За субботним столом.... Недельная глава «Шмини»
ТОРА и Заповеди Ноаха 28 марта 2010 г. / 13 нисана 5770 г.
Недельная глава «Шмини»
В недельной главе «Шмини» («Восьмой») излагаются события восьмого дня от начала подготовки коhаним к выполнению их миссии. Как вы знаете, в этот день Аhарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Это произошло первого нисана на второй год после выхода евреев из Египта, в 2449 году от сотворения мира. Аhарон принес все требуемые законом жертвы и благословил народ, но не зажег огня на жертвеннике. Огонь на жертвенник спустился с Неба, свидетельствуя о том, что в Храме присутствует Шхина Всевышнего. Евреи были счастливы. Об этом рассказывает первая часть главы. При открытии Храма произошло трагическое событие: погибли два сына Аhарона — Надав и Авиhу. Не спросив у Моше, они внесли на жертвенник зажженный ими огонь с воскурением. Это была серьезная ошибка, и Б-г немедленно покарал их смертью. Всевышний запретил Аhарону и оставшимся его сыновьям проявлять скорбь внешне, чтобы не омрачать радость открытия Храма, и приказал им не прерывать службу. Этот эпизод описан во второй части главы. Третья часть ее посвящена законам о кашерной пище. Глава кончается словами: «Вот учение о скоте, и птице, и всяком живом существе, передвигающемся в воде, и всяком живом существе, ползающем по земле. Чтобы различать между нечистым и чистым, между животным, которое можно есть, и животным, которого есть нельзя»(11:46, 47). Эти слова подытоживают изложенные в главе законы о видах животных, разрешенных и запрещенных в пищу евреям. В главе «Шмини» отдельно говорится о животных, обитающих на суше, отдельно — о летающих в воздухе и отдельно — о плавающих в воде. При этом для каждой из групп указаны признаки, позволяющие отличить разрешенное от запрещенного. Из животных, обитающих на суше, евреям разрешено есть лишь жвачных с раздвоенными копытами. Животные, обладающие только одним из этих признаков, нам в пищу запрещены. В главе конкретно названы четыре вида таких животных, мясо которых есть не разрешается: три вида жвачных со сплошными копытами и один — не жвачного с раздвоенными копытами. Жует ли животное жвачку, можно выяснить, только понаблюдав за ним какое-то время. А вот копыта — это видно сразу. Животное, обладающее внешним признаком кашерности, — свинья. Животные, обладающие обоими признаками, то есть разрешенные нам в пищу, не названы. Они перечислены в книге «Дварим». Тора называет всего десять видов таких животных: три домашних — корова, овца, коза — и семь диких — олень, лань, серна и др. Заметьте, что разрешенными, таким образом, оказываются лишь травоядные, а все хищники — лев, тигр, волк, рысь и другие — запрещены. Талмуд (Хулин, 59а) приводит устное предание, в котором сказано: если где-то обнаружится неизвестное до сих пор млекопитающее с раздвоенными копытами и невозможно выяснить, жует ли оно жвачку, мы можем спокойно его резать и есть, если оно не из семейства свиней. Властелин мира знает, сколько видов Он сотворил и какие. Он передал через Моше, что существует лишь одно животное с раздвоенными копытами, которое не жует жвачку, — свинья. И об остальном можно не беспокоиться. Там же сказано, что млекопитающее, у которого нет резцов среди верхних зубов, непременно жует жвачку и имеет раздвоенные копыта (под эту категорию подпадает и верблюжонок, пока у него не появились резцы, однако мясо его есть нельзя, как и мясо взрослого верблюда). Это устное предание тоже получено от Моше-рабейну. Смелые утверждения! Моше, замечает раби Акива, как известно, охотой не занимался (Сифра, 11:4) и фауну досконально знать не мог. Тора дана на Ближнем Востоке — в пустыне Синай. Было это три тысячи триста с лишним лет назад. Животный мир Европы, Сибири, Дальнего Востока, Америки, Австралии людям тогда не был еще достаточно известен. Не слишком ли категоричен Талмуд? А вдруг такое животное еще найдется? В прошлом веке известный путешественник и исследователь Кох получил задание от правительства Англии (надо сказать, что к утверждениям Торы, касающимся «проверяемых», «практических» вещей, испытывали интерес не только англичане) выяснить, существует ли на земном шаре хотя бы еще одно животное с единственным признаком кашерности, как у верблюда, зайца, кролика, которые жуют жвачку, или как у свиньи, у которой раздвоены копыта. Вы можете прочесть об этом в книге П. Менкина «Керем Птахья» (Иерусалим, 1931). Никаких дополнений к списку, данному в Торе, исследователь не нашел. А ведь Моше не мог обследовать весь земной шар! Как сказано в книге «Сифра», там же: «Пусть поразмыслят над этим те, кто говорит, что Тора — не от Б-га». Еще одно интересное утверждение мудрецов гласит, что всякое млекопитающее с ветвистыми рогами непременно окажется жвачным с раздвоенными копытами. Израильский ученый д-р Менахем Дор, узнав об этом высказывании, выразил недоумение: трудно усмотреть связь между рогами, копытами и жеванием жвачки. Тем не менее, будучи истинным ученым, он не поленился, просмотрел все имеющиеся перечни рогатых млекопитающих и убедился, что у всех жвачных с ветвистыми рогами копыта раздвоены (см. М. Дор, журнал «Ладаат», 14, с. 7). Из всего живого, обитающего в воде, Тора разрешает нам есть лишь рыбу с чешуей и плавниками. Талмуд добавляет к этому: у рыбы с чешуей непременно есть и плавники. Так что если перед вами лежит кусок рыбы с чешуей, а плавников на этом куске не видно, рыбу смело можно есть. Поистине удивительное утверждение! Сколько видов животных насчитывается в океанах? Великое множество! Больше того, каждый год ученые обнаруживают новые и новые виды. Кто может дать гарантию, что не будет обнаружено существо, которое послужит опровержением сказанного мудрецами? Только Творец. Но, с другой стороны, может быть, у всех рыб есть и чешуя, и плавники, и говорить об этом особо нечего? Отнюдь нет. Вот мурена, например, опасный морской хищник до трех метров длиной, ни того, ни другого не имеет. Так что не всякая рыба имеет чешую. А как чешуя связана с плавниками, непонятно и ученым. Говоря о птицах, Тора в книгах «Ваикра» (Шмини, 11:13—19) и «Дварим» (Ръэ, 14:12—18) перечисляет запрещенные виды, поскольку их меньше, чем разрешенных. Всего их названо двадцать четыре, и среди них — хищные птицы: орел, коршун, филин и т.п., — которые запрещены так же, как и хищные животные. В настоящее время традиционно кашерными считаются курица, гусь, утка, индюк и голубь. Запрещены в пищу все насекомые, кроме четырех видов саранчи, а также мелкие и ползающие животные (черепахи, мыши, ежи, черви, муравьи и т.п.). Недавно в одной из израильских газет, выходящих на русском языке, я увидел статью под названием «Еврейский рецепт от инфаркта» и заинтересовался. Редакция предваряет статью заявлением: «…известный российский кардиолог В.С. Никитский считает, что именно строгое соблюдение кашрута может помочь человечеству избежать инфаркта и выжить после него», — а сам кардиолог, гостивший в Израиле, говорит: «Когда мне… рассказали о том, что такое кашрут, я понял, почему в вашем регионе число заболеваний сердечно-сосудистыми болезнями намного меньше, чем в России, во Франции, в Штатах, в других странах мира. А ведь инфаркт — едва ли не главная причина смерти мужчин в возрасте от 40 до 60 лет… Внутри наших сосудов кровь несет жировые и известковые вещества, которые постепенно оседают на стенках артерий. Конечно, клетки артерий постоянно самообновляются, но в конце концов им становится не под силу удалять излишки жировых веществ и начинается процесс “самоудушения” артерий… Этот процесс… преимущественно… развивается в трех органах — в сердце, мозге и печени… …Холестерин (жир, избыточное количество которого приводит к зарастанию артерий) входит в оболочку наших клеток, и, следовательно, он просто необходим организму. Вопрос — в каких количествах. Мне кажется, что еврейская кухня позволяет как раз сохранить этот баланс… Вот что интересно — именно свинина и осетрина, которые запрещены вашей религией как некашерные, являются в буквальном смысле слова “складами холестерина”. Взаимодействие мясного и молочного приводит к резкому повышению уровня этого вещества в крови — скажем, съесть кусок хлеба с колбасой и через несколько часов кусок хлеба с маслом в миллион раз полезнее, чем намазать хлеб тем же количеством масла и положить на него такой же кусок колбасы, как это любят делать россияне. Кроме того, мы нередко жарим мясо на сливочном масле… То, что кашрут предписывает жарить мясо только на огне, в гриле или на растительном масле, — это действенное средство профилактики инфарктов, более того, людям, перенесшим инфаркт, на мой взгляд, совершенно противопоказано есть мясо, жаренное на сливочном масле, и вообще смешивать мясное и молочное…» Не знаю, насколько обоснованы утверждения этого врача научно, и мы, конечно, соблюдаем законы Торы не из рациональных соображений, но и в них есть свой смысл. Глава «Шмини» приводит закон, по которому человек, прикоснувшийся к трупу нечистого млекопитающего или к падали, если это было чистое животное, а также к трупам мелких существ восьми видов, перечисленных в этой главе (11:29, 30), становится нечист и не может войти в Храм до того, как совершит специальный обряд очищения. Несколькими строчками выше мы употребили выражение «падаль, если это было чистое животное». Что это такое? Это труп животного, умершего своей смертью или убитого не по правилам, предписанным Торой для убоя скота. Называется он невела.
Законы об убое скота — существенная часть правил кашрута. В главе «Шмини» они не упоминаются. В Торе об этом сказано только в одном месте: в главе «Ръэ» книги «Дварим», причем предельно лаконично. Но поскольку мы обсуждаем тему кашрута, поговорим об этом здесь. Шхита, способ убоя скота, предписанный Торой, применяется евреями более трех тысяч лет. Доверяется эта работа только человеку высокоученому, второму по объему знаний после раввина в своем городе, и непременно Б-гобоязненному.. Нож, предназначенный для шхиты, перед резкой тщательно проверяют: согласно требованиям Устной Торы, он должен быть заточен так, чтобы на лезвии не было ни малейшей зазубрины — пгимы. Нож должен быть достаточно длинным, в два раза длиннее диаметра шеи животного. Резники стараются мгновенно перерезать больше половины окружности пищевода и дыхательного горла у млекопитающего и пищевода или дыхательного горла или того и другого — у птицы. При этом перерезаются кровеносные сосуды и нервы, ведущие к мозгу, и животное или птица сразу теряет сознание. Боли они не чувствуют. В момент рассечения тела ножом боли нет, потому что на лезвии нет зазубрин (так мы, не почувствовав, что порезались бритвой, неожиданно замечаем кровь на руке). После рассечения боли нет, потому что перерезаны нервные волокна, передающие болевой сигнал мозгу, и кровеносные сосуды, питающие его. Животное может двигаться, даже бежать, но боли уже не чувствует. После убоя внутренности животного проверяются, чтобы выяснить, нет ли в них трефы — по еврейскому закону трефу есть нельзя. Что такое трефа? Талмуд объясняет: это определенные болезненные изменения во внутренних органах. Устная Тора относит к категории трефного восемнадцать видов таких изменений (в деталях получается семьдесят), например, отверстия в пищеводе, сердце, легких, в оболочках мозга. Это изменения, при наличии которых животное, если бы его не зарезали, умерло бы в течение года. В 1893 году в Петербурге вышла научная работа доктора медицины И. Дембо «Анатомо-физиологические основы различных способов убоя скота». Автор посвятил три года жизни изучению известных способов убоя. Он рассматривал их в двух аспектах: насколько они болезненны для животного и насколько хорошо сохраняется мясо после разделки туши. Разбирая «русский», заимствованный в Германии способ, при котором стараются повредить спинной мозг, и другие, автор приходит к выводу, что все они мучительны для животных. Затем он переходит к рассмотрению еврейского способа убоя скота. Подробно разобрав все детали законов шхиты, д-р Дембо приходит к выводу: из всех известных нам способов убоя скота наилучший — еврейский. Он наименее мучителен для животного и максимально полезен для человека, ибо при шхите из туши удаляется много крови, что предохраняет мясо от порчи. Дембо излагает в своей работе аналогичные мнения крупнейших светил медицины и ветеринарии: проф. Вирхова, проф. Герлаха, проф. Павлова, Дюбуа-Реймона и других, которые предлагают отменить во всем мире другие способы убоя скота и перейти на шхиту. На заседании Санкт-Петербургского медицинского общества от 15 декабря 1892 года все согласились с выводами д-ра Дембо и аплодировали докладчику. Это вполне понятно. Но вот что заставляет задуматься. Законы шхиты евреи начали практиковать, не прибегая ни к каким научным исследованиям, да тысячелетия назад люди и не могли знать все известные сегодня научные факты. Эти законы они получили готовыми — от Того, Кто знает все. Доктор Дембо занялся изучением законов о трефном и был поражен. Он пишет: «Я был потрясен, узнав, что многие факты, до которых наука доходит или дошла лишь в последние годы, были ясно и четко определены в Талмуде как устное предание от Б-га через Моисея более трех тысяч лет назад». В году, кажется, тридцать пятом к моему отцу, благословенна его память, зашел врач (а может быть, ветеринар, точно не помню) и очень интересовался законами шхиты. Говорил, что хочет ввести их на городской бойне! Интересно, что в те же примерно годы нацисты запретили еврейский способ убоя скота «из жалости к животным»… Тора требует соблюдения всех правил кашрута. Кашерный стол по своему значению приравнивается к жертвеннику (при условии, что, как говорит Талмуд, в этом доме умеют делиться едой с нуждающимися). Сказано в этой главе (11:42—44): «…не ешьте их, ибо они — мерзость. Не оскверняйте ваши души всякими мелкими ползающими животными… Ибо Я — Г-сподь, Б-г ваш, и освящайтесь, и будьте святы, ибо Я свят…» Вероятно, Творец природы и человека, приказав своему народу: «Будьте святы», — запретил евреям есть сало, кровь и некоторые виды животных, потому что эта пища уменьшает восприимчивость человека к святости, удаляет от нее. Существует также взаимосвязь между тем, что мы едим, и нашей сущностью, нашей психикой и характером. Новая наука — диетопсихология — может уже немало сказать о влиянии пищи на поведение человека. Так, скажем, ученые поинтересовались, чем питался обслуживающий персонал немецких концлагерей. Выяснилось: в основном, свиной кровяной колбасой. Мы знаем, что алкоголь опьяняет. Действует он на человека быстро. Есть вещества, действие которых медленно и не столь очевидно. Комментатор Торы Рамбан пишет, что некашерная пища наносит вред душе, духовному складу человека и ожесточает сердце. «…Не ешьте их… и будьте святы, ибо Я свят». Эти слова указывают на связь между соблюдением кашрута и формированием душевных качеств человека, потому что приведенный стих призывает подражать Всевышнему («будьте святы, ибо Я свят») и увязывает это со словами «не ешьте их». В этой связи вспомним комментарий к словам «…чтобы Он был тебе Б-гом и чтобы идти по Его путям» (Дварим, 26:17). Наши мудрецы поясняют: «Он милосерден, и вы будьте так же милосердны; Он добр, и вы будьте так же добры», то есть развивайте в себе присущие Ему качества. А как это делать? В Талмуде сказано (Йома, 39), что грех притупляет чувства и ожесточает сердце. Известный раввин раби Моше Исерлес говорил, что даже ребенка не следует кормить запрещенной пищей: если он будет есть ее, то в зрелом возрасте у него появятся дурные привычки. Действительно, привычки возникают у ребенка еще в младенчестве. О раби Йеhошуа бен Хананье сказали наши мудрецы: «Счастлива мать, родившая его». Она приносила его к дверям Академии Талмуда, чтобы он слышал слова Торы с раннего возраста. Соблюдение кашрута не только укрепляет наше тело и возвеличивает душу, оно — необходимое условие сохранения самобытности и индивидуальности еврейского народа. Существует немало очевидных различий в образе жизни между нами и другими народами, но ограничения в еде занимают среди них особое место — это признак, по которому нас отличают от остальных, и особенность, которая в то же время сближает нас, евреев: «Один глоток сближает дальних» (Санhедрин, 103б). А теперь укажем на одно очень существенное явление, к разговору о котором мы вернемся в связи с главой «Ръэ» книги «Дварим». Об убое скота Тора говорит всего несколько слов (как мы уже заметили выше): «…зарежь [животное] из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Б-г, как Я повелел тебе, и ешь в жилище твоем» (Дварим, 12:21). Но как именно это делать, нигде в Письменной Торе не сказано. «Как Я повелел тебе» — повелел устно. Все, сказанное выше о шхите, мы узнаем из Устной Торы. И то же касается многих законов, исключительно важных для евреев. Что это значит? Это еще раз напоминает нам, что Устная Тора, как и Тора Письменная, дана нам Всевышним, и одна опирается на другую. Требования, предъявляемые Торой нашему народу, сложны и многочисленны. Есть среди них и заповеди, смысл которых нам неизвестен. Мотивы их скрыты от нас. Но тот, кто исполняет эти мицвот, достигает истинной духовности. Рав Ицхак Зильбер
С чего начинается заповедь?
Перелистывая странички Вавилонского Талмуда, невольно начинаешь задумываться над тем, в каких мельчайших подробностях мудрецы древности анализируют в нем каждое отдельное слово Торы, и как много сил потратили они на то, чтобы указать последующим поколениям правильный путь понимания написанного в самой первой книге человечества. Вавилонский Талмуд - это шестьдесят томов-трактатов с ответами на сложнейшие и противоречивые вопросы, встречающиеся при полноценном изучении Библии. Свод религиозных законов "Мишнэ Тора", Законы королей и их войн 9:1 - Маймонид (РАМБАМ): "О шести вещах было заповедано первому человеку Адаму: о запрете идолопоклонства, и о запрете Б-гохульства, и о запрете кровопролития, и о запрете разврата, и о запрете грабежа, и о судах. Несмотря на то, что все эти сведения получены нами по традиции от пророка Моисея, и разум склоняется к ним - из прямого текста Торы также видно, что ему было о них заповедано. Ноаху был добавлен запрет органа от живого существа, как сказано (Берешит 9:4): Только плоти в душе ее кровь ее не ешьте. - Получается семь заповедей." Как из прямого библейского текста видно, что потомки Ноаха обязаны соблюдать семь заповедей? Откуда они вообще взялись? Итак, Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 56а: "Семь заповедей заповеданы потомкам Ноаха - суды, и запрет Б-гохульства, запрет идолопоклонства, запрет разврата, и запрет кровопролития, и запрет грабежа, и запрет органа от живого существа. Рабби Ханина бен Гамлиэль говорит - также о запрете крови от живого существа. Рабби Хидка говорит - также о запрете кастрации. Рабби Шимон говорит - также о запрете колдовства. Рабби Йосе говорит - потомкам Ноаха запрещено все сказанное о колдовстве в соответствующем разделе Торы (Дварим 18:10-12): Да не найдется у тебя никого, кто бы проводил сына своего или дочь свою через огонь, ворожащего, звездочета, и суеверного, и колдуна, и заклинателя, и вопрошающего ов, и вопрошающего идони, и вызывающего мертвецов. Ибо мерзость у Б-га всякий делающий это, и за мерзости эти Г-сподь Б-г твой изгоняет их пред тобой. - И ведь не наказал бы их, если бы им это не было запрещено. Рабби Эльазар говорит - также о запретных смесях. Разрешено потомкам Ноаха носить одежду из смешанной шерстяной и льняной тканей, и засевать поля разнородными семенами. Но запрещено им случать животных различных видов и скрещивать различные виды плодовых деревьев. Откуда это выводится? Сказал рабби Йоханан, что сказано в Писании (Берешит 2:16): И заповедал Г-сподь Б-г человеку, сказав, от всякого дерева в саду есть ешь." Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что ни одного слова в Библии не сказано просто так, но за каждой буквой в ней скрывается определенный смысл. Мудрецы об этом знали и умели докапываться до скрытого между строк. Использовали они для этого тринадцать принципов толкования Торы. Все они являются частью Устного Предания (Масора), передававшегося из поколения в поколение со времен пророка Моисея. Эти принципы часто применяются во всем Талмуде, когда необходимо проследить источники различных законов в тексте Торы. Один из них называется гзера шава (соответствие по подобию - перевод с библейского), то есть вывод из подобия слов или фраз в двух различных местах Писания. Это означает, что если в двух местах Торы встречаются одинаковые слова или выражения, то сказанное в одном месте имеет отношение и ко второму. Это правило (как и все другие), однако, не может применяться произвольно, но только там, где на это имеется явное Предание. Основываясь на данной предпосылке, мудрецы и выводят по заповеди из каждого слова и словосочетания в данном случае. То есть на основе того, в каком контексте далее в тексте Торы встречаются подобные слова и словосочетания. И вот как они это делают (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 56б): "И заповедал - это суды, поскольку написано (Берешит 18:19): Ибо предопределил Я его на то, чтобы он заповедал потомкам своим и дому своему после себя следовать путями Г-спода, творя добро и правосудие. Г-сподь - это запрет Б-гохульства, поскольку написано (Ваикра 24:16): А оскорбляющий Имя Г-спода смерти да будет предан. Б-г - это запрет идолопоклонства, поскольку написано (Шмот 20:3): Да не будет у тебя богов иных предо Мною. Человеку - это запрет кровопролития, поскольку написано (Берешит 9:6): Проливающий кровь человека, в человеке кровь его пролита будет. Сказав - это запрет разврата, поскольку написано (Ирмеяу 3:1): Сказано, вот, если отошлет муж жену свою, и пойдет она от него, и выйдет за другого, то разве возвратится он к ней снова? От всякого дерева в саду (то есть Адаму необходимо было, чтобы Всевышний разрешил и дал ему в пользование деревья сада; но то, что не было дано ему в пользование, запрещено ему - комм. РАШИ) - это запрет грабежа. Есть ешь (то, что годится в пищу, но не ешь орган, отделенный от живого существа, поскольку живое животное не годится в пищу, но должно... - комм. РАШИ) - это запрет органа от живого существа. Но пришел рабби Ицхак и научил иначе: и заповедал - это запрет идолопоклонства; Б-г - это суды. Согласуется, что Б-г - это суды, поскольку написано (Шмот 22:7): Если же не найдется вор, то предстанет хозяин дома этого перед Б-гом (так говорится о суде - прим. автора), и поклянется, что не было руки его на собственности ближнего. И заповедал - это запрет идолопоклонства. Откуда мы можем это заключить? Рав Хисда и рав Ицхак бар Авдимай - один говорит (Шмот 32:8): Быстро сошли они с пути, который Я заповедал им, сделали себе золотого тельца, и пали ниц пред ним. Другой же говорит (Ошеа 5:11): Угнетен Эфраим, разбит судом, ибо своевольно последовал заповеданному (поскольку вздумалось ему следовать повелениям лжепророков Баала (имя идола - прим. автора) - комм. РАШИ)." Это мнение мудрецов. И алаха (практический закон) идет по нему. Но есть и другое мнение. Это учение школы Менаше, которое несколько отличается от рабби Йоханана и предлагает свой собственный вариант выведения семи заповедей из прямого текста Торы. В отличие от предыдущей версии, здесь каждая заповедь выводится из отдельных фраз Торы согласно их прямому смыслу. Непосредственная трактовка используется для тех мест Писания, где Всевышний Сам говорит Адаму, а позднее и Ноаху о соответствующих запретах (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 56б): "Учение школы Менаше, ей исключаются заповеди судов и запрета Б-гохульства и включаются заповеди запрета кастрации и запретных смесей. Учение школы Менаше: семь заповедей заповеданы потомкам Ноаха - запрет идолопоклонства, и запрет разврата, и запрет кровопролития, запрет грабежа, и запрет органа от живого существа, запрет кастрации и запретные смеси. Рабби Йеуда говорит - первому человеку Адаму было заповедано только о запрете идолопоклонства, как сказано (Берешит 2:16): И заповедал Г-сподь Б-г человеку (Свою Б-жественную сущность заповедал Он Адаму, чтобы не изменял Ей с прочими - комм. РАШИ). Рабби Йеуда бен Бтейра говорит - также о запрете Б-гохульства (выводится из слова Б-г; Свою Б-жественную сущность заповедал Он ему, чтобы не проклинал Его, как сказано (Шмот 22:27): Б-га не проклинай. - комм. РАШИ). И согласно мнению некоторых - также о судах (из слова Б-г также выводится; да будет Моя Б-жественная сущность над тобой, чтобы страх предо Мною был над тобой, и чтобы страх предо Мною был в сердце твоем, но не страх перед человеком из плоти и крови, чтобы не искажать правосудие, ибо суд в руках Б-га (Дварим 1:17), как и приводит Рав далее - комм. РАШИ). Чьему мнению соответствует то, что сказал рав Йеуда? Сказал Рав: Б-г Я (сказано первому человеку Адаму - комм. РАШИ), не проклинай Меня (как сказано: Б-га не проклинай - комм. РАШИ); Б-г Я, не изменяй Мне (как сказано: Да не будет у тебя иных богов предо Мною, кроме Меня - комм. РАШИ); Б-г Я, да будет страх предо Мною над вами (сказано Б-г в значении царствования и судейства, как сказано (Шмот 7:1): Поставил тебя вместо Б-га для фараона; да будет страх предо Мною над тобою, но не страх перед человеком из плоти и крови, как сказано (Дварим 1:17): И не бойтесь человека, ибо суд в руках Б-га; то есть суды - комм. РАШИ). Это в соответствии с чьим мнением? В соответствии с мнением некоторых." Это означает, что среди мудрецов существует спор относительно мнения, высказанного ранее. Далее школа Менаше приводит свое собственное толкование, заявляя, что независимо от того трактуем мы каждое слово фразы (Берешит 2:16) "И заповедал Г-сподь Б-г человеку, сказав, от всякого дерева в саду есть ешь" как отдельную заповедь или не трактуем, все семь заповедей можно получить и по-другому. И эти семь заповедей школа Менаше выводит из соответствующих строк Писания согласно их прямому смыслу. И вот как (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 56б): "Запрет идолопоклонства и запрет разврата следует из написанного (Берешит 6:11): И извратилась земля пред Б-гом. И учит школа рабби Ишмаэля - везде где Писание говорит об извращении, имеется ввиду разврат и идолопоклонство. Разврат, поскольку написано (Берешит 6:12): Ибо извратила всякая плоть путь свой на земле. Идолопоклонство, поскольку написано (Дварим 4:16): Дабы не извратились вы и не сделали себе изваяния. А в соответствии с другим мнением (мнением другой стороны, участвующей в споре, то есть мнением мудрецов и рабби Йоханана - прим. автора), здесь говорится об их поведении (относительно поколения потопа говорится, чтобы известить тебя об их поведении, за которое и были наказаны - комм. РАШИ). Запрет кровопролития следует из написанного (Берешит 9:6): Проливающий кровь человека, в человеке кровь его пролита будет. А в соответствии с другим мнением, здесь говорится об их смертной казни (какой вид смертной казни применяется по отношению к народам мира - комм. РАШИ). Запрет грабежа следует из написанного (Берешит 9:3): Как зелень травы отдал вам все. И сказал рабби Леви - как зелень травы, но не как зелень райского сада (где ты взял без разрешения - прим. автора). А в соответствии с другим мнением, здесь говорится о разрешении мяса в пищу (ведь первому человеку Адаму мясо не было разрешено в пищу, но травы и плоды деревьев, поскольку сказано (Берешит 1:29-30): Вот, Я даю вам всякую траву семеноносную, которая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семеноносный, вам это будет в пищу. И всем животным земли... - травы и плоды деревьев ешьте вы и животные земли, но не сами животные земли вам; но когда вышли потомки Ноаха из ковчега, разрешил им умерщвлять и употреблять в пищу животных, сказав им "как зелень травы", поскольку трава была разрешена первому человеку Адаму - комм. РАШИ). Запрет органа от живого существа следует из написанного (Берешит 9:4): Только плоти в душе ее кровь ее не ешьте (в течение всего времени, пока в плоти есть душа ее, она же кровь ее, не ешьте саму плоть - комм. РАШИ). А в соответствии с другим мнением, здесь говорится о дозволении в пищу плоти от живых шрацим (кишащие - перевод с библейского; поскольку плоть - это то, чью кровь можно назвать душой, и плоть называется плотью, если ее кровь отличима от самой плоти, но у шрацим кровь не может быть названа душой, поскольку она подобна их плоти - комм. РАШИ). Запрет кастрации следует из написанного (Берешит 9:7): Множьтесь на земле и размножайтесь на ней. А в соответствии с другим мнением, здесь говорится просто о благословении. Запретные смеси следуют из написанного (Берешит 6:20): Из птиц по роду их, и из скота по роду его, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их (поскольку Ноаху было заповедано ввести в ковчег "каждой твари по паре", мужского и женского рода от каждого вида, но чтобы не совокуплялся один вид с другим; понятно, что отсюда следует запрет смешения - комм. РАШИ). А в соответствии с другим мнением, здесь говорится просто о повелении." И хотя практический закон следует мнению мудрецов и рабби Йоханана, как это уже и было сказано выше, тем не менее мнение школы Менаше учитывается относительно запретных смесей. |
В избранное | ||