Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия #175


 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 175 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Редакция бюллетеня может быть не согласна с мнением авторов публикуемых материалов.

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 7 ноября  2006 г.

  ******************************

 конференция "христианство, иудаизм и ислам. опыты встречи" прошла в италии
Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9868
 Сериате (Италия), 3 ноября, Благовест-инфо. Итальянский фонд "Russia Cristiana" ("Христианская Россия") провел 28-29 октября очередную конференцию, посвященную актуальным проблемам религиозной жизни. В этом году тема форума была сформулирована следующим образом: "Христианство, иудаизм и ислам. Опыты встречи".
В конференции, проходившей в штаб-квартире фонда в городке Сериате, что под Бергамо (область Ломбардия на севере Италии), приняли участие исследователи из Италии, Испании, Франции и России.
В адрес конференции поступили приветствия от Папы Римского Бенедикта XVI, президента Папского совета по вопросам культуры кардинала Поля Пупара, светских властей Ломбардии.
Доклады, прозвучавшие в ходе двух дней заседаний, были посвящены самым разным аспектам взаимодействия трех авраамических религий - в основном в европейском контексте.
Так, профессор католического университета горда Брешиа (Италия) Адриано Делл.Аста остановился на отношении к исламу и иудаизму знаменитого русского философа Владимир Соловьева.
Проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва) священник Георгий Ореханов посвятил свое выступление взаимоотношениям между православием, исламом и иудаизмом в Российской империи. Основываясь на обширном материале, исследователь отметил, что если по отношению к исламу с конца XVIII века власти империи проявляли политику максимальной, по тем временам, толерантности, то иудеи еще долгое время подвергались различным ограничениям.
Тема отношения христиан к иудаизму и евреям также была рассмотрена в докладе преподавателя РГГУ (Москва) Алексея Юдина "Протоколы Сионских мудрецов и Союз Михаила Архангела: самоубийство культуры".
Опыт стран Пиренейского полуострова - единственного региона Западной Европы, в течение нескольких веков находившегося под властью исламских властителей, - был затронут в докладах представителей Испании: доцента Хосе Андреса Гальего и музыканта Паулино Карраскосы. Выступление последнего, посвященное, в частности, исламским мотивам в творчестве испанского короля Альфонса Х Мудрого, сопровождалось аудиозаписями музыки, приписываемой великому монарху, и показом слайдов со средневековыми миниатюрами - иллюстрациями
к его книгам.
Известный российский исламовед Алексей Журавский посвятил свой доклад исламским мотивам в русской литературе. По мнению ученого, влияние ислама можно увидеть не только хорошо известных "Подражаниях Корану" Пушкина, но и в его "Пророке".
Заведующий кафедрой библеистики Московской духовной академии протоиерей Леонид Грилихес прочитал доклад "Преемственность и откровение: евангельские притчи и раввинская литература", в котором - на основе исследования многочисленных первоисточников на иврите и арамейском - показал, что тезисы ряда ученых ХХ века, в которых утверждалось, что учение Иисуса Христа в принципе ничем не отличается от учения современных ему иудейских учителей, не отражают действительного положения дел.
Большой интерес присутствовавших вызвало выступление популярной российской писательницы Людмилы Улицкой - еврейки по национальности и православной христианки по вере, - рассказавшей о прототипе своей последней книги "Даниэль Штайн. Переводчик" Освальде Даниэле Руфайзене. Руфайзен, родившийся в еврейской семье в довоенной Польше, в годы войны служил переводчиком гестапо, но использовал свое положение, чтобы спасти от уничтожения евреев. Спасаясь от мести гитлеровцев, он долгое время скрывался у католических монахинь, где и принял крещение. Затем он попал в советский партизанский отряд, а после войны поступил в кармелитский монастырь в Польше, невольно "оттеснив" при этом другого претендента на место послушника - Кароля Войтылу. В 50-е годы Руфайзен переехал в Израиль, добился - несмотря на принадлежность к католическому клиру - гражданства этой страны и через некоторое время основал общину св. Иакова, в которой пытался сочетать христианство с элементами иудейской обрядности.
Завершил работу конференции круглый стол по проблемам межрелигиозного диалога, в котором приняли участие вице-президент Союза итальянских иудейских общин Клаудио Морпурго, католический священник Паоло Ничелли, прослуживший несколько лет в южной части Филиппин (где значительную долю населения составляют мусульмане) и главный редактор московского информационного агентства "Благовест-инфо" Дмитрий Власов.
Обращаясь к участникам и гостям конференции, протоиерей Романо Скальфи напомнил, что главной целью основанного им в 1957 году фонда "Христианская Россия" было и остается открытие для Запада христианских ценностей России. Для выполнения этой задачи была открыта первая в Италии иконописная школа, проводятся курсы русского языка, а с 1997 года ежегодно проводятся конференции, в которых участвуют представители как католического Запада, так и православной России.

 ==========================

 КАФЕДРА ИСТОРИИ ЦЕРКВИ

СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОГО ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКОГО ИНСТИТУТА

проводит встречу памяти

выдающегося духовного писателя русского зарубежья

Петра Константиновича Иванова

(1876-1956)

в программе:доклады и сообщения преподавателей и студентов духовных учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга

Встреча состоится 11 ноября (суббота) в 13.30 в часовне СФИ

 Москва,  Покровка, 29–38; тел.  623-03-80, 625-77-86; e-mail: info@sfi.ru

 

«Наиболее важные представители собственно духовной литературы <в XX веке> –

Иоанн (Шаховской) (с 1951 г. архиепископ Сан-Францисский), Александр Ельчанинов,

Петр Иванов, Софроний (Сахаров) и Антоний (Блум)».

Прот. Александр Шмеман

«Ничто так не свидетельствует о его духовном даровании, как его прекрасная книга «Тайна святых», которая вся пронизана светом первохристианской веры. Можно сказать, что Петр Константинович имел духовным оком видение ранней Церкви Христовой, и от этого видения у него суровое непримиримое отношение к современной церковной реальности».

Прот. Василий Зеньковский

 ============================

 1-2 декабря 2006 года в Паломническом центре Московского патриархата состоится конференция: "Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского) – К 60-летию со дня кончины", сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП.

Конференция приурочена к 60-летию со дня кончины выдающегося русского православного иерарха, известного своими трудами как в пределах Отечества, так и в Зарубежье. С докладами выступят русские и зарубежные исследователи и публицисты.

Конференция начнется в 10.00 с панихиды по митрополиту Евлогию, которая будет совершена в храме святой равноапостольной княгини Ольги при гостинице "Университетская".

Полная программа конференции будет объявлена позднее.

Паломнический центр Московского патриархата находится по адресу Мичуринский проспект 8/29. Проезд: автобусом три остановки от ст.м. "Университет" (№ 103, 130, 187, 260 до остановки "Площадь Индиры Ганди").

 ============================

 INTERNATIONAL COLLOQUIUM

PHILOSOPHICAL CONCEPTS AND RELIGIOUS METAPHORS: NEW PERSPECTIVES ON
PHENOMENOLOGY AND THEOLOGY

CALL FOR PAPERS

Sibiu, 31 August-1 September 2007

Organized by the Romanian Society for Phenomenology <
http://www.phenomenology.ro/>
In the series of cultural  events "Sibiu 2007 - European Cultural Capital<
http://www.sibiu2007.ro/> "

       It is rather obvious that the relationship between phenomenology and theology is one of the most debated topics in the field of Continental philosophy: from the Husserlian investigations of the religious life to the
Heideggerian discussion of the Sacred, from the "theological turn" of the French phenomenology (epitomised by
E. Levinas, M. Henry, J.-L. Marion
or J.-Y. Lacoste) to the ever-growing interest of contemporary theologians for the phenomenological method, the conceptual boundaries between these two "disciplines" have been continuously debated. Until today, this subject
remains one of the most controversial and pressing dimensions of contemporary thought.
       The aim of this colloquium is to channel this debate towards new horizons, which will take into account different historical contexts.
Sibiu
, the Romanian city hailed as the European capital of culture for 2007, reflects a specific mixture of philosophical eccentricity and religious
diversity.

        The event will gather together phenomenologists interested in life
of the sacred and its multiple discourses, and Christian theologians who
openly welcome the phenomenological and "post-metaphysical" understanding
of
being. Both types of scholars are called to reflect upon the
commonalities
of their endeavors, reflected by crucial concepts, such as the "gift",
"revelation", "death", "manifestation", "event."

       There are a number of questions that the participants at this
Conference will try to address: how can phenomenology contribute to a
better
understanding of the religious life, in general? What are the limits of
the
phenomenological description, and of the hermeneutical enterprise, when
it
comes to a philosophical understanding of the sacred? What is the room
left
for the narrative within the world of noetic abstractions? Which are the
major theological challenges met by those phenomenologists who, against
the
lures of relativism, still work under the classical presuppositions of
universal rationality? Finally, which are the institutional outcomes of
the
encounter between phenomenology and theology, for the University space in
particular, and the public forum, in general? Could a new understanding
of
politics, sociality or human personhood emerge after the
cross-fertilisation
between the word of faith, and the world of reason?

       The papers can be held in English, French and German.

       Deadline for abstracts: 20 May 2007
       Contact:
theology@phenomenology.ro
<mailto:
theology@phenomenology.ro>  <mailto:project_2007@phenomenology.ro>

       Date: 31th August and 1st September 2007
       Place: Thalia Hall, State Philharmonic Orchestra  Sibiu
       Coordinators: Paul Balogh, Catalin Buciumeanu, Cristian Ciocan,
Mihail Neamtu, Bogdan Tataru-Cazaban
       Website:
http://www.theology.phenomenology.ro/

  ******************************

 НОВЫЕ КНИГИ

 новый номер журнала PALAEOSLAVICA
http://palaeoslavica.com/index.html

International Journal for the Study of Slavic Medieval Literature, History, Language and Ethnology
ISSN — 1070-5465
VOLUMES I/1993-XIV/2006

(vols. X/2002, XII/2004 and XIII/2005 are in two issues)

and  SUPPLEMENTUM 1 (2003), SUPPLEMENTUM 2 (2006)
Manuscripts, correspondence and subscriptions should be sent to:
PALAEOSLAVICA
P.O.Box 380863 Cambridge, MA 02238-0863 U.S.A.
CONTACT US:
strakhov@palaeoslavica.com

http://palaeoslavica.com/index.html

 =====================

 Издательство "Летний сад" выпустило ограниченным тиражом второй том "Атласа современной религиозной жизни России", где представлена ситуация в регионах от Амурской до Нижегородской области.

Как сообщил в беседе с корреспондентом "Портала-Credo.Ru" руководитель проекта "Энциклопедия религиозной жизни России" социолог религии Сергей Филатов, "весной 2005 г. на прилавках магазинов появился третий том "Современной религиозной жизни России" и первый том "Атласа современной религиозной жизни России" (I-II тома вышли в 2003-2004 гг.) В феврале 2006 года увидел свет последний, четвертый, том "Современной религиозной жизни России". Мы с удовлетворением наблюдаем, что наш труд постепенно становится известен широкой публике. Если первые тома "Современной религиозной жизни России" распространялись очень медленно, то, по информации издательства "Летний сад", к середине октября на его складах не осталось больше ни одного тома "Атласа…".

Как отметил Филатов, в марте 2006 года в Петербурге, в Российской христианской академии (РХГА), прошла презентация изданных томов Энциклопедии. На презентации присутствовали представители всех сколько-нибудь значительных религиозных объединений Петербурга, а также академических и вузовских учреждений, имеющих отношение к исследованиям религии. Об успешности презентации косвенно свидетельствует тот факт, что в Петербурге до сих пор продано больше книг, чем в Москве, хотя, казалось бы, потенциальных читателей в Москве больше. Проект "Энциклопедия" состоит из двух частей – четырёх уже изданных томов "Современной религиозной жизни в России" (по конфессиям) и второй части "Энциклопедии" - трехтомного "Атласа современной религиозной жизни в России".

Сергей Филатов также сообщил "Порталу-Credo.Ru", что этот проект начат в 1996 году: "Из письменных источников, которые мы имеем, слишком мало можно было узнать, что такое наша религиозная жизнь. Вначале это была попытка просто работать с помощью анализа религиозной прессы, религиоведческой литературы, ну и любых других письменных источников. Но очень скоро я и другие люди, которые стали сотрудничать с этим проектом, убедились, что этот способ в наших конкретных современных условиях совершенно не работает. И основной метод, который мы в итоге выработали, я его называю "геродотовским" – это идти и спрашивать. Мы опросили в общей сложности несколько тысяч человек - епископов, священников, религиозных активистов, чиновников, которые отвечают за отношения с религией, религиоведов. Мы объехали все наши субъекты федерации, кроме автономных округов, и в каждом довольно долго сидели и находили баптистских лидеров, и пятидесятнических, и исламских, и буддийских, пытались поймать все разнообразие православной жизни в данном регионе".

Как подчеркнул Сергей Филатов, неожиданностью стал большой интерес к Энциклопедии в Италии: "Я выступал с рассказом об Энциклопедии на седьмом канале общенационального телевидения Италии. Находясь на конферененции Центра международных исследований современных религий в Санджиминьяно (Тоскана) в августе 2005 и в августе 2006 годов, я по просьбе участников много рассказывал о нашей работе. Ежегодные конференции ("летние школы") в Санджиминьяно собирают ведущих специалистов Италии, Испании, Греции, Латинской Америки, изучающих современные религиозные процессы. Руководители центра профессора Флорентийского универститета Арнальдо Нести (директор Центра) и Ренато Рисалити проявили особенно большую заинтересованность в Энциклопедии". Помимо этого, в ведущем итальянском религиоведческом журнале "Religionie Societa" (№1, 2006) по инициативе профессора Рисалити, автора популярной "Storia problematica della Russia", был опубликован материал об Энциклопедии.

Энциклопедия получает положительные оценки не только от российских читателей, но и от читателей зарубежных. Например, в лондонской "Таймс" (08 July 2006) была опубликована благожелательная статья о работе по исследованию современной религиозной жизни, которую возглавил социолог Сергей Филатов. Участникам проекта "Энциклопедия" постоянно приходят положительные отклики из Англии и США.

http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=48897&cf=

   ******************************

 ИНТЕРНЕТ

обновления сайта «Открытый текст» http://www.opentextnn.ru

В рубрике "История государственного управления" новая работа А.А. Давыдовой "Границы Нижегородского уезда в конце XVI – XVII вв. и их пространственные изменения. Внутренняя административно-территориальная структура"

Географически на территории Березопольского стана существовала внутренняя хорошо оформленная структурная единица – село Богородское «с селами и деревнями». В конце XVI века в источниках село Богородское упоминается как дворцовое, но, к сожалению, полного его описания от этого времени не дошло – в Писцовой книге Василия Борисова 1588 году сведений о нем нет. Ясно, что писцы в 1588 году работали и в нем, также как и в Павлове, однако документов не

далее см. http://www.opentextnn.ru

В недавно открытой рубрике "Культовое зодчество" раздела "Текст пространства" статья А.И. Давыдова и В.В. Краснова "Спасская часовня на Ивановском съезде"

Здание Спасской часовни находится в исторической части Нижнего Новгорода, носившей название Нижнего Посада (Нижнего Базара), по Ивановскому съезду, в непосредственной близости от Ивановской башни кремля и церкви Рождества Иоанна Предтечи, составляя с ней единый архитектурный комплекс.

         Первоначально на этом месте существовала небольшая деревянная часовня, возведенная в 1694 году и принадлежавшая нижегородскому Оранскому Богородицкому монастырю. Она размещалась «в трех саженях на восток» от храма «святого Ивана Предтечи», незадолго до того (1683 год) выстроенного в камне

 ==========================

 http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=77

Старообрядческие ссылки на различные ресурсы в сети Интернет

Официальные старообрядческие сайты

Неофициальные старообрядческие сайты

Домашние сайты старообрядцев

Исследователи старообрядчества

Полезные ресурсы сети Интернет

  ******************************

    НОВОСТИ

 

 Евангельские христиане-баптисты в письме В. Путину выражают опасения по поводу репрессий в отношении верующих, выступающих за независимость Церкви от государства http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=186&art_id=7734

 =============================

 Большинство россиян считают себя христианами, свидетельствуют данные социологического опроса, в котором приняли участие 6 864 респондента из 248 городов РФ. Как сообщает РИА "Новости", исследование разработано сотрудниками социологического факультета МГУ, а его результаты представил 31 октября на Втором международном фестивале "Вера и слово" в подмосковном пансионате "Лесные дали" заместитель декана социологического факультета МГУ Алексей Синяков.  "Мы проводили исследование с 29 сентября по 13 октября среди экономически активного населения, охватили все федеральные округа в пропорциональном отношении к населению. В качестве метода использовался интернет-опрос", - сказал Синяков. "Среди экономически активного населения России 83 % называют себя христианами, из них более 50 % - православными. Причем, чем люди старше, тем больше они идентифицируют себя именно с православием, а не просто с христианством", - отметил докладчик.
 По его словам, в Москве считают себя христианами около 90 % опрошенных. Атеистов в целом по России до 10 %, мусульман - 3,5 % (в Москве - 0,8 %), буддистами себя назвали 0,4 % опрошенных (1,6 % - в Москве), католиками - соответственно 0,3 % и 0,5 %.
 "При том, что более 80 % считают себя христианами, половина - православными, только 14 % респондентов на вопрос, как они представляют Бога, согласились с тем, что "Бог - это Троица", - сказал Синяков.
 По его словам, 30 % опрошенных понимают Бога как "высший разум, которого не знает ни одна религия мира", 12 % считают Бога "космическим разумом". 24 % соглашаются с тем, что "Бог - есть любовь", 20 % - что "Творец и Судья мира", 16 % предложили свои определения Бога, также далекие от традиционного учения Церкви. 
 Авторы исследования отметили также, что только 23 % христиан считают важными обряды. 69 % из тех, кто называет себя последователями Христа, соглашаются с тем, что в храм можно не ходить, обряды можно не соблюдать. "При этом 40 % опрошенных мусульман считают посещение богослужений и соблюдение религиозных обрядов обязательными", - добавил Синяков.
 Основными ценностями большинство респондентов называют семью, здоровье и друзей. Деньги стоят только на 7-м месте, а власть занимает последнее, 18-е место.
http://www.rian.ru/

 ===================

 Ежегодные Архиерейские курсы открылись в здании РАГС в Москве

МОСКВА. Сегодня в здании Российской академии государственной службы состоялось открытие ежегодных курсов повышения квалификации руководящего состава Русской Православной Церкви.
Организаторами мероприятия, которое будет проходить с 7 по 18 ноября 2006 года, выступили Церковно-научный Центр «Православная энциклопедия» совместно с Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В открытии курсов приняли участие официальный представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Истринский Арсений, президент-ректор Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации В.К. Егоров, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных и религиозных организаций С.А.Попов, проректор по связям с органами государственной власти и общественными организациями, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец и директор Института профессиональной переподготовки и повышения квалификации РАГС А.П.Тупикин.

В составе слушателей курсов 2006 года епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, епископ Магнитогорский Феофилакт, викарий Челябинской епархии, епископ Даугавпилсский Александр, викарий Рижской епархии, епископ Петергофский Маркелл, викарий Санкт-Петербургской епархии и епископ Серпуховской Роман, викарий Московской епархии.

Седмица.Ru

 ======================

7.11.2006 -
В Крымской войне Россия защищала святыни Палестины, считают представители Русской Православной Церкви

МОСКВА. Крымская война была для России войной в защиту православных святынь Палестины, считают в Московском Патриархате. Эта позиция была озвучена на конференции «Крымская (восточная) война в культурной памяти народов России и мира», которая открылась 7 ноября в московском...далее Седмица.Ru

 ========================

 Европейский университет в Санкт-Петербурге

  
Рассылка от 7.11.2006

  
Информация о прошедших мероприятиях размещается на сайте ЕУСПб по адресу:
www.eu.spb.ru
 9 ноября
четверг
---18:00 в Конференц-зале состоится очередная лекция открытого курса М.Б.
Пиотровского "Музей как историко-культурный феномен". Справки по тел.:
275
5142.
 13-15 ноября
понедельник-среда
---на факультете этнологии состоится цикл лекций Сергея Соколовского
(Институт этнологии и антропологии РАН) "(Пост)советская антропология как
политический проект". Сергей Соколовский - ведущий научный сотрудник
сектора
этноэкологии ИЭА РАН, главный редактор журнала "Этнографическое
обозрение".
Среди его научных интересов - права меньшинств и коренных народов, теория
и
методология этнографических исследований, история российской этнографии и
национальной политики, этнография народов Сибири, микродемография и
исследования брачных структур.

  
Расписание и темы лекций: 

  
13 ноября 15:50; 14 ноября 14:10
---"Охрана границ: Институты и практики "дисциплинирования"
дисциплинарного
знания" (О специфике российского антропологического проекта).

  
14 ноября 15:50; 15 ноября 11:40; 14:10
---"Этнические категоризации вчера и сегодня" (Этнические категоризации в
переписях населения; эволюция понятий "меньшинство" и "коренной народ",
использование этнических категоризаций в политической практике,
институализация этнических различий и этнической категоризации в новейшей
российской истории; критика понятия "коренной народ" в отечественном и
международном праве и т.п.). Справки по тел.: 275 5256.

  

  

  
Наш адрес:
ул.Гагаринская, д.3
Тел.: 579 5751

 

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


В избранное