← Ноябрь 2006 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
||
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия #179
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 179 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru Мы будем рады любой информации Редакция бюллетеня может быть не согласна с мнением авторов публикуемых материалов. Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/ Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова ****************************** 28 ноября 2006 г. ****************************** Уважаемые господа, Оргкомитет празднований 150-летнего юбилея со дня ============================ И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е П И С Ь М О 19 – 20 апреля 2007 года кафедра документоведения и всеобщей истории Нижневартовского государственного гуманитарного университета (НГГУ) и Нижневартовское отделение Российского общества интеллектуальной истории проводят V Всероссийскую научную конференцию «История идей и история общества». В рамках этой очередной конференции предполагается уделить специальное внимание теме «История и социогуманитарное знание: взаимовлияние и взаимодействие». Предполагается обсуждение следующих групп проблем: - познавательные возможности использования междисциплинарных методологических подходов в исторических исследованиях и традиционный классический историзм; - традиционный исторический нарратив, междисциплинарная «новая научная история», новый «концептуально нагруженный нарратив» – противостояние, полемика, взаимовлияние, возможности синтеза; - традиционные ежегодные направления в работе конференции: история идей, интеллектуальная история и эвристические возможности этих подходов в историческом познании, познавательная ситуация и методологические поиски в современной отечественной и зарубежной историографии, проблемы всеобщей и отечественной истории. Материалы конференции будут опубликованы. Для участия в конференции необходимо прислать в адрес оргкомитета заявку с указанием основных сведений об участнике и текст тезисов в объеме до 3 страниц печатного текста, шрифт – 14 Times New Roman, интервал полуторный, примечания в конце текста в неавтоматическом режиме, на дискете в редакторе Word до 15 февраля 2007 года (для ускорения издания материалов) по адресу: 628616 Тюменская обл. г. Нижневартовск ул. Мира 3 Б Нижневартовский государственный гуманитарный университет, кафедра документоведения и всеобщей истории, или достаточно прислать текст тезисов по электронной почте volodja@intramail.ru; контактный телефон 8 – 3466 – 27 – 23 – 00 (кафедра документоведения и всеобщей истории НГГУ). Оргкомитет конференции ============================ Европейский университет в Санкт-Петербурге Информация о прошедших мероприятиях размещается на сайте ЕУСПб по адресу: 4 декабря 1 ДЕКАБРЯ: Семинар "О роли религии в творчестве современных российских писателей". Москва Приглашаем Вас посетить семинар "О роли религии в творчестве современных российских писателей", который состоится 1 декабря в 15:00 в Центральном доме художника (в зале для проведения семинаров) в рамках 8-ой Международной ярмарки художественной литературы "Non/Fiction 2006". Семинар организован издательским домом "Умма" и предполагает открытие диалога представителей разных конфессий о значении религии в литературном творчестве. В обсуждении этой темы намерены принять участие: депутат Госдумы, публицист Шамиль Султанов; публицист, телеведущий, литературный критик Николай Александров; писатель Алексей Цветков; писатель, исполнительный директор журнала "Октябрь" Ильдар Абузяров; писатель, директор редакции программ духовно-нравственного воспитания "Народного радио" Владимир Анищенков; писатель, протоиерей Михаил Ардов. Приглашены также академик РАЕН, член Союза писателей Игорь Волгин; поэт Юрий Кублановский; главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин; писатель, заведующим кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского института Александр Дворкин; писатель, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО Юрий Вяземский; главный редактор журнала "Новый мир" Андрей Василевский; главный редактор журнала "Критическая масса" Глеб Морев; главный редактор журнала "Континент" Игорь Виноградов; главный редактор журнала "Арион" Алексей Алехин. Ведёт семинар журналист Максим Шевченко. Аккредитация по тел.8 926 828-99-94 или электронной почте ummahpress@mail.ru http://portal-credo.ru/ ****************************** НОВЫЕ КНИГИ Издано самое полное русскоязычное исследование о святителе Амвросии Медиоланском ****************************** ИНТЕРНЕТ
Ульянов О.Г. Архангел Михаил хранитель Святой Троицы (из наследия преп. Андрея Рублева) http://www.rusk.ru/st.php?idar=110813 Имя иконописца московского Спасо-Андроникова монастыря преп. Андрея Рублева известно во всем мире, в первую очередь, благодаря чудотворной иконе «Живоначальной Троицы», которая стала символом Православия. В мрачные годы гонения на Церковь к ней призывал обратиться священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1922 г.): «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» (Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995. С. 67). К вящему сожалению, в искусствоведческой литературе с легкой руки Н.П. Кондакова (Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Т. 1. СПб., 1905. С. 77) за иконой рублевской «Троицы» закрепилось наименование «Ветхозаветной», которое распространилось ныне даже в церковной среде. Между тем в церковных описях подобного термина никогда не употреблялось, а чаще всего упоминается образ «Живоначальныя Троицы». Более того, сама иконография Живоначальной Троицы существенно отличается от извода Гостеприимства Авраама и построена на иных богословских основаниях (подробнее см.: Ульянов О.Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ // Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 225; Ульянов О.Г. Гостеприимство Авраама // Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 63). Столь странная подмена коснулась не только знаменитой рублевской иконы, но и всего творческого наследия преп. Андрея Рублева, которое было подвергнуто в перестроечное время беспощадной ревизии. Казалось бы, нигилистический напор не оставил от всего, что связано с именем святого иконописца, камня на камне, но … есть Бог, следовательно, есть Троица Рублева! В год 575- летия со дня блаженной кончины преп. Андрея Рублева (= 17 октября 1428) была найдена и опубликована единственная сохранившаяся прорись бесспорного рублевского творения – раннего иконостаса из Благовещенского храма Московского Кремля. Это научное открытие позволило датировать создание благовещенского «Деисуса Андреева писма Рублева» 1392 годом, когда было завершено строительство домового храма на великокняжеском дворе. Как удалось установить, весь цикл работ был посвящен памяти св. блгв. князя Димитрия Ивановича, который на Благовещение 1389 г. смог учредить новый порядок престолонаследия, закреплявший легитимные права московского великокняжеского дома (Ульянов О.Г. Деисус Андреева писма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля // Новая книга России. М., 2004. № 10. С. 44). Почти одновременно с Благовещенским храмом был возведен Благовещенский придел у Ю-В угла собора Св. Архангела Михаила в митрополичьем Чудовом монастыре. Ранее нам приходилось отмечать, что именно в связи со строительством данного придела и была создана местная храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями» по специальной программе святителя Киприана (Ульянов О.Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры // Макариевские чтения. Можайск, 1996. Вып. IV, ч. II. Почитание святых на Руси. С. 109). После сноса большевиками в 1929 г. Чудова монастыря его местный образ чудом уцелел благодаря тому, что давно находился в Архангельском храме Московского Кремля (Музеи Московского Кремля, Арх. соб., № 22 соб., высота 235, 5 см - на 5-7 см доска наращена позднее). Время переноса неизвестно, но вероятнее всего это произошло после кремлевского пожара 1547 г., когда «в Благовещение и во Архангеле (и у) Вознесения новыя иконы царь и государь велел поставляти» (ААЭ. Т. 1. С. 240, 247). Вслед за церковным историком Лебедевым принято связывать создание иконы с преданием о вдове св. блгв. кн. Димитрия Донского – прп. Евфросинии (= 1407), в миру Евдокии, вел. кн. Московской, которая незадолго до своего преставления заказала икону Архангела Михаила и повелела поставить ее в домовой церкви Рождества Богоматери (ПСРЛ. Т. 21. М., 1913. С. 410; Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 158). В ряде работ кремлевскую икону связывают с именем Феофана Грека, который в 1399 г. расписал снаружи Архангельский собор, где якобы изначально находился этот образ, чему нет никаких документальных подтверждений. Напротив, создание иконостаса Архангельского собора возможно относить ко времени возведения Алевизом Новым нового церковного строения в 1505-1509 гг. (Брюсова В.Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования ГММК. Вып. II. М., 1976. С. 101). Небесный страж у врат рая Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола (Великие Минеи Четии) Примечательно, что все восемнадцать клейм кремлевской иконы лишь отчасти следуют известному литературному тексту, озаглавленному «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига», где все повествование выдержано в строгой библейской последовательности событий (Великие Минеи Четии, собранные митрополитом всероссийским Макарием. Ноябрь. Дни 1-12. СПб., 1897. Стлб. 280). Ввиду отсутствия определенного источника одной из главных проблем является выявление программного замысла столь уникального памятника московской иконописи. По мнению Плугина В.А., это произведение «до сих пор не получило убедительной художественной интерпретации и атрибуции» (Плугин В.А. Мастер Святой Троицы. М., 2001. С. 354 прим далее http://www.rusk.ru/st.php?idar=110813 ========================== На сайте музея-заповедника "Кижи" опубликован новый Интернет-каталог "КИЖИ http://kizhi.museum.karelia.ru/collection/catalogs/300years/index.htm КИЖИ: Путь длиною в три столетия В каталоге представлены: Иконы из церкви Воскрешения Лазаря (Успенский Муромский монастырь) ****************************** НОВОСТИ
В Александро-Невской Лавре пройдёт фестиваль поэзии Николая Рубцова <<Душа хранит>> =========================== Москва, 24 ноября, Благовест-инфо. Семинар "Традиционные религии, суверенная демократия и русская цивилизация" прошел в рамках программы "Религия, общество и безопасность" 23 ноября Московском центре Карнеги. Основным докладчиком выступил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов. Координировал работу семинара руководитель центра, доктор исторических
наук Алексей Малашенко. 1. В Российской Федерации проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп. Все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Демократический характер российского государства предполагает возможность удовлетворения специфических образовательных запросов и интересов представителей разных мировоззренческих групп в российском обществе. При этом добровольность и возможность выбора должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры. 2. Духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников. В различных регионах Российской Федерации получила распространение практика преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре основных религиозных традиций россиян - православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества. Принцип светскости Российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка. 3. Преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре конкретных религий (Основы православной культуры, Культура ислама, Традиции иудаизма и т.п.) должно осуществляться на основе добровольности их выбора и при обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества. Для несовершеннолетних учащихся необходимо обязательное согласие семьи, а с 14 лет согласие самих учащихся. В случае включения таких учебных курсов в региональный компонент общего среднего образования следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей) заменять их изучение другими учебными курсами по выбору или основными учебными дисциплинами. Необходимо предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических учебных курсов (этика, история этики, философская культура и этика и т. п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов. 4. В связи с этим Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендуется принять следующие меры: 4.1. С участием специалистов научных центров обобщить опыт ведения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях курсов религиозной культуры, а также философско-религиоведческих учебных курсов (история религий, религии мира, религиоведение и т. п.). Оценить соотношение образовательных запросов на изучение курсов религиозной культуры разных конфессий и курсов философского религиоведения на нерелигиозной мировоззренческой основе со стороны граждан, соответствующих мировоззренческих групп в обществе. 4.2. С учетом установленного в законодательстве разделения в системе образования компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и направить в регионы информационно-методический материал по вопросам организации преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях религиозно-культурологических, философско-религиоведческих и иных мировоззренческих учебных курсов. К его подготовке привлечь специалистов по истории, педагогике, праву и образованию из институтов Российской академии наук, Российской академии образования, иных научных и образовательных учреждениях и согласовать их с представителями религиозных конфессий. Данный материал должен содержать единые правила организации преподавания таких учебных курсов, направленных на духовно-нравственное становление личности ребенка, формирование их мировоззренческой, этнокультурной и этноконфессиональной идентичности. 4.3. Выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций. 4.4. Совместно с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации силами квалифицированных методистов оказывать методическо-консультативную и информационную помощь религиозным конфессиям в разработке содержания и учебно-методического обеспечения курсов религиозной культуры для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. При этом во взаимодействии с религиозными организациями и авторами пособий в процессе научно-педагогической экспертизы содержания образования, учебно-методического обеспечения таких курсов необходимо обеспечивать баланс между решением их главной задачи - изучением соответствующей религиозной культуры и интересами формирования общероссийской гражданской идентичности учащихся в российской школе, их патриотическим воспитанием как граждан единой многоэтнической и многоконфессиональной России, уважительно относящихся к законным интересам и правам всех соотечественников и сограждан вне зависимости от их отношения к религии, этнической и конфессиональной принадлежности. 4.5. Реализуя установленные в законодательстве требования: учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений; в процессе разработки федеральных компонентов государственных общеобразовательных стандартов предусмотреть включение в обязательные минимумы содержания курсов федерального компонента общего среднего образования элементов, раскрывающих основные религиозные мировоззренческие представления. Эти базовые мировоззренческие представления (о происхождении жизни и человека, смысле жизни человека и смысле истории, сущности человека и т. п.) в основных, обязательных для всех школьников учебных курсах - история, обществознание, биология и др., должны преподаваться на вариативной основе, не допуская односторонней идеологизации учебного материала. Проект обращения подготовлен на совместном заседании комиссий Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации, по вопросам сохранения культурного и духовного наследия Москва, 27 ноября 2006 г. Опубликовано на сайте "Интерфакс-религия" http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=561
****************************** При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется |
В избранное | ||