Глава седьмая
О том, как надлежит нам упражнять ум свой, чтобы он не недуговал неведением
Если неверие себе и упование на Бога, столь необходимые в нашей духовной брани,
останутся в нас одни, то мы не только не получим победы, а напротив, низринемся
в еще большее зло. Потому вместе с ними и при них надлежит нам вести и особого
рода делания, или обучительные упражнения духовные.
В числе упражнений сих на первом месте должны стоять упражнения ума и воли.
Ум надлежит избавить и хранить от неведения, столь ему враждебного, так как оно,
омрачая его, не дает ему ведать истину - собственный его предмет и цель стремлений
его. Для этого надо его упражнять, чтоб он был светл и чист и мог хорошо различать,
что требуется для нас, чтоб очистить душу от страстей и украсить ее добродетелями.
Такой светлости ума можем мы достигнуть двумя способами: первый, и более необходимый,
есть молитва, которою надлежит умолять Духа Святого, да благоволит Он излить
свет божественный в сердца наши, что, наверное, и сотворит Он, если воистину
будем мы искать единого Бога, если искренно будем ревновать о том, чтоб во всем
поступать по воле Его, и если в каждом деле будем охотно подчинять себя совету
опытных духовных отцов наших и ничего не делать без вопрошения их.
Второй способ упражнения ума есть постоянное рассматривание вещей и углубление
в познание их, чтоб ясно видеть, какие из них хороши и какие худы; не так, как
судят о них чувства и мир, но как судит правый разум и Дух Святый или истинное
слово богодухновенных Писаний, духоносных отцов и учителей Церкви. Ибо когда
такое рассматривание и углубление будет правое и подобающее, то всеконечно оно
даст нам ясно уразуметь, что мы должны от сердца ни во что вменять и считать
суетным и ложным все, что любит и чего всячески ищет слепой и развращенный мир.
Именно, что почести, удовольствия и богатства мира суть не что иное, как суета
и смерть души; что поношения и злохуления, какими преследует нас мир, доставляют
истинную нам славу, а его скорби - радость; что прощение врагам нашим и делание
им добра есть истинное великодушие - одна из величайших черт богоподобия; что
больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над
целым миром; что охотное послушание есть действие, более обнаруживающее мужества
и твердости духа, чем подчинение себе великих царей и повелевание ими; что смиренное
самопознание должно предпочитать всем другим самым высоким познаниям; что победить
и умертвить свои недобрые склонности и похотения, как бы они ни были незначительны,
больше достойно похвалы, чем взятие многих крепостей, чем разбитие сильных полчищ,
добре вооруженных, чем даже творение чудес и воскрешение мертвых.