Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Невидимая брань

  Все выпуски  

Невидимая брань


Информационный Канал Subscribe.Ru


Глава пятнадцатая


О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно
Если желаешь ты победить врагов своих как можно скорее и легче, необходимо тебе,
брате, вести брань со всеми страстями своими непрестанно и мужественно, особенно
же и преимущественно - против самолюбия или неразумной любви к себе в самоугодии
и в саможалении, потому что оно служит основою и источником всех страстей, и
что его иначе укротить нельзя, как непрестанными произвольными самоозлоблениями
и любовною встречею скорбей, лишений, напраслин, притеснений со стороны мира
и мирских. Упущение из виду этого безжалостного к себе отношения было, есть и
будет всегда причиной безуспешности наших духовных побед, их трудности, редкости,
несовершенства и непрочности. 
Итак, эта наша духовная брань должна быть у нас всегдашняя и непрестанная и должна
быть ведена с душевною бодростью и мужеством, что легко ты стяжать можешь, если
взыщешь то от Бога. Выходи же на эту брань, не колеблясь. Если придет смутительное
помышление о ярости и неперестающей злобе, какую питают против тебя враги - демоны,
и о многом множестве их полчищ, то, с другой стороны, помысли и о беспредельно-величайшей
силе Божией и о любви Его к тебе, равно как и о несравненно большем множестве
Ангелов небесных и о молитвах святых. Все они не явно борются за нас с нами против
врагов наших, как написано относительно Амалика: яко рукою тайною ратует Господь
на Амалика (Исх. 17, 16). Сколько слабых жен и сколько маловозрастных детей подвигло
на брань помышление о такой мощной и всюду готовой помощи! И они одержали верх
и победили всю мудрость мира, все козни врага диавола и всю злобу ада. 
Посему никогда отнюдь не следует тебе устрашаться, когда начнет докучать тебе
наплыв помышлений, что брань против тебя врагов слишком сильна, что ей конца
нет и что она протянется всю твою жизнь, что не избежать тебе падений и повторения
их многократного и разнообразного. Знай, что враги наши со всеми своими кознями
состоят в руках Божественного нашего Архистратига, Господа Иисуса Христа, в честь
и славу Коего ведешь ты брань. Как Он Сам вводит тебя в брань, то всеконечно
не только не допустит врагов твоих сделать тебе насилие и победить тебя, если
ты сам произволением своим не перейдешь на сторону их, но будет Сам бороться
за тебя и предаст врагов твоих в руки твои побежденными, когда и как сие Ему
благоугодно будет, как написано: Господь Бог твой ходит в полце твоем, избавляти
тя и предстати враги твоя в руце твои (Втор. 23, 14). 
Если Господь замедлит дать тебе полную победу над врагами и отложит сие до последнего
дня жизни твоей, то знай, что это сделает вящего ради блага для тебя самого;
только ты не отступай и не переставай вести брань вседушно. Пусть иной раз и
рану получишь, но не слагай оружия и не обращайся в бегство. Одно имей в мысли
и намерении - воевать со всем воодушевлением и мужеством, потому что это неизбежно.
Нет человека, которого бы миновала брань сия, в жизни ли или в смерти. И кто
не ведет брани, чтоб победить страсти и врагов своих, тот неизбежно будет схвачен
в плен, здесь ли или там, и предан смерти. 
Небесполезно тебе держать при сем в мысли и то, с какою целью Богу благоугодно
оставлять нас в таком военном положении. А это вот для чего. Как древле Бог,
вводя Израиля в землю обетованную, не все обитавшие там повелел истребить народы,
а оставил на месте пять чуждых и враждебных Израилю племен: во-первых, для того,
чтобы испытывать, твердо ли верует в Него избранный народ и верно ли исполняет
Его заповеди, а во-вторых, для того чтобы научить народ Свой искусству вести
брани (см.: Суд. 2, 21-23; 3, 1-2) - так не истребляет Он вдруг и все страсти
наши, но оставляет их в нас, чтоб они вели с нами брань до самой смерти, для
таковой же цели, а именно, чтобы испытывать нашу к Нему любовь и покорность воле
Его и научать нас брани духовной. Подробнее излагает сие блаженный Феодорит.
Бог, говорит, делает это для того: a) чтобы мы не предавались беспечности и нерадению,
но были бдительны, старательны и внимательны; б) чтоб мы не забывали о всегда
готовом нападении на нас и не были внезапно окружаемы врагами и побеждаемы
страстями; в) чтоб всегда пребывали прибегающими к Богу и помощи от Него ищущими
и чающими; г) чтоб не гордились, а смиренно о себе мудрствовали; д) чтоб научились
ненавидеть от сердца страсти и врагов, которые так неутомимо нападают на нас;
е) чтоб испытывалось, до конца ли сохраняем мы Божию честь, любовь и веру; ж)
чтоб побуждать нас точнее исполнять все заповеди Божии и не преступать даже самых
малых; з) чтобы на деле познать, сколь многоценна добродетель, и потому никак
не соглашаться оставлять ее и падать в грехе; и) чтоб непрестанная брань давала
нам возможность стяжевать большие и большие венцы; к) чтобы Бога прославлять,
диавола же и грех наипаче посрамлять терпением своим до конца; л) чтоб, навыкши
брани в продолжение жизни, не боялись мы ее в час смерти, когда имеет быть самая
жестокая против нас брань. 
Таким образом, будучи окружены всегда столькими и такими врагами, так злобно
нас ненавидящими, не можем мы ожидать от них ни мира, ни перемирия, ни пресечения,
ни отсрочки брани, а в каждое мгновение должны быть готовы на брань и тотчас
же мужественно вступать в нее, как только откроют ее враги. Конечно, было бы
лучше, если бы мы вначале не открывали дверей естества своего и не впускали врагов
и страстей внутрь себя, в душу и сердце; но после того как однажды проложили
они себе дорогу в нас, нечего уже нам предаваться беспечности, но надлежит вооружиться
против них, чтоб изгнать их из себя. Они бесстыжи и упорны и не выйдут, если
не изгнать их бранью.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.3245
Отписаться

В избранное