этажей, ни четырнадцатых, ни, соответственно, двадцать четвертых.

Кстати, именно в тринадцатый по счету столб парижского тоннеля врезался автомобиль с принцессой Дианой. В 1970 году космический корабль «Аполлон-13» прервал свой полет к Луне из-за взрыва кислородного баллона на борту. Он стартовал 13 апреля в 13 часов 13 минут со стартовой площадки № 39 (трижды 13).

В РПЦ призывают тех, кто боится пятницу, 13, отбросить суеверия. Священники уверяют, что никакие сочетания цифр - случайные или закономерные - никогда не могут определять человеческую жизнь и не должны влиять на человеческие поступки. По их словам, все дни для православного христианина должны быть одинаковыми. Каждый день он должен одинаково следовать Божиим заповедям, опасаться греха, опасаться чем-то оскорбить своих ближних.

— АНН, 13.10.2006

КОММЕНТАРИЙ: Не только православные, но и христиане других конфессий, посвятившие свою жизнь Христу, должны следовать заповедям, ненавидеть грех и отвращаться всяческих суеверий.

Если верить официальной статистике, едва ли не каждый второй взрослый житель нашей страны верит в гороскопы, приметы, суеверия или напрямую ставит свою жизнь в зависимость от звезд или дат. Этот интерес вовсю подогревают средства массовой информации — многие популярные радиостанции начинают утренний эфир с гороскопов от Павла Глобы, газеты пестрят астрологическими прогнозами. Вполне предсказуемо, многие неверующие поддались на ажиотаж, поднятый прессой вокруг якобы «апокалиптического» сочетания цифр в дате 06.06.06 (6 июня 2006 года). Этот день благополучно прошел, однако урок, похоже, так и не был усвоен.

Наука, которая исследует мнимое влияние чисел на личность человека и его характер, называется «нумерологией» — от латинского слова numerus («число») и греческого logos («наука»). Создание нумерологии приписывают Пифагору, греческому философу, жившему в V веке до н.э. В наше время нумерология является неотъемлемой частью астрологии. По сути, любой индивидуальный гороскоп начинается с даты рождения — считается, что это число определяет всю последующую жизнь человека. Астрологические страницы в Интернет пестрят рекламой: «Момент рождения определяет вашу жизнь!», «Узнайте свое магическое число», «Нумерология поможет вам узнать свои сильные стороны и избежать опасностей» .

Христиане считают веру в приметы и числа суеверием. По сути, любое суеверие — это проявление язычества. Ведь для нумерологов некая комбинация цифр становится богом, влияющим на их судьбу и жизнь. В Библии нет и намека на то, что числа каким-то образом влияют на нашу судьбу. Единственный, кто может изменить нашу жизнь — Христос, Творец неба и земли.

— Сергей Гущин

к оглавлению

Российские представители пяти мировых религий высказались против введения в уголовный кодекс статьи о манипуляции сознанием

В одной из недавних телепередач Александр Дворкин - руководитель Центра Иринея Лионского, созданного по благословению Патриарха Алексия II и занимающегося проблемами новых религиозных движений, сект и культов, высказался "за то, чтобы сейчас немедленно ввести в уголовный кодекс статью за манипуляцию сознанием, за психологическое насилие". По его мнению, статья должна предусматривать "ответственность юридическую и ответственность уголовную".

По странной логике, не понятной тем, кто уважает чужие права и свободы, Дворкин предложил сначала ввести статью, по которой судили бы невиновных (для него понятия "сектант" и "уголовник", по-видимому, являются вещами одного порядка), а уж потом, "накопив определенный опыт, выходить с законодательной инициативой и вводить юридическое определение секты".

Корреспондент сайта "Мир религий" попросил высказаться по поводу возможности введения в уголовный кодекс такой статьи российских лидеров пяти мировых религий. Им был также задан вопрос, не привлекут ли в этом случае к уголовной ответственности также и СМИ, занимающиеся манипуляцией сознания через рекламу и насаждающие в статьях и передачах ту или иную идеологию?

Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Михаил Дудко:

Вопрос о манипуляции сознанием является очень серьезным, я не думаю, что СМИ манипулируют сознанием в той же степени, в какой это делают секты, использующие гипноз, наркотики, заставляющие своих адептов не спать, ограничивать себя в пище и т.д.. То есть, у сект в этом смысле более развязаны руки. Тем не менее, элемент манипуляции сознанием прослеживается в любом СМИ, я бы, например, предложил серьезно исследовать рекламную деятельность, где есть не просто элементы манипуляции сознанием. Бесспорно, что рекламщики зачастую переходят грани дозволенного. Не знаю, стоит ли вводить в уголовный кодекс преследование за манипуляцию сознанием, но очевидно одно - нужно законодательно ограничивать людей, которые сознательно пользуются техниками манипуляции сознанием в корыстных целях. Люди должны знать, что с ними делают там, где выключают сознание, где воздействие идет помимо сознания. На мой взгляд, во всех случаях подобная практика приводит к печальным последствиям.

Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский:

Лично я не могу себе представить, насколько возможно ввести в уголовный кодекс статью о манипуляции сознанием и психологическом насилии. Ведь необходимо дать дефиницию этих понятий для того, чтобы с кого-то можно было взыскивать в уголовном порядке за манипуляцию сознанием.

Люди, выдвигающие подобные идеи, должны понимать, что необходимо четко прописать все дефиниции - что сделать крайне трудно, - и только тогда можно будет вводить эти понятия в юридическую сферу. Поэтому, проблема сект, которую Дворкин хочет решить с помощью закона о манипуляции сознанием, должна, прежде всего, решаться, в религиозной плоскости, ею должны заниматься сами религиозные объединения. Традиционные религии, имеющие связь с культурой, обладающие определенным влиянием в мировом сообществе, должны укреплять духовные ценности своим авторитетом. Административный рычаг в данной сфере может привести к негативным последствиям.

Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (Пятидесятники) Сергей Ряховский:

На предложение Дворкина ввести в уголовный кодекс статью о манипуляции сознанием, очень хорошо ответила Татьяна Дмитриева, которая спросила его, по каким критериям он будет определять, что считать манипуляцией сознанием и психологическим насилием? Разве телевизионная реклама, которой переполнен эфир, не является манипуляцией умами и чувствами людей? Дмитриева, как психиатр, заверила, что реклама является самой, что ни на есть, манипуляцией сознанием. Значит, если такой закон выйдет, нужно удалить из общественной жизни всю рекламу, удалить СМИ. От себя я добавлю, что в этом случае нужно будет судиться с государством, которому эти СМИ принадлежат, нужно будет запретить политические партии, которые особенно во время выборов также манипулируют сознанием, занимаясь партийной пропагандой. То же самое можно сказать про патриотическое воспитание, которое, если подойти к вопросу строго, является манипуляцией сознанием. Я думаю, что Дворкин ратует за введение подобной статьи в уголовное законодательство либо из-за ненависти к тем, кто видит мир и живет не так, как он, либо по чьей-то указке. Он, по всей видимости, лоббирует чьи-то интересы - либо лжепатриотов и лжеправославных, либо тех западных политиков, которые ненавидят Россию.

После этой передачи, где господин Дворкин высказался не только по поводу манипуляции сознанием, но и на другие темы, я решил подать на него в суд. Ни много, ни мало, но он заявил в эфире, что если говорить о сектах во власти, то это касается не только Украины, что в России это - главный неопятидесятник страны, член президентского Совета по взаимодействию с религиозными организациями, член Общественной палаты РФ. На вопрос Дмитрия Киселева "кто это?", Дворкин сказал: "Сергей Ряховский, который планирует оранжевую революцию, точно также как неопятидесятники на Украине участвовали в оранжевой революции". Я всякое в своей жизни слышал и читал, но с подобным бредом еще не встречался. Я, конечно, человек терпеливый, но тут уже молчать просто нельзя. Сложность этой ситуации в том, что Дворкину даже трудно предъявлять какие-то претензии, потому что все, что он делает, унижает, прежде всего, его самого.

Самое интересное, что об этой передаче я узнал не в России, а в Америке, куда ездил на большую встречу пастырей. Мне позвонил один уважающий конгрессмен и сказал: "Сергей Васильевич, может быть вам не стоит возвращаться в Россию?". Я спросил: "А что случилось?". Он мне ответил, что показали сюжет, в котором обо мне сказали, будто я готовлю оранжевую революции. "Поэтому вас могут арестовать прямо в Шереметьево," - на полном серьезе заключил американский политик. Я пытался его заверить, что это была шутка, что он, очевидно, не тот канал и не ту программу смотрел. Он мне и рассказал, что господин Дворкин обвинил меня в подготовке оранжевой революции в России. Так что предложенный печально известным сектоведом закон, бумерангом ударит и в него. Разве подобная ложь не является манипуляцией сознанием?

Председатель Совета Союза евангельских христиан-баптистов Юрий Сипко:

Известно, что сам Дворкин занимается манипуляцией, он ведь тоже воздействует на сознание. На мой взгляд, люди, подобные ему, поскольку у них гипертрофировано чувство обладания истиной в последней инстанции, являются наследием сталинизма, когда на всю страну существовало одно-единственное правильное мнение. К сожалению, мы несем глубокие последствия прошлого, когда отсутствовало какое-либо понимание об уважении к правам личности. До сегодняшнего дня у нас в обществе существует неприятие ценностей, связанных с правами и свободами личности. Я могу найти массу подтверждений этому. Дворкин прибегает к тем же методам и аргументам, которыми пользовались в сталинские времена. Об этом свидетельствует и его абсурдное заявление о необходимости ввести в уголовное законодательство ответственности за манипуляцию сознанием, когда этому понятию не дано должное юридическое определение.

Согласно с российской Конституцией и с другими, выходящими из нее законами, каждый человек обладает свободой совести. Вместе с тем государство и люди, подобные Дворкину, все время пытаются рулить этой совестью. Они при этом как бы не замечают, что всякая попытка манипулировать чужой совестью подрывает основополагающее положение о свободе этой совести. Свобода мыслить, свобода говорить, распространять информацию тоже гарантируются нам нашей Конституцией, как гарантируется она и международными правовыми актами, ратифицированными Россией. Но эти права личности по-прежнему игнорируются.

Я очень огорчен тем, что российский телевизионный канал предоставляет слово таким людям, как Дворкин, который подобными высказываниями подрывает авторитет государственного, между прочим, канала. Как гражданин, лично я глубоко возмущен тем, что государственный телеканал, который содержится и на мои, в том числе, деньги, разжигает в обществе межрелигиозную рознь, делит россиян на хороших и нехороших, на праведных и не праведных. Причем делается это не по признакам нарушения законов, а по признаку инакомыслия. Я возмущен тем, что государственный канал не замечает, что с его экрана исходит агрессивная волна ненависти, что он способствует расслоению общества по идеологическим признакам, и нигде официально этому не дана оценка.

Есть все основания полагать, что Дворкин, будучи гражданином США, просто работает на спецслужбы, своими высказываниями подрывая международный авторитет России. Боюсь, что в данном случае речь уже должна идти о некой медицинской проблеме, раз человек предлагает ввести наказание за "манипуляцию сознанием", не имея правового определения этого преступления.

Зав. отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: конечно же, существуют факты манипулирования человеческим сознанием, но здесь в каждом конкретном случае нужно разбираться очень осторожно

Манипуляция сознанием - предмет размышлений не одного Дворкина, случай с Грабовым показывает, что если общество и, что самое главное, власть, смотрят на эти проблемы сквозь пальцы, то это, конечно, рождает аномалии. Как здравомыслящий человек может думать о том, что можно воскресить убитых детей бедных женщин Беслана? Значит, власть отвернулась от этих людей, не смогла оказать им моральную поддержку. На этом поле и вырастают сорняки, типа секты Грабового.

Конечно же, существуют факты манипулирования человеческим сознанием, но здесь в каждом конкретном случае нужно разбираться очень осторожно. Какого-то общего рецепта в данном случае я давать не берусь.

Главный раввин России Адольф Шаевич: вряд ли ужесточение уголовного кодекса приведет к чему-то хорошему

Вопрос о манипуляции сознанием - очень тонкая материя. Боюсь что предложенная Дворкиным статья, появись она в уголовном кодексе, не всегда будет использоваться для защиты людей. Не думаю, что сегодня есть необходимость в подобном законе. Вряд ли ужесточение уголовного кодекса новыми статьями, имеющими отношение к религиозной сфере, приведет к чему-то хорошему.

Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: в этом вопросе должны сказать свое веское слово юристы

Конечно же, многое в религиозной, как и в общественной сфере, зависит от законов и, главное, от их исполнения. В нашем уголовном кодексе, на мой взгляд, достаточно статей, чтобы привлечь к ответственности тех, кто угрожает безопасности граждан, их жизни и здоровью. Мне трудно что-либо конкретное сказать о том, нужна ли статья о манипуляции сознанием и о психологическом насилии над личностью. В этом вопросе должны сказать свое веское слово юристы.

Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами: очень хочется верить, что наше законодательство не пойдет по этой стезе, доказавшей свою историческую непродуктивность

За подобным законом должны стоять очень четкие критерии и определения того, что является манипулированием сознанием, а что им не является. Должны существовать соответствующие инструменты для юридического установления факта совершения преступления. Я думаю, что у наших законодателей есть здравый смысл и они понимают, что фразы типа "манипулирование сознанием" или "психологическое насилие", либо не будут означать ничего конкретного, и потому подобные статьи не станут применяться вообще, либо будут применяться избирательно. И делаться это будет в тех случаях, когда нужно будет уничтожать инакомыслящих. Но мне очень хочется верить, что наше законодательство не пойдет по этой стезе, доказавшей свою историческую непродуктивность.

— Мир Религий, 13.10.2006

к оглавлению

В приход Мессии на Землю верят всего 43 процента израильтян

71% жителей Израиля верят в Бога, и 60% – убеждены, что вселенную создал Бог.

Таковы результаты двух опросов, которые провел Институт по изучению общественного мнения "Smith" и Интернет-портал газеты Jediot Aharonot . В первом случае в телефонном интервью было опрошено 500 взрослых израильтян. Второй опрос проводился в Интернете, и в нем приняли участие 40 000 человек.

В то, что на землю придет Мессия, верят 43% опрошенных, 57% – так не считают.

Выяснилось также, что 53% израильтян считают, что изучению иудейской религии в школах нужно уделять больше внимания, 34% – удовлетворены нынешним состоянием дел, 11% – не смогли ответить на этот вопрос и только 4% – высказались за сокращение школьных часов, отводимых на изучение иудаизма. Об этом сообщает "Agnuz"

Religare, 13.06.2006

к оглавлению

Ученые вычислили дату конца света

Ученые подсчитали, когда представители homo sapience изживут себя как вид на этой Земле. По их мнению, это произойдет 31 октября 2.252.006 года. От даты Апокалипсиса нас отделяют какие-то два с четвертью миллиона лет.

К такому выводу геологи и палеонтологи пришли, изучая в Испании ископаемые окаменелости, чей возраст превышает 22 миллиона лет.

Группа экспертов установила, что средняя продолжительность жизни млекопитающих – 2,5 миллиона лет, современный человек свои 250.000 лет уже "оттрубил".

Как отмечают специалисты из Утрехтского университета, работой которых руководит Йен Ван Дам, каждые 2,5 миллиона лет под воздействием различных астрономических факторов происходит сдвиг Земной орбиты. Об этом сообщает " Media International Group "

Religare, 13.06.2006

к оглавлению

Рождественским бестселлером на Западе может стать книга о том, что Бога нет

Обложка книги

Ричард Даукинс

По информации EAI, первое место среди книжных бестселлеров в номинации научно-популярной литературы к наступающему Рождеству может стать книга английского биолога и писателя, лауреата шекспировской премии за 2005 год Ричарда Доукинса "Иллюзия Бога" (The God Delusion). Ее автор сторонник теории эволюции с апостольским энтузиазмом нападает на религиозные догмы во всех известных проявлениях.

Автор ставших известными книг "Ген самолюбия" и "Слепой часовщик" утверждает в книге, что как политеизм (многобожие), так и монотеизм абсолютно абсурдны. Автор резко критикует знаменитые доказательства бытия Бога cв. Фомы Аквинского и утверждает, что любая религия, а не только религиозный экстремизм, приводят в конечном итоге к фундаментализму и обскурантизму.

Книга уже переведена на несколько языков, а ее общий тираж составил около 100 тыс. экземпляров, что является рекордным для научно-популярного издания.

— Портал-Credo.Ru, 17.10.2006

к оглавлению

Большинство профессоров США верят в Бога

Вопреки стереотипу, большинство университетских профессоров США не - атеисты или агностики, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Христианский Вестник. Согласно исследованию социологов Neіl Gross of Harvard Unіversіty и Solon Sіmmons of George Mason Unіversіty, фактически, всего лишь 25% профессоров отрицают существование Бога или утверждают, что его невозможно познать.

Остальные утверждают, что они верят в Бога частично, или как минимум верят в высший разум.

Профессора колледжа менее религиозны, чем другие люди, сообщают авторы исследования. Например, около 40% профессоров часто посещают религиозные богослужения, по сравнению с 47% общего населения. Но исследователи также говорят, что уровень религиозности профессоров сегодня значительно выше, чем показатель, который предыдущих исследований, которые не включали профессоров, так называемых, местных (общинных) колледжей.

Профессора местных колледжей более религиозны, чем профессора элитных, докторских университетов. Но даже в элитных университетах, большинство профессоров не являются атеистами или агностиками, и 20% из них абсолютно уверенны в существовании Бога.

— НХМ, 13.10.06

к оглавлению

В Греции начинается XVIII всеправославная конференция, посвященная ересям, сектам и культам

16 октября 2006 года в Греции в местечке Нео Прокопио на острове Эвбея открывается XVIII Всеправославная конференция, посвященная ересям, сектам и культам. Организатором конференции выступает синодальная комиссия по ересям Элладской Православной Церкви, сообщает Православие.ру..

Цель конференции – дать оценку с православной точки зрения развитию так называемых новых религий и культов. В центре внимания будут притязания сект на обладание собственным откровением и внехристианским духовным опытом, а также те негативные последствия для личности, которыми чревато пребывание в секте. В форуме принимают участие представители Поместных Православных Церквей.

Служба коммуникации ОВЦС

к оглавлению

Александр Дворкин отстаивает свою честь в суде

Дело о защите чести, достоинства и деловой репутации слушалось 17 октября в Кировском районном суде Ярославля. Истец - известный сектовед, один из крупнейших специалистов по нетрадиционным религиозным движениям Александр Дворкин. По его мнению, несколько газет абсолютно бездоказательно публикуют информацию о том, что он разжигает межнациональную рознь и якобы взял под свое крыло сатанистов.

Еще в 2003 году Александр Дворкин прочитал в Ярославле лекцию о сектах для местного духовенства, а также выступил перед жителями в общественно-культурном центре. Теперь он судится с печатными изданиями из-за некорректного, как он считает, освещения его визита в ряде СМИ. Информацию, опубликованную в некоторых статьях, истец называет клеветнической и уверен, что у всех этих материалов один и тот же заказчик. "Это не иск против прессы, против журналистики, это иск против сект, которые используют методы журналистики для того, чтобы достичь своих целей. Это иск за свободу журналистики", - заметил он.

Вот цитата из одной крупной религиозной газеты, осветившей визит Александра Дворкина в Ярославль: "Репутация одиозной личности, разжигателя межрелигиозных конфликтов тянется за ним, как шлейф". А одно региональное издание называет Александра Леонидовича недоучившимся профессором и утверждает, что Дворкин взял под свою защиту сатанистов. "Давно пора, чтобы сектанты ответили за свою клевету", - сказал Александр Дворкин.

Присутствовавшие на суде ответчики, в свою очередь, уверены, что иск полностью безоснователен. Говорят, каких-либо лжефактов в статьях не было. "Я была на этом мероприятии, о котором рассказала, и как любой журналист я имела право высказать свою точку зрения. Если она не понравилась Александру Леонидовичу, это его право. Но я не думаю, что там есть какие-то юридические основания, это просто его эмоциональная оценка - ему не нравится, как о нем сказали", - заметила ответчик, автор статьи Юлия Олейникова.

Александр Дворкин требует от всех изданий принести извинения и опубликовать материалы с опровержением собственных статей. Однако ответчики не согласны. Свою вину они не признают. Окончательное решение по иску суд так и не принял. Рассмотрение дела перенесено на декабрь.

— Ярославская государственная телевизионная и радиовещательная компания, 18.10.2006

к оглавлению

Андрей Кураев

Во Владивостоке сектанты атаковали Андрея Кураева

Сторонники различных сект во Владивостоке мешают известному богослову Андрею Кураеву общаться с приморской общественностью. Как передает ИА "ДейтаRU", на встречах дьякона с приморцами часто задаются некорректные или компрометирующие православие вопросы со стороны представителей различных сект.

Действия сектантов зачастую мешают вести разговор отца Андрея о проблемах конфессий с присутствующей аудиторией. Так, на одной из встреч, представители движения религиозного толка в ультимативной форме настаивали на том, что все православное сообщество должно принять "Агни Йогу". "Мы тоже православные, но сейчас наши души переселились", - констатировали сектанты - рериховцы.

Профессор Московской Духовной Академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Андрей Кураев находится в эти дни в Приморье с лекциями, посвященными православию в современной жизни.

— Лучший Город – Владивосток, 16.10.2006

к оглавлению

Евразийский апологетический саммит

6-9 октября в Крыму состоялся первый на постсоветском пространстве Евразийский апологетический саммит. На Саммите собрались ведущие апологеты стран бывшего Советского Союза с целью: обновления и развития взаимных контактов; обмена опытом и ресурсами; общения, взаимного назидания и ободрения и обсуждения стратегии апологетической деятельности в современном обществе.

Центральным элементом программы Саммита являлся Форум участников для обсуждения состояния и путей развития апологетики на постсоветском пространстве. Представители апологетических организации (миссий, объединений, региональных групп) и индивидуальные участники Саммита имели возможность краткого выступления, чтобы рассказать о своей апологетической деятельности, основной сфере апологетических интересов, планах, перспективах, проблемах и возможностях.

— Павел Столяров

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@ApolResearch.org
www.apolresearch.org


В избранное