Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия # 177


 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 177 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Редакция бюллетеня может быть не согласна с мнением авторов публикуемых материалов.

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

   ******************************

 18 ноября  2006 г.

  ******************************

 30 сентября по 23 декабря

30 сентября в 16.00 в помещении Культурного центра "Духовная
библиотека" ( ул. Покровка, 27, стр. 1) начинается цикл лекций,
посвященный святителю Григорию Нисскому.

Цикл состоит из семи лекций. Предлагаемый курс позволит всем желающим
познакомиться с восточной духовной традицией.

Лекции читает отец Паоло Проспери, кандидат богословских наук
Восточного Института (Рим). Курс состоит из двух частей. В первой
части будет рассмотрен опыт и понимание Тайны и мистики в предании
Отцов Церкви. Во второй части - углубленное изучение духовного учения
Григория Нисского..

Лекции адресованы студентам и преподавателям гуманитарных факультетов
и всем интересующимся православной духовностью.

Присутствовать на лекциях можно только после ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ по
тел. (495) 223-58-10 или в Культурном Центре "Духовная библиотека" (
ул. Покровка, 27, стр. 1) .

Лекции проходят с 30 сентября по 23 декабря, с 16:00 до 18:30, каждую
вторую субботу.

Стоимость участия (7 лекций): 150 руб.

В конце цикла будут выданы конспекты лекций.
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=9197
 ===============================

 Приглашаем Вас принять участие в VIII научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность", которая состоится в Москве в октябре 2007 г.

   На конференции предлагаются к рассмотрению следующие проблемы:

«Золотой век» русского старообрядчества.

Книжность, литература, искусство.

Проблемы современного старообрядчества.

Старообрядчество и государство.

Старообрядчество и предпринимательство.

История старообрядческих центров.

Традиции, обряды, старообрядческое пение.

   Материалы VIII научно-практической конференции планируется опубликовать. Право отбора представленных к печати материалов Оргкомитет оставляет за собой.

   Объем присылаемых материалов: при наличии дискеты (Word, размер шрифта 12) и распечатки ее содержимого — до 6 машинописных страниц. В случае отсутствия дискеты — не более 4 машинописных страниц при интервале 1,5.

   Заявки на конференцию и тексты просим присылать до 15 апреля 2007 г. После указанного срока Оргкомитет оставляет за собой право публиковать материалы в последующих выпусках сборника.

   О себе необходимо сообщить следующее: Ф.И.О. (полностью), научную степень, место работы, адрес, телефон.

   Материалы просим направлять по адресу:

125195 Москва, ул. Беломорская, д. 22, корп. 3, кв. 401. Соколовой Елене Игоревне. Тел.: (8-495)-457-32-26 (с 20-00 до 22-00 ежедневно).

249010. Калужская область, г. Боровск, пл. Ленина, д.7. Музей. Осипову Виктору Ивановичу. Тел.: (8-48438)-4-32-36, Факс: (8-48438)-4-44-05. e-mail: victoryl@kaluga.ru

http://konstan-ivanov.narod.ru/links_Science_M07.html

 ===============================

 Глубокоуважаемые коллеги!

20 декабря 2006 г. на историческом факультете Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина состоятся 7-е научно-методические чтения памяти К.Ф. Калайдовича. Работа чтений будет проходить в трех секциях : "Истории России", "Всеобщей истории" и "Методики преподавания общественных наук". Предполагается публикация сборника материалов чтений.

Тексты докладов принимаются до 1 ноября 2006 г. по почтовому адресу:

399770 Липецкая обл., г.Елец, ул. К.Маркса,2. УК № 10, исторический факультет ЕГУ, или по электронной почте (elpozd63@mail.ru). В оргкомитет предоставляется один экземпляр в печатном виде и на электронном носителе (обязательно).

Объем: от 4 до 8 страниц (одинарный интервал, шрифт-12, поля по периметру страницы- 2,5 см .)

Пленарное заседание состоится по адресу: г.Елец, ул.Коммунаров, 28, главный корпус ЕГУ, ауд.212. НАчало в 10.00.

Контактный телефон: 8(47467) 60232

Оргкомитет

 ===============================

 Уважаемые коллеги, приглашаем Вас принять участие в заседании круглого стола «Нобилитет в Старой Европе», который организует кафедра истории средних веков Санкт-Петербургского Государственного Университета в конце января 2007 г.  

Приглашаем Вас обсудить следующие проблемы:

Античные, германские и христианские корни европейской знати. Проблемы становления и развития общественной элиты в раннее средневековье.

Нобилитет в структуре королевской и княжеской власти в средневековой Европе.

Нобилитет и Церковь в Средние века и раннее Новое время.

Нобилитет в зеркале политической публицистике в Средние века и ранее Новое время.

Нобилитет в системе сословного представительства в Средние века и раннее Новое время.

Нобилитет в зеркале изобразительного искусства в Средние века и раннее Новое время.

Самовосприятие сословной элиты на средневековом Западе.

Нобилитет в эпоху перемен: Реформация, Контрреформация и религиозный раскол 16-17вв.

Нобилитет и проблема абсолютизма.

Повседневная жизнь ведущих социальных групп в эпоху Средних веков и раннего Нового времени.

Европейская знать в контексте экономической жизни средневекового Запада.

К участию приглашаются все желающие.
Для подачи заявок принимаются тезисы объемом до 8000 зн., 12 шрифт, 1,5 инт. К тезисам необходимо приложить краткую информацию о себе (ФИО, ученая степень, ученое звание, место работы).

Ваши заявки и вопросы просим направлять по адресу: medievist@rambler.ru

199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5, исторический факультет, кафедра истории средних веков.

 ===============================

 Уважаемые коллеги!

Уральское отделение Российского общества Интеллектуальной истории приглашает вас принять участие во всероссийской конференции “Интеллектуальная культура исторической эпохи”, посвященной юбилею доцента кафедры новой и новейшей истории УрГУ, переводчика и франковеда Владимира Алексеевича Бабинцева . Конференция запланирована на 26-27 апреля 2007 года.

Основные направления работы конференции:

1. Интеллектуальная культура исторической эпохи: понятие, определение и теоретико-методологическое обоснование

2. На “перекрестке” культур: практика исторического перевода

3. Элита и маргиналы в интеллектуальной культуре исторической эпохи

4. Обсуждение задач Уральского отделения в свете перспектив деятельности РОИИ

Для участия в работе конференции необходимо до 1 февраля 2007 года прислать тексты выступлений с указанием сведений об авторе (фамилия, имя, отчество полностью, место работы (учебы), должность, ученая степень, звание, e-mail- адрес). Текст доклада должен быть оформлен по следующим параметрам: 14 кегль, 1,5 интервал, формат WORD. Объем тезисов докладов: для докторов и кандидатов наук – 0,5 п. л., для остальных участников ­ 0,25 п. л. Сноски оформляются постранично. Оргкомитет оставляет за собой право отклонять материалы, не соответствующие тематике.

Адрес оргкомитета : 620083, г . Екатеринбург, пр. Ленина, 51, исторический факультет УрГУ, кафедра Новой и Новейшей истории, конференция “Интеллектуальная культура исторической эпохи”.

Секретарь конференции - Юлия Витальевна Ракина (eastoria@gmail.com)

Оргкомитет конференции

 ===============================

 7 декабря 2006 г. в Московском государственном университете им. М.
В. Ломоносова состоятся XXXV Сергиевские чтения. Как сообщает
оргкомитет, в ходе работы чтений прозвучат доклады преподавателей
Московского университета, Московской духовной академии, сотрудников
Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата,
Международного фонда славянской письменности и культуры и других
представителей общественности.
Программа XXXV Сергиевских чтений:
Н. В. Дмитриева (Международный фонд славянской письменности и культуры)
Слово о Вячеславе Михайловиче Клыкове
Памяти Игоря Талькова
Н. В. Масленникова (Московский университет)
500-летие Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
А. С. Новикова (Московский университет)

А. Н. Стрижев (Союз писателей России)
Граф Ю. А. Олсуфьев: жизнь и судьба
протоиерей Александр Макаров (Отдел внешних церковных связей
Московского Патриархата)
Слово о митрополите Антонии (Храповицком)
Е. А. Бондарева (Фонд исторической перспективы)
Митрополит Антоний (Храповицкий) о русской истории
архимандрит Платон (Игумнов) (Московская Духовная Академия).

К. А. Фролов (Институт стран СНГ)
Наследие патриарха Никона — основа современного геополитического
проекта для России

В завершение чтений состоится показ документального фильма «Лихолетье.
Летописные сказания о смутном времени», режиссер Г. Медведева.

Проезд: метро ст. «Университет», 1-й корпус гуманитарных факультетов,
конференц-зал (для прохода в корпус необходимо иметь документы)
Начало 7 декабря в 16:00.

 ============================

 Исторические исследования сегодня: новые направления, гипотезы, прорывы.  
 

Понедельник, 27  ноября 2006 года, 15.30 -18.30, ауд. 652 (??)

МГУ, Исторический факультет (1-й гуманитарный корпус),  

Иеротопия1.

Создание сакральных пространств как предмет исторических исследований. 
 

Вступительный доклад:

Алексей Михайлович Лидов

(Научный центр восточнохристианской культуры, Москва): 

В дискуссии примут участие специалисты из МГУ и РАН. 

Запланированные на декабрь 2006 – май 2007 года дискуссионные встречи и научные сессии:

Современные научные представления о национализме и его истоках.

Религиозная и этническая нетерпимость в  Европе и вне Европы, X – XX вв.: причины, природа, функции.

Сравнительная история России, азиатских обществ и Запада: новые подходы, старые и новые гипотезы.

Православие, западное христианство и цивилизационная специфика европейского развития.

Приглашаются все заинтересованные

 ==========================

 Институт славяноведения РАН.

Центр украинистики и белорусистики МГУ. 

Серия коллоквиумов

Россия и Украина: история и образ истории. 

Вторник, 5 декабря 2006 года, 10.00 – 17.00

В Институте славяноведения РАН

(Ленинский проспект 32а, здание Президиума РАН, 8-й этаж, нужен пропуск)

    Задачи начинаемой в декабре 2006 серии коллоквиумов:

    - проанализировать то, как в современной историографии, исторической публикицистике и средствах массовой информации Украины и России трактуются  те аспекты истории двух стран, в которых выразилась переплетенность их исторических судеб и которые вызывают споры историков и публицистов;

    - поспособствовать выработке критического взгляда на стереотипы и имиджи прошлого, формирующие взаимное недоверие и враждебность в общественном мнении двух стран;

    -   внести вклад в налаживание диалога интеллигенции Украины и России.

    Особенность этой серии коллоквиумов в том, что в центре внимания окажется не история как таковая (прошлое, каким оно «было на самом деле»), а современная историческая память украинского и российского обществ и факторы, рождающие искаженный или более менее адекватный образ истории Украины и России в общественном сознании. Иными словами, имиджи, стереотипы, предрассудки, пропагандиские клише, создаваемые сегодня мифы будут в центре докладов, выступлений и дискуссий.

    К участию в коллоквиумах приглашаются не только специалисты-историки, но и преподаватели школ и вузов, журналисты, политики, сотрудники государственных ведомств и частных компаний, представители неправительственных общественных организаций. В этом отношении задачи коллоквиумов выходят за пределы собственно академической исследовательской работы.

    Каждый коллоквиум будут организован как серия  «круглых столов», с 1-2 ключевыми докладами. Доклад будет комментироваться участниками  из числа специалистов по данной проблематике, после чего будет проводиться общая дискуссия по поднятым в докладе и комментариях вопросам.

    Материалы коллоквиумов, включая выступления в дискуссиях, будут опубликованы в Интернете. 

    5 декабря 2006, в Институте славяноведения РАН.

10.00 – 13.00.

«Когда украинцы стали украинцами, а русские - русскими? Дискурсы великорусской, украинской и общерусской идентичности в XIV - XX вв.»

      Ключевые доклады (предварительная формулировка):

      М. Э. Клопова (Институт славяноведения РАН):

      Национальное движение в украинских землях в XIX – XX вв.: спорные вопросы.

      E. Ю. Борисенок (Институт славяноведения РАН):

      Украинизация в Украине, укранизация Украины в 1920е – 1930е годы: спорные вопросы.

      Дискуссия: 

14.00 – 17.00.

«Русское православие и украинское христианство в  XIV - XVIII вв.» 

      Ключевые доклады:

      М.В. Дмитриев (МГУ, ЦУБ):

      Причины и факторы сближения Русской православной церкви и Киевской митрополии в 1580е -1680е гг.

      Т.А. Опарина (Новосибирский университет):

      Русское православие и украинское христианство в первой половине XVII века: диалог, конфликты, взаимное отчуждение.

      Дискуссия: 

ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ. 

Если Вы хотите принять участие в коллоквиуме 5 декабря в качестве дискутанта, сообщите об этом, пожалуйста, секретарю Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдану Безпалько по адресу stix@nm.ru или по тел.: 945-54-21 или 8-926-523-27-38 (моб.) 

    Тематика коллоквиумов, намеченных на 2007 -2008 гг.:

     -  Киевская Русь в исторической памяти и современной публицистике двух стран

      - Slavia orthodoxa и Slavia latina: византийские, западные и “славянские” цивилизационные традиции в истории  России и Украины

      - Украина  и  Русское государство в XIV - XVII вв.: политические и социальные институты в сравнении

      - культура украинских и русских земель в XIV - XVII вв.: общее и различное

      - казаки России и Украины в XVI - XVIII вв.: сходства, различия, взаимодействие

            - «украинская революция» середины 17 в. и Россия.

      - стала ли Украина  окраиной или колонией России в XVII – XIX вв.?

      - национальное своеобразие украинской культуры XVIII - XIX вв., ее соотношение с русской;

      - украинский национализм в XIX в.: сепаратизм или национально-освободительное движение?

      -  “русское” и “украинское” в политических коллизиях 1917-1920 гг.

      - голод 1932-33 гг.: “геноцид украинского народа” или общая трагедия народов СССР?

      - смысл, цели, плоды  национальной политики в Советской Украине;

      - украинско-русские противоречия в годы Великой Отечественной войны - факт или миф?

      - национальный вопрос и интернационализм в жизни России и Украины в 1945-1985 гг.

      - причины, природа, особенности кризиса 1985-1995 гг. в России и в Украине;

      - Украина и Россия после 1991: насколько разошлись их пути?

      - украинская и российская интеллигенция: перспективы диалога.

  ******************************

  ******************************

 НОВЫЕ КНИГИ

 

 Многоуважаемые коллеги!

Впервые в любом почтовом отделении принимается подписка на журнал “Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории”!

Подписной индекс 36030 в дополнительном каталоге ОАО "Роспечать" на первое полугодие 2007 года.

Для москвичей и московских организаций подписаться на год (это будет дешевле) можно также переводом на счет Общества интеллектуальной истории за два номера 350 руб. или - с дополнительным тематическим выпуском - 550 руб. (Получатель: МООСНИПД "Общество интеллектуальной истории". ИНН/КПП 7728246549 / 772801001, БИК 044579598 р/с 40703810808070000024 в ОАО АБ "МБС ОРГБАНК", Москва, к/с 30101810800000000598).

  ******************************

 ИНТЕРНЕТ

 Архим. Павел Стефанов

МЫТАРСТВА ДУШИ ПОСЛЕ СМЕРТИ В БОЛГАРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ И КУЛЬТУРЕ     

опубликовано в: Мир православия (Волгоград). Вып. 5. Волгоград, 2004, с. 318-334.

Отредактировано Я.Кротовым, 2006. Помещается с любезного разрешения автора.

Беатрис умерла, но она всё еще не слишком интеллигентная экстравертка, которая любит сплетни, бридж, мужиков, экскурсии и выпивку. Беатрис – героиня “Диодиа” („Мытарства”) - сюрреалистичной мультимедийной музыкальной пантонимы известного английского композитора Джона Тавэрнэра, чье действие начинается после смерти протагонистки. Беатрис, которая даже не понимает, что она умерла, проходит мытарства семи смертных грехов. Они изображены в виде ряда клеток в зоопарке, а директор далее http://krotov.info/history/11/2/mytarstva.htm

 Архимандрит Павел Стефанов

РУССКАЯ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ВИЗИЯ В НАЧАЛЕ ХVІІІ ВЕКА

История давно дала царю (с 1721 года император) Петру І определение “Великий”, которое он сам воспринял.[1] С ним он входит в достолепную фалангу “великих” владетелей. Одни из них как Александр и Карл являются создателями огромных, но недолговечных империй, другие как английский король Алфред и болгарский царь Симеон І объединяют свои государства и спасают их от гибели,[2] а третиe как Константин І и Феодосий І способствуют торжеству христианства и ликвидации язычества. Все эти постижения и качества одинаково относятся к личностью и делу Петра І. Несмотря на обвинения в иммитативность, которые отправляет post factum Жан-Жак Русо в своей книге “Об общественном договоре” (1762), Петровые политические, далее http://www.krotov.info/lib_sec/18_s/ste/fanov_p1.htm

 ==========================

 ЕДНО ЦИГАНСКО ЛЯТО В АДРИАТИКА              

Автор Архимандрит доц. Павел Стефанов   

четвъртък, 16 ноември 2006, 14:24

„Не ми харесват пътуванията с екскурзоводи. Наистина виждаш много неща и за

кратко време, но твоите впечатления са лишени от живот. В тях няма

изненадите на случайността, нито интимността на индивидуалното преживяване...”

 (Атанас Далчев, фр. 331)

 

Реших да не се вслушам в мъдрите слова на големия наш поет и християнин Далчев, а да се запиша в поклонническата екскурзия, организирана от фондация „Покров Богородичен” и туристическата агенция „Сканер” от Пещера. Цели – Корфу в Гърция и Бари в Италия. Време – от 3 до 8 октомври 2006 г. Ръководители – свещ. Борис Борисов от с. Радилово, Пещерско, и Гергана Станчева. Но първо, както е редно днес, започнах да ровя в интернет, за да зная какво да очаквам. Ето какво препоръча един сайт: „Не си слагайте краката на масата, това е знак за смърт!” (И наум не ми е идвало да си изпружа обувките между чиниите). „Не говорете високо на английски по улиците и не споменавайте за войната по никакъв повод” (Единствената война у нас, за която се сещам е тази, която властоимащите водят вече 17 години срещу властонямащите). После се сетих, че тези предупреждения са предназначени за американските туристи, които не са чак толкова чести птици по Средиземноморието.  далее http://pravoslavie.bg/content/view/4170/116/

 =======================

 Федорчук А. В. Икона «Варлаам Хутынский в житии» из собрания Ярославского Художественного музея: проблема происхождения

 Образ «Варлаам Хутынский с 36 клеймами жития» (илл. I),1 находящийся ныне в собрании Ярославского художественного музея (далее — ЯХМ), давно привлекал внимание исследователей ярославских икон. Елена Павловны Юдина и Владимир Петрович Митрофанов включили памятник в каталог произведений Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника 1964 г.2 Выяснением литературной основы житийных клейм этой иконы в 1980-е гг. занималась Любовь Сергеевна Попова. Она определила, что клейма иконы следуют второй редакции жития Варлаама Хутынского, с добавлением двух посмертных чудес Варлаама в Петров пост (чудо о ведре и дожде). На икону из ЯХМ Л. С. Попова обратила внимание, изучая раму с житием Варлаама Хутынского в 18 клеймах из собрания ЯИАМЗ.3 Любовь Сергеевна отметила близость иконографии клейм этих двух икон. Исследовательница сделала вывод, что икона XVI в. из собрания Художественного музея могла послужить образцом для создания рамы с житием Варлаама первой половины XVII в. из собрания Музея-заповедника.4

далее http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=48

 ==========================

 Сухова О. А.

Кресты-мощевики в собрании Муромского музея

       Муромский историко-художественный музей является обладателем одного из интереснейших и своеобразных собраний древнерусского искусства Центральной России. Иконы, лицевое и орнаментальное шитье, культовая деревянная скульптура, церковное серебро и меднолитая пластика представлены в обширной экспозиции «Древнерусское искусство из фондов музея», открытой в 1989 году и постоянно пополняемой вновь приобретенными и вернувшимися из реставрации экспонатами далее http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=49

  ******************************

    НОВОСТИ

21 ноября 2006 г. в Санкт-Петербурге (Заневский проспект, 36) под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жукова состоится заседание Правительственной комиссии по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (РГИА) в новое здание.

Мероприятия по перевозке имущества РГИА начались 24 января 2006 г., архивных документов - 7 февраля. 20 ноября заканчивается перемещение архивных фондов в объеме 7,2 млн.ед. хранения и имущества Российского государственного исторического архива в новое здание.

Осуществлена, не знающая аналогов, масштабная и сложная работа государственной важности, реализация которой стала возможна в результате ответственного отношения к ее проведению коллектива РГИА, скоординированных действий соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, обеспечивших выполнение поручений Правительственной комиссии.

Активное участие в мероприятиях по оперативному и безопасному перемещению архивных фондов принимали структуры МВД России, Минобороны России, ФСБ России, МЧС России, Минкультуры России, Федерального архивного агентства.

Генеральным подрядчиком работ по перемещению архивных фондов и имущества являлось ЗАО "ЭВС" (Санкт-Петербург). Перевозку на специализированных машинах осуществлял Санкт-Петербургский центр специальной связи (субподрядчик ЗАО "ЭВС"), которым сделано более 1,7 тыс. машинорейсов. Был организован автоматизированный учет дел при перевозке. Охрану объектов осуществляли сотрудники вневедомственной охраны МВД России. ГАИ обеспечивала безопасность и оперативность движения машин с документами. Перевозимые грузы были застрахованы страховой компанией "Русский мир" на условиях "Все риски" по формуле "От полки до полки".

Большую помощь коллективу РГИА оказали сотрудники центральных государственных архивов Санкт-Петербурга и Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ).

Всего в работе по переезду было задействовано свыше 500 человек.

Освобожденные РГИА исторические здания Сената, Синода, особняк Лаваль до 1 декабря 2006 г. будут переданы на баланс Производственно-технического объединения Управления делами Президента Российской Федерации.

 =======================

 Москва, 10 ноября, Благовест-инфо. От насаждения в светских школах Закона Божия под видом «Основ православной культуры» (ОПК) предостерег руководитель Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, игумен Петр (Мещеринов). «Несмотря на неоднократные заявления Патриарха, что это должен быть культурологический предмет, совершенно явно протаскивается в школы Закон Божий, причем в самом неудачном варианте», -- отметил он в своем докладе, выступая на круглом столе «Церковь и дети» в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря 9 ноября.

Этот вывод о. Петр сделал на основании анализа ряда учебников и методических пособий по ОПК. «Все они никакого отношения собственно к культуре не имеют, все они – переложение учебника Закона Божия протоиерея Серафима Слободского (учебник написан в США в середине ХХ в. – примеч. «Благовест-инфо»), даже его структура полностью соблюдена», -- считает о. Петр. «Ученику первого класса предлагается за год усвоить средний семинарский курс по догматическому, сравнительному и литургическому богословию… К какому эффекту это может привести – учит (вернее, не учит) нас история. Именно это, на мой взгляд, вызывает недовольство общества, которое мы привычно интерпретируем как козни злых либералов», -- заключил выступавший.

Игумен считает, что история с введением ОПК в таком виде – один из примеров неэффективного, «в лоб», назидательно-дидактического стиля церковной педагогики. Не «рубить с плеча», а «ненавязчиво, с любовью, примером являть христианскую систему ценностей» -- вот, по мнению о. Петра, путь духовно-нравственного воспитания современных детей.

 =================

 КОММЕРСАНТЪ-ВЛАСТЬ": Борьба за сверхурочные. Минобр готовит поправки к законам, чтобы ограничить инициативы региональных властей по введению ОПК в качестве обязательного предмета

Как стало известно "Власти", Министерство образования и науки готовит ряд поправок к федеральным законам, позволяющих ограничить такие смелые инициативы региональных властей в области образования, как введение в качестве обязательного предмета основ православия.

Департамент госполитики в сфере образования Минобрнауки разработал концепцию законопроекта "О внесении изменений в закон РФ "Об образовании" и в закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части изменения понятия и структуры государственного стандарта)", в котором предлагает отказаться от деления школьной программы на три компонента: федеральный, региональный и школьный.

До последнего времени такое деление считалось одним из достижений постсоветского образования. В 1992 году был введен региональный компонент - местные управления образования могли вводить предметы, не входящие в федеральную программу. Предполагалась, что на откуп субъектов федерации будет отводиться 25% школьной программы. В 2000 году директора школ также получили возможность вставлять в расписание предметы по своему или родительскому желанию. Школьный компонент составил 10% программы, а региональная квота сократилась до 15%.

Однако разностороннего глубокого образования, как задумывали разработчики этих компонентов, не получилось. Так, большинство директоров свое право вставлять в расписание новый предмет использовали для дополнительных уроков по физкультуре, математике или иностранному языку, то есть усилили и без того большой федеральный компонент.

Начальники же местных управлений образований к своим возможностям подошли более творчески. Более половины регионов добавили в программу изучение родного (нерусского) языка (например, в Астраханской области в региональный компонент входят казахский, калмыцкий, ногайский и татарский языки), и все без исключения включили в программу краеведение в разных его формах. Например, в Магаданской области дети в рамках обязательной школьной программы изучают предметы "Природа родного края", "История и общество родного края", "Литература Северо-Востока России", "Человек на Севере", "География Магаданской области". В школьную программу в разных регионах вошли и такие предметы, как "Азбука экологии", "Маленький большой читатель", "Основы безопасности здоровья" и "Основы православной культуры".

Введение в некоторых регионах предмета "Основы православной культуры" (его ввели 13 субъектов федерации) вызвало скандал. Так, например, в Белгородский области (см. "Власть" №36 за этот год), несмотря на все заверения властей о культурологической составляющей предмета, в кабинетах "Основ православной культуры" висят иконы, а в рекомендациях к введению урока есть указание на открытие молельных комнат.
Министр образования Андрей Фурсенко не раз признавал, что выступает категорически против этого предмета (министр предлагал заменить его "Историей мировых религий"), и переживал, что не имеет возможности влиять на образовательную политику регионов, поскольку региональный компонент выведен из-под контроля министерства. За свою "антиправославную" позицию министр был освистан на Рождественских чтениях, проходящих под председательством Алексия II в Кремле.

Возможно, именно боязнью вновь столкнуться с гневом православной общественности объясняется отказ Андрея Фурсенко прокомментировать "Власти" инициативу департамента госполитики в сфере образования. По словам министра, он пока не видел разработанной концепции: "Если я буду знать все, что у нас в министерстве разрабатывается, я сойду с ума". Однако авторы законопроекта утверждают, что концепция уже находится на рассмотрении комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности. Как заявила "Власти" заместитель руководителя департамента госполитики в сфере образования Наталья Третьяк (интервью с ней см. на стр. 37), комиссии законопроект понравился, и департамент рассчитывает получить его одобрение в ближайшее время. С принятием нового закона федеральный центр будет иметь полный контроль над школьной программой, по крайней мере, в части внедрения новых предметов.

По словам разработчиков, документ уже разослан в избранные регионы для ознакомления. "Власть" позвонила в департаменты и министерства образования 20 регионов, однако лишь в департаменте образования Тюменской области главный специалист управления Людмила Чеботарь подтвердила, что в ведомстве знакомы с проектом: "Мы согласны в целом с аргументом Минобрнауки, что отсутствует единое понимание содержания образовательных программ. Но отмена региональных компонентов только усугубит эту проблему. Ведь за счет региональных часов можно быстро реагировать на запросы учащихся и родителей и сохранить национальный язык. Мы уже отослали свои замечания министерству". Остальные опрошенные регионы заявили, что о подготовленной концепции не слышали, но к возможным изменениям относятся отрицательно.

"Государственный образовательный стандарт предполагает исключить компоненты регионального уровня? Такого быть не может! Что, мы возвращаемся к учебным планам 80-х годов?" -- недоумевал заместитель министра образования Омской области Сергей Алексеев. Еще более категорична руководитель общего образования Минобрнауки Татарстана Тамара Федорова: "Ликвидировать региональный компонент не будет никто и никогда, так как это ставит под вопрос систему национального образования в субъектах РФ". Интересно, что, хотя Федорова настаивает, что не знает о документе, татарское министерство -- одно из уже приславших отзыв, причем нелестный.

Создается впечатление, что даже те, кто получил концепцию для ознакомления, не смогли дочитать ее до конца (что, впрочем, не удивительно -- документ занимает 12 страниц стандартным шрифтом).

Как следует из текста концепции, законопроект предусматривает единую систему правил и требований, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении с государственной аккредитацией. При этом "возможность органов управления образования влиять на содержание образования с учетом региональных и (или) национальных особенностей" сохраняется. Регионы и школы смогут самостоятельно распределять темы уроков внутри предметов федеральной программы. Так, например, родной язык или краеведение предлагается изучать на уроках русского языка и географии.

Концепцией предлагается введение принципиально нового федерального образовательного стандарта, который будет утверждать Минобрнауки, а не Госдума, как было раньше. Разработка государственных стандартов идет уже 14 лет. Так, последний раз госстандарт был принят Госдумой в 2003 году, когда министром образования был Владимир Филиппов. Однако содержание школьных программ вызвало много споров, и профессиональная общественность отрицательно отзывалась о принятом документе. После смены кабинета министров новое руководство Минобрнауки заявило о планах создания нового государственного стандарта. Стандарт, разработанный при министре Филиппове, с подачи нового руководства ведомства был оспорен в Верховном суде и отменен (несмотря на то, что на его разработку было потрачено 2 млрд рублей).
Как обещают разработчики нового стандарта, в нем будут указаны "требования к результатам освоения основных образовательных программ", "требования к структуре образовательных программ" и "требования к условиям реализации образовательных программ". Иными словами, в документе будет описание "фундаментального ядра общего образования" (необходимый набор знаний) и общие требования к выпускнику -- например, проучившись в школе, он должен стать "личностно и социально успешным" и освоить категории "свободы, ответственности и социальной справедливости".
Новый стандарт может быть принят, только когда вступит в силу закон "О внесении изменений...". Поскольку сейчас законопроект в состоянии концепции, новая жизнь у школ, как считают в Минобрнауки, наступит не раньше чем через полтора-два года.
И если это произойдет, то министерство сможет убить сразу двух зайцев. Во-первых, закрыть дискуссию, что и в каком объеме должны изучать дети в школах, а во-вторых, избавиться от лишних инициатив с мест. Однако не стоит ждать, что из программы всех школ сразу же исчезнут какие-нибудь не очень фундаментальные знания, например творчество Белинского или тонкости жизни одноклеточных организмов. Большинство школ будут учить по старинке, руководствуясь не стандартом, а базисным учебным планом, как это происходит и сейчас.

 

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


В избранное