← Ноябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
||
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия # 130
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 130 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
******************************
17 ноября 2005 г.
******************************
КОНФЕРЕНЦИИ
Кафедра истории средних веков Исторического факультета МГУ и научная группа "Власть и общество" Общества медиевистов и историков
раннего нового времени организует очередную общероссийскую конференцию на тему "Власть, общество и человек в средневековой Европе
V-XVIIвв."
Оргкомитет конференции приглашает принять участие в ее работе не только медиевистов, но специалистов по истории России, а также
представителей смежных дисциплин.
Программа конференции предлагает рассмотрение и обсуждение проблем истории средневекового европейского общества и человека
исключительно в контексте их соотношения и взаимодействия с верховной политической властью.
Предлагаемые Оргкомитетом темы, в соответствии с уровнем современного научного знания, характеризуют социальный и
культурно-психологический подходы в контексте актуального в западной медиевистике проекта по изучению процесса "модернизации"
средневековой государственности, который подготовил возникновение государственности нового времени.
Примерный круг тем, которые могут составить содержание конференции:
I. Генезис и анатомия авторитарной власти
1. Пространство, сила и легитимность политической власти: император - монарх - территориальный принц
2. Эволюция природы публичной власти. Её функции и организация в контексте формирования État moderne.
3. Империя королей. Явление и доктрина суверенитета.
4. Физическое, публичное и мистическое тело короля. Персона правителя и его ремесло. Процесс деперсонализации правителя в
политической мысли.
5. Репрезентация власти: инсигнии, церемониал, мифология. Динамика ее форм и средств в процессе "модернизации" государства.
6. Официальная пропаганда - ее авторы и аудитория.
II. Общество и власть - возможность и формы диалога.
1. Сословная стратификация общества. Политические и правовые привилегии как условие легальной активности общественных сил.
2. Сословное представительство и проблема ограничения авторитарной власти. Истоки "гражданского" общества.
3. Сословно-представительный режим в процессе "модернизации" государства. 4. Сословное представительство в политических теориях.
5. Открытая и нелегальная оппозиция власти. Проблема тираноборчества.
III. Средневековый человек перед лицом верховной власти.
1. Образ государя в общественном сознании. Нравственные и религиозные идеалы в сфере политической жизни.
2. Личность в социальной и политической динамике средневекового общества. Формирование отношений подданства.
3. Эволюция в политическом сознании средневекового человека: от человека корпоративного к гражданину, осознающему себя частью
государства и общества.
Конференция состоится 3 - 4 февраля 2006 г. Просим заявки на участие одновременно с тезисами докладов до 15 ноября 2005г.
medieval@hist.msu.ru
Председатель Оргкомитета - д.и.н., проф. Хачатурян Н.А. Секретарь - к.и.н. Калмыкова Е.В.
============================
Публикации Российского общества интеллектуальной истории
НОВОСТИ ИЗ ОТДЕЛЕНИЙ РОИИ
Ставропольское Отделение РОИИ
Глубокоуважаемый коллеги!
До 1 января 2006 г. принимаются материалы в четвертый выпуск межвузовского научно-теоретического альманаха "Запад-Россия-Кавказ". Объем материалов до 1 п.л., интервал 1,5, шрифт 14, сноски концевые. Материалы принимаются по адрес igory5@yandex.ru
***
Глубокоуважаемый коллеги!
До 1 января 2006 г. принимаются материалы в третий выпуск межвузовского сборника статей "Славянский мир в социокультурном измерении". Объем материалов до 1 п.л., интервал 1,5, шрифт 14, сноски концевые. Материалы принимаются по адрес igory5@yandex.ru
*** Глубокоуважаемые коллеги!
До 1 марта 2006 г. принимаются материалы в третий выпуск "Ставропольского альманаха Российского общества интеллектуальной истории". Объем материалов до 1 п.л., интервал 1,5, шрифт 14, сноски концевые. Материалы принимаются по адрес igory5@yandex.ru
Источник: Вестник Российского общества интеллектуальной истории
============================
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства проводит 7 и 8 февраля 2006 года XII научные чтения, посвященные памяти Виктора Михайловича Василенко, выдающегося ученого, исследователя народного и декоративно-прикладного искусства. Тема ХII научных чтений памяти В.М.Василенко: «Декоративно-прикладное искусство России: открытия и находки». На конференции предполагается рассмотреть круг вопросов, связанных с новациями в области изучения прикладного искусства России: -Проблемы атрибуции памятника — на пути к открытию. -Новый взгляд на развитие традиционных художественных производств. -Неизвестное о художниках и мастерах. -Находки реставраторов. К участию в научной конференции приглашаются сотрудники художественных, исторических, краеведческих, этнографических музеев, искусствоведы, реставраторы, а также специалисты, занимающиеся проблемами сохранения и развития культурного наследия. Тезисы выступлений (1 страница) и заявки на участие просьба присылать до 20 января 2006 года по адресу: 127473 г. Москва, ул. Делегатская, 3, ВМДПНИ или по факсу 8(095)923-06-20 или 609-01-61 (с 7.12.05) Контактные телефоны: 973-26-87 — Гаевская Наталья Владимировна, зав. отделом теории и методики, Ашихмина Ольга Алексеевна, старший научный сотрудник; 973-29-69 — Макаревич Наталья Михайловна, ученый секретарь. Эл.почта: gaevskaya@vmdpni.ru |
www.museum.ru/N24338
Ваше мнение »»
====================================
С 16 по 17 декабря 2005 года в Институте научной информации по общественным наукам Российской Академии наук будет проведена VI Международная конференция "Россия: тенденции и перспективы развития". Организаторы конференции – Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, Отделение общественных наук Российской академии наук, Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Объединенный научно-экспертный совет Российской академии наук и Правительства Москвы, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российское философское общество, Российское общество социологов, Педагогическое общество России, Межведомственная рабочая группа по совершенствованию законодательства РФ в области новых направлений научно-технической и инновационной деятельности, Комитет ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям, Межрегиональное аналитическое общество, Международное движение ученых "Голос разума", Франко-российский Центр общественных и гуманитарных наук, журналы "Россия в глобальной политике", "Россия и современный мир", "Социологические исследования", "Экономические стратегии", фонд и журнал "Альтернативы".
Цель конференции – консолидация интеллектуальных ресурсов в целях содействия динамичному социально-экономическому развитию России в интересах ее населения, реализации национальных интересов в изменяющемся мире и выработке инновационных подходов к решению национальных, региональных и глобальных проблем.
Состав участников – на конференцию приглашаются ведущие специалисты, перспективные молодые ученые, представители органов исполнительной и законодательной власти, политических партий и общественных организаций, СМИ.
Председатель конференции – Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Миронов С.М.
Председатель оргкомитета – член-корреспондент РАН, директор ИНИОН РАН Пивоваров Ю.С.
Для обсуждения на конференции предлагаются следующие вопросы:
Самоидентификация России: фундаментальные и прикладные аспекты;
Стратегические цели российского социума в глобальном мире;
Национальные интересы России в изменяющемся мире;
- Место и роль России в системе глобальной безопасности;
- Перспективы, содержание и приоритеты стратегического сотрудничества России с конкретными странами, регионами (ЕС, АТР) и международными организациями
- Россия и ислам: внутриполитические и внешнеполитические аспекты;
- Россия и Китай;
Государственная политика и стратегия реформирования отраслей социальной сферы в XXI веке;
- Цели и приоритеты социально-экономического развития России;
- Социально-ориентированная стратегия развития России;
- Обеспечение достойного уровня жизни населения;
- Здоровье нации и государственное управление здоровьем;
- Демографическая ситуация в России: пути и механизмы решения проблем;
- Перспективные пути реформирования системы социальной защиты населения;
- Пути и перспективы модернизации отечественного образования;
- Проблемы реформирования трудового законодательства;
- Стратегия культурной политики России;
- Стратегия государственной жилищной политики и развитие ЖКХ;
- Стратегия реформирования физической культуры, спорта и санаторнокурортного дела;
- Место и роль корпоративной социальной ответственности в решении острых социальных проблем современной России;
- Социал-демократическая и неолиберальная модели развития;
Методология и инструментарий перехода России к новому качеству роста
Конкурентоспособность российской экономики: направления и пути ее повышения
- Прогноз развития мировой экономики и стратегической конкурентоспособности России;
- Фактическая конкурентоспособность России в мире и ее основные системные показатели;
- Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях вступления в ВТО;
- Возможности и пути повышения конкурентоспособности России на стратегическом и оперативном уровне; актуальность создания оперативного центра управления конкурентоспособностью экономики России;
- Инновации как основа повышения конкурентоспособности;
- Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности и возможности его использования в российских условиях;
- Ответственность органов законодательной и исполнительной власти за повышение конкурентоспособности российской экономики. Роль государственного менеджмента и маркетинга;
Промышленное развитие России: ключевые проблемы и решения;
- Стратегия промышленного развития России в XXI веке;
- Механизмы формирования и реализации промышленной политики;
- Энергосектор России: приоритеты инновационного развития;
- Инфраструктура и промышленное развитие
Стратегия инновационного прорыва России в XXI веке
- Россия: Перспективы прорыва к цивилизации знаний;
- Использование знаний и научной информации в разработке и реализации стратегий национального развития.
- Экономика знаний и инновационная стратегия России;
- Научно-экспертная поддержка и экспертно-аналитическое сопровождение механизмов принятия и реализации властных и государственно- управленческих решений;
- Инновационная политика современной России;
- Система инновационных приоритетов;
- Эффективные механизмы реализации стратегии инновационного прорыва;
- Наука и изобретения как первоисточники инновационного прорыва;
- Инновационное обновление используемых технологий и производимой продукции;
- Инвестиции в основной капитал как основа распространения инноваций;
- Индикаторы инновационной деятельности;
Приоритеты и стратегии регионального развития и межрегионального сотрудничества
- Структурные и территориальные диспропорции регионального развития: проблемы и перспективы;
- Возможное воздействие на систему территориальной организации страны реализации Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Политика выбора "точек роста" и/или "локомотивов территориального развития": особенности поддержки депрессивных районов;
- Горизонтальные связи между регионами (в рамках одного федерального округа и иные) в сфере экономического и/или политического сотрудничества;
- Укрупнение регионов: перспективы и потенциальное воздействие на социально-экономическое развитие России;
- Создание свободных экономических зон и перспективы повышения инвестиционной привлекательности региона;
- Экспансия крупного московского капитала в регионы: взаимодействие и противостояние.
Современная политология в проблемном поле гуманитарного знания.
В рамках конференции будет проведен Российский круглый стол
"Будущее России и мира.Сохранение Земной цивилизации – строго научный диалог", включенный в план мероприятий к 60-летию ООН (инициаторы круглого стола - Л.Абалкин, Г.Арбатов, О.Белоцерковский, Н.Болховитинов, Е.Велихов, В.Виноградов, Е.Виноградов, В.Герасимов, З.Гинзбург, Э.Гирусов, Г.Голицын, Ю.Дмитриев, В.Журкин, М.Залиханов, Я.Засурский, В.Карташкин, В.Кудрявцев, О.Кузнецов, Д.Львов, В.Макаров, Э.Маркарян, В.Матросов, В.Медведев, О.Нефедов, И.Новиков, С.Новиков, Т.Ойзерман, В.Осипов, Г.Осипов, Н.Петраков, А.Петров, Ю.Пивоваров, Ю.Поляков, Д.Рундквист, А.Сахаров, Г.Севостьянов, Л.Скворцов, С.Тихвинский, Т.Тимофеев, Б.Топорнин, О.Фаворский, А.Федотов, Е.Чазов, В.Черешнев, А.Чубарьян, Н.Шмелев, Б.Юдин).
Регламент работы конференции: 1 день конференции (пленарные заседания) – с 10.30 до 18.00; 2 день конференции (работа секций) – с 10.30 до 17.30.
Координаторами подготовки конференции от ИНИОН РАН являются
Герасимов Владимир Иванович, Халатов Артемий Алексеевич (т.128-5780), от Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации - Нелюбин Анатолий Алексеевич .
Заявки на участие в конференции с указанием предполагаемой темы выступления, ФИО (полностью), ученой степени, звания, должности, места работы и контактных телефонов принимаются Оргкомитетом до 26 ноября с.г. по электронной почте
Вниманию иногородних участников: транспортные расходы и расходы по проживанию в Москве несет направляющая сторона или сам участник.
Место проведения конференции ИНИОН РАН, Нахимовский проспект 51/21. Начало работы конференции – 10.30. Начало регистрации 9.45.
============================
С 14 по 15 декабря 2005 года Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Ярославский
химико-механический техникум" и Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова "Карабиха" приглашают принять
участие в работе III научно-практической студенческой конференции "Природное и духовное наследие родного края".
В рамках конференции предполагается работа двух секций:
- "Будущее человечества на нашей планете, как и самой планеты, зависит от того, что мы сегодня выберем" (экологически чистое жилище);
- "Загрязнения и отходы - это все то, что не может быть усвоено природой и стать частью ее круговоротов" (проблема утилизации промышленных и
бытовых отходов).
Заявки на каждого участника необходимо направить в адрес Оргкомитета до 15 ноября 2005 года (форма заявки прилагается). Тезисы докладов
необходимо прислать в электронном варианте на дискете или выслать по электронной почте на адрес yxmt@yaroslavl.ru до 1 декабря 2005 года. Полные
тексты докладов для последующей публикации могут быть представлены в электронном виде в Оргкомитет во время работы конференции. В дни
работы конференции будут проведены конкурсы рисунков, фотоматериалов по тематике конференции (компьютерные варианты не принимаются).
Открытие конференции 14 декабря 2005 года в 10-00. Заезд иногородних участников конференции и оформление проживания будет проводиться с 13
декабря 2005 года с 14-00 до 17-00. Регистрация участников - 14 декабря 2005 года с 9-00 до 9-45.
Организационный взнос с каждого участника 500 (Пятьсот) рублей. Проживание и питание за счет средств участников конференции. Ориентировочная
стоимость проживания в гостинице техникума: место в 2-х и 3-х местном номере - 200 рублей в сутки; одноместный номер - 300 рублей в сутки.
Контактные телефоны и E-mail Оргкомитета конференции в ЯХМТ и ГЛММЗ Н.А.Некрасова "Карабиха".
Адрес ЯХМТ: 150023, г.Ярославль, ул.Гагарина, д.8. Тел.: (0852) 44-26-77 Факс: (0852) 47-27-77 E-mail: yxmt@yaroslavl.ru
Адрес ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха": 150522, Ярославская область, п/о Красные Ткачи, с. Карабиха. Тел.: (0852) 43-41-82 Факс: (0852) 43-41-13
E-mail: muskar@mail.ru
Ответственные от Оргкомитета: Ольга Леонидовна Рожкова, председатель оргкомитета, ЯХМТ; Надежда Витальевна Шехетова, ответственный
секретарь оргкомитета, ЯХМТ; Наталья Юрьевна Ерофеева, секретарь оргкомитета, ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха".
Информационная служба "Музеи России" www.museum.ru
=============================
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации проведут 24 ноября 2005 г. XXХII IСергиевские чтения.
Начало в 16-00 в Конференц-зале I корпуса гуманитарных факультетов МГУ.
Чтения посвящааются 400-летию Патриарха Никона.
Открытие чтений:
Архимандрит Платон /Игумнов/ (Московская Духовная Академия)
Протоиерей Александр Макаров (Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата)
В.В. Шмидт (Российская Академия государственной службы при Президенте РФ) - Житие патриарха Никона. Источники и комплексные подходы
Л. А. Черная (Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова) - Русская культура эпохи патриарха Никона
С.Л. Яворская (Домодедовский историко-краеведческий музей) - Шумаевский крест
Н.В. Масленникова (Московский университет) - Новый Иерусалим
О.Ю. Васильева (Российская академия государственной службы при Президенте РФ) - Митрополит Сергий /Страгородский/ и патриарх Никон: об отмене клятв Большого Московского Собора 1666-1667 гг
Протоиерей Артемий Владимиров (Храм Всех Святых). - Святитель Никон в истории Русской Церкви
А.С. Новикова (Московский университет) - Книжная справа при патриархе Никоне
С.Ф.Фаизов - Тяготение к вселенскости и "симфония" царя и патриарха
М.В. Первушин (Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата) - Чудеса в жизни патриарха Никона
"Под благодатным покровом" — документальный фильм, режиссер Б. Л. Карпов
Проезд: станция метро "Университет"
Для прохода в здание просьба иметь документы
******************************
ВЫСТАВКИ
С 20 ноября по 20 декабря 2005 года Волгоградский музей изобразительных искусств представляют выставку "Убор драгоценный, красоты венец".
Выставка русских женских головных уборов и платков из собрания Музея традиционной культуры "Оберегъ" (г. Саратов).
На выставке представлены подлинные традиционные головные уборы русских крестьянок кон. XVIII - нач. XX веков, собранные в экспедициях по
Архангельской, Вологодской, Воронежской, Белгородской, Курской, Калужской, Пензенской, Нижегородской, Саратов .далее . http://www.museum.ru/N24231
******************************
НОВЫЕ КНИГИ
9 ноября в 15.30 Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Свято-Троицкая
Сергиева лавра, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей- заповедник, Фонд Сотворение мира, Продюсерский дом
Айдис, Типография Новости и Государственная Третьяковская галерея представляют в Конференц-зале Третьяковской галереи презентацию альбома
"Русские иконы в драгоценных окладах. Конец XVII - начало XX века". далее » http://www.museum.ru/N24250
Информационная служба "Музеи России" www.museum.ru
******************************
ИНТЕРНЕТ ПРОЕКТЫ
14 ноября открыт официальный сайт Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.
С 14 по 17 ноября на нем будут публиковаться доклады конференции «Эсхатологическое учение Церкви». В настоящий момент по адресу http://www.theolcom.ru опубликовано приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам конференции. В ближайшее время на сайте появятся тексты выступлений митрополита Минского и Слуцкого Филарета, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, митрополита Калужского и Боровского Климента.
При использовании материалов просим ставить ссылку на сайт Богословской комиссии.
******************************
НОВОСТИ
5 - 7 октября в Санкт-Петербурге прошла международная конференция "Социальная этика в богословском и религиозном образовании", собравшая преподавателей религии и богословия государственных и негосударственных светских вузов, конфессиональных учебных заведений (православных, католических и протестантских семинарий, академий, университетов) из России, Белоруссии, Украины, Латвии, Литвы и Болгарии. Участники выразили согласие с положением социальной концепции Русской Православной Церкви о том, что в светской школе недопустимо "намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир" (14.3), а также с аналогичными заявлениями представителей иных Церквей и вероисповеданий.
Была принята и подписана совместная Декларация, отражающая единство взглядов участников на перспективу развития религиозного образования в Восточной Европе на основе широкого сотрудничества светской системы образования с религиозными объединениями, межконфессионального диалога и партнерства. Было отмечено, что современное религиозное образование не может быть продуктивным без опоры на достижения как светского религиоведения, так и богословских наук.
Участники приняли решение об учреждении Ассоциации преподавателей религии и богословия в Восточной и Центральной Европе (АПРИБ), целью которой является содействие развитию системы богословского и религиозного образования в странах посткоммунистического пространства. Ассоциация призвана стать международной общественной организацией, объединяющей на основе профессиональных интересов богословов, ученых и педагогов, занятых в сфере богословского и религиозного (как конфессионального, так и светского) образования.
Текст принятой Декларации будет размещен на сайте Межцерковного Партнерства "Апостольский город - Невская перспектива" по адресу: www.pimen.ru.
ДЕКЛАРАЦИЯ АССОЦИАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РЕЛИГИИ И БОГОСЛОВИЯ
В ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ
1. Руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18, 26), другими международными декларациями и конвенциями, устанавливающими право человека свободно исповедовать свою религию и убеждения, получать и давать образование своим детям в соответствии со своими традициями в духе уважения иных традиций; признавая светский характер государств членов Ассоциации; опираясь на национальные законы (в частности для России - Конституцию РФ (ст.14, 17 18, 28 и 29), Закон РФ "Об образовании" 1992 г. (ст.1,2), Федеральный Закон РФ "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 г. (ст. 5)), Ассоциация считает необходимым объединить усилия в преодолении последствий тоталитаризма и государственного атеизма в образовании, науке и культуре и всемерно содействовать распространению просвещения в области религиозной культуры и ценностей, в частности, путем введения начал религиозного образования [Здесь и далее в этом документе религиозное образование понимается в широком смысле - как направление и результат образовательной деятельности, имеющей предметом изучения и преподавания религию в ее социальном, культурном, богословском, историческом, личностном и/или иных измерениях] в программы государственных и негосударственных учебных заведений различных уровней.
2. Выражая согласие с положением социальной концепции Русской Православной Церкви о том, что в светской школе недопустимо "намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир" (14.3), а также с аналогичными заявлениями представителей иных Церквей и вероисповеданий, Ассоциация видит перспективу развития религиозного образования на основе широкого сотрудничества светской системы образования с религиозными объединениями, межконфессионального диалога и партнерства, в котором представители материалистического и атеистического взгляда на мир становились бы равноправными участниками профессионального партнерства, не претендующими на роль единственного объективного и свободного от предрассудков арбитра. Современное религиозное образование не может быть продуктивным без опоры на достижения как светского религиоведения, так и богословских наук.
3. С тревогой отмечая имеющие место в Восточной Европе попытки идеологизации и политизации религиозной жизни, Ассоциация заявляет о недопустимости эксплуатации религиозного дара в политических, идеологических, этнических и национально-государственных интересах. Представляются равно недопустимыми следующие проявления указанной тенденции в образовании:
- осуществление религиозного образования в форме индоктринации, навязывания учащемуся определенного исторически и культурно обусловленного мировоззрения или системы ценностей;
- тенденциозное и некритическое представление религиозных традиций и/или религиозно-этических учений и практик;
- оказание психологического давления на учащихся посредством воздействия на религиозное чувство;
- подмену педагогических целей и задач религиозного образования религиозной пропагандой;
- наделение религиозного образования в светской школе функциями идеологического контроля, т. е. "школьного цензора", имеющего право корректировать преподавание других предметов исходя из вероисповедных установок.
4. Допуская изучение религии в образовательных учреждениях с различных точек зрения (культурологической, богословской, философской, исторической, этической, феноменологической и иных), Ассоциация считает невозможным ограничивать или регламентировать глубину погружения в изучаемый предмет, запрещать преподавателю затрагивать острые религиозные проблемы, связанные с конечными вопросами бытия, или знакомить учащегося с опытом религиозной жизни. Вместе с тем совершенно необходимым является различение светского и конфессионального подходов к преподаванию и приведение в соответствие с ними принципов и форм организации образовательного процесса, целей и методов обучения и воспитания. Необходимыми условиями светскости религиозного образования являются признание свободы учащегося в выборе веры, конфиденциальность его религиозных убеждений, академическая независимость педагога от религиозных общин в профессиональной деятельности.
5. Ассоциация считает необходимым наличие высокой профессиональной квалификации у преподавателей религии как светских, так и конфессиональных учебных заведений. Вместе с тем изучение религии в светской школе выдвигает особые правовые и нравственные требования к преподавателю, соблюдение которых призвано обеспечить сохранение гражданских свобод учащегося. Способность преподавателя оставить за порогом школы свои миссионерские притязания и подчинить личные предпочтения интересам учебного процесса является важнейшим условием его профессиональной пригодности. На занятиях, затрагивающих религию, преподаватель должен тщательно придерживаться норм педагогической этики.
6. Ввиду того, что большинство вероучений содержит представление о своей исключительности и обладании доступной человеку полнотой истины, особую важность приобретает ориентация религиозного образования на воспитание веротерпимости, культуры сосуществования в поликонфессиональном обществе, уважения чужих традиций и убеждений. Атеистические убеждения не являются исключением в данном контексте.
7. Религиозное образование в системе общего образования, как и предметы гуманитарного цикла (язык, литература, история), целесообразно в той или иной степени национально ориентировать и контекстуализировать. Желательно, чтобы оно включало углубленное изучение религиозных традиций, распространенных в дан ной стране и местности или оказавших значительное влияние на формирование национальной (местной) культуры. Соотношение времени, уделяемого изучению разных религий, целесообразно не регламентировать жестко в государственных образовательных стандартах, но определять, исходя из конкретной социокультурной ситуации и в соответствии с образовательной политикой, осуществляемой школой применительно к предметам гуманитарного цикла. С другой стороны, Ассоциация считает невозможным замыкать учебный процесс рамками одной национальной или конфессиональной культуры и полагает необходимым знакомить учащихся по возможности со всем богатством мировой религиозной культуры.
8. Перспектива совершенствования религиозного образования предъявляет новые требования и выдвигает новые задачи перед педагогикой, богословием и религиоведением, ориентируя их на взаимодействие и сближение. Усилия всех сторон профессионального взаимодействия, заинтересованных в том, чтобы религиозное образование содействовало созданию целостной картины мира, умственному и нравственному развитию личности, расширению ее кругозора и адаптации к жизни в современном мире, должны быть направлены на то, чтобы представления о религиозных учениях и традициях, возникающие в результате освещения их "изнутри" и "извне", взаимно дополняли и обогащали друг друга.
Источник: сайт Межцерковного Партнерства "Апостольский город - Невская перспектива" www.pimen.ru
=============================
Слово о. Георгия Чистякова на отпевании Михаила Леоновича Гаспарова
Москва, 11 ноября 2005 г.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, я не стал читать сейчас разрешительную молитву, потому что прочитал ее еще стоя у кровати Михаила Леоновича, только что ушедшего, когда душа его была только что взята Богом. Очень трудно говорить о Михаиле Леоновиче. Очень трудно говорить о том, как дорог он нам всем. Наверное, не случайно сегодняшнее Евангелие на Литургии содержало слова: "Придите ко Мне, - говорит Христос, – все труждающиеся и обремененные, и Я упокою Вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть." В последние годы своей жизни Михаил Леонович уже полностью понял, что такое это иго, которое благо, и бремя, которое легко. Он всегда подчеркивал, что они с Сергеем Сергеевичем разделили сферы: все, что касается церковного, делает Сергей Сергеевич, а все, что касается светской литературы, делает он. В последний год своей жизни - а может быть, и раньше, я не знаю – он вдруг начал чувствовать Бога всем сердцем. Может быть, Сергей Сергеевич, уходя, завещал ему свою веру. Я помню, как Михаил Леонович стоял в дверях Успенского храма на Вражке во время отпевания Сергея Сергеевича, тоже заочного, и какое у него было лицо. Когда я вышел из храма, он еще стоял, а потом тихо исчез, чтобы никому не навязывать своего присутствия. И вот, так же, как полностью отдавался Михаил Леонович работе, так же, как полностью отдавался он тексту, который переводил, так он отдал себя Богу. Он каждый день молился. Он причащался Святых Таин. Над ним было совершено Таинство Соборования, которое он принял как великую радость, как великий дар от Бога. И поэтому не случайно мы сегодня собрались в церкви, чтобы молиться о нем. Это не какая-то дань тому, что теперь всех отпевают. Нет! Это что-то абсолютно личное, абсолютно его, это тайна его личных отношений с Богом. Вчера очень многие люди говорили о том, какое значение имеет то, что сделал Михаил Леонович. Действительно, надо сказать, что было искусство перевода "до Гаспарова" и теперь есть искусство перевода "после Гаспарова". Никто не умел до Михаила Леоновича так точно передавать самые сложные латинские, греческие, а потом и итальянские, и другие стихи по-русски, так, чтобы в них был при переводе минимум потерь или вовсе даже не было потерь. Мне был дарован такой замечательный опыт. В студенческие годы я перевел довольно много, не совсем полностью "Ars amandi" Овидия. Потом вышел Овидий в переводе Петровского и "Ars amandi" в переводе Михаила Леоновича. Сравнение двух текстов – моего, студенческого, и его – меня потрясло до глубины души, потому что я увидел, как можно, как нужно и - в то же самое время – как невозможно работать с текстом: как можно сделать русский текст до такой степени близким к оригиналу. Я помню, как он читал еще не напечатанных вагантов, и – то же самое: следя за ним по книжке, мы все - студенты Московского Университета – поражались, как это сделано. Нет – не профессионально, здесь слово "профессионально" не подходит. Это было сделано так, как никто другой не умеет и, наверное, еще долго не будет уметь переводить.
Мне не хочется говорить долго. Мне бесконечно больно и бесконечно радостно от того, мы можем молиться за этого за этого чудесного, за этого прекрасного, за этого добрейшего и деликатнейшего человека. Человека, который никогда никому не навязывал себя. Человека, который всегда умел уходить в тень. Человека, который так много сделал и так пламенно уверовал и встретил Бога в своей жизни. Будем молиться, братья и сестры, о дорогом, бесконечно дорогом нам Михаиле Леоновиче. И будем помнить, что эти наши молитвы о наших родных и близких, о наших усопших – они нас, так же как и в Таинстве Евхаристии, когда мы поминаем их во время Евхаристического Канона, соединяют нас в одно единое целое. Потому что во Христе мы едины. Мы, живущие и усопшие – одно во Христе, и об этом никогда не надо забывать. Бог вас благословит http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=186&art_id=6095
******************************
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||