Vital P'Art - Продвинутая психология для совершеннолетних.
Защита дольше, уверенности больше...
Честно говоря, я еще сам не до конца осознал, что все благополучно завершилось.
Ощущение такое, что сделано еще не все, и впереди предстоит еще очень и очень
многое. На самом деле ничего больше не предстоит, кроме торжественной части:
в назначенное время прийти и получить свой диплом в весьма поздравительной обстановке.
Самое легкое и самое приятное, что осталось сделать. Какие-то, понимаете, игры
подсознания. Туго заведенная пружина еще пытается раскручиваться, чтобы двигать
механизм вперед, но двигаться уже некуда, цель достигнута, и можно расслабиться
да и получить удовольствие в самых лучших смыслах этого слова.
Защита прошла весьма буднично. На все про все отводилось семь минут, причем
в эти семь минут нужно было обязательно сказать, насколько глубокоуважаема аттестационная
комиссия и ее председатель, что показалось мне потерей времени. Речь я писать
поленился, поэтому выступление носило достаточно безбумажный характер: иногда
я поглядывал в тезисы, но в целом говорил своими словами. Бумажка, собственно,
нужна для того, чтобы говорить умные слова и высоконаучные обороты речи. Потому
что говорить так, как звучит нижеприведенная цитата, я просто не умею. Для меня
это совершеннейшая китайская грамота. Вот послушайте:
"Применение компьютерных сетей ведет к значительным структурным и функциональным
изменениям в психической деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную,
коммуникативную и личностную сферы, трансформируются операциональное (исполнительское)
звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия
субъект-субъект и субъект-информационная система." [Арестова О.Н., Бабанин Л.Н.,
Войскунский А.Е., Мотивация пользователей Интернета]
То есть вроде бы все совершенно понятно, каждое слово знакомо, мысль ясна -
но попробуйте на таком языке поговорить, выразить свои мысли, а?! Этому же учиться
надо! Мне вот легко удается говорить о весьма сложных вещах простым и понятным
человеческим языком, используя разные аналогии, образы, метафоры. Но за годы
своей образовательной эпопеи я так и не научился говорить сложно о простом.
Вот и приходится читать по бумажке, когда требуется сказать что-то умное: о
потребностной и мотивационной регуляции, и о всяких там структурных и функциональных
изменениях в познавательной сфере личности.
Хороший пример и отличную иллюстрацию этому можно найти в "Методическом руководстве
для студентов психологических ВУЗов по использованию сети Интернет". Написана
была по заказу ТГУ: для кафедры генетической и клинической психологии, если
не ошибаюсь. Суденту, слава Богу, не нужно изъяснять актуальный материал в вышеуказанных
пассажах. Поэтому написано на примерах самого обыкновенного и привычного свойства:
пейджеры, книжки, такси, газеты, письма, читальные залы. Все просто и понятно.
Так, как это принято писать в буржуинских учебниках, где умудряются сказать
крайне сложные вещи простым и доступным языком. Можете найти и почитать Жо Годфруа,
"Что такое психология?", как образец таких книг. Наши же люди говорят о простом
на таком языке, что правды не найдешь, а только запутаешься. Мне в таких случаях
всегда "Чевенгур" Платонова вспоминаетеся, где на собрании колхоза одному предлагают
воздерживаться при любом голосовании. А зачем воздерживаться? А для усложнения,
чтобы враги не догадались!
В общем, я так интересно "попал": мне нужно объяснить, что такое Интернет, а
я не могу этого сделать. То есть я могу это сделать, я очень легко могу это
сделать, но совершенно не тем языком, который бы удовлетворил глубокоуважаемую
аттестационную комиссию. Я думаю, что вышеприведенной цитаты было бы вполне
достаточно для того, чтобы все все поняли (кроме меня) и остались бы вполне
довольны. Но вот этой цитаты у меня под рукой не оказалось. В результате получил
"четверку". Что меня, конечно, несказанно обрадовало, так как я уже было совсем
подумал, что провалил защиту. Потом, кстати, мне сказали, что чем больше комиссия
задает вопросов, то тем более интересной ей кажется тема доклада. Но это было
потом. В процессе же защиты мне казалось, что все идет далеко не самым интересным
образом.
Так что все завершилось благополучно. Ура, ура, ура! В недостаток работе отнесли
то, что "автор вынес в теоретическую часть собственнные наработки по данной
теме". Вот тебе раз! Оказывается, это недостаток. А я думал, что это хорошо.
Тем более, что никакой литературы в этом направлении, которая хоть примерно
пытается понять, есть ли разница между обманом в Интернете и обманом в реальной
жизни, не существует, или я ее не нашел. О чем честно сказал комиссии. Что придумал
систему шкал, атомизирующих и уточняющих каждое обманное действие, после чего
оно приобретает целый ряд признаков, и на этом основании его легко можно сравнивать
с иными обманами, обладающими другими наборами признаков. В принципе, даже шкалы
я не придумывал, а просто взял за образцы различия обманных действий в терминологии
Экмана, Знакова, Дубровского, приплел к этому Фромма, и получилось очень даже
ничего. Но, как я уже сказал, это неправильно. Теория, от и до, придумывается
более умными и компетентными дядьками с бородами. Нажа же задача: взять их теории
и их методы, и приложить к тому или иному аспекту реальности, после чего сделать
какой-нибудь важный вывод. А самому методы придумывать? Нет, это недостаток.
Студент ничего умного придумать не может по определению. На то он и студент.
Он учиться пришел, а не учить.
Но это все мелочи жизни, как говорится. Путь пройден, все преграды преодолены,
все защиты выдержаны, и это здорово! Так что меня можно поздравить. А вам, мои
дорогие читатели, высказываю свою благодарность за помощь и поддержку. За вашу
активность, инициативу и участие в работе. За ваш интерес. За все ваши теплые
слова и пожелания, которые я услышал. Спасибо вам! Спасибо всем нам! Ура! Виват!
Салют!
Дипломную работу, как и обещал, выложил в архив. Так что, кому интересно, может
скачать. В принципе, все самое интересное я уже опубликовал в рамках проекта
Интерактивный диплом", но там был полностью опущен научный стиль, цитирование
и прочее. Диплом, разумеется, содержит в себе все нюансы научного оформления.
Ну и, конечно, практическую часть, которая, в силу большого количества цифр,
не была опубликована. Так что забирайте, кому интересно.
Ссылка на архив:
http://novocybersk.ru/vital/index.php3?download
С уважением, Вит Ценев.
URL: http://novocybersk.ru/vital/index.php3
e-mail: forvit@yandex.ru