Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ТОРА и Заповеди Ноаха

  Все выпуски  

ТОРА и Заповеди Ноаха Недельная глава


ТАЗРИА

 

В предыдущей недельной главе (Шмини), как мы помним, Тора дала подробные указания обо всех «чистых» животных, годных в пищу евреям, а также привела длинный список птиц и прочих представителей земной фауны, в пищу евреям запрещенных. Глава Тазрия идет сразу за ней. И занимается она «ритуальной нечистотой» человека. То есть, непосредственно за «чистыми и нечистыми» животными следуют законы о «чистоте и нечистоте» человека.

Наши мудрецы обратили внимание на это соседство тем и пояснили: подобно тому как создание человека в последний день Творения произошло после появления животных, так и законы, относящиеся к человеку, даются после положений, которые касаются животного мира. «Не оскверняйте ваши души никаким пресмыкающимся гадом, не оскверняйтесь ими, — чтобы не стать через них нечистыми!» (Ваикра 11:43).

Раби Исраэль Липкин Салант (основатель движения Мусар в среде литовского еврейства) нашел «нравственное» объяснение связи между этими двумя недельными разделами. Глава Шмини заканчивается подробными указаниями того, что разрешено есть, а что запрещено. Глава Тазрия занимается законами «нечистоты», которая проявляется на коже; причем мудрецы указывают, что эта «нечистота» приходит как наказание за лашон ара, злословие по отношению к другим людям, запрещенное Торой. Посмотрите внимательно, говорит раби Исраэль, и те, и другие законы абсолютно категоричны: нельзя есть запрещенное, нельзя злословить! Разницы в строгости между ними нет. Но как скрупулезно и мелочно соблюдают многие евреи законы кашрута, и как пренебрежительно и поверхностно они относятся к запретам на «плохой язык» (лашон ара). Не дай Б-г положить кусок вареного мяса на тарелку, из которой только что ели горячий молочный суп с лапшой! Но сказать что-то предосудительное о своем ближнем? Да сколько угодно!.. Повторяем: надо тщательно соблюдать запреты в обеих этих областях. Ведь к словам, которые выходят из нашего рта, Тора относится не менее строго, чем к пище, которую мы в этот рот кладем.

Рамбан, великий комментатор Торы, указывает еще на одну тонкость, вытекающую из факта соседства двух указанных глав. Предыдущая заканчивалась запретом есть падаль, насекомых, пресмыкающихся и прочую «живность», обитающую на земле, в воздухе и воде. Наша глава начинается с законов «нечистоты», связанной с родами человека. В этом содержится намек на то, что, если мы хотим, чтобы еврейские женщины рожали детей, нравственно неущербных, надо остерегаться всех нарушений кашрута. Понятно, что нравственность усваивается детьми от взрослых, но предрасположенность является врожденным качеством, и она, проявляясь завтра в наших детях, во многом зависит от нашей сегодняшней готовности следовать заповедям Торы…

Вернемся к самому началу нашей статьи, где говорилось о том, что человек был создан в последний день Творения — после всего, что этот мир наполняет. Существует один известный мидраш: «Сказано в псалме (Теилим 139:5): @3“Позже и раньше Ты меня создал”. Что это значит? Если человек достоин, ему говорят: ты — первый (главный) из созданий. Если недостоин, ему говорят: комар и червяк были созданы раньше тебя». Наши мудрецы так объясняют эти слова. Когда царь прибывает в один из городов своего государства, то, раньше чем он пройдет по улицам перед народом, появляются устроители: они чистят улицы, наводят порядок. Затем идут те, кто украшают дома и развешивают флаги. Потом настает черед гвардейцам и оркестрам. И лишь затем появляется сам царь в окружении свиты. Никому не придет в голову сказать, что здесь важен тот, кто идет раньше. Наоборот, самый важный шествует в конце, к нему привлечено все внимание.

Так можно сказать о царе. Так можно сказать и о человеке, который появился на исходе шестого дня Творения. Все предыдущее было создано для него. Ибо он — цель Творения. «Раньше Ты меня создал». Раньше всего. Поэтому и назван Первым человеком. Не просто первый среди людей, а первый среди всех созданий… Если он, конечно, достоин.

Но если недостоин, тогда справедлива другая часть псалма: «Позже Ты меня создал». Потому что ты не видишь никакой особенной цели в собственном появлении в этом мире. Ты один из элементов, новый вид животного, пусть наделенный сильным разумом — но и только! У льва сильные лапы, у орла — крылья, у муравья — трудолюбие, а у тебя ­мозги. Один из органов, не больше. Даже комар и червяк — и те предшествуют тебе.

Много сочинено философских систем. Каждая из них по-своему описывает человека. В одной он — новый вид животного с гипертрофированным мозгом. В другой — совершенный природный компьютер, для которого собственные эмоции — всего лишь криволинейная функция в многомерном алгебраическом пространстве. То он человек разумный, то страдающий, то наделенный способностью к смеху. Все это интересно и, может быть, даже верно. Но за всем этим забывается, что, прежде чем дать определение, надо задаться вопросом — зачем человек создан?

А ведь об этом прямо говорится в Торе, в том же месте, где сказано о запрете есть некашерную живность: «Я, Всевышний, вывел вас из Египта, чтобы быть вам Богом. Будьте же святы, потому что Я свят». Слова, весьма актуальные накануне Песаха, праздника Исхода из Египта.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

МЕЦОРА

Глава Мецора читается в Большую Субботу, Шабат Агадоль. Так называется суббота, последняя перед праздником Песах. Потому что именно в эту субботу, накануне Исхода евреев из Египта, произошло большое чудо. Евреям было приказано приготовить для жертвоприношения по овце. Овца — один из идолов египтян, которые поклонялись целому сонму животных. Зарезать ее на виду у всех было опасным делом. И не только зарезать — ее надо было зажарить на открытом огне, таковы законы пасхальной жертвы.

Если кто-то и умудрился зарезать ее потихоньку от египтян, то зажарить, не вызывая подозрений, было невозможно. Запах жареной баранины — самый «демаскирующий» из запахов, кто об этом не знает? Ко всему прочему требовалось кровью жертвы вымазать дверные косяки своих домов, там, где у нас с вами висит мезуза. Евреи вымазали и зажарили — и ни один египтянин не возмутился. Великое чудо!

И еще одна причина: суббота — большая, потому что в этот день евреи всего мира собираются по синагогам, чтобы послушать урок раввинов — драшу. Сегодняшняя драша так и называется — Драшат Шабат Агадоль. Она действительно длится дольше обычного.

В одном из мидрашей говорится, что этот обычай — собираться в последнюю субботу перед Песахом в синагогах — неслучаен, в нем проявляется духовное качество нашего народа: «Когда евреи сидят и слушают раввина, дающего урок, — Всевышний занят тем, что прощает сыновьям Израиля их прегрешения!»

Слова мидраша требуют объяснения. Какая заслуга в том, что мы сидим и слушаем раввина, дающего урок? Почему из-за этого нам прощаются наши прегрешения?

В комментарии на Пасхальную Агаду, Хатам Софер так толкует

приведенный мидраш. Верующий еврей всю свою жизнь проводит в определенного рода ожидании. Свою роль на земле и все, что им делается, он трактует как подготовку к будущему миру. При этом настоящий мир он склонен сравнивать с прихожей, из которой можно пройти в большой зал, — во дворец, где его ждут и ко входу в который он призван. А пока он занят деятельным ожиданием. Ибо существование в нашем мире, в этой прихожей, — серьезная работа, включающая в себя духовное обновление через свершение заповедей Торы. Один из важных пунктов этой работы — ожидание прихода Машиаха и построения Третьего Храма.

(До сих пор, зная, что наши выпуски предназначены в первую очередь для людей, неискушенных в Торе, мы старались без нужды не затрагивать такие темы, как приход Машиаха, будущее освобождение еврейского народа и построение Третьего Храма. Ибо они слишком серьезны для поверхностного разговора. Но и совсем игнорировать их тоже нельзя. Когда-то надо открыто заявить, что Машиах и Третий Храм лежат в самой основе религиозного еврейского сознания. Без них нет иудаизма, нет еврейской веры во Всевышнего.)

Ожидание, которым живет еврей, трудно. На первый взгляд, оно ничем не оправдано, поскольку в мире не заметны признаки скорого его осуществления. Оно требует особых душевных затрат и не под силу тому, кто себя к нему не приучил. Возможен ли приход Машиаха вообще? Нужен ли он нам? И от чего он нас освободит?.. Вопросы кончаются или безверием, или искусственным подстегиванием событий.

Наша история полна примерами того, как евреями терялось терпение, важное качество, необходимое при любом ожидании. До дня Исхода из Египта оставалось еще много времени, когда колено Эфраима решило, что час пробил — и в полном составе, не спрашивая никакого разрешения ни у какого фараона, вышло в Синай. Написано, что через несколько десятков

лет евреям, руководимым пророком Моше, было запрещено идти через пустыню кратчайшим путем. Почему? — Чтобы они не увидели высушенные кости евреев колена Эфраима, устлавшие землю от Египта до самого Кенаана, — иначе была опасность, что они повернут обратно.

Кто теряет терпение, тот теряет все. Иногда торопить события — то же самое, что сказать врачу: дай мне лекарство, но чтобы оно вылечило сразу, после приема первой таблетки. Не лекарство лечит, лечит себя организм; лекарство только помогает ему самоизлечиться. Нельзя не принимать лекарство, но, согласившись его принимать, надо запастись терпением.

Вернемся к нашему мидрашу. Как ведет урок настоящий рав? Он ставит перед нами проблему и не спешит ее сразу разрешить. Проблема разворачивается со всех сторон, обрастает подробностями, что-то в ней становится понятным, что-то, наоборот, теряет ясность. Она — как жизнь, связывающая воедино все детали нашего бытия, даже самые удаленные друг от друга. А мы сидим и слушаем, поскольку знаем, что в конце урока, в награду за терпение, получим исчерпывающий ответ.

В награду за наше терпение Всевышний прощает нам многие проступки. Ибо мы верим, что в конце концов Он выведет нас из Египта. Сегодня у нас Большая Суббота. Сегодня у нас Большой Урок.

* * *

Когда произошла первая Большая Суббота? Об этом говорит само

название — Шабат Агадоль: первая буква шиншабат, суббота; дальше бет — два, второе тысячелетие; тав ­четыреста; значение слова агадоль подсчитайте сами, получится ровно 48. В 2448 году от Сотворения мира наш народ покинул Египет.

Рассылка 'ТОРА и Заповеди Ноаха'
Рассылки Subscribe.Ru
ТОРА и Заповеди Ноаха
Подписаться письмом

В избранное