3 часть, концовка: Дзен парадоксален, потому что Дзен не является философией
Но в этом столетии наука, наконец, признала правоту Канта. Сейчас Гейзенберг в физике и Гёдель в математике показали эти неизбежные ограничения человеческого разума. Они открыли нам понимание природы, которая по сути своей иррациональна и парадоксальна. Чтобы мы ни говорили о природе, все неправильно. Все принципы не работают в ней, потому что природа и разум – не синонимы, природа выше здравого смысла. А Дзен – не философия; Дзен – зеркало, это отражение того, что есть. Дзен передает только
то, что есть. Он не привносит в это человеческую философию, у него нет выбора, он ничего не добавляет, он ничего не выбрасывает. Вот почему Дзен парадоксален – потому что жизнь парадоксальна. Ты просто видишь и ты понимаешь.
Ты любишь человека, и в то же время ненавидишь его. Тогда твой ум говорит, что это нехорошо, мы не должны так поступать. Поэтому ты притворяешься, что ты не делаешь этого. Но это невозможно. Если ты действительно хочешь отбросить ненависть, тогда тебе нужно будет расстаться и с любовью. Но тогда они исчезнут и придет безразличие. В этом и состоит парадоксальность самой природы – день и ночь, лето и зима, Бог и Дьявол – они вместе.
Дзен говорит, что если ты заявляешь, что Бог – это хорошо, тогда откуда берется плохое, откуда приходит зло? Вот что сделали религии – Православие, Ислам, Иудаизм, они разделили Бога и Дьявола. Зло исходит от Дьявола, а все хорошее от Бога. Бог означает хорошее. Но как же появился Дьявол? Из-за этого у них появилась проблема и, в конце концов, им пришлось признать, что Бог создал Дьявола тоже. Но где в этом смысл, зачем ходить такими окружными путями? Если Дьявола создал Бог, тогда Бог остается
единственным создателем существования, тогда Бог – ее единственный творец. Получается, что бы ни происходило, все исходит от него, и это он парадоксален. Вот что говорит Дзен. Бог парадоксален. Он также парадоксален, как и существование. Бог – это другое имя для описания существования, для описания цельности существования.
Поняв однажды эту парадоксальность, ты почувствуешь великую тишину. В ней не будет выбора, не будет смысла, тогда все станет на свои места. Ты не можешь стать святым, потому что если ты захочешь стать святым, тебе придется отрицать дьявола в себе; тебе придется разделить себя на две части. Ты будешь вынужден упрятать своего дьявола в живот, этот дьявол там поселиться и будет продолжать саботировать твою «святость».
Дзен оздоровит человечество. Он говорит, что вы содержите в себе оба эти качества. Примите их. Не отрицайте, не выбирайте; примите и то и другое. В этом принятии заключена трансцендентность, именно в принятии ты и не святой и не дьявол. Таков святой человек - ни плохой, ни хороший, или и то и другое вместе. А когда человек видит в себе эти качества, осознанно их видит, эти противоположности нейтрализуют друг друга. Попытайся понять: это одно из самых фундаментальных понятий. Когда ты принимаешь
и плохое и хорошее, и ты не выбираешь, хорошее и плохое нейтрализуют друг друга, плюс и минус взаимно уничтожаются. Внезапно появляется тишина, нет ни плохого, ни хорошего; есть только существование, без суждений. Дзен не дает оценку, не осуждает, не оценивает. Он дает тебе полную свободу быть.
Ошо
Письма пишите мне на e-mail. Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке.