Глава четырнадцатая
Как быть, когда высшая разумная воля кажется совсем будто побеждаемою волей низшею
и врагами
Если иной раз восчувствуешь такое сильное восстание греховное, что тебе покажется,
будто уж и устоять против него не можешь и будто уж сама ретивая ревность противустоять
ему иссякла, то смотри, брате мой, не опускай рук, но встрепенись и стой твердо.
Это вражеская уловка, помыслом о безнадежности устоять, подсечь само противостояние
и заставить, сложив всякое оружие, отдаться в руки врагов. Приводи тогда пояснее
на мысль эту кознь врага и не уступай. Ибо пока ты не склонишься произволением
на страстное влечение, ты состоишь в числе победителей, отражателей и поражателей
врага, хотя бы даже сочувствие твое отошло уже на сторону страсти. Принудить
же твое произволение никто и ничто не может или против воли твоей вырвать из
рук твоих победу и низложить тебя, какую бы сильную и ожесточенную брань ни поднимали
в тебе враги твоего спасения. Бог даровал нашему свободному произволению такую
силу, что хотя бы все свойственные человеку чувства, весь мир и все демоны вооружились
против него и вступили с ним в схватку, они
насиловать его не могут; на его стороне всегда останется свобода возжелать предлагаемого
и ими требуемого, если захочет, и не возжелать, если не захочет. За то оно и
отвечает за все и подлежит суду. Запомни же это добре, что как бы ни казался
ты себе расслабевшим, ты отнюдь не можешь извинять себя, если склонишься на страстное
влечение. Это и совесть твоя скажет тебе. Изготовься же тем ретивее противостоять,
чем сильнее падение, и никогда не отступай от такого решения, при всяком таком
случае возглашая в себе командирские слова к нам одного из наших главнокомандующих:
стойте, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13).
Держа же таким образом произволение свое непреклонным на греховное побуждение
и стоящим на стороне требований высшей воли, пускай в дело одно за другим и оружия
свои духовные. Главное из них - молитва. Ею и воодушевляй себя, говоря себе:
Господь, просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь, защититель живота
моего, от кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще
восстанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 1, 3). Не на лук мой уповаю,
и меч мой не спасет меня. О Бозе похвалюся весь день и о имени Его исповемся
во век (Пс. 43, 7. 9). Страха же вашего, враги, не убоюся, ниже смятуся. Господа
сил, Того освящу, и Той будет вам за меня в страх. На Него уповая пребуду, и
Той будет мне во освящение. Аще паки возможете, паки побеждени будете: и иже
аще совет совещаете, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет
в вас (Ис. 8, 12-14, 9, 10).
Воодушевясь так, сделай и ты то же, что делает иной раз в видимой брани воин,
сильно теснимый врагом: воин немного отскакивает назад, чтоб избрать лучшую точку
и присмотреться, как удобнее пустить стрелу в сердце врага; ты же, собрав помыслы
свои внутрь и восставив сознание и чувство своего ничтожества и немощности самому
сделать должное в это время, прибегни к Богу всемогущему и с теплым упованием
и слезами призови Его на помощь против борющей тебя страсти, говоря: воскресни,
Господи, помози мне и избави мя имене ради Твоего (Пс. 43, 27). Побори, Иисусе
мой, борющия мя, приими оружие и щит; и востани в помощь мою. Да постыдятся и
посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая
(Пс. 34, 1, 2, 4). Владычице Богородице, не допусти мне уступить врагам и побежденным
быть от них.
Ангеле хранителю мой, кровом крыл твоих укрой меня от вражеских стрел и мечом
твоим порази и отжени их от меня.
Потерпи в таких воззваниях - и увидишь скорую помощь. Внимай, однако ж, себе
пристальнее. Враг знает силу таких воззваний к Богу и спешит упредить их или
расстроить бессмысленною, возбуждаемою им ропотливостью на Бога, зачем попустил
Он подвергнуться такому вражескому нападению и такой опасности пасть, чтоб чрез
это и воззвания не допустить или пресечь, и Божией помощи сделать недостойным.
Как только заметишь такое богопротивное движение, спеши восставить то искреннее
и истинное убеждение, что Бог не искушает никогоже и что каждый искушается от
своея похоти влеком и прельщаем (Иак. 1, 13, 14). Затем вникни в предшествовавшие
дела свои, чувства и помышления и найдешь, что из них зародилась приведшая тебя
в опасное положение внутренняя буря. Враг наклеветал на Бога, а твои оплошности
прикрыл. Тебе предлежит верою оправдать в себе Бога и рассуждением снять с себя
вражеский льстивый покров, облегчить себя в поблажках себе и невнимании и, в
покаянии исповедав сей внутренний грех пред Богом, возвратиться к воззваниям,
как указано, которые возвратят тебе и всегда готовую в таких особенно случаях
помощь Божию.
После сего, когда внутренняя буря стихнет, борение должно идти по общим правилам
невидимой брани, о коих отчасти уже сказано.