Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ТОРА и Заповеди Ноаха

  Все выпуски  

ТОРА и Заповеди Ноаха


Освободиться из-под власти воображения

  «Не обращайтесь к идолам…» (Ваикра 19, 4).

Еврейская община города Джербы была общиной мудрецов. Но из каждого правила есть исключения… Да и этот человек, представлявший собой «исключение», абсолютным дураком не был. Но было у него «локальное помешательство»: ему казалось, что на голове у него находится глиняный кувшин. Он ходил осторожно, сохраняя равновесие, — «а то кувшин упадёт и разобьётся». Садился аккуратно и бережно. Ел, выпрямившись, осторожно поднося ложку ко рту. Нелегко жить с кувшином на голове… Мы не знаем, как он спал. Все смеялись над этим человеком, ругали его, удивлялись его помешательству. Но значительно больше жалели его. Ведь это было явное сумасшествие.

Однажды сказал один проницательный человек: «Дайте мне, и я его вылечу». Что же он сделал? Каждое утро по дороге в синагогу человек с воображаемым кувшином проходил мимо его дома. В то утро целитель ждал его и, как только сумасшедший прошёл под окном, бросил за его спиной огромный кувшин. Кувшин разбился со страшным шумом, сумасшедший испугался, подпрыгнул.

Все закричали: «Кувшин разбился!». Оглянулся сумасшедший, побледнел и сказал: «Действительно, разбился!». Покачал горестно головой — впервые после болезни покачал головой…

Он действительно исцелился, стал ходить нормально, сидеть нормально, склоняться над тарелкой и т.д. Стал нормальным человеком. Но пришёл маленький ребёнок и всё испортил. «Как тебя перехитрили! — стал смеяться он. — За твоей спиной разбили кувшин, и ты и вылечился!»

Больной снова побледнел. Ясно было, что это правда. Он поднял руки над головой, «ощупал» воздух и объявил: «Кувшин вернулся!».

Это реальный случай, который «был бы смешным, если бы не был таким грустным». Обидно не только за этого человека, но и за всех ему подобных. А таких очень много.

Что имеется в виду? Стих из нашего недельного раздела — «Не обращайтесь к идолам (элилим — “божкам”) и богов (элоэй) литых не делайте себе…» — содержит двойное повеление. Объясняет Раши: «Элилим — от слова аль, “ничто” — несуществующему они подобны, тщете и пустоте. “…и богов (элоэй) литых не делай себе” — сначала они “божки”, но если ты обращаешься к ним, то, в конце концов, сделаешь их “богами” (элокут), от слова, обозначающего власть и величие».

Рабейну Йерухам из Мира сказал, что Раши открыл нам здесь одну из основ человеческой души. Тора уподоблена хлебу: «Идите, ешьте хлеб мой…» (Мишлей 9, 5) и уподоблена воде: «Нет воды, кроме Торы». Тора уподобляется также вину, маслу и мёду. Всё это — вещи, которые удовлетворяют насущные, основные потребности человека. Тора уподоблена свету: «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет…» (Мишлей 6, 23), «Да будет свет — это деяния праведников». При свете вещи предстают такими, как они есть.

Но существует и мир воображения, пустоты и тщеты, вводящий нас в заблуждение. «Тьма — это дела грешников». В потёмках тени предстают реальностью. И человеку дана возможность сделать эти тени центром своего существования. «Оживить» их своим сердцем и разумом, сделать их реальными и прямо-таки «божественными». Почитать их, служить им и формировать вокруг них целую культуру со своими правилами и законами. Целый мир, изготовленный из пустоты и «суеты сует».

В качестве «наглядного пособия» возьмём такое явление как «спорт». То, что начиналось как забота о здоровье и укреплении организма или как развлечение, превратилось в целый мир со своими законами и судьями, иерархией и болельщиками. Спорт является смыслом жизни для миллионов, поглощает миллиардные бюджеты, кормит игроков и тренеров, судей и комментаторов, обозревателей, и журналистов, и СМИ. И истребляет часы жизни — которые дороже золота — огромного количества людей, прикованных страстью к экрану. Зачем, почему, что вы выиграете от того, что мяч окажется в воротах или в корзине?.. В чём счастье, если команда вышла в полуфинал, и в чём горе, если удар был неудачным и мяч отклонился?.. Что произошло, что случилось? Это же игра, в конце концов!

Но таков процесс: элилим («божки», «идолы») от слова аль — «ничто». Но если ты пойдёшь за ними, то, «в конце концов, сделаешь их “богами”», сделаешь их реально существующими. Сами по себе они остаются ничем, но человек дал им место в своём сердце, возвысил их, сделал центром своей жизни.

Спорт — это только пример. Другой пример — мода. Одежда является средством; не дай Б-г, чтобы она превратилась в цель, стала стержнем, вокруг которого крутится всё. И начнут поклоняться фирменным товарам, платить бешеные деньги, будут менять одежду, подчиняясь мгновенному капризу. Почему и зачем? Можно привести и другие примеры: кто-то делает своим идолом работу, кому-то его хобби заменяет весь мир. Давайте посмотрим на свой мир, на настоящий свет, на источник реальности — на мир Торы и заповедей. Ведь это реальный мир, в котором можно получить реальную прибыль (Мааян а-Шавуа).

Всё благо, которое посылает нам Всевышний, — по милости своей Он посылает

«…человек будет жив ими…» (Ваикра 18, 5).

Рабейну Йосеф Хаим рассказал историю про одного талмид-хахама, которого благословил Б-г всем — и Торой, и величием. Он был счастлив и богат, здоров и счастлив в детях. У него было всё. И талмид-хахам считал, что всё это ему полагается по праву и справедливости — ведь он соблюдает Тору и заповеди, прилежно учится и творит добро.

Однажды летним днём вышел он прогуляться в поле. Заблудился и оказался в пустыне. И не знал, идёт он к городу или от города. Вскоре его начала мучить жажда. Солнце напекло голову, он упал и был близок к потере сознания. Вдруг увидел он человека с кувшином воды. Стал умолять дать ему напиться, но тот отказал. Пообещал ему за воду огромные деньги, но владелец кувшина сказал: «Не отдам воду за деньги, а только если ты отдашь мне всю Тору, которую выучил, и все заповеди, которые совершил до сегодняшнего дня». Талмид-хахам плакал, умолял сжалиться и смилостивиться — ведь трудно отдать всё. И владелец кувшина согласился отдать кувшин за половину Торы и заповедей. Достал перо и бумагу и написал купчую. Попил талмид-хахам, и возвратилась его душа, а продавец кувшина пошёл своей дорогой.

От жары, усталости и огорчения талмид-хахам ослаб настолько, что не мог пошевелиться. Проходил мимо человек и спросил: «Что с тобой?».

Ответил талмид-хахам: «Я ослаб и не могу шевельнуться».

Человек сказал: «У меня есть чудо-лекарство, которое вернёт тебе силы. Но я не продам его за золото и серебро, а только за Тору и заповеди».

Ответил талмид-хахам: «Я только что продал половину своих заслуг, как могу продать остальное и остаться ни с чем?».

Но тот стоял на своём: «Я сказал, и от слов своих не отступлю. Отдам лекарство только в обмен на те заслуги, которые у тебя ещё остались».

Понял талмид-хахам, что если не примет условие, то здесь и погибнет. Согласился он. Достал человек перо и бумагу, написал по всем правилам купчую и передал талмид-хахаму лекарство. Тот принял его, и силы к нему вернулись. Он встал и пошёл, и через полчаса достиг окраин города. Добрался до дому, рухнул на постель и закричал криком великим и горестным.

Прибежала на крик жена: «Что с тобою, муж мой?».

Ответил он: «Как же мне не кричать, когда за час потерял я все заповеди и все добрые дела, которые совершил за всю жизнь!». Так он плакал, пока не заснул. Во сне явился ему человек, который продал лекарство. Талмид-хахам бросился к его ногам, умоляя простить долг и вернуть хотя бы половину заслуг.

Ответил ему продавец лекарства: «Не бойся! Я — пророк Элиягу. Это я продал тебе кувшин и лекарство. Меня послали с Небес, чтобы разъяснить тебе твою ошибку».

«Ты считал, что за заповеди, которые ты выполнял, за совершённые тобою добрые дела, за Тору и молитвы тебе по праву полагается всё благо, посланное с Небес. Но это страшная ошибка: ведь за все твои заслуги тебе полагается только жизнь. Но всё остальное: здоровье и благоденствие, доход и богатство — это дар Небес, и ты должен благодарить за это Всевышнего от всего сердца».

«Чтобы ты уяснил свою ошибку, я показал тебе: в течение одного часа нужды, жажды и слабости ты лишаешься всех заслуг. И знай теперь: всё благо, которое Всевышний тебе посылает, — это милость и милостыня».

Затем пророк Элиягу порвал обе купчие. Проснулся талмид-хахам, усвоив урок, с благодарностью за всё, что послали ему Небеса.

Об этом говорит стих из нашего раздела: «Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек жив будет ими…». Награда за все уставы и законы, которые человек соблюдает, — жизнь, а все остальные блага — подарок (Авотэйну сипру лану).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Четыре вида смертной казни


Приведение смертной казни в исполнение - это составная и неотъемлемая часть первой из семи библейских заповедей, - об учреждении судов и назначении судей. Однако сама смертная казнь применяется в качестве наказания за преднамеренное и сознательное нарушение одной из семи заповедей только тогда, когда существует Иерусалимский Храм. Как это объясняется в Мехильте (Мидраш агадоль, Шмот 21:14): "И от жертвенника Моего заберешь его на смерть; то есть если есть Храм - приговаривают к смерти, если нет - нет." Поэтому сегодня, ввиду отсутствия Храма, не рассматривают судебные дела, которые могут привести к смертному приговору.

Все это касается нашего мира - мира людей. Но Мидраш поясняет, что хотя человеческий суд и не имеет права казнить в наши дни - Небесный суд никто не отменял, и он ежесекундно судит каждого в соответствии с его поступками и делами. И если человек намеренно преступает один из шести запретов - он заслуживает себе смертный приговор Небес, который приводится в исполнение определенной последовательностью событий или стечением жизненных обстоятельств. Подробнее об этом - читайте в подразделе "Смерть от руки Небес" ниже.

Мы живем во время, которое Тора прямо называет "родовыми схватками" перед приходом Машиаха (Мессии - перевод с библейского). Время, когда зло в этом мире усилилось необычайно. И время, когда сам мир балансирует на грани пропасти, едва удерживаясь и чудом не срываясь. Вот-вот придет праведный Машиах (да случится это вскорости, в наши дни), и вернется царствование к дому Давида. И он отстроит Храм, и осуществит многие пророчества, которые уже начинают исполняться. В его дни вернутся к действию все законы, как прежде: будут чтить Всевышнего, приносить жертвы и учреждать суды, чтобы блюсти соблюдение семи заповедей среди народов мира - по всем деталям, описанным в Торе.

Поэтому так важно рассказать о правилах, предписанных Писанием в отношении злостных нарушителей семи заповедей, уже сегодня. Ведь завтра может прийти совсем неожиданно...

В Библии упоминается четыре вида смертной казни, к которым может приговорить суд. Это:

- скила (сбрасывание на камни - перевод с библейского);

- срэфа (сожжение - перевод с библейского);

- эрэг (смертная казнь мечом - перевод с библейского);

- хэнэк (удушение - перевод с библейского).

Наказания перечислены здесь в порядке убывания их строгости. Сбрасывание на камни считается самой суровой казнью. Судьи ни в коем случае не должны бояться приговаривать кого-либо к смертной казни, если виновный ее заслуживает. Не повинуясь Б-гу, когда Он повелевает вынести и привести в исполнение смертный приговор, человек претендует на то, что он сострадательнее Всемогущего. Однако именно Ашем является источником всякого милосердия, Тем, Кто вложил в человеческую душу маленькую искорку Своего безграничного милосердия, как сказано (Теиллим 145:9): "Добр Г-сподь ко всем, и милосердие Его на всех Его созданиях". Следует всегда об этом помнить и не страшиться приговаривать заслуживших смерть, ибо этим иссекается зло из тела народа:

- злодей наносит вред обществу либо активным дурным воздействием, либо своим отрицательным примером; наказание согрешившего предотвращает разрушение нравственного фундамента общества, подобно тому, как ампутация больной конечности спасает все тело;

- каждый грех порождает туму (духовную скверну - перевод с библейского); казнь грешника противодействует ее влиянию и восстанавливает дух святости, чистоту и гармонию в этом мире.

Таким образом, преступник как бы духовно мертв еще до казни - его злодеяния превращают его в нечестивца, отсекшего себя от Всевышнего. Грешника казнят в том городе, где он совершил злодеяние, но не в день вынесения приговора, давая ему таким образом возможность обдумать свое поведение и раскаяться в совершенных преступлениях. Убитых по приговору суда хоронят в отдельных могилах.

Приведение приговора в исполнение

Как приводится в исполнение каждый из смертных приговоров? Каждая из казней осуществлялась наименее мучительным способом. Перед казнью человеку давали сильнодействующий наркотик, который приводил его в почти бессознательное состояние.

Сбрасывание на камни происходит следующим образом. Осужденного выводят на крышу специально выстроенного для этой цели здания высотой в два человеческих роста. Затем один из свидетелей сталкивает его вниз, спиной на камни. Если тот остается в живых после падения, то свидетели бросают ему на грудь тяжелый камень, который они с трудом могут поднять. Если же и после этого приговоренный остается в живых, что свидетельствует о том, что ему уготовлены дополнительные страдания, то для всех присутствующих является исполнением заповеди забросать его камнями. В заключение тело преступника вывешивается и висит до захода солнца (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 42б-46а).

Сожжение происходит следующим образом. Осужденного погружают в мягкую землю до колен. Затем кусок жесткого полотна оборачивают мягким, и полученная таким образом веревка оборачивается вокруг шеи приговоренного. Один из свидетелей тянет ее конец в одну сторону, а другой - в противоположную, пока он не откроет рот. Затем зажигают специальный фитиль с расплавленным свинцом, который бросают в горло преступника. Получается, что ему в горло вливают расплавленный свинец тонкой струей. Свинец сходит ему в кишки и сжигает внутренности (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 52а).

Смертная казнь мечом происходит следующим образом. Виновного обезглавливают, отсекая ему голову мечом, как это делали королевства в прежние времена. Обезглавливают стоя, так, чтобы после отсечения головы тело преступника упало замертво под собственной тяжестью (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 52б).

Удушение происходит следующим образом. Осужденного погружают в мягкую землю до колен. Затем кусок жесткого полотна оборачивают мягким, и полученная таким образом веревка оборачивается вокруг шеи приговоренного. Один из свидетелей тянет ее конец в одну сторону, а другой - в противоположную, пока душа его не покидает тело (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 52б).

Смерть от руки Небес

Всевышний заверяет судей: не следует опасаться, что виновный избегнет правосудия, если приговор не был вынесен из-за недостатка свидетельских показаний или по другим причинам, от них не зависящим. Ашем говорит: "Ибо Я не оправдаю виновного" - у Меня много посланцев, которые могут наказать человека, если он того заслуживает. Поэтому если суду не удается вынести смертный приговор злодею - последнего казнит Небесный суд.

Как это работает? Тот, кто заслуживает сбрасывания на камни - падает с высоты или становится жертвой зверей. Тот, кто заслуживает сожжения - умирает в огне или от укуса змеи. Того, кто заслуживает смертной казни мечом - казнит правительство или убивают бандиты. Кроме того, когда смерть от меча заслуживает сразу целый народ или несколько народов - происходят войны, то есть массовые убийства. Тот же, кто заслуживает удушения - тонет, либо его душат.

Соответствие казни прегрешению

Тот или иной вид казни применяется строго за соответствующий ей грех. В Вавилонском Талмуде объясняется, что за нарушение семи заповедей для народов мира применяется только один вид смертной казни - мечом. Откуда это выводится? Поскольку написано в Торе (Берешит 9:6): "Проливающий кровь человека, в человеке кровь его пролита будет." В человеке - то есть человеком. Сказано это относительно запрета кровопролития - но, согласно Преданию, является единственным видом смертной казни, применяемой и за нарушение остальных шести заповедей, поскольку другой смерти в отношении потомков Ноаха Писание не упоминает (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 56а).

Это мнение мудрецов, и ему следует практический закон. Однако есть и другое мнение - это учение школы Менаше. Она тоже согласна, что для народов мира применяется только один вид смертной казни - но удушение. Откуда она это выводит? Из той же фразы в Торе (Берешит 9:6): "Проливающий кровь человека, в человеке кровь его пролита будет." В человеке - то есть в теле человека. Что это за пролитие крови человека, которое происходит в теле человека? И отвечает - это удушение, поскольку кровь его не покидает тела (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 57б).

Почему смертной казнью карается нарушение любой из семи заповедей? Мудрецы обсуждают этот вопрос (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 57а):

"Сказал рав Йосеф, что учит школа Рава - потомок Ноаха подлежит смертной казни за нарушение трех заповедей: запрета разврата, запрета кровопролития, и запрета Б-гохульства. Рав Шешет резко возразил, сказав, что это согласуется с запретом кровопролития, поскольку написано (Берешит 9:6): Проливающий кровь человека, в человеке кровь его пролита будет. Однако откуда берется и для других двух запретов? Если учишь это из запрета кровопролития - тогда это применимо и ко всем остальным заповедям, а если учишь это из сказанного в Торе словосочетания "всякий человек" (Тора использует это словосочетание всякий раз, когда необходимо включить в определенный запрет народы мира, чтобы карались за его нарушение смертной казнью, так же, как Израиль - комм. РАШИ) - тогда, кроме упомянутых трех запретов, это применимо и к запрету идолопоклонства, о котором в Торе также сказано "всякий человек" (ведь Тора использует это словосочетание и в отношении поклонения Молеху, как сказано (Ваикра 20:2): Всякий человек из сынов Израиля и из пришельцев, проживающих среди сынов Израиля, кто отдаст из потомства своего Молеху, смерти да будет предан - комм. РАШИ). Но сказал рав Шешет, что учит школа Рава - потомок Ноаха подлежит смертной казни за нарушение четырех заповедей, то есть включая запрет идолопоклонства. [...] Рав Уна и рав Йеуда и все они ученики Рава сказали - потомок Ноаха подлежит смертной казни за нарушение семи заповедей. Открыл Всевышний в одном случае (за нарушение запрета кровопролития - комм. РАШИ), и такое же правило действует для всех остальных случаев."

Последнее предложение имеет ввиду, что Тора не формулирует положения и правила для каждого случая отдельно. Но случай, для которого правило дано однажды, служит примером, позволяющим распространить данное правило на другие случаи.

И все это относительно нарушения семи заповедей, однако существуют исключения, когда к народам мира могут быть применены сбрасывание на камни или удушение - за нарушения, не входящие в состав семи заповедей, однако в корне подрывающие сам замысел Творца о развитии этого мира. Эти два исключения связаны с запретом разврата, и подробнее об этом вы можете прочитать в подразделе "Запрет любых половых связей между народами мира и Израилем" здесь.

И последнее. Библия запрещает убивать преступника прежде, чем он предстанет перед судом, даже если он на наших глазах совершил преступление, за которое, по закону Торы, подлежит смертной казни. Ведь сказано (Бемидбар 35:12): "И не умрет убийца прежде, чем предстанет перед общиной на суд." Обвиняемый должен предстать перед судом, а те, кто видели преступление, даже если они сами судьи - имеют право быть только свидетелями по данному делу, но не судьями. А другие будут судить его, и вынесут заслуженный приговор.

РАМБАМ пишет (Сефер амицвот, запрещающая заповедь 293):

"Однако необходимо пояснить, что запрет свидетелям убивать преступника до того, как судом будет вынесен смертный приговор касается только тех случаев, когда преступник уже совершил преступное действие, за которое он подлежит смерти. Но в минуту, когда он только еще собирается совершить это действие и устремляется к своей жертве, он приобретает статус родэф (преследующий - перевод с библейского, подробнее об этом читайте здесь) - и свидетели обязаны удержать его и помешать ему совершить преступление, которого жаждет его сердце. А если преследователь упрямится и настаивает на осуществлении своего умысла, свидетелям следует вступить с ним в схватку. И если возможно предотвратить преступление, поразив лишь один из органов преследователя, например, лишив его руки, ноги или глаза, - так и следует поступить. И только если после этого все равно не получается удержать его иным способом, кроме убийства, - следует убить его прежде, чем он совершит преступление. И Тора предостерегает свидетелей, чтобы они не щадили такого преследователя и не останавливались перед необходимостью убить его. И об этом речение Ашема (Дварим 25:12): ...то отсеки руку... пусть не сжалится око твое. И объяснено в Сифри (Ки теце): Отсеки руку... - сказано так, чтобы научить, что ты обязан спасти преследуемого даже ценой руки преследующего. А откуда известно, что если ты не можешь спасти ценой руки, то обязан спасти ценой жизни преследователя? Тора говорит (там же): Пусть не сжалится око твое."

Но повеление остановить преступника даже ценой его жизни прежде, чем он осуществит свой замысел, относится к нарушению не всех семи заповедей. Это повеление имеет силу только в отношении того, кто преследует другого человека с целью убить его, а также в отношении того, кто преследует другого человека, чтобы вступить с ним в запретные половые связи.

Рассылка 'ТОРА и Заповеди Ноаха'

В избранное