← Октябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
9
|
||
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
|
17
|
19
|
20
|
22
|
23
|
||
24
|
25
|
27
|
28
|
29
|
||
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия № 124
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 124
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
******************************
14 октября 2005 г.
******************************
Сегодня празднуется один из любимых в России праздников – день ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» – это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя". Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем". http://pravoslavie.ru/put/051013142154
******************************
От редактора: недавно в в Киеве прошла очередная конференция Киевского религиозно-философского общества. Наталия Григорьевна Филиппенко кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии им.Г.С.Сковороды НАН Украины любезно предоставила нам информацию об истории Общества и о тех мероприятиях, которые оно проводит сейчас.
Киевское Религиозно-философское общество
В начале ХХ века в Москве (1905 г.), С.-Петербурге (1907 г.), Киеве (1908 г.) были созданы Религиозно-философские общества, прекратившие свою деятельность вскоре после октябрьских событий 1917 года. Даже в то время, когда Православие обладало ощутимым влиянием в обществе, состояние общественного самосознания вызывало тревогу, что выразилось в редакционном манифесте издательства «Путь», основателями которого были члены Московского Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева:
«Русское самосознание находится в периоде затяжного кризиса, который, по-видимому, не ограничится одним нашим поколением. Старые устои жизни и традиционные формы самосознания разбиты или же разбиваются на наших глазах историей, а новое только зарождается в мучительной борьбе и проходит через начальную стадию своего развития. (…) Нашему поколению предстоит заново ориентироваться в своем прошлом и настоящем, пересмотреть свое идейное наследие и сознательно отнестись к основным явлениям духовной жизни современности» (От издательства «Путь»// Сб. первый. О Владимире Соловьеве. – М., 1911. – С. І). Это стремление осмыслить духовную жизнь современности запечатлелось в первом параграфе Устава всех трех обществ: их основная цель – всестороняя разработка вопросов религии и философии.
Уникальность Киевского Религиозно-философского общества, дата основания которого – 23 января 1908 года, состоит в том, что учредителями его были не только профессора и доценты Университета св. Владимира П.Тихомиров и А.Одарченко, но и Киевской Духовной Академии – В.Завитневич и П. Кудрявцев. Первым председателем КРФО был преподаватель кафедры истории философии Киевской Духовной Академии Петр Павлович Кудрявцев, автор трудов «К вопросу об отношении христианства к язычеству», «Абсолютивизм или релятивизм? К уяснению задач современной философии», «Волны вечности в русской художественной литературе». Товарищами председателя были избраны доцент Киевской Духовной Академии В.Д.Попов, патролог, исследователь творчества Климента Александрийского, и и.о. доцента Университета св. Владимира по кафедре философии В.В.Зеньковский, впоследствии декан Свято-Сергиевского Православного Богословского Института (Париж). В 1912 году после выхода указа Св.Синода о запрещении преподавателям духовных учебных заведений участвовать в работе Киевского Религиозно-философского общества председателем КРФО стал бывший профессор Киевской Духовной Академии по кафедре нравственного богословия Василий Ильич Экземплярский, известный своими работами «Учение Древней Церкви о собственности и милостыне», «Евангелие и общественная жизнь», «Христианское юродство и христианская сила», «Старчество». Вместо В.Д.Попова товарищем председателя стал историк и археолог М.П.Истомин. В Совет общества в разное время входили: профессор Киевской Духовной Академии В.З.Завитневич, автор фундаментального исследования, посвященного русскому богослову и философу А.С.Хомякову; профессор Университета св.Владимира П.В.Тихомиров, известный своими историко-философскими трудами; приват-доцент Университета св.Владимира А.Б.Селиханович; преподаватель Киевской Духовной Семинарии А.И.Максаков. Членом КРФО был новомученик священник Анатолий Жураковский. В 1917 г. общество насчитывало около 100 членов и объединяло не только богословов и философов, но и историков, литераторов, экономистов, врачей – всех, кто признавал в Православии не просто религиозную традицию, в которой был воспитан, но единственно возможное русло движения и собственной жизни, и жизни общества.
В 1916–1917 гг. В.И.Экземплярский издавал ежемесячный журнал «Христианская мысль», на страницах которого печатались доклады, прочитанные на заседаниях КРФО, труды членов Киевского, Московского и Санкт-Петербургского Религиозно-философских обществ. В частности, здесь появились работы В.В.Зеньковского («Россия и Православие», «Н.В.Гоголь в его религиозных исканиях»), П.П.Кудрявцева («Россия и Царьград», «Идея св. Софии»), В.И.Экземплярского («Христианское юродство и христианская сила»), В.З.Завитневича («К вопросу о корнях нашей духовной немочи»), С.Н.Булгакова («Пол в человеке»), В.Ф.Эрна («Спор об Имени Божием»), С.Дурылина («Россия и Лермонтов (к изучению религиозных истоков русской поэзии)»), С.А.Аскольдова («О связи добра и зла»), Н.А.Бердяева («Религиозная судьба еврейства»), М.П.Истомина («Царь, Патриарх и Земщина»), А. Жураковского («К вопросу о вечных муках», «Тайна любви и таинство брака»).
В конце 1918 – начале 1919 г. КРФО прекратило свое существование. 20 марта 2003 г. состоялось учредительное собрание Киевского Религиозно-философского общества, которое было воссоздано по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. Общество было зарегистрировано 26 июня 2003 года. Учредителями КРФО стали проректор Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ, доктор канонического права, протоиерей Николай Макар (председатель общества); кандидат философских наук, доцент Киевского национального медицинского университета им А.А.Богомольца Е.Б.Величко; редактор издательского центра «Пролог» Ю.А.Вестель; кандидат экономических наук, доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко И.В.Назаров; кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г.С.Сковороды НАН Украины Н.Г.Филиппенко. Действительные члены общества являются верующими Православной Церкви. В деятельности общества могут участвовать все желающие в качестве ассоциированных членов, т.е. не имея права выступать от имени общества. КРФО считает своей задачей служение росту влияния канонического Православия в Украине, содействие православно-христианскому просвещению, отвечающему самым серьезным и глубоким религиозным запросам современного общества и способствующему осмыслению подлинно христианских основ жизни, формированию христианских ответов на трудные вызовы современного мира, возрождение отечественной религиозной философии. Этими задачами определяются основные направления деятельности Киевского РФО: 1)ежегодное проведение научных конференций, посвященных философской интерпретации актуальных богословских вопросов; 2)издание ежегодника «Христианская мысль» по материалам проведенных конференций; 3)обеспечение работы постоянно действующего научно-методологического семинара «Православие и философия». Общество планирует создать web-страницу, информирующую о деятельности Киевского РФО.
Недолгая история воссозданного КРФО уже имеет свои запоминающиеся страницы: научно-теоретический семинар «Святоотеческая концепция личности и персоналистические тенденции в русской религиозной философии», посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося богослова ХХ века В.Н.Лосского (2003); конференция «Православие и славянофильская традиция в русской религиозной философии (к 200-летию со дня рождения А.С.Хомякова)» (2004), конференция «Богословское и философское осмысление исихастской традиции» (2005), участниками которых были епископ Диоклийский Каллист Уэр (Оксфорд), протопресвитер Борис Бобринский, декан Свято-Сергиевского Православного Богословского Института (Париж), протоиерей Николай Макар, проректор Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ, архимандрит Николаос Иоаннидис, профессор богословского факультета Афинского университета, Йоост ван Россум, профессор Свято-Сергиевского Православного Богословского Института (Париж), академики РАЕН Ю. М. Осипов и С. С. Хоружий (Москва), декан философского факультета РАО, доктор философских наук В. Н. Катасонов (Москва), доктор философских наук, зав. сектором Института философии РАН М. Н. Громов богословы и философы Украины и России. Возобновилось издание журнала «Христианская мысль», где размещаются не только тексты докладов участников конференций, но и материалы, посвященные истории КРФО, многие из которых публикуются впервые. В ближайших планах общества – проведение конференции «Православие и Запад: богословие, философия, культура (памяти о. Сергия Булгакова (1871–1944), о. Василия Зеньковского (1881–1962), о. Иоанна Мейендорфа (1926–1992)» (сентябрь, 2006).
e-mail: krfo@mail.ru; krfo@rambler.ru
******************************
КОНФЕРЕНЦИИ/ СЕМИНАРЫ
17 октября в 19.00 в Государственном литературном музее (ул. Петровка, д.28) состоится дискуссия, приуроченная к выходу специального номера журнала "Новое литературное обозрение" (№ 74). Тема обсуждения созвучна теме спецвыпуска -- "Институты нашей
памяти: Архивы и библиотеки в современной России. Дискуссия о том, почему научное сообщество и общество в целом так пассивно реагируют на кризис архивно-библиотечной сферы." Новый проект "НЛО" - это первая попытка исследования социальных механизмов памяти в современной России. Выбор этой темы связан, с одной стороны, с происходящим в последние годы закрытием, выселением, расформированием некоторых важнейших российских архивов и библиотек и почти апатичной реакцией на эти процессы научного сообщества и общества в целом. С другой стороны, этот выбор продиктован произошедшими в последние 5-7 лет количественными и качественными изменениями в исторической памяти общества.
Печальная судьба отдельных архивов, музеев и библиотек, возможности для реформирования старых и становления новых структур социальной памяти (в том числе Интернета, документального кино и так далее), проблема участия общества в деятельности институтов памяти - вот только некоторые из вопросов, которые рассматриваются на страницах специального выпуска журнала. Среди авторов номера - Николай Богомолов, Мариэтта Чудакова, Зара Абдуллаева, Виталий Манский, Наум Клейман, Борис Дубин, Лев Гудков, Виктор Живов, Татьяна Горяева, Сергей Зенкин и многие-другие.
Спецвыпуск уже вызвал бурную полемику как в профессиональной среде архивистов и библиотекарей, так и в интеллектуальном сообществе в целом. И это неудивительно: кризис системы институтов нашей памяти самым непосредственным образом отражается на развитии отечественной науки. Ведь речь идет об условиях производства гуманитарного знания как такового.
Так почему же научное сообщество и общество в целом так пассивно реагируют на кризис архивно-библиотечной сферы? Об этом будут говорить участники дискуссии, приуроченной к выходу специального номера - 74-го выпуска "Нового литературного обозрения": главный редактор журнала "НЛО" Ирина Прохорова, редактор отдела библиографии "НЛО" Абрам Рейтблат, социолог, ведущий сотрудник "Левада-центра" Алексей Левинсон, филолог, вице-президент Института русского языка Виктор Живов,
редактор сайта "Архивы России" Елена Боброва, историк, зам. председателя совета НИПЦ "Мемориал", Никита Петров, программный директор компании "Большая перемена" Наталья Жадько.
Информационный спонсор проекта - Полит.Ru
============================
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ
приглашает Вас принять участие
в VII ежегодной всероссийской конференции
СТРАТЕГИИ ЭТИЧЕСКОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
16-19 ноября 2005 года
в рамках «Дней Петербургской философии-2005»
Для обсуждения на конференции предлагаются следующие темы:
∙ нравственность – «величина» постоянная?
∙ новый статус теоретической эстетики в XXI веке
∙ этические и эстетические аспекты корпоративной культуры
∙ прикладная этика сегодня: состояние, проблемы, перспективы
∙ возможности прикладной эстетики: арт-терапия, эстетика дизайна
и рекламы, экологическая эстетика
∙ нетрадиционное в этике и эстетике
∙ этикет как инструмент общения
∙ реальность имморализма
Проблематика конференции открыта для новых предложений.
Материалы конференции будут опубликованы (организационный взнос 200 рублей, для членов Санкт-Петербургского философского общества – 100 рублей). Просим присылать заявки на участие в конференции с указанием темы предполагаемого выступления и краткой авторской справкой (ФИО, место работы/учёбы, должность) до 14 ноября 2005 года. Материалы выступлений принимаются до 15 декабря 2005 года по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5. Философский факультет. Кафедра этики и эстетики. Кравченко Юлии Теймуразовне или по e-mail: ethic@philosophy.pu.ru Телефон: 328-94-30 (доб.108). Факс: (812) 328-08-71.
Материалы принимаются только в электронном виде, общим объёмом до 10000 знаков в формате Word (Times New Roman Cyr., размер шрифта 10, отступы 2,5 см со всех сторон, одинарный интервал, абзацный отступ 0,5, выравнивание по ширине, без выделений курсивом, полужирным и т.п., сноски не разрешается выполнять встроенными средствами текстового редактора). В конце текста – авторская справка (ФИО, место работы/учёбы, должность, контактный телефон, e-mail). Материалы, не оформленные по указанным требованиям, не принимаются.
По всем предварительным вопросам просьба обращаться на кафедру этики и эстетики по электронному адресу и телефону, указанным выше.
Ждём Вас на нашей конференции!
=============================
VI научно-практическая конференция "Фольклор и современность" (Савушкинские чтения)
21 и 22 ноября
21 и 22 ноября 2005 года в Москве проводится VI Всероссийская научно-практическая
конференция "Фольклор и современность" (Савушкинские чтения).
Оргкомитет приглашает Вас принять участие в работе конференции.
В рамках конференции предусмотрены фольклорно-этнографические мастерские, круглый
стол, фотовыставка, блицпросмотр визуальноантропологических
фильмов, секционные заседания, культурная программа.
Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
. Фольклорно-этнографические разыскания на современном этапе.
. Перспективные районы фольклорно-этнографических обследований.
. Направления дальнейших исследований и интеграции наук.
. Новые аспекты преподавания фольклорно-этнографических дисциплин в образовательных
учреждениях.
. Организация поисковой, собирательской и исследовательской деятельности школьников
и студентов.
. Состояние архивов и видеотек с фольклорно-этнографическими материалами.
Особое внимание организаторы конференции уделяют демонстрации и обсуждению аутентичных
фото-, видео и аудиоматериалов последних лет. Конференция
призвана содействовать координации и объединению специалистов различных ориентаций:
фольклористов, этнографов, психологов, социологов, педагогов,
искусствоведов, историков и юных собирателей и исследователей фольклора.
На конференции состоится презентация последнего сборника Савушкинских чтений,
методических пособий для школьников по фольклору, этнографии и
визуальной антропологии, CD-материалов, специализированного сайта.
Статьи (от 2 до 15 стр.) подавать в распечатанном виде (Word, через интервал),+
дискета, + фотография автора. Фото для выставки: тематическая
подборка 6 фото 10х15 или 1-5 фото 20х30 с аннотацией (где, когда, кем произведена
съемка, что или кто изображено на фотографии). Фотографии можно
привозить за день-два до начала конференции. Для участников-школьников предусмотрен
Конкурс фоторабот по указанной тематике конференции. Материалы
конференции будут опубликованы.
Заявку на участие в конференции с указанием темы, ФИО, места работы, должности,
ученой степени (для студентов: ФИО, вуз, факультет, курс, e-mail;
для приглашенных одаренных школьников: тема, ФИО, возраст, город, класс, номер
школы, ФИО директора школы, e-mail) и обязательным указанием адреса
электронной почты для связи и высылки необходимой информации, а также необходимости
бронирования места в гостинице просим сделать не позднее 15 ноября
2005 года. Проезд и проживание - за счет направляющей организации. Во время проведения
мероприятий запланировано организованное питание участников
конференции (кофе-пауза).
Приглашаются учителя и школьники московских школ на заседания, мастер-классы,
видеопросмотр, концерт. Заявку об участии в конференции и информацию о
желающих посетить конференцию (+списки) направлять на е-mail: balashova2004@rambler.ru
. Открытие конференции 21 ноября в 11.00. Регистрация
участников - с 10.30. Конференция состоится на базе Дома научно-технического
творчества молодежи (ДНТТМ) по адресу: Москва, ул. Донская, д.37. Проезд:
метро <<Шаболовская>>. Контактные телефоны: 425-62-87 - Оксана Борисовна (после
19.00); с 12.00 - 959-99-46 (Ольга Юрьевна). Секретарь-помощник
конференции - Рукавишникова Людмила. PR-организатор конференции - Балашова Оксана
Борисовна, е-mail: balashova2004@rambler.ru; факс: (095) 954-37-19.
ОРГКОМИТЕТ
Нина Ивановна Савушкина (1929-1993), доктор филологических наук, профессор Московского
государственного университета имени М.В.Ломоносова -
известный фольклорист, педагог, собиратель и популяризатор традиционной русской
культуры. Вся ее научно-исследовательская деятельность связана с
активной работой на кафедре русского устного народного творчества филологического
факультета МГУ. Н.И. Савушкина - автор многочисленных публикаций,
статей, очерков и монографий по проблемам традиционных фольклорных жанров, о
фольклоризме русской литературы 20-30-х годов 20 века, о народной драме
(см. подробную библиографию работ Н.И.Савушкиной, составленную Л.Рыбаковой).
С самых первых лет обучения в университете Н.И.Савушкина целенаправленно и систематически
занималась собирательской деятельностью, являлась
организатором и руководителем фольклорных экспедиций в районы Русского Севера,
в Поволжье, Кировскую область и др. Ей принадлежит дальнейшая
разработка метода сплошного обследования населенного пункта в сельской местности
и внедрение в собирательскую практику детализированных вопросников,
нашедших отражение в поздних работах ее последователей. Много внимания И.И.Савушкина
уделяла современному бытованию традиционных жанров фольклора и
фиксации обрядовых комплексов (свадьба, похороны, календарная обрядность), требуя
от участников экспедиции добротных и качественных записей. Среди
учеников Н.И.Савушкиной - ведущие специалисты в области фольклористики, преподаватели
вузов и школ, писатели, журналисты. Многие имеют ученую степень
кандидата филологических наук. В память о талантливом ученом с 1994 года проводятся
ставшие уже традиционными научно-практические конференции
"Фольклор и современность" (Савушкинские чтения) - 1994 г., 1996 г., 1999 г.,
2001 г.
Идея организации чтений на базе Дома научно-технического творчества молодежи,
филиала Московского городского Дворца детского (юношеского)
творчества, заключается в уникальной и единственной в своем роде возможности
объединения в рамках фольклорно-этнографического форума исследователей
разных возрастов, различных школ и направлений: школьников - юных фольклористов
и этнографов, студентов гуманитарных вузов, педагогов, учителей и
маститых ученых. Совместные выступления, обмен мнениями, проведение мастер-классов
и круглых столов в течение ряда лет показали высокий уровень
подготовки подростков. Информационный характер полевых исследований, представленных
на конференциях, продолжает вызывать большой интерес в научной
среде. Публикации сообщений участников конференции используются в работах разных
специалистов.
В рамках ставшей уже традиционной конференции предусмотрены секционные заседания
по проблемам собирательской деятельности и преподавания фольклора в
условиях современной школы: "Фольклорно-этнографические разыскания на современном
этапе" и "Новые аспекты преподавания фольклорно-этнографических
дисциплин в образовательных учреждениях". Совмещение столь важных тем вызвано
как актуализацией процесса приобщения детей и подростков к традиционной
этнической культуре в современном мире через собирательскую, учебно-исследовательскую
и научно-исследовательскую деятельность, так и отсутствием
должной и грамотной системной подготовки педагогов по фольклористике, этнографии
и смежным дисциплинам.
Русская Традиционная Культура 12.10.2005
******************************
ИНТЕРНЕТ
Последнее интервью с Митрополитом Русской православной старообрядческой церкви
Андрианом
Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношения между православной церковью и государством в России?
Современное законодательство, регулирующее отношения государства и религиозных организаций, хотя и не лишено недостатков, но отвечает основным требованиям свободы вероисповедания. Согласно букве и духу закона, все религиозные организации равноудалены от государственных структур и имеют одинаковые права. Однако, к большому сожалению, на практике положения законодательства соблюдаются далеко не везде и не всегда. Это касается, в первую очередь, церковной собственности. Известно, что наибольшим благоприятствованием в этом вопросе пользуется Московская патриархия. РПЦ МП пользуется приоритетом в ходе возвращения храмов, монастырей и церковной недвижимости. Федеральные, региональные и муниципальные органы власти содействуют восстановлению старых и строительству новых церковных сооружений, создают благоприятные условия для финансирования церковных проектов. То же самое касается и движимого имущества. Иконы, древние книги, церковная утварь, изъятые из криминального оборота, в основном, передаются Московской патриархии. И это несмотря на то, что значительная часть икон и прочего церковного антиквариата изготовлена старообрядческими мастерами.
Для Русской Православной старообрядческой Церкви возвращение каждого храма, каждой иконы, каждой святыни сопряжено со значительными трудностями. Вопиющий пример - ситуация, сложившаяся вокруг храма Казанской иконы Пресвятыя Богородицы в городе Самаре. Несколько десятков лет (!) община наших христиан добивается возвращения церкви. Однако городская администрация под разными предлогами уклоняется от справедливого решения вопроса. В нынешнюю Пасху, на двадцатом году политических и экономических реформ, старообрядцы Самары вновь не были допущены в храм. Христиане вынуждены были встречать Воскресение Христово на улице, рядом с закрытым и запечатанным собором.
К счастью, на федеральном уровне отношения между старообрядческой Церковью и государством имеют позитивный характер. Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Прошедшие торжества, посвященные 100-летию распечатания алтарей храмов духовного центра Церкви, посетили полномочный представитель президента по центральному федеральному округу Г. С. Полтавченко, советник Главного управления внутренней политики аппарата президента РФ Б. Лукичев. Плодотворное сотрудничество с властями наблюдается в крупных регионах РФ. Так, этой весной наш духовный центр посетил мэр Москвы Ю. М. Лужков. В ходе состоявшегося совещания было принято решение о восстановлении архитектурно-исторического комплекса Рогожская слобода. Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев изыскал возможность помочь восстановить храм в Казани. Есть и другие положительные примеры сотрудничества власти со старообрядческой Церковью.
Как РПСЦ оценивает происходящие в стране политические, экономические и социальные события?
Безусловно, Церковь имеет свою духовную и социальную позицию. Можно сказать уверенно, что социальное положение большинства современных россиян далеко от действительной справедливости. Еще хуже дела обстоят на духовной ниве. Надо откровенно признать, что возрождения духовности, о котором у нас так часто говорят, на самом деле нет. Основным признаком возрождения духовности является нравственное, религиозное и физическое здоровье нации. На сегодняшний день русские - самая разобщенная нация в мире. Подавляющее большинство живет по принципу "моя хата с краю". Почти никого не интересует, что где-то рядом замерзают старики. Наши старики. От наркотиков гибнут дети. Наши дети. далее http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=7026
-===========================
А. Поппэ. О времени зарождения культа Бориса и Глеба
Вопрос о происхождении и взаимоотношении произведений, посвященных причтенным к лику святых сыновьям Владимира I, остается открытым. Господствующая в научной литературе крайняя противоречивость выводов относительно соотношения и хронологии сочинений борисоглебского цикла явно свидетельствует о чрезвычайной сложности их историковедческого расследования [1]. В настоящее время ввиду достигнутых результатов, чтобы выйти из тупика, в котором оказалось исследование вопроса, следует, на наш взгляд, несколько видоизменить процедуру исследования. Первоначально, не стремясь определить взаимоотношения отдельных сочинений, а особенно их предполагаемых общих источников, надо возможно точно установить как время и обстоятельства составления отдельных существующих памятников[2], так и время возникновения самого культа Бориса и Глеба. Предлагаемый тут опыт решения второго вопроса из области идеологии Киевской Руси, позволит наметить хронологический рубеж, до которого все (известные и гипотетически восстановленные) произведения, прославляющие Бориса и Глеба, не могли быть составлены.
Само появление культа несомненно предшествовало его официальному признанию церковью, и поэтому критической поверки требуют те агиографические данные, на основании которых покоится распространенное мнение о канонизации Бориса и Глеба вскоре после их гибели в 1015 г. Однако в центре внимания агиографа была не историческая достоверность повествования, а изложение добродетелей и заслуг достойных ореола святости, и поэтому для определения времени возникновения культа большее значение, нежели жития имеют такое сочинение как "Слово" Илариона и княжеская антропонимия, особенно судьбы имен Бориса-Романа, Глеба-Давида и Святополка.
"Слово о законе и благодати и похвала кагану нашему Владимиру" — ораторская речь пресвитера княжеского храма на Берестове, первого русина, поставленного на киевскую митрополию в 1051 г., написано, как доказано исследованиями последних лет, во второй половине сороковых годов XI в.: после 1046 как наиболее надежной даты завершения главных, упомянутых в речи, построек ктиторства Ярослава (укреплений Киева, кафедрального собора Премудрости Божьей и церкви Благовещения на Золотых Воротах), и до 10 февраля 1051 г., дня смерти супруги Ярослава Ингигерд — Ирины, названной Иларионом среди здравствующих. Дальнейшие соображения как например, присутствие на торжественной проповеди также внуков Ярослава, ведут к 1049-1050 годам как наиболее вероятной дате[3].
"Слово", произнесенное в княжеском соборе Богородицы, Десятинной церкви, у гроба крестителя Руси, трех-дельно в композиции и формы и содержания: часть первая развивает мысль о превосходстве вселенской Благодати над ограниченным до одного народа Законом (Моисеевым), о превосходстве Нового (Завета) над Ветхим, вторая часть историческая, излагает распространение Благодати по всей земле вплоть до излияния евангельского источника на "наш язык русский". А так как почин приобщения Руси к "вере благодатной" принадлежит Владимиру, то третья часть и посвящена прославлению великого кагана и "во владыках апостола", являясь одновременно и панегириком в честь правоверного продолжателя, сына его Ярослава.
Эту третью часть, "Похвалу Володимеру" следует несомненно признать идейный средоточием — основной темой Слова. Хотя похвалы — панегирики предназначались не только прославлению святых, либо прочимых в таковые, но также усопших и здравствующих деятелей и государей, — а Иларион продолжает тут хорошо известный античной и византийской риторике литературный жанр энкомион [4], — то следует согласиться с Л. Мюллером, что в замыслах Илариона было доказать, что Владимир достоин прославления как "учитель наш и наставник благоверия", т. е. создать атмосферу благоприятствующую канонизации апостола Руси. далее http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1261
******************************
НОВОСТИ
Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии начались торжества, посвященные 320-летию ее основания. Торжественное Всенощное бдение в Покровском академическом храме совершили архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии и семинарии, епископ Брянский и Севский Феофилакт в сослужении ректора Минских духовных школ архимандрита Леонида (Филь), а также академического духовенства. Далее >> http://pravoslavie.ru/news/051013215846
============================
Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, отмечающий в этом году 80-летие, провел с 5 по 8 октября международный научный семинар "Институт св. Сергия: вчера и сегодня".
Встречи проходили по темам: "Свято-Сергиевский институт и его значение", "Религиозная философия", "От науки к литургическому богословию", "Евхаристическая экклезиология", "Православное свидетельство в экуменическом движении", "Православная библейская герменевтика" и другим. Об этом сообщает "Благовест-инфо" http://www.religare.ru/article22207.htm
******************************
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||