Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продвинутая психология для совершеннолетних. Пусть играют


Информационный Канал Subscribe.Ru

Psyberia.ru - Продвинутая психология для совершеннолетних
----------------------------------------------------------
14.07.2003                                       Вит Ценёв
----------------------------------------------------------
ПУСТЬ ИГРАЮТ (ИНТЕРВЬЮ ГАЗЕТЕ "КОМПЬЮТЕРРА-ТОМСК")

-------------------------------------------------------------
1. В Томске сложилась ситуация, что общественность ведет работу против застревания
детей в компьютерных клубах, а клубов у нас в городе 60-70. Что ты думаешь об
этом?
-------------------------------------------------------------
Помнится, Андрей Себрант, генеральный продюсер и директор по стратегии Lycos
Russia, в своем выступлении на "Интернити" рассказал историю о том, как инициативные
люди спасают птичек от голода. Они образуют комитет или общественную организацию,
чтобы этих птичек накормить. И, кажется, что все прекрасно, но приходят холода,
и прикормленные птички оптом умирают от холода, ибо у организации нет в планах
спасать птиц от холода. Накормить – да, сколько угодно, а спасать от холода –
это чья-то другая проблема.

Так и общественность против чего угодно". Для них показатель здоровья общества
– это факт, что как можно большее число людей чего-то не делает. Их не волнует,
куда пойдут дети, которых вытолкали из клубов на улицу. В притоны, на панель,
на иглу, в криминал. По их теории, если детей вытолкать из гейм-клубов, то они
ринутся читать Достоевского, посещать художественные салоны. Но это, как ты понимаешь,
очень вряд ли.

Запретить, сертифицировать, лицензировать, регламентировать, упорядочить – это
самый легкий путь создать у подростка иррациональный интерес к той или иной деятельности.
Я всегда говорю и буду говорить, что лейбл на табачных киосках "до 18 лет" является
самой лучшей рекламой курения, какую можно вообразить.

Посмотри на это глазами подростка: неужели, столкнувшись с запретом, он с ним
согласится?! Он из штанов своих выпрыгнет, чтобы преодолеть это. Я в свое время
не пропустил ни одного фильма "до 16 лет", – и, поверь мне, большинство друзей
"недотягивающего" для просмотра возраста – аналогично.

60-70 клубов, полные подростков, – да это же просто подарок для всех тех, кто
заботится о судьбах подрастающего поколения. И если они разбегутся в разные стороны,
то вообрази, сколько усилий понадобится, чтобы собрать из них хотя бы треть.
А так – они здесь, под присмотром. Можно распространять агитационную продукцию,
организовать между ними конкурсы, компьютерные состязания (что, в сущности и
делается: чемпионаты проводятся чуть ли не ежемесячно, а клуб Nettown выступает
спонсором веб-олимпиад для начинающих дизайнеров – прим.редакции). Давать скидки
за хорошие оценки в школе. Вот Борис Колесов высказал мысль, что можно интегрировать
клуб в школьный класс. А ведь можно и, напротив, – привнести элемент школы в
клуб. Это очень перспективно.
-------------------------------------------------------------
2. Реально, могут ли компьютерные игры причинить вред ребенку, и какой?
-------------------------------------------------------------
Давай начнем с того, что игровая деятельность вообще свойственна не только человеку,
но и высшим животным. Смысл у игры один – это обучение сложным социальным навыкам.
Препятствие игровому процессу ведет к дезадаптации, социальной беспомощности.
Мы начинаем с игр, которые учат нас постигать предметный мир (куклы, машинки,
мячики, и так далее).

Потом комбинаторные игры (конструкторы, системы вещей, наборы) – ими мы учимся
предметному взаимодействию, манипуляции с предметами. Далее – класс ролевых игр
(в Чапаева, в "испорченный телефон", в солдатиков), – учимся взаимодействию с
другими людьми, усваиваем свою подчиненность законам и правилам мира ("да и нет"
не говорить, черное с белым не носить; кто не спрятался, я не виноват). Далее
– коллекции и накопительство, "детский плюшкинизм", – это навыки систематизации
предметов и явлений, структурное мышление. Ну и так далее.

Каждый взрослый опыт предваряет игровой урок. Даже пубертатный онанизм, о котором
раньше писали пугающие брошюрки, – это важный досексуальный опыт, который учит
контролировать свое либидо, сделать его пластичным и предсказуемым, – управлять
им, а не зависеть от него.

В этом смысле компьютерная игра – есть неизбежная и необходимая часть обучения,
которая готовит подростка к серьезной работе за компьютером. Ибо появился новый
класс работ, профессий, весь цикл которых проходит только за экраном монитора.

Это дизайн и верстка, программирование и бухгалтерия, проектирование и видеомонтаж.
Миллионы  людей должны учиться профессионально разбираться с персональным компьютером:
как на уровне его "железной" части, так и на уровне программной. Игра – это лучший
способ подготовить себя к будущей "взрослой" работе за компьютером.

Что касается "вредности" игр, то предлагаю взять за аксиому: сама по себе игра
не может быть вредна для подростка, как само по себе не вредно казино, скачки,
фильмы "до 16", и так далее. Вредна не игра, а пустота в жизни подростка, которую
ему нечем заполнить. И чем она сильнее, тем больше он может погружаться в игру,
как в свое спасение. Если подросток с головой погрузился в игру, забыв про все
на свете, то нужно бить тревогу, но не потому, что во всем виновата игра или
клуб, а потому, что в его душе – пустота, боль и отчаяние, от которых он прячется
в игре. Чаще всего вина лежит на родителях: они, как те кормители птичек, думают,
что кормят и поят своего ребенка, а остальное – это уже не их проблемы.

Поверь, в тысячу раз лучше купить подростку новую версию игры Doom, – чем отобрать
у него возможность поиграть. Второе – не просто антипедагогично, но и, как про
это говорят, педагогически токсично.
-------------------------------------------------------------
3. Если подросток 12-14 лет засиживается по ночам в клубе - это что-то о нем
(подростке) говорит, и что?
-------------------------------------------------------------
Первое, что приходит в голову – что у него дома нет компьютера. Вообрази себе,
что твой сын (допустим) восьмилетнего возраста все дневное время проводит у Пети.
А почему не наоборот? А потому, что у Пети много солдатиков и машинок, а у твоего
сына – их нет. Я помню свое детство: у меня было не так много игрушек, как у
моих друзей, и поэтому я, в большинстве случаев, был у них в гостях, а они у
меня – очень редко. Купите подростку компьютер, – и интерес к клубам у него поубавится.
А если у вас нет такой возможности, то это никак не повод делать клуб или подростка
"козлом отпущения".
-------------------------------------------------------------
4. У тебя есть такие знакомые подростки? Правда, что они похожи на зомби?
-------------------------------------------------------------
Они похожи на людей, которые предпочитают игру всему остальному. В мою бытность,
когда никаких игр в помине не было, было повальное увлечение видеосалонами. Тогда
нас "гнобили" этими самыми фильмами и рок-музыкой: вредно, аморально, агрессивно.
И что, собственно? Перебесились, поступили в ВУЗы, выучились, – и никаких проблем.
Игры и клубы – явление временное, хотя и захватывающее подростка с головой. Но
через некоторое время они обнаружат, что девочки в мини им куда более интереснее,
чем Quake – и проблемы больше нет.
-------------------------------------------------------------
5. На самом деле складывается впечатление, что дети, склонные застревать на играх,
чатах, интернете и пр., просто чего-то не имеют в этой жизни, в своей семье.
Что ты об этом думаешь?
-------------------------------------------------------------
В любом возрастном периоде ребенок всегда на чем-то "застревает". То его от игрушек
не оторвешь, то от мультиков не оттащишь, то с улицы не загонишь. Это нормально
даже в том случае, если в семье все хорошо. Проходит определенное время, и текущий
интерес, в который ребенок был погружен с головой, исчерпывается сам по себе.
В ситуации, если в семье дела обстоят плохо, если подросток чувствует себя никому
не нужным, если он не находит поддержки, тепла, любви, внимания и понимания (о
чем-то еще более худшем я и не говорю даже), то "застревание" усугубляется. В
любом случае, причины застревания в играх нужно искать вне стен клуба.
-------------------------------------------------------------
6. Руководители клубов в связи с этой ситуацией оказываются между двух огней:
с одной - возмущенные родители и инспекция по делам несовершеннолетних, с другой
- закономерности бизнеса, в связи с которыми нельзя отпугивать, а надо, наоборот,
привлекать клиента. Как можно решить конфликт?
-------------------------------------------------------------
Во-первых, я все же хотел бы отделить закономерность от закона. Существуют правила,
которые нарушать нельзя, – даже, несмотря на то, что это вредно для бизнеса.
Запрещено продавать водку несовершеннолетним, например. И если существует Закон,
– то никакими закономерностями бизнеса его нарушение не оправдать. Но оспаривать
его или выдвигать встречные инициативы, – сколько угодно.

Во-вторых, должна организоваться ассоциация компьютерных клубов, которая (вместе
со всеми комитетами и инспекциями) выработает четкие "правила игры" для этого
бизнеса.

И далее - уже ассоциация будет решать любого рода конфликты с надзорными органами
(вплоть до исключения нарушителей из своего реестра), – или сама исполнять такого
рода надзорные функции. Могу предложить свою кандидатуру для такой ассоциации,
– в качестве эксперта при разрешении конфликтных ситуаций.

В-третьих, можно найти определенную перспективу для реализации программ школьной
информатизации и компьютеризации. Мысль Бориса Колесова привлекательна не только
идеологически, но и экономически: зачем тратить деньги на компьютерные классы,
когда есть бизнес, готовый инвестировать в это средства? Нужно лишь найти взаимовыгодные
условия для такого рода интеграций. Да и родителям будет намного спокойнее, когда
они будут знать, что их чадо сидит в родной школе, а не непонятно где.
-------------------------------------------------------------
7. Если бы твой ребенок (или, скажем, ребенок твоих близких знакомых) так увлекался
играми, что бы ты сделал?
-------------------------------------------------------------
Раз уж речь идет о клубах, и, видимо, в таком контексте нужно понимать твой вопрос,
то я бы, наверное, озаботился тем, чтобы приобрести ему компьютер. Благо, сейчас
есть возможность брать компьютер в кредит. А ещё мне очень интересно, в какую
именно игру он играет, ибо игра в определенном смысле, – проективный тест личности.
Игры есть разные – квесты и шутеры, стратегии и головоломки, ролевые игры и симуляторы.
От выбора типа игры зависит, какую именно проблему решает ребенок, какую потребность
он удовлетворяет. Через выбор той или иной игры я лучше могу понять ребенка,
его переживания, его внутренний мир. Ну и, наконец, я бы сам попробовал сыграть
в эту игру.
-------------------------------------------------------------
8. Напрашивается вопрос: а каковы твои собственные отношения с компьютерными
играми и вообще с компьютером?
-------------------------------------------------------------
Компьютер – мой основной рабочий инструмент: это работа над публикациями и книгами,
общение по электронной почте с друзьями и коллегами по всему миру, виртуальные
консультации, психологический сайт, – и все это благодаря появлению в моей жизни
компьютера. Я не обожествляю его, но нельзя не признать тот факт, что компьютер,
стал столь же неотъемлемым инструментом на информационном поле, как тысячу лет
им были инструменты земледелия. Основной товар на современном рынке - информация,
и без вычислительной "мотыги", без рабочей компьютерной "лошадки" - нам уже не
обойтись. И это сегодня. А что будет завтра?

Конечно, я с удовольствием и играю, – Quake, Half-Life, Need for Speed, Unreal,
Venom, и так далее. Не могу сказать, что я заядлый игрок, раз в полгода от силы
поиграть и удается, – издержки "взрослости", так сказать; все остальное время
тратится на работу. Но если уж я "дорвусь", то по полной, с большим удовольствием.
И когда я смотрю на детишек, которые возятся в песочнице, когда я вижу детей,
играющих в Гарри Поттера, когда я наблюдаю за битвой подростков за экраном монитора,
я думаю, – ну и слава богу, что у них есть эта замечательная возможность - играть.
Ведь скоро они вырастут и "оставят все детское". А пока – пусть играют.

http://www.computerra.tomsk.ru (Газета "Компьютерра-Томск")
-----------------------
С уважением, Вит Ценёв.

URL: http://psyberia.ru
E-mail: vit@psyberia.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное