← Октябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
9
|
||
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
|
17
|
19
|
20
|
22
|
23
|
||
24
|
25
|
27
|
28
|
29
|
||
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия # 125
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 125
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
******************************
18 октября 2005 г.
******************************
MEDIEVAL SLAVIC SUMMER INSTITUTE The
The Hilandar Research Library (HRL)/
The Hilandar Research Library, the largest repository of medieval Slavic Cyrillic texts on microform in the world, includes the holdings from over 100 monastic, private, museum, and library collections of twenty-one countries. There are over 5,000 Cyrillic manuscripts on microform in the HRL (more than a million
pages), as well as over 700 Cyrillic early printed books from prior to 1800 on microform (more than half a million pages). The holdings range from the eleventh to twentieth centuries, with a particularly strong collection of manuscripts from the fourteenth to sixteenth centuries. About half of the manuscripts are East Slavic, with much of the remainder South Slavic in provenience. For further information about the HRL/RCMSS,
visit its website at http://cmrs.osu.edu/rcmss/ - see issues of the HRL/RCMSS newsletter, Cyrillic Manuscript Heritage, on the HRL/RCMSS website for an account of MSSI 1999 (issue #6), MSSI 2001 (issue #10), and MSSI 2003 (issue #14). The OSU Slavic Department website address is http://slavic.osu.edu/.
For further information on eligibility, credit, housing, financial aid, and to obtain an application to the MSSI, please contact the HRL/RCMSS at hilandar@osu.edu or Hilandar Research Library and Resource Center for Medieval Slavic Studies, 225/227 OSU Main Library, 1858 Neil Avenue Mall, Columbus, Ohio 43210-1286. Deadline for receipt of application:
Daniel E. Collins, Chair Department of Slavic and East European Languages and Literatures
The
225/227 OSU Main Library 1858 Neil Avenue Mall
******************************
БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСАА ПРИ МГУ ИМ. М.В.ЛОМОНОСОВА ПОД ПРОТЕКТОРАТОМ ПОСОЛЬСТВА ГРУЗИИ В РФ
Третья международная конференция ГРУЗИЯ И РОССИЯ - ПРОБЛЕМЫ ИМПЕРИИ И ЕДИНСТВА ПРАВОСЛАВНОГО МИРА
Россия и Грузия имеют давние исторические связи. Больше века Грузия входила в состав Российской империи, затем — в состав Советского Союза. Сегодня имперские узы больше не связывают эти страны, свои исторические и политические пути
они определяют независимо друг от друга, а нередко даже и в противостоянии к общему прошлому. Но обе страны, в разное время принявшие христианство, были и остаются частью единого православного мира, а значит, их сближает общая вера и близкие духовные традиции. К тому же великое богатство национальных культур Грузии и России продолжают вызывать взаимный интерес, ослабленные вследствие политических событий культурные связи этих стран тем не менее до конца не оборваны. Это показали и первые две международные конференции, проводившиеся в Москве в ноябре 2001 года и в ноябре 2003 года. В них приняли участие свыше тридцати специалистов разных областей, были затронуты самые разные вопросы богословия, литературы, искусства, истории. Конференции прошли на высоком академическом уровне при поддержке посольства Грузии в РФ. Третья конференция, посвященная тем же проблемам, намечена на 20-21
декабря 2005 года. Желающим принять участие в конференции, просим присылать заявки на электронный адрес Библейско-Богословского института им. Апостола Андрея (ББИ): standrews@standrews.ru. Секретарь оргкомитета конференции -
Ирина Константиновна Языкова.
Предполагаемые темы:
— Российско-грузинские связи в истории и на современном этапе.
— Исторические источники и литературные памятники Грузии.
— Древние и новые традиции Грузии.
— Византийское наследие в странах православного мира.
— Святыни Грузинской земли.
— Православная литургия и ее особенности в Грузинской и Русской Церкви.
— Иконописные традиции Грузии и России.
— Музыка, театр, кино в современной культуре Грузии.
Названными темами проблематика возможных сообщений не ограничивается, рассматриваются любые предложения.
Рассылка ББИ
===========================
VI научно-практическая конференция "Фольклор и современность" (Савушкинские чтения) 21 и 22 ноября
21 и 22 ноября 2005 года в Москве проводится VI Всероссийская научно-практическая конференция "Фольклор и современность" (Савушкинские чтения). Оргкомитет приглашает Вас принять участие в работе конференции. В рамках конференции предусмотрены фольклорно-этнографические мастерские, круглый стол, фотовыставка, блицпросмотр визуальноантропологических фильмов, секционные
заседания, культурная программа.
Для обсуждения предлагаются следующие вопросы: . Фольклорно-этнографические разыскания на современном этапе. . Перспективные районы фольклорно-этнографических обследований. . Направления
дальнейших исследований и интеграции наук. . Новые аспекты преподавания фольклорно-этнографических дисциплин в образовательных
учреждениях. . Организация поисковой, собирательской и исследовательской деятельности школьников и студентов. . Состояние архивов и видеотек с фольклорно-этнографическими материалами. Особое внимание организаторы конференции уделяют демонстрации и обсуждению аутентичных фото-, видео и аудиоматериалов последних
лет. Конференция призвана содействовать координации и объединению специалистов различных ориентаций:фольклористов, этнографов, психологов, социологов, педагогов, искусствоведов, историков и юных собирателей и исследователей фольклора. На конференции состоится презентация последнего сборника Савушкинских чтений,методических пособий для школьников по фольклору, этнографии и визуальной антропологии, CD-материалов, специализированного сайта. Статьи (от 2 до 15 стр.)
подавать в распечатанном виде (Word, через интервал),+ дискета, + фотография автора. Фото для выставки: тематическая подборка 6 фото 10х15 или 1-5 фото 20х30 с аннотацией (где, когда, кем произведена съемка, что или кто изображено на фотографии). Фотографии можно привозить за день-два до начала конференции. Для участников-школьников предусмотрен Конкурс фоторабот по указанной тематике конференции. Материалы конференции будут опубликованы. Заявку на участие в конференции с указанием темы, ФИО, места работы, должности, ученой степени (для студентов: ФИО, вуз, факультет, курс, e-mail; для приглашенных одаренных школьников: тема, ФИО, возраст, город, класс, номер школы, ФИО директора школы, e-mail) и обязательным указанием адреса электронной почты для связи и высылки необходимой информации, а также необходимости бронирования места в гостинице просим сделать не позднее 15 ноября 2005 года. Проезд и проживание - за счет направляющей
организации. Во время проведения мероприятий запланировано организованное питание участников конференции (кофе-пауза). Приглашаются учителя и школьники московских школ на заседания, мастер-классы, видеопросмотр, концерт. Заявку об участии в конференции и информацию о желающих посетить конференцию (+списки) направлять на е-mail: balashova2004@rambler.ru . Открытие конференции 21 ноября в 11.00. Регистрация участников - с 10.30. Конференция состоится на базе Дома научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ) по адресу: Москва, ул. Донская, д.37. Проезд: метро <<Шаболовская>>. Контактные телефоны: 425-62-87 - Оксана Борисовна (после 19.00); с 12.00 - 959-99-46 (Ольга Юрьевна). Секретарь-помощник конференции - Рукавишникова Людмила. PR-организатор конференции - Балашова Оксана Борисовна, е-mail: balashova2004@rambler.ru; факс: (095) 954-37-19.
ОРГКОМИТЕТ
============================
3 ноября 2005 года в ТюмГНГУ пройдет Круглый стол "общее в судьбах мусульманского и православного народов Сибири". В работе Круглого стола примут участие ученые, госслужащие, преподаватели вузов и других образовательных учреждений, духовенство, музейные и архивные работники, аспиранты, студенты и все интересующиеся традициями отечественной культуры, духовно-нравственными
проблемами современной России. Предлагается работа по следующим направлениям: 1.Ценности мусульманской и православной культуры в духовном единении народов. 2. Единство народов России в боях за Родину. 3.Созидательная сила российской нации: дружба в мирной жизни и строительстве страны. Теория и практика взаимодейст вия разных культур в условиях Западной Сибири. 4.Воспитание современной молодежи в духе братства народов – задача государственная. 5.Семья в мусульманских и православных традициях. 6.Роль средств массовой информации в установлении мира и согласия в российском обществе в недопущении разжигания межнациональной розни. 7.Проблема сбережения национальных языков народов Сибири и языка межнационального общения – государственного языка России. Заявки и тезисы могут быть
направлены в адрес Оргкомитета по электронной почте: religion@tgngu.tyumen.ru. Адрес: 625 000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, Тюменский государственный нефтегазовый университет, кафедра религиоведения к. 243. т.25-07-91; 25-08-50. Место проведения: Тюменский государственный нефтегазовый университет (адрес: г. Тюмень, ул. Володарского 38, зал им. А.Н. Косухина).
============================
"Laicite (светскость государства) : мировой и постсоветский опыт". МоскваФранко-Российский центр по общественным и социальным наукам; Центр изучения религий, РГГУ проводят конференцию "Laicite (светскость государства) : мировой и постсоветский опыт".
РГГУ, профессорская аудитория Время проведения: 27-28 октября, 2005
Программа конференции:
27 ОКТЯБРЯ
10 :00 - 10 :15 Открытие.
10 :15 - 10 :40 Jean Bauberot (Ecole pratique des hautes etudes,
10 :40 - 11 :05 Елена Белякова (Институт российской истории,Россия), Европейский опыт "секулярности" и его осмысление в России в начале 20-го века
11 :20 - 11 :45 Jean-Paul Willaime (Ecole pratique des hautes etudes, Paris, Франция). Многообразие моделей светскости в Европе: национальные логики европейской интеграции.
11 :45 - 12 :10 Cole Durham (Brigham Young University, США). Секуляризм и Laicite: различные взгляды на свободу, религию и государства
14 :55 - 15 :20 Christopher Marsh (Baylor University, США).Бог и Нация в де-секуляризирующемся мире: американский опыт.
15 :35 - 16 :00 Max-Jean Zins (Centre d'etudes et de recherches internationales, CNRS, Paris, Франция), Laicite в Индии: проблематика индийского секуляризма
16 :25 - 17:30 Вопросы и дискуссия.
28 ОКТЯБРЯ
II. ОПЫТ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН
10 :00 - 10 :15 Вступительные замечания.
10 :15 - 10 :40 Виктор Еленский (Институт философии, Академия Наук, Украина). Религия и общество в Украине и интерпретация "оранжевых символов".
10 :40 - 11 :05 Леван Абашидзе (Институт Теологии и философии, Грузия). Грузия: перспективы и проблемы светского государства.
11 :20 - 11 :45 Байрам Балчи (Institut francais d'etudes anatoliennes, Азербайджан). Между
советским наследием и турецкой моделью: регулирование ислама в Азербайджане.
11 :45 - 12:10 Sebastien Peyrouse (Французский институт исследований Центральной Азии, Ташкент).Идея светскости и регулирование религии в пост-советской Центральной Азии.
12:10 - 12:35 Рингольдс Балодис (Латвийский университет, Рига). Регулирование церковно-государственных отношений в странах Балтии: между советским прошлом и европейским настоящим
12 :35 - 13 :25 Вопросы и дискуссия.
III. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
15 :00 - 15:25 Александр Верховский (Центр СОВА, Россия). Основы и границы светскости государства в России: конституционные принципы и практика
15 :25- 15:50 Айлсу Юнусова (Институт этнологии,Уфа, Россия). Ислам и мусульмане в православно-ориентированном государстве.
16 :05 - 16:30 Владимир Бобровников (Институт востоковедения, Москва). Власть, закон и вера в исламском дискурсе Дагестана и Чечни
16 :30 - 16:55 Александр Агаджанян (Российский государственный гуманитарный университет, Россия), Публичное и частное пространство для религии в России.
16:55 - 17:20 Kathy Rousselet (Centre d'etudes et de recherches internationales, Франция).
Концепции Laicite и их применение: социологический анализ
17 :20 - 18 :00 Вопросы и дискуссия.
18:00 - 18:10 Завершение симпозиума
============================
РЕПОРТАЖ: Украинские Церкви на пути к демократии. В Московском Центре Карнеги состоялся семинар на тему "Украина: религиозно-цивилизационная составляющая политических конфликтов"
Проблема политического выбора христианских конфессий в современном мире является одной из самых животрепещущих. Основной докладчик семинара в Московском Центре Карнеги, прошедшего 11 октября, главный научный сотрудник Института социологии РАН и доктор философских наук Игорь Яковенко поставил вопрос намного шире. Насколько конкретное участие той или иной Церкви в политической жизни Украины связано с особенностями
ее возникновения и развития, а также с цивилизационным выбором, который делает вся страна в определенный исторический период? И почему получается так, что Церковь, которая пытается противостоять, к примеру, "оранжевой" революции, все равно вынуждена эволюционировать в будущем по "оранжевым" правилам.
Многообразие и влияние христианских Церквей, которым, в основном, и был посвящен доклад И. Яковенко, определяется не только традиционно высокой религиозностью украинского населения и возникновением мощных православных и католических сообществ в разных частях страны. Как отметил И. Яковенко, в Украине – одно из самых либеральных законодательств в сфере религии на постсоветском пространстве. Для простых россиян и продюсеров наших телеканалов трудно
себе представить, чтобы на Пасху и Рождество богослужения транслировались бы в следующем порядке: Украинской Православной Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинской Греко-католической Церкви (УГКЦ) и православных Московского патриархата (УПЦ МП). Помимо этого, все более заметно в прессе и на телевидении влияние протестантских церквей (баптистов, евангелистов и пятидесятников). Соперничество различных православных юрисдикций и динамичный рост протестантизма стали хорошей почвой для религиозно-политических
схваток. Президентские выборы конца 2004 года, по мнению проф. И. Яковенко, показали реальный потенциал появления возможных конфликтов и их последствий. Представители Московского патриархата твердо ассоциировали себя с Россией, а значит и с Виктором Януковичем – противником Виктора Ющенко, но после выборов заявленная лидерами УПЦ МП идеология, стала работать против них, значительно снизив влияние "московской" Церкви в Украине. Что касается
Церкви Киевского патриархата во главе с Патриархом Филаретом (Денисенко), то, по словам И. Яковенко, она тяготеет не столько к В. Ющенко, сколько к национальной украинской власти вообще. По сути, Церковь Денисенко придерживается такой же государственнической идеологи, как и УПЦ МП.
Еще одна православная юрисдикция – Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) – лишена государственнических и имперских замашек и ориентируется скорее на Запад, также как и униаты из УГКЦ. Лидеры униатов делают акцент на том, что они являются национальной, а не региональной Церковью, и для них важна, прежде всего, связь Украины с Польшей, Чехией и другими ее европейскими соседями. В качестве национальной силы позиционируют себя
и протестанты разных направлений. По мнению И. Яковенко, протестанты пока воспринимаются обществом как маргинальное течение, но, вместе с тем, они успели утвердиться во многих регионах Украины, таких как Донбасс.
Церкви, которые фактически выступали на стороне В. Ющенко, основывали свои публичные заявления во время событий на Майдане на политически корректной позиции. Она заключалась в том, что гражданам страны необходимо предоставить возможность свободного волеизъявления, и власти должны обеспечить демократичность выборов. Риторика сторонников "России и Януковича" принципиально отличалась от молитв священников УПЦ КП, униатов, католиков и баптистов, молившихся
за победу В. Ющенко. Радикальные православные активисты из Московского патриархата как-будто бы специально играли на руку украинским националистам, которые активно реагировали на жесткую и навязчивую пророссийскую агитацию РПЦ МП.
Справедливости ради, надо заметить, что ярким политическим мышлением отличались церковные идеологи обеих сторон. Публицисты, сторонники Московского патриархата, как отметил проф. И. Яковенко, называли В. Ющенко Антихристом и прокаженным, у которого шесть пальцев. Пятидесятники Антихристом, который принесет погибель стране, называли уже В. Януковича. В особенности, отличилась в этом отношении пятидесятническая церковь "Посольство Божие", устроившая
в Киеве во время выборов марш "За правду и единство", где возносились молитвы за здоровье Виктора Ющенко.
Проф.И. Яковенко, который исследовал политическую и религиозную ситуацию в Украине на месте событий, подчеркивает, что Церкви-сторонницы В. Ющенко выиграли в исторической перспективе. Победа В. Ющенко зафиксировала изменения в украинском обществе, подтвердила, что за модернизацию выступает бóльшая часть граждан и элиты. Церковь Московского патриархата, по мнению И. Яковенко, стала олицетворением реакционных сил, людей традиции, в том смысле,
что стилистика политической риторики УПЦ МП вполне отвечала тем образцам, к которым привыкли граждане Советского Союза.
Неполноту картины, нарисованной проф. И. Яковенко, с неожиданной стороны отметил ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Рашковский. По его словам, протестантизм играет в Украине намного бóльшую роль, чем это кажется. Протестанты, по мнению Е. Рашковского, укоренены в традиции модернизации и имеют значительный потенциал исторической и социо-культурной адаптации. Большинство в евангельских общинах
Украины, по мнению Рашковского, составляют представители компьютеризированной англоязычной молодежи, которая настроена на строительство национального государства.
Участие протестантов в политической борьбе стало фактом, которые, в то же самое время, принес первые разочарования. Так, исполнительный директор Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Константин Бендас подчеркнул неоднозначность нынешнего положения протестантов на политическом поле Украины. По словам К. Бендаса, многие баптистские и пятидесятнические лидеры думали, что они достигают своих целей, но на самом
деле их использовали "оранжевые" политические силы. Церкви часто придумывали богословские обоснования, почему надо голосовать против В. Януковича и за В. Ющенко, охраняли порядок на избирательных участках и молились. Однако раскол в команде В. Ющенко и его переговоры с В. Януковичем, по мнению К. Бендаса, внесли также раскол и во многие Церкви.
Странности религиозной политики В. Ющенко заметил и глава информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский, по мнению которого идея создания "Единой Православной Церкви Украины" напоминает попытки советских чиновников сформировать одно религиозное объединение из всех православных или же из всех протестантов для того, чтоб удобнее было контролировать верующих. По мнению А. Верховского, на этом основании В. Ющенко, естественно, не сможет
организовать некую Церковь, которая была бы средоточием национальной идентичности для всех украинцев.
Своеобразие Украины заключается в том, что действие религиозного фактора в политической сфере будет нарастать. Как заметил ведущий семинаров в рамках программы "Религия, общество и безопасность" и член Научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко, религия будет неизбежно участвовать в украинской политике и в самых разных конфликтах. Новым политическим явлением, по словам Малашенко, стал протестантизм, который к 2050 году, возможно,
станет второй или даже первой религией в Украине.
Семинар сделал украинскую ситуацию намного яснее. Украина часто воспринимается в российском сознании (как массового зрителя и читателя, так и экспертов) в качестве бесконечного поля политических дискуссий, идеологических побед и поражений, которые исчезли из политической жизни России. Но за бурными спорами украинских политиков скрывается новая общественная реальность. По словам одного из организаторов семинаров, главы проекта "Энциклопедия современной
религиозной жизни России" и старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Сергея Филатова, народ увидел, что его выбор что-то значит для государства, и пути назад нет. По мнению С. Филатова, процесс эволюции начался – даже Московский патриархат в Украине постепенно станет более прозрачной и некоррумпированной церковной структурой. Поэтому, отметил С. Филатов, победили не В. Ющенко и Ю. Тимошенко, а украинская нация.
Анализ ситуации в Украине, сделанный в ходе семинара учеными, и, прежде всего, проф. Игорем Яковенко, приводит к выводу о том, что политическая борьба в этой стране – важный этап в жизни гражданского общества. Любые победы и поражения в контексте современного развития украинского государства, поддержка Церквями В. Ющенко или В. Януковича, а также формальное отрицание епископами и пасторами участия в политике, объективно помогли Украине сделать
свой цивилизационный выбор и отказаться от советской модели развития. Образ процветания и цивилизации – это национальное демократическое государство европейского типа, необратимость создания которого подтвердила победа Виктора Ющенко на президентских выборах.
Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru" http://portal-credo.ru/
============================
http://www.ej.ru/comments/entry/2101/ Против православного мифотворчества [17 ОКТЯБРЯ 2005,
Редко, наверное, приходилось слышать и читать столько слов о патриотизме, как в связи с 625-й годовщиной Куликовской битвы. О патриотизме говорили все: политики и духовные лидеры, историки и деятели культуры. Стоит ли удивляться, что в рамках церковно-общественного форума "Любовью и единением спасемся", посвященного годовщине, прошла конференция "Церковь и СМИ:
проблемы и задачи патриотического воспитания". В ней приняли участие священнослужители, журналисты православных и светских СМИ, публицисты. Православные вообще, надо сказать, в последнее время патриотизм вроде как приватизировали. Даже на преподавании в школах "Основ православной культуры" многие настаивают именно из патриотических соображений: мол, ничто иное не может так научить ребенка любить родину, как знание основ православия. Запущенный недавно телеканал "Спас" тоже позиционирует себя как православный
и патриотический. Понимай так, что неправославное теперь патриотическим быть не может.
Конференция, если честно, рождала точно такие же ожидания: вот сейчас соберутся православные и начнут рассказывать, какие они хорошие и правильные. Но вышло по-другому. Уже доклад професс ора МГИМО, доктора исторических наук Андрея Зубова, вызвавший бурную дискуссию, поставил вопрос ребром: что должно лежать в основе христианского патриотизма - национальное самоутверждение или национальное покаяние? По мысли историка, революцию 1917 года и весь советский
период надо трактовать как "вавилонское пленение", как высшую казнь за грехи романовской России: непомерно затянувшееся крепостное рабство, абсолютизм, отсутствие политических прав и гражданских свобод, порабощение Церкви государством. Не ссылки на "внешних врагов", не "триумфализм", а покаяние за грехи прошлого, честное видение недостатков и слабостей нашей страны только и дают надежду на исцеление и возрождение России, считает профессор Зубов. "Нельзя творить мифы, нельзя лжесвидетельствовать, надо покаяться",
- настаивает он. О схожих проблемах говорил в своем докладе игумен Петр (Мещеринов), руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Он отметил, что именно церковные СМИ становятся зачастую источниками "мифотворчества", рассматривая патриотизм как нечто "абсолютное и самоценное". Они приучают читателей к мысли, что вера - всего лишь некое подспорье для воспитания патриотизма; что во всех бедах нашей страны виноваты "козни врагов", а победить их можно только
с помощью военизации, сворачивания гражданских свобод и т.д. На почве такого "ура-патриотизма" неминуемо вырастают агрессивный национализм и ксенофобия. Все это, убежден о. Петр, глубоко чуждо церковному пониманию патриотизма, которое "приветствует его как здравое чувство, но никогда не воспевает само по себе", ибо "родина христианина - на небесах". О. Петр уверен, что эти проблемы волнуют многих церковных людей, и он сожалеет, что они обсуждаются кулуарно, тогда как общецерковная дискуссия была бы для всех
только полезна. Ответственный редактор газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин также нашел "целый ворох мифов и басен, замутняющих наше сознание". Он призвал отказаться от социальных и политических утопий, рожденных в рамках монархического, имперского, евразийского или посткоммунистического проектов.
Преподаватель Санкт-Петербургской духовной семинарии магистр богословия протоиерей Георгий Митрофанов подверг резкой критике тех, кто раскручивает кампании по канонизации Ивана Грозного, Григория Распутина и даже маршала Жукова, Сталина и Чапаева. Отдельно докладчик затронул тему канонизации убитого в Чечне солдата Евгения Родионова, которая тоже широко обсуждается в прессе. По мнению протоиерея, мать Евгения Родионова - типичная жертва "православных"
СМИ, которые злоупотребляют вторжением в частную жизнь человека. Конечно, далеко не все участники конференции были согласны с вышеприведенной позицией. Некоторые, как, например, сотрудник Института религиозных и политических исследований Владимир Семенко, считают, что "народ нуждается в мифах", и обвиняют "либертарианцев" типа Зубова в "разрушении идеала" народного сознания. Но главным оппонентом "либертарианцев" выступила писательница Елена Чудинова, автор вышедшего недавно скандального романа "Мечеть Парижской
Богоматери". Она уверена, что "народ надо хвалить", так как "выживают нации, которые опираются на позитив". Чудинова призналась, что готова "пригнуть факты", если это может вызвать у читателя гордость за свою страну: "Я пригну, и это будет правдой!" Так что и она никакой беды в мифотворчестве не видит, более того, как теперь выясняется, сознательно им занимается. За роман, кстати, ей досталось от протоиерея Георгия Митрофанова, который в рамках того же форума читал в Издательском совете РПЦ лекцию о фильме
Владимира Хотиненко "Мусульманин" и попутно отвечал на вопросы слушателей, коснувшиеся и книги Чудиновой. Главная беда романа, на его взгляд, - это пафос силы: автор "просто млеет перед силой", пытаясь манифестировать "православный терроризм", "как будто у христианства больше нет ничего в активе". По словам церковного историка, в современном православном сознании и так много фобий: это и антикатолицизм, и антипротестантизм, и антисемитизм. Зачем добавлять к ним еще одну - антиисламизм?
Но Елена Чудинова, очевидно, не видит других способов "опираться на позитив", кроме как "пригибая" не только факты, но и всех, кого она считает недостойным "выживания". Эдакий "позитив на костях". Как показала конференция, это довольно распространенный среди православных взгляд на мир. Но конференция показала и другое: здравые и трезвые силы в православной среде крепнут и обретают голос, крепнет голос церковных интеллектуалов, способных многое сделать
для изживания тех самых фобий современного православного сознания, которые с такой страстью обсуждали участники дискуссии.
******************************
Journal
http://www.jhre.org/contributors.html Journal of the
How to Contribute to JHRE:
We welcome serious scholarly contributions from all avenues of historical inquiry, including but certainly not limited to political, religious, gender, social, economic, and military history. The goal of the Journal of the Holy Roman Empire is to foster scholarship on historical issues that cross the boundaries of the modern nation-state and of historiographical periodization. We encourage submissions
with either a local or Empire-wide focus, but we especially hope to provide a forum for research that concerns more than one modern state or that considers Empire-wide institutions, culture, or history. If you are interested in contributing to JHRE, please follow these guidelines: Contributions: Contributions should be original work that has not been published previously and has not been simultaneously submitted to other journals for publication. Articles should include an abstract of not more than 150 words,
written in English, that clearly defines the thesis of the work. The full address of the author, including email address, and the title of the work should appear on a separate title page. Manuscripts should ordinarily be between 6000-8000 words, but may be no longer than 10,000 words (excluding notes). All manuscripts are subject to editorial modification. Please send all submissions in electronic form via email attachment to jhreditors@gmail.com. Please send all manuscripts in Microsoft Word or RTF format
ONLY. Style: Articles should be written in English. In the future we may consider a limited number of articles in French or German. Please double-space the entire manuscript, including the documentation, and include page numbers on all pages. Documentation should appear as endnotes, NOT footnotes, signified in the text by superscript numbers. In general, please follow the style set by the Chicago Manual of Style, 14th
(or latest) edition. Copyright: It is our policy to require assignment of copyright from all contributors. Authors of accepted articles will be asked to complete a form concerning the content and copyright of their articles. Questions? Please contact us at jhreditors@gmail.com.
Information on Book Reviews: Publishers and authors interested in having their books reviewed in JHRE should send them to: Tryntje Helfferich, Book Review Editor, JHRE, Department of History,
************************
ВЫСТАВКИ
"Крестьянский мир в русском искусстве" в Русском музее
На выставке "Крестьянский мир в русском искусстве" представлена коллекция собирательницы Татьяны Андреевны Лопатиной, которая пополняет собрание ГРМ. Коллекция приобретена спонсором Государственного Русского музея АФК "СИСТЕМА". Это - 13 полных комплектов одежды крестьян Воронежской губернии Х1Х века (всего 73 предмета), со всеми деталями, предназначенных для самых разных случаев жизни и использовавшихся
для разных обрядов: костюм солдатки, вдовы, крестной матери и т.д. Т.А.Лопатина не просто искала и хранила эти уникальные костюмы, она собрала их полностью, со всеми украшениями и дополнениями. Среди вещей этой коллекции есть такие, которых не было до сего времени в собрании народного искусства ГРМ. Соглашение о сотрудничестве, подписанное Русским музеем с АФК "Система" в июне 2003 года, направлено на приумножение культурного,
научного, методического и организационно-творческого потенциала ГРМ. В рамках соглашения, АФК "Система" и дочерние компании Корпорации в период с 2004 по 2014 год окажут Русскому музею поддержку путем прямого финансирования и предоставления услуг на общую сумму 10 млн. долларов. Это позволит музею реализовать ряд долгосрочных проектов в России и за ее пределами.
"" Корпус Бенуа (филиал Русского музея) Адрес: город Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, 2 http://www.museum.ru/N23969
******************************
НОВЫЕ КНИГИ "Русские узорные ткани. XVII - начало XX века" в Историческом музее
14 октября 2005 года в 15.00 в Государственном Историческом музее состоится презентация издания "Русские узорные ткани. XVII - начало XX века". Авторы издания: Гордеева О.Г., Ефимова Л.В., Кузнецова М.А. М.: ГИМ, 2004. - 224 с., ил. На материале собрания Государственного Исторического музея представлена иллюстрированная история русского текстиля. Показаны наиболее яркие явления в производстве тканей в России: бытование льняных набивных тканей в XVII
в, появление и расцвет шелкоткачества в XVIII - XIX вв. Уделено внимание производству ситцев в XVIII - XX вв. Книга содержит свыше 250 цветных иллюстраций. На них представлены образцы, по которым можно судить о наиболее самобытных направлениях художественного оформления русских тканей и о связи русского текстильного рисунка с эволюцией художественных стилей - барокко, рококо, классицизма, модерна. Особый интерес может вызвать информация о текстильных фабриках, их владельцах и мастерах. Книга снабжена глоссарием
и библиографией. Для специалистов и широкого круга читателей. К презентации подготовлена мини-выставка с подлинными тканями, представленными в издании, а также слайд-шоу.http://www.museum.ru/N23939
******************************
НОВОСТИ
http://www.rpsc.ru/version/index.php Освященный Собор собрался в Москве
8 ноября в Москве откроются заседания Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви. К 10 часам участниками Собора зарегистрировались более 200 священников и мирян, делегатов от общин и приходов России, Украины, Молдавии и Белоруссии.В Покровском соборе прошло торжественное богослужение в память московских святителей Петра, Алексия и Ионы. После литургии соборяне приняли участие в совместном
молебне. Заседания Освященного Собора начнутся во второй половине дня.
============================
ГЛАВА ПАРЛАМЕНТА МАКЕДОНИИ ДЕМОНСТРИРУЕТ РЕШИМОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ МАКЕДОНСКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ
15.10.2005 Несмотря на отделение церкви от государства, Республика Македония намерена защищать свои "культурно-исторические традиции, включая и церковную", заявил председатель парламента Македонии Люпчо Йордановски в послании патриарху Московскому и всея Руси Алексию
II. "Неприемлемы чьи бы то ни было попытки непризнания имени Македонии и ее самобытности, духовным столпом и стержнем которой в период многовекового рабства была именно Македонская православная церковь", - говорится в послании, оглашенном в ходе прошедшей на этой неделе в Москве торжественной церемонии, посвященной 10-летию Международного фонда
единства православных народов. Спикер парламента также заявил, что "православные македонцы под покровительством МПЦ" надеются "в ближайшее время" стать частью общего движения, направленного на "утверждение духовных ценностей православия". Как подтвердили на днях официальные представители греческого государства, эта страна готова поддержать вступление
Македонии в Европейский Союз лишь при условии отказа последней от ее наименования, поскольку то же имя носит северная часть Греции. Македонская православная церковь, провозгласившая себя автокефальной (независимой) 38 лет назад, до сих пор не признана другими православными Церквями по причине несоблюдения церковных канонов при ее отделении от Сербской православной церкви. В
последние месяцы конфликт между СПЦ и МПЦ резко обострился в связи с решением Архиерейского Собора в Белграде о создании на территории Македонии автономной Охридской архиепископии как части Сербской церкви, а также арестом и тюремным заключением главы этой параллельной церковной организации архиепископа Йована Вранишковского. На торжественной церемонии Фонда в зале церковных соборов храма Христа Спасителя отсутствовали послы Греции и Кипра, а также представители грекоязычных православных Церквей, хотя дипломаты славянских стран были широко представлены. Представитель Сербской православной церкви также не принимал участия в мероприятии, и послание патриарха Сербского Павла огласил посол Сербии и Черногории Милан Рочен. В Отделе внешних церковных связей Московского патриархата отказались прокомментировать
эти факты Интерфакс Источник Православное обозрение N222
============================
http://pravoslavie.ru/news/051014163637 Киев, 14 октября 2005 г. Около 1000 человек участвуют
в крестном ходе в поддержку канонической Украинской Православной Церкви, сообщает пресс-служба УПЦ. Колонна верующих начала движение от Киево-Печерской Лавры. Участники крестного хода сообщили, что направляются к турецкому посольству в Киеве, чтобы передать дипломатам петицию о недопустимости открытия на Украине подворий Константинопольского Патриархата. «Мы возмущены действиями гражданина Турции Константинопольского Патриарха Варфоломея, который провоцирует раскол мирового Православия. Сначала он вторгся
на каноническую территорию Московского Патриархата в Эстонии, а теперь его устремления направлены на Украину», – говорится в тексте петиции. Православные активисты заявляют, что если власти Турции не остановят Патриарха Варфоломея, верующие намерены осложнить жизнь турецким предпринимателям: «Если у нас не останется иного выхода для защиты нашей Церкви от посягательств Константинопольского Патриарха, мы вынуждены будем призвать православных верующих Белоруссии, Украины, России, Сербии, Молдовы
не ездить на курорты Турции и не покупать турецкие товары. Мы создадим серьезные трудности турецким строительным фирмам, массово работающим на Украине и в России, мы обратимся к властям с требованием расторгнуть с ними контракты, мы будем перекрывать въезды на стройплощадки», – подчеркивается в петиции.
******************************
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||