Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия № 124


Информационный Канал Subscribe.Ru

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 124

 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 14 октября  2005 г.

  ******************************

Сегодня празднуется один из любимых в России праздников – день ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» – это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя". Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем". http://pravoslavie.ru/put/051013142154 

  ******************************

 От редактора: недавно в в Киеве прошла очередная конференция Киевского религиозно-философского общества. Наталия Григорьевна Филиппенко кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии им.Г.С.Сковороды НАН Украины любезно предоставила нам информацию об истории Общества и о тех мероприятиях, которые оно проводит сейчас.

 

 Киевское Религиозно-философское общество

 

 

В начале ХХ века в Москве (1905 г.), С.-Петербурге (1907 г.), Киеве (1908 г.) были созданы Религиозно-философские общества, прекратившие свою деятельность вскоре после октябрьских событий 1917 года.  Даже в то время, когда Православие обладало ощутимым влиянием в обществе, состояние общественного самосознания вызывало тревогу, что выразилось в редакционном манифесте издательства «Путь», основателями которого были члены Московского Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева:

«Русское самосознание находится в периоде затяжного кризиса, который, по-видимому, не ограничится одним нашим поколением. Старые устои жизни и традиционные формы самосознания разбиты или же разбиваются на наших глазах историей, а новое только зарождается в мучительной борьбе и проходит через начальную стадию своего развития. (…) Нашему поколению предстоит заново ориентироваться в своем прошлом и настоящем, пересмотреть свое идейное наследие и сознательно отнестись к основным явлениям духовной жизни современности» (От издательства «Путь»// Сб. первый. О Владимире Соловьеве. – М., 1911. – С. І). Это стремление осмыслить духовную жизнь современности запечатлелось в первом параграфе Устава всех трех обществ: их основная цель – всестороняя разработка вопросов религии и философии.

 

Уникальность Киевского Религиозно-философского общества, дата основания которого – 23 января 1908 года, состоит в том, что учредителями его были не только профессора и доценты  Университета  св. Владимира П.Тихомиров и А.Одарченко, но и Киевской Духовной Академии В.Завитневич и П. Кудрявцев. Первым председателем КРФО был преподаватель кафедры истории философии Киевской Духовной Академии Петр Павлович Кудрявцев, автор трудов «К вопросу об отношении христианства к язычеству», «Абсолютивизм или релятивизм? К уяснению задач современной философии»,  «Волны вечности в русской художественной литературе». Товарищами председателя были избраны доцент Киевской Духовной Академии В.Д.Попов, патролог, исследователь творчества Климента Александрийского, и и.о. доцента Университета св. Владимира по кафедре философии В.В.Зеньковский, впоследствии декан Свято-Сергиевского Православного Богословского Института (Париж).  В 1912 году после выхода указа Св.Синода о запрещении преподавателям духовных учебных заведений участвовать в работе Киевского Религиозно-философского общества председателем КРФО стал бывший профессор Киевской Духовной Академии по кафедре нравственного богословия Василий Ильич Экземплярский, известный своими работами «Учение Древней Церкви о собственности и милостыне», «Евангелие и общественная жизнь», «Христианское юродство и христианская сила», «Старчество». Вместо В.Д.Попова товарищем председателя стал историк и археолог М.П.Истомин. В Совет общества в разное время входили: профессор Киевской Духовной Академии В.З.Завитневич, автор фундаментального исследования, посвященного русскому богослову и философу А.С.Хомякову; профессор Университета св.Владимира П.В.Тихомиров, известный своими историко-философскими трудами; приват-доцент Университета св.Владимира А.Б.Селиханович; преподаватель Киевской Духовной Семинарии А.И.Максаков. Членом КРФО был новомученик священник Анатолий Жураковский. В 1917 г. общество насчитывало около 100 членов и объединяло не только богословов и философов, но и историков, литераторов, экономистов, врачей – всех, кто признавал в Православии не просто религиозную традицию, в которой был воспитан, но единственно возможное русло движения и собственной жизни, и жизни общества.

 

В 1916–1917 гг. В.И.Экземплярский издавал ежемесячный журнал «Христианская мысль», на страницах которого печатались доклады, прочитанные на заседаниях КРФО, труды членов Киевского, Московского и Санкт-Петербургского Религиозно-философских обществ. В частности, здесь появились работы В.В.Зеньковского («Россия и Православие», «Н.В.Гоголь в его религиозных исканиях»), П.П.Кудрявцева («Россия и Царьград», «Идея св. Софии»), В.И.Экземплярского («Христианское юродство и христианская сила»), В.З.Завитневича («К вопросу о корнях нашей духовной немочи»), С.Н.Булгакова («Пол в человеке»), В.Ф.Эрна («Спор об Имени Божием»), С.Дурылина («Россия и Лермонтов (к изучению религиозных истоков русской поэзии)»), С.А.Аскольдова («О связи добра и зла»), Н.А.Бердяева («Религиозная судьба еврейства»), М.П.Истомина («Царь, Патриарх и Земщина»), А. Жураковского («К вопросу о вечных муках», «Тайна любви и таинство брака»).

 

В конце 1918 – начале 1919 г. КРФО прекратило свое существование.    20 марта 2003 г. состоялось учредительное собрание Киевского Религиозно-философского общества, которое было воссоздано  по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. Общество было зарегистрировано 26 июня 2003 года. Учредителями КРФО стали проректор Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ, доктор канонического права, протоиерей Николай Макар (председатель общества); кандидат философских наук, доцент Киевского национального медицинского университета им А.А.Богомольца Е.Б.Величко; редактор издательского центра «Пролог» Ю.А.Вестель; кандидат экономических наук, доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко И.В.Назаров; кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г.С.Сковороды НАН Украины Н.Г.Филиппенко. Действительные члены общества являются верующими Православной Церкви. В деятельности общества могут участвовать все желающие в качестве ассоциированных членов, т.е. не имея права выступать от имени общества. КРФО считает своей задачей служение росту влияния  канонического Православия в Украине, содействие православно-христианскому просвещению, отвечающему самым серьезным и глубоким религиозным запросам современного общества и способствующему осмыслению подлинно христианских основ жизни, формированию христианских ответов на трудные вызовы современного мира, возрождение отечественной религиозной философии. Этими задачами определяются основные направления деятельности Киевского РФО: 1)ежегодное проведение научных конференций, посвященных философской интерпретации актуальных богословских вопросов; 2)издание ежегодника «Христианская мысль» по материалам проведенных конференций; 3)обеспечение работы постоянно действующего научно-методологического семинара «Православие и философия». Общество планирует создать web-страницу, информирующую о деятельности Киевского РФО.

 

Недолгая история воссозданного КРФО уже имеет свои запоминающиеся страницы: научно-теоретический семинар «Святоотеческая концепция личности и персоналистические тенденции в русской религиозной философии», посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося богослова ХХ века В.Н.Лосского (2003); конференция «Православие и славянофильская традиция в русской религиозной философии (к 200-летию со дня рождения А.С.Хомякова)» (2004), конференция «Богословское и философское осмысление исихастской традиции» (2005), участниками которых были епископ Диоклийский Каллист Уэр (Оксфорд), протопресвитер Борис Бобринский, декан Свято-Сергиевского Православного Богословского Института (Париж), протоиерей Николай Макар, проректор Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ, архимандрит Николаос Иоаннидис, профессор богословского факультета Афинского университета, Йоост ван Россум, профессор  Свято-Сергиевского Православного Богословского Института (Париж), академики РАЕН Ю. М.  Осипов и С. С. Хоружий (Москва), декан философского факультета РАО, доктор философских наук В. Н. Катасонов (Москва), доктор философских наук, зав. сектором Института философии РАН М. Н. Громов богословы и философы Украины и России. Возобновилось издание журнала «Христианская мысль», где размещаются не только тексты докладов участников конференций, но и материалы, посвященные истории КРФО, многие из которых публикуются впервые. В ближайших планах общества – проведение  конференции «Православие и Запад: богословие, философия, культура (памяти о. Сергия Булгакова (1871–1944), о. Василия Зеньковского (1881–1962), о. Иоанна Мейендорфа (1926–1992)» (сентябрь, 2006).

e-mail: krfo@mail.ru; krfo@rambler.ru

  ******************************

 КОНФЕРЕНЦИИ/ СЕМИНАРЫ

 

 17 октября в 19.00 в Государственном литературном музее (ул. Петровка, д.28) состоится дискуссия, приуроченная к выходу специального номера журнала "Новое литературное обозрение" (№ 74). Тема обсуждения созвучна теме спецвыпуска --  "Институты нашей

памяти: Архивы и библиотеки в современной России. Дискуссия о том, почему научное сообщество и общество в целом так пассивно реагируют на кризис архивно-библиотечной сферы." Новый проект "НЛО" - это первая попытка исследования социальных механизмов памяти в современной России. Выбор этой темы связан, с одной стороны, с происходящим в последние годы закрытием, выселением, расформированием некоторых важнейших российских архивов и библиотек и почти апатичной реакцией на эти процессы научного сообщества и общества в целом. С другой стороны, этот выбор продиктован произошедшими в последние 5-7 лет количественными и качественными изменениями в исторической памяти общества.

Печальная судьба отдельных архивов, музеев и библиотек, возможности для реформирования старых и становления новых структур социальной памяти (в том числе Интернета, документального кино и так далее), проблема участия общества в деятельности институтов памяти - вот только некоторые из вопросов, которые рассматриваются на страницах специального выпуска журнала. Среди авторов номера - Николай Богомолов, Мариэтта Чудакова, Зара Абдуллаева, Виталий Манский, Наум Клейман, Борис Дубин, Лев Гудков, Виктор Живов, Татьяна Горяева, Сергей Зенкин и многие-другие.

Спецвыпуск уже вызвал бурную полемику как в профессиональной среде архивистов и библиотекарей, так и в интеллектуальном сообществе в целом. И это неудивительно: кризис системы институтов нашей памяти самым непосредственным образом отражается на развитии отечественной науки. Ведь речь идет об условиях производства гуманитарного знания как такового.

Так почему же  научное сообщество и общество в целом так пассивно реагируют на кризис архивно-библиотечной сферы? Об этом будут говорить участники дискуссии, приуроченной к выходу специального номера - 74-го выпуска "Нового литературного обозрения":  главный редактор журнала "НЛО" Ирина Прохорова,  редактор отдела библиографии "НЛО" Абрам Рейтблат,  социолог, ведущий сотрудник "Левада-центра" Алексей Левинсон,  филолог, вице-президент Института русского языка Виктор Живов,

редактор сайта "Архивы России" Елена Боброва,  историк, зам. председателя совета НИПЦ "Мемориал", Никита Петров,  программный директор компании "Большая перемена" Наталья Жадько.

Информационный спонсор проекта - Полит.Ru  

 ============================

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

приглашает Вас принять участие

в VII ежегодной всероссийской конференции

 

СТРАТЕГИИ ЭТИЧЕСКОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

16-19 ноября 2005 года

в рамках «Дней Петербургской философии-2005»

Для обсуждения на конференции предлагаются следующие темы:

∙ нравственность – «величина» постоянная?

∙ новый статус теоретической эстетики в XXI веке

∙ этические и эстетические аспекты корпоративной культуры

∙ прикладная этика сегодня: состояние, проблемы, перспективы

∙ возможности прикладной эстетики: арт-терапия, эстетика дизайна

   и рекламы, экологическая эстетика

∙ нетрадиционное в этике и эстетике

∙ этикет как инструмент общения

∙ реальность имморализма

Проблематика конференции открыта для новых предложений.

 

Материалы конференции будут опубликованы (организационный взнос 200 рублей, для членов Санкт-Петербургского философского общества – 100 рублей). Просим присылать заявки на участие в конференции с указанием темы предполагаемого выступления и краткой авторской справкой (ФИО, место работы/учёбы, должность) до 14 ноября 2005 года. Материалы выступлений принимаются до 15 декабря 2005 года по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5. Философский факультет. Кафедра этики и эстетики. Кравченко Юлии Теймуразовне или по e-mail: ethic@philosophy.pu.ru Телефон: 328-94-30 (доб.108). Факс: (812) 328-08-71.

Материалы принимаются только в электронном виде, общим объёмом до 10000 знаков в формате Word (Times New Roman Cyr., размер шрифта 10, отступы 2,5 см со всех сторон, одинарный интервал, абзацный отступ 0,5, выравнивание по ширине, без выделений курсивом, полужирным и т.п., сноски не разрешается выполнять встроенными средствами текстового редактора). В конце текста – авторская справка (ФИО, место работы/учёбы, должность, контактный телефон, e-mail). Материалы, не оформленные по указанным требованиям, не принимаются.

По всем предварительным вопросам просьба обращаться на кафедру этики и эстетики по электронному адресу и телефону, указанным выше.

                 Ждём Вас на нашей конференции!

 =============================

  VI научно-практическая конференция "Фольклор и современность" (Савушкинские чтения)

21 и 22 ноября

 

21 и 22 ноября 2005 года в Москве проводится VI Всероссийская научно-практическая

конференция "Фольклор и современность" (Савушкинские чтения).

Оргкомитет приглашает Вас принять участие в  работе конференции.

 

 В рамках конференции предусмотрены фольклорно-этнографические мастерские, круглый

стол, фотовыставка, блицпросмотр визуальноантропологических

фильмов, секционные заседания, культурная программа.

 

 Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

 

.  Фольклорно-этнографические разыскания на современном этапе.

.  Перспективные районы фольклорно-этнографических обследований.

.  Направления дальнейших исследований и интеграции наук.

.  Новые аспекты преподавания фольклорно-этнографических дисциплин в образовательных

учреждениях.

.  Организация поисковой, собирательской и исследовательской деятельности школьников

и студентов.

.  Состояние архивов и видеотек с фольклорно-этнографическими материалами.

 

 Особое внимание организаторы конференции уделяют демонстрации и обсуждению аутентичных

фото-, видео и аудиоматериалов последних лет. Конференция

призвана содействовать координации и объединению специалистов различных ориентаций:

фольклористов, этнографов, психологов, социологов, педагогов,

искусствоведов, историков и юных собирателей и исследователей фольклора.

 

На конференции состоится презентация последнего сборника Савушкинских чтений,

методических пособий для школьников по фольклору, этнографии и

визуальной антропологии, CD-материалов, специализированного сайта.

 

 Статьи (от 2 до 15 стр.) подавать в распечатанном  виде (Word, через интервал),+

дискета, + фотография автора. Фото для выставки: тематическая

подборка 6 фото 10х15 или 1-5 фото 20х30 с аннотацией (где, когда, кем произведена

съемка, что или кто изображено на фотографии). Фотографии можно

привозить за день-два до начала конференции. Для участников-школьников предусмотрен

Конкурс фоторабот по указанной тематике конференции. Материалы

конференции будут опубликованы.

 

 Заявку на участие в конференции с указанием темы, ФИО, места работы, должности,

ученой степени (для студентов: ФИО, вуз, факультет, курс, e-mail;

для приглашенных одаренных школьников: тема, ФИО, возраст, город, класс, номер

школы, ФИО директора школы, e-mail) и обязательным указанием адреса

электронной почты для связи и высылки необходимой информации, а также необходимости

бронирования места в гостинице просим сделать не позднее 15 ноября

2005 года. Проезд и проживание - за счет направляющей организации. Во время проведения

мероприятий запланировано организованное питание участников

конференции (кофе-пауза).

 

 Приглашаются учителя и школьники московских школ на заседания, мастер-классы,

видеопросмотр, концерт. Заявку об участии в конференции и информацию о

желающих посетить конференцию (+списки) направлять на е-mail: balashova2004@rambler.ru

. Открытие конференции 21 ноября в 11.00. Регистрация

участников - с 10.30. Конференция состоится на базе Дома научно-технического

творчества молодежи (ДНТТМ) по адресу: Москва, ул. Донская, д.37. Проезд:

метро <<Шаболовская>>. Контактные телефоны: 425-62-87 - Оксана Борисовна (после

19.00); с 12.00 - 959-99-46 (Ольга Юрьевна). Секретарь-помощник

конференции - Рукавишникова Людмила. PR-организатор конференции - Балашова Оксана

Борисовна, е-mail: balashova2004@rambler.ru; факс:  (095) 954-37-19.

 

 ОРГКОМИТЕТ

 

 

 Нина Ивановна Савушкина (1929-1993), доктор филологических наук, профессор Московского

государственного университета имени М.В.Ломоносова -

известный фольклорист, педагог, собиратель и популяризатор традиционной русской

культуры. Вся ее научно-исследовательская деятельность связана с

активной работой на кафедре русского устного народного творчества филологического

факультета МГУ. Н.И. Савушкина - автор многочисленных публикаций,

статей, очерков и монографий по проблемам традиционных фольклорных жанров, о

фольклоризме русской литературы 20-30-х годов 20 века, о народной драме

(см. подробную библиографию работ Н.И.Савушкиной, составленную Л.Рыбаковой).

 

 С самых первых лет обучения в университете Н.И.Савушкина целенаправленно и систематически

 занималась собирательской деятельностью, являлась

организатором и руководителем фольклорных экспедиций в районы Русского Севера,

в Поволжье, Кировскую область и др. Ей принадлежит дальнейшая

разработка метода сплошного обследования населенного пункта в сельской местности

и внедрение в собирательскую практику детализированных вопросников,

нашедших отражение в поздних работах ее последователей. Много внимания И.И.Савушкина

уделяла современному бытованию традиционных жанров фольклора и

фиксации обрядовых комплексов (свадьба, похороны, календарная обрядность), требуя

от участников экспедиции добротных и качественных  записей. Среди

учеников Н.И.Савушкиной - ведущие специалисты в области фольклористики, преподаватели

вузов и школ, писатели, журналисты. Многие имеют ученую степень

кандидата филологических наук. В память о талантливом ученом с 1994 года проводятся

ставшие уже традиционными научно-практические конференции

"Фольклор и современность" (Савушкинские чтения) - 1994 г., 1996 г., 1999 г.,

2001 г.

 

 Идея организации чтений на базе Дома научно-технического творчества молодежи,

филиала Московского городского Дворца детского (юношеского)

творчества, заключается в уникальной и единственной в своем роде возможности

объединения в рамках фольклорно-этнографического форума исследователей

разных возрастов, различных школ и направлений: школьников - юных фольклористов

и этнографов, студентов гуманитарных вузов, педагогов, учителей и

маститых ученых. Совместные выступления, обмен мнениями, проведение мастер-классов

и круглых столов в течение ряда лет показали высокий уровень

подготовки подростков. Информационный характер полевых исследований, представленных

на конференциях, продолжает вызывать большой интерес в научной

среде. Публикации сообщений участников конференции используются в работах разных

специалистов.

 

 В рамках ставшей уже традиционной конференции предусмотрены секционные заседания

по проблемам собирательской деятельности и преподавания фольклора в

условиях современной школы: "Фольклорно-этнографические разыскания на современном

этапе" и "Новые аспекты преподавания фольклорно-этнографических

дисциплин в образовательных учреждениях". Совмещение столь важных тем вызвано

как актуализацией процесса приобщения детей и подростков к традиционной

этнической культуре в современном мире через собирательскую, учебно-исследовательскую

и научно-исследовательскую деятельность, так и отсутствием

должной и грамотной системной подготовки педагогов по фольклористике, этнографии

и смежным дисциплинам.

 Русская Традиционная Культура 12.10.2005

 

  ******************************

 ИНТЕРНЕТ

 

 Последнее интервью с Митрополитом Русской православной старообрядческой церкви

Андрианом

 Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношения между православной церковью и государством в России?

Современное законодательство, регулирующее отношения государства и религиозных организаций, хотя и не лишено недостатков, но отвечает основным требованиям свободы вероисповедания. Согласно букве и духу закона, все религиозные организации равноудалены от государственных структур и имеют одинаковые права. Однако, к большому сожалению, на практике положения законодательства соблюдаются далеко не везде и не всегда. Это касается, в первую очередь, церковной собственности. Известно, что наибольшим благоприятствованием в этом вопросе пользуется Московская патриархия. РПЦ МП пользуется приоритетом в ходе возвращения храмов, монастырей и церковной недвижимости. Федеральные, региональные и муниципальные органы власти содействуют восстановлению старых и строительству новых церковных сооружений, создают благоприятные условия для финансирования церковных проектов. То же самое касается и движимого имущества. Иконы, древние книги, церковная утварь, изъятые из криминального оборота, в основном, передаются Московской патриархии. И это несмотря на то, что значительная часть икон и прочего церковного антиквариата изготовлена старообрядческими мастерами.

Для Русской Православной старообрядческой Церкви возвращение каждого храма, каждой иконы, каждой святыни сопряжено со значительными трудностями. Вопиющий пример - ситуация, сложившаяся вокруг храма Казанской иконы Пресвятыя Богородицы в городе Самаре. Несколько десятков лет (!) община наших христиан добивается возвращения церкви. Однако городская администрация под разными предлогами уклоняется от справедливого решения вопроса. В нынешнюю Пасху, на двадцатом году политических и экономических реформ, старообрядцы Самары вновь не были допущены в храм. Христиане вынуждены были встречать Воскресение Христово на улице, рядом с закрытым и запечатанным собором.

К счастью, на федеральном уровне отношения между старообрядческой Церковью и государством имеют позитивный характер. Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Прошедшие торжества, посвященные 100-летию распечатания алтарей храмов духовного центра Церкви, посетили полномочный представитель президента по центральному федеральному округу Г. С. Полтавченко, советник Главного управления внутренней политики аппарата президента РФ Б. Лукичев. Плодотворное сотрудничество с властями наблюдается в крупных регионах РФ. Так, этой весной наш духовный центр посетил мэр Москвы Ю. М. Лужков. В ходе состоявшегося совещания было принято решение о восстановлении архитектурно-исторического комплекса Рогожская слобода. Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев изыскал возможность помочь восстановить храм в Казани. Есть и другие положительные примеры сотрудничества власти со старообрядческой Церковью.

Как РПСЦ оценивает происходящие в стране политические, экономические и социальные события?

Безусловно, Церковь имеет свою духовную и социальную позицию. Можно сказать уверенно, что социальное положение большинства современных россиян далеко от действительной справедливости. Еще хуже дела обстоят на духовной ниве. Надо откровенно признать, что возрождения духовности, о котором у нас так часто говорят, на самом деле нет. Основным признаком возрождения духовности является нравственное, религиозное и физическое здоровье нации. На сегодняшний день русские - самая разобщенная нация в мире. Подавляющее большинство живет по принципу "моя хата с краю". Почти никого не интересует, что где-то рядом замерзают старики. Наши старики. От наркотиков гибнут дети. Наши дети. далее http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=7026

 -===========================

 А. Поппэ. О времени зарождения культа Бориса и Глеба

Вопрос о происхождении и взаимоотношении произ­ведений, посвященных причтенным к лику святых сы­новьям Владимира I, остается открытым. Господствую­щая в научной литературе крайняя противоречивость выводов относительно соотношения и хронологии со­чинений борисоглебского цикла явно свидетельствует о чрезвычайной сложности их историковедческого рас­следования [1]. В настоящее время ввиду достигнутых результатов, чтобы выйти из тупика, в котором оказа­лось исследование вопроса, следует, на наш взгляд, несколько видоизменить процедуру исследования. Пер­воначально, не стремясь определить взаимоотношения отдельных сочинений, а особенно их предполагаемых общих источников, надо возможно точно установить как время и обстоятельства составления отдельных существующих памятников[2], так и время возникнове­ния самого культа Бориса и Глеба. Предлагаемый тут опыт решения второго вопроса из области идеологии Киевской Руси, позволит наметить хронологический рубеж, до которого все (известные и гипотетически вос­становленные) произведения, прославляющие Бориса и Глеба, не могли быть составлены.

Само появление культа несомненно предшествовало его официальному признанию церковью, и поэтому критической поверки требуют те агиографические дан­ные, на основании которых покоится распространен­ное мнение о канонизации Бориса и Глеба вскоре после их гибели в 1015 г. Однако в центре внимания агиографа была не историческая достоверность повествова­ния, а изложение добродетелей и заслуг достойных ореола святости, и поэтому для определения времени возникновения культа большее значение, нежели жития имеют такое сочинение как "Слово" Илариона и княже­ская антропонимия, особенно судьбы имен Бориса-Романа, Глеба-Давида и Святополка.

"Слово о законе и благодати и похвала кагану на­шему Владимиру" — ораторская речь пресвитера княже­ского храма на Берестове, первого русина, поставлен­ного на киевскую митрополию в 1051 г., написано, как доказано исследованиями последних лет, во второй половине сороковых годов XI в.: после 1046 как наибо­лее надежной даты завершения главных, упомянутых в речи, построек ктиторства Ярослава (укреплений Киева, кафедрального собора Премудрости Божьей и церкви Благовещения на Золотых Воротах), и до 10 февраля 1051 г., дня смерти супруги Ярослава Ингигерд — Ирины, названной Иларионом среди здравствую­щих. Дальнейшие соображения как например, присутствие на торжественной проповеди также внуков Ярослава, ведут к 1049-1050 годам как наиболее вероятной дате[3].

"Слово", произнесенное в княжеском соборе Богороди­цы, Десятинной церкви, у гроба крестителя Руси, трех-дельно в композиции и формы и содержания: часть первая развивает мысль о превосходстве вселенской Благодати над ограниченным до одного народа Законом (Моисеевым), о превосходстве Нового (Завета) над Ветхим, вторая часть историческая, излагает распрост­ранение Благодати по всей земле вплоть до излияния евангельского источника на "наш язык русский". А так как почин приобщения Руси к "вере благодатной" принадлежит Владимиру, то третья часть и посвящена прославлению великого кагана и "во владыках апосто­ла", являясь одновременно и панегириком в честь пра­воверного продолжателя, сына его Ярослава.

Эту третью часть, "Похвалу Володимеру" следует несомненно при­знать идейный средоточием — основной темой Слова. Хотя похвалы — панегирики предназначались не только прославлению святых, либо прочимых в таковые, но также усопших и здравствующих деятелей и госуда­рей, — а Иларион продолжает тут хорошо известный античной и византийской риторике литературный жанр энкомион [4], — то следует согласиться с Л. Мюллером, что в замыслах Илариона было доказать, что Владимир достоин прославления как "учитель наш и наставник благоверия", т. е. создать атмосферу благоприятствую­щую канонизации апостола Руси. далее http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1261

  ******************************

    НОВОСТИ

 Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии начались торжества, посвященные 320-летию ее основания. Торжественное Всенощное бдение в Покровском академическом храме совершили архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии и семинарии, епископ Брянский и Севский Феофилакт в сослужении ректора Минских духовных школ архимандрита Леонида (Филь), а также академического духовенства. Далее >> http://pravoslavie.ru/news/051013215846

 ============================

  Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, отмечающий в этом году 80-летие, провел с 5 по 8 октября международный научный семинар "Институт св. Сергия: вчера и сегодня".

Встречи проходили по темам: "Свято-Сергиевский институт и его значение", "Религиозная философия", "От науки к литургическому богословию", "Евхаристическая экклезиология", "Православное свидетельство в экуменическом движении", "Православная библейская герменевтика" и другим. Об этом сообщает "Благовест-инфо" http://www.religare.ru/article22207.htm

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное