2 часть, продолжение: Дзен парадоксален, потому что Дзен не является философией
Но ты создал сказку. Ты выбрал несколько частей, а несколько выбросил и создал образ. Этот образ не будет вечным. Как только закончиться медовый месяц, реальность начнет заявлять о себе. Реальность нельзя победить твоим воображением и твоими мечтами, рано или поздно нужно будет посмотреть в глаза реальности. Да, ты можешь оттянуть этот момент, но это не может длиться вечно. А когда реальность заявит о себе…
Она заявит о себе в повседневной жизни. Когда ты встречаешься с женщиной раз в день на пляже, она - абсолютно другое животное. Ты тоже - абсолютной другой вид животного. Встреча на час, она к ней подготовилась, она к ней готова, она отрепетировала эту встречу, она провела перед зеркалом много времени. Ты не увидишь ее такой же, если ты начнешь с ней жить двадцать четыре часа в сутки; у нее не будет возможности также подготовиться и все отрепетировать. Со временем она начнет забывать тебя. Она
будет прихорашиваться только тогда, когда вы будете собираться в кино, в противном случае она не будет беспокоиться о своей внешности.
Потом ты увидишь кое-что новое, что ты еще никогда не видел. Затем мелочи жизни, ее обыденность, станут более заметны. Она начнет спорить по мелочам, и ты тоже начнешь с ней браниться. Из-за мелочей вы будете злиться, ворчать и ссориться – ты этих вещей никогда не видел на пляже. На пляже ты видел полную луну и волны. На пляже эта женщина не спорила с тобой; чтобы она не говорила, ты отвечал «да», чтобы ты не говорил, она отвечала «да». Вы были так решительно настроены только на «да», что сказать
«нет» в тот момент представлялось невозможным. Но «нет» не может ждать вечно, оно поднимется на поверхность, оно выйдет наружу. В тот момент, когда «нет» выйдет наружу, твой образ начнет разваливаться на части. Тогда ты подумаешь, что женщина как-то неправильно к тебе относиться.
Этот пример относиться не только к отношениям между женщиной и мужчиной, таковой является вся история философии. Каждая философия так поступает. Каждая философия выбирает несколько фрагментов реальности, и старается не замечать оставшиеся ее части. Из-за этого в каждой философии есть лазейки, в каждой философии есть течь, каждую философию можно раскритиковать – и это нужно делать. Те, кто верит в нее, возможно, притворяются, что не видят этих лазеек, но те, кто в нее не верят, видят только
ее недостатки – они выбрали другую сторону. Каждая философия подвергалась критике, справедливой критике. Получается, что у каждого своя правда.
Это происходит не только с философией, но и с наукой тоже. Мы создаем определенную теорию, и потом у этой теории наступает свой «медовый месяц». Несколько лет все идет великолепно. Затем реальность начинает заявлять о себе. Реальность привносит некоторые факты и с теорией начинаются проблемы, потому что мы исключили эти факты. Эти факты будут протестовать, будут саботировать вашу теорию, они будут заявлять о себе. В восемнадцатом столетии наука была стабильной, но сейчас этой стабильности уже
нет. Сейчас пришла новая теории: теория неопределенности.
Всего лишь сто пятьдесят лет назад в Германии Иммануил Кант понял это. Он говорил, что разум очень ограничен; он видит только определенную часть реальности и начинает верить, что это целое. В этом заключается проблема. В конце концов, мы обнаруживаем другие реальности и старое «цельное» представление о реальности вступает в конфликт с новым видением. Иммануил Кант попытался показать, что существуют неизбежные ограничения для разума, что разум очень ограничен. Но, кажется, никто его не услышал,
никому не было никакого дела до Иммануила Канта. Никого сильно не волновали философы.
Письма пишите мне на e-mail. Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке.