Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Управление недвижимостью - обзоры, аналитика, новости 17.08.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Дворецкий. Управление недвижимостью
Управление недвижимостью - обзоры, аналитика, новости
Выпуск #29 (88) еженедельного электронного журнала. Мы публикуем новости и аналитические материалы об эксплуатации и управлении недвижимостью и рынке управления недвижимостью. Еженедельно все новости попадают в Ваш почтовый ящик! Это удобно и экономит Ваше время - Вам не надо собирать новости по одной на десятках сайтов, не надо прочитывать горы материалов. Все об управлении недвижимостью - в одном электронном журнале!

17 августа 2005 года    Все новости     Все статьи    Предложить новость

Господа! В мае-июне 2005 года мы получили 2 платежа за книгу "Управление недвижимостью. Как выбрать управляющую компанию" с некорректными координатами получателя. Одна посылка с книгой была отправлена и вернулась - вероятно, ошибка в адресе, по другому платежу даже нет адреса (указан только город Липецк).
Огромная просьба - позвонить по телефону (095) 952-3320 и сообщить точные данные для отправки руководства.
Редактор еженедельного электронного журнала - Кочегаров Денис: dvoretsky@inbox.ru

"Раскрути" свой сайт
Вы - управляете недвижимостью! И у вас есть свой сайт! А как насчет его эффективности? Кто его посещает, и приносит ли он вам заказы? А вы сами когда-нибудь пробовали найти его через "поисковик"?
Нет -- попробуйте. Если он появился в числе первых, то это здорово,а если он стоит 101м или вообще не находится? Как его найдут Ваши клиенты? Получите рекомендации по продвижению именно Вашего сайта здесь и сейчас!

Новости рынка : Москва вошла в число городов с самой дорогой арендой офисов, уступая лишь Лондон

17.8.05 09:04

Российская столица вошла в число городов с самой дорогой арендой офисов, уступая лишь Лондону, Токио и Парижу. Об этом говорится в полугодовом отчете риэлторской корпорации CB Richard Ellis о мировом рынке аренды недвижимости, распространенном в Нью-Йорке.

Как сообщается в докладе, стоимость аренды 1 кв. м офисной площади в Москве находится на уровне более $850 в год ($85,25 за 1 кв. фут), увеличившись за год на 29%. По словам экспертов, это связано с тем, что, несмотря на высокие темпы строительства в Москве, спрос на офисные помещения значительно превышает предложение.

  Читать далее » 



Новости рынка : Итоги конкурса по обслуживанию недвижимости Петербурга объявят 12 сентября

16.8.05 08:28

Итоги второго конкурса на право заключения договоров на организацию управления и обеспечение технической эксплуатации объектов недвижимости Санкт-Петербурга будут объявлены 12 сентября. Как сообщили РБК в пресс-службе жилищного комитета администрации Петербурга, заявки на конкурс официально принимаются с 8 августа. Конкурс проводится по 50 лотам, в состав которых вошел жилищный фонд Адмиралтейского, Выборгского, Калининского, Кировского, Колпинского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Петроградского, Петродворцового, Приморского (Лахта, Ольгино, Лисий Нос), Фрунзенского и Центрального районов Петербурга. Площадь объектов составляет от 26,162 до 674 тыс. кв. м.

  Читать далее » 



Новости рынка : “Большой Сити” увеличится на 200 га

16.8.05 07:38

Площадь “Большого Сити”, которому власти отдали участок в 800 га к северо-западу от “Москва-Сити”, увеличена еще на четверть. Теперь инвесторам под руководством АФК “Система” предстоит освоить участок в 1000 га, вложив не менее $100 млрд инвестиций.

  Читать далее » 



Новости компаний : «Дон-строй» идет в ритейл

16.8.05 07:35

«Дон-строй» первым среди строительных холдингов, возводящих жилье, решил всерьез заняться коммерческой недвижимостью. В Южном Бутово к марту 2006 года компания обещает завершить строительство многофункционального комплекса площадью 37 тыс. кв. м. Девелопером проекта выступает дочерняя структура «Дон-строя» - ООО «Фаворит-альянс». Стоимость строительства оценивается в $35 млн.

  Читать далее » 



Новости рынка : “Капитал Груп” не смогла договориться с “Росбилдингом”

15.8.05 08:14

Впервые компания, занявшаяся ликвидацией промзоны в Москве, отказалась от своей затеи. Девелоперская “Капитал Груп” не сумела договориться о выводе трех предприятий на берегу Яузы с их владельцами, одним из которых оказалась инвестиционная компания “Росбилдинг”.

Префектура Центрального административного округа столицы должна расторгнуть с “Капитал Груп” договор на выполнение функций управляющей компании проекта по освобождению от производства квартала 1102 между Большой Почтовой улицей и Рубцовской набережной. Распоряжение об этом мэр Москвы Юрий Лужков подписал в конце июля этого года. Право на развитие этой территории компания получила в октябре 2002 г. по решению городской комиссии по перебазированию предприятий, рассказал “Ведомостям” источник в стройкомплексе. “Капитал Груп” должна была за свой счет разработать концепцию застройки территории в 7 га и договориться с собственниками предприятий об их выводе за пределы столицы. По данным представителя компании ГУП “Центр”, курирующей вывод предприятий в ЦАО, речь идет о “Пищемаше”, “Станкоросе” и Московском ткацко-отделочном комбинате (МТОК). “На освободившемся месте компания должна была построить жилье”, — уточнил чиновник.

  Читать далее » 

Новости компаний : Ещё не построенный бизнес-центр «Аквамарин-2» выставлен на продажу

15.8.05 08:10

Бизнес-центр «Аквамарин-2», строительство которого должно начаться на Большой Татарской улице уже выставлен на продажу. Участники рынка считают, что вырученные средства застройщик объекта компания «Стройинком-К» направит на реализацию проекта строительства центрального ядра «Москва-Сити», пишет газета «Бизнес».

Распоряжение о строительстве многофункционального комплекса на Озерковской набережной и бизнес-центра на Большой Татарской улице в понедельник подписал мэр Москвы Юрий Лужков.

  Читать далее » 



Новости компаний : «Интеко» планирует создать пул офисной недвижимости площадью около 1 млн. кв. м

15.8.05 08:07

Компания «Интеко» планирует создать пул офисной недвижимости общей площадью около 1 млн. кв. м. Как сообщили М2 в пресс-службе холдинга, об этом заявил вице-президент «Интеко» по строительству и промышленности строительных материалов Олег Солощанский.

По его словам, создание пула предусмотрено программой развития компании на ближайшие пять лет. «В течение ближайших 5 – 6 лет планируется построить около 1 миллиона кв. м бизнес-центров и офисных зданий. В Москве это будут объекты не ниже класса «А». К разработке архитектурных концепций привлекаются специалисты совместного российско-немецкого архитектурного бюро «БРТ Рус», а также ведущие зарубежные и отечественные архитекторы. Основной приоритет – создание еще непривычного для России типа зданий, бизнес-парков. Один из таких проектов площадью около 36 тыс. кв. м будет реализован на Садовнической набережной в Москве», - рассказал О.Солощанский.

  Читать далее » 



Новости рынка : Шведы выходят на рынок офисной недвижимости Петербурга

15.8.05 08:00

На местный рынок коммерческой недвижимости вышла шведская компания Ruric AB, учрежденная специально для развития девелоперских проектов в России.

"Своеобразной визитной карточкой нашей компании станет здание на Фонтанке, 13, которое мы реконструируем под бизнес-центр класса А, - рассказывает глава представительства Ruric AB в ПетербургеАлександрДымов. - К настоящему моменту наши инвестиции в петербургскую недвижимость составили $50 млн, еще $50-100 млн мы планируем вложить до конца года". 

  Читать далее » 

15.8.05 08:16| Парадоксы малого девелопмента

Стагнационные процессы на рынке недвижимости не затронули сектор помещений в жилых домах, используемых под коммерческие нужды. По оценкам экспертов, сегодня такие объекты по-прежнему остаются на пике популярности, а финансовые вложения в них считаются наиболее перспективными. Тенденция переоценки и «сегментации» объектов недвижимости также обошла стороной этот сектор рынка, емкость которого остается высокой несмотря на неугасающий спрос.

Поданным Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле, за прошлый год стационарная сеть потребительского рынка (магазинов, ресторанов, ателье, мастерских) увеличилась на 700 предприятий и достигла 10,3 тысячи единиц. Сеть предприятий общественного питания увеличилась на 198 единиц и насчитывает более 4,8 тыс., из них свыше 1,6 тыс. - предприятия быстрого питания. Наибольший прирост объектов наблюдается в Центральном (55), Петроградском (31), Выборгском (20) и Адмиралтейском (16) районах. Оборот общественного питания составил 10 млрд. руб, что на 7,1% выше показателя 2003 года.

Московские и зарубежные ритейло-ры стараются при выходе на петербургский рынок открыть в первую очередь магазин на Невском проспекте или на прилегающих улицах. Однако свободных коммерческих помещений здесь уже практически не осталось.

Единичные объекты, появляющиеся на рын,ке, предлагаются по баснословно высоким ценам - в среднем от $3 до 10 тыс. за кв.м. Поэтому активный покупательский спрос сместился в сторону «непрестижного» центра и спальных районов. И, если в исторической части города все «доходные места» наперечет, то за ее пределами рынок коммерческих площадей резко расширяет рамки, находясь в непрерывном движении.

За последние 10 лет петербургские застройщики выплеснули на рынок десятки тысяч метров коммерческих площадей. Во всех новых домах такие помещения на первых этажах закладываются еще на уровне проекта. Они могут занимать как весь первый этаж, так и его часть, в зависимости от месторасположения здания. Например, как отмечает старший менеджер Управления недвижимостью ЗАО «Строительный трест» Борис Прокофьев, если фасад дома вытянут вдоль оживленного проспекта, то, как правило, жилые площади в нем начинаются от второго, а то и третьего этажа. Если же жилой комплекс имеет сложную форму и частично «загнут» во двор, то, скорее всего, в тихой дворовой части первого этажа разместятся квартиры.

По словам руководителя проектно-технической группы корпорации «Строймонтаж» Дмитрия Студилова, Градостроительный регламент обязывает застройщиков проектировать встроенные помещения, а вот для чего будут предназначены эти площади, зависит от градостроительных расчетов. Два-три года назад были максимально востребованы помещения площадью около 50 кв.м, их приобретали под небольшие магазины, парикмахерские. Сейчас у покупателей более популярны площади от 100 и более кв.м. По данным специалистов «Строительного треста», большим спросом по-прежнему пользуются объекты до 100-150 кв.м, желательно вообще без планировки. Цена зависит от местоположения дома, его уровня, расположение нежилых помещений, инженерной оснащенности и пр. Поэтому разброс цен на коммерческие площади в новых домах достаточно велик: от $1 тыс. до 2,5 тыс. за кв.м. Нижней границе диапазона соответствуют офисные помещения, выходящие окнами во двор, верхней - фасадные под торговлю, с витринными окнами. Для сравнения:квартиры в таких домах продаются за $950-1100/кв.м. Основной спрос на торговые помещения сейчас формируют развивающиеся сетевые компании непродовольственного сектора, а также предприятия быстрого питания, рестораны и кафе и московские сетевики, выходящие на петербургский рынок.

Игра без правил

Теоретически, в жилых домах можно организовать предприятии любого назначения - от кафе или пекарни до казино. Приобретая коммерческое помещение в жилом доме на эта пе строительства, инвестору выгодней сразу же оформить его в соответствии с будущим функциональным назначением. Тогда при сдаче дома застройщик обязан оборудовать помещение под конкретные требования, например, проложить дополнительные вентиляционные каналы или установить шумоизоляцию. Однако не все строительные компании соглашаются заключать подобные сделки, особенно если дом имеет выгодное местоположение. По словам Бориса Прокофьева, в зданиях, выходящих на оживленную трассу, встроенные нежилые помещения приобретаются еще на стадии котлована. Если же дом расположен в глубине жилого квартала или «смотрит» в лес, на гаражи, то первые этажи «уйдут» только после сдачи и заселения дома, и, скорее всего, они будут использоваться под офисы. Большая часть покупателей - предприниматели, чей бизнес достиг определенного уровня, позволяющего думать об инвестициях в дальнейшее развитие.

В недавно сданном высотном жилом комплексе на Коломяжском пр., 15 (напротив ст. метро «Пионерская») - в одном из самых бойких мест спального района - застройщик отвел под нежилые цели целых три этажа (13 тыс. кв.м). Вся площадь была приобретена еще на стадии разработки проекта, поделена на лоты и после окончания строительства сдана в аренду. «Такие заманчивые объекты в «проходных» местах просто не доходят до коммерсантов среднего уровня, их выкупают более мощные финансовые структуры, - говорит Борис Прокофьев. - Аренда для среднего и мелкого бизнеса в данном случае малоинтересна». Именно на таких клиентов и рассчитывают риэлтерские компании, в последние годы активизировавшие свою деятельность на ниве продажи жилых квартир под коммерческие нужды.

Не «первичкой» единой

Сегодня в коммерческие помещения, расположенные на первых этажах жилых домов активно перемещается мелкорозничный бизнес, в том числе из ларьков и торговых палаток, которым несколько месяцев назад была объявлена «война» городской администрацией. Немногие нашли себе хорошее пристанище.

«Поиск и реализация квартир, которые могут быть использованы под коммерческие объекты - это основное направление нашей деятельности за последний год, - рассказывает генеральный директор АН «Легион-Недвижимость» Максим Чернов. - С начала года мы провели уже несколько десятков таких сделок».

Процесс перевода в среднем занимает от б до 8 месяцев, в зависимости от сложности проекта, в целом необходимо получить разрешение (согласование) в 18 учреждениях.

Бывшие квартиры охотно приобретают под торговлю, услуги, аптеки, медицинские центры, а также под офисы, мини-отели, кафе. В прошлом году в Петербурге было издано более 2 тыс. распоряжений по

переводу жилых помещений в нежилые. Подтверждая тезис застройщиков, риэлтеры отмечают, что покупка таких квартир становится эффективным вложением денег. Даже небольшой компании намного выгоднее иметь помещение в собственности, потому что его всегда можно сдать в аренду или продать по цене намного выше той, по которой оно приобреталось.

Риэлтерская арифметика

Операторы вторичного рынка считают, что основная проблема превращения малоликвидных квартир в высокодоходные коммерческие помещения - психология потенциальных продавцов. «Часто бывает так, что квартира находится в привлекательном месте, но хозяева не желают ее продавать. Но рано или поздно находятся аргументы, меняющие точку зрения жильцов, и объект реализуется. И нет ни одного обратного примера», - говорит Максим Чернов. Речь идет в первую очередь об удачно расположенных помещениях, но малопригодных для проживания. Отыскав подобный объект, риэлтеры начинают переговоры с хозяевами. А найти покупателя при ажиотажном спросе - это уже дело техники. Говорить о ценах риэлтеры не любят, мол, это «штучный товар, требующий индивидуального подхода» и пр. По самым приблизительным подсчетам, имея $150 тыс., можно приобрести объект площадью 70-80 кв.м. После ремонта и соответствующих согласований во всех инстанциях, помещение можно сдать в аренду и получать от 15 до 25% годовых на вложенный капитал. Компания «Легион-Недвижимость» сейчас разрабатывает для своих сотрудников программу, позволяющую оперативно рассчитывать инвестиционную привлекательность объекта. Учитываются такие параметры, как необходимый объем капиталовложений, размер предполагаемой арендной платы, срок окупаемости и размер ежегодной ренты на размещенный капитал. «Используя этот инструмент, мы сможем более аргументированно вести диалог с потенциальными покупателями квартир на первых этажах», - говорит Максим Чернов.

Расходы на выкуп квартиры, перевод ее в нежилой фонд и переоборудование под коммерческий объект более-менее фиксированы. Средняя стоимость такого помещения - от $1100/кв.м. Проектные работы обычно обходятся заказчику $б-15/кв.м (в зависимости от профиля объекта). Перевод в нежилой фонд, включая комплекс работ по согласованию вплоть до получения распоряжения губернатора, для помещений до 50 кв.м обходится в $5 тыс., при площадях от 50 до 100 кв.м - $5,7 тыс. Минимальная стоимость ремонта с обустройством отдельного входа -$20/кв.м. Установка крыльца обойдется в $2-5 тыс., в зависимости от материала. Если дом имеет деревянные или смешанные перекрытия, то обычно в смету ремонтных работ закладываются расходы на укрепление перекрытий - около $10/кв.м. Отдельных расходов могут потребовать работы по электрообеспечению нового объекта: дополнительные мощности от «Ленэнерго» можно получить (не без сложностей) за несколько тысяч долларов. Еще $2 тыс. потребуется для прохождения обязательных инстанций в виде ПИБ, СЭС, УГПС, МВК, ГБР и пр.

За и против

В Петербурге работают десятки компаний, оказывающих услуги по переводу жилых помещений в нежилые, а также последующему созданию и согласованию проектов переоборудования. В условиях спада на рынке жилой недвижимости многие риэлтерские фирмы стали рассматривать малый девелопмент как одно из наиболее перспективных направлений своего бизнеса. Однако изменения в сфере жилищного законодательства поставили в тупик некоторых операторов рынка, работающих в этом направлении. Поэтому, оценивая ближайшую перспективу развития данного сектора рынка, специалисты серьезно расходятся во мнениях.

В группе компаний «Профэксперт», специализирующейся на проектировании коммерческих объектов, заявляют, что со дня вступления нового ЖК (с 1 марта 2005 г.) в городе не было зарегистрировано ни одной сделки по переводу жилого помещения под нежилые цели. Теперь, считают в компании, получить согласие всех необходимых ведомств стало намного сложнее. Прежде чем подавать документы на перевод, необходимо разработать и утвердить так называемый целевой проект, и только после этого получать распоряжение губернатора. До 1 марта порядок действий был обратным, что значительно упрощало технологию. Помимо этого, в новом перечне документов, необходимых для переоформления помещения, предусмотрен обязательный поэтажный план дома, а также получение согласия всех (!) жильцов. «Появление этих требований сделало процедуру перевода квартир в разряд коммерческих объектов практически нереальной, - говорят в компании «Профэксперт». - По крайней мере, мы, по-прежнему, принимая заказы на разработку проекта, пока что не беремся проводить дальнейшие согласования. В районных администрациях лежит уже немало заявок, на которые пока не получено положительного ответа».

Риэлтеры придерживаются иного мнения. «Такие заявления абсолютно беспочвенны, - говорит генеральный директор АН «Русский дом» Людмила Синьковская. - С января 2005 г. специалистами нашего агентства успешно проведено около пятидесяти операций по реализации квартир под коммерческие цели со всеми необходимыми согласованиями. Сейчас мы заканчиваем еще несколько сделок, все этапы реализованы в полном соответствии с законодательством, и никакой проблемы здесь нет». В компании «Легион-Недвижимость» также считают, что новые законы практически никак не отразились на активности покупателей и работе риэлтеров. Собранный для подготовки распоряжения губернатора пакет документов периодически «зависает» в том или ином районе, но это случалось и раньше. С возникающими проблемами риэлтеры, давно работающие на рынке, пока справляются.

***

Игорь Лучков,руководитель отдела оценки компании «Бекар. Коммерческая недвижимость»:

- На встроенные помещения под торговлю сегодня устойчивый спрос, однако наметилась тенденция оттока арендаторов из таких объектов на центральных улицах в торговые центры. Это происходит из-за непомерно высоких ставок аренды на встроенные помещения. Кроме того, с конца 2004 г. темпы роста цен замедлились, и даже отмечалось некоторое их снижение. Но в целом показатели остались достаточно высокими за счет активного роста в начале года. Скорее всего, в 2005-2006 годах ставки вырастут в среднем на 10%, на менее востребованные объекты - на 5-10%, на наиболее ликвидные встроенные помещения - на 20%. Цена продажи/покупки встроенных помещений в 2005-2006 годах будет подниматься ежегодно.на*15-20%.

Борис Прокофьев, старший менеджер Управления недвижимостью ЗАО «Строительный трест»:

- Все нежилые помещения в новых домах рано или поздно находят покупателей. В небойких местах помещения приобретают под офисы. Часто клиенты покупают квартиру и офис в одном доме. Таких примеров у нас масса. Иногда в новых домах переделывают квартиры под офисы, но это происходит редко. Если же говорить об объектах сферы торговли и услуг, то на первичном рынке очень трудно найти хорошее помещение за разумные деньги. В аренду- сколько угодно, ноу нас огромное количество клиентов, желающих вложить деньги в недвижимость, начиная от крупных корпораций и заканчивая мелкими бизнесменами. Все хотят купить и сдавать в аренду, это беспроигрышный вариант.

Максим Чернов, генеральный директор АН «Легион-Недвижимость»:

- Потенциал помещений, которые в принципе могут быть использованы под коммерческие цели, в городе огромен. По нашим приблизительным оценкам, в Петербурге имеется не менее 10-15 тыс. таких объектов. Причем речь идет не столько об историческом центре, хотя долгое время основной интерес потенциальных покупателей жилья «под перевод» был сосредоточен на зданиях в исторической части города. Сейчас все, что находится рядом с метро, пользуется большим спросом. В некоторых случаях применяемые технологии позволяют обойти даже жесткие критерии перевода: например, в нежилом помещении высота потолка должна быть не менее 2,7 м. В квартире, расположенной в хорошем месте у метро, перестилается пол и достигается необходимое расстояние, причем это официально согласуется в инстанциях.

Источник: Мир и дом

15.8.05 08:22| Технопарк в деталях

При достаточном количестве офисных площадей в Петербурге малому производственному бизнесу пока некуда податься. В городе ощущается нехватка индустриальных парков (их называют технопарками), где на одной территории уживаются производство, небольшой склад и офис. Учитывая невысокую стоимость и небольшой срок окупаемости таких объектов, в ближайшие годы количество технопарков будет неуклонно расти.

Что такое технопарк?

Существует, по крайней мере, два вида объектов, которые принято называть технопарками. Это инновационно-технологические центры при вузах, где, как правило, занимаются разработкой программного обеспечения и других интеллектуальных продуктов, а также наличие на одной территории офисного центра, небольшого локального склада для обеспечения жизнедеятельности предприятия и маленького производства. "Понятие "технопарк" в понимании "производство - плюс офис - плюс склад" появилось сравнительно недавно, - рассказывает директор компании "Бекар. Коммерческая недвижимость" Игорь Горский. - И раньше существовали производства и офисы на одной территории. Как правило, в офисах находился персонал, занимающийся управлением и/или оптовыми продажами. Однако названия "технопарк" эти территории не имели, и их было немного". Чаще всего, например, сборочный цех находился на одной улице, а сам офис - на другой. Причем иногда эти объекты располагались в противоположных концах города, делая работу с компанией очень неудобной для клиентов.

Подобная ситуация, увы, распространена и сейчас. Хотя для клиентов, да и для самого предприятия гораздо удобнее на старых заводских территориях разместить небольшое производство и там же расположить офис. Клиенты могут посмотреть товар в специальных выставочных помещениях, оформить все документы в соответствующем отделе, оплатить товар и забрать его со склада, который расположен на той же территории.

Назвать точное количество технопарков в понимании "производство - плюс офис - плюс склад" на сегодняшний день затруднительно. По данным специалистов "Бекара", таких объектов в городе порядка 5-10. Один из самых старых технопарков на месте бывшего завода - "Технопарк N1". Он находится на перекрестке улиц Швецова (Швецова, 41) и Маршала Говорова недалеко от станции метро "Нарвская".

Арендатору и инвестору

Технопарк создается при значительно меньших вложениях, нежели бизнес-центр или торговый центр - здесь нет необходимости вкладывать в объект единовременно большие суммы. Переоборудование бывшего завода под технопарк обойдется дешевле, чем переоборудование под офисный центр, например, класса В. При этом сроки окупаемости индустриального парка сравнительно невысоки. Так, срок окупаемости бизнес-центра - от 5 до 7 лет при удачно сложившихся обстоятельствах и заполнении арендаторами. Срок окупаемости торгового центра составляет от 4 до 8 лет, тогда как технопарк обычно окупается в срок от 3 до 5 лет.

Инвестор, выбирая место для индустирального парка, о территории в центре города должен забыть. Как известно, политика властей Петербурга такова, что все промпредприятия в ближайшие 15 лет должны будут переехать на окраины. Наиболее удачное на сегодняшний день место для размещения технопарка - бывший завод на территории промзоны где-нибудь на окраине Петербурга. Например, в таких зонах как "Парнас", "Ижорский завод", "Обухово".

Трудностей не избежать

Но при создании технопарка можно столкнуться и с серьезными проблемами. Как правило, все бывшие заводы уже имеют все коммуникации, а также подключенные электрические мощности для категории "промышленные потребители". Если все это так, хозяину технопарка не нужно будет добывать необходимые разрешения и документы для подключения света, тепла и воды. Однако, если всего этого ет - монополисты могли в свое время разорвать отношения с неплательщиками-заводами (практически все они были должниками снабжающих организаций) - тогда для создания технопарка все договоры придется заключать заново. Индустриальный парк связан в первую очередь с большими затратами электричества, тепла и воды. Если предприятие не обеспечено, к примеру, электроэнергией, то создание технопарка на месте предприятия может быть даже невыгодно, потому что подключение будет стоить очень дорого. Поэтому первое, на что надо обратить внимание при создании индустриального парка - это на имеющиеся инженерию и мощности.

"Другая трудность - это разобраться в истории приобретаемого здания, - утверждает И. Горский. - Бывают случаи, когда завод, который продает землю и здание под индустриальный парк, скрывает, например, что у него есть огромные долги за электроэнергию, воду или тепло, а также долги перед городским и/или федеральным бюджетом". При заключении сделки надо обязательно учесть эти обстоятельства, иначе впоследствии могут возникнуть большие проблемы. Кроме того, при наличии долгов меняются и цена, и условия сделки. Как правило, помочь правильно составить договор и учесть все необходимые условия, чтобы этих проблем не возникло, могут в агентстве недвижимости.

Преемственность "поколений"

Стоимость аренды помещения в бизнес-центре и помещения в технопарке существенно отличается. Так, в бизнес-центре в одном из центральных районов она может дойти до 70 долларов за кв. м в месяц. Аренда помещения в технопарке обойдется всего лишь в 15-20 долларов.

Как правило, в технопарке не размещаются какие-либо вредные производства, например нефтеперерабатывающие производства, для которых необходима отдельная территория. Размер производственных и офисных площадей зависит в основном от размера и структуры помещений бывшего владельца. Технопарки чаще всего создаются на месте заводов и фабрик. Та архитектура, которая первоначально была создана на таком заводе, диктует и назначение будущих помещений, а также профиль самого производства. Например, на месте деревообрабатывающего производства традиционно будут работать малые предприятия того же профиля - скажем, производство мебели или строительных материалов, комплектация окон и дверей и т.д. Это намного дешевле, потому что у предприятия, расположившегося на месте бывшего завода, есть уже подъездные пути, необходимые помещения, возможно, оборудование и обученный персонал (если он еще не уволился с прежнего места работы), а также коммуникации. Так что менять профиль в технопарках по сравнению с бывшим производством невыгодно. В редких случаях перепрофилирование может быть целесообразным: скажем, если завод находится недалеко от порта, логично было бы его использовать под складской комплекс.

Чаще всего на территории технопарка находится не одно предприятие, а несколько. Так например, в Петербурге существует технопарк, где бок о бок работают компании по производству окон, сухих строительных смесей, упаковки и сборочное производство дверей. Хотя это предприятия и не одного профиля, но схожей направленности.

Источник: КДО

15.8.05 11:48| Зданий класса В может стать больше

По оценкам специалистов в настоящее время бизнес-центры класса В составляют большую часть в сегменте офисов от В- до А+, и есть все основания предполагать, что их доля увеличится. По даннымABNRealty, в I квартале 2005 года площадь введенных в эксплуатацию офисных площадей составила 130 тыс. кв.м, из них 41% составили офисы класса "А". Однако, уже в следующем году, по прогнозам ряда аналитиков, доля бизнес-центров класса В увеличится до 65-70%. Так экспертыColliersInternationalзаявляют, что объем нового строительства офисных площадей классов А и В в 2006 г. прогнозируется на уровне 700,000 кв.м (класс А – 33%, класс В – 67%). На самом же деле доля бизнес-центров класса В может стать еще немного больше.

Причин этому несколько.

 

Рост арендных ставок

Во-первых, продолжает ощущаться сильный дефицит качественных офисных площадей. Заполненность бизнес-центров класса А составляет от 3% до 6%, а свободных площадей класса В – всего лишь 8% от их общего количества. И есть все основания предполагать, что арендные ставки будут продолжать расти. К примеру, руководитель департамента офисной недвижимости и инвестиций компании Colliers International, Олег Мышкин, считает, что "до конца года ставки аренды еще немного увеличатся. По нашим прогнозам, их рост составит около 10% для офисов класса А и примерно столько же - для класса В. Причем переход в расчетах единичных арендодателей и продавцов с доллара на евро не заложен в указанную цифру роста. Таким образом, в ближайшее время не стоит ждать стабилизации арендных ставок. Их увеличение будет продолжаться еще, как минимум, два года".

 Еще одной причиной роста арендных ставок, по словам специалистов компании «ВБ-Сервис», является повышение стоимости эксплуатационных расходов вследствие инфляции и увеличения стоимости материалов.

Моральное и физическое старение

Нет ничего вечного и бизнес-центры – не исключение. Те здания, которые были построены в середине 90-х и заявлены, как объекты класса А, сегодня имеют статус В+.

Речь идет не только о физическом устаревании оборудования и самого здания, но и о моральном старении. При современном быстром развитии уже существующих технологий и появлении новых, на основе которых заявляются амбициозные современные проекты, моральное старение происходит достаточно быстро. Это, разумеется, нельзя считать первостепенным фактором, оказывающим влияние на долю зданий того или иного класса, однако и сбрасывать его со счетов тоже не стоит.

Переоборудование зданий класса С

Сегмент зданий класса С в настоящее время самый большой и составляет, примерно, 6-7 миллионов квадратных метров. Это самый закрытый и «непрозрачный» сегмент рынка, большинство расчетов являются «серыми», а договоренность зачастую бывает устной, поэтому трудно точно оценить объем и другие параметры этого рынка. В таких офисах работают небольшие, часто, начинающие, компании. Многие офисы этого класса находятся в промзонах, а значит, претендентами становятся также и те фирмы, которым просто выгодно иметь склад или производство вблизи офиса. С учетом растущего спроса можно смело утверждать, что некоторые собственники офисов класса С, желающие максимизировать прибыль, переоборудуют объект под класс В или В-.

Олег Глухов

Дворецкий.ру

16.8.05 07:53| Торгово-развлекательные центры в Санкт-Петербурге

Учитывая растущую конкуренцию в сегменте торговой недвижимости, торговые комплексы (ТК) вынуждены пересматривать свою концепцию и оказывать клиентам все больше дополнительных услуг. Одним из способов привлечения посетителей является создание в них развлекательной инфраструктуры. Доля торговых комплексов, имеющих развлекательную составляющую, в Санкт-Петербурге увеличивается. По данным компании «Бекар. Консалтинг», сейчас их 28 % от общего количества центров, введенных в течение 2003–2004 годов.

Покупателей заставят развлекаться
Рынок торговой недвижимости в Петербурге продолжает развиваться. Уровень доходности торговых центров сегодня высок и достигает 20 %. Однако растет и конкуренция, постепенно снижая показатели прибыльности. Чтобы выигрывать в этой борьбе, инвесторы при создании новых ТК все больше средств вкладывают в сферу развлечений. Сегодня в торгово‑развлекательных центрах есть мультиплексы (многозальные кинотеатры), боулинг, бильярд, игровые автоматы, видеоигры, фитнес-центры и сопутствующие фуд-корты.
Даже существующие торговые центры, открывшиеся в 2001–2002 годах, стараются добавлять к своим площадям разлекательные объекты. Например, ТК «Балканский» (Балканская пл., 5, площадь — 35 тыс. кв. м) появился несколько лет назад, но весной 2004 года ввел в эксплуатацию новый развлекательный корпус (площадь 11 тыс. кв. м), который соединен с центральным зданием стеклянной галереей. Другим примером может служить ТЦ «Невский» (пр. Большевиков, 18). Торговая часть центра начала полностью функционировать в 2002 году, а в конце 2004 года уже было построено отдельно стоящее здание, связанное с торговым комплексом галереей по второму этажу. В этом современном культурно-досуговом корпусе (площадь 14, 5 тыс. кв. м) размещены боулинг, бильярд, интернет‑кафе, дискобар и спортивно-оздоровительный комплекс.
Тем не менее пока в Петербурге развлекательные услуги не являются таким основополагающим фактором привлечения покупателей в торговые комплексы, как на Западе. В сознании россиян поход за покупками и отдых — это целевые мероприятия: они посвящают время либо одному, либо другому занятию. Совмещение происходит крайне редко.
И все же наличие развлекательной составляющей в торговых комплексах играет весьма значимую роль. Люди привыкают к существованию конкретных объектов и начинают осознавать, что в ТК можно выбраться с любой целью — будь то шопинг или отдых. На этапе обострения конкуренции это является важным преимуществом для торгового комплекса, потому что позволяет сформировать пласт лояльных посетителей, обеспечивающих высокую проходимость.

Боулинг — в лидерах
В большистве торгово‑развлекательных комплексов, которые открылись за последние два года, есть боулинг. Несмотря на довольно высокие цены, он пользуется популярностью у горожан, которые играют в него ради удовльствия, а не ради спортивных достижений. В Петербурге несколько сетей боулинг-залов, самые крупные — «Боулинг-Сити», «Космик» и другие. По данным компании «Бекар. Консалтинг», боулинг-залы оборудованы в 39 % ТРК Петербурга. Самый большой зал для боулинга на 36 дорожек — в комлексе «Сенная» (ул. Ефимова, 3), зал на 24 дорожки — в ТРК «Норд» (пр. Просвещения, 19), на 20 и16 дорожек соответсвенно — в комплексах «Озерки» и «Гулливер». В «Невском» боулинг-зал самый маленький — там всего шесть дорожек. Боулинг на 52 дорожки запланирован в новом торгово‑развлекательном комплексе на Пулковском шоссе.

Мультиплексы — для всей семьи
Одна из наиболее популярных и востребованных развлекательных услуг — многозальные кинотеатры (мультиплексы). В основном они находятся на последних этажах торгового комплекса, предлагая новую концепцию отдыха. Расположение мультиплексов в торговых комплексах тесно связано с их развитием. Услуга, которая появилась в ТК не так давно, направлена на удовлетворение различных потребностей потенциальных покупателей. Большинство мультиплексов представляют собой кинотеатры для семейного просмотра, что определяет их репертуар и спектр дополнительных услуг. Мультиплекс считается одним из наиболее крупных звеньев торгового комплекса, собирая иногда по несколько тысяч человек в день. Любопытно, что в прокат чаще всего выходят новинки мирового кино — кинофильмы, которые смотрят горожане любого возраста. Во многом успешность и доходность торгового комплекса тесно связана с наличием в нем кинотеатра.
Количество современных экранов в городе за последний год увеличилось в два раза. Сейчас в Петербурге 21 современный кинотеатр на 66 экранов. Мультиплексы есть в 35 % торгово‑разлекательных комплексов. Самая разветвленная сеть кинотеатров в Северной столице — «Кронверк Синема»: ей принадлежит кинотеатр «Балканский», имеющий семь залов, рассчитанных на 1500 зрителей, а также самый большой мультиплекс в городе — «Меркурий» (восемь залов), расположенный в торгово‑развлекательном комплексе с одноименным названием (ул. Савушкина, 141). К этой же сети относятся кинотеатры в ТРК «Норд» (шесть залов), «Заневский Каскад» (пять залов) и «Академический» (пять залов). Кинотеатр из двух залов, владельцем которого является «Мираж Синема», есть в торгово‑развлекательном комплексе «Гулливер» (Торфяная дорога, 7, корп. 1).В ближайшее время на рынок Петербурга выйдут такие сети, как «Синема-Парк», «ИнвестКиноПроект». Недавно в торгово‑развлекательном центре «ПиК» (ул. Ефимова, 4а) открыл свое первое представительство Роскинопрокат.

Фитнес — для самых спортивных
Хорошим якорем для торгово‑развлекательного комплекса считаются и фитнес-клубы. Правда, пока количество торгово‑развлекательных центров с фитнес-клубами невелико — около 27 % от общего количества. Самая обширная сеть фитнес-клубов в составе торгового комплекса — Sport Life. В Петербурге из четырех представленных клубов Sport Life три находятся в ТК «Невский», «Академический», «Владимирский Пассаж». В фитнес-клубах обычно есть тренажерные залы, залы аэробики, бани, сауны, солярии и детские комнаты.

Олег Спивак,
руководитель Департамента торговой недвижимости компании «Бекар. Консалтинг»

Вышло в свет руководство
Управление недвижимостью. Как выбрать управляющую компанию - долгожданный справочник по управлению недвижимостью!
Это исследование - настольная книга каждого человека, цель которого получение максимальной отдачи от своей недвижимости.
Игорь Шильников,
финансовый директор "АльянсСтройКомплект"

Купите сейчас!

Внимание! Оплатить руководство теперь можно, воспользовавшись электронными системами платежей "Web Money" и "Яндекс-Деньги".
Номер кошелька в платежной системе "Яндекс-Деньги" - 4100132278793
"Web Money":
E375646040806
R845226665883
U844226018279
Z907317604985
В назначении и описании платежа обязательно указывайте наиболее полные данные для связи с Вами!
На сайте:
Все статьи об управлении недвижимостью
Управляющие компании
Добавить управляющую компанию

Маркетинговая группа БЕШ предлагает:
высококачественная съемка интерьеров на любой формат от 4х5" до цифровой камеры 6Mpix. Мы будем рады ответить на любые Ваши вопросы по e-mail vmikrin@besh.ru или по телефонам компании
(095) 798 9875 и
8(916)494-2106
.
Свяжитесь с нами сейчас и Вы получите лучшие снимки Ваших объектов!

Вы можете опубликовать новости Вашей компании, связанные с управлением недвижимостью. Для этого просто отправьте Ваше изложение новости редактору: dvoretsky@inbox.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: realty.serveying
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное